Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
СНОВА РЫБОВ ПОКАЗЫВАЮ
Нет, это не сушёная вобла для закуси, и палка на картине - отнюдь не удочка. Перед вами - украшение для Праздника мальчиков (ныне День детей), который отмечают в Японии сегодня, 5 мая.
В период Эдо (1603–1867 гг.) это было ежегодное событие, чтобы отпраздновать рождение мальчика и пожелать ему здоровья и успеха в жизни. В самурайских домах вывешивали вертикальные знамёна с фамильными гербами и изображениями укротителя демонов Чжан Куя – легендарного китайского персонажа. А простые горожане выставляли "коинобори" – тряпичные ветроуказатели в форме карпов. Образ карпа был также взят из древней китайской легенды, рассказывающей о превращении карпа, плывущего вверх по водопаду, в дракона. Карп – это рыба, которая бодро плавает даже в бурных реках и взбирается на водопады. Поэтому такая символика являлась пожеланием, чтобы дети росли крепкими и решительными, как сильный и удачливый карп.
На первой гравюре (1857 г.) авторства Хиросигэ на заднем плане изображён жилой район самураев Суругадай со множеством праздничных знамён. К району ведёт мост Суйдобаси, который как раз пересекает самурайская процессия. Развевающийся на ветру "коинобори" горожан (которые жили на противоположной от самураев стороне моста) по сути является акцентом всей композиции. Такой масштаб фигуры карпа на переднем плане можно считать сатирическим намёком на спад влияния самураев.
Вторая гравюра (1885 г.) Тиканобу демонстрирует самурайскую резиденцию и импровизированное детское сражение под присмотром наставника. В левом нижнем углу мы видим портрет укротителя демонов, а в правом верхнем – большого ветрового карпа и подвешенные к карнизу листья ириса для отпугивания зла. Третья гравюра (1840 г.) с играющими детьми на празднике принадлежит Куниёси.
Изначально Праздник мальчиков был создан для того, чтобы отгонять болезни ("демонов"), поскольку люди становились уязвимы для заболеваний во время смены климата: после окончания весны и до наступления лета.
#УтагаваХиросигэ #фукэйга #пейзажи #рыбовпоказываю #минуткаистории #интересности
Нет, это не сушёная вобла для закуси, и палка на картине - отнюдь не удочка. Перед вами - украшение для Праздника мальчиков (ныне День детей), который отмечают в Японии сегодня, 5 мая.
В период Эдо (1603–1867 гг.) это было ежегодное событие, чтобы отпраздновать рождение мальчика и пожелать ему здоровья и успеха в жизни. В самурайских домах вывешивали вертикальные знамёна с фамильными гербами и изображениями укротителя демонов Чжан Куя – легендарного китайского персонажа. А простые горожане выставляли "коинобори" – тряпичные ветроуказатели в форме карпов. Образ карпа был также взят из древней китайской легенды, рассказывающей о превращении карпа, плывущего вверх по водопаду, в дракона. Карп – это рыба, которая бодро плавает даже в бурных реках и взбирается на водопады. Поэтому такая символика являлась пожеланием, чтобы дети росли крепкими и решительными, как сильный и удачливый карп.
На первой гравюре (1857 г.) авторства Хиросигэ на заднем плане изображён жилой район самураев Суругадай со множеством праздничных знамён. К району ведёт мост Суйдобаси, который как раз пересекает самурайская процессия. Развевающийся на ветру "коинобори" горожан (которые жили на противоположной от самураев стороне моста) по сути является акцентом всей композиции. Такой масштаб фигуры карпа на переднем плане можно считать сатирическим намёком на спад влияния самураев.
Вторая гравюра (1885 г.) Тиканобу демонстрирует самурайскую резиденцию и импровизированное детское сражение под присмотром наставника. В левом нижнем углу мы видим портрет укротителя демонов, а в правом верхнем – большого ветрового карпа и подвешенные к карнизу листья ириса для отпугивания зла. Третья гравюра (1840 г.) с играющими детьми на празднике принадлежит Куниёси.
Изначально Праздник мальчиков был создан для того, чтобы отгонять болезни ("демонов"), поскольку люди становились уязвимы для заболеваний во время смены климата: после окончания весны и до наступления лета.
#УтагаваХиросигэ #фукэйга #пейзажи #рыбовпоказываю #минуткаистории #интересности
СВЯТАЯ ВОДА ЭДО
Да это же эротика чистой воды! Вы только посмотрите на пленительных кунисадовских дев, принимающих ирисовую ванну: ведь так и манят, чертовки!
Изображённая здесь купальня находится в частном доме (!): то есть это НЕ общественная баня, как может показаться на первый взгляд, а личная ванна. Такую роскошь могли себе позволить только зажиточные торговцы или самураи. Стало быть, перед нами — жилище "важного" человека. Хотя в банях тоже купались в ирисах, преподнося смотрителю бани небольшой подарок за цветы.
На этой гравюре (ок. 1835 г.) авторства Кунисады мы опять видим подвешенные к карнизу ирисы, которые согласно устным преданиям считались травами от злых духов. В период Эдо (1603–1867 гг.) также молились об избавлении от болезней, добавляя корни и листья ириса в горячую воду во время купания (приглядитесь: потрёпанный пучок ирисовых листьев лежит возле кадки). К тому же, аромат листьев и стеблей оказывал расслабляющее действие. Кстати, суеверия про отпугивание ирисами всякой нечисти пришли из Китая, где корень этого растения использовался в качестве средства (добывали эфирное масло?) для циркуляции крови и снятия усталости. Прямо-таки наш русский берёзовый веник!
А ещё листья ирисов вплетали в волосы, оборачивая вокруг головы в виде повязок. Этим, разумеется, промышляли дамы.
В Японии ирис растёт по краям прудов и рек во всех регионах, образуя целые колонии. Растение стало ассоциироваться с мальчиками и мужественностью из-за похожей на меч формы его листьев и названия: "сёбу" (ирис) перекликается по произношению с омонимом "сёбу" (военный дух). Ирисами зачастую украшали доспехи военачальников, а во время Праздника мальчиков была очень популярна игра, в которой ребятишки шлёпали связками листьев по земле с целью издать самый громкий звук. И во вчерашней публикации есть гравюра, изображающая это веселье. Как говорится, за каждым успешным мужчиной лежит в хлам избитаякрапива ирисовая связка.
#УтагаваКунисада #бидзинга #красавицы #минуткаистории #интересности #частьтриптиха
Да это же эротика чистой воды! Вы только посмотрите на пленительных кунисадовских дев, принимающих ирисовую ванну: ведь так и манят, чертовки!
Изображённая здесь купальня находится в частном доме (!): то есть это НЕ общественная баня, как может показаться на первый взгляд, а личная ванна. Такую роскошь могли себе позволить только зажиточные торговцы или самураи. Стало быть, перед нами — жилище "важного" человека. Хотя в банях тоже купались в ирисах, преподнося смотрителю бани небольшой подарок за цветы.
На этой гравюре (ок. 1835 г.) авторства Кунисады мы опять видим подвешенные к карнизу ирисы, которые согласно устным преданиям считались травами от злых духов. В период Эдо (1603–1867 гг.) также молились об избавлении от болезней, добавляя корни и листья ириса в горячую воду во время купания (приглядитесь: потрёпанный пучок ирисовых листьев лежит возле кадки). К тому же, аромат листьев и стеблей оказывал расслабляющее действие. Кстати, суеверия про отпугивание ирисами всякой нечисти пришли из Китая, где корень этого растения использовался в качестве средства (добывали эфирное масло?) для циркуляции крови и снятия усталости. Прямо-таки наш русский берёзовый веник!
А ещё листья ирисов вплетали в волосы, оборачивая вокруг головы в виде повязок. Этим, разумеется, промышляли дамы.
В Японии ирис растёт по краям прудов и рек во всех регионах, образуя целые колонии. Растение стало ассоциироваться с мальчиками и мужественностью из-за похожей на меч формы его листьев и названия: "сёбу" (ирис) перекликается по произношению с омонимом "сёбу" (военный дух). Ирисами зачастую украшали доспехи военачальников, а во время Праздника мальчиков была очень популярна игра, в которой ребятишки шлёпали связками листьев по земле с целью издать самый громкий звук. И во вчерашней публикации есть гравюра, изображающая это веселье. Как говорится, за каждым успешным мужчиной лежит в хлам избитая
#УтагаваКунисада #бидзинга #красавицы #минуткаистории #интересности #частьтриптиха
"ТОЛЬКО СИНЬ СОСЁТ ГЛАЗА!"
... воскликнул бы Есенин, глядя на этот потрясающий триптих в жанре "айдзури-э" (синие картины). "Голу́бки" с гравюры авторства Кэйсая Эйсэна музицируют на верхнем этаже ресторана с видом на реку Сумида. По датировке работа относится к 1830 году - самому началу популяризации оттенка берлинской лазури.
Бесспорно, ловкое использование синего цвета в искусстве укиё-э поистине завораживает. И это даже несмотря на то, что сейчас подобные оттенки уже не кажутся нам какой-то экзотикой. Однако в те далёкие времена получение стабильного синего цвета было непростой задачей.
Всё изменилось примерно в 1705 году, когда швейцарский пигментщик Иоганн Якоб Дизбах при изготовлении красного пигмента что-то там нахимичил с составом (чтобы сэкономить) и случайно синтезировал стойкий синий краситель, который назвали прусской (берлинской) лазурью. Это стало действительно важным открытием, потому как ранее подобные оттенки можно было получить только путём дробления дорогостоящего драгоценного камня лазурита, а его добывали аж в горах Афганистана!
В итоге Европу охватила "синяя лихорадка", и по последнему писку моды посинело всё: от одежды до обоев. Порой доходило до абсурда: люди окрашивали в синий даже чайные листья, что, подозреваю, было крайне токсично...
Только спустя сотню лет, в начале 1800-х годов, один китайский предприниматель чуток видоизменил состав синего пигмента и вывел этот оттенок на азиатские рынки.
Появление синего цвета в Японии также вызвало всеобщий ажиотаж: эдосцы пришли в восторг от вариаций ярких оттенков, которых они прежде не видели. Поэтому начиная с 1830 года, когда пигмент стал широкодоступен, художники начали активно использовать его в популярных работах. В этот самый момент берлинская лазурь внезапно стала достаточно дешёвой для гравюр.
P. S. Если задуматься, то без ошибки швейцарского пигментщика мы никогда бы не увидели такие шедевры, как, например, хокусайская "Волна".
#КэйсайЭйсэн #бидзинга #красавицы #айдзуриэ #синиекартины #жанры #триптих #интересности #редкость
... воскликнул бы Есенин, глядя на этот потрясающий триптих в жанре "айдзури-э" (синие картины). "Голу́бки" с гравюры авторства Кэйсая Эйсэна музицируют на верхнем этаже ресторана с видом на реку Сумида. По датировке работа относится к 1830 году - самому началу популяризации оттенка берлинской лазури.
Бесспорно, ловкое использование синего цвета в искусстве укиё-э поистине завораживает. И это даже несмотря на то, что сейчас подобные оттенки уже не кажутся нам какой-то экзотикой. Однако в те далёкие времена получение стабильного синего цвета было непростой задачей.
Всё изменилось примерно в 1705 году, когда швейцарский пигментщик Иоганн Якоб Дизбах при изготовлении красного пигмента что-то там нахимичил с составом (чтобы сэкономить) и случайно синтезировал стойкий синий краситель, который назвали прусской (берлинской) лазурью. Это стало действительно важным открытием, потому как ранее подобные оттенки можно было получить только путём дробления дорогостоящего драгоценного камня лазурита, а его добывали аж в горах Афганистана!
В итоге Европу охватила "синяя лихорадка", и по последнему писку моды посинело всё: от одежды до обоев. Порой доходило до абсурда: люди окрашивали в синий даже чайные листья, что, подозреваю, было крайне токсично...
Только спустя сотню лет, в начале 1800-х годов, один китайский предприниматель чуток видоизменил состав синего пигмента и вывел этот оттенок на азиатские рынки.
Появление синего цвета в Японии также вызвало всеобщий ажиотаж: эдосцы пришли в восторг от вариаций ярких оттенков, которых они прежде не видели. Поэтому начиная с 1830 года, когда пигмент стал широкодоступен, художники начали активно использовать его в популярных работах. В этот самый момент берлинская лазурь внезапно стала достаточно дешёвой для гравюр.
P. S. Если задуматься, то без ошибки швейцарского пигментщика мы никогда бы не увидели такие шедевры, как, например, хокусайская "Волна".
#КэйсайЭйсэн #бидзинга #красавицы #айдзуриэ #синиекартины #жанры #триптих #интересности #редкость
НОГИ ВАН ГОГА
Мы с вами здесь уже неоднократно разбирали, откуда у картин Ван Гога ноги растут. Увы, интернет в то время ещё не изобрели, и художнику приходилосьпить абсент коллекционировать оригиналы дизайнерских гравюр японских мастеров для вдохновения и изучения.
Когда мне хочется получить свежую порцию визуальной эстетики, я захожу на авторский канал Ноги Ван Гога. Слежу за ним с самого начала своего активного пребывания в Телеграме: помню, когда только наткнулась на блог с таким необычным названием, то просто не смогла пройти мимо!
Не будет преувеличением сказать, что это настоящая библиотека в миниатюре по искусству XIX-XXI веков! Автор блога Валерия находит очень самобытных художников, рассказывает о связи моды и живописи и даже проводит занимательные искусствоведческие викторины. Кажется, здесь можно найти буквально всё: начиная от любопытных и порой забавных фактов о Пикассо, Дали или Дега, до шедевров моды, редкого винтажа и впечатляющих работ современного арта.
🌸 Особенно мне нравятся статьи о женщинах в искусстве:
• Бабушка Мозес - самоучка, рисующая шедевры в 76 лет!
• Соня Делоне, заставившая женщин полюбить геометрию
• Сюзанна Валадон - натурщица, которая стала художницей
• Элизабет Сонрель - прерафаэлитка, забытая почти на полвека
• Сесиль Давидовичи и живопись вышивки
• Тамара Лемпицкая и её независимые женщины
• Вирджиния Фрэнсис Стерретт и её волшебные сказки
• Флоренс Сьюзан Харрисон и её романтичные девы
Безумно стильный и уютный блог.
От всей души рекомендую! ❤️🔥
#любимыеблоги #рекомендация
Мы с вами здесь уже неоднократно разбирали, откуда у картин Ван Гога ноги растут. Увы, интернет в то время ещё не изобрели, и художнику приходилось
Когда мне хочется получить свежую порцию визуальной эстетики, я захожу на авторский канал Ноги Ван Гога. Слежу за ним с самого начала своего активного пребывания в Телеграме: помню, когда только наткнулась на блог с таким необычным названием, то просто не смогла пройти мимо!
Не будет преувеличением сказать, что это настоящая библиотека в миниатюре по искусству XIX-XXI веков! Автор блога Валерия находит очень самобытных художников, рассказывает о связи моды и живописи и даже проводит занимательные искусствоведческие викторины. Кажется, здесь можно найти буквально всё: начиная от любопытных и порой забавных фактов о Пикассо, Дали или Дега, до шедевров моды, редкого винтажа и впечатляющих работ современного арта.
🌸 Особенно мне нравятся статьи о женщинах в искусстве:
• Бабушка Мозес - самоучка, рисующая шедевры в 76 лет!
• Соня Делоне, заставившая женщин полюбить геометрию
• Сюзанна Валадон - натурщица, которая стала художницей
• Элизабет Сонрель - прерафаэлитка, забытая почти на полвека
• Сесиль Давидовичи и живопись вышивки
• Тамара Лемпицкая и её независимые женщины
• Вирджиния Фрэнсис Стерретт и её волшебные сказки
• Флоренс Сьюзан Харрисон и её романтичные девы
Безумно стильный и уютный блог.
От всей души рекомендую! ❤️🔥
#любимыеблоги #рекомендация
ЛЮБОВЬ ЖИВЁТ 3 ГОДА
В палитре Ван Гога в последние годы жизни доминировали два основных цвета - жёлтый и синий. Прямо как на этой гравюре из вангоговской коллекции укиё-э, насчитывающей более 600 (!) разных отпечатков, которые он приобрёл в Париже у арт-дилера. Искусство Японии вдохновляло Ван Гога, возможно, сильнее, чем любое другое.
Винсент никогда не считал, что его работы должны быть фотографически точным изображением природы. Напротив, он писал реальность не такой, какой она была, а такой, какой он её воспринимал: вместо того чтобы воспроизводить пейзаж, Ван Гог стремился запечатлеть его душу. Именно поэтому художник был так очарован богатой стилизацией японских гравюр, изображавших мир через фантазию их авторов, уникальную символику образов.
Как я уже писала, Ван Гог не фанатично скупал всё подряд, а выбирал лишь те дизайны, которые могут пригодиться для его творчества.
Полагаю, узнать подробности про персонажей на гравюрах простому человеку тогда не представлялось возможным. Однако теперь благодаря интернету мы можем заниматься исследованиями искусства, не утруждая себя походами по музеям. А посему давайте продолжим разбирать коллекцию Винсента.
На картине (ок. 1842 г. ) авторства Куниёси представлены две сестры - красавицы Гио и Гидзё - в монашеских мантиях поверх цветочных кимоно. Обе барышни были популярными придворными танцовщицами ("сирабёси" - в народе их считали проститутками) в Киото. Постепенно Гио стала фавориткой (со всеми вытекающими) полководца Тайры-но Киёмори (я уже писала о нём здесь). Внезапно через 3 года совместного проживания во дворце Киёмори влюбился в новую танцовщицу - 16-летнюю провинциалку Хотокэ Годзэн, которую 20-летняя Гио поглупости доброте душевной сама же и "сосватала" своему господину. Бедную Гио вышвырнули как ненужную вещь, и она вернулась к сестре с матерью. В итоге все трое постриглись в монахини.
Довольно трагичный сюжет скрывается за такой светлой и в каком-то смысле даже романтичной картиной.
#УтагаваКуниёси #бидзинга #красавицы #коллекцияВанГога
В палитре Ван Гога в последние годы жизни доминировали два основных цвета - жёлтый и синий. Прямо как на этой гравюре из вангоговской коллекции укиё-э, насчитывающей более 600 (!) разных отпечатков, которые он приобрёл в Париже у арт-дилера. Искусство Японии вдохновляло Ван Гога, возможно, сильнее, чем любое другое.
Винсент никогда не считал, что его работы должны быть фотографически точным изображением природы. Напротив, он писал реальность не такой, какой она была, а такой, какой он её воспринимал: вместо того чтобы воспроизводить пейзаж, Ван Гог стремился запечатлеть его душу. Именно поэтому художник был так очарован богатой стилизацией японских гравюр, изображавших мир через фантазию их авторов, уникальную символику образов.
Как я уже писала, Ван Гог не фанатично скупал всё подряд, а выбирал лишь те дизайны, которые могут пригодиться для его творчества.
Полагаю, узнать подробности про персонажей на гравюрах простому человеку тогда не представлялось возможным. Однако теперь благодаря интернету мы можем заниматься исследованиями искусства, не утруждая себя походами по музеям. А посему давайте продолжим разбирать коллекцию Винсента.
На картине (ок. 1842 г. ) авторства Куниёси представлены две сестры - красавицы Гио и Гидзё - в монашеских мантиях поверх цветочных кимоно. Обе барышни были популярными придворными танцовщицами ("сирабёси" - в народе их считали проститутками) в Киото. Постепенно Гио стала фавориткой (со всеми вытекающими) полководца Тайры-но Киёмори (я уже писала о нём здесь). Внезапно через 3 года совместного проживания во дворце Киёмори влюбился в новую танцовщицу - 16-летнюю провинциалку Хотокэ Годзэн, которую 20-летняя Гио по
Довольно трагичный сюжет скрывается за такой светлой и в каком-то смысле даже романтичной картиной.
#УтагаваКуниёси #бидзинга #красавицы #коллекцияВанГога
РОМЕДЗЁ И ДЗЁРЭТТА
По канонуиндийских кабучных постановок о любви двое молодых людей без памяти влюбляются друг в друга, не подозревая, что их семьи - злейшие враги. Что немного странно, ведь родовые поместья разделяет всего лишь ширина одной реки.
На веерной гравюре "утива-э" (1840–1860 гг.) авторства Хиросигэ (он не только пейзажи гениально рисовал!) к популярной сцене из этой пьесы очень удачно выстроена композиция: река с цветущими по её берегам розовыми вишнёвыми деревьями становится чуть ли не главным героем всей картины.
Что особенно забавно: в довольно сложный сюжет японцы умудрились запихать дополнительную романтическую линию в виде любовного треугольника второстепенных персонажей, поперчив эту и без того ядерную смесь дерзкой попыткой госпереворота. Финал пьесы по-шекспировски трагичен. Кажется, в театре Кабуки по-другому и не бывает...
Исключительная редкость из архива библиотеки Висконсинского университета в Мэдисоне.
#УтагаваХиросигэ #пьесыКабуки #утиваэ #веернаягравюра #редкость
По канону
На веерной гравюре "утива-э" (1840–1860 гг.) авторства Хиросигэ (он не только пейзажи гениально рисовал!) к популярной сцене из этой пьесы очень удачно выстроена композиция: река с цветущими по её берегам розовыми вишнёвыми деревьями становится чуть ли не главным героем всей картины.
Что особенно забавно: в довольно сложный сюжет японцы умудрились запихать дополнительную романтическую линию в виде любовного треугольника второстепенных персонажей, поперчив эту и без того ядерную смесь дерзкой попыткой госпереворота. Финал пьесы по-шекспировски трагичен. Кажется, в театре Кабуки по-другому и не бывает...
Исключительная редкость из архива библиотеки Висконсинского университета в Мэдисоне.
#УтагаваХиросигэ #пьесыКабуки #утиваэ #веернаягравюра #редкость
ГОРДОСТЬ ЯПОНИИ
Укиё-э, расцвет которого, несомненно, пришёлся на период Эдо (1603–1868 гг.), сразил наповал своими цветовыми сочетаниями и смелыми композициями не только известных художников вроде Ван Гога или Моне, но и обычных людей по всему миру. Зачастую именно это искусство представляет японскую культуру и является гордостью страны.
И что больше всего удивляет и одновременно восхищает меня в укиё-э, так это его общедоступность. Вы только задумайтесь: когда-то простолюдины имели возможность пачками скупать картины такого высокого качества!
В период Эдо в изготовлении укиё-э участвовали художники, резчики и печатники. Благодаря разделению труда работа выполнялась намного быстрее. И вы, возможно, не поверите, но традиционный процесс ксилографии сохранился до наших дней! Существуют аж несколько издательств, которые придерживаются тех же строгих стандартов, что и их коллеги из XIX века.
Например, Институт ксилографии Адати был основан в 1928 году с целью сохранения и передачи будущим поколениям традиций японской гравюры на дереве и её уникального метода печати. А ведь это было довольно рискованно, потому что в начале XX века простые японцы резко отвернулись от гравюр в пользу искусства фотографии.
К счастью, всё поменялось примерно в 1950-х годах на волне растущего интереса к ксилографии периода Эдо. Издательство "Адати" созвало лучших печатников и резчиков по дереву и с новыми силами стало выпускать качественные репринты работ величайших мастеров укиё-э.
Репродукции, созданные издательством Адати по оригинальной технологии с деревянных блоков, помогают людям увидеть те самые гравюры глазами жителей Эдо. Ведь гораздо приятнее любоваться на красочные картины, а не на выцветшие и грязные бумажки, поеденные червями и грибком. Помните: вся прелесть укиё-э - в их дизайне, а не в "древности". Вы только посмотрите, как заиграли свежими красками работы Хиросигэ из серии «36 видов на гору Фудзи»!
#УтагаваХиросигэ #фукэйга #пейзажи #минуткаистории
Укиё-э, расцвет которого, несомненно, пришёлся на период Эдо (1603–1868 гг.), сразил наповал своими цветовыми сочетаниями и смелыми композициями не только известных художников вроде Ван Гога или Моне, но и обычных людей по всему миру. Зачастую именно это искусство представляет японскую культуру и является гордостью страны.
И что больше всего удивляет и одновременно восхищает меня в укиё-э, так это его общедоступность. Вы только задумайтесь: когда-то простолюдины имели возможность пачками скупать картины такого высокого качества!
В период Эдо в изготовлении укиё-э участвовали художники, резчики и печатники. Благодаря разделению труда работа выполнялась намного быстрее. И вы, возможно, не поверите, но традиционный процесс ксилографии сохранился до наших дней! Существуют аж несколько издательств, которые придерживаются тех же строгих стандартов, что и их коллеги из XIX века.
Например, Институт ксилографии Адати был основан в 1928 году с целью сохранения и передачи будущим поколениям традиций японской гравюры на дереве и её уникального метода печати. А ведь это было довольно рискованно, потому что в начале XX века простые японцы резко отвернулись от гравюр в пользу искусства фотографии.
К счастью, всё поменялось примерно в 1950-х годах на волне растущего интереса к ксилографии периода Эдо. Издательство "Адати" созвало лучших печатников и резчиков по дереву и с новыми силами стало выпускать качественные репринты работ величайших мастеров укиё-э.
Репродукции, созданные издательством Адати по оригинальной технологии с деревянных блоков, помогают людям увидеть те самые гравюры глазами жителей Эдо. Ведь гораздо приятнее любоваться на красочные картины, а не на выцветшие и грязные бумажки, поеденные червями и грибком. Помните: вся прелесть укиё-э - в их дизайне, а не в "древности". Вы только посмотрите, как заиграли свежими красками работы Хиросигэ из серии «36 видов на гору Фудзи»!
#УтагаваХиросигэ #фукэйга #пейзажи #минуткаистории
РАЗВРАТНЫЕ КИСКИ
Когда правительство запретило портреты проституток, кошатник Куниёси смекнул, что пора зайти с козырей и начал рисовать своих любимых кошек... в образе проституток. Как говорится: "А ты докажи!"
В начале 1840-х годов сёгунат Токугава почувствовал, что его политическая власть слабеет. И это беспокойство вылилось в реформы годов Тэмпо (1841—1843 гг.) — серию строгих и репрессивных мер, направленных на усиление правительственного контроля. С целью "смягчить экономический кризис" публичная демонстрация роскоши и богатства была запрещена, а также был введён официальный запрет на любые изображения куртизанок и актёров Кабуки. Считалось, что в условиях новой реальности подобные картины могут подорвать имидж правительства и дать обществу идеалогически неправильные установки.
Но Куниёси с готовностью принял художественный вызов. Природная изобретательность позволила ему с ловкостью обходить всяческие ограничения. Бесконечная любовь к кошкам помогла использовать образы своих собственных питомцев в карикатурных или комических гравюрах, чтобы замаскировать реальных актёров и куртизанок. В некоторых работах Куниёси даже осмелился с юмором критиковать сёгунат, благодаря чему приобрёл ещё большую популярность у политически недовольных активистов. Кстати, после успеха Куниёси количество кошачьих гравюр действительно значительно увеличилось.
Эта веерная картина "утива-э" (ок. 1843 г.) показывает нам интерьер публичного дома. Клиенты-мужчины внимательно выбирают себе женщину для утех среди дам, выставленных для обзора в... клетках (!). Такая вот своеобразная витрина: подходи, любуйся, выбирай, плати, насилуй.
Разумеется, клиентам не рассказывали всю подноготную кварталов развлечений, иначе бы у мужчин волосы встали дыбом. Реклама борделей рисовала клиентам довольно оптимистичную картину: мол, соблазнительные куртизанки и сами не прочь покувыркаться с ними. Эта идея отлично продавалась.
#УтагаваКуниёси #утиваэ #веернаягравюра #кошкиКуниёси #кошки #Ёсивара #интересности
Когда правительство запретило портреты проституток, кошатник Куниёси смекнул, что пора зайти с козырей и начал рисовать своих любимых кошек... в образе проституток. Как говорится: "А ты докажи!"
В начале 1840-х годов сёгунат Токугава почувствовал, что его политическая власть слабеет. И это беспокойство вылилось в реформы годов Тэмпо (1841—1843 гг.) — серию строгих и репрессивных мер, направленных на усиление правительственного контроля. С целью "смягчить экономический кризис" публичная демонстрация роскоши и богатства была запрещена, а также был введён официальный запрет на любые изображения куртизанок и актёров Кабуки. Считалось, что в условиях новой реальности подобные картины могут подорвать имидж правительства и дать обществу идеалогически неправильные установки.
Но Куниёси с готовностью принял художественный вызов. Природная изобретательность позволила ему с ловкостью обходить всяческие ограничения. Бесконечная любовь к кошкам помогла использовать образы своих собственных питомцев в карикатурных или комических гравюрах, чтобы замаскировать реальных актёров и куртизанок. В некоторых работах Куниёси даже осмелился с юмором критиковать сёгунат, благодаря чему приобрёл ещё большую популярность у политически недовольных активистов. Кстати, после успеха Куниёси количество кошачьих гравюр действительно значительно увеличилось.
Эта веерная картина "утива-э" (ок. 1843 г.) показывает нам интерьер публичного дома. Клиенты-мужчины внимательно выбирают себе женщину для утех среди дам, выставленных для обзора в... клетках (!). Такая вот своеобразная витрина: подходи, любуйся, выбирай, плати, насилуй.
Разумеется, клиентам не рассказывали всю подноготную кварталов развлечений, иначе бы у мужчин волосы встали дыбом. Реклама борделей рисовала клиентам довольно оптимистичную картину: мол, соблазнительные куртизанки и сами не прочь покувыркаться с ними. Эта идея отлично продавалась.
#УтагаваКуниёси #утиваэ #веернаягравюра #кошкиКуниёси #кошки #Ёсивара #интересности
ЖЕНОПОДОБНЫЙ РЫЦАРЬ
Вот смотришь на красавчика с накрашенными губами (левый лист) и в памяти невольно всплывает утончённый образ напудренного принца Гэндзи. А всё потому, что перед нами - портрет Савамуру Таносукэ III - актёра, прославившегося своими женскими ролями. Художник ловко и очень тонко подчеркнул женственные черты его лица. Савамуру изображён в роли Оиси Тикары Ёсиканэ - сына самурая Оиси Кураносукэ Ёсио (правый лист), который возглавлял атаку 47 ронинов. На момент гибели за честь своего господина молодому человеку исполнилось всего лишь 16 лет.
Вы, наверное, удивитесь, но отец этого мальчика чуть ли не 2 года разрабатывал план убийства лорда Киры (в пьесе теара Кабуки - Ко-но Мороно). А чтобы отвести от себя подозрения, он часто якобы бездельничал в домах гейш в Киото и спускал там довольно много денег. Такая маскировка позволяла ему тайно координировать передвижения самураев, оставшихся верными его господину.
Для подобного времяпрепровождения в Японии существует даже специальный термин "хиру-андон" ("дневной фонарь"). Это устойчивое словосочетание используется для обозначения человека, который рассеян или бесполезен, и для насмешки над ним, потому что фонари, зажжённые днём, не служат никакой цели. Именно поэтому мне кажется, что художник неспроста нарисовал Савамуру с фонарём в руках: укиёшная символика должна была быть понятна поклонникам театра Кабуки того времени.
Серия «Биографии преданных и верных самураев» (1864-1865 гг.) была разработана незадолго до смерти Кунисады в возрасте 79 лет. Возможно, в создании этих гравюр участвовали некоторые его ученики: всё-таки сказывались преклонные годы мастера. Однако на всех работах стоит подпись Кунисады.
Поразительно сочные портреты в лучших традициях зрелого творчества художника. В очередной раз убеждаюсь в том, что кунисадовские театральные гравюры поистине являются непревзойдёнными шедеврами своего жанра.
#УтагаваКунисада #мусяэ #воины #47ронинов #Тюсингура #идиомы
Вот смотришь на красавчика с накрашенными губами (левый лист) и в памяти невольно всплывает утончённый образ напудренного принца Гэндзи. А всё потому, что перед нами - портрет Савамуру Таносукэ III - актёра, прославившегося своими женскими ролями. Художник ловко и очень тонко подчеркнул женственные черты его лица. Савамуру изображён в роли Оиси Тикары Ёсиканэ - сына самурая Оиси Кураносукэ Ёсио (правый лист), который возглавлял атаку 47 ронинов. На момент гибели за честь своего господина молодому человеку исполнилось всего лишь 16 лет.
Вы, наверное, удивитесь, но отец этого мальчика чуть ли не 2 года разрабатывал план убийства лорда Киры (в пьесе теара Кабуки - Ко-но Мороно). А чтобы отвести от себя подозрения, он часто якобы бездельничал в домах гейш в Киото и спускал там довольно много денег. Такая маскировка позволяла ему тайно координировать передвижения самураев, оставшихся верными его господину.
Для подобного времяпрепровождения в Японии существует даже специальный термин "хиру-андон" ("дневной фонарь"). Это устойчивое словосочетание используется для обозначения человека, который рассеян или бесполезен, и для насмешки над ним, потому что фонари, зажжённые днём, не служат никакой цели. Именно поэтому мне кажется, что художник неспроста нарисовал Савамуру с фонарём в руках: укиёшная символика должна была быть понятна поклонникам театра Кабуки того времени.
Серия «Биографии преданных и верных самураев» (1864-1865 гг.) была разработана незадолго до смерти Кунисады в возрасте 79 лет. Возможно, в создании этих гравюр участвовали некоторые его ученики: всё-таки сказывались преклонные годы мастера. Однако на всех работах стоит подпись Кунисады.
Поразительно сочные портреты в лучших традициях зрелого творчества художника. В очередной раз убеждаюсь в том, что кунисадовские театральные гравюры поистине являются непревзойдёнными шедеврами своего жанра.
#УтагаваКунисада #мусяэ #воины #47ронинов #Тюсингура #идиомы