Деликатесы Укиё-э | Рита Гафи
9.23K subscribers
911 photos
4 videos
223 links
Авторский блог о японской гравюре периода Эдо. Угощаю смыслами.

Реклама: @rita_gafi
Поэт-имажинист/филолог/лингвист

VK (25К): https://vk.com/ukiyoedelicatus

Поддержать работу:
5469550011384697 (Сбер)

Права защищены: копирование без спроса запрещено!
加入频道
БЕЛОЕ ЗОЛОТО ВОСТОКА

По легенде первые гравюры укиё-э попали в Европу в качестве обёрточной бумаги для керамики (об этом чуть позже). В XVII и XVIII веках европейские королевские особы и просто богатые люди восхищались восточной экзотикой и, особенно, белым фарфором, изготовленным в Китае и Японии. Фарфор называли "белым золотом": говорят, он стоил так дорого, а ажиотаж вокруг него был столь велик, что элитных солдат обменивали на всего лишь одну фарфоровую тарелку, привезённую с Востока (!).

Коллекционировать подобные вещи считалось статусным занятием, а также прекрасным средством для демонстрации хорошего вкуса. Для предметов из фарфора отводили целые комнаты, и эта мода постепенно распространилась на всю Европу. Японская керамика Арита ("арита-яки") пользовалась бешеной популярностью среди аристократии (в Европе Ариту называли Имари, по названию порта, из которого шли поставки).

Одним из самых увлечённых коллекционеров восточного фарфора был курфюрст Саксонии Август II Сильный (1670–1733 гг.). Он даже использовал этот фарфор в качестве эталона для производства собственной керамики, чтобы обогащать государство за счёт дорогостоящего экспорта своих изделий. Методом проб и ошибок исследователи сумели соорудить первую европейскую печь для обжига твёрдого фарфора в Мейсене, что изменило всю последующую историю западного фарфора. Именно фарфор Ариты оказал наибольшее влияние на немецкий Мейсен, который в итоге стал городом-побратимом японского Ариты.

На гравюрах авторства Кунисады рядом с красавицами можно заметить разнообразную керамическую посуду. И таких "фарфоровых" гравюр довольно много: главное - внимательно смотреть!

#УтагаваКунисада #бидзинга #красавицы #минуткаистории #интересности
СЕКСУАЛЬНАЯ ПОСУДА

Представьте: приходите вы в гости, а вам предлагают посуду с откровенными рисунками!

На этой любопытной гравюре плоские фарфоровые чашечки для саке ("сакадзуки") плавают в большой и тяжёлой фарфоровой вазе ("хайсэн"). В подобных вазах их промывали, прежде чем передать кому-то другому. Как я уже писала, японцы порой могли использовать столь массивные "тазики" для того, чтобы просто полюбоваться, как в них плавают чашечки! А посмотреть тут есть, на что: внутри каждой чашки присутствует эротическая картинка "сюнга", причём даже в декоре вазы мы видим изображение огромной лодочной сцены 18+, отсылающей зрителя к периоду Хэйан (794–1185 гг.), судя по костюмам сладкой парочки.

Кстати, не одна Япония может похвастаться сексуальной посудной тематикой. Возьмём, к примеру, не таких уж и древних греков: у них на старинных кувшинах для праздников периодически встречаются рисунки 18+ и даже полноростовые портреты перепивших людей, извергающих алкоголь обратно.

Фарфор периода Эдо, украшенный сюжетами "сюнга" встречается чрезвычайно редко. Эту уникальную гравюру (1833 г.) одни исследователи приписывают школе Утагава, другие - конкретно Утагаве Куниёси. Я взяла на себя смелость чуток почистить её от грязи в фоторедакторе, чтобы ничего лишнее не мешало нам созерцать такой раритет!

P. S. Рисунок фарфоровой вазы выполнен с помощью печати анилиновым красителем синего цвета ("айдзури-э"). Рядом с вазой, на лакированном приставном столике, виднеется чайник с изображением пионов.

#УтагаваКуниёси #сюнга #весенниекартинки #эротика #айдзуриэ #синиекартины #саке #интересности #редкость
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ПЬЁМ РАСТИШКУ!

Совершенно неожиданно на днях у нас здесь набралось более 6000 подписчиков (всего за 8 месяцев!)! И в этот раз я всё же успела заскринить круглое число 🔥

В честь такого радостного события предлагаю небольшой интерактив. Пишите в комментариях свои пожелания по поводу контента (или впечатления/критику), а я постараюсь в обозримом будущем включать эти материалы в график публикаций и делиться с вами своими находками.

P. S. Если вдруг у вас есть возможность поддержать автора этого канала в довольно непростой для него период, то буду признательна:

🌸 Cбep: 5469550011384697 (Б. М. В.)

Даже небольшая сумма очень меня выручит!

Напоминаю, что я намеренно не подключаю сообщество к рекламной бирже, чтобы показывать вам эротические гравюры и не захламлять канал об искусстве нетематической рекламой.

Если же у вас нет возможности поддержать канал финансово, то всё равно спасибо за активность! ❤️‍🔥 Ваши реакции на публикациях (эмодзи, комментарии и репосты) помогают мне определить вектор развития канала.

#оКанале #круглоечисло
ИРАССЯЙМАСЭ БЕЗ СЫРА!

Столько всего забавного можно прочитать о Японии:

1. Поклонитесь, если вам кланяются. Если вам это удастся, не поворачивайтесь спиной при выходе. Но не переусердствуйте, иначе вы станете полным гайдзином: не нужно кланяться кассиру в супермаркете!
2. Приготовьтесь к тому, что вы будете часто снимать и надевать обувь в храмах и ресторанах. Ни в коем случае не носите дырявые носки: вы поставите себя в неловкое положение, когда снимете обувь.
3. Высокотехнологичные японские унитазы с биде вымоют и высушат ваши нежные части тела по одному нажатию кнопки. Специальные аппараты с датчиком движения музыкально замаскируют любые неделикатные звуки.
4. В Японии нет обычая давать чаевые, и попытка добавить к вашему счёту больше, чем обычно, приведёт персонал в замешательство или смущение.
5. Любители сыра будут разочарованы. Японцы не особенно фанатеют от этого продукта и выбор довольно скуден. Хотя кое-где можно отыскать "крафтовый" сыр, а также дорогущие моцареллу и пармезан.
6. Продавцы или официанты, чуть завидя нового клиента, неизменно орут во весь голос "Ирассяймасэ!", что примерно означает "Добро пожаловать!"!


#укиёшныйюмор
ТРЕТИЙ - ЛИШНИЙ!

Изгоев в Японии называют "кая-но сото", что буквально можно перевести как "вне москитной сетки". В этом сочетании "кая" (蚊帳) — аналог москитной сетки, которую используют для защиты людей от кровососущих насекомых, таких как комары, а слово "сото" (外) обозначает "снаружи".

Посудите сами: внутри москитной сетки (== группировки/коллектива) безопаснее, чем за её пределами, где вас могут атаковать (==обижать/травить) разнообразные вредные твари. Именно из-за такой образности выражение "кая-но сото" и приобрело свой современный смысл. Кстати, оно также часто используется в значении "игнорировать кого-либо".

Москитные сетки на гравюрах, наверное, являются одним из самых сложных элементов, демонстрирующих искусность резчика. У самых опытных мастеров наиболее чётко передана полупрозрачность крупноячеистой сетки: это бесчисленные тончайшие линии, как и в реальном сетчатом полотне. Как я уже писала, для создания такого трёхмерного эффекта изображение сетки печаталось с использованием двух отдельных деревянных блоков, один из которых имел вертикальные линии, а другой - горизонтальные. Ширина вырезанных линий составляла всего 0,4 мм!

P. S. В архиве ВК я показывала только 2 листа из этого триптиха Утагавы Кунисады II под названием "Зеркало хорошей и плохой репутации молодых женщин" (1865 г.). Исправляюсь и демонстрирую его целиком. На левом листе теперь изображён актёр Кабуки в женском амплуа ("оннагата"): он находится "за пределами москитной сетки" (каяносотник!) и пытается подслушать тайный разговор двух персонажей, которых также играют актёры-мужчины. Исключительная редкость!

#УтагаваКунисадаII #якусяэ #актёрыКабуки #триптих #интересности #редкость #идиомы
АРИГАТО ГОДЗАИМАС!

"Оглсите весь сспссок, пжалста..." (с)

Большое спасибо всем 47 подписчикам, поддержавшим канал и лично админа! Были переводы даже по 50 рублей!

❤️ СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ:
Агату Л., Татьяну Г., Дарью П., Анонима с DRB, Ирину Б., Анатолия В., Елену Б., Наталью К., Елену Ф., Ольгу Е., Анастасию Н., Элеонору Р., Алексея С., Александру С., Светлану Г., Наталью К., Полину Л., Татьяну Р., Анонима с VTB, Марину В., Анну Т., Романа П., Надежду Т., Елену Р., Любовь С., Юлию С., Ольгу И., Илью Х., Анонима с C2C AMOBILE, Анастасию А., Валерию Р., Елену К., Дарью Ф., Анонима с card2card, Анастасию Д., Ирину К., Екатерину К., Светлану С., Наталью Г., Виктора Т., Татьяну И.,Татьяну А., Евгения Г., Анатолия В., Андрея М., Сергея М., Александру Г., Ольгу Е.

У меня сейчас очень непростой период, и ваша поддержка крайне важна! 🙏

P. S. Периодически вы замечаете здесь ТЕМАТИЧЕСКУЮ рекламу (японский язык, искусство) или взаимные рекомендации каналов коллег: прошу отнестись к этому с пониманием. Я так же покупаю (когда есть возможность) рекламу в других сообществах, ведь без вложений и взаимопиара ни один канал не развивается. Тем более, иногда приходится чистить блог от нагнанных конкурентами ботов, а это тоже влетает в копеечку (не одну тысячу рублей!).

#оКанале #благодарности
КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

Хрупкость и мощь. Грация и грузность. На этих замечательных портретных гравюрах самые известные красавицы своего времени Окита (левый лист) и Охиса (правый лист) представлены рядом с двумя самыми знаменитыми борцами сумо - Таникадзе (левый лист) и Оногавой (правый лист). На фоне огромных сумоистов утончённые барышни выглядят ещё более изящно! Эффектный контраст.

Художник Кацукава Сюнсё (1726–1792 гг.) стал новатором в изображении портретов. Он отказался от идеализации людей в пользу их узнаваемости. В первую очередь художника интересовали нюансы черт лица, характерная мимика, а не какой-то абстрактный образ. Такой подход привнёс индивидуализм абсолютно во все жанры гравюр. Кстати, Сюнсё воспитал плеяду талантливейших учеников, в числе которых был сам Хокусай!

#КацукаваСюнсё #бидзинга #красавицы #сумоэ #сумоисты
ТРАВКУ ВЫРАЩИВАЕМ?!

Первым городом-миллионером Нового времени стал японский город Эдо (старое название Токио). Несмотря на то, что центр Эдо был переполнен людьми, всего в нескольких минутах ходьбы от города можно было наслаждаться природой на полную катушку!

Весной традиционно занимались сбором дикорастущих трав. Горожане выходили на поля и поднимались в горы со своими корзинами, платками, коробками для завтрака (кто во что горазд!), наполняя их разнообразными полезными растениями. Полагаю, вы уже догадались, что это был не простой поход за лекарственными или овощными культурами, а попытка сбежать от утомительной суеты мегаполиса. Хотя, разумеется, такая практика появилась до того, как выращивание овощей вошло в привычку.

Считалось, что первые дикие травы (японцы были помешаны на всём "первом", но об этом позже) обладают мощной жизненной энергией и целебными свойствами. Из известных нам растений искали: полынь, мать-и-мачеху, дикий чеснок, рапс и пастушью сумку.

Такое времяпрепровождение было, скорее, развлечением, чем рутинной обязанностью. Горожане с удовольствием вырывали сорняки, слушая пение птиц и любуясь цветами и пейзажами. После неспешной "прополки" садились перекусить и выпить (ну а как иначе?!).

На этой потрясающей гравюре (1842–1846 гг.) под названием "Женские удовольствия четырех времён года: Весна" Куниёси изобразил красавиц, собирающих осоку (?) под цветущими вишнёвыми деревьями. Барышни заворачивают траву в "тэнугуи" (универсальные полотенца для рук). Обратите внимание на женщину с центрального листа триптиха: она как будто бы излишне сильно дёрнула сорняк и, не удержавшись на ногах, повалилась наземь под хохот своих подруг. Очень живой и забавный момент. За что я и обожаю укиё-э!

P. S. Только начинаю убеждать себя в том, что предпочитаю гравюры Кунисады, как сразу же нахожу подобные шедевры Куниёси! У Куниёси изображения красивых женщин довольно уникальны: позы, одежда и мимика каждой из дам отличаются большим разнообразием.

#УтагаваКуниёси #бидзинга #красавицы #триптих #интересности
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
СНОВА РЫБОВ ПОКАЗЫВАЮ

Нет, это не сушёная вобла для закуси, и палка на картине - отнюдь не удочка. Перед вами - украшение для Праздника мальчиков (ныне День детей), который отмечают в Японии сегодня, 5 мая.

В период Эдо (1603–1867 гг.) это было ежегодное событие, чтобы отпраздновать рождение мальчика и пожелать ему здоровья и успеха в жизни. В самурайских домах вывешивали вертикальные знамёна с фамильными гербами и изображениями укротителя демонов Чжан Куя – легендарного китайского персонажа. А простые горожане выставляли "коинобори" – тряпичные ветроуказатели в форме карпов. Образ карпа был также взят из древней китайской легенды, рассказывающей о превращении карпа, плывущего вверх по водопаду, в дракона. Карп – это рыба, которая бодро плавает даже в бурных реках и взбирается на водопады. Поэтому такая символика являлась пожеланием, чтобы дети росли крепкими и решительными, как сильный и удачливый карп.

На первой гравюре (1857 г.) авторства Хиросигэ на заднем плане изображён жилой район самураев Суругадай со множеством праздничных знамён. К району ведёт мост Суйдобаси, который как раз пересекает самурайская процессия. Развевающийся на ветру "коинобори" горожан (которые жили на противоположной от самураев стороне моста) по сути является акцентом всей композиции. Такой масштаб фигуры карпа на переднем плане можно считать сатирическим намёком на спад влияния самураев.

Вторая гравюра (1885 г.) Тиканобу демонстрирует самурайскую резиденцию и импровизированное детское сражение под присмотром наставника. В левом нижнем углу мы видим портрет укротителя демонов, а в правом верхнем – большого ветрового карпа и подвешенные к карнизу листья ириса для отпугивания зла. Третья гравюра (1840 г.) с играющими детьми на празднике принадлежит Куниёси.

Изначально Праздник мальчиков был создан для того, чтобы отгонять болезни ("демонов"), поскольку люди становились уязвимы для заболеваний во время смены климата: после окончания весны и до наступления лета.

#УтагаваХиросигэ #фукэйга #пейзажи #рыбовпоказываю #минуткаистории #интересности
СВЯТАЯ ВОДА ЭДО

Да это же эротика чистой воды! Вы только посмотрите на пленительных кунисадовских дев, принимающих ирисовую ванну: ведь так и манят, чертовки!

Изображённая здесь купальня находится в частном доме (!): то есть это НЕ общественная баня, как может показаться на первый взгляд, а личная ванна. Такую роскошь могли себе позволить только зажиточные торговцы или самураи. Стало быть, перед нами — жилище "важного" человека. Хотя в банях тоже купались в ирисах, преподнося смотрителю бани небольшой подарок за цветы.

На этой гравюре (ок. 1835 г.) авторства Кунисады мы опять видим подвешенные к карнизу ирисы, которые согласно устным преданиям считались травами от злых духов. В период Эдо (1603–1867 гг.) также молились об избавлении от болезней, добавляя корни и листья ириса в горячую воду во время купания (приглядитесь: потрёпанный пучок ирисовых листьев лежит возле кадки). К тому же, аромат листьев и стеблей оказывал расслабляющее действие. Кстати, суеверия про отпугивание ирисами всякой нечисти пришли из Китая, где корень этого растения использовался в качестве средства (добывали эфирное масло?) для циркуляции крови и снятия усталости. Прямо-таки наш русский берёзовый веник!

А ещё листья ирисов вплетали в волосы, оборачивая вокруг головы в виде повязок. Этим, разумеется, промышляли дамы.

В Японии ирис растёт по краям прудов и рек во всех регионах, образуя целые колонии. Растение стало ассоциироваться с мальчиками и мужественностью из-за похожей на меч формы его листьев и названия: "сёбу" (ирис) перекликается по произношению с омонимом "сёбу" (военный дух). Ирисами зачастую украшали доспехи военачальников, а во время Праздника мальчиков была очень популярна игра, в которой ребятишки шлёпали связками листьев по земле с целью издать самый громкий звук. И во вчерашней публикации есть гравюра, изображающая это веселье. Как говорится, за каждым успешным мужчиной лежит в хлам избитая крапива ирисовая связка.

#УтагаваКунисада #бидзинга #красавицы #минуткаистории #интересности #частьтриптиха
"ТОЛЬКО СИНЬ СОСЁТ ГЛАЗА!"

... воскликнул бы Есенин, глядя на этот потрясающий триптих в жанре "айдзури-э" (синие картины). "Голу́бки" с гравюры авторства Кэйсая Эйсэна музицируют на верхнем этаже ресторана с видом на реку Сумида. По датировке работа относится к 1830 году - самому началу популяризации оттенка берлинской лазури.

Бесспорно, ловкое использование синего цвета в искусстве укиё-э поистине завораживает. И это даже несмотря на то, что сейчас подобные оттенки уже не кажутся нам какой-то экзотикой. Однако в те далёкие времена получение стабильного синего цвета было непростой задачей.

Всё изменилось примерно в 1705 году, когда швейцарский пигментщик Иоганн Якоб Дизбах при изготовлении красного пигмента что-то там нахимичил с составом (чтобы сэкономить) и случайно синтезировал стойкий синий краситель, который назвали прусской (берлинской) лазурью. Это стало действительно важным открытием, потому как ранее подобные оттенки можно было получить только путём дробления дорогостоящего драгоценного камня лазурита, а его добывали аж в горах Афганистана!

В итоге Европу охватила "синяя лихорадка", и по последнему писку моды посинело всё: от одежды до обоев. Порой доходило до абсурда: люди окрашивали в синий даже чайные листья, что, подозреваю, было крайне токсично...

Только спустя сотню лет, в начале 1800-х годов, один китайский предприниматель чуток видоизменил состав синего пигмента и вывел этот оттенок на азиатские рынки.

Появление синего цвета в Японии также вызвало всеобщий ажиотаж: эдосцы пришли в восторг от вариаций ярких оттенков, которых они прежде не видели. Поэтому начиная с 1830 года, когда пигмент стал широкодоступен, художники начали активно использовать его в популярных работах. В этот самый момент берлинская лазурь внезапно стала достаточно дешёвой для гравюр.

P. S. Если задуматься, то без ошибки швейцарского пигментщика мы никогда бы не увидели такие шедевры, как, например, хокусайская "Волна".

#КэйсайЭйсэн #бидзинга #красавицы #айдзуриэ #синиекартины #жанры #триптих #интересности #редкость
НОГИ ВАН ГОГА

Мы с вами здесь уже неоднократно разбирали, откуда у картин Ван Гога ноги растут. Увы, интернет в то время ещё не изобрели, и художнику приходилось пить абсент коллекционировать оригиналы дизайнерских гравюр японских мастеров для вдохновения и изучения.

Когда мне хочется получить свежую порцию визуальной эстетики, я захожу на авторский канал Ноги Ван Гога. Слежу за ним с самого начала своего активного пребывания в Телеграме: помню, когда только наткнулась на блог с таким необычным названием, то просто не смогла пройти мимо!

Не будет преувеличением сказать, что это настоящая библиотека в миниатюре по искусству XIX-XXI веков! Автор блога Валерия находит очень самобытных художников, рассказывает о связи моды и живописи и даже проводит занимательные искусствоведческие викторины. Кажется, здесь можно найти буквально всё: начиная от любопытных и порой забавных фактов о Пикассо, Дали или Дега, до шедевров моды, редкого винтажа и впечатляющих работ современного арта.

🌸 Особенно мне нравятся статьи о женщинах в искусстве:
Бабушка Мозес - самоучка, рисующая шедевры в 76 лет!
Соня Делоне, заставившая женщин полюбить геометрию
Сюзанна Валадон - натурщица, которая стала художницей
Элизабет Сонрель - прерафаэлитка, забытая почти на полвека
Сесиль Давидовичи и живопись вышивки
Тамара Лемпицкая и её независимые женщины
Вирджиния Фрэнсис Стерретт и её волшебные сказки
Флоренс Сьюзан Харрисон и её романтичные девы

Безумно стильный и уютный блог.
От всей души рекомендую! ❤️‍🔥

#любимыеблоги #рекомендация