ЦАРИННА
5.45K subscribers
5.01K photos
675 videos
5 files
1.64K links
«Миф является выражением некоторого смысла, направляющего разум на инобытие» Плутарх

Богатый внутренний мир https://yangx.top/+5HyV50Ndl2w1YTUy

Дежурная пифия @Tsar1nna
加入频道
СЕРБСКИЙ РЕСТОРАН В МОСКВЕ,

где я только что ужинала, бесперебойно существует аж с 1977 г!
Аутентичный, насколько это возможно в другой стране.
Каймак и чевапи - отличные. Антураж вокруг тоже вполне балканский)

Одним словом, рекомендую!

#браћазаувек

Сербская кухня 👈🏻 изучить вопрос
ПУШКИН И ЕФРЕМ СИРИН

Память обоих - 10 февраля

Сирийский подвижник IV века написал молитву особенной важности. Согласно богослужебному уставу Молитва Еф­ре­ма Си­ри­на НЕ мо­жет со­вер­шать­ся ни чте­цом, НИ да­же дья­ко­ном (ко­то­ро­му доз­во­ля­ет­ся бо­го­слу­жеб­ное чтение Еван­ге­лия), НО лишь свя­щен­ни­ком.
Вот её текст, произносящийся с 16 поклонами (до реформ все они были земными):

Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го!
Дух празд­но­сти, уны­ния, лю­бо­на­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми.
Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви даруй ми, ра­бу Тво­е­му.
Ей, Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков. Аминь.


Летом 1836 г. Александр Пушкин сделал переложение молитвы:

От­цы пу­стын­ни­ки и же­ны непо­роч­ны,
Чтоб серд­цем воз­ле­тать во об­ла­сти за­оч­ны,
Чтоб укреп­лять его средь доль­них бурь и битв,
Сло­жи­ли мно­же­ство бо­же­ствен­ных мо­литв;
Но ни од­на из них ме­ня не уми­ля­ет,
Как та, ко­то­рую свя­щен­ник по­вто­ря­ет
Во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста;
Всех ча­ще мне она при­хо­дит на уста
И пад­ше­го кре­пит неве­до­мою си­лой:
Вла­ды­ко дней мо­их! Дух празд­но­сти уны­лой,
Лю­бо­на­ча­лия, змеи со­кры­той сей,
И празд­но­сло­вия не дай ду­ше мо­ей.
Но дай мне зреть мои, о Бо­же, пре­гре­ше­нья,
Да брат мой от ме­ня не при­мет осуж­де­нья,
И дух сми­ре­ния, тер­пе­ния, люб­ви
И це­ло­муд­рия мне в серд­це ожи­ви.


Сти­хо­тво­ре­ние вхо­дит в неза­вер­шен­ный «Ка­мен­но­ост­ров­ский цикл», сви­де­тель­ству­ю­щий о ду­хов­ном са­мо­углуб­ле­нии по­эта, понимавшего, что ско­ро ему суж­де­но пред­стать пред Су­ди­ёй вся­че­ских.
От­сю­да и ве­ли­ко­пост­ные – по­ка­ян­ные и про­щаль­ные – мо­ти­вы. И дей­стви­тель­но, услы­шать на зем­ле мо­лит­ву Еф­ре­ма Си­ри­на ра­бу Бо­жию Алек­сан­дру уже не до­ве­лось.

Пас­ха 1837 г. была поздняя. Выстрел у Черной Речки прозвучал до наступления Сырной Седмицы.

А в день св. Ефрема сердце поэта возлетело в области заочны

Источник
«Лучшее, что есть в русской поэзии, — это поздний Пушкин и ранний Пастернак».
В. Шаламов.

Есть такой день - 10 февраля. Когда умер Пушкин (10 февраля 1837) и родился Борис Пастернак (10 февраля 1890).
Святой Ефрем Сирин о причине землетрясений:

Вы надмили ум свой эллинским упоением, и безрассудно говорите, что землетрясения бывают от подземных ветров, а не от Господня посещения.

Итак, скажите, как это бывает: почему, когда сделается землетрясение, и одна полоса земли колеблется, при колебании одной и неколебании другой, колеблющаяся полоса не отделяется от неколеблющейся, но, как идет морская волна и после волнения вода опять возвращается в прежнее положение, так и колебания земли проходят в виде волн, и после землетрясения земля принимает прежнее положение?

Объясните нам еще и это: отчего при бывшем землетрясении горы в Армении, одна от другой отдаленные, столкнулись между собой, так что возгорелся огонь и поднялся весьма густой дым, который виден был на значительное расстояние? И еще: отчего горы, одна от другой отдаленные, стоят каждая в своем порядке и на своем месте?
Кто объяснит нам и следующее: отчего еще во время землетрясения мореплаватели приходят в ужас? и Поелику в корабль много раз ударяют волны с той или другой стороны, то землетрясение делается и для них ощутительным?
Поелику люльки, или постели, а также все снасти на корабле необыкновенным образом между собою сталкивается и колеблются, то мореплаватели при наступлении землетрясения приходят в ужас.

Итак, выслушайте вы и разумейте сказанное Апостолом, чтобы удостоиться вам истинной мудрости; ибо сказал он: Никтоже себе да прельщает: аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна.

Итак, отложив в сторону бредни эллинского скудоумия и исполнившись удивления пред владычеством Вседержителя Бога и пред чудесами Его, взывайте с Пророком: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. Ему слава во веки веков! Аминь.

IV век. Сирия
#10февраля

Читать слово 👈🏻 полностью

Св. Ефрем. Фреска церкви св. Ахиллия в Арилье, 1296 г. Сербия
Эта пятница непостная, друзья, не забываем!
Даже на масленице такого не будет.

Всем гениального вечера!
После стейка лучше потанцевать, проверено 😉

Ваш ресторанный критик-религиовед Пифия

#10февраля

Ресторан Воронеж. Москва #непостнаяпятница фото моё
ПУШКИН И СЕРБИЯ

Кто вам ещё об этом расскажет, друзья, если не Царинна?

Часть первая. Историческая

Был человек, Граф Савва Владиславич Рагузинский (1668-1738 ), серб по национальности. Этот сподвижник Петра I много трудился для экономики и дипломатии России, занимался образованием дворянской молодежи и строительством морского флота.

Представлял Россию в Риме и Венеции. Антонио Вивальди даже посвятил ему свою оперу.
В 1725 году был назначен полномочным послом России в Китае, где выполнил миссию с высоким искусством. Налаженные им связи работают до сих пор.

Награждён орденом Александра Невского и возведен в действительные статские советники .

- Круто, Инна, ну а Пушкин тут причём?

Делов том, что именно этот серб и привез в Москву того самого эфиопа Ибрагима Ганнибала.

Тоже была непростая история. Ибрагим был сыном африканского князя. Его захватили в плен и отправили к султану. Конечно, для любого серба дело чести - забрать пленника у турок, от которых они сами страдали уже четыре столетия. Вот Владиславич выследил «черного принца» и доставил в Москву.

Африканца подарили Петру I, который его крестил. Арап дослужился до поста главного военного инженера, а в 1759 году получил звание генерал-аншефа.

Во втором браке у Ибрагима-Абрама родился сын Осип Абрамович Ганибал, чья дочь Надежда Осиповна и родила Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил своему прадеду неоконченный роман "Арап Петра Великого".

Таким образом получается, что серб Савва Владиславич внес неоценимый вклад в развитие русской культуры и искусства.
Ведь без него не появился бы в России Пушкин!))
Согласны? 😉

До поездки в Сремские Карловцы я лично и знать не думала о Владиславиче. Случайно на улице увидела этот памятник, стало интересно.
Единственный сын Рагузинского постригся в монахи. Православие или смерть, браћа!

Это первая, но не единственная история, связывающая Солнце Русской Поэзии с Сербией.

Всё расскажу. Постепенно
Не переключайтесь))

#10февраля

Фото моё, сентябрь 2022 г. На памятнике надпись: «српски патриота»
ДЕМОН ДЛЯ ДЕМОНОВ

А Вы знали, что такие тоже бывают? Нет, это не Halloween, это день перенесения мощей святителя Игнатия Богоносца!

Субботствуем, как полагается)

#11февраля

Запись от 24 апреля 2021 для History of Christian Literature

Новый сезон будет. Скоро!
📕📗📘📚📖


https://youtu.be/vnJl4PPnB0A
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
О РЫБАКЕ И РЫБКЕ. СЕРБСКАЯ СКАЗКА (Пушкин и Сербия. Ч. 2)

У вас какая из сказок Пушкина самая любимая? У меня - именно эта. «О Рыбаке и Рыбке».

И вы не поверите, но Пушкин называл её сербской!

В 1833 году в период Болдинской осени Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке», использовав десятистопный стих сербского песенного стиха, и оставил в рукописи пометку: «14 окт. 1833, Болдино, 18-я сербская песня».
Очевидно, он признавал, что у этой сказки сербские корни, и хотел присоединить ее к остальным «Песням западных славян» (16 песен) и к «Хасанагинице», которую называл семнадцатой сербской песней.

Кроме стихотворного размера и авторской пометки («Сербская сказка»), с Сербия сближает и антилатинское настроение, присутствовавшие в первой редакции произведения. Старуха захотела быть… «римскою папою». Разнузданность и безумие старухи дошло, таким образом, до ереси.
Впоследствии Пушкин эту строфу убрал.
Но я вам её покажу. Вот она:

Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:

«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
«Добро, будет она римскою папой».

Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.

Мы уже видим, друзья, что Пушкин использовал эпический десятистопный сербский стих и сербскую тематику в целом ряде произведений.
Число 18 - немаленькое!
Но об этом речь ещё впереди.

Сегодня - сказка!

Ваш сербский пушкиновед Царинна

#11февраля
Иллюстрация Ивана Билибина

Закрепление материала: как сербы называют католиков? Подсказка 👈🏻
УБИЙСТВО ГРИБОЕДОВА. КТО ВИНОВАТ?

День дипломатического работника продолжается. 11 февраля 1829 г. произошла резня в русском посольстве в Тегеране.

Погибли 37 человек русского посольства и сам Грибоедов. Тело нашего посла, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам мундира и старому ранению.

Официальной причиной до сих пор является исламский фанатизм и «армянский вопрос».
Но, если это сделали сами персы, то откуда вдруг такая спланированная жестокость? И ещё более странно, зачем царь Николай так быстро их простил? Неужели 80-каратный алмаз «Шах» пленил его настолько? Не верится.

Тогда исполнился год с подписания Туркманчайского мирного договора, завершившего русско-персидскую войну 1826–1828.
По нему к России отошло практически все Закавказье. Договор подтверждал исключительное право России иметь в Каспийском море военный флот, усиливал наше влияние на Среднем Востоке и подрывал позиции Британии в Персии.

По меткой фразе Ф. Энгельса, "Туркменчайский договор превратил Персию в вассала России". Британцам было, о чем беспокоиться: договор открывал России путь дальше на Восток – в Индию.

У англичан всегда есть страх, что Россия отнимет у них Индию. Это - любимая английская фобия. Не удивительно, что вскоре после заключения мира, подстрекаемые Лондоном персы пытались уклониться от выполнения условий договора. Это вызвало ряд жестких протестов Грибоедова. И тогда-то группа иранцев, настраиваемая англо-саксами и совершила жуткий теракт.

Пресса умело подогревала антирусские настроения. Ведь информационную войну придумали не в XXI веке. Газеты цитировали фальшивое "Завещание Петра Великого". Дескать, русское мировое господство, согласно "Завещанию", неосуществимо без захвата Индии. А поэтому любой шаг России на Кавказе и в Азии воспринимался британскими политиками и прессой как начало операции по отъему "жемчужины Британской империи".

Обострение обстановки в городе Грибоедов заметил и докладывал об этом, но ни одно письмо из русской миссии в Тегеране не дошло. Кто-то перехватил.
Молчание Грибоедова встревожило русскую сторону. А вскоре пришли вести о трагедии.
Есть и такой показательный факт – часть служителей миссии оказалась в посольстве Англии по соседству, там были конюшни и именно там держали лошадей русского посольства.
Так вот, в момент мятежа толпа ворвалась и туда, русские были убиты даже на дипломатической территории Англии.
Англичанам же даже по части имущества не было никакого вреда. И очень подозрителен внезапный отъезд из Тегерана помощника посла Уиллока и других англичан. Ровно накануне бунта.

Потом посол Англии Макдональд своего заместиля Уиллока ‘слил’. После гибели Грибоедова он написал генерал-губернатору в Бомбее (Индия же!) , что знает об Уиллоке некие ужасные факты, и далее практически открытым текстом обвинял того в организации резни русских.

Юная Нино Чавчавадзе овдовела навеки. Россия лишилась поэта, который всегда в России больше, чем поэт.
А дипломатический скандал был улажен. Николай I сказал: "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие".

#11февраля
ТАЙНА ГРЕХА

С неделей о блудном сыне!
Вот, что пишет прп. Иустин Челийский (Поповић):

Лишь Евангелие Христово знает в полноте тайну греха, природу греха и все, что он скрывает в себе.
Евангельский блудный сын – совершенный пример раскаявшегося грешника (Лк. 15:11-32). Через его свободную волю в его жизни участвуют земля и небо, дьявол и Бог, рай и ад.
Грех постепенно истощает человека, лишает его всего Божиего, парализует в нем все божественное и устремленное к Богу, пока наконец не ввергнет его в зловонные объятия дьявола. И тогда он пасет свиней своего господина – дьявола. А свиньи – это страсти, всегда ненасытные. И такая жизнь – это не что иное, как безумие, исступление из себя, лишение разума. Ибо в потрясающей притче Господь говорит о блудном сыне: Пришед же в себя (Лк. 15:17).
Как? Покаянием. Да, человек от греха становится безумным. Каждый грех, даже малейший – это всегда безумие души, выход души из себя. Покаянием человек возвращает себе разум, приходит в себя. И, придя в себя, он сразу же вопиет к Богу, бежит к Нему, взывает к небу: Отче! согрешил против неба и пред Тобою (Лк. 15:21).
А Отец Небесный? Он всегда безмерно человеколюбив: увидев сына, спешащего к Нему с покаянием, Он сжалился над ним, побежал навстречу, обнял его и начал лобызать. И приказал Своим небесным слугам, святым Ангелам: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк.15:22-24).
Так бывает с каждым и ради каждого кающегося грешника: ликование на небе всечеловеколюбивого Господа Бога и всех святых Ангелов.
Раскаянный грех приводит покаявшегося грешника в объятия Бога, в вечное Царство любви нашего Небесного Отца. Нераскаянный же грех рождает в душе человеческой ад, чтобы затем низвергнуть его в вечный ад дьявола.

Господи, дай нам покаяние.

Подвижнические и гносеологические главы, 6

Фреска мон. Манасия (ХV в), Сербия. Фото Царинны
ЧТО ДУМАЛИ ТРИ СВЯТИТЕЛЯ ДРУГ О ДРУГЕ?

Интересно же! Давайте заглянем в первоисточнички. Итак 🔽🔽🔽

Иоанн Златоуст о Василии Великом:
Много было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовью ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они – людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковой охотой и ревностью занимались красноречием и одинаковые имели желания, проистекавшие от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходу из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях.
О священстве. Книга 1

Григорий Богослов о Василии:
В Василии красотою была добродетель, величием — богословие, шествием — непрестанное стремление и восхождение к Богу, силою — сеяние и раздаяние слова…
Что иное составляет сегодня приятность собрания? Что услаждает на пиршествах, на торжищах, в церквах, увеселяет начальников и подчиненных, монахов и уединенно-общежительных, людей бездолжностных и должностных занимающихся любомудрием внешним, или нашим? Везде одно и величайшее услаждение — это писания и творения Васильевы. После него не нужно писателям иного богатства, кроме его писаний.
Творения, т. 1

Василий Великий о Григории Богослове: Узнал я письмо твое, как узнают детей друга, по примечаемому сходству с родителямиТаково мое тебе сказание братской любви, о любезная глава! А ты соблаговоли вознаградить меня святыми своими молитвами, чтобы спастись мне от настоящего лукавого века и от безрассудных людей, освободившись же от всякого греха, а лучше сказать, отделившись от самого врага и наветника нашей жизни, чистым сердцем узреть в познании Бога всяческих, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь
Письмо к Григорию Богослову

Дружба как вид святости. Почему нет?
С праздником!
#12февраля
ГРАЧАНИЦА И СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ

В Белграде ещё идёт выставка, посвященная Грачанице и туда можно попасть бесплатно.

*Синдром Стендаля у меня там случился большой силы. Я думала, что после жизни и учебы во Флоренции у меня-то есть прививка. Ничего подобного. Нету прививки.

Провела я на выставке где-то полтора часа. Она бесподобная, фресок много, фотографировать разрешают.

Где-то на сороковой минуте у меня началось мерцание в глазах. Потом градус охвата зрения снизился. Потом зашумело в ушах и перед глазами поплыли черные точки.

На последних усилиях я кое-как написала отзыв и ушла. Благо, от улицы князя Михайло до гостиницы Москва дорога простая - надо идти всё время прямо (или как тут говорят «право»).

Вернулась я в гостиницу уже абсолютно слепая. Попросила портье пройти со мной в номер и найти в моих вещах таблетку.
После таблетки отключилась.

Паники не было. Я знаю, что это такое. Но, вы прочтите мой рассказ перед тем, как будете фото смотреть. А то вдруг вас тоже накроет))

*Синдро́м Стенда́ля или флорентийский синдром — психогенная реакция, характеризующаяся частым сердцебиением, головокружением и резким ухудшением самочувствия, которые вызывает стресс от эстетических переживаний.

Грачаница - монастырь, построенный в начале XIV в королем Стефаном Милутином (задужбина). Сейчас и сам монастырь и его фрески находятся под постоянной угрозой варварского уничтожения. Это Косово потому что.

Посмотрите на фигуру и на пластику Богоматери в момент Благовещения. На то, как Христос прощает грешницу и, они оба кланяются друг другу. На то, как Авраам приносит в жертву единственного сына. На то, как кровь Христа большими сгустками капает на головушку бедного Адама.
И, возможно, вы меня поймёте.
Но болеть, конечно, не надо! 😉

Косово je Србиja 🇷🇸
Все фото мои