Князь Ярославский
1.4K subscribers
1.17K photos
5 videos
5 files
297 links
Региональная история, культурное наследие.

Чат канала:
https://yangx.top/+2JV0Pz-0euhlNjEy

Написать автору канала:
@PavelKaramyshev

Поддержать автора канала:
2202 2050 4670 5205 (Сбербанк)
加入频道
В эту предполагаемую традицию плохо вписываются такие святые, как пророк Даниил, бессребреник Пантелеймон, святитель Афанасий Великий. В их именах мало чего-то царственного или воинственного, хотя русские князья Петры и Афанасии известны, был и один Пантелеймон (Изяслав Мстиславич, главный соперник Юрия Долгорукого в борьбе за киевский стол).

Пётр, Иоанн и Андрей больше ассоциируются не с воинами-мучениками или благоверными царями, а с апостолом Петром, пророком Иоанном Предтечей, апостолом Иоанном Богословом, святителем Иоанном Златоустом, апостолом Андреем Первозванным, святителем Андреем Критским и юродивым Андреем. Стоит иметь в виду, что именно к апостолу Андрею церковное предание относит проповедь Евангелия на территории будущей Руси, а юродивый Андрей, живший в Константинополе в IX-X веках, был родом из Скифии, и именно он увидел Покров Богородицы. Напомню, что праздник Покрова на Руси распространился благодаря князю Андрею Боголюбскому, который считал своим небесным покровителем юродивого Андрея.
Какой симпатичный отзыв, но я сам фильм не смотрел. Там ещё упоминается мультфильм "Князь Владимир" - вот его я смотрел, и готов подтвердить, что он очень удачен, в отличие от дорогущего, но абсолютно проходного "Викинга". Что вам попадалось интересного из кинематографа или мультипликации на тему русского средневековья?
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Из всех современных отечественных киноподелок по мотивам истории средневековой Руси наименее кринжовой я считаю "Легенду о Коловрате". Потому что она изначально не претендует на историчность (она точно не опирается на некие "секретные документы"), так как основана на "Повести о разорении Рязани Батыем". Это вторичный продукт, копирующий "300 спартанцев" Зака Снайдера и, на мой взгляд, даже выигрывающий на фоне американского кинокомикса за счет близкой нам темы. Да, "300 рязанцев" — это попытка заработать на известной большинству населения и близкой ему патриотической теме. Да, это супергеройский комикс. Да, там фэнтезийные, сказочные декорации и лего-архитектура, карикатурные персонажи и Батый, который похож на участника травести или бурлеск-шоу со средневековой тематикой (в общем, все то же, что и в "Спартанцах", от которых все были в восторге). Но лично мне понравилась эта сказочная русская эстетика, которая отвечает моим глубинным чувствам как русского человека, воспитанного на собрании сказок Афанасьева и иллюстрациях Билибина и Зворыкина (поэтому мне и нравится мультфильм 2006-го "Князь Владимир", сюжет там так себе, но графика и образы обалденные). Мне понравилась сама идея актуализации древнерусской литературной традиции, так как здесь есть отсылки не только к сюжету о Евпатии Коловрате, но и к сюжету о Евпраксии Рязанской, который не раз был обыгран в искусстве. Правда, надеюсь, что никогда не увижу киноверсию нашего северского эпоса — "Слова о полку Игореве" (потому что я его очень люблю и не хочу разочароваться). Мне понравился незамысловатый сюжет "Коловрата" и простые смыслы, которые цепляют. Мне нравится, что это именно нишевой, на любителя, фильм, который не претендует на всенародное внимание. Мне нравится, что в нем нет ура-патриотизма и разных отсылок к современности — это просто фэнтези, испытавшее к тому же влияние батальных сцен "Властелина колец" Питера Джексона и не пытающееся кого-то оскорбить или возвысить. И наконец, мне очень понравился саундтрек в исполнении Сержа Танкяна и IOWA. https://youtu.be/3-xi-VqgEhk?feature=shared
Сегодня каналу исполняется год. В первую очередь он появился как заметки об истории и традиционной культуре великороссов (преимущественно на материале южных великороссов из Рязанского края), возникающие в процессе чтения каналов, касающихся исторической и этнографической региональной тематики, и дискуссии с их авторами и читателями. В этой связи выражаю огромную благодарность уважаемым коллегам и читателям, а также публикую подборку интересных и регулярно читаемых каналов.

Александр Варламов
Видео дневник про русскую культуру, пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Байки дядюшки Огневита 
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей белорусской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки.

Встреча Руси и Чуди 
Встреча Руси и Чуди. Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую?
Канал о языковом взаимодействии славян и финно-угров.

Дёржанская Карелия
Канал, посвящённый истории и культуре карел с берегов реки Дëржи.

Князь Ярославский
Региональная история и культурное наследие Ярославского края.

Криватроп 
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии, этнографии и древностях Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Меряния и Мерянская кухня
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая. Реконструкция и возрождение кухни мерян.

Mokšeń Ērämopinge
История, лингвистика, генетика, археология и антропология мокши.

Подводные деревья
Оригинальное и интересное из исторической и настоящей материальной и нематериальной культуры Рязанского края.

Родина на Двине
О Двинскóй земле — исторической области в бассейне Северной Двины, занимающей территории современных Архангельской, Вологодской и Кировской областей, а также Республики Коми.

Ростовская земля 
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов.

Ростов Великий и Ростовская земля
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль». Региональная история, культурное наследие Ростовской земли.

Sevprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера.

Царь Казанский
Казань и Среднее Поволжье.
Публицистический журнал казанского историка и краеведа Марка Шишкина.

Череповецкая губерния
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем.
Христианские имена в русском языке имеют «официальную» церковно-славянскую и «обиходную» русскую формы, которые в несложных именах обычно совпадают. В обиходе христианские имена представляют собой русскую адаптацию церковнославянской адаптации греческих имён, включая греческие адаптации имён еврейских, латинских и других, какие в разное время попали в святцы из разных народов. Понимание того, что почти любое привычное нам имя дошло до нас через эти «адаптации адаптаций» посредствующих языков и культур, снимает остроту в вопросах правильности их написания и произношения у разных народов. В современном русском языке собственно русские и церковнославянские формы существуют параллельно, и даже трудно сказать, какая из этих двух форм преобладает.
Большинство имён было адаптировано путём сокращения или замены одной или двух букв: Феодор - Фёдор, Давид - Давыд, Константин - Костянтин, Александр - Олександр, Даниил - Данило, Михаил - Михайло, Димитрий – Дмитрий и т. д. Хорошо известна вариативность таких имён, как, например, Георгий – это и Юрий, и Егор(-ий), а раньше ещё Гюргий и Дюргий. Сейчас имена Георгий, Юрий и Егор воспринимаются как три отдельных имени. Имя Иоанн, помимо ставшего даже нарицательным Ивана, имело когда-то форму Ян (живший во второй половине XI века боярин Ян Вышатич). В современном имянаречении Иван используется для мужчин, а Яна – для женщин, хотя изредка встречается и женская форма Ивана или Иванна. Языческое славянское имя Володимер само стало христианским, и на церковно-славянский лад произносится как Владимир. Именно эта форма стала привычной и общеупотребительной в современном русском языке. Старая русская форма сохранилась в сокращённых формах Вова и Володя, которые из Владимира не произвести.
Примечательно, что и после перехода в русской княжеской среде на чисто христианские имена, традиция двуимённости ещё долго сохранялась. Просто одно христианское имя считалось родовым и употреблялось в публичной сфере, а другое («прямое») давалось по святцам, и могло использоваться в домашнем обиходе. В XIII веке утверждается традиция предсмертного пострига князей, благодаря которой у них зачастую появлялось и третье, иноческое имя. Например, князь нижегородский Дмитрий Константинович имел прямое имя Фома, а в иночестве был назван Феодором. Великий князь московский Василий Иванович был Гавриилом по прямому имени и Варлаамом – по иноческому. Но родовые имена, под которыми князья XIII-XIV веков известны в первую очередь, восходят всё к тому же кругу «воинственных и царственных» имён, который был избран в первые века христианства на Руси.
Имена некоторых князей попали в летописи в сокращённых или уменьшительно-ласкательных формах. Есть мнение, что уникальное имя Володарь было сокращённой формой от Володимера. Так звали одного из трёх братьев Ростиславичей, от которых произошла династия галицких князей. Сын Володаря известен только под уменьшительным именем Володимерко (возможно, его полным именем было Владимир Владимирович). Первый князь городенский (город Гродно в современной Беларуси) носил имя Всеволодко.

Прибавление к имени суффикса –ко характерно и для христианских имён. Все известные в XI-XIII веках князья Василии назывались Васильками: Василько Ростиславич (теребовольский), Василько Юрьевич (ростовский), Василько Святославич (полоцкий), Василько Романович (волынский), Василько Константинович (ростовский). Сюда же относятся имена Иванко и Михалко, которые носили сыновья Юрия Долгорукого. Имя Костянтин аналогично сокращалось до Коснячки (правда, такое имя носил не князь, а боярин, живший во второй половине XI века).
Своеобразными были уменьшителтные формы у составных языческих имён на –слав. Сейчас именем Слава называют почти исключительно Вячеславов, в то время как для других подобных имён используется первая часть имени: Влад, Стас, Яр(-ик) и т. д. На рубеже XII-XIII веков жил полоцкий князь Вячко, полным именем которого, скорее всего, было Вячеслав. Черниговский князь Святослав Давыдович принял постриг в Печёрском монастыре с именем Николай (это был настоящий уход из мира в рассвете сил, а не предсмертное покаяние), но среди своей мирской родни он был известен под ласковым именем Святоша (а не под бранным прозвищем святоша). Знаменитый воевода ещё языческого времени Свенельд имел сына по имени Мстиша – вероятно, сокращённая форма популярного в княжеской среде имени Мстислав. Схожую форму на –ша имел полоцкий князь Володьша Василькович, живший в XII веке.
Интересное дополнение по поводу традиций имянаречения. У дворян, купцов, посадских и крестьян языческие имена были другими и сохранялись дольше, чем в аристократической среде. Сейчас эти имена можно встретить во многих русских фамилиях. Для Ярославской земли самый наглядный пример - это, конечно же, Некрасов. Некрас - пример обережного имени, в котором отрицательная частица -не наделена магическим свойством отгонять несчастье от ребёнка (в данном случае уродство).
https://yangx.top/pokagoritsolnce/312
Стоит подумать о гербах и девизах районов Ярославля🌚
Художник Илья Тихомиров нарисовал гербы петербургских районов.