Князь Ярославский
1.4K subscribers
1.16K photos
3 videos
5 files
296 links
Региональная история, культурное наследие.

Чат канала:
https://yangx.top/+2JV0Pz-0euhlNjEy

Написать автору канала:
@PavelKaramyshev

Поддержать автора канала:
2202 2050 4670 5205 (Сбербанк)
加入频道
За праздничные выходные количество подписчиков перевалило за 600 человек! В связи с чем рекомендую каналы исторической, этнографической, политической, региональной тематики, которые я читаю:

Рыбинск – портал в прошлое
https://yangx.top/priezjai_v_rybinsk
Заметки о достопримечательных местах и людях Рыбинска.

Женотдел
https://yangx.top/womeninrevolution
Женский аспект российских революций.

Череповецкая губерния
https://yangx.top/cherepovesi
История Череповца и Северного Пошехонья.

Ростовская земля
https://yangx.top/zalesje
Осмысление пространства древней Северо-Восточной Руси из Костромского Заволжья.

Меряния. Merjamaa
https://yangx.top/merjanin
Изучение финно-угорского субстрата в русском прошлом и настоящем. Этнофутуризм.

Пока горит солнце
https://yangx.top/pokagoritsolnce
Русская этнография на рязанском материале. Южные соседи.

Родина на Двине
https://yangx.top/dvinaland_base
Двинская земля. Северные соседи.

Встреча Руси и Чуди
https://yangx.top/rusichud
Как Чудской Север становился Русским Севером.

Царь Казанский
https://yangx.top/tsarofkazan
Русский взгляд на прошлое и настоящее Среднего Поволжья и столицы Татарстана.

Степной суслик
https://yangx.top/tyrasbaibak
Биоистория и биополитика. Балканы, Малая Азия и евразийские степи.

Лесостепняк
https://yangx.top/lesostepniak
Историко-географические очерки разных регионов в разные эпохи.

Шангъянг
https://yangx.top/shanggyangg
Картография и статистика.

Wild Field
https://yangx.top/wildfield
Османская империя и её исторические наследники.

В поисках Китеж-града
https://yangx.top/igrphoto
Красота России через объектив фотоаппарата.
Многим из нас хотя бы со школы может быть памятна стереотипность в имянаречении русских князей: Мстиславы и Святославы X-XIII веков сменяются Иванами и Василиями XIV-XVI веков. Вариантов, конечно, больше, но если их выписать, получится очень ограниченный круг из полутора десятков имён, которые постоянно повторяются и при первом знакомстве с историей неизбежно создают путаницу в голове. Однако эти имена представляют самостоятельный интерес. В них может быть зашифровано много информации об отдельной личности и об отношениях внутри княжеского рода. Выбор имени в этой среде подчинялся особым правилам и не был случайным.

Имена князьям давались в честь предков, так что даже после принятия христианства языческие имена очень долго продолжали бытовать в качестве основных. В основном, это были славянские составные имена на -слав, а также некоторые другие, в том числе адаптированные скандинавские. По мере формирования земельных кланов определённые имена закреплялись за разными ветвями княжеского рода.
Имена Володимер, Ярослав, Изяслав, Святослав, Всеволод и Мстислав можно считать самыми употребимыми - они встречаются в большинстве земель. Но вот Рогволоды, Брячиславы и Всеславы известны только у полоцких князей. У туровских князей чаще встречаются Изяслав, Святополк, Ярополк, Ярослав, у черниговских - Святослав, Олег, Всеволод, Игорь, у муромо-рязанских - Игорь и Глеб, реже - Олег, Володимер и Святослав, у волынских - Изяслав и Мстислав, у смоленских - Мстислав и Ростислав, у суздальских -
Борис, Глеб, Всеволод, Володимер, Ярослав, реже Мстислав и Святослав. Отдельные имена встречаются или очень редко (Рюрик, Рогволод, Вячеслав, Ингварь) или единожды (Вышеслав, Судислав, Станислав, Позвизд, Володарь, Шварно).
Век XIII стал переломным в плане перехода от языческих имён с их христианскими парами к именам чисто христианским. При этом переходе часть языческих имён, успевшая попасть в святцы, сохранилась. Это, прежде всего, имя крестившего Русь князя Володимера и его сыновей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были популярны всегда. Позднее попали в святцы и некоторые другие княжеские имена: Олег, Игорь, Святослав, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Всеволод, Ярополк. Но эти имена вошли в обиход (уже не княжеский, а национальный) только в конце XIX - XX веках, да и сейчас живого Мстислава или Ярополка встретить очень трудно. Стоит иметь в виду, что Вячеслав и Владислав, как самые популярные среди современных русских имена на -слав, к святым русским князьям не имеют отношения (святой Вячеслав был чехом, а святой Владислав - сербом).
Чисто христианские имена для русских князей были выбраны, надо полагать, в первые века христианства на Руси, и потом наследовались из поколения в поколение с небольшими дополнениями. Поначалу, как правило, они скрывались за своими языческими парами. Так, упомянутый Володимер Святой имел крестильное имя Василий. Борис и Глеб были, соответственно,  Давыдом и Романом, построивший Ярославль Ярослав был Юрием, его заклятый враг Святополк - Петром, и т. д. Некоторые князья уже в XI веке носили только христианские имена. Например, князь теребовольский (в будущей Галицкой земле) Василько Ростиславич и коварно ослепивший его сосед князь волынский Давыд Игоревич известны только под своими христианскими именами.
Если присмотреться, набор христианских имён для русских князей почти всегда отсылает или 1) к святым воинам или к святым правителям: Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Андрей Стратилат, Иоанн Воин, Архистратиг Михаил, Архистратиг Гавриил, Димитрий Солунский, иудейский царь Давид, византийские императоры Константин I Великий и Лев I, болгарские цари Борис I и Пётр I, или 2) к просто христианским именам, которые носили не святые или даже не христианские воины-правители: македонский царь Александр Великий, византийские императоры Роман I и Василий II Болгароубийца, болгарский царь Симеон I Великий.
В эту предполагаемую традицию плохо вписываются такие святые, как пророк Даниил, бессребреник Пантелеймон, святитель Афанасий Великий. В их именах мало чего-то царственного или воинственного, хотя русские князья Петры и Афанасии известны, был и один Пантелеймон (Изяслав Мстиславич, главный соперник Юрия Долгорукого в борьбе за киевский стол).

Пётр, Иоанн и Андрей больше ассоциируются не с воинами-мучениками или благоверными царями, а с апостолом Петром, пророком Иоанном Предтечей, апостолом Иоанном Богословом, святителем Иоанном Златоустом, апостолом Андреем Первозванным, святителем Андреем Критским и юродивым Андреем. Стоит иметь в виду, что именно к апостолу Андрею церковное предание относит проповедь Евангелия на территории будущей Руси, а юродивый Андрей, живший в Константинополе в IX-X веках, был родом из Скифии, и именно он увидел Покров Богородицы. Напомню, что праздник Покрова на Руси распространился благодаря князю Андрею Боголюбскому, который считал своим небесным покровителем юродивого Андрея.
Какой симпатичный отзыв, но я сам фильм не смотрел. Там ещё упоминается мультфильм "Князь Владимир" - вот его я смотрел, и готов подтвердить, что он очень удачен, в отличие от дорогущего, но абсолютно проходного "Викинга". Что вам попадалось интересного из кинематографа или мультипликации на тему русского средневековья?
Forwarded from Сказки Брянского леса (Кавун)
Из всех современных отечественных киноподелок по мотивам истории средневековой Руси наименее кринжовой я считаю "Легенду о Коловрате". Потому что она изначально не претендует на историчность (она точно не опирается на некие "секретные документы"), так как основана на "Повести о разорении Рязани Батыем". Это вторичный продукт, копирующий "300 спартанцев" Зака Снайдера и, на мой взгляд, даже выигрывающий на фоне американского кинокомикса за счет близкой нам темы. Да, "300 рязанцев" — это попытка заработать на известной большинству населения и близкой ему патриотической теме. Да, это супергеройский комикс. Да, там фэнтезийные, сказочные декорации и лего-архитектура, карикатурные персонажи и Батый, который похож на участника травести или бурлеск-шоу со средневековой тематикой (в общем, все то же, что и в "Спартанцах", от которых все были в восторге). Но лично мне понравилась эта сказочная русская эстетика, которая отвечает моим глубинным чувствам как русского человека, воспитанного на собрании сказок Афанасьева и иллюстрациях Билибина и Зворыкина (поэтому мне и нравится мультфильм 2006-го "Князь Владимир", сюжет там так себе, но графика и образы обалденные). Мне понравилась сама идея актуализации древнерусской литературной традиции, так как здесь есть отсылки не только к сюжету о Евпатии Коловрате, но и к сюжету о Евпраксии Рязанской, который не раз был обыгран в искусстве. Правда, надеюсь, что никогда не увижу киноверсию нашего северского эпоса — "Слова о полку Игореве" (потому что я его очень люблю и не хочу разочароваться). Мне понравился незамысловатый сюжет "Коловрата" и простые смыслы, которые цепляют. Мне нравится, что это именно нишевой, на любителя, фильм, который не претендует на всенародное внимание. Мне нравится, что в нем нет ура-патриотизма и разных отсылок к современности — это просто фэнтези, испытавшее к тому же влияние батальных сцен "Властелина колец" Питера Джексона и не пытающееся кого-то оскорбить или возвысить. И наконец, мне очень понравился саундтрек в исполнении Сержа Танкяна и IOWA. https://youtu.be/3-xi-VqgEhk?feature=shared
Сегодня каналу исполняется год. В первую очередь он появился как заметки об истории и традиционной культуре великороссов (преимущественно на материале южных великороссов из Рязанского края), возникающие в процессе чтения каналов, касающихся исторической и этнографической региональной тематики, и дискуссии с их авторами и читателями. В этой связи выражаю огромную благодарность уважаемым коллегам и читателям, а также публикую подборку интересных и регулярно читаемых каналов.

Александр Варламов
Видео дневник про русскую культуру, пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Байки дядюшки Огневита 
Канал ведущего «Непарадного путеводителя». Факты и размышления из областей белорусской археологии, истории и лингвистики, краеведческие заметки.

Встреча Руси и Чуди 
Встреча Руси и Чуди. Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую?
Канал о языковом взаимодействии славян и финно-угров.

Дёржанская Карелия
Канал, посвящённый истории и культуре карел с берегов реки Дëржи.

Князь Ярославский
Региональная история и культурное наследие Ярославского края.

Криватроп 
Авторский краеведческий канал о балто-славянском наследии, этнографии и древностях Верхнеднепровья и Верхнеочья.

Меряния и Мерянская кухня
Изучение финно-угорского субстрата Верхневолжья в его русском прошлом и настоящем. Меря историческая и этнофутуристическая. Реконструкция и возрождение кухни мерян.

Mokšeń Ērämopinge
История, лингвистика, генетика, археология и антропология мокши.

Подводные деревья
Оригинальное и интересное из исторической и настоящей материальной и нематериальной культуры Рязанского края.

Родина на Двине
О Двинскóй земле — исторической области в бассейне Северной Двины, занимающей территории современных Архангельской, Вологодской и Кировской областей, а также Республики Коми.

Ростовская земля 
О субстратной истории, культуре, искусстве и метафизике Северо-Восточной Руси — свежо, весело и без понтов.

Ростов Великий и Ростовская земля
Блог музейщиков Музея-заповедника «Ростовский кремль». Региональная история, культурное наследие Ростовской земли.

Sevprostor
Заполярная пастораль. Русская и финно-угорская этнография, история, народная кухня на материале Русского Севера.

Царь Казанский
Казань и Среднее Поволжье.
Публицистический журнал казанского историка и краеведа Марка Шишкина.

Череповецкая губерния
Череповесь, Череповской край и Русский Север в прошлом, настоящем и будущем.
Христианские имена в русском языке имеют «официальную» церковно-славянскую и «обиходную» русскую формы, которые в несложных именах обычно совпадают. В обиходе христианские имена представляют собой русскую адаптацию церковнославянской адаптации греческих имён, включая греческие адаптации имён еврейских, латинских и других, какие в разное время попали в святцы из разных народов. Понимание того, что почти любое привычное нам имя дошло до нас через эти «адаптации адаптаций» посредствующих языков и культур, снимает остроту в вопросах правильности их написания и произношения у разных народов. В современном русском языке собственно русские и церковнославянские формы существуют параллельно, и даже трудно сказать, какая из этих двух форм преобладает.
Большинство имён было адаптировано путём сокращения или замены одной или двух букв: Феодор - Фёдор, Давид - Давыд, Константин - Костянтин, Александр - Олександр, Даниил - Данило, Михаил - Михайло, Димитрий – Дмитрий и т. д. Хорошо известна вариативность таких имён, как, например, Георгий – это и Юрий, и Егор(-ий), а раньше ещё Гюргий и Дюргий. Сейчас имена Георгий, Юрий и Егор воспринимаются как три отдельных имени. Имя Иоанн, помимо ставшего даже нарицательным Ивана, имело когда-то форму Ян (живший во второй половине XI века боярин Ян Вышатич). В современном имянаречении Иван используется для мужчин, а Яна – для женщин, хотя изредка встречается и женская форма Ивана или Иванна. Языческое славянское имя Володимер само стало христианским, и на церковно-славянский лад произносится как Владимир. Именно эта форма стала привычной и общеупотребительной в современном русском языке. Старая русская форма сохранилась в сокращённых формах Вова и Володя, которые из Владимира не произвести.
Примечательно, что и после перехода в русской княжеской среде на чисто христианские имена, традиция двуимённости ещё долго сохранялась. Просто одно христианское имя считалось родовым и употреблялось в публичной сфере, а другое («прямое») давалось по святцам, и могло использоваться в домашнем обиходе. В XIII веке утверждается традиция предсмертного пострига князей, благодаря которой у них зачастую появлялось и третье, иноческое имя. Например, князь нижегородский Дмитрий Константинович имел прямое имя Фома, а в иночестве был назван Феодором. Великий князь московский Василий Иванович был Гавриилом по прямому имени и Варлаамом – по иноческому. Но родовые имена, под которыми князья XIII-XIV веков известны в первую очередь, восходят всё к тому же кругу «воинственных и царственных» имён, который был избран в первые века христианства на Руси.
Имена некоторых князей попали в летописи в сокращённых или уменьшительно-ласкательных формах. Есть мнение, что уникальное имя Володарь было сокращённой формой от Володимера. Так звали одного из трёх братьев Ростиславичей, от которых произошла династия галицких князей. Сын Володаря известен только под уменьшительным именем Володимерко (возможно, его полным именем было Владимир Владимирович). Первый князь городенский (город Гродно в современной Беларуси) носил имя Всеволодко.

Прибавление к имени суффикса –ко характерно и для христианских имён. Все известные в XI-XIII веках князья Василии назывались Васильками: Василько Ростиславич (теребовольский), Василько Юрьевич (ростовский), Василько Святославич (полоцкий), Василько Романович (волынский), Василько Константинович (ростовский). Сюда же относятся имена Иванко и Михалко, которые носили сыновья Юрия Долгорукого. Имя Костянтин аналогично сокращалось до Коснячки (правда, такое имя носил не князь, а боярин, живший во второй половине XI века).
Своеобразными были уменьшителтные формы у составных языческих имён на –слав. Сейчас именем Слава называют почти исключительно Вячеславов, в то время как для других подобных имён используется первая часть имени: Влад, Стас, Яр(-ик) и т. д. На рубеже XII-XIII веков жил полоцкий князь Вячко, полным именем которого, скорее всего, было Вячеслав. Черниговский князь Святослав Давыдович принял постриг в Печёрском монастыре с именем Николай (это был настоящий уход из мира в рассвете сил, а не предсмертное покаяние), но среди своей мирской родни он был известен под ласковым именем Святоша (а не под бранным прозвищем святоша). Знаменитый воевода ещё языческого времени Свенельд имел сына по имени Мстиша – вероятно, сокращённая форма популярного в княжеской среде имени Мстислав. Схожую форму на –ша имел полоцкий князь Володьша Василькович, живший в XII веке.
Интересное дополнение по поводу традиций имянаречения. У дворян, купцов, посадских и крестьян языческие имена были другими и сохранялись дольше, чем в аристократической среде. Сейчас эти имена можно встретить во многих русских фамилиях. Для Ярославской земли самый наглядный пример - это, конечно же, Некрасов. Некрас - пример обережного имени, в котором отрицательная частица -не наделена магическим свойством отгонять несчастье от ребёнка (в данном случае уродство).
https://yangx.top/pokagoritsolnce/312
Стоит подумать о гербах и девизах районов Ярославля🌚
Художник Илья Тихомиров нарисовал гербы петербургских районов.