Князь Ярославский
1.26K subscribers
1.02K photos
1 video
5 files
264 links
Региональная история, культурное наследие и немного творчества.

Поддержать автора канала:
2202 2050 4670 5205 (Сбербанк)

Написать автору канала:
@PavelKaramyshev

Чат канала:
https://yangx.top/+2JV0Pz-0euhlNjEy
加入频道
По случаю памятной даты рекомендую к прослушиванию один из первых подкастов замечательного проекта "Место силы. Золотое кольцо". На беседу о ярославских князьях был приглашён известный русский историк-генеалог Евгений Владимирович Пчелов.

В группе во "ВКонтакте" уже накопилось солидное собрание подкастов на самые разные темы из истории нашего края (не только Ярославской области).

https://vk.com/wall-217098103_3349
Интересно, что почти все европейские народы, кроме самых близких, зовут нас по-русски "Русь", но сами себя мы называем по-гречески "Россия". Также говорят поляки, белорусы и украинцы. А для балтских и финских соседей мы всё ещё даже не русь, а венеды или кривичи.

https://yangx.top/kartochniydomik/2372
Этому выводу предшествует серия постов, посвящённых анализу широко известному в узких кругах проекту смоленского сепаратизма. Рекомендую к прочтению.

Конечно, деколонизаторский дискурс часто вызывает иронию, но ведь это, как и всякая примитивизация, прежде всего, симптом запущенности исторического сознания в русском обществе, показатель перекоса москвоцентризма, а точнее - отсуствия представления об истории России как страны, а не истории её политического центра и серии биографий её верховных правителей.

https://yangx.top/wounded_skimen/274
С заключением не поспоришь, что намерения благие и общие. С любви и боли и начинается любое созидание.

Другое дело, что человек создаёт себе кумира из родного пепелища и затем изобретает для него золотой век, уничтоженный врагами и предателями в n-м веке или году. После этого индентичность строится, главным образом, на большой исторической обиде и дуалистическом противопоствлении родного царства света чужому царству тьмы. Всё, что произошло с родным регионом после трагического часа Х, трактуется как чужое, наносное, вредное, что надо непременно исправить. У неомерян это доходит до предпочтения латиницы кирилице, расовому потбору достаточно уралоидных лиц как "наших, мерянских", реконструкции финского язычества из локальных форм народного православия и т. д.. Это явно больше, чем признание финно-угорского субстрата в фенотипе и народной культуре русских из центральных областей.

Было бы странно думать, что в будущем у таких неомерян будет что-то общее с русскими костромичами или ярославцами, кроме генофонда. Это именно что этнофутуристический проект, выстраивание альтернативной этнической идентичности для русских из центральных областей, которые себя русскими больше не сознают. Иначе не приходилось бы ни воскрешать исчезнувший этнос меря с её языком и верованиями, ни заменять самоназвание "русский" чисто книжным термином "великорус", который имел смысл только в рамках имперской кабинетной теории триединого русского народа как пара "малорусу", и представлял собой кальку из языка византийской церковной канцелярии.

https://yangx.top/merjanin/1986
А как насчёт того, чтобы вовсе не творить кумиров? Не из царей, не из князей, не из народа. Ведь это всё уже было и ни к чему хорошему не привело. Что мешает знать и любить родную старину без обожания и не ценить что-то только на основании того, что оно родное и аутентичное?

Приводимая вами цитата Сергея Кочевых всё о том же дуализме, и только дополняет мою мысль. Мои предки были крестьянами, как, вероятно, и ваши, но это не даёт основания ни мне ни вам "выписывать из руссских" все остальные слои нашего народа, как "не те". Это народническая болезнь ещё XIX века, когда и правые и левые политические теоретики творили себе кумира из "народа", разумея под народом исключительно крестьян. Они наделяли этот неуловимый "народ" в любыми чертами, которых недоставало им самим, и винили себя в утрате связей с "народом", кто - из-за благородства, кто - из-за богатства, кто - из-за образованности. Но я говорил не об этом кумире русских радикалов и почвенников XIX века, а о русском народе как этносе, где русскость не измеряется табелью о рангах.

https://yangx.top/merjanin/1989
На канале "Меряния" также был размещён ответ от лица ивановского деятеля неомерянского движения. Конечно, я не посягаю ни на чьё право видеть прошлое, как кому хочется, мой полемический посыл касался того, что моё и ваше видение разное, и это надо понимать. Ваш ответ только подтверждает моё мнение, вы сами чётко разграничиваете "русь" и "мерю", "бар" и "народ" и т. д. Это классическая иллюстрация идеи внутренней деколонизации, так что вы в этом плане правы и оспаривать мне нечего. Этот подход мне не близок по ценностно-идеологическим соображениям, а не потому, что я не знаю или не уважаю крестьянский пласт русской культуры.

У бабушки в деревне я гостил довольно много, но, видимо, поздновато родился, чтобы застать "истинно народную крестьянскую культуру". Ну, если не считать деревянного дома 1930-х годов постройки.

https://yangx.top/merjanin/1990
Не знаком с творчеством Чаянова, но звучит, как минимум, интригующе.

Почему в его крестьянской утопии именно в Угличе реставрируется княжеская власть вроде бы понятно. Исторически Углич - это последний оплот русской княжеской власти как таковой, последний княжеский удел. Неслучайно там и княжеский терем сохранился. Но эта честь дорого обошлась горожанам в начале XVII века с его призраком царевича Дмитрия.

Вообще, попытки дать демократическое прочтение русской истории предпринимаются со времён "Истории русского народа" Николая Полевого, написанной в пику "Истории Государства Российского" Николая Карамзина, то есть очень давно. Но большого успеха и общего признания пока ни одна не достигла. Сами по себе эти попытки очень полезны и противникам такого подхода, потому что дают возможность посмотреть на привычные события свежим взглядом и под неожиданным углом. Для меня таким интересным открытием стала книга неонародника и вдобавок русского мусульманина Харуна Сидорова "Незавершённая революция". Она есть в сети в открытом доступе, могу порекомендовать её тем, кто считает, что официозная историография что-то не договаривает, но не до такой степени, чтобы обращаться к жанру фолк-хистори или ехать в Ярославль в Музей новой хронологии.

https://yangx.top/merjanin/2008
В Ярославле хотят установить памятник императрице Екатерине Алексеевне на пересечении улиц Революционной и Андропова. Да, императрица на Революционной и Андропова. Тут надо либо улицам вернуть их прежние названия (Воскресенская и Екатерининская соответственно), либо на памятнике изобразить кого-то более революционно-андроповского. Утешает только то, что раз автором будет Зураб Церетели, памятник не будет обладать художественной ценностью и его потом не жалко будет убрать.

https://yangx.top/yartop12/3929
В комметариях уже резонно предложили нашего почтенного генерал-губернатора Алексея Мельгунова.

Идея с персонификациями племён тоже хорошая, можно даже сделать часть из них мужчинами, а часть женщинами, чтобы не было как на тех картинках, когда два льва без львиц идут в Ноев ковчег.

https://yangx.top/merjanin/2020
И ещё одно предложение по памятникам. Канал "Ростовская земля" прочит лингвиста Григория Мельниченко, составителя Ярославского областного словаря.

Я бы присмотрел ему место где-нибудь рядом с педагогическим университетом, а не с мэрией. Как раз на днях был открыт памятник Константину Ушинскому рядом с корпусом естественно-географического факультета на Которосльной набережной.

https://yangx.top/zalesje/3428
Амбассадор канала сегодня вечером
Употребление сторон света или понятий "ближний", "дальний", "центральный" в названиях больших территорий оправдано только в случае отсутствия других устоявшихся исторических названий типа Сибири или Урала. Названия по сторонам и по положению всегда будут смотреться странно в силу своей неизбежной относительности, и всегда будут экзонимами. Тот же Ближний Восток даже с точки зрения Москвы и не такой уж ближний и совсем уж не восток. Звучит также странно, как принятое на западе название Крымской войны - Восточная война. Закавказье, Закарпатье, Забайкалье и т. п. сами за себя говорят, что получили свои названия буквально из-за бугра.

У "исторической Великороссии" или "центральной России" своего устоявшегося названия действительно нет. Подчёркнуто уточняющий характер выражения, где говорится не просто о России, а о Велико-России, и не просто о Велико-России, а об исторической Велико-России (как будто есть доисторическая или постисторическая), указывает на его аморфность. Вроде бы понятно, что речь идёт о территории, на которой сформировались русский народ и русское государство в XV веке под властью московских князей (до покорения Новгорода и до начала экспансии в сторону Литвы и Казанского ханства). Территория, которую с внешних точек зрения можно назвать Северо-Восточной Русью, Залесьем или Низовьем, но которая не имеет устойчивого самоназвания. Бытовавшие в прежний период названия Ростовская и Суздальская земля естественно вышли из употребления с постепенной утратой значения этими двумя древнейшими центрами региона. Само собой напрашивается по аналогии название Московская земля или, точнее, Московское государство, какое действительно встречается в письменных памятниках, но не имеет границ, является синонимом Русскому государству, и расширяется вместе с ним, пока не доходит до самого дальнего из востоков на побережье Тихого океана. Можно ещё вспомнить выражение Замосковный край, которым называли в XVI-XVII веках уезды верхнего Поволжья, примерно ту же Северо-Восточную Русь, но это опять же экзонимичное "За".

Надо либо копаться дальше в поисках имени, не тождественного названию всей страны (Россия/Русия/Русь с прилагательным Великая или без него), либо остановиться на неточном, относительном и "канцелярском" названии "Центральная Россия".

P.S.: Не так давно видел в музее икон подписи на этикетках "Средняя Русь" и не мог понять, что это значит. Если есть тут люди, которые понимают, напишите в комментариях)

https://yangx.top/tyrasbaibak/8069
Несколько цитат из Омара Хайама (того самого студента):

"У России два союзника: Добайкальский край и Забайкальский край"

"У России нет друзей. Нашей западноцентральности боятся"

"Если русский человек скажет вам, что Новосибирск не стоит на Новосибирских островах - не верьте ему, он не русский".
Больше ты не узнаешь его из тысячи...
Если вы не можете решить, на что потратить последние ярославские тысячи, можете потратить их на билеты до Ярославля, чтобы своими глазами увидеть мужика с тортом церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчковской слободе - именно она изображена на купюре.

Храм построен в 1671-1687 годах, расписан в 1694-1695 годах ярославскими мастерами, имеет два придела - святителей Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев и Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). Уникальный пятнадцатиглавый храм с пятью апсидами, галереями и крыльцами, снаружи испещрён всевозможными декоративными фигурами из кирпича, украшен поливными изразцами и золочёными подзорами. Внутри храма, на стенах, столпах и сводах, более полутора тысяч сюжетных росписей, иллюстрирующих Священное Писание, жития святых и разную благочестивую литературу XVII века. Храм в настоящее время не используется для богослужений, и входит в состав Ярославского музея-заповедника как объект показа, но кресты, как видите, на месте.