Театральный журнал
5.31K subscribers
3.86K photos
105 videos
1.3K links
«Театральный журнал» издательства ГИТИС — это иллюстрированное печатное издание и электронный портал для людей, увлечённых театром.
https://journal.theater/
加入频道
Первый в СССР моноспектакль посвятили... Владимиру Ленину. Создатель жанра «театра одного актёра», Владимир Яхонтов, сам придумал сценарий будущей постановки. В тексте сочетались письма Ленина, мемуары его современников и политические манифесты партии. Яхонтов, пожалуй, впервые в истории советской сцены, подготовил для выступления на эстраде отрывки газетных статей.

«Сокровенный разговор» о Ленине по жанру отличался от творческих вечеров и мелодекламаций: в постановке «На смерть Ленина» был сюжет, в нем использовались декорации и музыка. Новый жанр быстро набирал популярность среди советских зрителей, в репертуре Яхонтова появлялись новые произведения, авторы и темы — Владимир Яхонтов создавал моноспектакли по произведениям Пушкина, читал со сцены «Идиота» Достоевского, открыл для театральной публики поэзию Маяковского.

Прошло почти сто лет после премьеры «Насмерть Ленина» (первый моноспектакль показали в 1924 году). В век популярности стендапов, в век, когда длинные монологи в спектаклях заменяют действием, жанр моноспектакля продолжает жить, развиваться и расширять границы искусства.

с 1 по 10 октября в Москве пройдет Международный фестиваль моноспектаклей «SOLO 2023». За 10 дней в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» и в Боярских палатах СТД РФ покажут 17 спектаклей из Армении, Владимира, Йошкар-Олы, Тюмени и Пскова. В этом году в афише представлены автофикшн-проекты (моноспектакль Дины Корзун от всей души рекомендуем!), документальные спектакли об ученых, современные пьесы и проза, непредсказуемые интерпретации классики: от Шекспира до Ерофеева.

фото: Театральный центр СТД РФ «На Страстном»
Новую читку «Вслух» проведёт выпускница ГИТИСа Арина Жаркова

Сегодня в 17.00 в РАМТе читают ещё не вышедший подростковый роман Вали Филиппенко «Маша что-то потеряла».

Главная героиня романа, девочка Маша, живёт в мире, где люди буквально теряют части тела, если теряют себя. То, что психологи называют психосоматикой, на театральной сцене становится пугающе осязаемым, а на первый план выходят подростковые проблемы непринятия собственного тела, непонимания своих чувств и потребностей.

В читке участвуют молодые актёры Илья Барабошкин и Дарья Затеева, а также артисты, хорошо знакомые зрителям РАМТа: Анастасия Волынская, Татьяна Матюхова, Виктория Тиханская и Константин Юрченко.

Третий сезон литературного проекта «ВСЛУХ» посвятили новым именам в российской литературе и режиссуре.

Подробнее о проекте — читайте на нашем сайте

фото: соцсети РАМТ
Сегодня, в День рождения Олега Басилашвили, перечитываем его воспоминания о годах учёбы:

«Я плохо учился в школе <…>. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок….».

Юрий Самохвалов из «Служебного романа» и Гаев в «Вишнёвом саду» Адольфа Шапиро, Платон Рябинин в «Вокзале для двоих» и Андрей Прозоров в спектакле «Три сестры» Георгия Товстоногова, Воланд в «Мастере и Маргарите» и князь К. в спектакле «Дядюшкин сон» Темура Чхеидзе — народный артист СССР, Олег Валерианович Басилашвили задаёт в советском кино и театре особую драматургическую линию — драму простых запутавшихся людей, драму утери ими высокой духовной цели в жизни.

Бесконечно любим, сердечно поздравляем и желаем долгих лет жизни!

Сегодня предлагаем посмотреть спектакль ленинградского БДТ им. Горького «Энергичные люди» с участием именинника! Режиссёр — Георгий Товстоногов, спектакль поставлен по пьесе Василия Шукшина о бизнесменах эпохи социализма, чьи экономические и плутовские жилки оказались невостребованными в стране Советов.
Арбенин стал лермонтоведом, а Звездич — его учеником.

В МХТ Чехова готовят премьеру «Маскарад с закрытыми глазами» по Лермонтову и Артуру Шницлеру. Режиссёр Пётр Шерешевский и драматург Семен Саксеев переносят действие «Маскарада» из XIX века в XXI — осовременивают обстановку, чтобы по-новому взглянуть на конфликт персонажей.

Мотивы лермонтовского «Маскарада» в этой сценической истории переплетаются с отсылками к повести Артура Шницлера «Новелла о снах». А само название спектакля — «Маскарад с закрытыми глазами» — отсылает к кинокартине Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами», снятой по мотивам новеллы Шницлера. Супруги, роли которых исполняют Николь Кидман и Том Круз, вследствие откровенного разговора получают весьма опасную возможность проверить свои отношения на прочность.

Подробнее о спектакле — читайте на нашем сайте
Лариса Долина и Ирина Апексимова сыграют в «Фигаро» Театра на Таганке

Премьера спектакля намечена на 7 октября.

Режиссёр обещает не осовременивать историю, придуманную Бомарше, но и не ставить её «классическую» версию. Свой спектакль об амбициозном, ловком, удачливом оптимисте, вышедшем из низших сословий, режиссёр называет «почти комедией».

Роль Фигаро исполнит Роман Колотухин, его невесту Сюзанну сыграет Анастасия Лазукина, образы Графа и Графини воплотят Игорь Ларин, Василий Уриевский и Ирина Апексимова, а разлучницей-Марселиной станут Лариса Долина и Любовь Селютина.

Что рассказал Денис Бокурадзе о премьере в подкасте «Упражнения в прекрасном» — читайте на нашем сайте

Фото: сайт Театра на Таганке
Красноярский Театр Кукол празднует 85-летие

Один из старейших в Сибири детских театров готовит для зрителей программу спектаклей и мероприятий, которая пройдет с 3 по 18 октября. Праздничную афишу дополнят две прьемеры, выставка об истории театра и гастроли Донецкого театра кукол. 

Подробнее — читайте на нашем сайте
Петербургский театр «Цехъ», ещё один резидент «Образцовфеста», привёз в Москву историю о Кыхе — похожем на гремлина существе, способном дарить свет.

«Работоспособность» этого освещения во Вселенной спектакля поддерживают «электромонтёры», у которых, несмотря на сложные ритуалы, тоже бывают неудачные дни. Например, случаются беды планетарного масштаба. Одна из таких разворачивается как раз на глазах зрителей. Пытаясь найти решение, «монтёры» рассказывают историю про одинокую добрую Мышь, однажды спасшую мир от полной темноты.

Как замутить такой сюжет на сцене и за 50 минут показать один спектакль в другом? Спросите у артистов «Цеха»! Их всего четверо, но с ними куклы Яны Боклаг - Ворона и Червяк, Заяц и Морковка, Волк, Летучая мышь… Планшетные, перчаточные, самые разные, они подвижны и выразительны: у одного бровь шевелится во имя забавных гримас, другой смешно щёлкает чуть перекошенной пастью.

Спектакль играется «в живом плане», и само действие, наполненное шутками и размашистыми кукольными танцами увлекает зрителей куда сильнее, чем не очень очевидный сюжет истории. Экспрессивный, динамичный спектакль, несмотря на лирические моменты, становится не столько маленькой притчей о доброте и свете, сколько весёлым камерным шоу, которое тепло встречает детвора.

#Екатерина_Данилова
Фото спектакля «Кыхи»
: сайты Театра кукол им. Образцова и театра «Цехъ»
Уже послезавтра!
ПРЕМЬЕРА «ПАЛАТЫ №6»

Приходите увидеть какое сценическое воплощение получила загадочная повесть Антона Чехова.

https://journal.theater/news/teatr-i-pesy/v-teatre-im-mayakovskogo-pokazhut-palatu-6-/
На протяжении более четверти века он создавал авторский театр, собирал динамичный портрет эпохи из узнаваемых черт современников. Портрет этот менялся вместе с талантливыми артистами и внимательными зрителями.

Сегодня, 28 сентября, исполняется 108 лет со дня рождения режиссёра Георгия Товстоногова.

Петербургский БДТ носит имя Товстоногова с 1992 года. С бесконечной любовью вспоминаем слова Георгия Александровича о работе в театре:

«У меня часто чувство удовлетворенности или неудовлетворенности репетицией связано с тем, сколько я говорил. Если я много говорил — значит, плохо, значит, я словами прикрывал собственное незнание того, чего я хочу в данной сцене. Чем глубже режиссёр видит сцену, спектакль, образ, характер, чем точнее чувствует ритм и ощущает всю пластическую сторону будущего спектакля, тем меньше слов ему требуется. Минимум слов — это должно стать для нас законом. Конечно, приятно обладать ораторским мастерством и проявлять эрудицию, но к существу дела прямого отношения это не имеет. Должен рождаться иной характер общения с актёрами — и это тесно связано с проблемой создания коллектива единомышленников. Только когда будет создан такой коллектив, будет можно не начинать всё каждый раз сначала и не доказывать, что Волга впадает в Каспийское море, а дважды два будет непременно четыре».
Второй эпизод подкаста «Упражнения в прекрасном» уже на сайте ТЖ и на платформах!

Его гостья — заслуженная артистка России, актриса и театральный педагог Евдокия Германова — рассказала о поступлении длиной в шесть лет, работе с Олегом Табаковым и Адольфом Шапиро.

Слушайте эпизод
«ВЕРЬ В СЕБЯ, КОГДА НИКТО НЕ ВЕРИТ» на официальном сайте «Театрального журнала» и других платформах:

Яндекс. Музыка
VK
MAVE
Apple Podcasts
Google Podcasts
Саундстрим
Сбер.Звук
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Что важнее: форма или содержание?
Сувенир или арт-объект?
Ортодонт или ортопед? 😅

О чем спорят редакторы «Театрального журнала»?
Узнаем на презентации третьего номера в октябре.
Готовимся!
«Для меня «Снегурочка» — это история не про одностороннюю любовь, не про отсутствие взаимной любви, а про отсутствие любви к самой себе. Снегурочка умерла и растаяла именно в тот момент, когда она перестала любить себя, когда она отдала саму себя, всю себя, другому человеку — Мизгирю, Лелю. Получается, она в финале саму себя предала и поэтому исчезла, как личность. И такое исчезновение — безвозвратно».

В Малом Театре продолжается выставка «Вдохновляясь Островским»! Единственная её участница, представившая работы в технике digital art, Влада Ерохина, выпускница сценографической мастерской Екатерины Устиновой в ГИТИСе.

В интервью «Театральному журналу» художница рассказала о замыслах своей работы по сказке Островского «Снегурочка», которая держится особняком среди бытовых пьес драматурга.
О спектакле «Кровоизлияние в МОСХ» в театре «Практика» рассказывает автор «Театрального журнала» Мария Музалевская:

«Может ли один человек или малая группа людей быть оценщиками искусства страны? Должен ли вкус представителей политической верхушки диктовать творческое развитие государства? “Кровоизлияние в МОСХ” Юрия Печенежского поднимает старую и вечно актуальную тему взаимоотношений художника и власти. Написавший пьесу драматург Алексей Житковский положил в основу произведения резонансный разгром Никитой Хрущевым выставки “Новая реальность”, которая прошла 1 декабря 1962 года.

Авторы спектакля переплетают историю разгрома художников-авангардистов с эфиром “Голубого огонька” того же 1962 года. С одной стороны – новое искусство, непринятые властью творцы, растерзанные судьбы, монологи пострадавших художников. С другой — номенклатурный вечер, общепринятая эстрада, карикатурные герои со странными и порою глупыми выходками. Противопоставление двух событий ставит перед командой “Практики” непростую задачу не перейти дозволенную грань, чтобы самим не уподобиться тем, кого они ругают, и не начать делить искусство на правильное и какую-то “мазню”.

За полтора сценических часа зрители получают возможность испытать широкий спектр эмоций от радости до страха, погрузиться в абсурдно показанное прошлое нашей страны и главное — примерить на себя ситуацию так, чтобы она не вызвала никому не нужных кровоизлияний в мозг».

Ближайшие показы спектакля сегодня, 30 сентября, а также 30 и 31 октября.
Редакция ТЖ путешествует 🚉

В эти выходные мы отправились в Новокуйбышевск, чтобы разгадать тайну Театра-студии «Грань» и его основательницы, Эльвиры Дульщиковой. Конечно, мы не разобрали все архивы, накопившиеся с 1970 года, но обнаружили настоящий кладезь информации для театроведа. Программки и афиши спектаклей, именные приглашения, вырезки из газет, фото, буклеты, журналы, съёмки спектаклей – всё это позволит нам написать портрет этого удивительного театра.

На протяжении 50 лет он ставался любительским, что, впрочем, не мешало ему участвовать в многочисленных театральных конкурсах и получать престижные премии. Но активная фестивальная жизнь театра началась с приходом к художественному руководству режиссёра Дениса Бокурадзе.

И именно в эти выходные театр-студия «Грань» стал Государственным драматическим театром «Грань»! Поздравляем всю творческую команду с этим долгожданным и радостным событием!

Подробнее читайте на нашем
сайте
А вы знали, что за последние сорок лет в малых городах России не было построено ни одного театра по индивидуальному проекту?

Театр-студия «Грань» стал первым!
Уже много лет театр «живёт» во Дворце Культуры Новокуйбышевска. Здесь, в герметичном пространстве тёмного зала, и сформировалась особая эстетика режиссёра Бокурадзе.

И вот сейчас перед нами проект нового здания театра. Его кубическая форма создана самарским архитектором Вячеславом Романчиковым. Но изначально городом был утверждён другой проект, который кажется утопическим: здание в форме треугольника, формой повторяющее логотип Театра-студии «Грань».

Об этой части истории театра и о многих других наших находках мы расскажем в пятом печатном номере. Ждите его под Новый год!