Прибытие Сарумана Константинопольского в Софию на похороны болгарского патриарха Неофита
Forwarded from Пан Свиридов 🇷🇺
🇷🇺Россия #ВЫБОРЫ #ПРЕЗИДЕНТ 🇸🇰Словакия #наблюдатели #АРБАТ
Международные наблюдатели работают в России уже несколько дней. Смотрят, наблюдают, обсуждают, спрашивают. Ян Чарногурский, экс-премьер-министр Словакии – тоже международной наблюдатель. Мы знакомы давно, с тех времён, когда я работал в Европе. И когда Пан Чарногурский позвонил из Братиславы и сказал, что «нужно повидаться» в Москве, только со временем сложно – есть только одно «окно», вариантов не было.
🤝Мы снова долго говорили, о Словакии, об Украине, о выборах в России, о предстоящих президентских выборах в Словакии, о том, пойду ли я сам голосовать (пойду, сегодня), о работе Словацко-российского общества и о том, что в июне заседание Словацкого клуба «АРБАТ» нужно провести в Москве.
Чарногурский уже отправился в Тверь, будет там наблюдать за нашими выборами. А я собираюсь на свой избирательный участок в Москве. Надо проголосовать.
✅Подписаться на канал @PanSwiridow
Международные наблюдатели работают в России уже несколько дней. Смотрят, наблюдают, обсуждают, спрашивают. Ян Чарногурский, экс-премьер-министр Словакии – тоже международной наблюдатель. Мы знакомы давно, с тех времён, когда я работал в Европе. И когда Пан Чарногурский позвонил из Братиславы и сказал, что «нужно повидаться» в Москве, только со временем сложно – есть только одно «окно», вариантов не было.
🤝Мы снова долго говорили, о Словакии, об Украине, о выборах в России, о предстоящих президентских выборах в Словакии, о том, пойду ли я сам голосовать (пойду, сегодня), о работе Словацко-российского общества и о том, что в июне заседание Словацкого клуба «АРБАТ» нужно провести в Москве.
Чарногурский уже отправился в Тверь, будет там наблюдать за нашими выборами. А я собираюсь на свой избирательный участок в Москве. Надо проголосовать.
✅Подписаться на канал @PanSwiridow
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Пан Свиридов 🇷🇺
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ПОБЕДИТЕЛЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В США ОПРЕДЕЛЯТ 4% КАТОЛИКОВ
Религия на выборах в США имеет значение. Американские белые христиане-евангелисты в непропорционально большой степени голосуют за республиканцев, а неверующие в подавляющем большинстве – за демократов, пишет британский католический портал The Tablet. Но когда Джо Байден стал вторым католиком, завоевавшим Белый дом в 2020 году, он получил лишь около половины голосов своих единоверцев. Такое разделение католических избирателей позволяет им играть решающую роль в день выборов.
Многие американские католики поддерживают Республиканскую партию из-за общих взглядов на социальные вопросы, например, таким как аборты, объясняет эксперт Джорджтаунского университета Ким Дэниелс. Американские католические епископы стали склоняться в пользу республиканцев с 1970-х годов, когда демократы начали поддерживать права на аборты, а республиканцы – выступать против них. В результате, говорит директор Центра религии и культуры при Фордхэмском университете Дэвид Гибсон, американские верующие в целом и католики в частности руководствуются своей партийной лояльностью в гораздо большей степени, чем своей религиозной традицией.
Переплетение внутренней политической повестки и религиозных доктрин происходит в ходе широкой поляризации страны между теми, кто живет в крупных постиндустриальных мегаполисах с высокообразованным населением, сильной региональной экономикой и либертарианскими социальными ценностями, и теми, кто живет в небольших городах и сельских районах, где фермерство, производство и горнодобывающая промышленность когда-то создавали динамичную экономику и где социальные ценности являются более традиционными.
В таких городах, как Нью-Йорк, Бостон, Атланта, Чикаго, Сан-Франциско и Сиэтл, организованная религиозной не имеет того культурного значения, которое имела раньше, а рост числа «нетитульных» верующих, то есть тех, кто не имеет определенной религиозной принадлежности, совпадает с доминированием Демократической партии. В небольших городах Северо-Востока и Среднего Запада, переживающих тяжелые времена, католические и некатолические избиратели из рабочего класса, которые когда-то были основой Демократической партии, начали переходить к республиканцам во времена Рональда Рейгана, и они же оказались очень восприимчивы к антииммигрантскому популизму Дональда Трампа.
Проблема абортов стала культовой для избирателей из рабочего класса с более традиционными ценностями и менее радужными экономическими надеждами, чем у жителей процветающих городов и пригородов. Вопросы прав геев и трансгендеров, либерализация иммиграционных законов и политика изменения климата вбили клин между рабочим классом и демократами. Хуже того, во время президентства Билла Клинтона и Барака Обамы демократы неоднократно делали выбор в пользу Уолл-стрит, проводя неолиберальную экономическую политику, которая обогащала и без того зажиточных, перераспределяла рабочие места за границу и не обеспечивала полного финансирования работ, служащих общему благу.
Еще одна динамика, которая оказала глубокое влияние на католиков – это изменение демографической ситуации в самой Католической церкви. «Кислотная» секуляризации разъедает многие Церкви, единственная причина, по которой католики продолжают составлять столь значительную часть американского электората – это приток испаноязычных иммигрантов, которые в подавляющем большинстве являются католиками. Это в свою очередь приводит к тому, что голоса католиков сильно варьируются от штата к штату.
Преподаватель политологии в Университете Восточного Иллинойса Райан Бердж подчеркивает, что политические симпатии католиков значительно различаются в зависимости от региона. Например, в Висконсине, Мичигане и Пенсильвании доля демократов-католиков составляет 43 %, 43 % и 45 % соответственно. В Неваде – 50%, в Аризоне – 48%. Такие разрывы в пять-семь пунктов между штатами могут стать решающими в день голосования. Кроме того, кардинально отличается расовый состав католиков. В Висконсине 86% католиков – белые, в Аризоне он снижается до 51%, а в Неваде – до 46%.
Далее - на ИА REX
Религия на выборах в США имеет значение. Американские белые христиане-евангелисты в непропорционально большой степени голосуют за республиканцев, а неверующие в подавляющем большинстве – за демократов, пишет британский католический портал The Tablet. Но когда Джо Байден стал вторым католиком, завоевавшим Белый дом в 2020 году, он получил лишь около половины голосов своих единоверцев. Такое разделение католических избирателей позволяет им играть решающую роль в день выборов.
Многие американские католики поддерживают Республиканскую партию из-за общих взглядов на социальные вопросы, например, таким как аборты, объясняет эксперт Джорджтаунского университета Ким Дэниелс. Американские католические епископы стали склоняться в пользу республиканцев с 1970-х годов, когда демократы начали поддерживать права на аборты, а республиканцы – выступать против них. В результате, говорит директор Центра религии и культуры при Фордхэмском университете Дэвид Гибсон, американские верующие в целом и католики в частности руководствуются своей партийной лояльностью в гораздо большей степени, чем своей религиозной традицией.
Переплетение внутренней политической повестки и религиозных доктрин происходит в ходе широкой поляризации страны между теми, кто живет в крупных постиндустриальных мегаполисах с высокообразованным населением, сильной региональной экономикой и либертарианскими социальными ценностями, и теми, кто живет в небольших городах и сельских районах, где фермерство, производство и горнодобывающая промышленность когда-то создавали динамичную экономику и где социальные ценности являются более традиционными.
В таких городах, как Нью-Йорк, Бостон, Атланта, Чикаго, Сан-Франциско и Сиэтл, организованная религиозной не имеет того культурного значения, которое имела раньше, а рост числа «нетитульных» верующих, то есть тех, кто не имеет определенной религиозной принадлежности, совпадает с доминированием Демократической партии. В небольших городах Северо-Востока и Среднего Запада, переживающих тяжелые времена, католические и некатолические избиратели из рабочего класса, которые когда-то были основой Демократической партии, начали переходить к республиканцам во времена Рональда Рейгана, и они же оказались очень восприимчивы к антииммигрантскому популизму Дональда Трампа.
Проблема абортов стала культовой для избирателей из рабочего класса с более традиционными ценностями и менее радужными экономическими надеждами, чем у жителей процветающих городов и пригородов. Вопросы прав геев и трансгендеров, либерализация иммиграционных законов и политика изменения климата вбили клин между рабочим классом и демократами. Хуже того, во время президентства Билла Клинтона и Барака Обамы демократы неоднократно делали выбор в пользу Уолл-стрит, проводя неолиберальную экономическую политику, которая обогащала и без того зажиточных, перераспределяла рабочие места за границу и не обеспечивала полного финансирования работ, служащих общему благу.
Еще одна динамика, которая оказала глубокое влияние на католиков – это изменение демографической ситуации в самой Католической церкви. «Кислотная» секуляризации разъедает многие Церкви, единственная причина, по которой католики продолжают составлять столь значительную часть американского электората – это приток испаноязычных иммигрантов, которые в подавляющем большинстве являются католиками. Это в свою очередь приводит к тому, что голоса католиков сильно варьируются от штата к штату.
Преподаватель политологии в Университете Восточного Иллинойса Райан Бердж подчеркивает, что политические симпатии католиков значительно различаются в зависимости от региона. Например, в Висконсине, Мичигане и Пенсильвании доля демократов-католиков составляет 43 %, 43 % и 45 % соответственно. В Неваде – 50%, в Аризоне – 48%. Такие разрывы в пять-семь пунктов между штатами могут стать решающими в день голосования. Кроме того, кардинально отличается расовый состав католиков. В Висконсине 86% католиков – белые, в Аризоне он снижается до 51%, а в Неваде – до 46%.
Далее - на ИА REX
iarex.ru
The Tablet: победителя на президентских выборах в США определят 4% католиков / ИА REX
Переплетение внутренней политической повестки и религиозных доктрин происходит в ходе широкой поляризации страны между теми, кто живет в крупных постиндустриальных мегаполисах с высокообразованным населением, сильной региональной экономикой и либертарианскими…
Пророческое просто какое-то. Общение пана Зеленского и пана Макрона. Или пана Макрона и пана Зеленского.
YouTube
Все лезут в Наполеоны. Нельзя по улицам пройти из-за Наполеонов.
Фрагмент из фильма Интервенция 1968
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Казахстан и все-все-все
Немного реальности в понедельник
Смотря на комментарии дурачков в интернете, хочется еще раз напомнить:
1. Россия наш военный и экономический стратегический союзник, с которым у нас огромный товарооборот, большие инвестиции, многочисленные гуманитарные связи, в том числе и лично людей.
2. Украина нам не союзник, мы с ней практически нигде в тесных отношениях не состоим, а экономические связи в десятки раз меньше, чем с Россией. Это не говоря уже о потоке мефедрона и мошенниках.
Поэтому наши соевые хипстеры, нацики, часть евреев и украинцев могут сколько угодно в соцсетях ругать Россию, но реальность от этого не поменяется – у Казахстана связи с Россией теснее и больше, чем с Украиной.
Смотря на комментарии дурачков в интернете, хочется еще раз напомнить:
1. Россия наш военный и экономический стратегический союзник, с которым у нас огромный товарооборот, большие инвестиции, многочисленные гуманитарные связи, в том числе и лично людей.
2. Украина нам не союзник, мы с ней практически нигде в тесных отношениях не состоим, а экономические связи в десятки раз меньше, чем с Россией. Это не говоря уже о потоке мефедрона и мошенниках.
Поэтому наши соевые хипстеры, нацики, часть евреев и украинцев могут сколько угодно в соцсетях ругать Россию, но реальность от этого не поменяется – у Казахстана связи с Россией теснее и больше, чем с Украиной.
ПАПУ ФРАНЦИСКА ОБВИНИЛИ В «ИДЕАЛИЗАЦИИ ПУТИНСКОЙ РОССИИ» И «АНТИАМЕРИКАНИЗМЕ»
Папа Франциск «идеализирует путинскую Россию» и «находится под влиянием антиамериканизма». Об этом в интервью Vatican insider (Турин, Италия) заявил известный польский монах-доминиканец отец Павел Гужиньский. По его словам, понтифик непогрешим в вопросах веры и морали. Но в вопросе об украинском конфликте папа явно руководствуется культурным контекстом, в котором он вырос. «Мне кажется, я впервые в жизни скучаю по Иоанну Павлу II, – сообщил отец Павел. – Польский папа никогда бы не сказал ничего подобного. Похоже, Франциск не до конца понимает, кто такой Путин и что такое Россия. Это его слабое место. Папа практически с молоком матери впитал подозрительность к США и европейским колонизаторам Южной Америки. Он полностью отказывается быть папой НАТО и западных государств. Именно поэтому он, похоже, идеализирует стремления России, которые подавляются Западом. И поэтому заявления папы кажутся более близкими к риторике Кремля. Поляки помнят, как папа Григорий XVI осудил польское восстание против России в 1830 году. Поэтому слова папы Франциска мы не разделяем. Такие слова неприемлемы для нас и, более того, очень вредны для всей Церкви».
Если сейчас все, в первую очередь США, ратуют за решение «два государства для двух народов» на Святой земле, то почему не делается ничего конкретного, чтобы подтолкнуть Израиль в этом направлении? И если продолжающаяся война в секторе Газа приобрела непропорциональные масштабы, то почему не принимаются меры по ликвидации последствий? Об этом рассуждает Terrasanta.net (Милан, Италия). Имеет ли смысл ежегодно поставлять Израилю оружие на 4 миллиарда долларов, как это делают США, а затем робко желать, чтобы премьер-министр Биньямин Нетаньяху (или кто бы там ни был) не использовал его? Не разумнее ли сказать: раз уж вы, Израиль, хотите делать всё это бесчеловечно и вредно для нас (а также для вашей безопасности), мы больше не будем давать вам оружие, по крайней мере, пока вы не станете более разумными?
Канцлер британского казначейства объявил, что правительство профинансирует создание национального военного мемориала в память о солдатах-мусульманах, сражавшихся на стороне Лондона во время двух мировых войн и в последующих конфликтах. Но что за этим стоит, задается вопросом Catholic Herald (Лондон, Великобритания). Растет подозрение, пишет издание, что речь идет не столько о почтении памяти людей, погибших более ста лет назад, сколько о воссоздании истории Англии, в которой ислам занимает более видное место, и стимулом для этого является не столько ностальгия по мультикультурной империи, сколько потребность в исламизации британской истории. Это имеет значение, если «в результате краха христианской веры в нашем обществе образуется вакуум, который должен быть заполнен другими ценностями, особенно если эти ценности включают в себя ненависть к евреям и способствуют формированию культуры и атмосферы, где свобода слова менее приветствуется, где наши демократические представители уходят в отставку, опасаясь за свою жизнь, где права женщин оспариваются, и лишь одна религия находится под защитой новых законов о «богохульстве».
... И многое другое в обзоре католической прессы на неделе с 11 по 17 марта 2024 года.
Папа Франциск «идеализирует путинскую Россию» и «находится под влиянием антиамериканизма». Об этом в интервью Vatican insider (Турин, Италия) заявил известный польский монах-доминиканец отец Павел Гужиньский. По его словам, понтифик непогрешим в вопросах веры и морали. Но в вопросе об украинском конфликте папа явно руководствуется культурным контекстом, в котором он вырос. «Мне кажется, я впервые в жизни скучаю по Иоанну Павлу II, – сообщил отец Павел. – Польский папа никогда бы не сказал ничего подобного. Похоже, Франциск не до конца понимает, кто такой Путин и что такое Россия. Это его слабое место. Папа практически с молоком матери впитал подозрительность к США и европейским колонизаторам Южной Америки. Он полностью отказывается быть папой НАТО и западных государств. Именно поэтому он, похоже, идеализирует стремления России, которые подавляются Западом. И поэтому заявления папы кажутся более близкими к риторике Кремля. Поляки помнят, как папа Григорий XVI осудил польское восстание против России в 1830 году. Поэтому слова папы Франциска мы не разделяем. Такие слова неприемлемы для нас и, более того, очень вредны для всей Церкви».
Если сейчас все, в первую очередь США, ратуют за решение «два государства для двух народов» на Святой земле, то почему не делается ничего конкретного, чтобы подтолкнуть Израиль в этом направлении? И если продолжающаяся война в секторе Газа приобрела непропорциональные масштабы, то почему не принимаются меры по ликвидации последствий? Об этом рассуждает Terrasanta.net (Милан, Италия). Имеет ли смысл ежегодно поставлять Израилю оружие на 4 миллиарда долларов, как это делают США, а затем робко желать, чтобы премьер-министр Биньямин Нетаньяху (или кто бы там ни был) не использовал его? Не разумнее ли сказать: раз уж вы, Израиль, хотите делать всё это бесчеловечно и вредно для нас (а также для вашей безопасности), мы больше не будем давать вам оружие, по крайней мере, пока вы не станете более разумными?
Канцлер британского казначейства объявил, что правительство профинансирует создание национального военного мемориала в память о солдатах-мусульманах, сражавшихся на стороне Лондона во время двух мировых войн и в последующих конфликтах. Но что за этим стоит, задается вопросом Catholic Herald (Лондон, Великобритания). Растет подозрение, пишет издание, что речь идет не столько о почтении памяти людей, погибших более ста лет назад, сколько о воссоздании истории Англии, в которой ислам занимает более видное место, и стимулом для этого является не столько ностальгия по мультикультурной империи, сколько потребность в исламизации британской истории. Это имеет значение, если «в результате краха христианской веры в нашем обществе образуется вакуум, который должен быть заполнен другими ценностями, особенно если эти ценности включают в себя ненависть к евреям и способствуют формированию культуры и атмосферы, где свобода слова менее приветствуется, где наши демократические представители уходят в отставку, опасаясь за свою жизнь, где права женщин оспариваются, и лишь одна религия находится под защитой новых законов о «богохульстве».
... И многое другое в обзоре католической прессы на неделе с 11 по 17 марта 2024 года.
iarex.ru
Папу Франциска обвинили в «идеализации путинской России» и «антиамериканизме» / ИА REX
Обзор католической прессы
Forwarded from Пан Свиридов 🇷🇺
🇷🇺Россия #МОСКВА 🇫🇷Франция #МАКРОН 🇺🇦Украина #ЗЕЛЕНСКИЙ
🔥Пламенный привет из Москвы всем французским гарсонам.
👉👉👉Москва. Автобусная остановка на Большой Якиманке, напротив посольства Франции.
✅Подписаться на канал @PanSwiridow
🔥Пламенный привет из Москвы всем французским гарсонам.
👉👉👉Москва. Автобусная остановка на Большой Якиманке, напротив посольства Франции.
✅Подписаться на канал @PanSwiridow
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Варшавская русалка
🇵🇱 Депутат «Конфедерация» Кшиштоф Мулава из комиссии по расследованию визового скандала обнародовал проект постановления МИД. Согласно документу в Польшу ежегодно планировали отправлять до 800 тыс., а после исправления — до 400 тыс. мигрантов, в основном из азиатских, арабских и африканских стран.
Он добавил, что это проект документа, поступивший в официальный оборот и «принятый несколькими ведомствами».
По словам Мулавы, за создание этого проекта мог отвечать бывший заместитель главы МИД Петр Вавжик. Его также рассмотрел в законодательном и юридическом плане тогдашний глава юридического отдела ведомства Якуб Осайда.
❗️В документе, который Мулава показал журналисту, написано, что количество привезённых в Польшу мигрантов зависит «от ряда внешних факторов», и «следует предположить, что оно будет не менее 400 тысяч в год». Также было отмечено, что это люди, на которых будет распространяться ускоренная процедура выдачи виз с целью работы в Польше. Это должно было обеспечить государственным финансам дополнительные доходы в размере более 5 млрд злотых.
#Польша #правительство
@pl_syrenka — Польша не заграница
Он добавил, что это проект документа, поступивший в официальный оборот и «принятый несколькими ведомствами».
По словам Мулавы, за создание этого проекта мог отвечать бывший заместитель главы МИД Петр Вавжик. Его также рассмотрел в законодательном и юридическом плане тогдашний глава юридического отдела ведомства Якуб Осайда.
❗️В документе, который Мулава показал журналисту, написано, что количество привезённых в Польшу мигрантов зависит «от ряда внешних факторов», и «следует предположить, что оно будет не менее 400 тысяч в год». Также было отмечено, что это люди, на которых будет распространяться ускоренная процедура выдачи виз с целью работы в Польше. Это должно было обеспечить государственным финансам дополнительные доходы в размере более 5 млрд злотых.
#Польша #правительство
@pl_syrenka — Польша не заграница
Telegram
Варшавская русалка
🇵🇱🇮🇳 Визовый скандал в Польше продолжает обрастать подробностями: медиа публикуют информацию, полученную из допросов двух дипломатов, работавших в польском консульстве в Мумбаи, — генерального консула Дамиана Ижика и его заместителя Матеуша Рещика.
Оба дипломата…
Оба дипломата…
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from L&R - Право и религия
О проблемах перевода политического языка
Есть такой анекдот начала 20 в.: протестантский пастор рассказывает о Царстве Небесном так, как будто он только что заключил выгодную сделку пожизненной аренды на это место с контрольным пакетом акций на проходящую через железную дорогу. Католический священник рассказывает об этом же самом как о поместье, которое в собственности у его семьи много веков, с легкой меланхолией перечисляя плантации, лес, недра и замок, который постоянно требует денег на ремонт. Ну то есть разная логика.
Анекдот этот вспомнился, когда мы прочитали разные реакции на российские выборы. Англосаксонские (безо всякого ругательства и в буквальном смысле) политики называют прошедшие русские выборы "not FREE and not FAIR". С первым все понятно, смысл высказывания очевиден: "FREE" это наш бренд, и вашу франшизу мы не признаем, пока она снова не начнет отчислять нам как прежде. Со вторым все интереснее. Русские новостные каналы переводят как "несправедливые" (иногда неправомерные). Здесь слышится параллель к понятию "(не)справедливая война". Но на самом деле в оригинале - разные понятия. Война - just war, выборы - fair election. FAIR - слово и понятие очень англосаксонское, которого нет в романских языках. В буквальном смысле ближе всего "equitas", но у последнего нет такого широкого диапазона использования. В конечном итоге FAIR проникло в романский обиход в виде "fiera", ярмарка. Правильно перевести высказывание о российских выборах в континентальной Европе в итоге удалось оперативно только полякам ("нечестные"). FAIR - это справедливый и честный, но не про честь и не про правду, а по Fair Trade, Fair Price, Fair Choice и Fair Game. Римское понятие "легитимного" англосаксонское политическое мышление также со временем переделывает в ключе "fair", с точки зрения философии игры. FAIR - то, что устраивает всех игроков и против чего никто не выдвигает протест. А если выдвигает? Тогда уже не "fair".
Однако, во времена королевы Елизаветы, до всех событий Английской революции, была в ходу и такая пословица "all is fair in war". Ну то есть обман врага на войне - это морально допустимое действие. Война - не игра и не ярмарка. Предшественник Шекспира Джон Лили добавит здесь к войне - любовь, и создаст крылатое выражение "все справедливо на войне и в любви" (all is fair in war and in love).
Однако, в эпоху концерта Европы идея "честной войны" подвернется серьезной модификации под влиянием той самой "честной торговли". Появится идея того, что и на войне, допустим справедливой, возможно честное и нечестное поведение - но не с точки зрения морали, а с точки зрения организации конкуренции суверенных государств. "Честное" при этом исходит из того, что всем противникам рано или поздно снова придется продолжать отношения, даже после победы. И поэтому нужно, чтобы проигравшая сторона, а также ее союзники понимали - ее победили, но "честно", "fair". В этом смысле, например, в 1878 г. европейские державы сказали России - если войдете в Константинополь, это будет не "fair" по отношению к нам всем (при том, что война вполне себе "just").
Долго ли коротко ли, история понятий приводит нас в конец 20 в., когда с одной стороны, появляется идеализм, который перетолковывает FAIR уже в новом, морально-субъективном смысле. С другой стороны, наступает "конец истории", а это значит, что выборы развитых западных стран становятся действительно своего рода "игрой" разных флангов элит. Ну не то чтобы прямо "мы играем не для денег, а чтобы время проводить" - но даже "играя для денег", процедура "честных" выборов не имеет никаких последствий для собственно политической стратегии или структуры общества или т.п. Стабильность элит (наследственных, как мы понимаем) гарантируется "честностью игры" между ними за их столом. И естественно, в России (и не только в ней, но и в других странах, которые в 20 в. интенсивно экспериментировали с социальной справедливостью) такая парадигма выборов не прижилась.
Есть такой анекдот начала 20 в.: протестантский пастор рассказывает о Царстве Небесном так, как будто он только что заключил выгодную сделку пожизненной аренды на это место с контрольным пакетом акций на проходящую через железную дорогу. Католический священник рассказывает об этом же самом как о поместье, которое в собственности у его семьи много веков, с легкой меланхолией перечисляя плантации, лес, недра и замок, который постоянно требует денег на ремонт. Ну то есть разная логика.
Анекдот этот вспомнился, когда мы прочитали разные реакции на российские выборы. Англосаксонские (безо всякого ругательства и в буквальном смысле) политики называют прошедшие русские выборы "not FREE and not FAIR". С первым все понятно, смысл высказывания очевиден: "FREE" это наш бренд, и вашу франшизу мы не признаем, пока она снова не начнет отчислять нам как прежде. Со вторым все интереснее. Русские новостные каналы переводят как "несправедливые" (иногда неправомерные). Здесь слышится параллель к понятию "(не)справедливая война". Но на самом деле в оригинале - разные понятия. Война - just war, выборы - fair election. FAIR - слово и понятие очень англосаксонское, которого нет в романских языках. В буквальном смысле ближе всего "equitas", но у последнего нет такого широкого диапазона использования. В конечном итоге FAIR проникло в романский обиход в виде "fiera", ярмарка. Правильно перевести высказывание о российских выборах в континентальной Европе в итоге удалось оперативно только полякам ("нечестные"). FAIR - это справедливый и честный, но не про честь и не про правду, а по Fair Trade, Fair Price, Fair Choice и Fair Game. Римское понятие "легитимного" англосаксонское политическое мышление также со временем переделывает в ключе "fair", с точки зрения философии игры. FAIR - то, что устраивает всех игроков и против чего никто не выдвигает протест. А если выдвигает? Тогда уже не "fair".
Однако, во времена королевы Елизаветы, до всех событий Английской революции, была в ходу и такая пословица "all is fair in war". Ну то есть обман врага на войне - это морально допустимое действие. Война - не игра и не ярмарка. Предшественник Шекспира Джон Лили добавит здесь к войне - любовь, и создаст крылатое выражение "все справедливо на войне и в любви" (all is fair in war and in love).
Однако, в эпоху концерта Европы идея "честной войны" подвернется серьезной модификации под влиянием той самой "честной торговли". Появится идея того, что и на войне, допустим справедливой, возможно честное и нечестное поведение - но не с точки зрения морали, а с точки зрения организации конкуренции суверенных государств. "Честное" при этом исходит из того, что всем противникам рано или поздно снова придется продолжать отношения, даже после победы. И поэтому нужно, чтобы проигравшая сторона, а также ее союзники понимали - ее победили, но "честно", "fair". В этом смысле, например, в 1878 г. европейские державы сказали России - если войдете в Константинополь, это будет не "fair" по отношению к нам всем (при том, что война вполне себе "just").
Долго ли коротко ли, история понятий приводит нас в конец 20 в., когда с одной стороны, появляется идеализм, который перетолковывает FAIR уже в новом, морально-субъективном смысле. С другой стороны, наступает "конец истории", а это значит, что выборы развитых западных стран становятся действительно своего рода "игрой" разных флангов элит. Ну не то чтобы прямо "мы играем не для денег, а чтобы время проводить" - но даже "играя для денег", процедура "честных" выборов не имеет никаких последствий для собственно политической стратегии или структуры общества или т.п. Стабильность элит (наследственных, как мы понимаем) гарантируется "честностью игры" между ними за их столом. И естественно, в России (и не только в ней, но и в других странах, которые в 20 в. интенсивно экспериментировали с социальной справедливостью) такая парадигма выборов не прижилась.
Forwarded from L&R - Право и религия
Так что диалог с западом выглядит примерно так:
- У вас там на выборах нечестная игра!
- Да у нас тут вообще не игра, если вы еще не заметили. Зато вы нечестно строите с нами отношения.
- Да мы их вообще с вами не строим, если вы еще не заметили. Мы их строим честно с самими собой. Мы их не можем строить с вами, пока вы не станете частью нас в наших интересах.
- У вас там на выборах нечестная игра!
- Да у нас тут вообще не игра, если вы еще не заметили. Зато вы нечестно строите с нами отношения.
- Да мы их вообще с вами не строим, если вы еще не заметили. Мы их строим честно с самими собой. Мы их не можем строить с вами, пока вы не станете частью нас в наших интересах.