Петероградный Меркурий
28 subscribers
215 photos
15 videos
37 links
Здесь вам не тут!
加入频道
Смерть во всё время привлекала и пугала человечество. Народное творчество, религии и философские учения так или иначе объясняли сам факт и феномен смерти и даже заглянуть по ту сторону и ответить на вопрос "А что же дальше?".
Собственно, не углубляясь в Египет,Индию и Ассирию, примеров античной интерпретации настолько много... Самым известным и понятным на обывателя- хотя бы гомеровский вопрос и царство Аида. Как люди образованные, мы помним, что легенды об Аиде не что иное как сборник легенд о смерти и её производным, существовавшим на тот момент.
Актуалочка темы с приходом христианства не пропала. Из библейских сюжетов, народных сказаний получила ближе к Средневековью развитие. Простому народу необходимо было как-то объяснять доктрину христианства. Повсеместные церкви и соборы, в которых велись службы на латинском языке не были понятны прихожанам. Для средневекового горожанина церковь- это не только место силы и чего-то духовного, но с обывательской точки зрения красивое здание с богатым убранством, где дядька в красивой одежде мелодично,но с выражением читает что-то на латыни. Собственно, церковь отчасти и кульивировала перерождение местного устного творчества в теперь уже правильном христианском изложении. К 13 веку сформировалась легенда об образе смерти и её существовании в людском мире. В зависимости от местности легенда видоизменялась, но суть одна. Если коротко и обобщенно, то Смерть как сущность живёт на кладбище и каждую ночь с заходом с наступлением ночи она поднимает всех мёртвых и увлекает в свои пляски и хороводы, которые продолжаются до рассвета. Попавший ночью живой на кладбище обязательно будет замечен Смертью и увлечён в хоровод мертвецов, от чего,собственно, и умрёт к утру.
Понятно, да, почему боялись ходить на кладбища в тёмное время суток?
Легенда стала настолько популярной и растиражированной, что к ней возвращались и возвращались. Яркий пример- интерпретация легенды Данте под разными соусами. В изобразительном искусстве средневековья и проторенессанса, легенда нашла своё отражение. Примеров масса. Самые известные- гравюры Михаэля Вольгемута (1493), Гольбейн младший (1524-26), Бернт Нотке (ок 1480).
С развитием цивилизации и культуры Просвещения легенда потеряла свою значимость, но к ней начали возвращаться в 19 веке, как переосмысление культурного наследия предков. Для примера гравюры Альфреда Ретеля “Еще одна пляска смерти”. К концу 19века легенда то становилась актуальной, то опять пылилась на полке. И вот, в 1874 году Камиль Сен-Санс пишет произведение «Пляска Смерти». Затем присоединяется Мусоргский (1876), который, кстати и был оппонентом Камиля нашего Сен-Санса и дико не любил его творчество, не забывая на каждом углу или в любом интервью вставить пику бездарности по мнению Мусоргского.
Про "Пляску Смерти" нашего Сен-Санса с точки зрения музыки- симфоническое произведение, наполненное звукоподрожательностью, что для музыки той эпохи было новинкой. Тут и часы церковной башни, и скрип кладбищенских ворот, и стук деревянной обуви, и бряцание костей, и ветер, и рассвет, и первые петухи. Начинается с allegretto и повтором звучит мотив вальса con moto. Слушателю предлагается подсмотреть за Смертью и жизнью кладбища после наступления ночи и до самого утра. Начинается всё с боя часов на башне(полночь, 12 раз)и открытия ворот, где Смерть обходит свои владения, обходит кладбище и вовлекая в свой хоровод всё больше и больше мертвецов под звуки скрипичного вальса crescendo, но ночь заканчивается- близок рассвет, пробиваются первые лучи солнца, поёт первый петух и всё исчезает, будто и не было видения, а перед слушателем предстает тишина и грусть утреннего кладбища.....
В 20 век -век потрясений опять вернулись к этой легенде. Пишет и Арнольд Шёнберг (1914) и Шостакович (1944). В 1922 году был снят фильм на музыку Камиля, а нашему советскому слушателю "Пляска Смерти" известна как саундтрек к игре "Что?Где?Когда?".

2 разные аранжировки

https://youtu.be/71fZhMXlGT4

https://youtu.be/qNMzBnuBC6Y
Вольгемут, Нотке, Голбейн мл
А вот Брейгель старший, с его картиной "Триумф Смерти"(1561-1563)и , который легенду Danse macabre воспринимает в новом духе своего времени. Мы, конечно, помним, что мировоззрение человека средневековья разительно отличается от мировоззрения человека ренессанса
У Сен-Санса самое известное в широких массах не "Пляска Смерти ", а "Лебедь" из шуточного "Карнавала Животных"(1886). В оригинале "Лебедь" никуда не умирал, а просто плыл. Собственно, хореографическая миниатюра была поставлена лишь 1907 году для Анны Павловой. Изначально лебедь Павловой тоже не умирал, но при постановке она была в пучине жуткой депрессии от несчастной любви к барону Виктору Дандре- чиновнику и мошеннику... Тот самый случай, когда бывший(они потом опять сошлись) сволочь. Она, кстати, его из тюрьмы потом выкупила, когда этого прощелыгу посадили за растрату казенных денег.
Свои эмоции она вложила в "Лебедя"- о том как ей плохо и что рана столь глубока, что она умирает.
Номер, что называется, зашёл на ура и быстро стал классикой и предметом подражания.
Совсем умирающим лебедя сделала Майя Михайловна Плисецкая, которая его станцевала так, что и музыка Сен-Санса стала называться "Умирающий Лебедь", а миниатюра- визитной карточкой русского балета
Хайп вокруг Шанель.
Вдруг общество вспомнилось, что Коко та ещё штучка. Никогда она не восхищала. Женщина с пониженной социальной ответственностью, которая не раз предавала своих друзей и свои идеалы. Сказки об успешности тоже такое себе, конечно....
Пыль в глаза умела пустить, не более того.
Единственное белое и светлое с ней случилось в начале 20х, когда 1 из её любовников познакомил с русским парфюмером Эрнестом Бо, автором знаменитого #5.
Французы тоже к Коко относились не очень тепло, не простили, даже с учётом того, что после войны она дико старалась завоевать любовь и положение в Париже.
Мораль сей басни такова: если и прошло много лет, то это не значит, что все забыли какой ты чудак на букву "м".
Интересно, а когда хайпожоры доберутся до Файзера и будут ли жечь Порше?
Про Жириновского.
Я его видела 1 раз в Стамбуле, на мероприятии, посвящённом Назыму Хикмету. Год не помню, но где-то середина нулевых. Конечно, знала, что наш политический деятель знает турецкий, но. Я тогда была очень юна, какое дело до политики! Он меня поразил. Человек какой-то магнетической энергии и харизмы. И его прекрасное знание турецкого очаровали- он импровизировал, цитировал Хикмета и шутил. Вообще турецкий очень сложный язык и так его знать- уважение колоссальное.
Столько лет прошло, а я вспоминаю и осталось такое приятное ощущение.
Кстати, некоторые наши государственные деятели тоже говорят на турецком, но это просто знание языка, а не владение культурой, если понимаете о чем я.
Раз уж заговорили о турецком, а не перенести ли мне свой тред из твитера сюда? Разбор сериала "Великолепный Век" с точки зрения истории и культуры Османской Империи 15-16вв?
Куда ж ещё пойдёт настоящий петербургский зануда? Конечно, в капеллу
Сегодня в Капелле Прокофьев и Римский-Корсаков. Симфонический концерт музыки к балетам "Стальной скок" и "Шахрезада".
"Русские Сезоны" и Серж Дягилев странным образом невидимой линией идут через мою жизнь. Вечером расскажу про "Шехерезаду" и "Стальной скок"
Именно после "Шехерезады" в "Русских Сезонах" навсегда сложилась идиома "Русский. Балет. Великий." Создан балет очень быстро и произвёл фурор своим буйством звука и красок. Эскизы к костюмам и декорациям рисовал конечно же Бакст- сцена ещё не видела такой зелёный, такой красный, такой цитрусово-оранжевый и бирюзовый одновременно. Собственно, благодаря этому балету в европейскую моду 1910-1913 гг наводнили арабески- самые модные дамы добавляли к своим нарядам аксессуары в восточном стиле.
Поставил балет Михаил Фокин, который пригласил Нижинского на роль раба Зобейды, а на роль Зобейды красавицу, не профессиональную балерину Иду Рубинштейн