📍 Выставка «Путь бриллианта. Чудо природы и рукотворный шедевр»
(Выставочный комплекс)
До 10 сентября
Подробности и билеты
📍 Выставка «Созвездие книжных редкостей»
(Кабинет председателя, Главное здание)
До 2 октября
Подробности и билеты
📍 Обновленная экспозиция Золотой кладовой
(Главное здание, залы А-В)
Подробности и билеты
📍 Выставка «Новороссия»
(Главное здание, 36 зал)
С 6 сентября
Подробности и билеты
📍 День города в Историческом музее
9 и 10 сентября
Подробности и билеты
📍 Выставка «Право выбора. Краткая история российского народовластия»
(Новый выставочный зал)
С 22 сентября
Подробности и билеты
#ВыставкаГИМ #КнижныеРедкости #ПутьБриллианта
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
70 лет назад было открыто высотное здание МГУ в Москве
Самая высокая из «семи сталинских высоток» открыла свои двери 1 сентября 1953 года. Здание на Воробьевых горах высотой 183,2 м (240 м — со шпилем) возводилось в 1949-1953 гг. и до 1990 года оставалось самым высоким в Европе. Для многих поколений студентов именно это сооружение МГУ стало символом не только старейшего университета страны, но и российской науки в целом.
Скульптурным оформлением высотки занималась Вера Мухина, а шпиль центральной башни, колосья и звезда были облицованы пластинами из желтого стекла, покрытых с внутренней стороны алюминием.
На 32 этажах Главного корпуса московского университета расположились геологический, механико-математический, географический факультеты, ректорат, администрация и научная библиотека, Музей землеведения, ротонда, актовый зал на 1500 человек, общежитие для студентов и аспирантов, поликлиника, а также технические и подсобные помещения. Учащиеся до сих пор зовут многосекторный комплекс «Главное здание» или просто «ГЗ».
#ИсторическоеФото 🎞 Неизвестный фотограф. Облицовка стен высотной части главного здания МГУ керамическими плитками. 21 июня 1951 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ
Самая высокая из «семи сталинских высоток» открыла свои двери 1 сентября 1953 года. Здание на Воробьевых горах высотой 183,2 м (240 м — со шпилем) возводилось в 1949-1953 гг. и до 1990 года оставалось самым высоким в Европе. Для многих поколений студентов именно это сооружение МГУ стало символом не только старейшего университета страны, но и российской науки в целом.
Скульптурным оформлением высотки занималась Вера Мухина, а шпиль центральной башни, колосья и звезда были облицованы пластинами из желтого стекла, покрытых с внутренней стороны алюминием.
На 32 этажах Главного корпуса московского университета расположились геологический, механико-математический, географический факультеты, ректорат, администрация и научная библиотека, Музей землеведения, ротонда, актовый зал на 1500 человек, общежитие для студентов и аспирантов, поликлиника, а также технические и подсобные помещения. Учащиеся до сих пор зовут многосекторный комплекс «Главное здание» или просто «ГЗ».
#ИсторическоеФото 🎞 Неизвестный фотограф. Облицовка стен высотной части главного здания МГУ керамическими плитками. 21 июня 1951 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ
Уже завтра, 2 сентября, Исторический музей примет участие в фестивале «MamaDay», организованном сервисом MAMADO!
С 10 до 11 часов утра будем проводить мастер-классы для детей:
🌸 создавать памятные открытки в стиле pop-up с фасадом здания Исторического музея
🌸 рисовать декоративное украшение с фрагментом римской мозаики, копия которой находится в одном из залов музея
🌸 играть в головоломку и собирать из множества фрагментов пазл с изображением здания Исторического музея
Фестиваль пройдет в Измайловском парке и представит увлекательную программу для детей и родителей, включающую концерты, мастер-классы и розыгрыши с подарками, аниматоров и квесты, зону релакса для мам и закрытую зону для детей с няней.
👉 Обязательно оформите приглашение на фестиваль «MamaDay» на сайте, чтобы воспользоваться всеми зонами, получить расписание фестиваля и подарки
📲 Подробности — на странице фестиваля
Скачать MAMADO 📲
Ждём вас на площадке Исторического музея!
#ИсторическийМузей
С 10 до 11 часов утра будем проводить мастер-классы для детей:
🌸 создавать памятные открытки в стиле pop-up с фасадом здания Исторического музея
🌸 рисовать декоративное украшение с фрагментом римской мозаики, копия которой находится в одном из залов музея
🌸 играть в головоломку и собирать из множества фрагментов пазл с изображением здания Исторического музея
Фестиваль пройдет в Измайловском парке и представит увлекательную программу для детей и родителей, включающую концерты, мастер-классы и розыгрыши с подарками, аниматоров и квесты, зону релакса для мам и закрытую зону для детей с няней.
👉 Обязательно оформите приглашение на фестиваль «MamaDay» на сайте, чтобы воспользоваться всеми зонами, получить расписание фестиваля и подарки
📲 Подробности — на странице фестиваля
Скачать MAMADO 📲
Ждём вас на площадке Исторического музея!
#ИсторическийМузей
2 сентября в православной традиции совершается празднование иконы Богоматери «Прибавление ума»
На Руси иконы Богоматери «Прибавление ума», или «Ключ разума», встречаются довольно редко, а сохранившиеся памятники относятся к концу XVII–XIX вв. Старинное сказание повествует о том, что эта икона была написана в память чуда Богоматери после явления Ее больному иконописцу и даровании ему здравого разума. К Пресвятой Богородице и Младенцу Иисусу Христу обращались с молитвой как к источнику мудрости и разума, по простонародному выражению — «о прибавлении ума», что и объясняет происхождение наименования иконы.
⠀
Богоматерь изображена в рост с Младенцем на левой руке на фоне арки. На главах Марии и Христа — царские венцы. Особенностью иконы является необычное одеяние. Фигуры Богоматери и Младенца как будто спеленуты вместе. Единое одеяние символизирует нераздельность служения Божией Матери и Ее сына. С обеих сторон к ним подлетают ангелы, держащие в руках сферы. Над их главами парят херувим и два серафима, у ног Богоматери изображен херувим с распростертыми крыльями. На верхнем поле — надпись: «Образ Ключ разума Пресвятой Богородицы».
⠀
По мнению исследователей, в основе иконографии лежит скульптурное изображение Девы Марии из города Лорето в Италии. «Лоретская Богоматерь», сохраняемая в нише алтаря «Святой хижины», была сделана целиком из кедрового дерева и украшена бриллиантами и жемчужными нитями. Сказание о Лоретской Богоматери стало известно в России в XVI в. Непосредственным источником иконографии послужили, скорее всего, гравюры с изображением лоретской святыни, во множестве расходившиеся по Европе и попадавшие в Россию. Заимствованный русскими иконописцами у западных мастеров образ был творчески переосмыслен в новый извод, получивший название «Прибавление ума».
Икона. «Богоматерь Прибавление ума». Вторая половина XIX в.
#Календарь #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
На Руси иконы Богоматери «Прибавление ума», или «Ключ разума», встречаются довольно редко, а сохранившиеся памятники относятся к концу XVII–XIX вв. Старинное сказание повествует о том, что эта икона была написана в память чуда Богоматери после явления Ее больному иконописцу и даровании ему здравого разума. К Пресвятой Богородице и Младенцу Иисусу Христу обращались с молитвой как к источнику мудрости и разума, по простонародному выражению — «о прибавлении ума», что и объясняет происхождение наименования иконы.
⠀
Богоматерь изображена в рост с Младенцем на левой руке на фоне арки. На главах Марии и Христа — царские венцы. Особенностью иконы является необычное одеяние. Фигуры Богоматери и Младенца как будто спеленуты вместе. Единое одеяние символизирует нераздельность служения Божией Матери и Ее сына. С обеих сторон к ним подлетают ангелы, держащие в руках сферы. Над их главами парят херувим и два серафима, у ног Богоматери изображен херувим с распростертыми крыльями. На верхнем поле — надпись: «Образ Ключ разума Пресвятой Богородицы».
⠀
По мнению исследователей, в основе иконографии лежит скульптурное изображение Девы Марии из города Лорето в Италии. «Лоретская Богоматерь», сохраняемая в нише алтаря «Святой хижины», была сделана целиком из кедрового дерева и украшена бриллиантами и жемчужными нитями. Сказание о Лоретской Богоматери стало известно в России в XVI в. Непосредственным источником иконографии послужили, скорее всего, гравюры с изображением лоретской святыни, во множестве расходившиеся по Европе и попадавшие в Россию. Заимствованный русскими иконописцами у западных мастеров образ был творчески переосмыслен в новый извод, получивший название «Прибавление ума».
Икона. «Богоматерь Прибавление ума». Вторая половина XIX в.
#Календарь #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Forwarded from Узнай Россию
В «Золотой кладовой» Государственного исторического музея хранится такой необычный экспонат
Это блюдо — подношение от дворянства Нижнего Новгорода императорской семье.
В 1913 году в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых. Конечно, многие общества старались преподнести свой уникальный подарок императорам.
Это декоративное блюдо нижегородцы заказали в ювелирной фирме Ивана Хлебникова, которая была поставщиком не только российского императорского двора, но и двора королей Нидерландов, Сербии, Черногории и Дании. Изделия мастеров Хлебникова отличал «русский стиль», очень узнаваемый в то время.
Для создания этого подарка ювелиры использовали серебро с золочением и украсили его аметистами, халцедонами и эмалью.
📸 Декоративное блюдо к 300-летию Дома Романовых/ Государственный исторический музей
❤ Узнай Россию
Это блюдо — подношение от дворянства Нижнего Новгорода императорской семье.
В 1913 году в России широко отмечалось 300-летие Дома Романовых. Конечно, многие общества старались преподнести свой уникальный подарок императорам.
Это декоративное блюдо нижегородцы заказали в ювелирной фирме Ивана Хлебникова, которая была поставщиком не только российского императорского двора, но и двора королей Нидерландов, Сербии, Черногории и Дании. Изделия мастеров Хлебникова отличал «русский стиль», очень узнаваемый в то время.
Для создания этого подарка ювелиры использовали серебро с золочением и украсили его аметистами, халцедонами и эмалью.
📸 Декоративное блюдо к 300-летию Дома Романовых/ Государственный исторический музей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
9 и 10 сентября приглашаем принять участие в тематических и пешеходных экскурсиях, мастер-классах и музейных занятиях в Историческом музее, Музее Отечественной войны 1812 года и Палатах бояр Романовых.
Билеты на мероприятия доступны в кассах музея и на сайте, в том числе держателям «Пушкинской карты».
Подробная программа и билеты
#ДеньГорода #Москва876 #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
VK
День города в Историческом музее. Программа 9-10 сентября
В рамках празднования Дня города Исторический музей подготовил специальную программу мероприятий.
«В начале XX века на волне интереса к русской церковной живописи, раскрытия первоначальной красоты русской иконы, череды зарубежных и отечественных древнерусских выставок, художники все чаще с интересом и восхищением обращались к родной старине. В 1906 году Н. К. Рерих, предчувствуя грядущие перемены, писал: „Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны... Запечатляйте чудесные обломки для будущих зданий жизни“.
Художники показывали на выставках этюды интерьеров с древними росписями, удивлялись красоте фресок, стремились постичь и запечатлеть сокровенное, вновь обрести утраченное, соприкоснуться с таинственной глубиной древнерусского искусства. К этому периоду относятся копии стенописей новгородских храмов П. И. Петровичева из фондов ГИМ».
🥀 В рубрике #СубботнийЛонгрид — статья из Блога Исторического музея о копиях росписей Софийского собора в Новгороде XII века, созданных художником Петром Петровичевым в начале XX столетия.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #БлогГИМ
Художники показывали на выставках этюды интерьеров с древними росписями, удивлялись красоте фресок, стремились постичь и запечатлеть сокровенное, вновь обрести утраченное, соприкоснуться с таинственной глубиной древнерусского искусства. К этому периоду относятся копии стенописей новгородских храмов П. И. Петровичева из фондов ГИМ».
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #БлогГИМ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3 сентября (20 августа) 1875 года прошла торжественная церемония закладки здания Исторического музея
На церемонии присутствовал император Александр II, тремя годами ранее подписавший «высочайшее соизволение» на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Ход мероприятия описала газета «Русский мир»: «Крыши соседних домов, присутственных мест, гостиного двора, заборы, места склада материалов, все было покрыто желающими увидеть церемонию...».
Александр II приехал вместе с герцогом Эдинбургским, в сопровождении генерал-адъютантов, военного министра Милютина, шефа жандармов Потапова, московского генерал-губернатора Долгорукова и других. У главного входа венценосный гость был встречен председателем комиссии по постройке музея. После молебна и освещения места закладки император взял из рук составителя проекта инженера А. А. Семенова камень и положил на место закладки, потом так же положил камень за отсутствующего цесаревича Александра Александровича.
Гигантское здание объемом в 200 тыс. куб. метров стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где широко использовались новейшие материалы и технические разработки. Кирпичная кладка велась не только на известково-песчаном, но и на цементном растворе. В стенах были предусмотрены каналы для вентиляции, калориферного отопления, водопровода и водостока, поэтажные перекрытия и стропильная система выполнялись из металла, а к стальным балкам перекрытий крепились листы волнистого железа, которые также использовались и для кровель.
Семенов проводил тщательную экспертизу строительных материалов, строго контролировал качество выполненных работ. г. В 1876–1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Окончательно строительство и полная отдела интерьеров здания музея была окончена уже в XX веке.
#ИсторическоеФото 🎞 Строительство Исторического музея. Ателье И. Дьяговченко. 1876 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ
На церемонии присутствовал император Александр II, тремя годами ранее подписавший «высочайшее соизволение» на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Ход мероприятия описала газета «Русский мир»: «Крыши соседних домов, присутственных мест, гостиного двора, заборы, места склада материалов, все было покрыто желающими увидеть церемонию...».
Александр II приехал вместе с герцогом Эдинбургским, в сопровождении генерал-адъютантов, военного министра Милютина, шефа жандармов Потапова, московского генерал-губернатора Долгорукова и других. У главного входа венценосный гость был встречен председателем комиссии по постройке музея. После молебна и освещения места закладки император взял из рук составителя проекта инженера А. А. Семенова камень и положил на место закладки, потом так же положил камень за отсутствующего цесаревича Александра Александровича.
Гигантское здание объемом в 200 тыс. куб. метров стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где широко использовались новейшие материалы и технические разработки. Кирпичная кладка велась не только на известково-песчаном, но и на цементном растворе. В стенах были предусмотрены каналы для вентиляции, калориферного отопления, водопровода и водостока, поэтажные перекрытия и стропильная система выполнялись из металла, а к стальным балкам перекрытий крепились листы волнистого железа, которые также использовались и для кровель.
Семенов проводил тщательную экспертизу строительных материалов, строго контролировал качество выполненных работ. г. В 1876–1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Окончательно строительство и полная отдела интерьеров здания музея была окончена уже в XX веке.
#ИсторическоеФото 🎞 Строительство Исторического музея. Ателье И. Дьяговченко. 1876 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ
Ларец. Автор неизвестен. Архангельская губерния. Конец XVIII в.
Дерево, цевка, шелк, бумага, металл, цветная гравировка, обивка
Подписаться на канал
#КоллекцияГИМ
Дерево, цевка, шелк, бумага, металл, цветная гравировка, обивка
Подписаться на канал
#КоллекцияГИМ
Полевой сезон подошел к концу, но новости #Вестиполей 🌾 еще долго будут радовать нас научными открытиями!
Меню бронзового века: что было в котле из Иноземцево. Репортаж о научном открытии Натальи Шишлиной (ГИМ) и Виктора Трифонова (ИИМК)
В 1970-х гг. в отдел археологических памятников Исторического музея поступила коллекция из кургана Иноземцево Ставропольского края. Среди уникальных предметов майкопской культуры, жители которой проживали на Северном Кавказе во второй половине 4 тыс. до н. э., несколько больших бронзовых котлов. Благодаря совместному исследовательскому проекту ГИМ, Института истории материальной культуры и Института исследования истории человечества имени Макса Планка (Германия), мы наконец-то узнали, что было в одном из бронзовых сосудов, на внутренних стенках которого сохранились остатки органики.
С помощью уникального протеомного анализа, из фрагментов пищи, которой более пяти тысяч лет, были получены белки, содержавшиеся в крови и мясе оленя или коровы, а также в овечьем или козьем молоке. Было ли блюдо из таких продуктов обычным в древнем обществе, или его приготовили специально для погребальной церемонии, покажут исследования других сосудов. А пока совместная археологическая экспедиция Исторического музея и Института истории материальной культуры продолжает искать новые памятники и совершать новые открытия, фрагментами котла займутся специалисты из отдела реставрации.
Восстановленный сосуд, о котором узнали во всем мире, займет достойное место в экспозиции музея.
Фрагменты котла из могильника Иноземцево с сохранившей органикой (пищей) — А
Графическая реконструкция котла — В
Репортаж №6.
#ИсторическийМузей
Меню бронзового века: что было в котле из Иноземцево. Репортаж о научном открытии Натальи Шишлиной (ГИМ) и Виктора Трифонова (ИИМК)
В 1970-х гг. в отдел археологических памятников Исторического музея поступила коллекция из кургана Иноземцево Ставропольского края. Среди уникальных предметов майкопской культуры, жители которой проживали на Северном Кавказе во второй половине 4 тыс. до н. э., несколько больших бронзовых котлов. Благодаря совместному исследовательскому проекту ГИМ, Института истории материальной культуры и Института исследования истории человечества имени Макса Планка (Германия), мы наконец-то узнали, что было в одном из бронзовых сосудов, на внутренних стенках которого сохранились остатки органики.
С помощью уникального протеомного анализа, из фрагментов пищи, которой более пяти тысяч лет, были получены белки, содержавшиеся в крови и мясе оленя или коровы, а также в овечьем или козьем молоке. Было ли блюдо из таких продуктов обычным в древнем обществе, или его приготовили специально для погребальной церемонии, покажут исследования других сосудов. А пока совместная археологическая экспедиция Исторического музея и Института истории материальной культуры продолжает искать новые памятники и совершать новые открытия, фрагментами котла займутся специалисты из отдела реставрации.
Восстановленный сосуд, о котором узнали во всем мире, займет достойное место в экспозиции музея.
Фрагменты котла из могильника Иноземцево с сохранившей органикой (пищей) — А
Графическая реконструкция котла — В
Репортаж №6.
#ИсторическийМузей
Делимся кадрами с монтажа выставочного проекта «Новороссия» #РепортажГИМ
Экспозиция даст возможность познакомиться с историей обширного региона в Северном Причерноморье, вошедшего в 1764 году в состав Российской империи. Присоединением Новороссии завершился процесс расширения территории российского государства в южном направлении. С этого времени начинает складываться особый исторический регион, формирование которого было тесно связано с решением геополитических задач — получением выхода к Черному морю и обеспечением безопасности южных границ.
На выставке будут представлены масштабные произведения живописи из собраний российских музеев, мемориальные вещи светлейшего князя Потёмкина-Таврического и легендарного командарма 1-й Конной армии, Буденного, рукописные карты XVIII века, костюмы народов, населявших данную территорию, орудия труда шахтеров XIX-начала XX вв., модели судов Черноморского флота и многое другое.
Выставка начнет работу 6 сентября в 36 зале музея. Подробности 🎟
#ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ #НовороссияГИМ
Экспозиция даст возможность познакомиться с историей обширного региона в Северном Причерноморье, вошедшего в 1764 году в состав Российской империи. Присоединением Новороссии завершился процесс расширения территории российского государства в южном направлении. С этого времени начинает складываться особый исторический регион, формирование которого было тесно связано с решением геополитических задач — получением выхода к Черному морю и обеспечением безопасности южных границ.
На выставке будут представлены масштабные произведения живописи из собраний российских музеев, мемориальные вещи светлейшего князя Потёмкина-Таврического и легендарного командарма 1-й Конной армии, Буденного, рукописные карты XVIII века, костюмы народов, населявших данную территорию, орудия труда шахтеров XIX-начала XX вв., модели судов Черноморского флота и многое другое.
Выставка начнет работу 6 сентября в 36 зале музея. Подробности 🎟
#ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ #НовороссияГИМ