Весной начинался сезон уличных народных забав, среди которых большой популярностью пользовались качели, игра на доске и «городки».
В пасхальные дни одним из любимейших занятий как у детей, так и у взрослых было катание на качелях. Качели ставили на свободных площадках и возвышенностях, а рядом с ними устраивали веселые игры, пели песни под гармонь. Таким образом, это место становилось точкой притяжения для людей и центром игр и забав.
Среди игр можно выделить скакание на доске. Распространенная среди девушек забава заключалась в следующем: брали довольно толстую доску и клали её на лежащий чурбан. Девицы становились на концы доски и начинали по очереди подпрыгивать. Игра эта требовала большой сноровки и ловкости, ведь было необходимо с достаточно большой высоты прыгнуть прямо на край доски, строго перпендикулярно, иначе доска могла слететь с чурбана.
Еще одна популярная и старинная русская игра — городки. Для нее необходимо иметь десять коротких чурок одинакового размера, так называемые городки, а также длинные палки-биты. Игра проходит на ровной площадке, на одном конце которой чертят два квадрата — города. В них размещаются фигуры, которые составляются из городков. От передних углов каждого города вперед проводятся две линии — усы. Проводится также еще одна линия, штрафная, она находится в одном метре от лицевой линии города. Игроки делятся на две команды, каждая получает по городу, по пять городков и биты. Команды ставят в своих городах фигуры и устанавливают очередь кому за кем бить. Вначале бьет одна команда в своем городе, выбивая городки из своего квадрата. Когда все игроки одной команды пробили, свой ход начинала вторая команда. Команда, затратившая меньшее количество ударов на выбивание всех фигур, считается победителем.
Чтобы наши инструкции по народным забавам были более наглядными, предлагаем рассмотреть раскрашенные акварелью гравюры английского художника Джона Аткинсона, который в 1803-1804 гг. создал альбом, посвященный развлечениям и обычаям русских.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
В пасхальные дни одним из любимейших занятий как у детей, так и у взрослых было катание на качелях. Качели ставили на свободных площадках и возвышенностях, а рядом с ними устраивали веселые игры, пели песни под гармонь. Таким образом, это место становилось точкой притяжения для людей и центром игр и забав.
Среди игр можно выделить скакание на доске. Распространенная среди девушек забава заключалась в следующем: брали довольно толстую доску и клали её на лежащий чурбан. Девицы становились на концы доски и начинали по очереди подпрыгивать. Игра эта требовала большой сноровки и ловкости, ведь было необходимо с достаточно большой высоты прыгнуть прямо на край доски, строго перпендикулярно, иначе доска могла слететь с чурбана.
Еще одна популярная и старинная русская игра — городки. Для нее необходимо иметь десять коротких чурок одинакового размера, так называемые городки, а также длинные палки-биты. Игра проходит на ровной площадке, на одном конце которой чертят два квадрата — города. В них размещаются фигуры, которые составляются из городков. От передних углов каждого города вперед проводятся две линии — усы. Проводится также еще одна линия, штрафная, она находится в одном метре от лицевой линии города. Игроки делятся на две команды, каждая получает по городу, по пять городков и биты. Команды ставят в своих городах фигуры и устанавливают очередь кому за кем бить. Вначале бьет одна команда в своем городе, выбивая городки из своего квадрата. Когда все игроки одной команды пробили, свой ход начинала вторая команда. Команда, затратившая меньшее количество ударов на выбивание всех фигур, считается победителем.
Чтобы наши инструкции по народным забавам были более наглядными, предлагаем рассмотреть раскрашенные акварелью гравюры английского художника Джона Аткинсона, который в 1803-1804 гг. создал альбом, посвященный развлечениям и обычаям русских.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Лекция «Сталинградская битва и Курская дуга в исторической памяти»
Победы в ключевых битвах 1943 года — Сталинградской и Курской — способствовали коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и переходу стратегической инициативы в военных действиях к СССР. Память об этих грандиозных сражениях дошла до нас в том числе в архитектурных памятниках, литературных и художественных произведениях и иных культурных явлениях.
Слушатели лекции узнают, как развивались традиции увековечения памяти о событиях 80-летней давности с середины прошлого века до наших дней.
Лектор — Даниил Аникин, кандидат философских наук, доцент Факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, методист Исторического музея
📍13 мая в 19:00
#ЛекторийГИМ #ИсторическийМузей
Победы в ключевых битвах 1943 года — Сталинградской и Курской — способствовали коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и переходу стратегической инициативы в военных действиях к СССР. Память об этих грандиозных сражениях дошла до нас в том числе в архитектурных памятниках, литературных и художественных произведениях и иных культурных явлениях.
Слушатели лекции узнают, как развивались традиции увековечения памяти о событиях 80-летней давности с середины прошлого века до наших дней.
Лектор — Даниил Аникин, кандидат философских наук, доцент Факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, методист Исторического музея
📍13 мая в 19:00
#ЛекторийГИМ #ИсторическийМузей
Forwarded from Культурный Антистресс
#Сейчас идет пресс-показ выставки «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»- масштабной ретроспективы творчества знаменитого советского фотографа. Из огромного архива Халдея были выбраны около 400 снимков, каждый из которых - мгновения жизни великой страны.
Сегодня проходит торжественное открытие выставки «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
Масштабная мультимедийная экспозиция, представляющая 400 работ легендарного фотографа Евгения Халдея, а также вещи из его личного архива, будет открыта для посещения с завтрашнего дня.
Проект организован Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и Фондом сохранения культурно-исторической памяти «Наследники победителей» при поддержке Министерства обороны РФ и информационного агентства России ТАСС. Генеральный спонсор проекта — ПАО «Промсвязьбанк».
26 апреля — 31 мая 2023 года
Подробности 🎟
#ВыставкаГИМ #ЕвгенийХалдей #ИсторическийМузей
Масштабная мультимедийная экспозиция, представляющая 400 работ легендарного фотографа Евгения Халдея, а также вещи из его личного архива, будет открыта для посещения с завтрашнего дня.
Проект организован Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и Фондом сохранения культурно-исторической памяти «Наследники победителей» при поддержке Министерства обороны РФ и информационного агентства России ТАСС. Генеральный спонсор проекта — ПАО «Промсвязьбанк».
26 апреля — 31 мая 2023 года
Подробности 🎟
#ВыставкаГИМ #ЕвгенийХалдей #ИсторическийМузей
Слово историку. «Россия реальная vs Россия воображаемая: взгляд со стороны»
27 апреля в 19:00 в прямом эфире пройдет лекция Наталии Петровны Таньшиной, доктора исторических наук, профессора РАНХиГС и МПГУ
Зачем учёные изучают не только историю стран и народов, но и представления других людей об этих странах и народах? Какие образы, связанные с нашей страной, популярны за границей, и как они менялись на протяжении многих веков? Поговорим об этом в ходе лекции. Задавайте ваши вопросы в комментариях до и во время трансляции.
Куратор и ведущий программы «Слово историку» Степан Орлов.
Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в ОК
📺 Смотреть на Rutube
📺 Смотреть на YouTube
#ГИМ_онлайн #ИсторическийМузей #СловоИсторикуГИМ
27 апреля в 19:00 в прямом эфире пройдет лекция Наталии Петровны Таньшиной, доктора исторических наук, профессора РАНХиГС и МПГУ
Зачем учёные изучают не только историю стран и народов, но и представления других людей об этих странах и народах? Какие образы, связанные с нашей страной, популярны за границей, и как они менялись на протяжении многих веков? Поговорим об этом в ходе лекции. Задавайте ваши вопросы в комментариях до и во время трансляции.
Куратор и ведущий программы «Слово историку» Степан Орлов.
Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в ОК
📺 Смотреть на Rutube
📺 Смотреть на YouTube
#ГИМ_онлайн #ИсторическийМузей #СловоИсторикуГИМ
365 лет назад главная башня Кремля получила название Спасской
Фроловская башня — а именно так она называлась до 1658 года — была построена в 1491 году, в период правления Ивана III. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Название «Фроловская» произошло от имени церкви во имя Святых Фрола и Лавра на Мясницкой, в которую через ворота шла дорога из Кремля. Сами ворота в народе почитались как «святые», в них не принято было въезжать верхом — только пешком и только с непокрытой головой.
26 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ, который устанавливал новое имя главной башни Московского Кремля. Спасской башня стала в честь чудодейственной иконы Спаса Нерукотворного, привезенной государем из Вятки. Икона была установлена в Успенском соборе, образ вносили как раз через ворота башни.
Классический облик башни складывался веками: в 1630-е гг. был надстроен многоярусный верх в готическом стиле, в XIX веке башню реконструировали, а в 1937 году появилось навершие в виде красной звезды.
Спасская башня — не самая высокая, но одна из самых красивых и ярких башен ансамбля Московского Кремля. На ней установлены главные часы страны — кремлевские куранты. Первые куранты появились на башне еще в 1491 году. В начале XVIII века их сменили голландские «часы с музыкой», но в середине XIX века куранты «вернулись». Подлинные механические часы с гиревым приводом остаются на башне и сейчас.
#ИсторическоеФото 🎞 Фотограф П. П. Павлов. Спасские ворота. 1893-1904 гг.
Современное фото: Алексей Мощенков
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Фроловская башня — а именно так она называлась до 1658 года — была построена в 1491 году, в период правления Ивана III. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Название «Фроловская» произошло от имени церкви во имя Святых Фрола и Лавра на Мясницкой, в которую через ворота шла дорога из Кремля. Сами ворота в народе почитались как «святые», в них не принято было въезжать верхом — только пешком и только с непокрытой головой.
26 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ, который устанавливал новое имя главной башни Московского Кремля. Спасской башня стала в честь чудодейственной иконы Спаса Нерукотворного, привезенной государем из Вятки. Икона была установлена в Успенском соборе, образ вносили как раз через ворота башни.
Классический облик башни складывался веками: в 1630-е гг. был надстроен многоярусный верх в готическом стиле, в XIX веке башню реконструировали, а в 1937 году появилось навершие в виде красной звезды.
Спасская башня — не самая высокая, но одна из самых красивых и ярких башен ансамбля Московского Кремля. На ней установлены главные часы страны — кремлевские куранты. Первые куранты появились на башне еще в 1491 году. В начале XVIII века их сменили голландские «часы с музыкой», но в середине XIX века куранты «вернулись». Подлинные механические часы с гиревым приводом остаются на башне и сейчас.
#ИсторическоеФото 🎞 Фотограф П. П. Павлов. Спасские ворота. 1893-1904 гг.
Современное фото: Алексей Мощенков
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Моменты с церемонии открытия выставки «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах»
С 26 апреля по 31 мая 2023 года в Музее Отечественной войны 1812 года. Подробности и билеты 🎟
#ЕвгенийХалдей #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ
С 26 апреля по 31 мая 2023 года в Музее Отечественной войны 1812 года. Подробности и билеты 🎟
#ЕвгенийХалдей #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ