Forwarded from Министерство культуры Российской Федерации
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Все о российском казачестве – в новом проекте Исторического музея
❔ Как и когда, при каких обстоятельствах возникло и сформировалось казачество – на все эти вопросы ответит онлайн-проект ГИМа.
💻Впервые на одном ресурсе собрано более 200 предметов из собрания музея, которые иллюстрируют основные вехи истории российского казачества.
➡️ Важная часть проекта – разделы, где представлены ключевые предметы казачьей культуры: награды, амуниция, знамена и документы, а также видео с комментариями специалистов ГИМа.
💻Впервые на одном ресурсе собрано более 200 предметов из собрания музея, которые иллюстрируют основные вехи истории российского казачества.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
305 лет назад, 25 (14) ноября 1717 года, родился Александр Петрович Сумароков — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века
Сумароков считается первым профессиональным русским литератором. Всю жизнь Александр Петрович принимал участие в литературной и политической жизни России, опробовал себя в различных жанрах, писал оды, статьи, эпиграммы, идиллии и зарисовки. Также он был директором Александринского театра в Санкт-Петербурге, а в 1762 году, поддержав воцарение Екатерины II и оставив театр, Сумароков стал её советником.
В Историческом музее хранится портрет Сумарокова работы Фёдора Степановича Рокотова, который музей вместе с другими работами мастера приобрел в 1889 году у Е. М. Сушковой — последнего потомка поэта Н. Е. Струйского, владельца усадьбы Рузаевка Пензенской губернии, друга и активного заказчика Рокотова. Вероятно, Николай Еремеевич Струйский, большой поклонник поэта, и был заказчиком портрета Сумарокова.
Портрет написан Рокотовым незадолго до смерти литератора, в трагический период жизни, когда его преследовали несчастья и болезни, связанные с деятельностью в театре, конфликтом с Екатериной II, долгами, судебными разбирательствами, смертью второй жены.
Это бесспорный шедевр портретного творчества Рокотова: по глубине и трагизму образа он не имеет аналогов в его наследии и, пожалуй, выходит за рамки сложившейся портретной концепции. Сохраняя объективный взгляд на душевное состояние своего героя, художник стремился придать камерному изображению черты парадности, обвив стан модели складками плаща и используя в костюме изысканные оттенки фиолетового и зеленовато-горчичного цвета.
Портрет Александра Петровича Сумарокова. Ф. С. Рокотов. 1770‑е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Сумароков считается первым профессиональным русским литератором. Всю жизнь Александр Петрович принимал участие в литературной и политической жизни России, опробовал себя в различных жанрах, писал оды, статьи, эпиграммы, идиллии и зарисовки. Также он был директором Александринского театра в Санкт-Петербурге, а в 1762 году, поддержав воцарение Екатерины II и оставив театр, Сумароков стал её советником.
В Историческом музее хранится портрет Сумарокова работы Фёдора Степановича Рокотова, который музей вместе с другими работами мастера приобрел в 1889 году у Е. М. Сушковой — последнего потомка поэта Н. Е. Струйского, владельца усадьбы Рузаевка Пензенской губернии, друга и активного заказчика Рокотова. Вероятно, Николай Еремеевич Струйский, большой поклонник поэта, и был заказчиком портрета Сумарокова.
Портрет написан Рокотовым незадолго до смерти литератора, в трагический период жизни, когда его преследовали несчастья и болезни, связанные с деятельностью в театре, конфликтом с Екатериной II, долгами, судебными разбирательствами, смертью второй жены.
Это бесспорный шедевр портретного творчества Рокотова: по глубине и трагизму образа он не имеет аналогов в его наследии и, пожалуй, выходит за рамки сложившейся портретной концепции. Сохраняя объективный взгляд на душевное состояние своего героя, художник стремился придать камерному изображению черты парадности, обвив стан модели складками плаща и используя в костюме изысканные оттенки фиолетового и зеленовато-горчичного цвета.
Портрет Александра Петровича Сумарокова. Ф. С. Рокотов. 1770‑е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Forwarded from Культурный Антистресс
👀 Заглянем на монтаж выставки «Древние воины Янтарного края», которая откроется 28 ноября в главном здании музея.
В 2022 году в Исторический музей Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс – предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н.э.). Предметы были найдены при археологических раскопках на могильнике Алейка 7 в Калининградской области в 2016-2017 гг.
На выставке впервые представлены самые яркие и значимые предметы, некогда принадлежавшие древним воинам - оружие, элементы костюма и конской упряжи.
В 2022 году в Исторический музей Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс – предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н.э.). Предметы были найдены при археологических раскопках на могильнике Алейка 7 в Калининградской области в 2016-2017 гг.
На выставке впервые представлены самые яркие и значимые предметы, некогда принадлежавшие древним воинам - оружие, элементы костюма и конской упряжи.
Уральское войско (до 1775 года — Яицкое казачье войско), существовавшее с конца ХVI века, возникло как община вольных казаков. Проживали они в среднем и нижнем течении реки Яик на современном Урале с центром в Яицком городке (ныне Уральск).
Войско ведет старшинство с 1591 года на основании летописных упоминаний службы яицких казаков царю Фёдору Иоанновичу. С 1613 года они считались служилыми людьми, с 1723 года управлялись назначенными атаманами. После подавления восстания под предводительством Пугачева Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское.
Большая часть казаков являлись старообрядцами. Они сохраняли общинный строй, общее пользование землей и рекой, которая в пределах войска принадлежала всем казакам. По утвержденному в 1803 году штату в состав войска входила Лейб-уральская сотня, а также 10 конных полков (№ 1–10) — всего 6134 человека.
❗️Более 200 предметов из собрания Исторического музея, иллюстрирующие основные вехи истории российского казачества, собраны на новом онлайн-ресурсе «История казачества в России»
Сайт проекта
Проект реализуется при грантовой поддержке Российского фонда культуры
Праздничная женская одежда. Область Уральского казачьего Войска. Первая четверть ХХ в.
Нагрудный офицерский знак Уральского казачьего Войска. Россия. Начало XX в.
Уральские казаки. Фотограф Й. Кун. Ателье «Братья де Йонг» Варшава. 1890-е гг.
#МузейКазачества #ГИМ150 #КоллекцияГИМ #Российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #Министерствокультуры
Войско ведет старшинство с 1591 года на основании летописных упоминаний службы яицких казаков царю Фёдору Иоанновичу. С 1613 года они считались служилыми людьми, с 1723 года управлялись назначенными атаманами. После подавления восстания под предводительством Пугачева Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское.
Большая часть казаков являлись старообрядцами. Они сохраняли общинный строй, общее пользование землей и рекой, которая в пределах войска принадлежала всем казакам. По утвержденному в 1803 году штату в состав войска входила Лейб-уральская сотня, а также 10 конных полков (№ 1–10) — всего 6134 человека.
❗️Более 200 предметов из собрания Исторического музея, иллюстрирующие основные вехи истории российского казачества, собраны на новом онлайн-ресурсе «История казачества в России»
Сайт проекта
Проект реализуется при грантовой поддержке Российского фонда культуры
Праздничная женская одежда. Область Уральского казачьего Войска. Первая четверть ХХ в.
Нагрудный офицерский знак Уральского казачьего Войска. Россия. Начало XX в.
Уральские казаки. Фотограф Й. Кун. Ателье «Братья де Йонг» Варшава. 1890-е гг.
#МузейКазачества #ГИМ150 #КоллекцияГИМ #Российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #Министерствокультуры
255 лет назад, 26 (15) ноября 1767 года, родился Платон Александрович Зубов — последний фаворит Екатерины Великой, граф (с 1793 года), светлейший князь (с 1796 года)
Неизвестный художник, Автор копии. Лампи, Иоганн Баптист Старший, (1751-1830), Автор оригинала. Портрет графа Платона Александровича Зубова (1767 — 1822). Первая половина XIX в.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
Неизвестный художник, Автор копии. Лампи, Иоганн Баптист Старший, (1751-1830), Автор оригинала. Портрет графа Платона Александровича Зубова (1767 — 1822). Первая половина XIX в.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
Меню обеда 26 ноября 1888 года. Васнецов А. М. Картографическое заведение А. Ильина. 1888 г.
В верхней части композиции Георгий Победоносец, поражающий дракона, внизу текст меню, обрамленный орнаментом, состоящим из шестиконечной звезды, вензеля «А. III», ордена Св. Георгия на ленте и российского герба.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
В верхней части композиции Георгий Победоносец, поражающий дракона, внизу текст меню, обрамленный орнаментом, состоящим из шестиконечной звезды, вензеля «А. III», ордена Св. Георгия на ленте и российского герба.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
175 лет со дня рождения императрицы Марии Фёдоровны
26 (14) ноября 1847 года в Копенгагене на свет появилась принцесса Мария София Фредерика Дагмар, дочь принца Глюксбургского, впоследствии короля Дании Кристиана IX.
Дагмар стала женой цесаревича Александра Александровича в 1866 году. Столичный журналист И. И. Колышко писал: «Трудно было представить себе по внешности более несхожие существа, как этот суровый, шутя гнувший подковы, нелюдимый и необщительный гигант и крошечная, хрупкая, как фарфор ее родины, всем улыбающаяся и всех озаряющая взглядом своих прекрасных очей, общительная датчанка. Но гигант подчинился крошке, а крошка полюбила неладного гиганта...»
Императрица Мария Фёдоровна всегда служила верной опорой супругу. Брак оказался на редкость счастливым — Александр Александрович и Мария Фёдоровна на всю жизнь сохранили трогательную привязанность друг к другу.
⠀
Своего царственного мужа, императора Александра III, принцесса Дагмар пережила более чем на три десятилетия. Испытав все тяготы революционного времени, включая обыски и угрозы расстрела, она в 1919 году покинула Россию, уехав из Крыма на британском корабле, который прислал за ней ее племянник — английский король Георг V.
Последние годы жизни Мария Фёдоровна провела у себя на родине в Дании, где и скончалась в 1928 году, пережив двух сыновей, невестку и пятерых внуков, убитых большевиками. В своем завещании она просила перенести её прах в Россию, чтобы упокоиться рядом с мужем.
#ИсторическоеФото 🎞 Цесаревна Мария Фёдоровна. Бергамаско К. И. Около 1868 г.
Цесаревич Александр Александрович и цесаревна Мария Фёдоровна. Левицкий С. Л. Конец 1870-х гг.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, цесаревича Николая Александровича, великого князя Михаила Александровича, великих княжон Ксении Александровны и Ольги Александровны, великого князя Георгия Александровича. Левицкий С. Л. 1880-е гг.
Мария Фёдоровна. Диго Н. Д. 1890 г.
Императрица Мария Фёдоровна. Пазетти А. А. (?). 1889 г.
#КоллекцияГИМ #ДеньвИстории
26 (14) ноября 1847 года в Копенгагене на свет появилась принцесса Мария София Фредерика Дагмар, дочь принца Глюксбургского, впоследствии короля Дании Кристиана IX.
Дагмар стала женой цесаревича Александра Александровича в 1866 году. Столичный журналист И. И. Колышко писал: «Трудно было представить себе по внешности более несхожие существа, как этот суровый, шутя гнувший подковы, нелюдимый и необщительный гигант и крошечная, хрупкая, как фарфор ее родины, всем улыбающаяся и всех озаряющая взглядом своих прекрасных очей, общительная датчанка. Но гигант подчинился крошке, а крошка полюбила неладного гиганта...»
Императрица Мария Фёдоровна всегда служила верной опорой супругу. Брак оказался на редкость счастливым — Александр Александрович и Мария Фёдоровна на всю жизнь сохранили трогательную привязанность друг к другу.
⠀
Своего царственного мужа, императора Александра III, принцесса Дагмар пережила более чем на три десятилетия. Испытав все тяготы революционного времени, включая обыски и угрозы расстрела, она в 1919 году покинула Россию, уехав из Крыма на британском корабле, который прислал за ней ее племянник — английский король Георг V.
Последние годы жизни Мария Фёдоровна провела у себя на родине в Дании, где и скончалась в 1928 году, пережив двух сыновей, невестку и пятерых внуков, убитых большевиками. В своем завещании она просила перенести её прах в Россию, чтобы упокоиться рядом с мужем.
#ИсторическоеФото 🎞 Цесаревна Мария Фёдоровна. Бергамаско К. И. Около 1868 г.
Цесаревич Александр Александрович и цесаревна Мария Фёдоровна. Левицкий С. Л. Конец 1870-х гг.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, цесаревича Николая Александровича, великого князя Михаила Александровича, великих княжон Ксении Александровны и Ольги Александровны, великого князя Георгия Александровича. Левицкий С. Л. 1880-е гг.
Мария Фёдоровна. Диго Н. Д. 1890 г.
Императрица Мария Фёдоровна. Пазетти А. А. (?). 1889 г.
#КоллекцияГИМ #ДеньвИстории
Продолжаем серию публикаций, посвященную выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города»
В рубрике #СубботнийЛонгрид рассматриваем соседство вечерних туалетов из середины XIX века и из начала XXI 💫
#ИсторическийМузей #ГИМ150 #КоллекцияГИМ #ГорожанкаГИМ
В рубрике #СубботнийЛонгрид рассматриваем соседство вечерних туалетов из середины XIX века и из начала XXI 💫
#ИсторическийМузей #ГИМ150 #КоллекцияГИМ #ГорожанкаГИМ
Telegraph
Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп
Витрины пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» рассказывают не столько об образах для походов в театр, сколько о торжественных, вечерних, нарядных выходах, об особенных событиях, которыми всегда богаты большие города. В витрине в холодных…
Сегодня, в последнее воскресенье ноября, в России отмечается День матери ❤️
Икона Божьей Матери Корсунской в окладе. Конец XVI в. Серебро, эмаль, слюда, ткань, дерево, недрагоценный металл, золочение, канфарение, скань
#Календарь #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Икона Божьей Матери Корсунской в окладе. Конец XVI в. Серебро, эмаль, слюда, ткань, дерево, недрагоценный металл, золочение, канфарение, скань
#Календарь #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей