Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Специальный выпуск «Предметного разговора» в отделе археологических памятников 🏺
Сегодня мы поздравляем коллег с профессиональным праздником — Днем археолога. Для Исторического музея этот день имеет особое значение, ведь большую часть его коллекции составляют именно археологические памятники.
С момента основания и до сегодняшнего дня археология является одним из главных направлений научной деятельности ГИМ. Ежегодно сотрудники нашего музея отправляются в экспедиции, откуда привозят новые находки, двигающие историческую науку вперед.
#ПредметныйРазговорГИМ #АрхеологияГИМ #ИсторическийМузей
Сегодня мы поздравляем коллег с профессиональным праздником — Днем археолога. Для Исторического музея этот день имеет особое значение, ведь большую часть его коллекции составляют именно археологические памятники.
С момента основания и до сегодняшнего дня археология является одним из главных направлений научной деятельности ГИМ. Ежегодно сотрудники нашего музея отправляются в экспедиции, откуда привозят новые находки, двигающие историческую науку вперед.
#ПредметныйРазговорГИМ #АрхеологияГИМ #ИсторическийМузей
Что такое фрачная копия? 🎖
Миниатюрные, или «фрачные», копии наград являются некапитульными вариантами орденских знаков и медалей. Их размер обычно составляет 5–10 мм.
Строгие правила требовали крепить ордена и наградные медали за военные заслуги исключительно на мундир. Таким образом при желании кавалера надеть фрак, то есть гражданскую одежду, он терял возможность носить капитульный орден. Миниатюрные, «фрачные», копии решали эту проблему — они не являлись официальными наградами, но указывали на наличие ордена или медали. Чаще всего такие награды носили на цепочке или серебряной миниатюрной колодке, покрытой эмалью в цвет орденской ленты, однако встречались и варианты крепления на булавке, винте, пуговице, иногда их даже вставляли в перстень или браслет.
В России «фрачные» копии наград стали особенно популярны после Отечественной войны 1812 года. Уже к середине XIX столетия не только военные, но и гражданские награды получили миниатюрные копии. Появились также «фрачные» варианты нагрудных и полковых знаков. Традиция ношения миниатюрных копий наград прижилась и в Азии, в первую очередь — в Японии и Китае.
Советская наградная система не предполагала изготовления каких-либо копий наград, но в наградной системе Российской Федерации эту традицию восстановили, и сейчас большинство орденов имеют в своем комплекте миниатюрный вариант.
Увидеть эти и другие российские и европейские награды можно на выставке «Драгоценные ордена в собрании Исторического музея» до 12 сентября
Комплект миниатюрных копий наград европейских стран на золотой цепочке. Латвийская Республика. Первая половина XX в.
#КоллекцияГИМ #ДрагоценныеОрдена #ИсторическийМузей
Миниатюрные, или «фрачные», копии наград являются некапитульными вариантами орденских знаков и медалей. Их размер обычно составляет 5–10 мм.
Строгие правила требовали крепить ордена и наградные медали за военные заслуги исключительно на мундир. Таким образом при желании кавалера надеть фрак, то есть гражданскую одежду, он терял возможность носить капитульный орден. Миниатюрные, «фрачные», копии решали эту проблему — они не являлись официальными наградами, но указывали на наличие ордена или медали. Чаще всего такие награды носили на цепочке или серебряной миниатюрной колодке, покрытой эмалью в цвет орденской ленты, однако встречались и варианты крепления на булавке, винте, пуговице, иногда их даже вставляли в перстень или браслет.
В России «фрачные» копии наград стали особенно популярны после Отечественной войны 1812 года. Уже к середине XIX столетия не только военные, но и гражданские награды получили миниатюрные копии. Появились также «фрачные» варианты нагрудных и полковых знаков. Традиция ношения миниатюрных копий наград прижилась и в Азии, в первую очередь — в Японии и Китае.
Советская наградная система не предполагала изготовления каких-либо копий наград, но в наградной системе Российской Федерации эту традицию восстановили, и сейчас большинство орденов имеют в своем комплекте миниатюрный вариант.
Увидеть эти и другие российские и европейские награды можно на выставке «Драгоценные ордена в собрании Исторического музея» до 12 сентября
Комплект миниатюрных копий наград европейских стран на золотой цепочке. Латвийская Республика. Первая половина XX в.
#КоллекцияГИМ #ДрагоценныеОрдена #ИсторическийМузей
Портрет царевны Екатерины Иоанновны работы Луи Каравака предположительно был написан во время сватовства герцога Мекленбург-Шверинского. Екатерина, племянница Петра I, дочь его брата царя Ивана Алексеевича, в 1716 году вступила в брак с герцогом Леопольдом Мекленбург-Шверинским.
🔍 Картина находится в собрании Государственного Русского музея
До 13 ноября увидеть её можно на выставке «Петр Великий. Путешествия в Европу», объединившей почти 350 предметов, связанных с двумя поездкам Петра I в европейские страны
#Петр350 #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ
🔍 Картина находится в собрании Государственного Русского музея
До 13 ноября увидеть её можно на выставке «Петр Великий. Путешествия в Европу», объединившей почти 350 предметов, связанных с двумя поездкам Петра I в европейские страны
#Петр350 #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ
16 (4) августа 1876 года родился Иван Яковлевич Билибин — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства»
В Историческом музее хранится ширма Ивана Билибина, выполненная в неорусском стиле. Это иллюстрация к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди». Четыре створы образуют живописную композицию: на полотне в интерьере деревянного терема изображены персонажи в стилизованных костюмах допетровской эпохи. Слева — царь на троне с сидящей белой собачкой у его ног. Царя окружают сидящие приближенные, а перед ни со склоненными головами стоят девушка и юноша.
📍Ширма была преподнесена в дар Некоммерческой организацией «Возрождение традиций» фонд Сергея Ролдугина в 2017 году. Увидеть её можно на выставке «Выбор времени. Новые поступления», расположившейся в пространстве постоянной экспозиции Исторического музея
Ширма из четырех створ. И. Я. Билибин. 1930 г.
#ДеньвИстории #ВыборВремениГИМ #ГИМ150
В Историческом музее хранится ширма Ивана Билибина, выполненная в неорусском стиле. Это иллюстрация к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди». Четыре створы образуют живописную композицию: на полотне в интерьере деревянного терема изображены персонажи в стилизованных костюмах допетровской эпохи. Слева — царь на троне с сидящей белой собачкой у его ног. Царя окружают сидящие приближенные, а перед ни со склоненными головами стоят девушка и юноша.
📍Ширма была преподнесена в дар Некоммерческой организацией «Возрождение традиций» фонд Сергея Ролдугина в 2017 году. Увидеть её можно на выставке «Выбор времени. Новые поступления», расположившейся в пространстве постоянной экспозиции Исторического музея
Ширма из четырех створ. И. Я. Билибин. 1930 г.
#ДеньвИстории #ВыборВремениГИМ #ГИМ150
Forwarded from Культурный Антистресс
✨ Ценное пополнение коллекции Исторического музея!
Музей приобрёл каминные часы “Петр I на Ладожском озере” (Франция. Гранвиль. Часовой мастер – Caushard)
Это один из вариантов каминных часов, созданных по мотивам картины мастера исторического жанра, Карла Штейбена «Петр Великий во время бури на Ладожском озере спасает утопающих». После показа этой картины на Парижском Академическом салоне в 1812 г., ее приобрел Наполеон I (в настоящее время картина находится в музее французского города Амьен).
Позже картина была воспроизведена в шпалере, которую французский король Людовик ХVIII подарил русскому императору Александру I (шпалера хранится в собрании музея «Петергоф»)
Этот сюжет, прославляющий отвагу русского монарха, стал очень популярным в России и получил отображение в различных видах декоративно-прикладного искусства периода 1840-50-х гг.
Модель часов была создана во Франции в 1830-х гг. для российского заказчика.
Часы совсем скоро будут представлены на выставке «Пётр Великий. Путешествия в Европу».
🫶Приобретение ценного для коллекции музея предмета стало возможным благодаря поддержке компании ОСК и Благотворительного фонда «Лукойл».
Музей приобрёл каминные часы “Петр I на Ладожском озере” (Франция. Гранвиль. Часовой мастер – Caushard)
Это один из вариантов каминных часов, созданных по мотивам картины мастера исторического жанра, Карла Штейбена «Петр Великий во время бури на Ладожском озере спасает утопающих». После показа этой картины на Парижском Академическом салоне в 1812 г., ее приобрел Наполеон I (в настоящее время картина находится в музее французского города Амьен).
Позже картина была воспроизведена в шпалере, которую французский король Людовик ХVIII подарил русскому императору Александру I (шпалера хранится в собрании музея «Петергоф»)
Этот сюжет, прославляющий отвагу русского монарха, стал очень популярным в России и получил отображение в различных видах декоративно-прикладного искусства периода 1840-50-х гг.
Модель часов была создана во Франции в 1830-х гг. для российского заказчика.
Часы совсем скоро будут представлены на выставке «Пётр Великий. Путешествия в Европу».
🫶Приобретение ценного для коллекции музея предмета стало возможным благодаря поддержке компании ОСК и Благотворительного фонда «Лукойл».
210 лет назад, 16-18 (4-6) августа 1812 года, состоялось сражение под Смоленском
Главным итогом битвы стал срыв плана Наполеона вовлечь российскую армию в генеральное сражение. Французы заняли Смоленск, но взятие это было не радостным: сожженный и разоренный город не мог служить долговременным пристанищем. Великой армии, вопреки всем планам, нужно было идти дальше вглубь страны по опустошенным после русской армии дорогам, встречая ожесточенное сопротивление местных жителей. Из Смоленска Наполеон впервые послал Александру I предложение о мире, на которое император ответил молчанием.
Об истории «забытой» серии из 20 портретов русских генералов и её связи с картиной «Сражение под Смоленском» читайте в Блоге ГИМ
📲Следите за нашими публикациями, посвященными истории создания музея, по хэштегу #1812год
#ДеньвИстории #1812год
Главным итогом битвы стал срыв плана Наполеона вовлечь российскую армию в генеральное сражение. Французы заняли Смоленск, но взятие это было не радостным: сожженный и разоренный город не мог служить долговременным пристанищем. Великой армии, вопреки всем планам, нужно было идти дальше вглубь страны по опустошенным после русской армии дорогам, встречая ожесточенное сопротивление местных жителей. Из Смоленска Наполеон впервые послал Александру I предложение о мире, на которое император ответил молчанием.
Об истории «забытой» серии из 20 портретов русских генералов и её связи с картиной «Сражение под Смоленском» читайте в Блоге ГИМ
📲Следите за нашими публикациями, посвященными истории создания музея, по хэштегу #1812год
#ДеньвИстории #1812год
❗️Друзья, через 2 часа встречаемся в онлайн-студии ГИМ с кураторами выставки «Пётр Великий. Путешествия в Европу»
Присоединяйтесь к стриму и задавайте ваши вопросы в комментариях. Кстати, во время эфира мы по традиции загадаем загадку и наградим за правильный ответ 😉
📺 Смотреть эфир:
в ВКонтакте
в Одноклассниках
в Rutube
в YouTube
Начало в 13:00!
#ИсторическийМузей #Петр350 #ГИМ150
Присоединяйтесь к стриму и задавайте ваши вопросы в комментариях. Кстати, во время эфира мы по традиции загадаем загадку и наградим за правильный ответ 😉
📺 Смотреть эфир:
в ВКонтакте
в Одноклассниках
в Rutube
в YouTube
Начало в 13:00!
#ИсторическийМузей #Петр350 #ГИМ150
shm.ru
Выставка «Петр Великий. Путешествия в Европу»
В честь 350-летнего юбилея Петра Великого в Москве открывается главный выставочный проект, посвящённый личности и деятельности первого русского императора.
Forwarded from Бахчисарайские гвоздики
На самом деле мы давно хотели обзавестись корреспондентами. Не столько теми, что пишут для нас, сколько теми, что пишут нам.
Тут, конечно, важно, чтобы корреспондент был необычным и писал из такого места, куда хочешь поехать, но вряд ли когда-нибудь соберешься. В такой практике есть что-то от декадентского путешествия без путешествия. И если уж у нас на этой неделе был день археолога, то почему бы таким корреспондентом не стать кому-то с археологических раскопок?
Вот, например, наши друзья из Государственного исторического музея (мы их любим) организуют археологические экспедиции, сейчас к них четырнадцать действующих по всей стране. Грех не воспользоваться и не попросить, например, начальника Боспорской экспедиции и хранителя античной коллекции музея Дениса Журавлёва написать нам пару слов. Он и пишет:
«Боспорская археологическая экспедиция ведет исследования городища Красный Октябрь в Темрюкском районе Краснодарского края. Это величественное городище сохранило остатки фортификации от эпохи античности до Нового времени. Последние валы были насыпаны во время строительства Кордонной линии Российской империи в начале 19 в. Сейчас нами исследуется производственный квартал 1 в. н.э.. Открыты остатки нескольких обжигательных печей, сушильные площадки нескольких строительных периодов. В числе прочих изделий здесь изготавливали глиняные грузила для ткацкого стана. Помимо этого, открыты и другие хозяйственный объекты - например, пифос римского времени - сосуд для хранения запасов зерна». И фото.
Нет. Всё-таки когда-нибудь мы сорвемся с места и поедем в подобное место.
Но потом.
Тут, конечно, важно, чтобы корреспондент был необычным и писал из такого места, куда хочешь поехать, но вряд ли когда-нибудь соберешься. В такой практике есть что-то от декадентского путешествия без путешествия. И если уж у нас на этой неделе был день археолога, то почему бы таким корреспондентом не стать кому-то с археологических раскопок?
Вот, например, наши друзья из Государственного исторического музея (мы их любим) организуют археологические экспедиции, сейчас к них четырнадцать действующих по всей стране. Грех не воспользоваться и не попросить, например, начальника Боспорской экспедиции и хранителя античной коллекции музея Дениса Журавлёва написать нам пару слов. Он и пишет:
«Боспорская археологическая экспедиция ведет исследования городища Красный Октябрь в Темрюкском районе Краснодарского края. Это величественное городище сохранило остатки фортификации от эпохи античности до Нового времени. Последние валы были насыпаны во время строительства Кордонной линии Российской империи в начале 19 в. Сейчас нами исследуется производственный квартал 1 в. н.э.. Открыты остатки нескольких обжигательных печей, сушильные площадки нескольких строительных периодов. В числе прочих изделий здесь изготавливали глиняные грузила для ткацкого стана. Помимо этого, открыты и другие хозяйственный объекты - например, пифос римского времени - сосуд для хранения запасов зерна». И фото.
Нет. Всё-таки когда-нибудь мы сорвемся с места и поедем в подобное место.
Но потом.
Всем, кто сейчас в Москве, определенно хочется почувствовать себя так же, как эти юноши с исторического фото 🏖 Напоминаем, что скрыться от жары всегда можно в прохладных залах Исторического 😉
#ИсторическоеФото 🎞 Учащиеся купаются в водоеме. Фотография в альбоме Оренбургского кадетского корпуса. 1910-1911-е гг.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
#ИсторическоеФото 🎞 Учащиеся купаются в водоеме. Фотография в альбоме Оренбургского кадетского корпуса. 1910-1911-е гг.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
Понёва — шерстяная юбка из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Как правило, по цвету понёва была тёмно-синей клетчатой или чёрной, реже красной.
Такая юбка надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бёдер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью.
Понёву носили только просватанные или уже замужние. Специальный обряд — надевание понёвы — «вскакивания», символизировал переход девушки к взрослой, замужней жизни.
Понёва. Конец XIX — начало XX в. Тульская либо Орловская губерния
Понёва. Конец XIX в. Россия. Тульская губерния, Новосильский уезд, деревня(?) Лутовиново
Понёва. Конец XIX в. Россия. Тульская губерния, Новосильский уезд, деревня(?) Лутовиново
Понёва. Начало ХХ в.
Понёва. Конец XIX — начало XX в. Тульская область.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Такая юбка надевалась поверх рубахи, оборачивалась вокруг бёдер и вздергивалась на талии с помощью гашника — шерстяного шнура. В зависимости от региональной моды она могла спускаться ниже талии, либо наоборот завязываться выше, под грудью.
Понёву носили только просватанные или уже замужние. Специальный обряд — надевание понёвы — «вскакивания», символизировал переход девушки к взрослой, замужней жизни.
Понёва. Конец XIX — начало XX в. Тульская либо Орловская губерния
Понёва. Конец XIX в. Россия. Тульская губерния, Новосильский уезд, деревня(?) Лутовиново
Понёва. Конец XIX в. Россия. Тульская губерния, Новосильский уезд, деревня(?) Лутовиново
Понёва. Начало ХХ в.
Понёва. Конец XIX — начало XX в. Тульская область.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей