1 июля — День реставратора в России
Мы поздравляем с профессиональным праздником всех, кто кропотливо, день за днем помогает сохранять бесценные произведения искусства ❤️
Недавно Реставрационным центром Грабаря была завершена реставрация двух пар деревянных брачных венцов из собрания Исторического музея. Венец — ритуальный головной убор, имеющий древнее происхождение. Круглая форма убора тесно связана с солярной символикой, которая отражает не только устойчивое представление о цикличности времени, но и обозначает сакральное значение этого предмета. Его важность подтверждается уже тем, что в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» приведены одиннадцать значений слова «венец». Собрание Исторического музея памятников такого типа — крупнейшее в стране.
Первая пара венцов относится к XVII веку. На мужском венце расположен пятифигурный деисус с Христом Вседержителем в центре. Ему предстоят Богоматерь, св. Иоанна Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. На тыльной стороне представлен парный образ апостолов Петра и Павла.
В центре венчального убора невесты находится изображение Богоматери «Оранта», слева — св. Иоаким и св. равноапостольный царь Константин, справа — св. Анна и св. ранвоапостольная царица Елена.
Вторая пара венцов датируется первой половиной XVIII века. На мужском венце изображена Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, слева от нее расположен образ апостола Иоанна Богослова, справа — Николая Чудотворца. На тыльной стороне находится изображение царя Давида и св. равноаостольной царицы Елены у креста. Композиционно этот венец лишь в общих чертах соответствует традиции. Деисус заменен на более сложный вариант, где в центре оказывается «Гостеприимство Авраама», а поклоняются ему Иоанн Богослов и Николай Чудотворец. Стоит отметить, что редко можно увидеть изображение, где соединены образы царя Давида и св. равноапостольной царицы Елены у креста. На женском венце, в центре, помещена Богоматерь «Казанская», слева от нее — Богоматерь с Иосифом Обручником, справа — архангел Гавриил и композиция «Благовещение».
Изображения на брачном уборе невесты уникальны. Вместо традиционного образа Богоматери «Знамение» изображена Богоматерь «Казанская», дважды представлен архангел Гавриил — как отдельная фигура и как часть «Благовещения». Достаточно редко встречается сцена беседы Марии с Иосифом Обручником.
Ко Дню семьи, любви и верности эти брачные венцы ненадолго предстанут в постоянной экспозиции музея — приходите посмотреть на удивительные памятники, сохраненные благодаря труду реставраторов!
Работы были выполнены при поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера» ПАО Северсталь
#Календарь #ИсторическийМузей
Мы поздравляем с профессиональным праздником всех, кто кропотливо, день за днем помогает сохранять бесценные произведения искусства ❤️
Недавно Реставрационным центром Грабаря была завершена реставрация двух пар деревянных брачных венцов из собрания Исторического музея. Венец — ритуальный головной убор, имеющий древнее происхождение. Круглая форма убора тесно связана с солярной символикой, которая отражает не только устойчивое представление о цикличности времени, но и обозначает сакральное значение этого предмета. Его важность подтверждается уже тем, что в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» приведены одиннадцать значений слова «венец». Собрание Исторического музея памятников такого типа — крупнейшее в стране.
Первая пара венцов относится к XVII веку. На мужском венце расположен пятифигурный деисус с Христом Вседержителем в центре. Ему предстоят Богоматерь, св. Иоанна Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. На тыльной стороне представлен парный образ апостолов Петра и Павла.
В центре венчального убора невесты находится изображение Богоматери «Оранта», слева — св. Иоаким и св. равноапостольный царь Константин, справа — св. Анна и св. ранвоапостольная царица Елена.
Вторая пара венцов датируется первой половиной XVIII века. На мужском венце изображена Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, слева от нее расположен образ апостола Иоанна Богослова, справа — Николая Чудотворца. На тыльной стороне находится изображение царя Давида и св. равноаостольной царицы Елены у креста. Композиционно этот венец лишь в общих чертах соответствует традиции. Деисус заменен на более сложный вариант, где в центре оказывается «Гостеприимство Авраама», а поклоняются ему Иоанн Богослов и Николай Чудотворец. Стоит отметить, что редко можно увидеть изображение, где соединены образы царя Давида и св. равноапостольной царицы Елены у креста. На женском венце, в центре, помещена Богоматерь «Казанская», слева от нее — Богоматерь с Иосифом Обручником, справа — архангел Гавриил и композиция «Благовещение».
Изображения на брачном уборе невесты уникальны. Вместо традиционного образа Богоматери «Знамение» изображена Богоматерь «Казанская», дважды представлен архангел Гавриил — как отдельная фигура и как часть «Благовещения». Достаточно редко встречается сцена беседы Марии с Иосифом Обручником.
Ко Дню семьи, любви и верности эти брачные венцы ненадолго предстанут в постоянной экспозиции музея — приходите посмотреть на удивительные памятники, сохраненные благодаря труду реставраторов!
Работы были выполнены при поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера» ПАО Северсталь
#Календарь #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Друзья, напоминаем, что сегодня в Историческом музее и в Музее Отечественной войны 1812 года санитарный день.
И пока музей закрыт для посетителей, делимся кадрами с монтажа выставки «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» — идут последние приготовления #РепортажГИМ
Экспозиция приурочена к 50-летию с начала строительства крупнейшего урбанистического проекта в истории России, участниками которого стали более 2 млн человек.
Организатор Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Генеральный партнер РЖД
Выставка откроется уже 3 июля. Подробности
И пока музей закрыт для посетителей, делимся кадрами с монтажа выставки «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» — идут последние приготовления #РепортажГИМ
Экспозиция приурочена к 50-летию с начала строительства крупнейшего урбанистического проекта в истории России, участниками которого стали более 2 млн человек.
Организатор Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Генеральный партнер РЖД
Выставка откроется уже 3 июля. Подробности
Оказывается, 2 июля отмечается День собак 🐕
По случаю праздника делимся умилительной подборкой из коллекции Исторического музея и приглашаем показывать своих любимцев в комментариях🥰
Свистулька «Собака со щенком». Рязанская губерния, г. Скопин. 1913 г.
Свистулька «Собака». 1980-е гг.
Скульптура «Собака, несущая в зубах дичь». Середина XIX в.
Статуэтка «Собака». Последняя четверть XIX в
Картина «Собака». XIX в. Бисер, вышивка
Фигура сидящей собаки «Мопс». Загорск. Конец XIX в.
Скульптура «Собака». Конец XVIII — начало XIX вв.
Скульптура «Собака, играющая с ежом» Гуревич Елена Михайловна. Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина. 1950-е гг.
Скульптура «Лежащая собака». Конец XIX — начало XX в.
Подписаться на Исторический музей
По случаю праздника делимся умилительной подборкой из коллекции Исторического музея и приглашаем показывать своих любимцев в комментариях
Свистулька «Собака со щенком». Рязанская губерния, г. Скопин. 1913 г.
Свистулька «Собака». 1980-е гг.
Скульптура «Собака, несущая в зубах дичь». Середина XIX в.
Статуэтка «Собака». Последняя четверть XIX в
Картина «Собака». XIX в. Бисер, вышивка
Фигура сидящей собаки «Мопс». Загорск. Конец XIX в.
Скульптура «Собака». Конец XVIII — начало XIX вв.
Скульптура «Собака, играющая с ежом» Гуревич Елена Михайловна. Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина. 1950-е гг.
Скульптура «Лежащая собака». Конец XIX — начало XX в.
Подписаться на Исторический музей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM