Исторический музей. Официально
14.9K subscribers
7.33K photos
367 videos
1 file
2.44K links
Официальный канал Государственного исторического музея. Москва, Красная площадь, д. 1
shm.ru

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новости и события! №4813098230

Для связи @gim_tg

Канал конференции @gim_andm
Стикеры https://yangx.top/addstickers/PetrKorabli
加入频道
Одним из символов удачи во многих регионах Европы является четырехлистный клевер, его часто можно встретить на жетонах или амулетах. Неизвестно, когда зародились представления о связи клевера с удачей, но они могут восходить к архаическим религиозным верованиям европейцев и, вероятно, связаны с особенностями ведения сельского хозяйства. Уже в XVIII веке в Англии клевер ассоциировался с благосостоянием, а в 1769 году в шведской правительственной газете Stockholms Post Tidning о клевере говорится как о «денежной траве» (по-шведски «penninggräset»).

Иногда изображение четырехлистника помещали на уже отчеканенные монеты, превращая их в своеобразные амулеты на удачу. В собрании ГИМ есть 1 пфенниг образца 1890–1916 гг., в котором было проделано круглое отверстие и впаяна металлическая пластинка в виде четырехлистного клевера. Поверхность пластинки имитирует прожилки листьев клевера, на пластинку наложена полупрозрачная эмаль изумрудного оттенка. Монтировка пластинки выполнена не очень аккуратно. На ребре монеты есть след от припаянного ушка, вероятно, для привешивания или нашивания на одежду. 1 пфенниг — самый мелкий номинал унифицированной монетной системы Германской империи, образованной в 1871 году. Ее основу составляли две основные денежные единицы, марка и пфенниг, соотносившиеся как 1:100.

Мода на украшения клевером коснулась и российских монет. Например, 1 копейку 1897 года. Позолоченная поверхность, техника проделывания отверстия, металлическая пластинка в виде клевера, особенности эмали и её цвет могут указывать на то, что с обеими монетами работал один мастер.

Так даже самые обыкновенные мелкие разменные монеты обретали вторую жизнь, превращаясь в прекрасный сувенир. Своим владельцам они должны были принести и, надеемся, принесли удачу.

Монета сувенирная. Германская империя. 1 пфенниг конца XIX — начала ХХ в.
Монета сувенирная. Российская империя. 1 копейка 1897 г.


Из коллекции Исторического музея
Подвесные пелены подвешивались под иконы местного ряда иконостаса или под отдельные храмовые иконы. Эта традиция была заимствована из Византии. На большей части древнерусских подвесных пелен повторялся сюжет иконы, к которой она предназначалась, или размещалась композиция, связанная по смыслу и дополняющая изображение на иконе.

Пелена подвесная с изображением Благовещения на фоне палат и бога Саваофа наверху — вклад Никиты Григорьевича Строганова (1560-1616) в Сольвычегодский Благовещенский собор, домовую церковь семьи Строгановых. В Исторический музей пелена поступила из Румянцевского музея в 1923 году.

Шитье шелком выполнено гладким и атласным швом; золотом и серебром — в прикреп цветным шелком различными узорами. Кайма — из шелковой камки итальянской работы XVI века.

7 апреля Православная церковь отмечает один из 12 главных православных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Считается, что на Благовещение «весна зиму поборола».

Благовещение Богородицы. Россия, Сольвычегодск (?) 1592-1601 г. Атлас, камка, крашенина, цветные шелковые нити, золотные и серебряные пряденые нити, ткачество, шитье «в прикреп», атласный шов

#КоллекцияГИМ #Календарь
125 лет назад в Москве был запущен первый электрический трамвай

В Москве трамвай был самым распространенным общественным транспортом вплоть до 1950-х гг. Трамваи ходили даже по Красной площади! Их сообщение было прекращено в августе 1930 года.

#ИсторическоеФото 🎞 Площадь Красных ворот. Шерер, Набгольц и К°. 1900-е гг.
Первый в мире паровоз типа «44» с конденсацией пара, построенный на Коломенском машиностроительном заводе в 1891 году для городских железных дорог (парового трамвая). Неизвестный фотограф. 1891-1917 гг. (отпечаток 1953 г.)
Москва. Страстная площадь. Вид с дома Нирензее. Почтовая карточка. Издание Московского Коммунального хозяйства. 1920-е гг.

Из коллекции Исторического музея
Сокрытая история. Клад Успенского

Солнечным июльским утром 1982 года в Государственном историческом музее раздался неожиданный телефонный звонок. Звонили из Управления внутренних дел Волгоградского района Москвы. Речь шла о том, что в милицию поступили бумаги бывшего депутата Второй Государственной думы Успенского, которые, возможно, представляют научную ценность и могут быть переданы в музей.

Какая, практически детективная история скрывалась за обнаружением этого комплекса? Рассказывает Анастасия Кабанова «Клады. Сокрытая история», куратор научно-просветительской программы выставки, методист Исторического музея.

Смотрите специальный цикл экскурсий на странице Исторического музея в Одноклассниках 📲

#КладыГИМ
«День Пушкинской карты» в Историческом музее

20 апреля гости музея смогут посетить экскурсии и программы из цикла «Молодёжные маршруты», стать слушателями Молодёжного лектория «Погребенные с фараонами», в котором выпускники гуманитарных вузов и участники Клуба исторической реконструкции «Рагор» расскажут о цивилизациях Древнего Востока.

В завершение дня пройдёт концерт Московского государственного академического камерного хора («Хора Минина») с исполнением известных романсов, духовных сочинений и других произведений.

Программа и билеты 🎟

#ПушкинскаяКарта
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» будет доступна для посетителей уже завтра 🏹

При слове «кочевник» каждый представляет грозного всадника, вооруженного луком и стрелами. Этот образ существует в воображении современного человека в ореоле рассказов о былом могуществе и жестоких завоеваниях кочевых народов, а также о великих империях, которые они создавали на бескрайних степных просторах Северной Евразии.

Благодаря нейросети LOOKY каждый посетитель экспозиции сможет примерить этот образ на себя и создать свой уникальный портрет цифрового кочевника, загрузив свои селфи в специальный раздел «Нейро аватары» и выбрав аватар #Кочевник.

#ДикоеПоле
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Кашпо с поддоном. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург, 1830-е гг. Фарфор, надглазурное крытье, роспись, золочение, цировка

Из коллекции Исторического музея
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«Память сердца». Александр Алексеевич Петров

Спецпроект Государственного исторического музея «Память сердца» приурочен к 9 мая. Ровно за месяц до 79-ой годовщины Великой Победы мы начинаем делиться воспоминаниями о тех, чьи личные истории неразрывно связаны с историей Великой Отечественной войны.

Сотрудники Исторического музея не просто знакомят с фактами, но вспоминают своих родных, и эта память — «память сердца» — будет жить вечно.

Старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Татьяна Петрова рассказывает историю своего деда Александра Петрова, прошедшего Великую Отечественную войну от первого до последнего дня.

#ПамятьСердца
«В нашей практике такого еще не было!»

Ждем ваши взгляды вместе с MAER 😍
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Моменты торжественного открытия выставки «Дикое поле. В вечном движении»

Приглашаем совершить увлекательное путешествие в мир Великой степи, чтобы развеять мифы о кочевниках, увидеть настоящую юрту и насладиться образами «Дикого поля» художников разных эпох — от Федора Калмыка, Рериха, Верещагина, Гончаровой до Даши Намдакова, создавшего оригинальную скульптуру специально для выставки.

Участники проекта:
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»
Государственный музей Востока
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани
Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник
Ростовский областной музей краеведения
Арт-фонд Даши Намдакова
Музей кочевой культуры

Спонсор: Территория культуры Росатома

#ДикоеПоле
10 апреля отмечается День братьев и сестер

День братьев и сестер чествует заботу, доброту и взаимопонимание, которые существуют между детьми одной семьи. Его идея заключается в том, чтобы напомнить людям, как важно ценить и любить своих братьев и сестер, быть для них поддержкой и опорой.

Подобная близость была свойственна и детям из августейших семей. Современники часто говорили об атмосфере любви в семье Павла Петровича и Марии Фёдоровны. Отношения между родителями и детьми были теплыми даже несмотря на то, что старшие сыновья воспитывались отдельно и жили под присмотром императрицы Екатерины II.

На гипсовом барельефе, заключенном в бронзовую раму, изображены шестеро детей Павла I, в то время цесаревича и наследника престола. На портрете мы можем разглядеть профили великих князей Александра и Константина, а также великих княжон Александры, Елены, Марии и Екатерины. Изображения четверых младших детей отсутствуют, так как работа была выполнена в 1790 году, ещё до их рождения.

Когда-то этот барельеф находился в коллекции Прасковьи Сергеевны Уваровой, супруги основателя Исторического музея графа Уварова, и был передан в собрание музея в 1922 году.

Барельеф с групповым портретом детей цесаревича Павла Петровича и цесаревны Марии Федоровны. В раме. Рашетт, Жан-Доминик. 1790 г. Гипс, бронза, литье, формовка.


Из коллекции Исторического музея
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Предметный разговор: граф Уваров и археология Кавказа

Уже в XIX столетии ученые уделяли большое внимание археологии Кавказа. В 1869 году был открыт могильник Кобан в Осетии, давший название целой культурной общности. 12 лет спустя, в 1881 году на V археологическом съезде в Тифлисе граф Алексей Сергеевич Уваров (1824-1884) представил доклад, в котором ввел в научный оборот термин «кобанская культура» и определил его критерии. Направление, заданное Уваровым, определило вектор развития археологии Кавказа в раннем железном веке более чем на столетие вперед.

В зале № 5 постоянной экспозиции музея отдельная витрина посвящена кобанской культуре. Об этих памятниках рассказывает Анна Кадиева, хранитель фонда Кавказа отдела археологических памятников ГИМ

📺 Отдельную серию «Предметного разговора» посвящаем коллекциям графа Уварова в собрании Исторического музея #Уваров200

#ПредметныйРазговорГИМ