Новшеством в искусстве украшения царских жилых помещений и домов знати XVII века стали живописные изображения, выполненные на темы библейской истории. Создавались они в стилистике современной иконописи как на дереве, так и на новом для того времени материале — холсте.
В основе композиции лежит сюжет притчи о десяти девах, ожидавших прибытия жениха. Пять дев были разумными, а пять — неразумными. Разумные девы взяли с собой светильники и сосуды с маслом, а неразумным пришлось отправиться на его поиски масла, поскольку к моменту прибытия жениха масло в светильниках неразумных дев почти иссякло. Жених же вошел с разумными девами на брачный пир. Вернувшись после поисков масла, неразумные девы попросили отворить им дверь, однако жених ответил, что не знает их. Притча заканчивается словами: «Итак, бодрствуйте, потому не знаете ни дня, ни часа, в которые приидет Сын Человеческий».
Композиция наглядно доносит до зрителя содержание притчи. Изображены лестницы и балконы, ведущие к дверям дома, правая дверь открыта, левая — закрыта. На головах дев, стоящих справа, — венцы, в руках — горящие светильники. Слева изображены девы простоволосые, с потухшими светильниками. Перед открытой дверью изображена фигура жениха, указывающего рукой на открытую дверь, в другой руке он держит кувшинчик с елеем. Под женихом в притче подразумевается сам Христос.
Предполагается, что эта «Притча» помещалась на створках дверей, поскольку на холсте сохранился след от замка. Человеку, открывавшему дверь, предлагалось задуматься о своем духовном состоянии, о том, что и он предстанет в свое время пред дверью в Царство Небесное. Памятники такого рода чрезвычайно редки в музейных собраниях. Композицию из собрания ГИМ можно увидеть в 20 зале постоянной экспозиции👀
Причта о девах разумных и неразумных. Конец XVII в. Холст, масло, темпера 200×57 см (каждая из частей). Из коллекции П. И. Щукина
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
В основе композиции лежит сюжет притчи о десяти девах, ожидавших прибытия жениха. Пять дев были разумными, а пять — неразумными. Разумные девы взяли с собой светильники и сосуды с маслом, а неразумным пришлось отправиться на его поиски масла, поскольку к моменту прибытия жениха масло в светильниках неразумных дев почти иссякло. Жених же вошел с разумными девами на брачный пир. Вернувшись после поисков масла, неразумные девы попросили отворить им дверь, однако жених ответил, что не знает их. Притча заканчивается словами: «Итак, бодрствуйте, потому не знаете ни дня, ни часа, в которые приидет Сын Человеческий».
Композиция наглядно доносит до зрителя содержание притчи. Изображены лестницы и балконы, ведущие к дверям дома, правая дверь открыта, левая — закрыта. На головах дев, стоящих справа, — венцы, в руках — горящие светильники. Слева изображены девы простоволосые, с потухшими светильниками. Перед открытой дверью изображена фигура жениха, указывающего рукой на открытую дверь, в другой руке он держит кувшинчик с елеем. Под женихом в притче подразумевается сам Христос.
Предполагается, что эта «Притча» помещалась на створках дверей, поскольку на холсте сохранился след от замка. Человеку, открывавшему дверь, предлагалось задуматься о своем духовном состоянии, о том, что и он предстанет в свое время пред дверью в Царство Небесное. Памятники такого рода чрезвычайно редки в музейных собраниях. Композицию из собрания ГИМ можно увидеть в 20 зале постоянной экспозиции
Причта о девах разумных и неразумных. Конец XVII в. Холст, масло, темпера 200×57 см (каждая из частей). Из коллекции П. И. Щукина
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Готовим к открытию новую выставку 🏺#РепортажГИМ
22 ноября в Воскресенских воротах состоится открытие выставки «Искусство древнего Кипра. Из собрания А. С. Уварова»
Граф Алексей Сергеевич Уваров — один из основателей Исторического музея, историк, археолог. Удивительная по своей красоте и оригинальности коллекция памятников древнего Кипра первой половины II тысячелетия до н. э., приобретенная Уваровым, занимает отдельное место в собрании археологических памятников музея.
Сейчас в витринах экспозиции уже занимают места разнообразные по форме и декоративному оформлению керамические сосуды, терракотовые и известняковые статуэтки, посуда. Большинство памятников, среди которых представлены подлинные шедевры древнего искусства, будут показаны впервые.
Выставка будет открыта с 22 ноября 2023 по 9 января 2024
#СобраниеУварова #ВыставкаГИМ #ИсторическийМузей
22 ноября в Воскресенских воротах состоится открытие выставки «Искусство древнего Кипра. Из собрания А. С. Уварова»
Граф Алексей Сергеевич Уваров — один из основателей Исторического музея, историк, археолог. Удивительная по своей красоте и оригинальности коллекция памятников древнего Кипра первой половины II тысячелетия до н. э., приобретенная Уваровым, занимает отдельное место в собрании археологических памятников музея.
Сейчас в витринах экспозиции уже занимают места разнообразные по форме и декоративному оформлению керамические сосуды, терракотовые и известняковые статуэтки, посуда. Большинство памятников, среди которых представлены подлинные шедевры древнего искусства, будут показаны впервые.
Выставка будет открыта с 22 ноября 2023 по 9 января 2024
#СобраниеУварова #ВыставкаГИМ #ИсторическийМузей