14 октября отмечается великий православный праздник — Покров Пресвятой Богородицы
В основу праздника положено предание о явлении Андрею Юродивому (IX-Х вв.) Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Богоматери. Пространное греческое Житие Андрея Юродивого было переведено на древнерусский язык в XII веке и стало очень популярно на Руси. В середине XII века стараниями князя Андрея Боголюбского праздник был установлен на Руси — запись об этом содержится в Прологе XII века. На иконе Андрей Юродивый изображен с правой стороны вместе с учеником Епифанием — тот стоит в красном гиматии. Слева на фоне палат помещены царь Константин и царица Елена в царских коронах, украшенных жемчугом.
Покров Пресвятой Богородицы — престольный праздник Покровского собора. В честь него освящена центральная церковь Покровского собора, храма, построенного в память о Казанском походе царя Ивана Васильевича Грозного в 1552 году. На праздник Покрова войска русского царя начали штурм Казани, увенчавшийся успехом на следующий день.
📍 Сегодня Храм Василия Блаженного откроется после утреннего богослужения в 13:00 и будет работать до 18:00. Касса и территория закроются на 45 минут раньше.
Икона. Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в.
#ПокровскийСобор #Календарь
В основу праздника положено предание о явлении Андрею Юродивому (IX-Х вв.) Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Богоматери. Пространное греческое Житие Андрея Юродивого было переведено на древнерусский язык в XII веке и стало очень популярно на Руси. В середине XII века стараниями князя Андрея Боголюбского праздник был установлен на Руси — запись об этом содержится в Прологе XII века. На иконе Андрей Юродивый изображен с правой стороны вместе с учеником Епифанием — тот стоит в красном гиматии. Слева на фоне палат помещены царь Константин и царица Елена в царских коронах, украшенных жемчугом.
Покров Пресвятой Богородицы — престольный праздник Покровского собора. В честь него освящена центральная церковь Покровского собора, храма, построенного в память о Казанском походе царя Ивана Васильевича Грозного в 1552 году. На праздник Покрова войска русского царя начали штурм Казани, увенчавшийся успехом на следующий день.
Икона. Покров Пресвятой Богородицы. XVIII в.
#ПокровскийСобор #Календарь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Материалы Блога от филиала Исторического музея в Туле можно найти в отдельной вкладке «Тула в собрании ГИМ»
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ГИМТула
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Одним из выдающихся памятников античного искусства
эллинистического времени является портретное изображение правителя архонта Гигиенонта, отчеканенного на лицевой стороне статера в конце III — третьей четверти II века до н. э. на Боспоре. Резчик монетного штемпеля был настоящим художником и сумел мастерски передать характерные черты внешности боспорского правителя: покатый лоб с выдающимися надбровными дугами, нос с небольшой горбинкой, толстые губы и выдающийся на фоне полного лица и шеи подбородок. Растрепанные курчавые волосы средней длины формируют свободную прическу, свойственную многим эллинистическим правителям. Это особо выделяет портрет архонта Гигиенонта и делает его одним из наиболее ярких и выдающихся произведений своего жанра в галерее изображений правителей эллинистического Боспора на монетах.
Принято считать, что первые портретные изображения на монетах появляются на выпусках сатрапов Персидской империи, осуществлявшихся в Малой Азии во второй половине V века до н. э. Однако устойчивая традиция изображения правителей на монетах появляется лишь через столетие — в эпоху эллинизма, во второй половине IV — начале III века до н. э. Тогда наследники Александра Великого, которые стали править разными частями его державы, начали помещать свои портреты в царских диадемах на серебряные и золотые монеты. Вскоре эта традиция превратилась в своего рода моду. Так, в Причерноморье особой популярностью в международной торговле пользовались золотые статеры Лисимаха, лицевая сторона которых также была украшена его портретным изображением. Они-то и стали прототипом для золотых монет боспорских правителей III–II вв. до н. э., одним из которых был и архонт Гигиенонт.
Увидеть уникальную монету с обеих сторон, узнать её значение в политической и экономической истории античных государств Северного Причерноморья, а также услышать интригующую историю поступления памятника в музей можно 26 октября на «Встрече с хранителем» Евгением Захаровым, старшим научным сотрудником отдела нумизматики🪙
#КоллекцияГИМ
эллинистического времени является портретное изображение правителя архонта Гигиенонта, отчеканенного на лицевой стороне статера в конце III — третьей четверти II века до н. э. на Боспоре. Резчик монетного штемпеля был настоящим художником и сумел мастерски передать характерные черты внешности боспорского правителя: покатый лоб с выдающимися надбровными дугами, нос с небольшой горбинкой, толстые губы и выдающийся на фоне полного лица и шеи подбородок. Растрепанные курчавые волосы средней длины формируют свободную прическу, свойственную многим эллинистическим правителям. Это особо выделяет портрет архонта Гигиенонта и делает его одним из наиболее ярких и выдающихся произведений своего жанра в галерее изображений правителей эллинистического Боспора на монетах.
Принято считать, что первые портретные изображения на монетах появляются на выпусках сатрапов Персидской империи, осуществлявшихся в Малой Азии во второй половине V века до н. э. Однако устойчивая традиция изображения правителей на монетах появляется лишь через столетие — в эпоху эллинизма, во второй половине IV — начале III века до н. э. Тогда наследники Александра Великого, которые стали править разными частями его державы, начали помещать свои портреты в царских диадемах на серебряные и золотые монеты. Вскоре эта традиция превратилась в своего рода моду. Так, в Причерноморье особой популярностью в международной торговле пользовались золотые статеры Лисимаха, лицевая сторона которых также была украшена его портретным изображением. Они-то и стали прототипом для золотых монет боспорских правителей III–II вв. до н. э., одним из которых был и архонт Гигиенонт.
Увидеть уникальную монету с обеих сторон, узнать её значение в политической и экономической истории античных государств Северного Причерноморья, а также услышать интригующую историю поступления памятника в музей можно 26 октября на «Встрече с хранителем» Евгением Захаровым, старшим научным сотрудником отдела нумизматики
#КоллекцияГИМ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Подборка книг по теме лекции «История герба России» от Евгения Пчелова, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой Историко-архивного института РГГУ, члена Геральдического совета Москвы
📚 «Великокняжеская печать 1497 г.: К истории формирования русской государственной символики», М. Агоштон
📚 «Российская геральдика: происхождение, история, современность», И. В. Борисов
📚 «Государственный герб России: 500 лет», «История Российского герба и флага.», Г. В. Вилинбахов
📚 «Герб и флаг России X–XX вв.», В. А. Артамонов, Г. В. Вилинбахов, С. Ф. Фаизов, А. Л. Хорошкевич
📚 «Российская государственная символика: XVIII — начало XX века», В. А. Дуров, Д. В. Дуров
📚 «Русская сфрагистика и геральдика», Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов
📚 «Происхождение русского двуглавого орла», В. А. Кучкин
📚 «Русская геральдика: руководство к составлению и описанию гербов», В. К. Лукомский, Н. А. Типольт
📚 «Герб России», Е. В. Пчелов
📚 «Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте», Е. В. Пчелов
📚 «Флаг корабля „Орёл“ в контексте формирования российской государственной символики» // История и архивы. № 3, 2021. С. 12–21. Е. В. Пчелов
📚 «Символы России», Н. А. Соболева, В. А. Артамонов
Работы Евгения Владимировича Пчелова доступны на сайте и в интернет-магазине ГИМ
Полный выпуск лекции:
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в Одноклассниках
📺 Смотреть на YouTube
📺 Смотреть на Rutube
Информационный партнер проекта — журнал «Историк»
#ГИМ_онлайн #ИсторическийМузей #СловоИсторикуГИМ
📚 «Великокняжеская печать 1497 г.: К истории формирования русской государственной символики», М. Агоштон
📚 «Российская геральдика: происхождение, история, современность», И. В. Борисов
📚 «Государственный герб России: 500 лет», «История Российского герба и флага.», Г. В. Вилинбахов
📚 «Герб и флаг России X–XX вв.», В. А. Артамонов, Г. В. Вилинбахов, С. Ф. Фаизов, А. Л. Хорошкевич
📚 «Российская государственная символика: XVIII — начало XX века», В. А. Дуров, Д. В. Дуров
📚 «Русская сфрагистика и геральдика», Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов
📚 «Происхождение русского двуглавого орла», В. А. Кучкин
📚 «Русская геральдика: руководство к составлению и описанию гербов», В. К. Лукомский, Н. А. Типольт
📚 «Герб России», Е. В. Пчелов
📚 «Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте», Е. В. Пчелов
📚 «Флаг корабля „Орёл“ в контексте формирования российской государственной символики» // История и архивы. № 3, 2021. С. 12–21. Е. В. Пчелов
📚 «Символы России», Н. А. Соболева, В. А. Артамонов
Работы Евгения Владимировича Пчелова доступны на сайте и в интернет-магазине ГИМ
Полный выпуск лекции:
📺 Смотреть ВКонтакте
📺 Смотреть в Одноклассниках
📺 Смотреть на YouTube
📺 Смотреть на Rutube
Информационный партнер проекта — журнал «Историк»
#ГИМ_онлайн #ИсторическийМузей #СловоИсторикуГИМ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
170 лет назад началась Крымская война
Международная обстановка стала резко накаляться с начала 1853 года. Обострился спор между Россией и Османской империей о владении святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме, контроле над черноморскими проливами и по поводу занятия русскими войсками Дунайских княжеств. Дипломатические усилия результатов не дали. В результате турецкий султан объявил России войну, его поддержали Англия, Франция и Сардинское королевство. Спустя полгода они вступили в кампанию на стороне Порты после тяжелого поражения турок в Синопском сражении на море в ноябре 1853 года и неудачных действий турецких войск на Кавказе.
Через год после объявления войны, 17 (5) октября 1854 года, началась первая бомбардировка Севастополя. Союзная англо-французская армия вела огонь по всем оборонительным сооружениям крепости из 126 тяжелых орудий. В полдень к ним присоединились еще 1340 корабельных орудий. Защитники Севастополя ответили мощным артиллерийским огнем из 250 орудий. Основная тяжесть борьбы легла на севастопольских артиллеристов, которые под градом вражеских снарядов наносили по противнику ответные удары и были в постоянной готовности для отражения возможного штурма. В течение дня русские артиллеристы сделали 20 тысяч выстрелов.
Союзники были настолько потрясены, что их флот более не принимал активного участия в осаде Севастополя вплоть до окончания боевых действий. В результате командование союзников решило отложить штурм и перейти к затяжной осаде, которая длилась 11 месяцев — с октября 1854 года по август 1855 года.
В память о героической обороне города были созданы подсвечники, в композиции которых использованы пушечные ядра. Подсвечники принадлежали Генриху Антоновичу Лееру (1829–1904), генерал-лейтенанту Генерального штаба, военному теоретику, член-корреспонденту Академии наук. Увидеть этот и другие памятники Крымской войны можно на выставке «Новороссия» до 11 декабря 🕯
Подсвечники из ядер с надписью: «Севастополь 5 октября 54 г.» Россия. Вторая половина 1850-х гг.
#ВыставкаГИМ #ДеньвИстории
Международная обстановка стала резко накаляться с начала 1853 года. Обострился спор между Россией и Османской империей о владении святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме, контроле над черноморскими проливами и по поводу занятия русскими войсками Дунайских княжеств. Дипломатические усилия результатов не дали. В результате турецкий султан объявил России войну, его поддержали Англия, Франция и Сардинское королевство. Спустя полгода они вступили в кампанию на стороне Порты после тяжелого поражения турок в Синопском сражении на море в ноябре 1853 года и неудачных действий турецких войск на Кавказе.
Через год после объявления войны, 17 (5) октября 1854 года, началась первая бомбардировка Севастополя. Союзная англо-французская армия вела огонь по всем оборонительным сооружениям крепости из 126 тяжелых орудий. В полдень к ним присоединились еще 1340 корабельных орудий. Защитники Севастополя ответили мощным артиллерийским огнем из 250 орудий. Основная тяжесть борьбы легла на севастопольских артиллеристов, которые под градом вражеских снарядов наносили по противнику ответные удары и были в постоянной готовности для отражения возможного штурма. В течение дня русские артиллеристы сделали 20 тысяч выстрелов.
Союзники были настолько потрясены, что их флот более не принимал активного участия в осаде Севастополя вплоть до окончания боевых действий. В результате командование союзников решило отложить штурм и перейти к затяжной осаде, которая длилась 11 месяцев — с октября 1854 года по август 1855 года.
В память о героической обороне города были созданы подсвечники, в композиции которых использованы пушечные ядра. Подсвечники принадлежали Генриху Антоновичу Лееру (1829–1904), генерал-лейтенанту Генерального штаба, военному теоретику, член-корреспонденту Академии наук. Увидеть этот и другие памятники Крымской войны можно на выставке «Новороссия» до 11 декабря 🕯
Подсвечники из ядер с надписью: «Севастополь 5 октября 54 г.» Россия. Вторая половина 1850-х гг.
#ВыставкаГИМ #ДеньвИстории
Forwarded from Культурный Антистресс
🌹 Начнем новую неделю с прекрасного — заглянем на монтаж выставки «Петергоф. Сокровища российской императрицы».
Из любимой летней резиденции российских монархов в Москву привезли более 400 предметов, связанных с семьей императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Что же было для них истинным сокровищем? Ответ на этот вопрос можно найти, посетив выставку, которая откроется для посетителей уже 18 октября.
Из любимой летней резиденции российских монархов в Москву привезли более 400 предметов, связанных с семьей императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Что же было для них истинным сокровищем? Ответ на этот вопрос можно найти, посетив выставку, которая откроется для посетителей уже 18 октября.