Исторический музей. Официально
14.9K subscribers
7.34K photos
367 videos
1 file
2.44K links
Официальный канал Государственного исторического музея. Москва, Красная площадь, д. 1
shm.ru

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новости и события! №4813098230

Для связи @gim_tg

Канал конференции @gim_andm
Стикеры https://yangx.top/addstickers/PetrKorabli
加入频道
🌹Новое издание 🌹

Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы — императорской четы Николая I и Александры Фёдоровны рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.

Каталог «Петергоф. Сокровища российской императрицы», собравший в себе научно-популярные очерки о жизни венценосной четы и истории предметов, связанных с Александрой Фёдоровной, станет прекрасным дополнением к посещению выставки.

Уже в продаже в официальных музейных магазинах и в интернет-магазине

#МузейнаяКнига #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
315 лет назад состоялась битва при Лесной

9 октября (28 сентября) 1708 года Петр I одержал победу над шведами, которую назвал «первой солдатской пробой» и «матерью Полтавской баталии» — главного сражения Северной войны (1700-1721 гг.). В конце сентября недалеко от деревни Лесная 12-тысячный отряд Петра I (корволант) разбил 16-тысячный шведский корпус генерала Адама Левенгаупта. Русские войска атаковали несколько раз, переходя от стрельбы к рукопашному бою, в итоге вынудив шведов бросить лагерь и отступить. Вдогонку врагу был послан отряд под командованием генерал-поручика Гебхарда Флуга. Флуг догнал остатки войск Левенгаупта у Пропойска, где окончательно разбил вражеские силы. Шведские войска были вынуждены бросить огромный обоз с запасом продовольствия на три месяца, артиллерией и боеприпасами, что сильно ослабило положение армии Карла XII.

Напольная ваза в виде кратера украшена лавровой гирляндой с литым рельефом золоченой бронзы. На одной стороне тулова помещено изображение «Битвы при деревне Лесной 1708 г.» (подпись художника — Н. Корнилов), на другой — погрудный портрет Петра I (художник Мещеряков). Роспись выполнена по гравюре Н. Лармессена (1684-1755) с картины П. Д. Мартена-младшего «Сражение русских со шведами при деревне Лесной 28 сентября 1708 года».

Ваза «Битва при деревне Лесной 1708 года», с портретом императора Петра I. Н. К. Корнилов, В. Ф. Мещеряков. Императорский фарфоровый завод. 1836 г. Фарфор, бронза, надглазурная роспись, паста, золочение, цировка

#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
📭 Сегодня — Всемирный день почты

#ИсторическоеФото 🎞 Издание А. А. Горожанкина. Москва. Почтамт на Мясницкой. Почтовая карточка. 1913 г.

#Календарь #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
📖105 лет назад в России была введена новая орфография

10 октября 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров и постановление президиума Высшего совета народного хозяйства
«Об изъятии из обращения общих букв русского языка». Декрет гласил: «все правительственные издания, периодические (газеты и журналы) и непериодические (научные труды, сборники и т. п.), все документы и бумаги должны с 15 октября 1918 года печататься согласно при сем прилагаемому новому правописанию».

Реформа была объявлена еще в мае 1917 года, но переход на новую орфографию происходил медленно, и молодой советской власти приходилось принудительно изымать из типографий лишние буквы и знаки.

Тем не менее орфографическая реформа, которая упорядочила бы некоторые архаичные формы, давно «напрашивалась». Проект реформы был разработан еще в 1904 году Орфографической комиссией Императорской Академии наук, куда входили: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Ушаков и Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, И. Ф. Анненский, и др. Возглавлял комиссию великий князь Константин Константинович, его заместителем был крупнейший лингвист, профессор Ф. Ф. Фортунатов.

Из употребления официально были выведены буквы «ять», «фита», «и десятеричное» (i), вместо них отныне надлежало писать «е», «ф», «и» соответственно. Исключался твердый знак («ер») на конце слов, из-за чего возникло не предусмотренное реформой использование апострофа вместо твердого знака, в том числе и в разделительной его функции. Вводился ряд изменений, которые касались правил написания приставок, оканчивающихся на «з», а также некоторых окончаний.

Предполагалось, что упрощение правописания поможет быстрее осваивать начальное образование и способствует росту грамотности населения.

Учебный плакат «Новое правописание», изд. Культурно-просветительного товарищества «Начатки знаний» в 1-й Государственной типографии. 1918 г.

#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⚡️ Культурная Беседка

Согреваемся в непогоду и расширяем кругозор вместе с музейными публикациями!

1️⃣ Последние осенние цветы — розы в Царском Селе 🥀

2️⃣ Царская перечница и золотой ковш, зарисованные Фёдором Солнцевым ☀️

3️⃣ Занимательная история про любопытного гимназиста, который,  повзрослев, лично подписал указ о создании памятника... самому себе 🧐

4️⃣ Вспоминаем модные начала аксессуары 2000-х гг. и отправляемся еще дальше во времени

5️⃣ Поднизка, покров, поджерелок... филиал ГИМ в Туле приглашает на мастер-классы с бисером «Тульские украсы» от народного мастера 💍

#ИсторическийМузей #ГИМТула #КультурнаяБеседка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
История появления и бытования детских игрушек уходит корнями в далекое прошлое. Однако привычные нам куклы в красивых нарядах и куклы в виде младенцев появились далеко не сразу. Осознание того, что детство — это самостоятельная и очень важная часть жизни человека, пришло к концу XIX века. Этими изменениями в мировоззрении людей и их отношении к миру детства объясняется и сложившееся на рубеже XIX — ХХ веков повышенное внимание к детской игрушке и, в частности, к кукле.

До середины XVIII века на кукле лежала «обязанность» распространения сведений о модном костюме — только потом эту функцию взяли появившиеся журналы мод. Куклы, представлявшие модную даму, делались вручную и стоили очень дорого, из-за чего они являлись предметом роскоши и созерцания. Такие куклы, служившие украшением женской половины дома, находились в достаточно узкой среде бытования.

В поэме «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин, стремясь подчеркнуть серьезность Татьяны Лариной, дает такую характеристику игре в куклы, которой традиционно занимались девочки:

«Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию — закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела»

Первым шагом в изменении эстетики кукол стало появление в 1859 году в мастерских французской мануфактуры Пьера Франсуа Жюмо куклы «беби», то есть младенца. Широкое распространение она получила ближе к концу века, а на рубеже столетий, с возникновением самостоятельной детской моды, появились и куклы, одетые как дети более старшего возраста, чем «беби». Это повлекло за собой необходимость придать кукле не только черты лица ребенка, но и соответствующие пропорции их фигуре.

#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей