В ходе сражения на Курской дуге советские войска Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов освободили Орел и Белгород.
В честь события вечером того же дня в столице был дан салют: 12 артиллерийских залпов из 124 орудий с интервалом 30 секунд дали 100 зенитных орудий и 24 горные пушки Кремлевского дивизиона. Салют стал первым за годы Великой Отечественной, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось неофициальное название «город первого салюта». Салют, который был слышен по всему городу, стал знаменательным событием для москвичей — люди выходили из домов на улицы и поздравляли друг друга.
Плакат. «Москва салютует доблестной Красной Армии!» Лунин Б. Н., Фёдоров В. П. Ивановское областное Государственное издательство, Издательство «ОГИЗ». 1943 г.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ДеньвИстории
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6 августа православная — день памяти благоверных Бориса и Глеба в православной традиции
Конные изображения воинов в древнерусском и византийском искусстве известны с XI–XII вв. Такая композиционная схема восходит к византийской традиции парного изображения воинов-мучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона. Свое влияние на сложение конной иконографии оказали тексты житий святых Бориса и Глеба. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора Печерского дважды упоминается о чудесном явлении святых в виде всадников. В «Сказании и страдании и похвале мученикам святым Борису и Глебу» (около 1072 года) отражена легенда о путешествии князей в Константинополь, с которой также связано возникновение конной иконографии. Известны также изображения Бориса и Глеба на конях во фресковой живописи и мелкой пластике.
Икона хотя и сохраняет традиционную композиционную схему, однако стоит далеко от классических образцов древнерусского искусства. Князья изображены в сложном трехчетвертном ракурсе, на конях разной масти, в княжеских шапках, кольчугах и плащах, на фоне сине-зеленого облачного неба. Страстотерпцы величественно спокойны и исполнены достоинства, словно в момент парадного шествия. Благодаря применению масляных красок икона приобрела выразительное колористическое звучание.
Формат произведения, приближенный к квадрату, придает композиции равновесие. Взоры Бориса и Глеба направлены в сторону сияния, которое исходит из правого верхнего угла иконы. Традиционно в этом месте изображался сегмент неба с полуфигурой благословляющего Спасителя. В руке Глеба — прапор, небольшое знамя с двумя треугольными откосами или хвостами, в руке Бориса — меч.
Икона. Благоверные князья Борис и Глеб. XIX в.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #Календарь
Конные изображения воинов в древнерусском и византийском искусстве известны с XI–XII вв. Такая композиционная схема восходит к византийской традиции парного изображения воинов-мучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона. Свое влияние на сложение конной иконографии оказали тексты житий святых Бориса и Глеба. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора Печерского дважды упоминается о чудесном явлении святых в виде всадников. В «Сказании и страдании и похвале мученикам святым Борису и Глебу» (около 1072 года) отражена легенда о путешествии князей в Константинополь, с которой также связано возникновение конной иконографии. Известны также изображения Бориса и Глеба на конях во фресковой живописи и мелкой пластике.
Икона хотя и сохраняет традиционную композиционную схему, однако стоит далеко от классических образцов древнерусского искусства. Князья изображены в сложном трехчетвертном ракурсе, на конях разной масти, в княжеских шапках, кольчугах и плащах, на фоне сине-зеленого облачного неба. Страстотерпцы величественно спокойны и исполнены достоинства, словно в момент парадного шествия. Благодаря применению масляных красок икона приобрела выразительное колористическое звучание.
Формат произведения, приближенный к квадрату, придает композиции равновесие. Взоры Бориса и Глеба направлены в сторону сияния, которое исходит из правого верхнего угла иконы. Традиционно в этом месте изображался сегмент неба с полуфигурой благословляющего Спасителя. В руке Глеба — прапор, небольшое знамя с двумя треугольными откосами или хвостами, в руке Бориса — меч.
Икона. Благоверные князья Борис и Глеб. XIX в.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #Календарь
⚓️ 220 лет назад началось первое русское кругосветное плавание
7 августа (26 июля) 1803 года парусные шлюпки «Надежда» и «Нева» покинули Кронштадтский рейд. Руководил экспедицией капитан-лейтенант Иван Фёдорович Крузенштерн, еще в 1799 году разработал проект первого русского кругосветного плавания. Основными задачами похода, длившегося более трех лет, были установления торговых и дипломатических отношений с Японией, доставка грузов на Аляску и Камчатку, изучение острова Сахалин и устья реки Амур, океанографические, географические и другие изыскания по пути следования.
Экспедиция, начав свой путь в Кронштадте, достигла берегов Тенерифе (Канарские острова), острова Санта-Катарина (Бразилия), Маркизских островов, Камчатки, Сахалина, Японии, Макао. В 1806 году шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, экспедиция возвратилась в Кронштадт.
За время плавания участниками были собраны уникальные этнографические коллекции из Русской Америки, Маркизских островов, Японии и Китая. Император Александр I наградил всех участников экспедиции и приказал выбить особую медаль в память важного события.
В собрании Исторического музея хранится комплекс экспонатов из этого путешествия. Среди них — личные письма Крузенштерна, экземпляр «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», изданного в 1813 году, медаль «За путешествие кругом света» и другие памятники.
Медаль. За путешествие вокруг света 1803 — 1806 гг. Безродный В. А., Леберехт К. Санкт-Петербургский монетный двор. 1806 г.
Записка начальника кругосветной экспедиции капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна своему спутнику врачу и естествоиспытателю Вильгельму Готтлибу Тилезиусу фон Тиленау с приглашением вечером на чай. 1803-1806 гг.
Атлас к Путешествию вокруг света капитана Крузенштерна. Крузенштерн И. Ф., Беллинсгаузен Ф. Ф., Тилезиус фон Тиленау Вильгельм Готлиб. Морская типография. 1813 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
7 августа (26 июля) 1803 года парусные шлюпки «Надежда» и «Нева» покинули Кронштадтский рейд. Руководил экспедицией капитан-лейтенант Иван Фёдорович Крузенштерн, еще в 1799 году разработал проект первого русского кругосветного плавания. Основными задачами похода, длившегося более трех лет, были установления торговых и дипломатических отношений с Японией, доставка грузов на Аляску и Камчатку, изучение острова Сахалин и устья реки Амур, океанографические, географические и другие изыскания по пути следования.
Экспедиция, начав свой путь в Кронштадте, достигла берегов Тенерифе (Канарские острова), острова Санта-Катарина (Бразилия), Маркизских островов, Камчатки, Сахалина, Японии, Макао. В 1806 году шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, экспедиция возвратилась в Кронштадт.
За время плавания участниками были собраны уникальные этнографические коллекции из Русской Америки, Маркизских островов, Японии и Китая. Император Александр I наградил всех участников экспедиции и приказал выбить особую медаль в память важного события.
В собрании Исторического музея хранится комплекс экспонатов из этого путешествия. Среди них — личные письма Крузенштерна, экземпляр «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», изданного в 1813 году, медаль «За путешествие кругом света» и другие памятники.
Медаль. За путешествие вокруг света 1803 — 1806 гг. Безродный В. А., Леберехт К. Санкт-Петербургский монетный двор. 1806 г.
Записка начальника кругосветной экспедиции капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна своему спутнику врачу и естествоиспытателю Вильгельму Готтлибу Тилезиусу фон Тиленау с приглашением вечером на чай. 1803-1806 гг.
Атлас к Путешествию вокруг света капитана Крузенштерна. Крузенштерн И. Ф., Беллинсгаузен Ф. Ф., Тилезиус фон Тиленау Вильгельм Готлиб. Морская типография. 1813 г.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
С 20 июля по 10 сентября проходит главный фестиваль лета
«Цветочный джем»!
В этом году Манежная площадь превратилась в цветущий сад с волшебными холмами, которые покрыты злаками, луговыми и декоративными растениями💐
Приходите полюбоваться яркими красками и не забывайте заглянуть в Исторический музей🌳
Автор фото: Алексей Мощенков
#МанежнаяПлощадь #РепортажГИМ
«Цветочный джем»!
В этом году Манежная площадь превратилась в цветущий сад с волшебными холмами, которые покрыты злаками, луговыми и декоративными растениями
Приходите полюбоваться яркими красками и не забывайте заглянуть в Исторический музей
Автор фото: Алексей Мощенков
#МанежнаяПлощадь #РепортажГИМ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Бумажник алеутской работы, сделанный из травы и рыбьих кишок, подшитый светлой шелковой материей, бока сделаны из бледно-зеленого шелка. Внутри наклеена надпись: «Изделия с островов Океана. Бумажник сделанный Алеуткой с острова Кадьяка из рыбьих кишек и травы».
Подписаться на канал
Бумажник. Первая четверть XIX в.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Подписаться на канал
Бумажник. Первая четверть XIX в.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
⚡️КБ — Культурная Беседка
Делимся интересными музейными публикациями
1️⃣ Первый рабочий день недели предлагаем начать с красивого🌷
2️⃣ Рассмотрим самый большой потир в истории древнерусского искусства✨
3️⃣ Отметим день качания на качелях☀️
4️⃣ А напоследок разберемся, что такое бусра👑
5️⃣ ... и почему голубцы из серебра 🕊
#ИсторическийМузей #КультурнаяБеседка
Делимся интересными музейными публикациями
1️⃣ Первый рабочий день недели предлагаем начать с красивого🌷
2️⃣ Рассмотрим самый большой потир в истории древнерусского искусства✨
3️⃣ Отметим день качания на качелях☀️
4️⃣ А напоследок разберемся, что такое бусра👑
5️⃣ ... и почему голубцы из серебра 🕊
#ИсторическийМузей #КультурнаяБеседка
Telegram
Царское Село. Музей-заповедник
✨ Друзья, в Зубовском флигеле Екатерининского дворца уже очень красиво – здесь продолжается воссоздание личных комнат Екатерины II. Об этом музейщики даже не смели мечтать. Реализация масштабного реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство»…
Forwarded from СОЛОВЬЁВ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
💌 СоловьевLIVE и СВР х ФОНД представляют проект «Письма на фронт»
Посетители мультимедийной выставки «За лентой» в Историческом музее, из центра столицы, пишут слова поддержки нашим защитникам на фронт. Искренние строки о самом важном.
📹 Смотрите в эфире телеканала СоловьевLIVE и социальных сетях проекта. И, конечно, успейте посетить выставку «За лентой» до 20 августа.
⚫️ ⭕️ ⭕️ 🔲 🔲 🔲 🔲
Посетители мультимедийной выставки «За лентой» в Историческом музее, из центра столицы, пишут слова поддержки нашим защитникам на фронт. Искренние строки о самом важном.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8 августа (27 июля) 1824 года родилась императрица Мария Александровна
Будущая жена императора Александра II Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София Мария появилась на свет в Дармштадте, в семье великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского и герцогини Вильгельмины-Луизы Баденской, родной сестры российской императрицы Елизаветы Алексеевны.
Детство провела в загородных замках, в компании своего младшего брата Александра. Матушка умерла, когда Марии исполнилось 12 лет. Отец детьми совсем не занимался, они воспитывались в уединении и строгости. Любимым занятием юной принцессы стало чтение французской и английской литературы.
Когда Марии исполнилось 14 лет, произошла судьбоносная встреча — она познакомилась с цесаревичем Александром Николаевичем, который вместе со своим наставником В. А. Жуковским совершал путешествие по Европе. Александру исполнился 21 год, и родители предоставили ему возможность найти себе невесту.
Уставший от пустых встреч с принцессами, молодой человек случайно оказался в Дармштадте, где даже не планировал останавливаться. Позже сестра Александра Ольга Николаевна в своих записках «Сон юности» вспоминала: «Старый герцог принял его, окруженный сыновьями и невестками. В кортеже совершенно безучастно следовала и девушка с длинными, детскими локонами. Отец взял её за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни, и в тот момент, как Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена. Это была наша дорогая Мари...» Так они и познакомились.
Тем же вечером Александр вместе с герцогом и его семейством отправился в театр, во время всего представления цесаревич не сводил глаз с девушки. В тот момент он уже все для себя решил. Бракосочетание состоялось 28 (16) апреля 1841 года. За год до этого принцесса приняла православие с именем «Мария Александровна».
Портрет императрицы Марии Александровны. Неизвестный художник. 1850 −1860-е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Будущая жена императора Александра II Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София Мария появилась на свет в Дармштадте, в семье великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского и герцогини Вильгельмины-Луизы Баденской, родной сестры российской императрицы Елизаветы Алексеевны.
Детство провела в загородных замках, в компании своего младшего брата Александра. Матушка умерла, когда Марии исполнилось 12 лет. Отец детьми совсем не занимался, они воспитывались в уединении и строгости. Любимым занятием юной принцессы стало чтение французской и английской литературы.
Когда Марии исполнилось 14 лет, произошла судьбоносная встреча — она познакомилась с цесаревичем Александром Николаевичем, который вместе со своим наставником В. А. Жуковским совершал путешествие по Европе. Александру исполнился 21 год, и родители предоставили ему возможность найти себе невесту.
Уставший от пустых встреч с принцессами, молодой человек случайно оказался в Дармштадте, где даже не планировал останавливаться. Позже сестра Александра Ольга Николаевна в своих записках «Сон юности» вспоминала: «Старый герцог принял его, окруженный сыновьями и невестками. В кортеже совершенно безучастно следовала и девушка с длинными, детскими локонами. Отец взял её за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни, и в тот момент, как Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена. Это была наша дорогая Мари...» Так они и познакомились.
Тем же вечером Александр вместе с герцогом и его семейством отправился в театр, во время всего представления цесаревич не сводил глаз с девушки. В тот момент он уже все для себя решил. Бракосочетание состоялось 28 (16) апреля 1841 года. За год до этого принцесса приняла православие с именем «Мария Александровна».
Портрет императрицы Марии Александровны. Неизвестный художник. 1850 −1860-е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
#ИсторическоеФото 🎞 Фотография. А. Г. Стаханов по схеме разъясняет шахтерам систему своей работы. 1935 г.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
«Любите книгу — она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству». М. Горький
Каждая книга Исторического музея — это своего рода знак качества и воплощение любви к читателям ❤️ Издания подготовлены лучшими специалистами — историками, искусствоведами, дизайнерами. Они станут прекрасным подарком и достойным украшением домашней библиотеки.
#ИсторическийМузей #МузейнаяКнига #Календарь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
240 лет назад, 9 августа (29 июля) 1783 года, родилась великая княжна Александра Павловна
Старшая дочь Павла Петровича и Марии Фёдоровны была третьим ребёнком в семье. Бабушка, Екатерина Великая, рождению внучки после двух мальчиков не обрадовалась, однако подарила сыну Гатчину. Назвали девочку в честь брата — Александрой.
Юная Александра была талантлива в рисовании, музыке и пении, в учебе отличалась старательностью. Говорила на четырех языках, играла на клавесине, увлекалась переводами с французского. В журнале «Муз» опубликованы её переводы «Бодрость и благодеяние одного крестьянина» и «Долг человечества».
К одиннадцати годам великой княжны императрица начала искать ей подходящую партию. Перспективным женихом оказался 14-летний шведский король Густав IV Адольф. Камнем преткновения для матримониальных планов Екатерины II стали политические интриги, а также вопрос вероисповедания невесты. В 1796 году помолвка была окончательно сорвана.
Через три года после несчастного сватовства Александра вышла замуж за австрийского эрцгерцога Иосифа, палатина Венгрии, брата австрийского императора Франца II. Скромные торжества прошли через неделю после бракосочетания её младшей сестры Елены.
Отправляясь в Австрию, Александра часто повторяла, что больше не увидит родных и России. Сильно волновался и Павел I. В момент прощания с родителями она потеряла сознание, и в экипаж её внесли на руках.
В Вене прием был холодным. Супруга Франца Мария Терезия возненавидела невестку за внешнее сходство с первой женой императора Елизаветой Вюртембергской, изводила невестку придирками, запретила ей показываться на балах и в театрах. В 1801 году Александра Павловна забеременела, чем вызвала еще большее неудовольствие. Беременность протекала тяжело, родившаяся девочка прожила всего несколько часов. Сама Александра Павловна скончалась через 9 дней после родов в 18-летнем возрасте. В память о сестре Александр I возвел православную церковь в Ирёме.
Великая княжна Александра Павловна. Нейдль И. 1799 г.
#КоллекцияГИМ #ДеньвИстории
Старшая дочь Павла Петровича и Марии Фёдоровны была третьим ребёнком в семье. Бабушка, Екатерина Великая, рождению внучки после двух мальчиков не обрадовалась, однако подарила сыну Гатчину. Назвали девочку в честь брата — Александрой.
Юная Александра была талантлива в рисовании, музыке и пении, в учебе отличалась старательностью. Говорила на четырех языках, играла на клавесине, увлекалась переводами с французского. В журнале «Муз» опубликованы её переводы «Бодрость и благодеяние одного крестьянина» и «Долг человечества».
К одиннадцати годам великой княжны императрица начала искать ей подходящую партию. Перспективным женихом оказался 14-летний шведский король Густав IV Адольф. Камнем преткновения для матримониальных планов Екатерины II стали политические интриги, а также вопрос вероисповедания невесты. В 1796 году помолвка была окончательно сорвана.
Через три года после несчастного сватовства Александра вышла замуж за австрийского эрцгерцога Иосифа, палатина Венгрии, брата австрийского императора Франца II. Скромные торжества прошли через неделю после бракосочетания её младшей сестры Елены.
Отправляясь в Австрию, Александра часто повторяла, что больше не увидит родных и России. Сильно волновался и Павел I. В момент прощания с родителями она потеряла сознание, и в экипаж её внесли на руках.
В Вене прием был холодным. Супруга Франца Мария Терезия возненавидела невестку за внешнее сходство с первой женой императора Елизаветой Вюртембергской, изводила невестку придирками, запретила ей показываться на балах и в театрах. В 1801 году Александра Павловна забеременела, чем вызвала еще большее неудовольствие. Беременность протекала тяжело, родившаяся девочка прожила всего несколько часов. Сама Александра Павловна скончалась через 9 дней после родов в 18-летнем возрасте. В память о сестре Александр I возвел православную церковь в Ирёме.
Великая княжна Александра Павловна. Нейдль И. 1799 г.
#КоллекцияГИМ #ДеньвИстории