26 июля 1951 года была найдена первая берестяная грамота
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В этой местности характер почвенного покрова благоприятствовал сохранности столь важного археологического источника.
Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х гг. под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно
писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».
72 года назад в этот день на Неревском раскопе местной жительницей Ниной Акуловой была обнаружена берестяная грамота № 1, содержавшая перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев.
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой или личный характер. Среди них особо выделяется комплекс грамот Онфима — мальчика 6–7 лет, обучавшегося грамоте. Помимо учебных записей, до нас дошли и древнейшие детские рисунки, принадлежащие Онфиму: на неумелых, но весьма выразительных работах мальчика можно увидеть лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.
На сегодняшний день берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах. А их количество превышает 1000 находок.
👀 Увидеть берестяные грамоты можно в 9 зале Исторического музея
Берест. 196. Рисунок: всадник ведет под уздцы другую лошадь. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 198. Рисунок: два воина в шлемах. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 200. Рисунок: всадник поражает копьем врага. Онфим. 1221-1240 гг.
Берест. 202. Грамота мальчика Онфима c молитвой и рисунком. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 205. Рисунок: семь человечков протянули друг другу руки, над ними буквы. Онфим. 1221-1240 гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В этой местности характер почвенного покрова благоприятствовал сохранности столь важного археологического источника.
Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х гг. под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно
писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».
72 года назад в этот день на Неревском раскопе местной жительницей Ниной Акуловой была обнаружена берестяная грамота № 1, содержавшая перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев.
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой или личный характер. Среди них особо выделяется комплекс грамот Онфима — мальчика 6–7 лет, обучавшегося грамоте. Помимо учебных записей, до нас дошли и древнейшие детские рисунки, принадлежащие Онфиму: на неумелых, но весьма выразительных работах мальчика можно увидеть лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.
На сегодняшний день берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах. А их количество превышает 1000 находок.
👀 Увидеть берестяные грамоты можно в 9 зале Исторического музея
Берест. 196. Рисунок: всадник ведет под уздцы другую лошадь. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 198. Рисунок: два воина в шлемах. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 200. Рисунок: всадник поражает копьем врага. Онфим. 1221-1240 гг.
Берест. 202. Грамота мальчика Онфима c молитвой и рисунком. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 205. Рисунок: семь человечков протянули друг другу руки, над ними буквы. Онфим. 1221-1240 гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Картина «Кабинет И. И. Шувалова» — редкий пример интерьера в русской живописи XVIII века. Полотно близко к особой разновидности жанра — «кабинету любителя искусства», возникшей во фламандской живописи XVII века и отражавшей вкусы коллекционеров и знатоков.
⠀
На картине изображен интерьер дома И. И. Шувалова на Итальянской улице. Иван Иванович Шувалов (1727–1797) — меценат, первый куратор Московского университета, первый президент петербургской Академии художеств. На стенах кабинета в сплошной шпалерной развеске расположены собранные Шуваловым картины западноевропейских мастеров. Многие картины легко узнаются — это «Избиение младенцев» А. Челести, серия из четырех картин А. Маньяско, «Портрет молодого человека» М. Свертса, стоящая на полу справа «Весна» Д. Ногари. Фёдор Рокотов запечатлел картинную галерею Шувалова перед тем, как собрание было передано владельцем только что открытой в Санкт-Петербурге Академии трех знатнейших художеств.
Изображение кабинета коллекционера позволило куратору выставки дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на парижских Салонах. В основе экспозиций в Квадратном салоне Лувра лежала вертикальная иерархия жанров за счет масштаба работ: в верхнем регистре располагались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты, ниже — портреты, бытовой жанр, пейзажи и натюрморты.
До 1 октября работу из собрания Исторического музея можно увидеть на выставке «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Пушкинском музее.
«Кабинет И. И. Шувалова». Андрей Зяблов. Копия с несохранившегося оригинала Ф. С. Рокотова 1760 г.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
⠀
На картине изображен интерьер дома И. И. Шувалова на Итальянской улице. Иван Иванович Шувалов (1727–1797) — меценат, первый куратор Московского университета, первый президент петербургской Академии художеств. На стенах кабинета в сплошной шпалерной развеске расположены собранные Шуваловым картины западноевропейских мастеров. Многие картины легко узнаются — это «Избиение младенцев» А. Челести, серия из четырех картин А. Маньяско, «Портрет молодого человека» М. Свертса, стоящая на полу справа «Весна» Д. Ногари. Фёдор Рокотов запечатлел картинную галерею Шувалова перед тем, как собрание было передано владельцем только что открытой в Санкт-Петербурге Академии трех знатнейших художеств.
Изображение кабинета коллекционера позволило куратору выставки дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на парижских Салонах. В основе экспозиций в Квадратном салоне Лувра лежала вертикальная иерархия жанров за счет масштаба работ: в верхнем регистре располагались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты, ниже — портреты, бытовой жанр, пейзажи и натюрморты.
До 1 октября работу из собрания Исторического музея можно увидеть на выставке «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Пушкинском музее.
«Кабинет И. И. Шувалова». Андрей Зяблов. Копия с несохранившегося оригинала Ф. С. Рокотова 1760 г.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Проект «Предметный разговор» дает возможность заглянуть в закрытые для посетителей фонды и узнавать что-то новое, знакомиться с памятниками отечественной истории, не представленными на выставках или в постоянной экспозиции.
В фондах бывшего Музея Ленина хранится более 120 тыс. экспонатов. Отдельно выделяется коллекция из Музея Сталина (1953-1956), которой не должно было быть — после 1961 года экспозицию музея демонтировали, а все личные вещи и подарки вождя перевезли на склады хозяйственного отдела Управления делами ЦК КПСС. Часть предметов удалось сохранить благодаря научным сотрудникам Музея Ленина.
Григорий Гаража, старший научный сотрудник отдела фондов музея музея Ленина, знакомит с памятниками из этой коллекции.
🇷🇺 Виртуальный музей Ленина
#ИсторическийМузей #ПредметныйРазговорГИМ #КоллекцияГИМ #МузейЛенина
В фондах бывшего Музея Ленина хранится более 120 тыс. экспонатов. Отдельно выделяется коллекция из Музея Сталина (1953-1956), которой не должно было быть — после 1961 года экспозицию музея демонтировали, а все личные вещи и подарки вождя перевезли на склады хозяйственного отдела Управления делами ЦК КПСС. Часть предметов удалось сохранить благодаря научным сотрудникам Музея Ленина.
Григорий Гаража, старший научный сотрудник отдела фондов музея музея Ленина, знакомит с памятниками из этой коллекции.
#ИсторическийМузей #ПредметныйРазговорГИМ #КоллекцияГИМ #МузейЛенина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Две уникальные акварели были созданы Фридрихом Гильфердингом, театральным художником, приехавшим в Россию из Вены не позднее 1759 года. Первоначально он оформлял спектакли в придворном театре в Петербурге, а переехав в Москву в конце 1770-х гг., работал в Петровском театре М. Медокса. Также по заказам графа Н. П. Шереметева он создавал эскизы декораций и костюмов к спектаклям в театрах Кусково и Останкино.
Гильфердинг был первым, кто исполнил маслом панорамный вид Красной площади. Известна также гравюра по его рисунку, на которой изображен деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Графические виды Первопрестольной художника ранее были неизвестны, а ценность этих произведений особенно велика, так как акварельные виды древней столицы XVIII века встречаются чрезвычайно редко.
Работы Гильфердинга имеют особое значение для иконографии старой Москвы. Художник изобразил знаковый памятник гражданской архитектуры XVIII века — знаменитую Сухареву башню — и передал облик типичной московской заставы, которые устанавливались на всех основных дорогах, ведущих в Москву.
Сухарева башня, один из красивейших памятников московского барокко, была названа в честь полковника Л. П. Сухарева, сохранившего верность Петру I во время стрелецкого бунта. Она была построена в 1692–1695 гг. на месте Сретенских проездных ворот Земляного города, которые охранял второй стрелецкий полк под командованием Сухарева. В разные годы в башне размещались Школа математических и навигацких наук, первая московская обсерватория, устроенная Яковом Брюсом, Адмиралтейская контора и водонапорный резервуар Мытищинского водопровода. В 1934 году сооружение было разобрано.
Тверская застава, изображенная на второй акварели, находилась на месте современной площади Белорусского вокзала. Архитектурные ансамбли московских застав появились в 1783 году, когда на всех основных дорогах, ведущих из города, по линии Камер-Коллежского вала установили по два обелиска со шлагбаумом между ними и по два караульных домика.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Гильфердинг был первым, кто исполнил маслом панорамный вид Красной площади. Известна также гравюра по его рисунку, на которой изображен деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Графические виды Первопрестольной художника ранее были неизвестны, а ценность этих произведений особенно велика, так как акварельные виды древней столицы XVIII века встречаются чрезвычайно редко.
Работы Гильфердинга имеют особое значение для иконографии старой Москвы. Художник изобразил знаковый памятник гражданской архитектуры XVIII века — знаменитую Сухареву башню — и передал облик типичной московской заставы, которые устанавливались на всех основных дорогах, ведущих в Москву.
Сухарева башня, один из красивейших памятников московского барокко, была названа в честь полковника Л. П. Сухарева, сохранившего верность Петру I во время стрелецкого бунта. Она была построена в 1692–1695 гг. на месте Сретенских проездных ворот Земляного города, которые охранял второй стрелецкий полк под командованием Сухарева. В разные годы в башне размещались Школа математических и навигацких наук, первая московская обсерватория, устроенная Яковом Брюсом, Адмиралтейская контора и водонапорный резервуар Мытищинского водопровода. В 1934 году сооружение было разобрано.
Тверская застава, изображенная на второй акварели, находилась на месте современной площади Белорусского вокзала. Архитектурные ансамбли московских застав появились в 1783 году, когда на всех основных дорогах, ведущих из города, по линии Камер-Коллежского вала установили по два обелиска со шлагбаумом между ними и по два караульных домика.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Новинка в музейном магазине 🏛
Наклейки станут приятным напоминанием о посещении музея. Украсьте ими ежедневник, тетрадь или ноутбук и чаще вспоминайте о любимом музее ☺️
Уже в продаже
#МузейныйСувенир #ИсторическийМузей
Наклейки станут приятным напоминанием о посещении музея. Украсьте ими ежедневник, тетрадь или ноутбук и чаще вспоминайте о любимом музее ☺️
Уже в продаже
#МузейныйСувенир #ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Москва. Афиша
Археология Москвы: самые удивительные артефакты, обнаруженные при раскопках в столице
Среди античных ваз и скифского золота в собрании Исторического музея на Красной площади немало и находок, связанных с историей Москвы⬇️
🔻Главная гордость музейного собрания – клад, который нашли во время ремонта в Благовещенском соборе. Особенно выделяются дорогие чаши из Китая, Сирии и Средней Азии
🔻Множество экспонатов было найдено во время строительства метро. Несмотря на быстрый темп работы и невозможность провести полноценные раскопки, археологи обнаружили около тысячи исторических предметов
🔻Удивительная история связана с берестяной грамотой XV века – ее нашли в 1988 практически у входа в Исторический музей, где сейчас эта грамота и хранится
Подробнее о других артефактах
Подпишитесь на @afishams
Среди античных ваз и скифского золота в собрании Исторического музея на Красной площади немало и находок, связанных с историей Москвы⬇️
🔻Главная гордость музейного собрания – клад, который нашли во время ремонта в Благовещенском соборе. Особенно выделяются дорогие чаши из Китая, Сирии и Средней Азии
🔻Множество экспонатов было найдено во время строительства метро. Несмотря на быстрый темп работы и невозможность провести полноценные раскопки, археологи обнаружили около тысячи исторических предметов
🔻Удивительная история связана с берестяной грамотой XV века – ее нашли в 1988 практически у входа в Исторический музей, где сейчас эта грамота и хранится
Подробнее о других артефактах
Подпишитесь на @afishams
История полна мифов и легенд. Иногда их придумывали и распространяли намеренно, иногда — они будто сами собой рождались в умах людей. Найти корни легенды нелегко — проще рассказать, как было и есть на самом деле. Этим мы и займемся сегодня!
В июле шестнадцать музеев объединились, чтобы рассказать свои мифы и легенды — с удовольствием делимся ими с вами. А вы в комментариях поделитесь, какая информация удивила вас больше всего!
🔹 Знаменитые Кижи построены без единого гвоздя?
🔸 Правда ли, что на 24 этаже МГУ вместо Музея землеведения хотели открыть ресторан?
🔹 Действительно ли красивое здание Исторического музея на Красной площади ранее было дворцом?
🔸 Ясная Поляна – родовое имение Л.Н. Толстого?
🔹 Существовал ли подземный ход между домами декабристов Трубецкого и Волконского в Иркутске?
🔸 В Каргопольском музее есть один интересный экспонат. Одни говорят, что он стоял в трактире, а иные утверждают, что он из купеческого дома, и ставить подобные объекты в холлах было традицией. Про какой экспонат идет речь?
🔹 Правда ли, что Московский Английский клуб, в котором ныне располагается Музей современной истории России, на самом деле был местом тайных собраний масонов?
🔸 Дом, в котором сейчас находится музей «Невская застава», — это дом Ленина. Правда или вымысел?
🔹 Действительно ли в фондах Новоуральского историко-краеведческого музея хранится фрагмент обшивки американского самолета-шпиона, который был сбит 1 мая 1960 года над Свердловском?
🔸 В фондах Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится резной двуглавый орел, который, согласно преданию, был вырезан самим Петром I. Соответствует ли легенда исторической правде?
🔹 Правда ли, что название Мамаева кургана связано с именем Мамая?
🔸 Где в Государственном музее истории религии находится камера пыток?
🔹 Был ли миллионером писатель Михаил Шолохов?
🔸 Под зданиями Городка чекистов в Екатеринбурге находятся необъятные подземелья, которые испещрены потайными ходами, пыточными и расстрельными комнатами и длинными тоннелями. Как думаете, это правда или миф?
🔹 Правда ли, что в Шереметевском дворце был настоящий ледовый бассейн?
🔸 Принадлежала ли Шапка Мономаха Владимиру Мономаху?
#ИсторическийМузей
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Музей «Кижи»
🗣"Кижи построены без единого гвоздя🗣 -- пожалуй, это главный миф про остров Кижи. И действительно, в момент строительства в 1714 году гвоздей действительно не было. Металл был очень дорог: на 2 фунта гвоздей можно было выменять корову. Поэтому все детали…