Исторический музей. Официально
14.9K subscribers
7.34K photos
367 videos
1 file
2.44K links
Официальный канал Государственного исторического музея. Москва, Красная площадь, д. 1
shm.ru

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новости и события! №4813098230

Для связи @gim_tg

Канал конференции @gim_andm
Стикеры https://yangx.top/addstickers/PetrKorabli
加入频道
Книга в подарок от Клуба друзей Исторического музея ❤️

С 24 по 30 июля при оформлении карты Клуба друзей вы получаете в подарок одно из наших изданий 📚

Карта Клуба друзей дает возможность в течение года:

⭐️ бесплатно посещать основные экспозиции Музейного комплекса, в который входят Исторический музей, Храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года, Палаты бояр Романовых и филиал ГИМ в Туле.

⭐️ покупать билеты на выставки в музее со скидкой или получать их бесплатно

⭐️ бесплатно посещать вернисажи, лекции и концерты, экскурсии в Историческом музее и музеях-партнерах

⭐️ посетить закрытые фондовые хранилища музея

⭐️ получать скидки, подарки и бонусы от музея и партнеров

Карта друга ГИМ — отличный подарок для ваших близких и друзей! Это не только исключительные привилегии, но и возможность поддержать музей и внести свой вклад в сохранение исторического и культурного наследия.

Оформить карту Клуба друзей можно здесь

📩 Появились вопросы? Напишите нам [email protected]

#КлубДрузейГИМ #ИсторическийМузей
Продолжаем вести хронику Степной археологической экспедиции ГИМ в новой рубрике 🌾 #ВестиПолей

Больше всего археологов экспедиции, которая исследует разрушающиеся курганы на полях рядом с селом Ремонтное Ростовской области, порадовал курган 5. Фермер Виталий Горбатенко сделал укос, и археологи приступили к работе. «Хозяином» кургана оказался мужчина ямной культуры. Его похоронили в типичной для этого времени глубокой четырехугольной яме, уложили скорчено на спине и посыпали красным пигментом.

По мнению многих ученых — палеогенетиков, лингвистов, археологов, носители ямной культуры, проживавшие в степях между Волгой и Доном в начале 3 тыс. до н. э., стремительно распространились по всему Старому свету и принесли за пределы степей индо-европейский язык. Сегодня на языках индо-европейской группы говорит более половины населения земного шара.

Над основным захоронением соорудили курган. Однако прошло примерно 200 лет и в его насыпь впустили второе погребение, что хорошо видно в курганном профиле. Студенты-волонтеры Серафим Троицкий и Иван Степанов, которые весь год помогали в фондах отдела археологических памятников, получили возможность изучить курган, как в учебнике.

В стенке огромной входной ямы был сооружен вход в камеру. Благодаря почвенным условиям сохранились фрагменты подстилки, отпечатки решетчатых деталей и вертикальные столбики. Была сооружена сложная конструкция, которая закрывала вход. В самой камере лежал на спине вытянуто еще один мужчина, в его ногах поставили глиняную жаровню из боковой части сосуда, наполненную углем.

А спустя примерно 1500 лет в центре кургана соорудили захоронение киммерийского воина, но... его же сородичи быстро вернулись и ограбили богатое погребение. Еще спустя 1500 лет уже археологи подобрали несколько бронзовых бляшек, украшавших его одежду.

Репортаж 3.

Могильник Песчаный IV, курган 5, погребение 5.
Могильник Песчаный IV, курган 5, погребение 4.

#РепортажГИМ #ИсторическийМузей
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Исторический музей на VK Fest 2023

В этот дождливый день вспоминаем наше участие в фестивале, который прошел 15-16 июля в Парке Горького.

В течение двух дней в нашем шатре проходили разнообразные мастер-классы, а также запись нового выпуска проекта «Слово историку» с кандидатом исторических наук Артёмом Арутюновым.

#ИсторическийМузей
25 (14) июля 1789 года родился Михаил Николаевич Загоскин — писатель и драматург, директор московских театров и московской Оружейной палаты, камергер

Литературой Михаил Николаевич занимался практически всю жизнь — свое первое произведение он написал еще в 11 лет. С 1815 года создал огромное количество комедий, стихов, пьес, романов и повестей, которые, впрочем, большого успеха у публики не имели.

Слава пришла к писателю в 1830-е гг. с выходом сочинения «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), имевшего оглушительную популярность. Загоскин как автор первого русского исторического романа был наречен современниками «русским Вальтером Скоттом». На многих видных литераторов это сочинение оказало большое влияние: так, В. А. Жуковский роман «прочитал в один присест, не покидая книги до поздней ночи», а юный Иван Тургенев считал роман практически совершенством. Позднее в письме С. Т. Аксакову (1853) он вспоминал: «...Что касается до „Милославского“, то я знал его наизусть; помнится, я находился в пансионе в Москве в 31-м году (мне был 12-й год) — и нам по вечерам надзиратель наш рассказывал содержание „Ю. М.“. Невозможно изобразить Вам то поглощающее и поглощенное внимание, с которым мы все слушали; я однажды вскочил и бросился бить одного мальчика, который заговорил было посреди рассказа».

На средства, полученные за исторический роман, Загоскин прибрёл особняк в Денежном переулке, где проживал с семьей. Михаил Николаевич любил Москву и с удовольствием показывал приезжим достопримечательности города. Свои наблюдения он отразил в увлекательных очерках и рассказах о московской жизни 1830–1840-х гг. — «Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Бельского».

Портрет Михаила Николаевича Загоскина (1789-1852). Болотов Д. М. 1868 г.

#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
🔄 Культурная беседка

Из этих музейных публикаций мы узнали...

1️⃣ Когда отмечается фестиваль Гайджатра,

2️⃣ Что такое фрачные копии и зачем их изготавливали,

3️⃣ Кем были Амазонки Шаретта,

4️⃣ Для чего на праздничном столе нужна террина

5️⃣ И как со временем менялось значение слова «аграф» в русском языке?

А что вам запомнилось на прошедшей неделе?

#ИсторическийМузей #КультурнаяБеседка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🌇 Отличного июльского вечера, друзья!

Фотограф: @kary_noss

#ИсторическийМузей
🦋 Эти изящные украшения изготовлены знаменитым французским ювелиром Гастоном Лафиттом, работавшим в Париже в 1890–1910 гг. Лафитт, находя вдохновение в природе, создал целое созвездие дивной красоты украшений в виде цветов, бабочек, стрекоз и др.

Ювелир сотрудничал с известными французскими дизайнерами и участвовал в ежегодных Парижских салонах.

🦋Сегодня произведения Лафитта — жемчужины мировых музейных коллекций. Ювелирное украшение в стиле модерн, которое находится в собрании Исторического музея, выполнено в виде бабочки с накладной женской фигуркой, держащей в руке подвеску с фенакитом. Редкий минерал фенакит называют еще «уральским бриллиантом» за редкую красоту и схожесть сияния.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⬆️ Какое из этих украшений хранится в Историческом музее?
Anonymous Quiz
42%
1
15%
2
30%
3
14%
4
26 июля 1951 года была найдена первая берестяная грамота

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В этой местности характер почвенного покрова благоприятствовал сохранности столь важного археологического источника.

Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х гг. под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно
писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».

72 года назад в этот день на Неревском раскопе местной жительницей Ниной Акуловой была обнаружена берестяная грамота № 1, содержавшая перечень феодальных повинностей в пользу трёх землевладельцев.

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой или личный характер. Среди них особо выделяется комплекс грамот Онфима — мальчика 6–7 лет, обучавшегося грамоте. Помимо учебных записей, до нас дошли и древнейшие детские рисунки, принадлежащие Онфиму: на неумелых, но весьма выразительных работах мальчика можно увидеть лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.

На сегодняшний день берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах. А их количество превышает 1000 находок.

👀 Увидеть берестяные грамоты можно в 9 зале Исторического музея

Берест. 196. Рисунок: всадник ведет под уздцы другую лошадь. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 198. Рисунок: два воина в шлемах. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 200. Рисунок: всадник поражает копьем врага. Онфим. 1221-1240 гг.
Берест. 202. Грамота мальчика Онфима c молитвой и рисунком. Онфим. 1240-1260 гг.
Берест. 205. Рисунок: семь человечков протянули друг другу руки, над ними буквы. Онфим. 1221-1240 гг.

#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Картина «Кабинет И. И. Шувалова» — редкий пример интерьера в русской живописи XVIII века. Полотно близко к особой разновидности жанра — «кабинету любителя искусства», возникшей во фламандской живописи XVII века и отражавшей вкусы коллекционеров и знатоков.

На картине изображен интерьер дома И. И. Шувалова на Итальянской улице. Иван Иванович Шувалов (1727–1797) — меценат, первый куратор Московского университета, первый президент петербургской Академии художеств. На стенах кабинета в сплошной шпалерной развеске расположены собранные Шуваловым картины западноевропейских мастеров. Многие картины легко узнаются — это «Избиение младенцев» А. Челести, серия из четырех картин А. Маньяско, «Портрет молодого человека» М. Свертса, стоящая на полу справа «Весна» Д. Ногари. Фёдор Рокотов запечатлел картинную галерею Шувалова перед тем, как собрание было передано владельцем только что открытой в Санкт-Петербурге Академии трех знатнейших художеств.

Изображение кабинета коллекционера позволило куратору выставки дать зрителю представление об уникальности принципов экспонирования произведений на парижских Салонах. В основе экспозиций в Квадратном салоне Лувра лежала вертикальная иерархия жанров за счет масштаба работ: в верхнем регистре располагались картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты, ниже — портреты, бытовой жанр, пейзажи и натюрморты.

До 1 октября работу из собрания Исторического музея можно увидеть на выставке «„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Пушкинском музее.

«Кабинет И. И. Шувалова». Андрей Зяблов. Копия с несохранившегося оригинала Ф. С. Рокотова 1760 г.

#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ