Аметист — разновидность кварца синевато-розового или фиолетового цвета. Прозрачный аметист относится к полудрагоценным камням, непрозрачный является ценным поделочным камнем.
⠀
В Древнем Риме аметист называли «благословенным камнем», считали, что он приносит удачу, покой и благо, успокаивает нервы и улаживает распри. Само название камня имеет греческое происхождение и выражает собою древнее поверье, будто камень оберегает его владельца от пьянства. Впрочем, это поверье ещё в античные времена неоднократно подвергалось осмеянию. Так, Плиний Старший называл «магические» свойства аметиста придуманными «не без презрения и посмеяния к роду человеческому».
Печать овальная граненая с монограммой на доске, прислоненной к скале и пальме. XIX в.
Печать овальная с символическими изображениями: голубь, сердце, и надписью: «К друзьям и сердцу милому спеши» Николая Сивохина. XIX в.
Печать овальная с монограммой ФН в овальном щите, прислоненном к колонне и дереву. XIX в.
#КоллекцияГИМ
⠀
В Древнем Риме аметист называли «благословенным камнем», считали, что он приносит удачу, покой и благо, успокаивает нервы и улаживает распри. Само название камня имеет греческое происхождение и выражает собою древнее поверье, будто камень оберегает его владельца от пьянства. Впрочем, это поверье ещё в античные времена неоднократно подвергалось осмеянию. Так, Плиний Старший называл «магические» свойства аметиста придуманными «не без презрения и посмеяния к роду человеческому».
Печать овальная граненая с монограммой на доске, прислоненной к скале и пальме. XIX в.
Печать овальная с символическими изображениями: голубь, сердце, и надписью: «К друзьям и сердцу милому спеши» Николая Сивохина. XIX в.
Печать овальная с монограммой ФН в овальном щите, прислоненном к колонне и дереву. XIX в.
#КоллекцияГИМ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Экскурсия по выставке «Древние воины Янтарного края»
В Исторический музей в 2022 году Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс — предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н. э.). Предметы были найдены при археологическом исследовании на могильнике Алейка 7 в Калининградской области в 2016-2017 гг. Самые яркие предметы преставлены на небольшой выставке в Воскресенских воротах Исторического музея.
Вместе с куратором проекта Натальей Биркиной, совершим небольшую прогулку по экспозиции
Выставка «Древние воины Янтарного края» открыта до 28 февраля — успейте посетить!
Технический партнер Samsung
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ЯнтарныеВоины
В Исторический музей в 2022 году Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс — предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н. э.). Предметы были найдены при археологическом исследовании на могильнике Алейка 7 в Калининградской области в 2016-2017 гг. Самые яркие предметы преставлены на небольшой выставке в Воскресенских воротах Исторического музея.
Вместе с куратором проекта Натальей Биркиной, совершим небольшую прогулку по экспозиции
Выставка «Древние воины Янтарного края» открыта до 28 февраля — успейте посетить!
Технический партнер Samsung
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ЯнтарныеВоины
19 (8) февраля 1741 года родился Фёдор Григорьевич Орлов — граф, генерал-аншеф, обер-прокурор Правительствующего сената, четвертый из пятерых братьев Орловых
⠀
Вместе с братьями воспитывался в Шляхетском кадетском корпусе. Юношей участвовал в Семилетней войне (1756–1763), проявив недюжинную храбрость. Вместе с братьями Григорием и Алексеем принимал деятельное участие в дворцовом перевороте 1762 года. В день коронования императрицы Екатерины II Фёдор получил графское достоинство и чин камергера. В Историческом музее хранится жалованная грамота Екатерины II Орлову на графский титул.
⠀
Указом от 1763 года Фёдору Григорьевичу было приказано находиться «беспрерывно при текущих делах» в Правительствующем Сенате и иметь место за генерал-прокурорским столом. Вскоре он был назначен обер-прокурором 4-го департамента Сената, участвовал в работе комиссии по составлению Нового Уложения.
⠀
С началом Русско-турецкой войны Фёдор Григорьевич оставил гражданскую службу и поступил в эскадру адмирала Спиридова. Участвовал в морском сражении близ Чесмы на корабле «Св. Евстафий», с которого спас часть экипажа до взрыва, а в сражении у острова Гидры с восемнадцатью турецкими кораблями Орлов сумел разбить часть противника, а часть обратить в бегство.
⠀
За свои подвиги граф был произведен в генерал-поручики и награжден орденом Св. Георгия 2-й степени и шпагой, осыпанной бриллиантами. В день заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году Орлов был произведен в генерал-аншефы с увольнением от службы по состоянию здоровья.
⠀
Оставив службу, Фёдор Григорьевич переехал в Москву и жил там постоянно в имении Нескучное, лишь изредка наезжая в Петербург. В Москве он занялся воспитанием своих внебрачных детей (пять сыновей и двух дочерей), литературой и наукой.
⠀
Портрет графа Фёдора Григорьевича Орлова (1741–1796). Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович). 1770-е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
⠀
Вместе с братьями воспитывался в Шляхетском кадетском корпусе. Юношей участвовал в Семилетней войне (1756–1763), проявив недюжинную храбрость. Вместе с братьями Григорием и Алексеем принимал деятельное участие в дворцовом перевороте 1762 года. В день коронования императрицы Екатерины II Фёдор получил графское достоинство и чин камергера. В Историческом музее хранится жалованная грамота Екатерины II Орлову на графский титул.
⠀
Указом от 1763 года Фёдору Григорьевичу было приказано находиться «беспрерывно при текущих делах» в Правительствующем Сенате и иметь место за генерал-прокурорским столом. Вскоре он был назначен обер-прокурором 4-го департамента Сената, участвовал в работе комиссии по составлению Нового Уложения.
⠀
С началом Русско-турецкой войны Фёдор Григорьевич оставил гражданскую службу и поступил в эскадру адмирала Спиридова. Участвовал в морском сражении близ Чесмы на корабле «Св. Евстафий», с которого спас часть экипажа до взрыва, а в сражении у острова Гидры с восемнадцатью турецкими кораблями Орлов сумел разбить часть противника, а часть обратить в бегство.
⠀
За свои подвиги граф был произведен в генерал-поручики и награжден орденом Св. Георгия 2-й степени и шпагой, осыпанной бриллиантами. В день заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году Орлов был произведен в генерал-аншефы с увольнением от службы по состоянию здоровья.
⠀
Оставив службу, Фёдор Григорьевич переехал в Москву и жил там постоянно в имении Нескучное, лишь изредка наезжая в Петербург. В Москве он занялся воспитанием своих внебрачных детей (пять сыновей и двух дочерей), литературой и наукой.
⠀
Портрет графа Фёдора Григорьевича Орлова (1741–1796). Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович). 1770-е гг.
#ДеньвИстории #КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей
Развлечение воскресенья 🤔
Попросили нейросеть нарисовать Исторический музей. Как вам результат?
Источник фото: Midjorney
#ИсторическийМузей #КраснаяПлощадь #Москва
Попросили нейросеть нарисовать Исторический музей. Как вам результат?
Источник фото: Midjorney
#ИсторическийМузей #КраснаяПлощадь #Москва
Форма этого кувшина может показаться очень простой для такого драгоценного предмета, но у сосуда имеется фигурный слив и изящная ручка, украшенная скульптурным образом фантастического существа Сенмурва.
Сенмурв — «птица с вершины мирового дерева», который изображался в виде фантастического крылатого существа, совмещавшего черты птицы, льва или собаки. В древнеиранской мифологии и искусстве Сенмурв служил символом шахиншахов (правителей) династии Сасанидов. Существо выполняло различные функции: являлось медиатором между мирами людей и божеств, было покровителем и отдельных людей, и целых племен, а также вещей птицей справедливости и счастья, обладало даром исцеления. Сенмурв, «царь птиц» — один из наиболее важных персонажей древних и средневековых иранских произведений от «Авесты» до «Шах-Наме».
Кувшины входили в состав наборов парадной посуды для пиров и чрезвычайно ценились представителями знати различных степных народов, в первую очередь тюрков. Близкие этому сосуды найдены в Чуйской долине в Семиречье на территории современной Киргизии и в древнехакасском погребении второй половины IX — начала Х века в Туве.
О парадном назначении кувшина свидетельствуют его размер (305 мм в высоту) и высокая проба золота — 89,76. Весит изделие 1894,8 г, причем это почти чистое золото без примесей.
Памятник был обнаружен в Пермской области при земляных работах 80 лет назад, в 1943 году. В Прикамье и Приуралье подобные вещи поступали по Волжскому торговому пути, связывавшему государства Средней Азии, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию и Русь в IX — X веках. Их обменивали на меха, воск, весьма ценимые на Востоке, а также рабов. Судя по всему, у финских племен Приуралья и Прикамья они хранились в родовых святилищах, благодаря этому в регионе известно беспрецедентное собрание памятников восточного прикладного искусства.
Сейчас предмет представлен в обновленной экспозиции Золотой кладовой ⭐️
Кувшин. VII — VIII вв.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #ЗолотаяКладоваяГИМ
Сенмурв — «птица с вершины мирового дерева», который изображался в виде фантастического крылатого существа, совмещавшего черты птицы, льва или собаки. В древнеиранской мифологии и искусстве Сенмурв служил символом шахиншахов (правителей) династии Сасанидов. Существо выполняло различные функции: являлось медиатором между мирами людей и божеств, было покровителем и отдельных людей, и целых племен, а также вещей птицей справедливости и счастья, обладало даром исцеления. Сенмурв, «царь птиц» — один из наиболее важных персонажей древних и средневековых иранских произведений от «Авесты» до «Шах-Наме».
Кувшины входили в состав наборов парадной посуды для пиров и чрезвычайно ценились представителями знати различных степных народов, в первую очередь тюрков. Близкие этому сосуды найдены в Чуйской долине в Семиречье на территории современной Киргизии и в древнехакасском погребении второй половины IX — начала Х века в Туве.
О парадном назначении кувшина свидетельствуют его размер (305 мм в высоту) и высокая проба золота — 89,76. Весит изделие 1894,8 г, причем это почти чистое золото без примесей.
Памятник был обнаружен в Пермской области при земляных работах 80 лет назад, в 1943 году. В Прикамье и Приуралье подобные вещи поступали по Волжскому торговому пути, связывавшему государства Средней Азии, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию и Русь в IX — X веках. Их обменивали на меха, воск, весьма ценимые на Востоке, а также рабов. Судя по всему, у финских племен Приуралья и Прикамья они хранились в родовых святилищах, благодаря этому в регионе известно беспрецедентное собрание памятников восточного прикладного искусства.
Сейчас предмет представлен в обновленной экспозиции Золотой кладовой ⭐️
Кувшин. VII — VIII вв.
#ИсторическийМузей #КоллекцияГИМ #ЗолотаяКладоваяГИМ
Особую роль в убранстве икон играли покровы, шитые, как правило, из тончайших тканей, подвесные пелены лицевые (c вышитыми изображениями) или изготовленные из дорогих златотканых парчовых материй. Оклады, киоты и пелены служили своеобразным ковчегом, скрывавшим святыню и внушавшим чувство благоговения перед ней.
Пелена подвесная — ткань, свисающая от нижнего края иконы до пола, украшенная лицевым или орнаментальным шитьем.
Пелена с шитым изображением Гребневской Божьей Матери, помещенным на поле из восточной шелковой ткани. Буквы молитвы и летописи шиты пряденым золотом и шелками, по контуру обшиты коричневым шелком. Вокруг вышита молитва «Все упование мое...». Внизу каймы по малиновой тафте ручной работы вышита летопись: «Сей образ пелена положение в дом преп(одобн)ыя и чюдотворца Кирила кн(я)жь Андреевы кн(я)г(и)ни Ивановича по служилицы иноки М(а)рии».
Украшение икон было, как правило, деянием благочестивых и богатых молитвенников князей и церковных иерархов. Сведения о таких обетных приношениях сохранялись в надписях на иконах и их оборотах, в летописях и других источниках. Вкладные надписи нередко сообщают о том, кто был заказчиком, в связи с чем было исполнено то или иное произведение. Так, подвесная пелена «Богоматерь с Младенцем (Петровская?)», судя по надписи, была вышита как вклад в Кирилло-Белозерскую обитель.
В Исторический музей пелена поступила в собрании П. С. Уваровой в 1922 году. Сейчас увидеть реликвию можно на выставке «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века».
Пелена подвесная. Горицкий Воскресенский монастырь (?) Мастерская Ефросинии Старицкой (?). Вторая половина XVI — начало XVII в.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ
Пелена подвесная — ткань, свисающая от нижнего края иконы до пола, украшенная лицевым или орнаментальным шитьем.
Пелена с шитым изображением Гребневской Божьей Матери, помещенным на поле из восточной шелковой ткани. Буквы молитвы и летописи шиты пряденым золотом и шелками, по контуру обшиты коричневым шелком. Вокруг вышита молитва «Все упование мое...». Внизу каймы по малиновой тафте ручной работы вышита летопись: «Сей образ пелена положение в дом преп(одобн)ыя и чюдотворца Кирила кн(я)жь Андреевы кн(я)г(и)ни Ивановича по служилицы иноки М(а)рии».
Украшение икон было, как правило, деянием благочестивых и богатых молитвенников князей и церковных иерархов. Сведения о таких обетных приношениях сохранялись в надписях на иконах и их оборотах, в летописях и других источниках. Вкладные надписи нередко сообщают о том, кто был заказчиком, в связи с чем было исполнено то или иное произведение. Так, подвесная пелена «Богоматерь с Младенцем (Петровская?)», судя по надписи, была вышита как вклад в Кирилло-Белозерскую обитель.
В Исторический музей пелена поступила в собрании П. С. Уваровой в 1922 году. Сейчас увидеть реликвию можно на выставке «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века».
Пелена подвесная. Горицкий Воскресенский монастырь (?) Мастерская Ефросинии Старицкой (?). Вторая половина XVI — начало XVII в.
#КоллекцияГИМ #ИсторическийМузей #ВыставкаГИМ
Лекция «Архипелаги высоких широт»
Архипелаги и одиночные острова Северного Ледовитого океана — это самые труднодоступные земли России. Там никогда не бывает жарко, там властвуют льды и белые медведи. Но именно там скрываются уникальные пейзажи, многие из которых никто не видел.
Слушатели лекции узнают, как устроена жизнь в арктических экспедициях, можно ли пробираться через льды на маленькой яхте, почему Новая Земля считается самым закрытым архипелагом Арктики, а острова Врангеля и Колючин — самым «медвежьими» местами Севера.
Лектор — Пётр Ушанов, российский фотограф, путешественник, участник экспедиций по Русскому Северу, высоким широтам, труднодоступным местам Якутии и Дальнего Востока, победитель и призёр международных фотоконкурсов
📍 26 февраля в 14:00
#ЛекторийГИМ #ВыставкаГИМ
Архипелаги и одиночные острова Северного Ледовитого океана — это самые труднодоступные земли России. Там никогда не бывает жарко, там властвуют льды и белые медведи. Но именно там скрываются уникальные пейзажи, многие из которых никто не видел.
Слушатели лекции узнают, как устроена жизнь в арктических экспедициях, можно ли пробираться через льды на маленькой яхте, почему Новая Земля считается самым закрытым архипелагом Арктики, а острова Врангеля и Колючин — самым «медвежьими» местами Севера.
Лектор — Пётр Ушанов, российский фотограф, путешественник, участник экспедиций по Русскому Северу, высоким широтам, труднодоступным местам Якутии и Дальнего Востока, победитель и призёр международных фотоконкурсов
📍 26 февраля в 14:00
#ЛекторийГИМ #ВыставкаГИМ
Наши коллеги из православного журнала «Фома» сделали замечательные карточки об особой ювелирной технике к выставке «Драгоценный убор русской иконы» 🌷
Подписывайтесь на журнал «Фома» и приходите на выставку!
Подписывайтесь на журнал «Фома» и приходите на выставку!
Forwarded from Журнал «Фома»
Во-первых, это красиво! А во-вторых, очень интересно
📃 Узнать больше о традиции украшения икон в России вы можете на выставке «Драгоценный убор русской иконы» в Государственном историческом музее @state_historical_museum до 27 марта 2023 года.
📃 Узнать больше о традиции украшения икон в России вы можете на выставке «Драгоценный убор русской иконы» в Государственном историческом музее @state_historical_museum до 27 марта 2023 года.