Музей современной истории России
2.45K subscribers
3.05K photos
90 videos
2 files
1.31K links
www.sovrhistory.ru

Телеграм-канал Музея современной истории России (Москва, Тверская, 21).

🦁 С 1831 по 1917 гг. – московский Английский клуб
🦁 До 1998 года – Музей революции
🦁 Единственный музей, где представлена экспозиция по XXI в.
加入频道
#РОССИЮНЕОТМЕНИТЬ – под таким слоганом сегодня 11 июня открылась новая технологичная масштабная выставка «Страна великих свершений»!

Уже завтра каждый сможет посетить выставку или записаться на экскурсию совершенно бесплатно!
Экспозиция, включающая в себя пять тематических залов, расскажет о достижениях России и ее вкладе в развитие мировой цивилизации в сферах науки, культуры, медицины, искусства, космоса, географических открытий и многих других областях. Необычный дизайн выставочного пространства в новом свете представляет исторические свидетельства достижений, открытий, находок, сделанных великими российскими учеными, писателями, художниками, композиторами, путешественниками.

Выражаем благодарность за поддержку и реализацию проекта нашим партнерам Российскому историческому обществу, историческому парку «Россия – Моя история», Фонду поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв» и Президентскому фонду культурных инициатив.

ЖДЕМ ВСЕХ НА ВЫСТАВКЕ ДО 22 АВГУСТА!
Адрес: Тверская, 21
🇷🇺 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России. Ее поддержало абсолютное большинство депутатов (907 — «за», 13 — «против», 9 воздержались). Принятие документа проходило на фоне нарастающего кризиса в СССР и начавшегося «парада суверенитетов». Декларация стала фактическим провозглашением независимости властей РСФСР от общесоюзной власти. В 1992 году 12 июня стал праздничным (нерабочим) днем, а в 1994 указом президента Бориса Ельцина получил статус государственного праздника. Сегодня мы отмечаем его как День России.

Савостюк О.М. «Гостиница Россия», 1997 год.
Машков Илья Иванович
«Пионерлагерь в Крыму»
1926 год
Приглашаем вас посетить масштабный выставочный проект «‎Страна великих свершений. #РОССИЮНЕОТМЕНИТЬ»! Один из главных объектов экспозиции — мультимедийный куб с «ожившими» полотнами, на который спроецированы знаковые произведения отечественной живописи.

Предлагаем вам увидеть «ожившее» полотно прямо сейчас! В коллекции нашего музея есть шедевр знаменитого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Первая демонстрация. Семья рабочего в первую годовщину Октября. 1918 год». Познакомьтесь с историей картины!

Организаторы проекта – Музей современной истории России и мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история» при содействии Фонда поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв» и финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#очёмпесня

К. Листов, М. Рудерман «Тачанка»

Тачанка – не просто грозное оружие времён Гражданской войны, а самый настоящий символ легендарных событий тех лет. Она представляла собой станковый пулемет, поставленный на рессорную повозку. Такая конструкция превращалась в мобильную огневую точку, которую обслуживали три человека: возница, стрелок и заряжающий пулеметную ленту.

Именно такую тачанку в детстве в родном Харькове увидел поэт Михаил Исаакович Рудерман. В 1936 году, когда был объявлен всесоюзный конкурс на лучшую песню, он написал стихи о красной колеснице, которые напечатали в газете «Правда». Оставалось найти композитора. Было предложено множество музыкальных сочинений, но всё было не то. Песни на стихи Рудермана тогда так и не получилось.

Композитор Константин Яковлевич Листов в том конкурсе не участвовал. Но однажды совершенно случайно он развернул тот самый номер «Правды», увидел текст Рудермана и… вспомнил свою молодость, когда он был бойцом, а потом политруком в красной коннице. Тачанку Листов знал не по рассказам. Позже, вспоминая историю создания песни, композитор поделился одним фронтовым эпизодом, который навсегда врезался ему в память:

«Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик. Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд… Довез! Добрался! А когда я прочитал стихи Рудермана, мне сразу же вспомнился тот героический боец революции».

Написав музыку, Листов понёс ноты Александру Васильевичу Александрову. Легендарному дирижёру песня очень понравилась. В декабре 1937 года его знаменитый Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски исполнил «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был колоссальный. В зале сидел автор текста – Михаил Рудерман. А вот композитор в зал не попал: желающих побывать на концерте оказалось больше, чем мест в зале. Листову пришлось слушать первое исполнение своей песни по радио.

🖼 Митрофан Борисович Греков. «Тачанка. Взрыв снаряда». 1925 г. Кстати, сегодня исполняется 140 лет со дня рождения художника
Завтра, в 19:00. Вход бесплатный!

Регистрация

Ссылка на онлайн-трансляцию

«Колымские рассказы» Варлама Шаламова – это прежде всего художественная литература, хотя их все еще иногда принимают за «обычные мемуары», свидетельства очевидца. Когда Шаламов писал рассказы, он был убежден, что «документы нашего прошлого уничтожены», что, возможно, именно литературные свидетельства и воспоминания станут главным источником знаний о происходившем на Колыме, о процессе расчеловечивания, который является важнейшей их темой.

Проблема историзма «Колымских рассказов» не раз обсуждалась учеными и публицистами, но чаще всего эти обсуждения не опираются ни на первоисточники, ни на понимание художественных особенностей шаламовской прозы. В лекции на конкретных примерах обсудим, с одной стороны, особенности Колымы-Севвостлага в системе ГУЛАГа и сталинского СССР, а с другой – значение «Колымских рассказов» и как источника, и как художественного текста.
Наш музей понёс тяжёлую утрату. 14 июня после тяжёлой продолжительной болезни на 47-м году жизни от нас ушёл один из самых эрудированных и образованных сотрудников Музея Александр Васильевич Ильин.

Весь трудовой путь Александра Васильевича связан с нашим Музеем. В Центральный музей революции он пришёл в ноябре 1997 г. Начав работу с должности младшего научного сотрудника экспозиционно-выставочного отдела, он в мае 2013 г. возглавил этот отдел.

За годы работы Александр Васильевич приобрёл непререкаемый авторитет среди сотрудников Музея. Он соединял в себе качества отличного научного работника и блестящие организаторские способности. Как специалист высокой квалификации он принимал участие в создании всех ключевых выставочных проектов Музея.

За время работы он достойно представлял Музей не только в регионах нашей необъятной Родины, но и на международных конференциях (Генеральная конференция ИКОМ 2004 г. в Сеуле), международных туристических и музейных ярмарках в Берлине и Лондоне, а также на зарубежных выставках в Праге и Париже.

Коллектив Музея глубоко скорбит об этой утрате. Его активность, целеустремлённость, искромётный юмор помогали нам справляться с самыми трудными рабочими задачами. Он всегда с вниманием и пониманием относился к коллегам, помогал им советами и был готов прийти на помощь в любой ситуации.

Светлая память об Александре Васильевиче Ильине навсегда останется в сердцах всех, кто его знал.
16 июня 1917 года, 105 лет назад, открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Из присутствовавших на нём 1090 делегатов 105 были большевиками.

Съезд известен ставшими впоследствии знаменитыми словами Владимира Ленина. На заявление лидера меньшевиков И. Г. Церетели о том, что «в настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: «Дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место...», Ленин ответил: «Есть такая партия!»

После этого в зале прозвучал смех. Тогда ещё никто не подозревал, что спустя какое-то время именно большевики придут к власти.
Возможно, многим голубиная почта кажется пережитком прошлого, однако, несмотря на технический прогресс, использование голубей продолжалось даже в XX веке — например, в годы Второй мировой войны.

На фотографии: боец Красной армии отправляет голубя с донесением. 1942 год.
85 лет назад состоялся первый в мире беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер. Полёт на борту самолёта АНТ-25 выполняли советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.

Перелёт сопровождался большими трудностями, но был выполнен успешно. Его время составило 63 часа 16 минут, протяжённость маршрута – 9130 км.

Весь мир был восхищен советскими лётчиками. В Москве их встречали как героев.

📸 На фотографии: Чкалов В. П. рассказывает о своём перелёте в Северную Америку красноармейцам линкора «Марат». 1938 год.
19 июня 1917 года, 105 лет назад, в России был сформирован первый женский батальон.

Шла Первая мировая война, положение на фронте было тяжёлым, массовыми стали случаи дезертирства. Военнослужащая Мария Бочкарёва, о военных подвигах которой знала вся страна, для поддержания дисциплины в армии предложила создать батальон, состоящий из женщин.

«Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы – женщины – только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем – лишь бы они поняли свой долг перед Родиной!»

В обращении Московского женского союза говорилось: «Ни один народ в мире не доходил до такого позора, чтобы вместо мужчин-дезертиров шли на фронт слабые женщины. Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Однако усилия оказались напрасными. В стране уже ощущался революционный дух, армия была разобщена, к женским батальонам относились очень по-разному. В 1918 году они были расформированы. Бочкарёву позже расстреляют «как непримиримого и злейшего врага Рабоче-Крестьянской республики».

📸 Фото Карла Буллы. Женский «батальон смерти». Стрижка под машинку. 1917 год.
20 июня исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого советского поэта Роберта Рождественского.

Его стихи звучат в песнях «Эхо любви», «Любовь настала», «Ноктюрн» и многих других.

Между мною и тобою — гул небытия,
звёздные моря,
тайные моря.
Как тебе сейчас живется, вешняя моя,
нежная моя,
странная моя? ...

А какое у вас любимое стихотворение поэта?
Вот такие настоящие мультики получаются после наших мастер-классов! Юные гости создают самых разных персонажей, а преподаватели СТУДИИ М.И.Р. помогают их «оживить».

Цикл бесплатных инклюзивных занятий проводит Студия М.И.Р. при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках выставки «Планета Гоши».

Последнее занятие пройдёт 25 июня в 12:00.

Мастер-класс длится 3 часа с перерывом. Мероприятия бесплатные, количество мест ограничено, поэтому регистрация обязательна.
Виктору Цою сегодня могло бы исполниться 60 лет.

Легенда российского рока был и остаётся кумиром миллионов. В Москве на Арбате вскоре после его смерти появилась знаменитая «стена Цоя». Подобные «стены», а также памятники и улицы, носящие его имя, есть во многих российских городах. В 1999 году была выпущена серия почтовых марок с портретами самых популярных российских исполнителей, куда по праву вошёл и Виктор Цой.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война – самая страшная война в истории XX века. Она продлится 1418 дней и унесёт жизни почти двадцати семи миллионов советских людей. Никогда ранее наша страна не сталкивалась с такими человеческими потерями. Немецко-фашистские захватчики наносили свои смертоносные удары и по войскам, и по гражданскому населению, не делая разницы между фронтом и тылом, между военными и мирными людьми.

В 2022 году наш Музей создал онлайн-проект «Когда мы были вместе против фашизма». Его задача – сохранить память о Второй мировой войне, рассказать достоверную историю совместной борьбы стран антигитлеровской коалиции против фашизма, ставшей главным фактором нашей общей победы.

Основным смысловым ядром проекта является коллекция американских патриотических конвертов периода Второй мировой войны, недавно пополнившая собрание Музея современной истории России. Конверты рассказывают, какими американцы видели своих союзников и противников, как относились к военным событиям, и наглядно демонстрируют глубину трагедии, которая коснулась всего мира.

«В борьбе с нацизмом мы были вместе» – эта, казалось бы, незыблемая истина о том, что СССР, США, Великобритания совместно освобождали Европу от гитлеровской Германии, организовали международный трибунал в Нюрнберге, осудивший нацизм, – сегодня к большому сожалению, стала неудобной для многих на Западе. Всё чаще СССР пытаются представить чуть ли не главным виновником Второй мировой войны, освобождение европейских стран от нацистов назвать оккупацией, а главную заслугу в разгроме гитлеровской Германии приписать исключительно США и их западным союзникам.

🖼 Плакат «Бей фашистского гада». Художник А. А. Кокорекин
23 июня 1941 года в Москве, Ленинграде и затем в других городах появился запоминающийся плакат, на котором была изображена бронированная четырёхлучевая каракатица, запустившая когтистое щупальце за красную линию границы и придавленная к земле красным прикладом. Надпись на рисунке гласила: «Бей фашистского гада!» Этот плакат, созданный в первый день войны молодым художником Алексеем Кокорекиным, стал первым военным плакатом эпохи Великой Отечественной.