This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зима в красках.
Л.А. Банакин. «Мазлово». 1994 г. Населенный пункт остался лишь на картине замечательного александровского художника и талантливого краеведа.
#александровскаяслобода #история_одного_экспоната
Л.А. Банакин. «Мазлово». 1994 г. Населенный пункт остался лишь на картине замечательного александровского художника и талантливого краеведа.
#александровскаяслобода #история_одного_экспоната
С_Платонов_К_ИСТОРИИ_ГОРОДОВ_И_ПУТЕЙ_НА_ЮЖНОЙ_ОКРАИНЕ_МОСКОВСКОГО.pdf
21 MB
Эпоха Ивана Грозного
С. Платонов «К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI в.».
«Так к исходу XVI столетия Московское правительство овладело громадным пространством «дикого поля» между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны».
С. Платонов «К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI в.».
«Так к исходу XVI столетия Московское правительство овладело громадным пространством «дикого поля» между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны».
Для тех, кто уже был в Александровской слободе (для тех, кто еще не был, это повод приехать увидеть единственный в России дворцово-храмовый ансамбль XVI в.).
Перед вами цифровой макет церкви Алексея Митрополита, построенной Василием III. Вопрос простой: куда она подевалась при его сыне Иване Грозном?
Ставьте в комментариях:
цифру «1», если она была разрушена
цифру «2», если она была скрыта под другим храмом
#александровскаяслобода #архитектура_александровского_кремля
Перед вами цифровой макет церкви Алексея Митрополита, построенной Василием III. Вопрос простой: куда она подевалась при его сыне Иване Грозном?
Ставьте в комментариях:
цифру «1», если она была разрушена
цифру «2», если она была скрыта под другим храмом
#александровскаяслобода #архитектура_александровского_кремля
Antichrist_Enthroned_Demonic_Visions_of.pdf
3.6 MB
Эпоха Ивана Грозного
Кевин Платт. «Антихрист на троне: взгляды на русских правителей как демонов». (Kevin Platt. Antichrist Enthroned: Demonic Visions of Russian Rulers).
«В русской культуре существует своеобразно разделенное представление о самых суровых правителях. Такие фигуры, как Иван IV, Петр I и Иосиф Сталин, поочередно оценивались как земные боги - посредники между мирским существованием и священными, трансисторическими истинами - и предавались анафеме как олицетворение зла, как сатана или даже как антихрист, которые навлекают хаос и беды на русский народ…».
Кевин Платт. «Антихрист на троне: взгляды на русских правителей как демонов». (Kevin Platt. Antichrist Enthroned: Demonic Visions of Russian Rulers).
«В русской культуре существует своеобразно разделенное представление о самых суровых правителях. Такие фигуры, как Иван IV, Петр I и Иосиф Сталин, поочередно оценивались как земные боги - посредники между мирским существованием и священными, трансисторическими истинами - и предавались анафеме как олицетворение зла, как сатана или даже как антихрист, которые навлекают хаос и беды на русский народ…».
… и сиянью снега-света
откликается душа
всем, что нежно и заветно…
Р. Казакова
#александровскаяслобода
откликается душа
всем, что нежно и заветно…
Р. Казакова
#александровскаяслобода
evropeyskaya-propaganda-o-vzyatii-polotska-v-1563-g.pdf
126.6 KB
Эпоха Ивана Грозного
А. И. Филюшкин «Европейская пропаганда о взятии Полоцка в 1563 г.».
«Взятие войсками Ивана Грозного Полоцка в 1563 г. породило в Европе всплеск пропагандистской литературы. По всей видимости, ему было посвящено около десятка «летучих листков» [1, S. 183–195; 2, c. 213–219; 3, с. 263–270; 4, S. 47–77]. Часть из них носила в большей степени информационный характер. Это было сообщение о злодеянии тирана-Московита, который как турок напал на европейский христианский город…».
А. И. Филюшкин «Европейская пропаганда о взятии Полоцка в 1563 г.».
«Взятие войсками Ивана Грозного Полоцка в 1563 г. породило в Европе всплеск пропагандистской литературы. По всей видимости, ему было посвящено около десятка «летучих листков» [1, S. 183–195; 2, c. 213–219; 3, с. 263–270; 4, S. 47–77]. Часть из них носила в большей степени информационный характер. Это было сообщение о злодеянии тирана-Московита, который как турок напал на европейский христианский город…».
К открытию выставки «Ретро-«Детский мир»: кукла-половинка.
Такое название (half doll, demi-poupée) получили художественные изделия, за которыми сейчас охотятся коллекционеры. Это не имеющая ног верхняя часть куклы, которую можно было прикрепить к чему-нибудь полезному - подушечкам для иголок, пудреницам, баночкам для конфет. Но чаще всего она использовалась как «чайная кукла». Это название пришло к нам из Германии, где, как считают специалисты, и были произведены примерно в 1910-х гг. первые Teepuppe и куклы для кофейников - Kaffeewärmer-Puppen.
Популярность «чайных кукол» пришлась на 1920-ые годы. В Германии и Франции их изготавливали из воска, фарфора и из композитной массы. В руках мастеров они превращались в подлинные шедевры. Источники вдохновения черпались из образцов, созданных в разных странах и относящихся, прежде всего, к стилям рококо, барокко и бидермейер. Для создания нарядов использовались исключительно дорогостоящие материалы - шелк, парча, тюль и кружево.
Но, увы, мода куклы-половинки была недолгой, и уже через десять лет спрос на них резко упал. Однако сейчас среди ценителей искусства они в большом тренде.
Кукла-половинка из фондов музея-заповедника #александровскаяслобода. Западная Европа, 1920-ые гг, воск, лен, газ шелковый, шелк.
Такое название (half doll, demi-poupée) получили художественные изделия, за которыми сейчас охотятся коллекционеры. Это не имеющая ног верхняя часть куклы, которую можно было прикрепить к чему-нибудь полезному - подушечкам для иголок, пудреницам, баночкам для конфет. Но чаще всего она использовалась как «чайная кукла». Это название пришло к нам из Германии, где, как считают специалисты, и были произведены примерно в 1910-х гг. первые Teepuppe и куклы для кофейников - Kaffeewärmer-Puppen.
Популярность «чайных кукол» пришлась на 1920-ые годы. В Германии и Франции их изготавливали из воска, фарфора и из композитной массы. В руках мастеров они превращались в подлинные шедевры. Источники вдохновения черпались из образцов, созданных в разных странах и относящихся, прежде всего, к стилям рококо, барокко и бидермейер. Для создания нарядов использовались исключительно дорогостоящие материалы - шелк, парча, тюль и кружево.
Но, увы, мода куклы-половинки была недолгой, и уже через десять лет спрос на них резко упал. Однако сейчас среди ценителей искусства они в большом тренде.
Кукла-половинка из фондов музея-заповедника #александровскаяслобода. Западная Европа, 1920-ые гг, воск, лен, газ шелковый, шелк.
Присцилла_Хант_«Личная_мифология_Ивана_IV_о_собственной_царской.pdf
1.7 MB
Эпоха Ивана Грозного
Присцилла Хант «Личная мифология Ивана IV о собственной царской харизме»
«Иван IV, глава теократического государства и ревностный последователь религиозной культуры своей церкви, по-видимому, намеренно нарушал религиозные нормы, служившие основой законности царской власти. Особенно резко это поведение проявилось в годы опричнины (1564—1572). Он получал наслаждение от своего богохульства, и его жестокости нередко переходили в глумление. Царь чернил позором свои жертвы, нарочито попирая их официальный статус и погружая их в мир изнаночного карнавала…».
Присцилла Хант «Личная мифология Ивана IV о собственной царской харизме»
«Иван IV, глава теократического государства и ревностный последователь религиозной культуры своей церкви, по-видимому, намеренно нарушал религиозные нормы, служившие основой законности царской власти. Особенно резко это поведение проявилось в годы опричнины (1564—1572). Он получал наслаждение от своего богохульства, и его жестокости нередко переходили в глумление. Царь чернил позором свои жертвы, нарочито попирая их официальный статус и погружая их в мир изнаночного карнавала…».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
13 сюжет из серии #сохраненнаякрасота. Благословенный крест-мощевик. 2-ая пол. XVII в.
Существует легенда о том, что этот крест – подарок Петра Великого своему ближайшему сподвижнику– Александру Даниловичу Меншикову. Вероятно, в Александровскую слободу крест могла привезти свояченица фаворита – Варвара Арсеньева. Будучи родной сестрой жены Меньшикова, она отправилась в ссылку со всей семьей опального князя. Но в дороге ее отделили от покровителя и отправили в Успенский девичий монастырь. Варваре Михайловне приписали авторство анонимного доноса и готовящегося заговора. Возможно, так семейная реликвия Меншиковых могла попасть в Слободу.
По другой версии – крест был подарен Петром I своему любимцу - кабинет-секретарю императора -Алексею Васильевичу Макарову. Он имел родовое поместье в с. Балакирево. Сохранились записи о том, что жители окрестных селений приходили в Балакирево поклоняться серебряному кресту-мощевику – родовой святыне Макаровых.
Существует легенда о том, что этот крест – подарок Петра Великого своему ближайшему сподвижнику– Александру Даниловичу Меншикову. Вероятно, в Александровскую слободу крест могла привезти свояченица фаворита – Варвара Арсеньева. Будучи родной сестрой жены Меньшикова, она отправилась в ссылку со всей семьей опального князя. Но в дороге ее отделили от покровителя и отправили в Успенский девичий монастырь. Варваре Михайловне приписали авторство анонимного доноса и готовящегося заговора. Возможно, так семейная реликвия Меншиковых могла попасть в Слободу.
По другой версии – крест был подарен Петром I своему любимцу - кабинет-секретарю императора -Алексею Васильевичу Макарову. Он имел родовое поместье в с. Балакирево. Сохранились записи о том, что жители окрестных селений приходили в Балакирево поклоняться серебряному кресту-мощевику – родовой святыне Макаровых.
Many Deaths of Ivan the Terrible.pdf
343.5 KB
Эпоха Ивана Грозного
Пьер Гонно «Множество смертей Ивана Грозного и их интерпретации» (Pierre Gonneau «The Many Deaths of Ivan the Terrible and Their Interpretations»).
Иван Грозный, родившийся 25 августа 1530 года, прожил относительно долгую жизнь, но много раз считался умершим. В детстве ходило много слухов о его смерти, что способствовало нестабильности придворной политики. В марте 1553 г., вскоре после его триумфа - завоевания Казани (2 октября 1552 г.), он тяжело заболел, и вокруг его постели разыгралась трагикомедия о предполагаемой преемственности. Многие истории об этом эпизоде его жизни не сходятся и несколько раз переписывались. Настоящая смерть Ивана 18 марта 1584 года описана в английских и русских источниках по-разному. В данной статье исследуется механика написания истории в Московии и зарождение кремленологии за рубежом. Позитивистский подход заключается в устранении «ошибок» в каждой сказке и создании правдоподобной реконструкции цепи событий. Мы пытаемся понять цель каждого повествования и п
Пьер Гонно «Множество смертей Ивана Грозного и их интерпретации» (Pierre Gonneau «The Many Deaths of Ivan the Terrible and Their Interpretations»).
Иван Грозный, родившийся 25 августа 1530 года, прожил относительно долгую жизнь, но много раз считался умершим. В детстве ходило много слухов о его смерти, что способствовало нестабильности придворной политики. В марте 1553 г., вскоре после его триумфа - завоевания Казани (2 октября 1552 г.), он тяжело заболел, и вокруг его постели разыгралась трагикомедия о предполагаемой преемственности. Многие истории об этом эпизоде его жизни не сходятся и несколько раз переписывались. Настоящая смерть Ивана 18 марта 1584 года описана в английских и русских источниках по-разному. В данной статье исследуется механика написания истории в Московии и зарождение кремленологии за рубежом. Позитивистский подход заключается в устранении «ошибок» в каждой сказке и создании правдоподобной реконструкции цепи событий. Мы пытаемся понять цель каждого повествования и п
Сретение прошло. Весна с зимой встретились. Прекрасный повод пополнить копилку впечатлений, поразвлечься зимними забавами, да и чайку с блинами в приятной компании попить.
#ГрафикРаботы музея-заповедника на 21-23 февраля и 6-8 марта.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
#ГрафикРаботы музея-заповедника на 21-23 февраля и 6-8 марта.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
penskoy_стереотипы.pdf
811 KB
Эпоха Ивана Грозного
В.В. Пенской, Т.М. Пенская «Московская «недотирания» раннего нового времени в современной историографии».
Статья представляет собой размышления над природой «Большого Стереотипа», который рисует Россию раннего Нового времени деспотическим азиатским государством. Авторы приходят к выводу, что данный стереотип основан на некритическом восприятии историками свидетельств западноевропейских путешественников, дипломатов и авантюристов. Обращение к актовым материалам дает совершенно иную картину…»
В.В. Пенской, Т.М. Пенская «Московская «недотирания» раннего нового времени в современной историографии».
Статья представляет собой размышления над природой «Большого Стереотипа», который рисует Россию раннего Нового времени деспотическим азиатским государством. Авторы приходят к выводу, что данный стереотип основан на некритическом восприятии историками свидетельств западноевропейских путешественников, дипломатов и авантюристов. Обращение к актовым материалам дает совершенно иную картину…»
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зимние забавы Light. 22 и 23 февраля. Начало в 14:00. Минимальная группа - 8 участников. Стоимость – 300 руб с человека.
#александровскаяслобода
#александровскаяслобода
svyatoy_ili_erbfeind_gantzer_christenheit_ivan_groznyy_i_ego_epoha.pdf
374.1 KB
Эпоха Ивана Грозного
Пенской В.В. «Святой или “Erbfeind Gantzer Christenheit”? Иван Грозный и его эпоха: образ и реальность».
«В статье автор поднимает проблему объективной оценки личности первого русского царя, Ивана Грозного, и его деятельности. Автор показывает, что в отечественной и зарубежной историографии, а вслед за нею и в общественном мнении сложились устойчивые представления об Иване IV как эталонном тиране и бездарном правителе, который, удалив от себя мудрых советников и помощников, своими действиями разрушил все благие начинания начала своего правления и привел Россию к глубочайшему кризису. По мнению автора, такая оценка деятельности Ивана Грозного, с одной стороны, однобока и не учитывает специфических условий, в которых пришлось действовать Ивану, а с другой стороны, изначально политизирована и идеологизирована, будучи созданной и последовательно развиваемой в условиях острой политической борьбы, характерной для России XIX в…»
Пенской В.В. «Святой или “Erbfeind Gantzer Christenheit”? Иван Грозный и его эпоха: образ и реальность».
«В статье автор поднимает проблему объективной оценки личности первого русского царя, Ивана Грозного, и его деятельности. Автор показывает, что в отечественной и зарубежной историографии, а вслед за нею и в общественном мнении сложились устойчивые представления об Иване IV как эталонном тиране и бездарном правителе, который, удалив от себя мудрых советников и помощников, своими действиями разрушил все благие начинания начала своего правления и привел Россию к глубочайшему кризису. По мнению автора, такая оценка деятельности Ивана Грозного, с одной стороны, однобока и не учитывает специфических условий, в которых пришлось действовать Ивану, а с другой стороны, изначально политизирована и идеологизирована, будучи созданной и последовательно развиваемой в условиях острой политической борьбы, характерной для России XIX в…»
The_Double_Standard_Livonian_Chronicles.pdf
743.8 KB
Эпоха Ивана Грозного
Чарльз Дж. Гальперин «Двойной стандарт: ливонские хроники и москвичка варварство во время Ливонской войны (1558-1582)». (Charles J. Halperin «The double standard: Livonian chronicles and Muscovite barbarity during the Livonian war (1558–1582)»)
Когда Иван IV (Иван Грозный, 1533–1584) приказал московской армии вторгнуться в Ливонию в 1558 году, он начал не только войну оружия, но и войну слов. Военная пропаганда, распространяемая противниками Московии, в значительной степени способствовала формированию негативного образа Ивана как тирана и сохраняющегося до сих пор русофобского стереотипа русских как варваров.
Чарльз Дж. Гальперин «Двойной стандарт: ливонские хроники и москвичка варварство во время Ливонской войны (1558-1582)». (Charles J. Halperin «The double standard: Livonian chronicles and Muscovite barbarity during the Livonian war (1558–1582)»)
Когда Иван IV (Иван Грозный, 1533–1584) приказал московской армии вторгнуться в Ливонию в 1558 году, он начал не только войну оружия, но и войну слов. Военная пропаганда, распространяемая противниками Московии, в значительной степени способствовала формированию негативного образа Ивана как тирана и сохраняющегося до сих пор русофобского стереотипа русских как варваров.
А_И_Филюшкин_ФАЛЬСИФИКАЦИЯ_ХIХ_ВЕКА_ИЛИ_ПОИСК_ОБРАЗА_РОССИЙСКОГО.pdf
411.7 KB
Эпоха Ивана Грозного
А. И. Филюшкин «Фальсификация ХIХ века или поиск образа российского царства ХVI века? по поводу новой книги Корнелии Зольдат»
«Царь Иван Грозный известен как один из блестящих полемистов своего времени… Однако подобные хвалебные оценки звучат преимущественно из уст потомков, историков, филологов и публицистов, обращающихся к творчеству Ивана IV. Современники же относились к произведениям Грозного более скептично…»
А. И. Филюшкин «Фальсификация ХIХ века или поиск образа российского царства ХVI века? по поводу новой книги Корнелии Зольдат»
«Царь Иван Грозный известен как один из блестящих полемистов своего времени… Однако подобные хвалебные оценки звучат преимущественно из уст потомков, историков, филологов и публицистов, обращающихся к творчеству Ивана IV. Современники же относились к произведениям Грозного более скептично…»
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В честь Дня защитника Отечества. Практически народная песня И. Матвиенко в исполнении замечательного Праздничного мужского хора Свято-Данилова монастыря. Концерт в «Александровской слободе». Запись 2019 г.
#александровскаяслобода
#александровскаяслобода
А_И_Филюшкин_Сотворение_Грозного_царя_зачем_Н_М_Карамзину_был_нужен.pdf
134.3 KB
Эпоха Ивана Грозного
А.И. Филюшкин «Сотворение Грозного царя: зачем Н.М. Карамзину был нужен «тиран всея Руси»?
«При анализе сотворения карамзинского мифа сложность в том, что историограф думал, что вовсе не сочиняет миф, а рассказывает историческую правду. Он был абсолютно убежден в своих способностях и возможностях постичь, объяснить, истолковать прошлое. Карамзин считал, что он реконструирует подлинную историю, «как оно было на самом деле». Он искал правду, но находил миф, зато этот миф излагал так убедительно, что по многим сюжетам мы до сих смотрим на прошлое через очки, надетые на нас «последним летописцем».
А.И. Филюшкин «Сотворение Грозного царя: зачем Н.М. Карамзину был нужен «тиран всея Руси»?
«При анализе сотворения карамзинского мифа сложность в том, что историограф думал, что вовсе не сочиняет миф, а рассказывает историческую правду. Он был абсолютно убежден в своих способностях и возможностях постичь, объяснить, истолковать прошлое. Карамзин считал, что он реконструирует подлинную историю, «как оно было на самом деле». Он искал правду, но находил миф, зато этот миф излагал так убедительно, что по многим сюжетам мы до сих смотрим на прошлое через очки, надетые на нас «последним летописцем».
Поддержим любимый музей голосованием
Министерство культуры РФ проводит среди федеральных музеев фотоконкурс «Зима прощается с музеем» под хэштегом #Музейснегу».
Ищите фото «Александровской слободы» в сторис Минкульта на Инстаграме: www.instagram.com/mincult_russia и жмите на стрелочку вниз - голосуйте за зимнее фото Распятской колокольни – нашего узнаваемого символа.
#александровскаяслобода
Министерство культуры РФ проводит среди федеральных музеев фотоконкурс «Зима прощается с музеем» под хэштегом #Музейснегу».
Ищите фото «Александровской слободы» в сторис Минкульта на Инстаграме: www.instagram.com/mincult_russia и жмите на стрелочку вниз - голосуйте за зимнее фото Распятской колокольни – нашего узнаваемого символа.
#александровскаяслобода