О_Ф_Кудрявцев_ПЕРВЫЕ_ИЗВЕСТИЯ_О_ГОРОДАХ_МОСКОВСКОГО_КРАЯ.pdf
158.8 KB
Эпоха Ивана Грозного
О.Ф. Кудрявцев. «Первые известия о городах Московского края в Европе (до середины XVI в.)».
«… речь идет о документах второй половины XV – первой половины XVI вв., которые предоставляли европейцам сведения о Российском государстве (Московской Руси)…».
О.Ф. Кудрявцев. «Первые известия о городах Московского края в Европе (до середины XVI в.)».
«… речь идет о документах второй половины XV – первой половины XVI вв., которые предоставляли европейцам сведения о Российском государстве (Московской Руси)…».
Редкие фотографии Александровской слободы. «История русского искусства». Под редакцией И. Э. Грабаря. Изд-во И. Кнебеля, 1910–13 гг.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
А_М_Тверской_Русское_градостроительство_до_конца_XVII_века.pdf
192.1 MB
Эпоха Ивана Грозного
А.М. Тверской «Русское градостроительство до конца XVII в.».
«Живописность русского города – не результат слепых случайностей или стихийности застройки. Она совершенно естественно проистекает, во-первых, из приспособления планировки и застройки к местному природному ландшафту и, во-вторых, из определенных традиций в формировании объемно-пространственных элементов города».
А.М. Тверской «Русское градостроительство до конца XVII в.».
«Живописность русского города – не результат слепых случайностей или стихийности застройки. Она совершенно естественно проистекает, во-первых, из приспособления планировки и застройки к местному природному ландшафту и, во-вторых, из определенных традиций в формировании объемно-пространственных элементов города».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вот кувшин пустой, он на вид простой… Если бы не был сработан в XVI в. А исторических предметов Средневековья сохранилось крайне мало. Поэтому он занимает почетное место на экспозиции «Государев двор Александровской слободы». 12 сюжет из серии #сохраненнаякрасота.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
Русское_градостроительное_искусство_Древнерусское_градостроительство.PDF
49 MB
Эпоха Ивана Грозного
«Русское градостроительное искусство». Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого.
«Московское государство в XVI в. осуществляет огромное по масштабам строительство каменных кремлей в центре городов».
«Русское градостроительное искусство». Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого.
«Московское государство в XVI в. осуществляет огромное по масштабам строительство каменных кремлей в центре городов».
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Зима в красках.
Л.А. Банакин. «Мазлово». 1994 г. Населенный пункт остался лишь на картине замечательного александровского художника и талантливого краеведа.
#александровскаяслобода #история_одного_экспоната
Л.А. Банакин. «Мазлово». 1994 г. Населенный пункт остался лишь на картине замечательного александровского художника и талантливого краеведа.
#александровскаяслобода #история_одного_экспоната
С_Платонов_К_ИСТОРИИ_ГОРОДОВ_И_ПУТЕЙ_НА_ЮЖНОЙ_ОКРАИНЕ_МОСКОВСКОГО.pdf
21 MB
Эпоха Ивана Грозного
С. Платонов «К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI в.».
«Так к исходу XVI столетия Московское правительство овладело громадным пространством «дикого поля» между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны».
С. Платонов «К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI в.».
«Так к исходу XVI столетия Московское правительство овладело громадным пространством «дикого поля» между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны».
Для тех, кто уже был в Александровской слободе (для тех, кто еще не был, это повод приехать увидеть единственный в России дворцово-храмовый ансамбль XVI в.).
Перед вами цифровой макет церкви Алексея Митрополита, построенной Василием III. Вопрос простой: куда она подевалась при его сыне Иване Грозном?
Ставьте в комментариях:
цифру «1», если она была разрушена
цифру «2», если она была скрыта под другим храмом
#александровскаяслобода #архитектура_александровского_кремля
Перед вами цифровой макет церкви Алексея Митрополита, построенной Василием III. Вопрос простой: куда она подевалась при его сыне Иване Грозном?
Ставьте в комментариях:
цифру «1», если она была разрушена
цифру «2», если она была скрыта под другим храмом
#александровскаяслобода #архитектура_александровского_кремля
Antichrist_Enthroned_Demonic_Visions_of.pdf
3.6 MB
Эпоха Ивана Грозного
Кевин Платт. «Антихрист на троне: взгляды на русских правителей как демонов». (Kevin Platt. Antichrist Enthroned: Demonic Visions of Russian Rulers).
«В русской культуре существует своеобразно разделенное представление о самых суровых правителях. Такие фигуры, как Иван IV, Петр I и Иосиф Сталин, поочередно оценивались как земные боги - посредники между мирским существованием и священными, трансисторическими истинами - и предавались анафеме как олицетворение зла, как сатана или даже как антихрист, которые навлекают хаос и беды на русский народ…».
Кевин Платт. «Антихрист на троне: взгляды на русских правителей как демонов». (Kevin Platt. Antichrist Enthroned: Demonic Visions of Russian Rulers).
«В русской культуре существует своеобразно разделенное представление о самых суровых правителях. Такие фигуры, как Иван IV, Петр I и Иосиф Сталин, поочередно оценивались как земные боги - посредники между мирским существованием и священными, трансисторическими истинами - и предавались анафеме как олицетворение зла, как сатана или даже как антихрист, которые навлекают хаос и беды на русский народ…».
… и сиянью снега-света
откликается душа
всем, что нежно и заветно…
Р. Казакова
#александровскаяслобода
откликается душа
всем, что нежно и заветно…
Р. Казакова
#александровскаяслобода
evropeyskaya-propaganda-o-vzyatii-polotska-v-1563-g.pdf
126.6 KB
Эпоха Ивана Грозного
А. И. Филюшкин «Европейская пропаганда о взятии Полоцка в 1563 г.».
«Взятие войсками Ивана Грозного Полоцка в 1563 г. породило в Европе всплеск пропагандистской литературы. По всей видимости, ему было посвящено около десятка «летучих листков» [1, S. 183–195; 2, c. 213–219; 3, с. 263–270; 4, S. 47–77]. Часть из них носила в большей степени информационный характер. Это было сообщение о злодеянии тирана-Московита, который как турок напал на европейский христианский город…».
А. И. Филюшкин «Европейская пропаганда о взятии Полоцка в 1563 г.».
«Взятие войсками Ивана Грозного Полоцка в 1563 г. породило в Европе всплеск пропагандистской литературы. По всей видимости, ему было посвящено около десятка «летучих листков» [1, S. 183–195; 2, c. 213–219; 3, с. 263–270; 4, S. 47–77]. Часть из них носила в большей степени информационный характер. Это было сообщение о злодеянии тирана-Московита, который как турок напал на европейский христианский город…».
К открытию выставки «Ретро-«Детский мир»: кукла-половинка.
Такое название (half doll, demi-poupée) получили художественные изделия, за которыми сейчас охотятся коллекционеры. Это не имеющая ног верхняя часть куклы, которую можно было прикрепить к чему-нибудь полезному - подушечкам для иголок, пудреницам, баночкам для конфет. Но чаще всего она использовалась как «чайная кукла». Это название пришло к нам из Германии, где, как считают специалисты, и были произведены примерно в 1910-х гг. первые Teepuppe и куклы для кофейников - Kaffeewärmer-Puppen.
Популярность «чайных кукол» пришлась на 1920-ые годы. В Германии и Франции их изготавливали из воска, фарфора и из композитной массы. В руках мастеров они превращались в подлинные шедевры. Источники вдохновения черпались из образцов, созданных в разных странах и относящихся, прежде всего, к стилям рококо, барокко и бидермейер. Для создания нарядов использовались исключительно дорогостоящие материалы - шелк, парча, тюль и кружево.
Но, увы, мода куклы-половинки была недолгой, и уже через десять лет спрос на них резко упал. Однако сейчас среди ценителей искусства они в большом тренде.
Кукла-половинка из фондов музея-заповедника #александровскаяслобода. Западная Европа, 1920-ые гг, воск, лен, газ шелковый, шелк.
Такое название (half doll, demi-poupée) получили художественные изделия, за которыми сейчас охотятся коллекционеры. Это не имеющая ног верхняя часть куклы, которую можно было прикрепить к чему-нибудь полезному - подушечкам для иголок, пудреницам, баночкам для конфет. Но чаще всего она использовалась как «чайная кукла». Это название пришло к нам из Германии, где, как считают специалисты, и были произведены примерно в 1910-х гг. первые Teepuppe и куклы для кофейников - Kaffeewärmer-Puppen.
Популярность «чайных кукол» пришлась на 1920-ые годы. В Германии и Франции их изготавливали из воска, фарфора и из композитной массы. В руках мастеров они превращались в подлинные шедевры. Источники вдохновения черпались из образцов, созданных в разных странах и относящихся, прежде всего, к стилям рококо, барокко и бидермейер. Для создания нарядов использовались исключительно дорогостоящие материалы - шелк, парча, тюль и кружево.
Но, увы, мода куклы-половинки была недолгой, и уже через десять лет спрос на них резко упал. Однако сейчас среди ценителей искусства они в большом тренде.
Кукла-половинка из фондов музея-заповедника #александровскаяслобода. Западная Европа, 1920-ые гг, воск, лен, газ шелковый, шелк.
Присцилла_Хант_«Личная_мифология_Ивана_IV_о_собственной_царской.pdf
1.7 MB
Эпоха Ивана Грозного
Присцилла Хант «Личная мифология Ивана IV о собственной царской харизме»
«Иван IV, глава теократического государства и ревностный последователь религиозной культуры своей церкви, по-видимому, намеренно нарушал религиозные нормы, служившие основой законности царской власти. Особенно резко это поведение проявилось в годы опричнины (1564—1572). Он получал наслаждение от своего богохульства, и его жестокости нередко переходили в глумление. Царь чернил позором свои жертвы, нарочито попирая их официальный статус и погружая их в мир изнаночного карнавала…».
Присцилла Хант «Личная мифология Ивана IV о собственной царской харизме»
«Иван IV, глава теократического государства и ревностный последователь религиозной культуры своей церкви, по-видимому, намеренно нарушал религиозные нормы, служившие основой законности царской власти. Особенно резко это поведение проявилось в годы опричнины (1564—1572). Он получал наслаждение от своего богохульства, и его жестокости нередко переходили в глумление. Царь чернил позором свои жертвы, нарочито попирая их официальный статус и погружая их в мир изнаночного карнавала…».
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
13 сюжет из серии #сохраненнаякрасота. Благословенный крест-мощевик. 2-ая пол. XVII в.
Существует легенда о том, что этот крест – подарок Петра Великого своему ближайшему сподвижнику– Александру Даниловичу Меншикову. Вероятно, в Александровскую слободу крест могла привезти свояченица фаворита – Варвара Арсеньева. Будучи родной сестрой жены Меньшикова, она отправилась в ссылку со всей семьей опального князя. Но в дороге ее отделили от покровителя и отправили в Успенский девичий монастырь. Варваре Михайловне приписали авторство анонимного доноса и готовящегося заговора. Возможно, так семейная реликвия Меншиковых могла попасть в Слободу.
По другой версии – крест был подарен Петром I своему любимцу - кабинет-секретарю императора -Алексею Васильевичу Макарову. Он имел родовое поместье в с. Балакирево. Сохранились записи о том, что жители окрестных селений приходили в Балакирево поклоняться серебряному кресту-мощевику – родовой святыне Макаровых.
Существует легенда о том, что этот крест – подарок Петра Великого своему ближайшему сподвижнику– Александру Даниловичу Меншикову. Вероятно, в Александровскую слободу крест могла привезти свояченица фаворита – Варвара Арсеньева. Будучи родной сестрой жены Меньшикова, она отправилась в ссылку со всей семьей опального князя. Но в дороге ее отделили от покровителя и отправили в Успенский девичий монастырь. Варваре Михайловне приписали авторство анонимного доноса и готовящегося заговора. Возможно, так семейная реликвия Меншиковых могла попасть в Слободу.
По другой версии – крест был подарен Петром I своему любимцу - кабинет-секретарю императора -Алексею Васильевичу Макарову. Он имел родовое поместье в с. Балакирево. Сохранились записи о том, что жители окрестных селений приходили в Балакирево поклоняться серебряному кресту-мощевику – родовой святыне Макаровых.
Many Deaths of Ivan the Terrible.pdf
343.5 KB
Эпоха Ивана Грозного
Пьер Гонно «Множество смертей Ивана Грозного и их интерпретации» (Pierre Gonneau «The Many Deaths of Ivan the Terrible and Their Interpretations»).
Иван Грозный, родившийся 25 августа 1530 года, прожил относительно долгую жизнь, но много раз считался умершим. В детстве ходило много слухов о его смерти, что способствовало нестабильности придворной политики. В марте 1553 г., вскоре после его триумфа - завоевания Казани (2 октября 1552 г.), он тяжело заболел, и вокруг его постели разыгралась трагикомедия о предполагаемой преемственности. Многие истории об этом эпизоде его жизни не сходятся и несколько раз переписывались. Настоящая смерть Ивана 18 марта 1584 года описана в английских и русских источниках по-разному. В данной статье исследуется механика написания истории в Московии и зарождение кремленологии за рубежом. Позитивистский подход заключается в устранении «ошибок» в каждой сказке и создании правдоподобной реконструкции цепи событий. Мы пытаемся понять цель каждого повествования и п
Пьер Гонно «Множество смертей Ивана Грозного и их интерпретации» (Pierre Gonneau «The Many Deaths of Ivan the Terrible and Their Interpretations»).
Иван Грозный, родившийся 25 августа 1530 года, прожил относительно долгую жизнь, но много раз считался умершим. В детстве ходило много слухов о его смерти, что способствовало нестабильности придворной политики. В марте 1553 г., вскоре после его триумфа - завоевания Казани (2 октября 1552 г.), он тяжело заболел, и вокруг его постели разыгралась трагикомедия о предполагаемой преемственности. Многие истории об этом эпизоде его жизни не сходятся и несколько раз переписывались. Настоящая смерть Ивана 18 марта 1584 года описана в английских и русских источниках по-разному. В данной статье исследуется механика написания истории в Московии и зарождение кремленологии за рубежом. Позитивистский подход заключается в устранении «ошибок» в каждой сказке и создании правдоподобной реконструкции цепи событий. Мы пытаемся понять цель каждого повествования и п
Сретение прошло. Весна с зимой встретились. Прекрасный повод пополнить копилку впечатлений, поразвлечься зимними забавами, да и чайку с блинами в приятной компании попить.
#ГрафикРаботы музея-заповедника на 21-23 февраля и 6-8 марта.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
#ГрафикРаботы музея-заповедника на 21-23 февраля и 6-8 марта.
#александровскаяслобода #МузейИванаГрозного
penskoy_стереотипы.pdf
811 KB
Эпоха Ивана Грозного
В.В. Пенской, Т.М. Пенская «Московская «недотирания» раннего нового времени в современной историографии».
Статья представляет собой размышления над природой «Большого Стереотипа», который рисует Россию раннего Нового времени деспотическим азиатским государством. Авторы приходят к выводу, что данный стереотип основан на некритическом восприятии историками свидетельств западноевропейских путешественников, дипломатов и авантюристов. Обращение к актовым материалам дает совершенно иную картину…»
В.В. Пенской, Т.М. Пенская «Московская «недотирания» раннего нового времени в современной историографии».
Статья представляет собой размышления над природой «Большого Стереотипа», который рисует Россию раннего Нового времени деспотическим азиатским государством. Авторы приходят к выводу, что данный стереотип основан на некритическом восприятии историками свидетельств западноевропейских путешественников, дипломатов и авантюристов. Обращение к актовым материалам дает совершенно иную картину…»