ШУРАВИ 79
2.43K subscribers
1.32K photos
9 videos
3 files
248 links
История советской войны в Афганистане (1979-1989): люди, события, явления, опыт и уроки.

Подкаст «Шурави»: https://podcast.ru/1486591389/info

Издание «Кенотаф»: https://yangx.top/thecenotaph

Обратная связь: @shuravitalkbot
加入频道
Русский солдат всегда отличался смекалкой и хорошей приспособляемостью к сложившимся условиям. Как говорил герой классической комедии про армию, пока противник готовит наступление, мы меняем ландшафты - причём, в ручную.

Нам уже доводилось писать в этом канале о том, что 40-й армии приходилось учится вести войну с партизанами в горной местности - никакого специального вооружения для этого советский военпром не создавал.

Поэтому в Афганистане кустарно создавались уникальные образцы техники. Так на БТР устанавливались ракетные установки с советских вертолетов. В зависимости от ландшафта они показывали разную эффективность. Вполне вероятно, что психологический эффект от их применения превосходил боевой.

#шурави79_оружие
Ура! У нас первая тысяча подписчиков меньше, чем за неделю. Не ожидали, что интерес к последней войне Советского Союза окажется столь значительным. Полёт нормальный.

В честь этого самолеты МиГ-21бис из состава 927-го Кёнигсбергского ордена Александра Невского Краснознаменного истребительного авиационного полка. Баграм, лето 1983 года. И современная иллюстрация мига в афганском комуфляже.

#шурави79_админ #шурави79_оружие
Мы уже писали про советскую солдатскую панаму как символ Афгана. Пришло время немного рассказать и о паколе - национальном головном уборе пуштунов Афганистана.

Шерстяной головной убор стал символом афганской оппозиции во многом благодаря усилиям Ахмада Шаха Масуда, который предпочёл именно его сделать отличительным знаком своих отрядов. У других полевых командиров бойцы носили чалмы и европейские головные уборы и особо не парились на этот счет. А вот Масуд хорошо понимал символический смысл обязательного ношения партизанами именно таких головных уборов.

В русском языке со времён войны паколь называют "пуштункой".

Но интересно другое. Паколь был завезен в Европу в IV веке ветеранами войн Александра Македонского в современном Афганистане. И на какое-то время он стал национальным головным убором македонцев. Это статуя македонского мальчика относится к концу III - началу II века до нашей эры. Как видим 22 века назад паколь не сильно отличался от современного.

#шурави79_униформа
#шурави79_этнография
К вопросу об этнографии.

Этническая карта не только Афганистана, но всего региона. Благодаря ей многое становится понетнее в геополитике Афганской войны. Обратите внимание на афгано-пакестанскую границу: пуштуны - "крупнейший разделенный народ Азии" (нет).

Источник: Коммерсантъ

#шурави79_этнография #шурави79_карты
Ну, и милоты вам в ленту.

Детский рисунок из екатеринбургского музея ВДВ "Подвиг Валерия Востротина в районе Алихейля".

#шурави79_картины
Редкое любительское видео Афганской войны. Бой у крепости Аллихейль (см. пост выше) в 1987 году с китайскими и арабскими наемниками северо-западнее Гардеза. Видео монтировал, видимо, один из участников того боя. Получилось искренне. Отдельно стоит обратить внимание на нетипичный для Афганистана лесной горный пейзаж.

#шурави79_видео

https://youtu.be/C95qG_JqVS8
Ил-76 заходит на посадку на аэродроме в Шинданде

#шурави79_фото
Рубрика юмор в нашем канале.

В русской "Википедии" местом работы Хафизуллы Амина указано Центральное разведывательное управление (ЦРУ).

Но вообще, слухи, что Амин работал на американцев появились из-за того, что в конце 1950-х годов он учился в Колумбийском университете и получил степень магистра педагогики. А что касается реальных фактов, то Амин сам же и распускал слухи о своем общении с американскими представителями, шантажируя советское руководство ради его вмешательства в афганские дела.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%A5%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0

#шурафи79_люди #шурави79_политика
Forwarded from Стингер и Катюша
Памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане, был открыт в Брянске в 1993 году. Скульптурная композиция представляет собой отстреливающихся солдат - ведя бой, они, одновременно, держат на руках своего тяжело раненого товарища.

На протяжении смутных, тяжелых 90-х памятник преследовала одна и та же беда: у солдат регулярно спиливали на лом дула бронзовых автоматов, после чего монумент приходилось реставрировать.

Связана с памятником и одна из городских ироничных легенд. Местные художники с ухмылкой утверждали, что для изготовления головы одного из солдат-афганцев использовалась форма, ранее предназначавшаяся для штамповки памятников В.И.Ленину. "Смотрите, это же и правда Ильич" - говорили некоторые горожане, кивая на лысую голову автоматчика.

Действительно ли похож лицом бронзовый воин-интернационалист на Ленина - судите сами.