ШУРАВИ 79
2.43K subscribers
1.32K photos
9 videos
3 files
248 links
История советской войны в Афганистане (1979-1989): люди, события, явления, опыт и уроки.

Подкаст «Шурави»: https://podcast.ru/1486591389/info

Издание «Кенотаф»: https://yangx.top/thecenotaph

Обратная связь: @shuravitalkbot
加入频道
Итак, первый эпизод вышел.

Мы залихватски решили начать подкаст с самой большой темы — «балканизация» Интернета.

Тут характерен заголовок «Сломают ли нам государства Интернет?». Он для меня очень важен. Ещё два года назад я бы придумал что-то вроде «Сломает ли нам Кремль Интернет?». Но последние два года мировой истории примирили меня с тем, что я точно живу в не худшем месте из возможных, мир повсеместно меняется, и, скорее всего, не в лучшую сторону, нам остается выбор между уходом в лес и новым аккаунтом в твиттере, что тоже не мало.

Мне нравится, как получается. Мои соведущие Тимур и Даня — реально прекрасные собеседники. Я же с самого начала переживал, что моё профанство в технике не позволит говорить о хаосе современности с необходимой, если не глубиной, то широтой. Ребята, очень дополняют мою гуманитарную картину мира. Чего уж там? Я ловил себя во время записи на том, что мне интереснее слушать, чем говорить.

И насчёт говорильни. Запускать разговорный подкаст в феврале 2022 года — это и глупо, и амбициозно одновременно. Мне хочется, чтобы по итогам первого сезона второе слово было больше похоже на правду, чем первое.

Это — Сергей Простаков. Я здесь, и значит я в рэпе.

Студия «Осторожно: подкасты!», холдинг «Осторожно: медиа», февраль 2022-го.

Всемерно буду благодарен за репост.

https://yangx.top/ostorozhno_podcasts/804
Ваше слово, товарищ маузер.

Советский боец с трофейным Mauser C96 (создан в 1896 году). Говорят, такие в ходу были у полевых командиров душманов средней руки.

#шурави79_фото #шурави79_оружие
ШУРАВИ 79
Очень душевное авторское исполнение «Прощайте, горы» Игоря Морозова, который буквально матом ругается во вступлении на Александра Халилова из «Каскада», который переделал его текст. Основная переделка, напомним, это изменение морозовской строчки «чем ты, великая…
Подписчики прислали новость. Сегодня 27 февраля умер Игорь Николаевич Морозов, полковник КГБ, автор главной афганской песни «Прощайте, горы»:

«Прощайте, горы, вам видней
В чём наша боль и наша слава
Чем ты, Великая Держава,
Искупишь слёзы матерей
?».

Вечная память.

#шурави79_люди #шурави79_память
На фоне происходящей большой истории в реальном времени заниматься историческими изысканиями как-то не с руки. Поэтому канал замер. Но в интернете был обнаружен столь многозначительный мем, что, пожалуй, прервём молчание.

#шурави79_искусство
Forwarded from Eastopia
Naujawanan Baidar “Khedmat Be Khalq” (2022)

У каждого сопротивления есть своя музыка. Песни, точно так же как люди, подвергаются запретам, а их авторы — гонениям. Вряд ли мы в ближайшее время узнаем, как звучат современные песни протеста в Афганистане. Вернувшиеся к власти талибы вновь, как и в 1990-х, объявили музыку вне закона, а нарушителей отправляют в тюрьму и убивают. Но пофантазировать можем. Новый альбом Naujawanan Baidar — аризонских психодел-рокеров, лидер которых Н. Р. Сафи несколько лет назад откопал свои афганские корни, — как раз об этом.

Но сначала немного контекста. Еще в конце 1970-х, когда в Афганистане развязалась гражданская война, в стране стала зарождаться подпольная музыкальная индустрия. Люди хранили в тайниках инструменты, проводили концерты в подвалах и даже записывали и распространяли аудио- (а позже и VHS-) кассеты. Прямого запрета на музыку тогда еще не было, но власти обязали исполнителей приобретать лицензию на деятельность, а давали ее только тем, кто исполнял музыку религиозного толка. По факту все остальные жанры превратились в андеграунд. Для афганцев, которые всю личную и общественную жизнь — обряды рождения, обрезания, свадьбы и так далее — традиционно сопровождали музыкой, соблюдать идиотский закон оказалось нелегко. В маленьких кишлаках, далеких от крупных городов, музыка по-прежнему звучала; по крайней мере, до прихода талибов.

Коллекция аудиокассет с афганскими песнями — Ахмад Захир, Сальма Джахани и другие — была и у дедушки Н. Р. Сафи. Как он вывез ее из страны в Америку, та еще загадка, тем не менее на новой родине ностальгический артефакт в основном пылился на антрессолях. Вторую жизнь он получил в руках любопытного внука. Под именем Naujawanan Baidar Н. Р. Сафи выпустил два альбома, переполненных плавленными сэмплами архивных пленок. А теперь вышел и третий — и это еще более мощное высказывание, призванное дать голос людям, которых родная страна заставляет держать рот на замке.

Н. Р. Сафи, как и прежде, берет за основу сэмплы афганских песен и укладывает их лупами на краут-роковую основу. Но теперь в его музыке появилось больше жестких, радикальных, почти индустриальных оттенков — как если бы Amon Düül II не открестились от связей с группировкой RAF, а начали транслировать ее идеи в творчество. Взять “Akram Yari” с его тяжело ступающим маршевым ритмом и настойчивым риффом, сыгранным на рубабе, — ну чем не гимн протеста? Перкуссионная волна “Sang-e Khane” как будто вышла из-под палочек оркестра военных барабанщиков. А “Khedmat Be Khalq” словно озвучивает репортаж с битвы на баррикадах. Само название этого трека и всего альбома довольно иронично: переводится оно как “служение людям”, и, если я ничего не напутала, это такая популярная тема для школьных сочинений в Афганистане и Пакистане, примерно наше “как я провел лето”.

Заканчивается альбом тоже мощно — перегруженным электричеством треком “Raftim Az Ayn Baagh”. Вот вам и буквально служение людям, ведь эту народную афганскую песню с удивительно красивой иноходью мелодии все местные знают сызмальства. Послушайте, например, ее в исполнении легендарного дутариста и рубабиста Азиза Херави — в начале 1970-х вместе с Ахмадом Захиром он давал концерты при дворе шаха. В версии Naujawanan Baidar она становится настоящим боевиком с сырым, жужжащим как стая сердитых шмелей звуком.

◾️ Bandcamp
Довольно известные картины екатеринбургского художника Анатолия Хомутникова на темы советской войны в Афганистане.

Хомутников родился в 1968 году. Службу в ДРА проходил в 1988-1989 годах, в звании сержанта командовал миномётным расчётом.

#шурави79_картины
Не только Шарбат Гула. Плакат афганской оппозиции, призывающий женщин к активному сопротивлению советским оккупантам. 1980-е годы.

#шурави79_пропаганда
«В магазине ностальгии продавали старые вещи, которые для их хозяев были обыденными, но для потомков становятся символами прежних, лучших дней».

В пятницу предлагаем вам позалипать в вк-сообщество реконструкторов «Афганский вещмешок».

#шурави79_униформа #шурави79_память