Што это было
5.97K subscribers
1.79K photos
106 videos
4 files
1.79K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Купить рекламу: https://telega.in/c/shtoetobilo
加入频道
​​В завершение недели, посвященной Тарковскому и МКФ «Зеркало», хочу рассказать о любви Андрея Арсеньевича к классической музыке. Сам он признавался, что если бы не стал режиссером, то хотел бы быть дирижером.

«Обычно он никогда не советовался ни с кем, куда и какую подобранную им музыку ставить. Он говорил звукорежиссеру, чтобы он нашел и переписал то-то и то-то, ставил эту музыку в картину, и всегда безошибочно», — вспоминал композитор Эдуард Артемьев в книге Майи Туровской «7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского».

Любимые композиции Тарковский использовал в своих фильмах, и именно их исполняли на открытии @tarkovsky90 в Юрьевце. Ознакомиться с произведениями, которые мы слушали на концерте, можно в этом посте у @yshamporova, а большую статью о музыкальных цитатах у Тарковского прочитать здесь.

Еще хочу обратить внимание, что часто имя Андрея Тарковского ставят в один ряд с Альфредом Шнитке: о связях в их творчестве писала Е. Шабшаевич в статье «Альфред Шнитке и Андрей Тарковский». И действительно, их объединяет не только эмиграция, но и творческие методы: медитативность, застывание звучания, минимализм, игра с временным пространством.

Совершить аудиовизуальное путешествие по миру киномузыки Шнитке, сочинившего саундтреки более чем к 60 фильмам, можно будет 30 и 31 июля на Новой сцене Александринского театра, где представят программу «SCHNITTKE LIVE (E+U). Оркестр громкоговорителей» — концерт с исполнением музыки Альфреда Шнитке на многоканальной системе акусмониум. За билетами сюда.

Если проникнетесь музыкой Шнитке, то рекомендую прекрасный сборник «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР. Альфред Шнитке», посвященный работе композитора в советском кино. Книга издательства «Порядок слов» составлена из интервью и воспоминаний Шнитке, его коллег и исследователей и охватывает период с 1962 по 1994 год.

#кудасходить #чтопочитать
Неопределённость, тревога и невозможность планировать остаются маркерами времени, поэтому я вновь расспросила кинокритиков, какие фильмы и сериалы могут снизить тревожность.

В новом выпуске рубрики #кинотерапия @shtoetobilo приняли участие дорогие сердцу ребята, с которыми мы неделю провели рука об руку на МКФ «Зеркало». Кто-то является экспертом в русском кино, кто-то пишет о творчестве Тарковского, кто-то побывал на Венецианском кинофестивале, а кто-то знает все обо всем и публикуется в Forbes, «Кинопоиске», BURO. и много где ещё.

Вот мои прекрасные коллеги:
Артём Ремизов, @remizorro
Алина Герман, @kinoprotebya
Федор, @anonhownow
Юля Шампорова, @yshamporova
Катя Загвоздкина, @haveyouseenit

Рекомендация недели @shtoetobilo — недооценённый фильм конкурсной программы @tarkovsky90 «Феи Шанкара», добрая сказка с социальным-политическим комментарием, о которой я рассказывала тут.

Пишите, если хотите стать героем рубрик #кинотерапия и ее спин-оффа #книготерапия. Новые выпуски каждую субботу на @shtoetobilo
​​Пока запускают-отменяют «кинопродукты», а в петербургском «Великан Парке» показывают «Тор: Любовь и гром», я досмотрела действительно хороший супергеройский продукт. И это не Marvel.

«Пацаны» (The Boys), третий сезон — образцовая работа над ошибками.

К новым сериям я относилась с опаской: после провального второго сезона приступать к просмотру не хотелось совсем. Однако создатели сделали вид будто «санта-барбарщины» с необъяснимым пафосом не было и вернулись к истокам — к жесткому высмеиванию общества потребления. Но на этот раз абсурдность происходящего и неконтролируемое количество бутафорской крови и кишок имеет сильнейшую драматическую основу — конфликт отцов и детей.

Растерянный, словно ребенок, социум не привык решать проблемы самостоятельно. С наивностью младенца люди видят спасителя в том, кого им назначили «сверху»: в деспотичном, недолюбленном, непредсказуемом Хоумлендере — словом, в величайшем антагонисте в истории.

«Заботясь» об американцах, главный супергерой страны Патриот (рекомендую дубляж NewStudio) одновременно мечтает и об одобрении окружающих, и о демонстрации собственного превосходства, а потому постепенно превращается в уродливую копию своего отца. Бутчер же, напротив, пытается не скопировать образ деспотичного родителя. У второстепенных персонажей тоже хватает комплексов из детства… Так, перед нами наконец-то появляются живые люди со своими уязвимостями, чувствами, бедами.

Слитый финал, увы, не продвинул сюжет, но из-за качественного раскрытия персонажей хочется все простить.

👁 Для кого?
Для любителей нетривиальной сатиры.

🎖Моя оценка сезону — 7/10
🏅@kinopoisk — 8.3, IMDB — 8.7

#сериал
​​Мое знакомство с этим фильмом началось почти два года назад, когда стало известно, что автор «Синистера» Скотт Дерриксон экранизирует рассказ Джо Хилла «Черный телефон» для Blumhouse Productions. Мировая премьера картины состоялась на фестивале Fantastic Fest в сентябре 2021-го, но из-за пандемии до американского проката она добралась только в июне 2022-го, и уже успела стать хитом. В российских кинотеатрах ленту по понятным причинам не показали, поэтому пришлось ждать цифровой релиз. И, что самое обидное, ожидание того не стоило.

«Чёрный телефон» (The Black Phone), 2021 — посредственный старорежимный триллер под Кинга.

Когда мы видим маленький одноэтажный городок, в котором пропадают дети, сравнение с «Оно» неизбежно. А если в кадре то и дело демонстрируются воздушные шары, желтые плащи и прочие пасхалки (антагониста, кстати, сделали фокусником, хотя в рассказе он клоун), то сомнений не остается — ну точно Кинг! Действительно, это Кинг, только Джо, который сменил фамилию знаменитого отца во избежание ярлыка «сын короля ужасов». Однако, как бы ни пытался Джо уйти в самостоятельное плавание, его титулованное произведение остается тенью того самого романа.

Сам Хилл признавался, что в детстве боялся «и книги отца, и телефильма Томми Ли Уоллеса, и настоящего серийного убийцу Джона Уэйна Гейси», потому его версия «Оно» существует не в утешительных 1980-х, а в безнадежных 1970-х. Так, тревожный сеттинг диссонирует с привычными ностальгическими приемами, в котором знакомые любому ребенку локации, доходчивые метафоры и милые сердцу детали не радуют, а служат зловещими знаками катастрофы. Но снято это так скучно, так дешево, что атмосферным кино и не пахнет.

Утрированно короткие сцены, задающие в начале динамику, не выдержат собственный ритм; простецкий мистический триллер не превратится в роман воспитания; большая идея не покажется наружу. А больше всего возмущает то, что загадочную личность злодея не раскроют. Герой Итана Хоука (зачем он там вообще нужен?) останется «маской» без истории, без мотивации, без внутренних конфликтов. На мой взгляд, провальное кино.

👁 Для кого?
Для тех, кто готов смириться с примитивным ретрохоррором.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 6.6, IMDB — 7

#фильм
Посмотрела пару эпизодов четвертого сезона «Мира Дикого Запада» (Westworld) и рада, что изначально не питала особых надежд на выдающееся продолжение. Пока рано делать выводы, но совершенно точно радует одно — Город искусств и наук в Валенсии, который то и дело мелькает на экране. Смотрю и вспоминаю события пятилетней давности, когда путешествия по Европе были так же просты, как поездка за город.

Первые три картинки — кадры из 3 и 4 сезонов Westworld, последние две — моя прогулка по городу.

#пофану
​​«Жители Неаполя обожают миф о происхождении своего города: „Когда Бог раздавал земли, неаполитанцы опоздали и им ничего не досталось. Тогда Господь подарил им кусочек Рая“. В божественное происхождение Неаполя и его окрестностей веришь, когда видишь неаполитанские грозы и сомневаешься, когда узнаешь плутоватых и азартных неаполитанцев. Веришь, когда местные рыбаки запросто вылавливают акул, и снова сомневаешься, когда от острого запаха раковин, лимонных корок и вина невыносимо болит голова».

Так звучит аннотация к книге А.Кара-Мурзы «Знаменитые русские в Неаполе» (изд-во Ольги Морозовой, 2016), где «собраны уникальные материалы о пребывании в Неаполе, Сорренто, Кастелламаре, на острове Капри известных деятелей русской культуры и искусства XIX–XX вв. – Сильвестра Щедрина, Ивана Тургенева, Василия Розанова, Максима Горького, Николая Гумилева, Павла Муратова». Интересно, что долгое время «для иностранных путешественников пышный и прекрасный Неаполь долго был пикантным дополнением к путешествию, но никак не целью. Лишь с XIX века сюда… потянулись художники, писатели, философы и историки».

600-страничный «кирпичик» с чудесными иллюстрациями я приобрела в конце февраля, когда остро хотелось сбежать от реальности в места dolce famiente („сладостного ничегонеделания“). Увы, с тех времен мало что изменилось, поэтому по-прежнему ищу утешение в искусстве и в Италии, пусть пока не физически. Так, на выходных я посетила роскошный дворец Великого Князя Владимира в Санкт-Петербурге (помню осенью бронировала туда экскурсию чуть ли не за месяц), где Русские Музыкальные Сезоны @rmseasons представили камерный концерт «Посвящение Италии» #В_СВЕЧАХ.

Пусть ненадолго, но музыка Дж.Пуччини, Т.Альбинони, Дж.Верди, Н.Паганини, Л.Далло и других прекрасных композиторов в исполнении лауреатов международных конкурсов действительно способна вытащить из рутины. Афиша и билеты тут.

#чтопочитать #кудасходить
​​Узнала через ребят из @FBChu, что члены «Справедливой России» в Нижнем Тагиле будут сжигать книги «Назови меня своим именем» Андре Асимана.

Страшно, что в бесподобной оде лету и молодости разглядели только ЛГБТ-пропаганду, ведь эта трогательная книга в первую очередь про лирику, про красоту мира, про искренность чувств. Фильм Луки Гуаданьино опьяняет сильнее — он сходу одурманивает пылким итальянским солнцем и контрастирующими с ним робкими признаниями… Ну вот, опять я вернулась к Италии. В общем, книга замечательная, кино еще лучше, а поджигатели сами понимаете кто.

#чтопочитать
Как приятно вдохновлять коллег!

Моя #кинотерапия получила новую жизнь сразу в нескольких Telegram-каналах: @animation_for_you придумал проект такая_разная_анимация, @DOLENKinO — «Киноиндустрия ждет», @citadelhobby — «Топ-11 фильмов с лучшими начальными сценами», а @knigokasha запустила рубрику книганатумбочке.

Для каждого канала я оставила свои рекомендации (переходите по ссылкам), но хочу, чтобы вы познакомились с ребятами не только из-за этого. Все они, действительно, классные.
Вчерашний пост Валерия Федоровича @FedorovichVV, в котором говорится, сколько зарабатывает сценарист в России, вышел через несколько дней после того, как мне предложили написать сценарий.

В тексте есть конкретные цифры, и это здорово помогает адекватно оценить свою работу начинающему сценаристу. Понятно, что разброс даже внутри одной категории огромный, но хотя бы так, потому что вслух обсуждать гонорары до сих пор считается моветоном.
​​Все больше радуюсь возможности делиться знаниями и опытом на новых площадках.

Специально для недавно открывшегося книжного онлайн-магазина БММ @bmmru сделала кураторскую подборку книг, которые научат воспринимать кино иначе. Произведения из списка (я честно читала все) помогут разобраться в искусстве построения истории и будут интересны не только сценаристам и писателям, но и всем тем, кто хотел бы видеть в фильмах / романах нечто большее, чем рядовой зритель или читатель.

Длинная версия тут, короткая тут. А еще хочу похвастаться, что даже на главной сайта есть мой раздел!

Важно! После регистрации на сайте предоставляется 25% скидка НА ВСЕ. А с промокодом SHTOETOBILO суммарная скидка на книги из подборки составит аж 35%.

#чтопочитать #медиа