Што это было
5.88K subscribers
1.73K photos
104 videos
4 files
1.76K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, препод.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Провожу кинопоказы.

Шеф PR в ИБ, ex PR Yota.

Донаты: https://www.tinkoff.ru/cf/1ZN5s8Q6ooB
加入频道
​​Вчера со мной случился четырехчасовой катарсис: я увидела идеальный балет.

Фееричная «Спящая красавица» в реконструкции Сергея Вихарева на исторической сцене императорского Мариинского театра — это непередаваемый гедонистический опыт, подобно которому в жизни мало. Все четыре часа хотелось натурально рыдать от красоты! Авторы восстановили либретто Мариуса Петипа, премьера которого состоялась в 1890 году, воссоздали потрясающие декорации и собрали более 70 танцоров — сказать, что это восторг, ничего не сказать. Юбилейные спектакли покажут еще 16 и 17 февраля, и, как сказала @mrdarcyandballs, мой бесценный проводник в мир прекрасного, даже если вы максимально далеки от балета, «все равно бросайте все и берите билеты».

В общем, вся такая вдохновленная и очищенная, сделала список новых эстетских сериалов и фильмов для тех, кто восхищается детально выверенной «Короной».

«Позолоченный век»
Костюмный сериал от создателя «Аббатства Даунтон» Джулиана Феллоуза о высших кругах Нью-Йорка конца XIX века с нескончаемыми балами и зваными обедами. Пока к просмотру доступно четыре эпизода, и все они чудесны.

«Очень британский скандал»
Мини-сериал о наследнице текстильной империи герцогине Аргайл, которая вошла в историю Великобритании благодаря громкому разводу и великолепному гардеробу. Художник по костюмам Ян Фулчер создал для Клэр Фой более 85 нарядов — глаз не оторвать.

«Бриджертоны»
На январь 2021-го самый популярный проект Netflix, повествующий о большом дворянском семействе эпохи Регентства. В основе второго сезона сериала, который выйдет 25 марта, те же романы Джулии Куин о попытках юных английских аристократов найти любовь.

«Аббатство Даунтон: Новая эра»
После успеха оригинального сериала и одноименного фильма 2019 года семейство Кроули вернется на большие экраны 5 мая. Вместо туманной Британии обещают солнечный юг Франции — то, что надо в преддверии лета.

«В роли Рикардо»
Николь Кидман и Хавьер Бардем воссоздают отношения двух суперзвезд американского послевоенного телевидения Люсиль Болл и Дези Арназа, которые придумали легендарный ситком «Я люблю Люси». Начало 1950-х, пинап, Аарон Соркин у руля — ну вы поняли.

«В поисках любви»
Лиричная драма по роману Нэнси Митфорд о кузинах-аристократках из Британии, разъезжающих по Европе между мировыми войнами. Пока посмотрела только одну серию и недоумеваю, почему не знала об этом потрясающем сериале раньше — настоящий пир во время чумы!

«Аллея кошмаров»
Неонуар Гильермо дель Торо, выдвинутый на премию «Оскар» в четырех номинациях, можно смело назвать самой впечатляющей с визуальной точки зрения работой режиссера. Фильм основан на одноименном романе Уильяма Линдсэя Грешама 1946 года, полноценный обзор выложу на неделе.
В продолжение вчерашней сказочной темы.

Наткнулась на великолепное видео, в котором директор Метрополитен-музея Макс Холляйн и другие кураторы The Met проводят виртуальный тур по выставке «Вдохновляя Уолта Диснея: анимация французского декоративно-прикладного искусства» (“Inspiring Walt Disney: The Animation of French Decorative Arts”).

Из их рассказа мы узнаем, что при создании классической анимации Уолт Дисней вдохновлялся популярным во Франции в середине XVIII века стилем рококо, а наиболее активно его франкофилия проявилась в «Красавице и чудовище», «Золушке» и «Спящей красавице». Увидеть экспонаты и провести параллели между ними и магическими творениями золотых времен студии, мысленно находясь в Нью-Йорке, — лучшее начало дня.

На русском языке традиционно все пересказал «Кинопоиск».
​​Таки дожили! “Amazon Prime Video” выпустил продолжение лучшего комедийного сериала на свете «Удивительная миссис Мейзел» и сразу анонсировал пятый сезон.

А пока вы включаете первые серии (к просмотру доступны сразу два эпизода, но я жду озвучку “Jaskier”), напомню: “The Marvelous Mrs.Maisel” — самое действенное средство от любой хандры. Потому что нет ничего прекраснее сборника еврейских анекдотов, существующего в празднично-гламурной атмосфере 1950-х! Мне приходилось растягивать прошлые сезоны, позволяя себе по две-три серии в месяц, когда без смехотерапии приходилось совсем тяжко.

Вчера, кстати, в очередной раз сходила на стендап Саши Долгополова. Это было хорошо, а вот прославленные «Хитрости» (“Hacks”) о двух комедиантках — нет.
Эта картина попала в прошлогодний топ-10 Американского института кино, отмечена массой премий, включая несколько номинаций на «Оскар» (великая работа художницы-постановщицы Тамары Деверелл точно должна быть оценена🤞), поэтому лучше поздно, чем никогда:

«Аллея кошмаров» ("Nightmare Alley"), 2021 — построенный на противоречиях тяжеловесный неонуар о грехопадении.

Новая экранизация одноименного романа Уильяма Линдси Грешама, по которому в 1947 Эдмунд Гулдинг снял образцовый нуар, бережно заимствует у своих предшественников дух сороковых. Циничный герой, femme fatale, литая фактура золотого века с ар-деко во главе, пистолет — Гильермо дель Торо действует в лучших традициях жанра, путешествуя в темных закоулках человеческой души и обнажая ее самые низменные пороки.

Так, в искаженном пространстве бродячего цирка люди превращаются в монстров, и наоборот. Но «никакой мистики — сплошной Фрейд». 150-минутный сеанс магии с последующим разоблачением исследует истинную природу хищников и их манипуляций на всех уровнях власти: пусть выглядят они по-разному, зато как похожи их методы. Главное найти идеальную жертву — подавленного человека, который расскажет о себе сам. «Все желают быть увиденными», — повторяют менталисты, и это абсолютная правда.

Прелесть «Аллеи кошмаров» в том, что она изобилует внешними и внутренними конфликтами, наблюдать за которыми дико интересно. От глубинных мук выбора и совести до противопоставления грязной ярмарки с роскошными интерьерами отелей и то ли человека, то ли зверя с холёными дамами в мехах. Манерное удушливое ретро ничуть не портит кино: воспеватель бульварных ужасов дель Торо ловко использует визуал, чтобы опять-таки обмануть зрителя. Потому что, помните, все не то, чем кажется.

Детально разобраться в психологии фильма поможет сценарий, обратите внимание на структуру!

👁 Для кого?
Для фаталистов.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 7.2, IMDB — 7.4
​​Я бы предпочла обойтись без неё, но рубрика #антирекомендация продолжается. Убила вчерашний вечер на онлайн-новинки, которые не то что смотреть, даже включать не стоило. Хотя если душа требует больного сценария в духе отечественных комедий, намеренно (?) дешёвых трюков и картинки «вырви глаз», представленные ниже три «плоских» фильма — идеальный выбор.

«Кими» (“Kimi”), 2022

Моно-триллер Стивена Содерберга о ковидно-цифровой эпохе — как звучит! Но по факту рассуждение о губительном воздействии технологий поверхностно, идея о противостоянии капитализму непроработана, соотношение с повесткой дня надуманно, переходы между жанрами грубы, а Зои Кравиц даже не старается сыграть убедительно. Плюс эксплуатация темы «Окно во двор» уже изрядно подбешивает. Для кого и зачем создано это кино — загадка!

«King’s Man: Начало» (“The King’s Man”), 2021

Приквел отличной шпионской дилогии так плох, что смешно и тошно одновременно. Картина, пестрящая бесконечными флешбэками, с каждой сценой разбивается вдребезги, карикатурные герои выглядят нелепыми куклами, а тему войны в контексте бреда даже не хочется обсуждать. Я не ханжа и готова мириться с альтернативной историей, но тут уж совсем «клюква в сахаре».

«Большой баг» (“BigBug”), 2022

«Утечка мозгов», — воскликнула одна из героинь этой абсурдистской антиутопии, и я склонна с ней согласиться. Спустя почти десять лет затишья режиссёр «Амели» Жан-Пьер Жёне выпустил «камерный сай-фай-секс-фарс» или попросту фантасмагорическую телепьесу, в которой бумерские фантазии очень своеобразен интерпретируют о дивный новый мир. Простите за мой французский, но редкостная дичь.

Бегущей строкой заявляю, что тема неудач сегодня раскрыта и в моем писательском блоге — чтиво сугубо для тех, кто хочет познакомиться со мной поближе. Ну и надеюсь, предстоящие сегодня и завтра предпоказы полоса невезения обойдёт стороной: не зря же я стала еще осознаннее выбирать сеансы!
​​Врываюсь в понедельник с рецензией на важную и нужную ленту, которая выходит в прокат 23 февраля. Ее постановщица Нинья Тюберг осознаёт, что «люди стесняются идти на такой фильм в кино», но не спешите с выводами, потому что порно — это лишь оболочка.

«Удовольствие» (“Pleasure”), 2021 — обличение патриархата и капитализма через секс-индустрию.

Порно — выбор или эксплуатация? А существует ли этичное порно? И стоит ли от него отказаться вовсе? Что движет работниками: слава или деньги? Или виной всему американская мечта? На протяжении просмотра чувствуешь удивительную эволюцию вопросов в голове, и когда за крикливой эстетикой мыльной оперы и китча нащупываешь нужную метафору, понимаешь, чем именно восхитились члены жюри «Сандэнса» и Канн.

Но вернёмся к порно. Очень приятно осознавать, что режиссёрка основательно погрузилась в тему: Тюберг пять лет общалась с представителями индустрии и даже завлекла в фильм Марка Шпиглера и Эвелин Клэр (лучший момент вчерашнего Q&A в @lenfilm_kinocenter, когда постановщица сказала, что практически все герои «Удовольствия» являются реальными порноактерами, и один из зрителей воскликнул что-то в духе «а я то думаю откуда столько знакомых лиц»).

«Все говорят, что фильм очень реальный», — подчеркнула Тюберг, и я, не обладая экспертным мнением и имея представление об изнанке секс-империи исключительно из расследовательских видеороликов Lenta.ru, полностью подписываюсь под этой фразой. Потому что, повторюсь, «Удовольствие» куда объёмнее, чем кажется на первый взгляд, — в нем сама жизнь, нужно лишь пошире открыть… глаза.

👁 Для кого?
Для тех, кто готов увидеть очень откровенные сцены на большом экране.

🎖Моя оценка — 7/10*
🏅@kinopoisk — 5.9, IMDB — 6.3

*завышаю конечно, но больше подобных фильмов не знаю, хочу поддержать

#предпоказ
​​Режиссерский дебют Ченнинга Татума подавался как комедийное бадди-муви, которое я хотела порекомендовать для семейного просмотра на большом экране в выходной (премьера — завтра), но после предпоказа в «Мираж Синема» понимаю, что, во-первых, это совсем не детское кино, во-вторых, неслучайно оно выходит в прокат именно 23 февраля.

«Лулу и Бриггс» (“Dog”), 2022 — мрачное социальное высказывание с бойкими шутками о тех, кто не умеет жить вне войны.

«Морпех и овчарка-рейнджер едут вдоль Тихоокеанского побережья на похороны хозяина собаки», — из синопсиса мы узнаём о трёх сломанных судьбах в одном предложении, как вам такая комедия? Уже дома я выяснила, что изначальный сценарий предполагал рейтинг R, и тогда стало ясно, отчего весь сеанс я летала на эмоциональных качелях: то плевалась от неуместных в эпоху новой этики выпадов, то возмущалась горькой иронией над «старым кино», то вздрагивала от смеха в зале, когда по рукам бежали мурашки.

Рассмотрев «Лулу и Бриггс» с критической дистанции, видишь печальный фильм о потерянных, загубленных войной, людях, которые банально не знают, как существовать в нормальном мире. Главный герой живет так, будто каждый день для него последний: выкинутый словно мусор — эта метафора несколько раз подается прямо в лоб, — он банально запивает горе алкоголем. Видимо, сценаристы пытались замаскировать весь ужас ситуации шутками (порой очень даже удачными), но кроме недоумения и иногда сочувствия стеб над архаичной маскулинностью ничего не вызывает.

👁 Для кого?
Возможно, для тех, кто имеет отношение к армии.

🎖Моя оценка — 6/10
🏅@kinopoisk — нет оценки, IMDB — 6.9

#предпоказ
Все утро отвлекаю себя как могу и борюсь с первыми признаками панической атаки. Нашла в это страшное время хотя бы намёк на радость.

Финал «Озарка» обещали в конце года, но Netflix устроил сюрприз и перенёс премьеру последних серий на 29 апреля. Я вот только вчера досмотрела первую часть заключительного сезона и в очередной раз убедилась, что это эталонная криминальная драма заслуживает 10/10.

Удивительно, как сценаристам удалось на протяжении всех 37 эпизодов (с 2017 года) сохранить логику и структурированность сюжета. Ни единого промаха: «кровавая, безжалостная история катастрофических решений и еще более ужасающих последствий» с антигероями во главе до сих пор держит в напряжении, а когда кажется, что виртуознее актёрской игры быть не может, как Джейсон Бейтман, Лора Линни и Джулия Гарнер выдают ещё более выдающийся перфоманс.

Официальный анонс тут, а пока отправлюсь (постараюсь) любоваться Гарнер в образе Анны Делви - она же Анна Сорокина - в новом хите стриминга «Изобретая Анну».

📍На время приостанавливаю публикацию обзоров и новостей.
​​Сегодня стартует финальный сезон «Острых козырьков» (“Peaky Blinders”), и его открывающий эпизод называется “Black Day”.
Друзья, мир в огне. Не думала, что буду советовать эти фундаментальные книги в данном контексте, но, кажется, время пришло. Надеюсь, мой топ нон-фикшн о политике, экономике и психологии, который я формировала годами, поможет вам хотя бы немного разобраться в происходящем.

«Искусство управление государством. Стратегии для меняющегося мира» (“Statecraft. Strategies for a Changing World”), Маргарет Тэтчер

«Железная леди» утверждает, что «государство — слуга, а не хозяин людей» и даёт готовое руководство к тому, «как не совершать ошибок, ведущих к кровопролитию». Вот некоторые выдержки из книги, которые легко применимы к современным реалиям: «размышления о совершенной и далекой от совершенства политики на примерах лидеров ряда мировых держав»; «роль государств в обеспечении международной безопасности»; «обоснование национальных приоритетов в устройстве государственного строя как залога стабильного международного порядка».

«Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (“The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined”), Стивен Пинкер

В этой захватывающей, задевающей за живой работе один из самых влиятельных ныне живущих мыслителей исследует «глубины человеческой природы и, сочетая историю с психологией, рисует удивительную картину мира». Дважды финалист Пулитцеровской премии «помогает понять наши запутанные мотивы — внутренних демонов, которые склоняют нас к насилию, и добрых ангелов, указывающих противоположный путь». Пинкер ставит под сомнение традиционные взгляды на общество и развенчивает «фаталистические мифы о том, что насилие — неотъемлемое свойство человеческой цивилизации, а время, в которое мы живем, проклято».

«Разумный инвестор: Полное руководство по стоимостному инвестированию» (“The Intelligent Investor The Definitive Book On Value Investing”), Бенджамин Грэм

Прочитав эту книгу в 1950 году, Уоррен Баффетт счел ее лучшим из всего, что когда-либо было написано об инвестициях. С тех пор сформулированные Грэмом правила поведения грамотного инвестора переиздаются каждые пять лет. Автор разбирает все аспекты разработки и реализации действенной инвестиционной политики, выделяет центральные принципы инвестирования и подробно описывает «принципы оптимальной портфельной политики, поиск перспективных объектов инвестиций, вероятные темпы инфляции, стоимостное инвестирование по оборотным активам, предпринимательское и защищенное стоимостное инвестирование и другое».

Главное — не паниковать! Сила в знаниях!

#чтопочитать
Forwarded from Сиквел приквела (Алёшка Гумбатов)
Голливуд всерьез рассматривает вариант с отменой своих будущих премьер в России

The Hollywood Reporter опубликовал материал, в котором поделился инсайдом, что американские большие студии на самом деле думают, как поступать с российским рынком на фоне «спецоперации» в Украине. Все из них пока отказываются от публичных заявлений, однако работа в неприятном для нас направлении точно идет. Некоторые люди из неназванных студий, впрочем, уже выражают огромную обеспокоенность данной ситуацией и считают, что все идет к гибели привычной системы проката на территории РФ.

Действительно многое зависит от того, как западные продюсеры решат вопрос с отключением России от SWIFT. Без нее Голливуд попросту не сможет возвращать деньги в свое распоряжение от российских партнеров-дистрибьюторов. При этом для многих студий РФ остается рынком, который приносит неплохую прибыль, но если санкции останутся в силе или вовсе наберут обороты, нас ждут плохие кинотеатральные времена.

Пользователи Netflix, к слову, уже несколько часов испытывают проблемы с продлением или оформлением подписки с российских банковских карт. Та же участь постигла Spotify. Будет ли вопрос решен в ближайшее время — неизвестно. Компании пока отказываются от комментариев, некоторые пользователи музыкального стриминга жалуются, что его техподдержка уже почти неделю не выходит на связь.
​​Не хочется весенний денёчек с таких новостей, но что делать.

«Бэтмена» и другие зарубежные фильмы не покажут в России.

Deadline сообщает, что релиз нового «Бэтмена», который должен был состоятся завтра, отменён. Sony и Warner Bros. также заявили о приостановке показов своих фильмов на территорию России, собственно, как и Disney, который больше не поставляет ленты в российские кинотеатры.

Готовы к импортозамещению?
​​«Касабланка» Майкла Кёртица, сюжет которой «уравнивает войну и любовь, две крайности человеческого существования», планировалась к повторному прокату до сами понимаете чего, но, кажется, сейчас самое время для такого кино.

Спецпоказы, приуроченные к 80-летию картины, уже стартовали, в широком прокате — с 3 марта. Больше инфо тут.

Честно, пересмотрела фильм, и стало чуточку легче. Пойду, пожалуй, еще раз почитаю разбор ключевых сцен «Касабланки» в «Истории на миллион долларов» Роберта Макки.
Итак.

Вслед за Disney, Warner Bros. и Sony кинокомпания Paramount откладывает выход своих проектов в России на неопределенный срок. Фильмы российских режиссеров убирают из программ европейских фестивалей (в Каннах, Глазго и Стокгольме точно, Локарно пока держит нейтралитет). Netflix замораживает производство российских сериалов, BBC прекращает лицензирование контента российским потребителям, All3Media прекратили все бизнес-переговоры с российскими вещателями, ITV Studios остановили новые продажи российским клиентам, а еще российские продукты не будут участвовать в Каннском телерынке MIP TV. Как водится, продолжение следует.

Пока есть что смотреть, задаю вопрос ⬇️
​​Друзья, спасибо за отклик. Очень ценно понимать, что рецензии нужны и сейчас. Кино переосмысливает реальность и примиряет людей с жестокой действительностью более ста лет, и, как бы горько ни было, искусство существует в том числе благодаря неидеальности мира. Неделю назад я посмотрела получивший Гран-при в Каннах франко-иранский фильм о несправедливости и думаю сегодня, когда Бэтмен обошёл нас стороной, пора представить эту не менее ценную премьеру.

«Герой» (“Ghahreman”), 2021 — драма простого человека, в которой маленькая неправда порождает большую ложь.

Дважды оскароносный Асгар Фархади снял то, что ему удается лучше всего: быт простого иранца, отягощённого некой тайной и закапывающего себя в пучину обмана. Удивительный киноязык режиссера со свойственной ему одержимостью деталями придает картине «особенную убедительность сентиментальной остросюжетности», которой в общем-то и твисты не нужны. Использование знакомых сценарных приемов не дает отвлечься от центральных идей благородства, чести и нравственного долга.

Фархади, убежденный гуманист, не делящий мир на абсолютное добро и зло, последовательно исследует мотивы поступка своего героя (или злодея?), чтобы зритель сам оказался в ситуации моральной диллемы. Универсальность поднятых тем совершенно точно найдет отклик у любого, другое дело, что, лавируя где-то между социальной драмой, притчей и бытовым триллером, не понимаешь, на что ориентироваться. Как и в финале, который, с одной стороны, предельно предсказуем, с другой, — загадочнее любой восточной мудрости.

В широком прокате с 3 марта!

👁 Для кого?
Для поступающих по совести.

🎖Моя оценка — 7/10
🏅@kinopoisk — 6.9, IMDB — 7.5

#предпоказ
​​Свою новую работу Владимир Битоков представил на «Ленфильме» в День всех влюблённых, который уже кажется эпизодом из прошлой жизни. На вопрос, почему герой фильма вернулся с далекой войны в Сирии, а не с Донбасса, ученик Сокурова ответил так: «Война на Украине не могла бы быть произнесена вслух… вскользь. Ей бы пришлось уделять особое внимание, и тогда бы это разрушило сюжет, про который мы хотели сделать фильм. Сюжет о матери». И действительно, важно говорить не только о войне, но и о любви.

«Мама, я дома», 2021 — разножанровое переосмысление абсурдной действительности или «Три билборда на граница Эббинга, Миссури» по-русски.

— На какой войне он был?
— Да не знаю я, на какой. Что сейчас мало войн, что ли.

Мать пропавшего солдата ищет правды: она уверена, что сын жив, и требует у властей разобраться. Формально сценарий следует правилам сверхреализма, но «интрига и диалоги прописаны так, что над узнаваемо бедной провинциальной жизнью нависает облако почти театрального сюрреализма». Социальная драма о бездушии бюрократический машины разбавляется элементами комедии (!), а после резкого поворота, отчетливо напоминающего виртуозную, но недооцененную картину Адама Вингарда «Гость», тотчас превращается в триллер.

Битоков работал с готовым сценарием и отметил, что купился именно на «смешение жанров». Мне же показалось, что каждая из этих линий могла бы стать отдельным фильмом. Соединяя прямолинейные рассуждения о нынешнем прославлении милитаризма и уязвимости гражданских прав с загадочной метафоричностью того самого твиста, режиссер неуверенно балансирует на грани простоты и претенциозности. Что перевесило, решать вам.

Увы, прокатчика в России так и не нашли, но «Мама, я дома» есть в сети.

👁 Для кого?
Для тех, кому нужно разделить отчаяние и гнев.

🎖Моя оценка — 6/10
🏅@kinopoisk — 7, IMDB — 6.8

#предпоказ
​​Смотрю седьмой эпизод второго сезона «Великой», строчу заметки и плачу.

«Россия как старая свинья, застрявшая в грязи. И ей это нравится».

«Твои сестры в Европе, а ты в этой забытой Богом дыре».

– Проиграли все: двор, мои люди, крепостные. Проиграли все.
– Это ж Россия.
– Наконец я начинаю понимать что это значит.