Што это было
5.97K subscribers
1.79K photos
106 videos
4 files
1.78K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Купить рекламу: https://telega.in/c/shtoetobilo
加入频道
И снова о классике. В октябре в Эрмитаже завершилась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», где показали лучшие полотна Матисса, Пикассо, Гогена, Ван Гога, Писсарро, Дерена, Моне из собрания коллекционера. Остановимся на последнем.

Инфоповод — День рождения Моне 14 ноября — успешно пропущен.

В 1883 году Клод Моне поселился в Живерни, и несколько лет основной природной «мастерской» для него служили окрестности — просторы заливных полей, запечатлённые в картине «Луга в Живерни». Все изменилось в 1890-м, когда художнику удалось стать хозяином поместья: он «начал создавать полноценную мастерскую на открытом воздухе, украшенную множеством специально подобранных им цветов».

Первые крупные пейзажные «пробы» Моне предпринял там в 1899 году, написав серию из двенадцати видов пруда с японским мостиком. Щукин лично отправился за знаменитыми «Белыми кувшинками» в усадьбу в Живерни. И теперь о других кувшинках. О черных.

В следующем посте о детективе Мишеля Бюсси ⬇️
Начало ⬆️

«Новый день приходит в Живерни. Старуха наблюдает за буднями деревни, туристами… Перед ее взором проходят силуэты и судьбы. Двое особенно привлекают ее внимание: женщина с глазами цвета кувшинок, которая мечтает о любви и бегстве, и девочка одиннадцати лет, которая живет только живописью. Судьба уготовила им суровое испытание. Здесь, где каждая душа имеет свой секрет, разыграется драма, которая разрушит иллюзии и разбередит былые раны…»

Аннотация к «Чёрным кувшинкам» Мишеля Бюсси обещает импрессионистский детектив, сквозь который будет проходить образ Клода Моне. Так, Бюсси предстаёт перед нами не только «королем полара» (французской детективной разновидности — нуар пополам с полицейским романом), но и искусствоведом. Он сохранил в романе все географические и мемориальные подробности Живерни, где четверть века прожил художник, и построил книгу на тех же принципах, что использовал Моне при создании своих работ.

Полотна Моне лучше рассматривать издалека — вблизи цвета сливаются, пестрые мазки образуют пестрый хаотичный пейзаж. Произведение Бюсси, размытое ненадёжной памятью персонажей, тоже может казаться не совсем целостным, но в финале, когда осмысливаешь прочитанное, все сюжетные линии собираются в изящную картину. Искусно, увлекательно, завораживающе.

Интересно, какой бы вышла экранизация?

#чтопочитать
Как смотреть фильмы и сериалы на английском я рассказывала тут, а теперь продолжу разговор про книги. В книжном клубе @mrdarcyandballs мы прочитали и обсудили несколько знаковых романов на английском, но новый формат, когда нужно прочитать два произведения за пять недель и найти между ними лингвистические и сюжетные переклички, стал для меня настоящим вызовом.

Роман “Hag-Seed” («Ведьмино отродье») Маргарет Этвуд — помните, именно она написала «Рассказ служанки» — вдохновлен пьесой Уильяма Шекспира “The Tempest” («Буря»). В русской аннотации сказано, что это «пересказ "Бури" эпохи YouTube, рэп-лирики и новой драмы», еще «Ведьмино отродье» называют «кавер-версией "Бури"», правда, по мне, читать “Hag-Seed” без “The Tempest” не имеет никакого смысла.

Выделю одну сцену. Пиршество в «Буре», где Просперо проучивает своих врагов, перекликается с эпизодом фуршета в «Ведьмином отродье». Но в современном варианте ключевым моментом застолья становится жуткий бэд-трип, напоминающий «Экстаз» Гаспара Ноэ. Хотя, казалось бы, где Шекспир, а где Ноэ.

В целом, мы разобрали огромное количество произведений, в которых можно найти отсылки к «Буре», и вот мой фаворит — танцевальная постановка The Tempest Replica. Хореограф Кристал Пайт представляет игру мести и прощения, реальности и воображения, и исследует эти мотивы в двух контекстах: макет шекспировского острова как метафора изоляции, плена и желания и ностальгический городской пейзаж, пробуждающий тоску. Оставляю ссылку на завораживающий трейлер представления.

#чтопочитать
​​Сегодня самый загадочный / известный / продаваемый писатель России Виктор Пелевин отмечает 60-летие. И сегодня же в онлайн-кинотеатре Kion выходит документальный фильм Родиона Чепеля «Пелевин» о главном мистификаторе российской литературы. Мне удалось посмотреть док до официальной премьеры: рассказываю, каким он получился.

«Пелевин», 2022 — документально-литературное расследование мифологии, образовавшейся вокруг Пелевина.

В 2019 году литературный критик Галина Юзефович и тогда еще главный редактор книжного сервиса Storytel Анастасия Завозова спорили о Пелевине и сошлись на том, «что ему надо выступать с новогодними обращениями». В фильме Чепеля Юзефович вернулась к этой мысли:

«У Пелевина часть романов так называемые информационные бюллетени. Мы все тонем в информационном шуме. Раз в год появляется Виктор Олегович, шаркает невидимой ножкой. И произносит фразу: “Я вам сейчас объясню про что был прошлый год”. Это невероятно востребованный товар. Пелевин сегодня выходит тиражом 150 тысяч экземпляров, и это очень много. Это атипично много. Столько нет практически ни у кого».

Относиться к его произведениям, особенно последним, можно по-разному, но так получается, что его до сих пор читают, хотя Пелевин уже больше 20 лет не появлялся на публике. Режиссер фильма изучил архивы, поговорил с друзьями детства писателя, одногруппниками, бывшими коллегами и наставниками, чтобы выстроить хронологию жизни Пелевина и понять, в каких персонажей превратились люди из его биографии.

Увы, сам Пелевин в кадре не появится, поэтому документалка однозначно не отвечает на обозначенные вопросы — куда он делся и из-за чего не выходит на связь с внешним миром зритель не узнает. Почему Пелевин проигрывает в конкуренции с самим собой тоже непонятно. Интересно, что документальное повествование сочетается с анимированными кадрами, образуя анимадок, но каких-то откровений точно не стоит ждать.

👁 Для кого?
Для фанатов Пелевина.

#предпоказ @kionru #док
Сегодня упоминала «Книжный базар», который, увы, давно не обновлялся, и сделаю это снова. Рассказала @podcast_grandillusion о любимых подкастах, среди которых тот самый с Юзефович и Завозовой, но мой любимый про секты (обожаю!) ⬇️
Первой будет Ксюша из @shtoetobilo

Посоветую два подкаста, потому что только эти два подкаста я прослушала от и до. Первый вы наверняка знаете, а второй — мое guilty pleasure.

Книжный базар

Здесь литературный критик Галина Юзефович и экс-главный редактор Storytel говорят о литературе, а Антон Долин рассказывает об экранизациях. Увы, новых выпусков нет и не предвидится, поэтому я переслушиваю любимые эпизоды. Фаворит — тот, где разбираются романы сестёр Бронте. После недавней премьеры фильма «Эмили» спорить о том, какой них лучше — отдельное удовольствие.

Внутри секты

«Это подкаст о том, почему россияне верят в вещи, не подтвержденные современной наукой, и как это меняет их жизнь». Кто только не рассказывал там свои истории: специалисты по нью-эйджу и спиритуализму, астрологи, литотерапевты, исследователи полтергейста, контактеры с пришельцами…Всего десять выпусков, и каждый на вес золота! Если выбирать один, пусть будет тот, где объясняется прямая связь между духовностью и капитализмом.

#подкасты
Сегодня внеочередная книготерапия, потому что Гульнара Краснова — доктор философских наук, профессор ВАК, популяризатор, журналист, писатель и исследователь счастья @happy_science — сделала подборку книг о счастье, которой я с радостью делюсь с вами.

Интересно, что большая часть издающихся в России книг о счастье написана зарубежными авторами. Но в этой подборке собраны книги русскоязычных писателей. Все они — эксперты в разных областях, живут в разных странах, и у них разные подходы к счастью. Объединяет их то, что все они родились и выросли в СССР. А у нас с ними общие культурные коды, как бы потом не сложилась жизнь.

🔹 «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым», Мария Хайнц

В книге собрано лучшее из того, что есть в позитивной психологии и тайм-менеджменте, чтобы сделать людей более счастливыми вне зависимости от степени их занятости и успешности. Мария — психолог-консультант по позитивной психологии, автор блога о счастье и личной эффективности, а еще мама троих детей. Мое интервью с Марией здесь.

🔹 «Беседы о счастье», Аркадий Панц

Поговорить о своем счастье дорогого стоит, а если с профессионалом, то тем более. Автор книги, психиатр, психотерапевт и психоаналитик Аркадий Панц, делится своим опытом, наблюдениями, мыслями и чувствами, которые накопились у него за 35 лет профессиональной деятельности.

🔹 «Возраст счастья. Что общего у тех, кто живет долго и счастливо?», Владимир Яковлев

В книге 50 историй счастливых людей, которые живут полной насыщенной жизнью, не обращая внимание на свой возраст, а напротив —считают его «золотым временем». Истории собрал журналист, автор проекта «Возраст счастья», а в прошлом — основатель ИД «Коммерсантъ» и проекта «Сноб».

🔹 «Система счастья. Практическое руководство по тренировке счастья», Александр Суворов

В книге описан подход делового человека к достижению счастья, как к системе тренировок: чем больше тренируешься, тем больше достигаешь. Есть пошаговая инструкция к улучшению качества жизни в шести сферах: здоровье, ресурсы (бизнес и деньги), семья и отношения, хобби (отдых), социальная успешность, духовный рост. Автор – успешный бизнесмен и предприниматель.

🔹 «Счастье не спешить. Практики Slow Life для жизни без стресса и суеты», Екатерина Ракова

Автор — поэт-песенник, копирайтер, любитель творческих экспериментов и поклонник Slow Life. Книга о том, как замедлиться,перестать быть вечно занятыми, наконец, получать удовольствие от каждого дня.

Больше о счастье в телеграм-канале «Счастье на научном», где разбирают интересный научпоп и селфхэлп по психологии и саморазвитию, а также публикуют отрывки из книг, которые не выходили в России, с собственным переводом.

#чтопочитать
Што это было pinned «На кинчик, печеньки и книжечки. Закреплю кнопку для донатов, потому что ну а почему нет.»
Когда смотрела беседу Дудя и Муратова о том, что происходит в России, во мне ликовал не только журналист, но и сотрудник Yota (хоть и ex).

И пусть Сергей Адоньев поддерживал «Новую газету» до того, как я устроилась в компанию, все равно приятно осознавать себя на светлой стороне.

Пост о поиске новой работы, кстати, актуален. Если вам нужен опытный редактор или PR-специалист с двумя красными дипломами журфака СПбГУ, переходите сюда.
​​Антония Байетт — знаковая фигура для британской литературы: автор более двух десятков книг, обладательница Букеровской премии, лауреат многочисленных литературных наград и дама-командор ордена Британской империи. Что будет когда по мотивам ее рассказа написать сценарий, выкинув из него проблематику, продемонстрировал Джордж Миллер.

«Три тысячи лет желаний» (Three Thousands Years of Longing), 2022 — бессмысленный аттракцион для неискушённого зрителя.

Сравнивать книгу и экранизацию — неблагодарное дело, но использовать основу “The Djinn in the Nightingale's Eye” («Джинн в соловьином глазу»), где главным желанием героини является равенство женщин с мужчинами, чтобы трансформировать ее во второсортную мелодраму — ещё хуже. И от Миллера, который создал массу хитов — все части «Безумного Макса», «Иствикских ведьм», «Бейба» — я ожидала такой подлянки меньше всего.

В рассказе Байетт поднимает вопрос женского опыта: ее умница-литературоведка переживает о своей внешности, поэтому беспокойство о несовершенстве тела трансформируется в обычное человеческое желание стать привлекательнее, но не слишком, потому что красота, по мнению героини, стала причиной насилия в юности. Про секс в фильме, кстати, ничего не сказано, хотя в “The Djinn in the Nightingale's Eye” на связи человека и джина сделан весомый акцент.

Скачки в пространстве и времени обусловлены как раз телесным комплексом героини — в прекрасных куртизанках и правительницах непременно присутствует изъян. В фильме же красочные визиты в эпохи царицы Савской и Османской империи походят на турецкий сериал — если вы смотрели «Великолепный век» будет совсем неинтересно — и не несут в себе подобного посыла. Миллер, кстати, поместил в кадр книгу Маргарет Этвуд “The Blind Assassin” («Слепой убийца») — он лежит на столе в гостиничном номере, — видимо, надеясь на то, что совершенно несентиментальный роман отведет взгляд от банальной любовной линии его фильма. Не вышло.

В общем, разнесла кино, а @kinoculture34 «Три тысячи лет желаний» хвалит, называя его «взрослой сказкой о рассуждении смысла жизни, чувстве одиночества и любви». Загляните, любопытно!

👁 Для кого?
Для тех, кому достаточно романтичного фэнтези.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 7.2, IMDB — 6.7

#фильм #чтопочитать
Кажется, каждый петербуржец, интересующийся культурной жизнью, дал знать, что побывал в обновлённом «Доме книги». Окей, я тоже сходила. Но каким бы ни был ажиотаж вокруг юридических проволочек, ремонта и ребрендинга, для меня «Дом книги» — это ностальгия.

С конца 1990-х и до середины 2000-х мы с бабушкой покупали там энциклопедии, учебники, сборники стихов и канцелярию, именно там позднее я выбирала литературу для подготовки к вступительным экзаменам на журфак, туда я ездила за романами Стига Ларссона и Лианы Мориарти после университета, там я отдыхала после рабочих будней.

Забавно, но все это время меня мучил вопрос: почему «Дом книги» называется так? Почему не «Дом книг»? Оказывается, Вив Гроскоп разделяет мои терзания. Вот что она пишет в «Саморазвитии по Толстому»:

Магазин был предметом шуток среди студентов, изучавших русский язык, из-за того, что назывался «Дом книги», а не «Дом книг». Никто так и не смог объяснить мне причину такого выбора названия, но мы воображали, что магазин назывался так в советское время на тот случай, если там будет продаваться всего одна книга. Тогда покупателей ждало приятное удивление всякий раз, когда на полках оказывалось больше одного издания. То есть название «Дом книги» было дано в целях управления ожиданиями.

Вот оно как!

#кудасходить #чтопочитать
Сегодня миром правит Черная пятница, поэтому вместе с @planetarium1 мы решили подарить подписчикам @shtoetobilo 30% скидку на космически крутое мероприятие в Санкт-Петербурге и провести розыгрыш билетов.

Музыка Ханса Циммера из фильма «Интерстеллар» впервые прозвучит в живом исполнении под куполом самого большого планетария в мире. Полнокупольная космическая проекция Планетария 1, дальние планеты, звездные скопления и галактики создадут эффект полного погружения в атмосферу фильма. А виртуозные музыканты Amadeus Concerts обеспечат безукоризненное исполнение.

Как купить билеты со скидкой?
Билеты можно приобрести здесь, по промокоду «штоэтобыло» цена уменьшится на целых 30%! Премьера — 2 и 3 декабря.

Условия розыгрыша.
1. Подписаться на телеграм-каналы @shtoetobilo и @planetarium1
2. В комментариях к этой записи поставить +

🎲 Победитель получит два билета на концерт и сможет выбрать дату посещения сам: 2 или 3 декабря. Итоги подведем 30 ноября с помощью рандомайзера. Удачи!

#кудасходить
​​В российском прокате фильм, который по описанию рассказывает «о самом крупном массшутинге в Австралии», когда 28 апреля 1996 года в кафе Порт-Артура были убиты 35 человек. На деле же рутинное повествование не приводит к ожидаемое кульминации, но обо всем по порядку.

«Нитрам» (Nitram), 2021 — фестивальная зарисовка бытовых будней.

Несколько лет назад, когда я обозревала предыдущую работу Джастина Курзеля, я назвала ее «незрелой». У «Нитрама» те же недостатки, что и у основанной на реальных событий «Подлинной истории банды Келли»: не хватает целостного видения, нет кульминации, нет вывода. Обманывать зрительские ожидания — опасное режиссёрское решение, которое редко играет на руку фильму. Поэтому «Нитрам», где ключевой акт насилия вынесен за кадр, остаётся рядовой инди-драмой, неопрятной чередой случайных эпизодов.

К чему вёл Курзель вроде бы понятно по заключительным титрам, в которых говорится о принятии соответствующих законов о хранении и распространении оружия, но тогда неясно, зачем он рассуждал о социальной изоляции психически нездорового человека и критиковал игнорирующее его общество. Калеб Лэндри Джонс, который ещё и успешно пишет музыку, стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» в Каннах за роль Мартина Брайанта, и наверное только ради его актёрского перевоплощения и стоит смотреть этот фильм.

Если решитесь на просмотр, то выбрать подходящий сеанс можно здесь.

👁 Для кого?
Для тех, кто хочет увидеть кусочки биографии австралийского убийцы.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 6.5, IMDB — 7.1

#фильм #предпоказ @arthouseru
Непонятно, страшно, тревожно. Неопределенная обстановка в мире пугает, и многие из нас нуждаются в поддержке. В рамках традиционной субботней рубрики #кинотерапия узнала у киноблогеров, какие фильмы смотреть, чтобы переработать эмоции.

Сегодня в гостях:
Настя Гончарова, @scandicinema
Эд Визитиу, @spacecreation
Евгения Смыкова, @eugeniias_mind
Антон Хоменко, @tomcruisepidor
Дмитрий Прохоров, @tvsam_official

Рекомендация недели @shtoetobilo — злободневное кино Ладжа Ли «Отверженные». Виктор Гюго называл парижский пригород Монфермей гиблым местом, с тех пор там ничего не изменилось: язык насилия одинаков для всех – и для взрослых, и для детей. Изображая с документальной точностью современные реалии Франции, Ли яростно пытается достучаться до власти. И хочется верить, что его высказывание услышат.

В следующие выпуски приглашаю кинокритиков и литературных обозревателей! Пишите мне, если хотите стать следующим героем рубрики!

#кинотерапия и ее спин-офф #книготерапия каждую субботу на @shtoetobilo