Што это было
6.04K subscribers
1.74K photos
104 videos
4 files
1.77K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Донаты: https://www.tinkoff.ru/cf/1ZN5s8Q6o
加入频道
Неопределённость, тревога и невозможность планировать все ещё остаются маркерами нашего времени. Переварить происходящее удаётся с трудом, поэтому я вновь расспросила кинокритиков, на какие фильмы и сериалы обратить внимание, чтобы снизить тревожность.

С новой подборкой мне помогали старший редактор @kinopoisk и создатель cinemafia.ru, куратор «Хоррор Феста» и преподаватель МШК, кинообозреватель «Канобу» и авторы такого множества СМИ, что список сюда не вместится.

Уверена, вы знаете каждого, а если не подписаны на какой-то канал, то это легко исправить:
Оля Белик, @kinokotik
Егор Москвитин, @oembox
Аня Теплицкая, @tvbooks
Володя Митрофанов, @madlythoughts
Мари Григорян, @net_vkusa

Моя рекомендация недели — сериал «Сцены из супружеской жизни», хроника распада нуклеарной семьи.

К участию в следующих выпусках приглашаю не только кинокритиков, но и литературных обозревателей. Если вы таковым являетесь, свяжитесь со мной. Будем справляться с эмоциями вместе!

#кинотерапия каждую субботу на @shtoetobilo
Стас и Илья из @DOLENKinO замечательным образом соединили все, везде и сразу — цветастые и очень густонаселенные постеры одних из главных фильмов 2022-го.

О самом кассовым проекте студии А24 «Все, везде и сразу» я писала тут, первые — довольно разношёрстные — отзывы критиков на «Три тысячи лет желаний» можно почитать на Rotten Tomatoes (в мировом прокате с августа), а «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где Николас Кейдж играет Николаса Кейджа, выйдет 7 июня онлайн.

Кажется, всем упомянутым высококонцентрированным фильмам удастся выдержать баланс и в самой истории, чего, к сожалению, не сказать о третьей части приквела «Гарри Поттера» «Фантастические твари» (в сети в отличном качестве). ⬇️
​​Рекордно короткий обзор, потому что я с трудом выдержала 30 минут.

«Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (Fantastic Beasts: The Secrets of Dumbledore), 2022 — нескончаемый поток зрительных и голосовых галлюцинаций.

По сути, картина повторяет ошибки второй части. Огромное количество персонажей, запомнить которых под силу разве что ярым фанатам книг Роулинг, сюжетных линий и никак некомментируемых заклинаний не оставляют ни шанса разобраться в контексте происходящего. В новом фильме этот диссонанс только усиливается: несвязанные эпизоды, непонятные диалоги и поверхностные сценарные арки.

Не фильм, а сплошная череда отсылок, оценить которые способны лишь самые преданные поклонники поттерианы. Теперь понятно, почему попытка продолжить легендарную франшизу провалилась в американском прокате.

Ребятам из @tvbulka хватило терпения досмотреть «Тварей» до конца, и они написали крутую рецензию, где по полочкам разобрали что с картиной не так, и объяснили, почему она заслуживает 5 хлебных крошек из 10. Вот так на канале @tvbulka определяют съедобность фильмов и сериалов!

🏅@kinopoisk — 6, IMDB — 6.4

#фильм
​​Завершился Книжный салон-2022, который получил довольно противоречивые отзывы, и запомнился многим разве что выступлением Майи Кучерской, но я не буду мучить вас своими впечатлениями, потому что сразу решила не завышать ожидания. Скажу лишь, что в прошлом году я разрывалась между параллельно идущими мероприятиями все четыре дня, а в этом — посетила лишь презентацию «Сезона отравленных плодов» Веры Богдановой, где подписала роман. Тому две причины: скудная программа и безумный холод внутри шатров.

На самой ярмарке очень хотелось рассмотреть книги поближе и заодно поболтать с экспонентами, но толпы снующих туда-сюда людей (уверена, больше половины оказались на Дворцовой совершенно случайно) иногда не позволяли даже подойти к нужному стенду. Рада, что удалось полистать богато оформленные издания «Бомборы» «Аутентичные миры» Уэса Андерсона и «Моду в кино» Кристофера Лаверти, но скидок на них не было (3400 руб. и 2900 руб. соотвественно), поэтому решила повременить с покупкой. Жалею, что не взяла «Историю искусства» Гомбриха Эрнста у издательства «Искусство - XXI век» за 2600 руб, и что пару месяцев назад поскупилась на “Legacy” Хельмута Ньютона, — теперь альбом предлагают за 17000 руб. вместо 9000 руб.

Вот что купила в итоге.

📕«1913. Лето целого века» и «1913. Что я хотел сказать на самом деле», Флориан Иллиес
Ad Marginem и Гараж

Хроника последнего мирного года перед Первой мировой войной или описание культурной жизни и политических событий, предшествовавших великой катастрофе в Европе. Во второй части старые герои высвечиваются с новой стороны, к ним присоединяются Фернандо Пессоа, Максим Горький, Джек Лондон и многие другие — люди, события и явления, создавшие современность.

📕Сборник рассказов «От первого лица», Харуки Мураками
Эксмо

Я читала абсолютно все у Мураками и знаю чего ожидать от новинки: «Мир ежедневных забот и загадочных событий, мир, в котором много деталей и нюансов. Мир любви и потерь, забавных встреч и фатальных событий, бейсбола и музыки. Где можно поболтать за кружкой пива с говорящей обезьяной об абсолютной любви, получить по почте тетрадь со стихами, узнать об индикаторе любви под музыку "Битлз". Мир, в котором больше смысла и глубины, чем кажется на первый взгляд».

📕«Рождение звука», Чак Паланик
АСТ

У Паланика я тоже перечитала все книги и не сомневаюсь, что новая — такой же шедевр, как предыдущие. В центре истории «профессиональный звукомонтажер-шумовик, который снабжает Голливуд эксклюзивным товаром — пленками с записями душераздирающих криков и стонов, умоляющих всхлипываний и предсмертных хрипов». Чем-то напоминает картину «Цензор» Прано Бэйли-Бонд.

📕«Однажды в Голливуде», Квентин Тарантино
Индивидуум

Тут все понятно: долгожданный литературный дебют Тарантино — «одновременно изысканный и брутальный, уморительно смешной и таящий в себе множество сюрпризов (порой пугающих!) роман, основанный на событиях одноименного оскароносного фильма».

А вы были в этом году на Книжном салоне?

#чтопочитать
​​​​Готовлюсь к новой встрече #киноклубштоэтобыло для @yotarussia и сокрушаюсь, что ребята не проголосовали за разбор «Ломки» (Dopesick).

В прошлый раз мы обсуждали «Выбывшую» (The Dropout), точнее аферу Элизабет Холмс, после обнародования которой в The Wall Street Journal капиталистическая машина заработала на полную мощь. В 2018-м Каррейру опубликовал книгу “Bad Blood: Secrets and Lies in a Silicon Valley Startup John Carreyrou” (на русском языке тоже есть); в 2019-м журналисты ABC News выпустили подкаст “The Dropout”; в том же 2019-м HBO показал документальный фильм «Изобретатель: Жажда крови в Силиконовой долине» (The Inventor: Out for Blood in Silicon Valley); в 2022-м Hulu презентовала сериал «Выбывшая» (The Dropout); в 2023-м Адам МакКей ознакомит зрителей со своей версией этой вечной истории. Почему вечной? Потому что она про деньги.

Purdue Pharma, как и Theranos, ясное дело, тоже про деньги. Напомню в чем суть. В 1990-х рынок США захватил инновационный препарат «оксиконтин». По заявлениям производителя, средство обладало тем же болеутоляющим свойством, что и «викодин», но не вызывало привыкания. Со временем фармацевтическая компания требовала больше денег, а люди — больших дозировок. Так в Америке разразился опиоидный кризис, который привел к чудовищному исходу.

Если проводить аналогию с «Выбывшей», то «Ломка» идет по похожему сценарию: сериал, основанный на книге журналиста и Пулитцеровского номинанта Барри Мейера «Убийцы боли», трансформируется в фильм. Свое социальное высказывание о темной стороне капитализма представят на Каннском рынке Арон Годет и Гита Пуллапилли. Сюжет сосредоточится на расследовании Дэвида Армстронга, в ходе которого журналист раскрыл один из крупнейших фармацевтических заговоров в истории США.

Армстронг обнаружил доказательства того, что династия Саклеров знала о зависимости людей от их препарата и, осознавая все риски, продолжала максимизировать прибыль. На опиоидном кризисе Purdue Pharma заработала десятки миллиардов долларов, однако ответственности за смерти от передозировок более двухсот тысяч американцев до сих пор не понесла. Почему? Правильно, потому что все упирается в деньги.

💰 Буду признательна за материальную поддержку канала: https://www.tinkoff.ru/cf/1ZN5s8Q6ooB
Все средства идут на кино и книги!

#сериал
Посмотрела половину эпизодов (6 из 12) сериала по дебютному роману Салли Руни «Разговоры с друзьями» (Conversations with Friends) и поражаюсь, как Леонарду Абрахамсону, создателю предыдущей экранизации книги писательницы «Нормальные люди», и сценаристке Элис Бирч, также работавшей над Normal People (и над «Наследниками»), вновь удалось выдержать баланс между скукой и отражением реальной жизни, между пошлостью и чувственностью, что особенно заметно в эротических сценах.

«Нормальные люди», кстати, тоже отличались обилием постельных сцен: им отдали 41 минуту 15 секунд экранного времени. Абсолютный рекорд среди проектов телеканала BBC Three! Радует и бережное отношение к материалу: в обоих проектах секс похож на описания из первоисточников, — неловкий, откровенный, не всегда романтичный, но и не вульгарный.

Если вы не в курсе, кто такая Руни, то я напомню: это миллениалка, пишущая для миллениалов о миллениалах, которые занимаются любовью во имя спасения мира, — красота!

#сериал #пофану
​​Я, как человек, отсмотревший шесть сезонов «Викингов» и все концептуальные арт-хорроры Роберта Эггерса, могу с уверенностью утверждать:

«Варяг» / «Северянин» (The Northman), 2022 — это страшно красивый эпос о мести с выверенным мистицизмом и многозначительной символикой.

В основе фильма лежит знакомый каждому сюжет, берущий истоки в скандинавской мифологии. Шекспировский «Гамлет», диснеевский «Король лев», теперь вот «Северянин». Но эггеровский масштаб иной: он больше работает на психику героев. Прелесть в том, что даже не особо увлекаясь Фрейдом, можно заметить, как отношения Амлета (гАмлета) с родителями влияют на его поведение, будь то инцестуозный поцелуй или спуск в бессознательное, где он идентифицируется с отцом.

Претенциозный психоанализ в лучших традициях Эггерса рифмуется с религией. И если фольклор протестантов Новой Англии он уже переосмыслил в «Ведьме» и в «Маяке», то в «Северянине» режиссёр взялся за микс скандинавских саг, диких языческих обрядов и библейских мотивов. Так, в одной сцене можно встретить и Вальгаллу, и мученичество Иисуса, и вообще не удивиться.

Но как бы ни было привлекательно содержание, важно помнить, что Эггерс — чистый визионер. Начиная карьеру с художника-постановщика, он до сих пор предпочитает показывать, а не рассказывать. Скрупулезная проработка аутентичного мира, тягучие кадры без склеек, щепетильный подход к деталям, захватывающая дух работа со светом (в данном случае отсылающая к Рембрандту) и старая добрая расчлененка — представляю, каким впечатляющим это погружение было бы на большом экране!

И пусть технически совершенное кино выглядит чрезвычайно манерно и даже маниакально, мне по душе эта кровавая фантасмагория, пахнущая гнилью.

👁 Для кого?
Для тех, кто мечтал об осязаемой театральной реальности в скандинавском мифе.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 7.1, IMDB — 7.4

#фильм
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Это я через три недели, когда пойду к ортодонту снимать брекеты. А если серьезно, то откуда они у Валькирии в «Северянине»? Или это что-то другое?
​​В последнее время приходится довольствоваться в основном домашним кинотеатром, но при этом и на больших экранах можно выцепить как минимум по одному любопытному фильму в неделю. Только в этом месяце я рассказывала про «Клона», «Казнь», «Супергероев», «Улей». Впереди — «Точка кипения» и «Волк».

А еще в мае покажут ретроспективу культовой картины Алена Рене «Хиросима, моя любовь». Фильм, который называют «одним из самых пацифистских в мировом кинематографе», должен был бороться за «Золотую пальмовую ветвь» в 1959-м, но был снят с конкурса из-за темы атомных бомб, чтобы не обидеть американцев. Тем удивительнее, что позднее сценарий ленты номинировался на «Оскар».

Официально «Хиросима, моя любовь» стартует в российском прокате 2 июня, но премьерные показы пройдут в конце мая. Как раз на них мы и решили вместе с Russian World Vision разыграть билеты.

❗️ Один победитель получит два билета на спецпоказ в Москве, второй — в Санкт-Петербурге.

📽
Москва. 30 мая. Киноцентр «Октябрь». Показ и обсуждение с литературоведом Евгением Жариновым.
📽 Санкт-Петербург. 30 мая. Кинотеатр «Аврора». Показ и обсуждение с Викторией Смирновой-Майзель, главным редактором журнала "КИНЕМА", доцентом кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ.

Условия розыгрыша.

📍
Быть подписанным на телеграм-каналы @shtoetobilo и @rwvfilms.
📍В комментариях к этой записи написать на показ в каком городе — в Москве или в Санкт-Петербурге — вы хотели бы попасть.

🎲 Итоги подведем 27 мая с помощью рандомайзера. Удачи!

#кудасходить
Што это было pinned «​​В последнее время приходится довольствоваться в основном домашним кинотеатром, но при этом и на больших экранах можно выцепить как минимум по одному любопытному фильму в неделю. Только в этом месяце я рассказывала про «Клона», «Казнь», «Супергероев», «Улей».…»
​​Все еще рефлексирую, что в воскресенье на Книжном салоне не попала на встречу «Русские сезоны навсегда!», посвящённую 150-летию со дня рождения С. П. Дягилева, поэтому компенсирую невозможность увидеть уникальные материалы из фондов Российской национальной библиотеки другими не менее прекрасными вещами.

Так, на днях сходила на Гала-концерт Петербургского театра русского балета имени Анны Павловой, где на сцене императорского Эрмитажного театра объединили фрагменты шедевров балетной классики: от «Лебединого озера» до «Щелкунчика». Номера были показаны в старой редакции — так, как их задумывали великие хореографы прошлого, чтобы сохранить традиции классического балета. Наверное, поэтому кажется, что с момента создания театра в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра (про последний поход в Мариинку рассказывала здесь, и здесь же список эстетских фильмов и сериалов), ничего не изменилось — потомки династии до сих пор сохраняют уникальный дух и Петербургские традиции исполнения. Билеты можно приобрести на сайте: https://www.balet-spb.ru/

Если соберетесь на концерт, имейте в виду, что площадки для выступлений труппы Петербургского театра русского балета имени Анны Павловой могут меняться, но с антрактом в абсолютно пустом корпусе лоджий Рафаэля, который каждый раз возвращает меня в чудесный день из 2017-го в Ватикане, не сравнится никакой другой театр.

А сегодня, дабы продолжить удовольствие, по рекомендации моей бесценной проводницы в мир прекрасного @mrdarcyandballs зачитываюсь «Русским балетом Дягилева» — знаменитой монографией Линн Гарафолы. Почему эта книга не столько про искусство, сколько про бизнес, Катя доступно объяснила здесь.

Почему антреприза Дягилева была так успешна?
Кто спонсировал постановки?
Как был организован пиар и реклама спектаклей?
Как Дягилев продвигал своих артистов и сколько он им платил?

В общем, бумажная версия книги, запас карандашей и стикеров в данном случае обязательны.

#чтопочитать #кудасходить
Хочется продолжить говорить об искусстве, поэтому прикрепляю ссылку на новое, безумно красивое, творение Паоло Соррентино.

Главный режиссер Италии, увлечённый формами избыточности, грандиозности, декоративности и нарочито китчевого гламура, вновь создал квинтэссенцию прекрасного. И пусть рекламный ролик Bulgari “The Unexpected Wonders”, который иначе как короткометражным фильмом не назовёшь, длится всего две минуты, от него так же, как и от любой другой работы Соррентино, захватывает дух.

Кадры с Энн Хэтэуэй и Зендеей хочется растащить на глянцевые открытки и рассматривать бесконечно — до того они безупречны. Воистину, великая красота!

Про крайний фильм Соррентино «Рука Бога» можно почитать здесь, подборка его картин тут, а про «Молодого папу» и «Нового папу» вы итак знаете.

#пофану
Сегодня стартуют долгожданные «Оби-Ван Кеноби» и «Очень странные дела». И если первый выходит в комфортном режиме по эпизоду в неделю, то семь из девяти серий второго вот-вот выложат разом. Я собираюсь смаковать сериалы минимум месяц, а вы как поступите?
Anonymous Poll
33%
Запойное смотрение — моя слабость
7%
Буду растягивать, но все равно сорвусь
39%
Зависит от настроения и времени
17%
Не смотрю указанные сериалы
3%
Не смотрю сериалы вообще
​​Опрос ⬆️ показал, что среди нас не так много сторонников binge-watching, поэтому сегодняшний обзор не будет выглядеть совсем уж запоздалым. Вообще, не припомню такой насыщенный сериальный квартал — из ожидаемых в апреле и в мае проектов я успела досмотреть только два. И если антологию «Пронзительно громко» не советую никому, то этот анимационный альманах, наоборот, должен посмотреть каждый. Хотя вы, конечно, уже это сделали.

«Любовь. Смерть. Роботы» (Love, Death & Robots), 3-й сезон, 2022 — выдающееся обличение человеческих пороков.

Эпизоды нового сезона, как и прежде, сконцентрированы на поступках и мотивах отдельного человека, и этот анализ удивительно органично ложится на короткий метр. Серии длятся от 7 до 22 минут, но этого хватает, чтобы в полной мере раскрыть идею. Выходит, кстати, у всех.

Three Robots: Exit Strategies
Саркастичный сиквел серии из первого сезона, в котором роботы возвращаются в постапокалиптический мир, чтобы вновь поиронизировать над глупостью людей. Персональный троллинг Илона Маска делает эпизод лучшим вариантом для знакомства с сериалом вообще.

Bad Travelling
Социальный триллер Дэвида Финчера с узнаваемым авторским почерком: холодный, мрачный, жуткий. Сценарий готовил автор «Семи» Эндрю Кевин Уокер, поэтому свойственная фильмам Финчера драматургия считывается моментально.

❤️ The Very Pulse of the Machine
Притчу о человеке, чей «микрокосмос постепенно поглощает космос глобальный», поставила Эмили Дин, которую Variety включил в топ-10 аниматоров в 2019 году. Считаю этот невероятной красоты наркотический трип по пустынной планете одним из лучших эпизодов сезона.

Night of the Mini Dead
Легкий и веселый эпизод про зомби снят на макрообъектив — в этом его главная изюминка. Кажется, что мизансцены происходят у тебя под носом — до того все качественно сделано. А так, милейшее высмеивание жанровых клише в семи минутах.

Kill Team Kill
Дженнифер Ю Нельсон, супервайзинг-директор всего сериала, вопреки гендерным стереотипам сделала бешеный милитаристский эпизод про сражающихся с кибермедведем вояками. Кишки, кровище, адреналин — ух!

Swarm
Фотореалистичный эпизод Тима Миллера о столкновении человека с инопланетной расой привлекает отточенной формой и интригующей завязкой, но оборванный финал вселяет недоумение. Тот случай, когда размах не оправдан, хотя, безусловно, выполнен красиво.

❤️ Mason's Rats
Мастерски поставленный Карлосом Стивенсом и студией Axis Studios («Рука помощи» из первого сборника и «Высокая трава» из второго — ее) эпизод о противостоянии человека и крыс напоминает произведения Pixar. Та же глубина и изобретательность, только с расчлененкой.

In Vaulted Halls Entombed
Типичная работа Sony Pictures, как внутри, так и снаружи. Фотореалистичный эпизод об отряде спецназа, столкнувшимся с древним злом, в очередной раз подмигивает Лавкрафту, но делает это не слишком изобретательно.

❤️ Jibaro
Поэтичный арт-эпизод о любви и предательстве Альберто Мьельго считается главной жемчужиной сезона. И правда, фирменный стиль студии Pinkman.tv, которая готовила «Свидетеля» для первого сезона, вышел на нереальный технический уровень! Гипнотическая хореография проактивной камеры вкупе с пластичным киноязыком Мьельго и ярким конфликтом в основе истории — и вот он, шедевр.

👁 Для кого?
Для тех, кто не боится заглянуть в будущее.

🎖Моя оценка — 10/10
🏅@kinopoisk — 8.2, IMDB — 8.4

#сериал
​​Начала смотреть кинотеатральную новинку «Остров призраков» — в оригинале "Shepherd", что, конечно, больше отражает суть внутреннего конфликта героя, — и едва выдержала 30 минут.

Мимикрирующий под «Маяк» Роберта Эггерса психологический хоррор начинающего режиссёра Рассела Оуэна переполнен лобовыми претенциозными размышлениями о реальности и вымысле, о (не)возможности борьбы с собственными демонами и о тленности бытия, но эстетика кадра не позволяет попрощаться с этой тоскливой рефлексией сразу.

Атмосфера готического всепоглощающего ужаса на краю земли с тяжёлым свинцовым небом над головой, мхом под ботинками и шумом моря в ушах какое-то время успешно удерживает внимание, правда как только дело доходит до истории, сюжет разваливается. Да, красиво, да, гнетуще, ну и, пожалуй, все.

📍Если вы тоже в растерянности и не знаете, на какой сеанс обратить внимание, предоставляю проверенный временем вариант — ретроперспективу культовой картины Алена Рене «Хиросима, моя любовь». Фильм выйдет в прокат 3 июня, но спецпоказы в разных городах РФ стартуют уже в конце мая. Успеть принять участие в розыгрыше билетов можно тут — результаты опубликую завтра.

#фильм
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Друзья, подведены итоги розыгрыша!

Два билета на спецпоказ «Хиросима, моя любовь» в Москве получает Александр Шестаков @Ashe75, оставивший комментарий под номером 3.

В Санкт-Петербурге на сеанс идёт Гюльшат Багирова, которая написала второй по счету комментарий (для СПб).

👏 Поздравляю победителей, @rwvfilms с вами свяжутся.
После розыгрыша билетов в кино открываю роман Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», а там:

Итак, дублер Клифф Бут обожал свет голубого экрана, хотя иногда на фильмах малость скучал. Он не был «таким грамотным, чтобы писать критику в «Филмс ин ревью», но был достаточно умен, чтобы понимать: «Хиросима — любовь моя» — дерьмо собачье, а Антониони — фальшивка».

Не могу поддержать Бута, потому что (страшно признаться) буду впервые смотреть «Хиросиму» только в понедельник в «Авроре», зато этот отрывок удачно связывает прошлый пост и следующий — спецвыпуск рубрики #кинотерапия. Догадались, какие герои будут сегодня?

📸 На фото полароидные снимки со съёмок фильма “Once Upon a Time… in Hollywood”, который чуть больше трёх лет назад представили на Каннском кинофестивале.