Што это было
5.97K subscribers
1.79K photos
106 videos
4 files
1.78K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Купить рекламу: https://telega.in/c/shtoetobilo
加入频道
Я, как ярый фанат «Черного зеркала», четыре года ждала шестой сезон и посмотрела новые серии разом в день их выхода. Думала, спустя месяц эмоции поутихнут, но нет.

«Черное зеркало» (Black Mirror), шестой сезон — бледная тень культового сериала.

Технологии управляют нашей жизнью, и это факт, с которым мы сжились. Так, существование в XXI веке сложно представить без черного экрана гаджетов, отражающих эго владельцев. Прелесть «Черного зеркала» в том, что оно попадало в нерв времени и давило на самое больное, но в новых эпизодах тревоги, вызванные технологиями, заменились ужасами в духе V/H/S. Ради справедливости обозначу, что нежно люблю франшизу V/H/S и даже делала пост об истории ее создания (вот он), но от “Black Mirror” ждешь иного — злободневного высказывания, переосмысливающего зависимость от смартфонов и соцсетей, а также злорадства над тотальной слежкой и корпорациями.

Чарли Брукер всегда говорил, что его проект о том, «как нас коррумпировали гаджеты, как нелепо современное общество, каким опасным может быть ближайшее будущее», но теперь он будто намеренно бежит от технологий, когда уводит своих персонажей в глушь без мобильной связи и выдает им кассетные камеры (эпизод «Лох Генри»). Такое резкое расхождение с концептом пугает: классическое «Черное зеркало» можно с натяжкой разглядеть лишь в двух сериях («Джоан ужасна», «За морем»), остальные же («Демон 79», «Лох Генри»), пожалуй, кроме крайне неудачной «Мэйзи Дэй», были бы органичной частью антологии «З/Л/О».

В итоге, когда под брендом «Чёрного зеркало» выдают совершенно иной продукт, чувствуешь себя обманутым. Это больше не сериал про технологии и их влияние на социум, это, как я уже сказала, очередная часть V/H/S, причём не самая лучшая.

👁 Для кого?
Для тех, кому нравятся хоррор-антологии.

🎖Моя оценка сезону — 6/10
🏅@kinopoisk — 8.5, IMDB — 8.7

#сериал
⬆️ Это мы оплакиваем «Чёрное зеркало».

В продолжение разговора о провальном шестом сезоне “Black Mirror” процитирую Регину, начинающую сценаристку и автора канала «Бегущий по кинотеатрам», которая тоже считает что «сезон ушел в далёкое плавание от изначального концепта проекта», а большинство эпизодов — «это инфантильная ностальгия по прошлому».

Я не стала подробно разбирать каждую серию “Black Mirror”, зато Регина сделала большой гайд, куда включила обзоры всех эпизодов шестого сезона (советую ознакомиться после просмотра сериала, чтобы не словить спойлеры).

Большую часть постов на @begushchij занимают рецензии, но ещё встречаются анонсы, подборки и новости из мира кино. Вот, к примеру, удобная подборка номинантов 75-ой «Эмми», классный мемчик про забастовку сценаристов и актёров или фильмы с запахом лета. Канал, действительно, приятный, загляните.
Когда стало ясно, что новое «Черное зеркало» не радует, я возложила большие надежды на «Расстройство лички» (Several People Are Typing) — дебютную книгу Кельвина Касалки, недавно выпущенную издательством «Индивидуум».

Аннотация звучала многообещающе: «Рядовой сотрудник рекламной фирмы сообщает в рабочем чате, что загрузил себя в слак и не может выбраться. Начальство решает, что он просто хочет поработать из дома, коллеги думают, что бывают шутки и поудачнее. Но это не шутка!»

«Расстройство лички» выстроено в формате рабочего чата — точно таким же многие из нас пользуются каждый день. Офисная переписка подозрительно напоминала мою собственную, учитывая, что я, как и герои “Several People Are Typing”, работаю в PR, поэтому мне удалось прочитать все произведение часа за 1,5.

Впечатления смешанные: кажется, что я просто познакомилась с чужими бессмысленными сообщениями, через которые личности персонажей совершенно не раскрываются. Сочувствовать тем, о ком ничего не знаешь, не хочется. Спасать того, кто не вызывает никаких эмоции, — тем более. Понятия не имею, кому понравится эта книга, учитывая, что у @individuumbooks в портфеле огромное количество достойных произведений, включая отличную экспериментальную прозу.

#чтопочитать
​И снова о технологиях. Новинка @alpinaru, которую доставили мне на днях, тоже о них. Я только начала читать эту книгу, но уже очень хочу о ней рассказать.

Во «Взломать всё. Как сильные мира сего используют уязвимости систем в своих интересах» Брюс Шнайер рассказывает о том, «как могущественные, но неизвестные публике хакеры помогают богатым и влиятельным людям становиться еще богаче и манипулировать сознанием людей». Легендарный криптограф, специалист по кибербезопасности и преподаватель Гарварда обращает внимание, что «взламывать можно не только компьютеры, но и социальные системы: от налогового законодательства до финансовых рынков и политики». Он приводит огромное количество примеров таких хаков: от взломов тарифных планов для междугородних звонков и банкоматов до программ лояльности пассажиров и манипуляций на рынке элитной недвижимости.

Стивен Пинкер обозначил исследование Шнайера как книгу «о новых силах, способных подорвать энергию и целостность современного мира», и, кажется, именно об этом должны были рассказать нам в новых эпизодах «Черного зеркала», но, увы. А «Взломать все», конечно, must-read.

#чтобудучитать
Мой первый солд-аут!

Друзья, на сегодняшний предпоказ исторической костюмной драмы Майвенн «Жанна Дюбарри» в киноцентре «Ленфильм» не осталось билетов. Совсем. Буду рада видеть тех, кто успел урвать местечко!

Перед сеансом я расскажу чем еще примечательна «Жанна Дюбарри», помимо того что картина открыла Каннский кинофестиваль – 2023 и ознаменовала возвращение Джонни Деппа на большие экраны. Поговорим о референсах, разберём выбранный формат подачи материала, обсудим, почему Майвенн предпочла избежать альтернативный взгляд на эпоху.

В широком российском прокате «Жанна Дюбарри» стартует 20 июля.

#киноклубштоэтобыло @lenfilm_kinocenter @rwvfilms
Написала рецензию для журнала «Эгоист» на «Жанну Дюбарри», которую назвала «Красотка в Версале».

Строго говоря, «Жанна Дюбарри» Майвенн – это классический ромком в духе «Красотки» Гэрри Маршалла. Сюжет знаком: секс-работница знакомится с замкнутым состоятельным мужчиной, и вскоре между ними вспыхивает любовь. Герои, по сути, те же: простолюдинка-куртизанка и богач, только вместо Джулии Робертс – сама Майвенн, вместо Ричарда Гира – Джонни Депп. Ну и обитают они не в Беверли-Хиллз, а в Версале, где, впрочем, завистники ведут себя одинаково мерзко. Особенно заметны оммажи «Красотке» в комедийных эпизодах, где королевский секретарь, напоминающий сердобольного гостиничного менеджера, обучает свою подопечную этикету.

📍О плюсах и минусах такого во многом архаичного подхода в моей рецензии по ссылке.

#медиа #фильм @egoistmag
Дебютировала в литературном журнале «Прочтение» с рецензией на новую драму Пьетро Марчелло «Скарлет», в основе которой повесть Александра Грина «Алые паруса».

Источник в кинопоэтике режиссера, как мы можем судить и по его предыдущему фильму «Мартин Иден», — весьма зыбкая основа, потому Ассоль превращается в Джульетту, а капитан дальнего плавания — в пилота. Зачем заменять алые паруса корабля на металлические крылья самолета и почему сказка, создаваемая Марчелло, одновременно и счастливая, и чудовищная, — читайте в моем материале.

📍Ссылка на рецензию «”Алые паруса” в эпоху воздухоплавания».

Представленная на нескольких международных кинофестивалях — от Каннского до Мюнхенского — драма “L’envol” (в оригинале — «Полет», у нас — «Скарлет») открыла международный фестиваль молодого кино VOICES в Вологде. Доберётся ли она до широкого российского проката — пока непонятно.

#медиа #фильм @prochtenie
На Кинопоиске в разделе критики появилась моя рецензия на новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление». А вчера состоялся цифровой релиз картины (на KION тоже есть).

Это прекрасный повод оценить киносказку Озона, в которой играюче говорится «просто о сложном», если вы пропустили ее в кинотеатрах. Пряча рассуждение о социальной справедливости за процедуралом и бойкой комедией с отменными шутками, Озон будто забывает о главной интриге «кто убийца». Лишь первые кадры — блондинка, здание, выстрел, — в которых цитируется Хичкок, походят на детективный триллер, далее завязка служит фоном для развития сюжета эталонного бульварного эскапизма с поправкой на культуру отмены.

📍В рецензии для «После титров» выясняю, что на самом деле скрывается под нарочитой наивностью в «Моем преступлении».

#медиа #фильм
Люблю A-ONE, люблю Джейн Биркин, люблю давать рекомендации ⬇️
​​На этой неделе берём во внимание не только наши советы, но и рекомендации нашей гостьи — автора тг-канала о кино «Што это было» Ксении Балюк!

Ксения, тг-канал «Што это было»

16 июля не стало Джейн Биркин, и я сразу вспомнила, как ровно год назад смотрела документальный фильм «Джейн глазами Шарлотты» (его, кстати, сейчас вновь показывают на больших экранах), в котором Шарлотта Генсбур нарисовала интимный портрет своей матери.

Поднятые темы одиночества и неизбежности смерти позволяют опустить громкие имена героинь, ведь о мимолетности бытия задумываешься независимо от возраста, статуса и профессии. Так, в своём режиссёрском дебюте повествуя о конкретной семье, Генсбур одновременно говорит о любой. Тёплые улыбки чередуются с прохладными взглядами, размытие кадра — с четкостью, умиротворяющие пейзажи — с резким монтажом. Все, как в жизни, где нет идеала, но существует любовь.

Здесь же рекомендую к прочтению «Дневник обезьянки (1957-1982)» Джейн Биркин, в котором через переживания, радости, волнения обнаруживается безграничная любовь Джейн к миру. Миру, потерявшему великую женщину.

Ксюша, бренд-менеджер

Подкаст «Дриматориум».

Это подкаст совладелицы студии «Толк» и документалистки Гульназ Рату и блогера Анатолия Капустина об их личной жизни.

Прежде всего, меня интересует тема любви и отношений с точки зрения социологии, в эпоху постлюбви, постинтимности и вообще поствсего, и подкаст «Дриматориум» — отличная возможность понаблюдать за социальным и любовным экспериментом ребят в режиме онлайн.

спотифай
эпл
я музыка

кастбокс


Вика, креативный продюсер

Наша дорогая коллега Кристина и её группа YOUJNEE выпустили новый прекрасный и важный, поддерживающий трек «54321», который напоминает, как порой важно просто подышать, чтобы отпустило.
Не знаю, как у вас, а у меня последние дни выдались непростыми (знакомая сказала, что всё дело в каких-то там кармических узлах, и это коснулось многих😅), поэтому, можно сказать, что песня вышла очень вовремя!

Кстати, ещё музыку Кристины можно услышать в недавно вышедшем «Кентавре» с Юрой Борисовым! В общем, слушайте трек и не забывайте дышать!
Новый выпуск кинотерапии на «Што это было» получился очень уютным: многие произведения из сегодняшнего списка вам наверняка знакомы. Но далеко не все можно назвать успокаивающими.

У каждого свое определение терапевтического фильма / сериала, поэтому и эмоции от просмотра предложенных гостями проектов будут разными: спокойствие, безмятежность, ностальгия, вдохновение и даже ужас — выбирайте свою.

Подборку готовили:

Ксюша Балюк, Што это было

Моника, Monica Vitti

Микаэль Оганов, Обезьяны и кино

Андрей Загудаев, Кроненберг нефильтрованный

Мария Назарова, ART FLASH

Напоминаю, что теперь в качестве фона используется один кадр (здесь — из моей рекомендации), а в карточках — рекомендации гостей. Уверена, они помогут вам осознать свои чувства.

#кинотерапия и ее спин-офф #книготерапия теперь не каждую неделю на @shtoetobilo
Встретились однажды режиссёр, кинокритик, программный директор и организатор кинофестивалей. А как вы провели выходные?

#детали