Што это было
5.97K subscribers
1.79K photos
106 videos
4 files
1.79K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, преподаватель.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Веду кинопоказы.

PR в ИБ, ex PR Yota.

Купить рекламу: https://telega.in/c/shtoetobilo
加入频道
Посетила российскую премьеру исторической драмы Майвенн «Жанна Дюбарри», которая открыла Каннский кинофестиваль-2023 и закрыла VOICES, и осталась довольна.

Долгожданное возвращение Джонни Деппа на большие экраны вышло символичным: актер сыграл короля Людовика XV, окутанного чарами куртизанки в исполнении Майвенн. Это первая роль Деппа во французском фильме на французском языке, но внимание притягивает Майвенн. Ее Жанна Дюбарри всецело прогрессивна и своенравна, и хоть картина не выходит за рамки классической костюмной мелодрамы, фильм выглядит выглядит довольно современным.

В широком российском прокате «Жанна Дюбарри» стартует 20 июля, но я вас приглашаю посмотреть фильм раньше — на предпоказе 19 июля в киноцентре «Ленфильм». Перед сеансом я представлю картину, чтобы вкратце обозначить исторический контекст, и подсказать, какие отсылки к современности искать в ходе просмотра.

❗️Билеты на предпоказ «Жанны Дюбарри» 19 июля в 20:00 на Ленфильме, где я представлю кино, можно приобрести по этой ссылке.

#кудасходить #киноклубштоэтобыло @lenfilm_kinocenter @rwvfilms
Я уже говорила, что лучшим режиссёром из конкурсной программы VOICES назвала бы Илью Поволоцкого, и теперь хочу подчеркнуть, что Илья был номинирован на «Золотую камеру» (награду за режиссёрский дебют) в Каннах-2023. Объясню, почему его первый полнометражный художественный фильм надо смотреть, когда и если он доберётся до российских кинотеатров.

«Блажь», 2023 — наш общий туманный портрет.

В 2017 году Поволоцкий дебютировал с документальным коротким метром «Северяне», в 2019 году состоялась премьера его полнометражной документальной картины «Пена». В 2023-м он остаётся верен себе, продолжая исследовать северный индивидуализм, хотя, как сказал мне Илья после сеанса, тема Русского Севера для него после трёх работ будет завершена.

А пока на Кольском полуострове, где, по определению режиссёра, полагаются только на себя, оказываются девочка и ее отец, для которых кино и путешествия являются образом жизни. Через Кабардино-Балкарию, Петербург и Карелию они с передвижным кинотеатром (в репертуаре — «Брат» Балабанова и «Верность» Сайфуллаевой) добираются до Мурманской области, попутно погружаясь в быт страны, где художественное расплывается в документальном.

Для зрителя просмотр классического роуд-муви становится созерцательным и эмпатичным опытом, в котором изменения пейзажей за окном автомобиля пересекаются с трансформацией тела и души подростка. Приметы времени определить проблематично, поэтому кажется, что осколки российской действительности образовывают сгусток прошлого, который все еще не растворился в настоящем. Воздух застыл, как и те, кто вынужден им дышать.

👁 Для кого?
Для тех, кто заблудился.

#фильм @voices_fest
О лучшем, на мой взгляд, фильме из конкурсной программы кинофестиваля VOICES, где состоялась его российская премьера, и по совместительству об одной из лучших трагикомедий года вообще.

«Я болею» / «Тошнит от себя» (Syk pike), 2022 — когда одержимость собственным эго выходит из-под контроля.

Скандинавы снова безжалостно препарируют самые зудящие раны социума так, что после просмотра страшно взглянуть в зеркало. Норвежец Кристоффер Боргли в своём втором полном метре рассуждает о тотальной зависимости человека от общественного мнения в то время как все поголовно безразличны друг к другу. Когда все же кому-то удается выйти из тени, его тотчас поглощает тьма из нарциссизма, эгоизма и тщеславия.

Жажда славы и признания становится движущей силой для героини фильма, которая обращается к нелегальным таблеткам российского производства «Ликседол» (вымышленным, если что), чтобы вызванные препаратом кожные увечья привлекли внимание к персоне девушки. Путь к разрушительному совершенству вскрывает ее собственные пороки и пороки окружения, при этом зритель успевает почувствовать как отвращение, так и сочувствие, потому что непременно узнает в этом жутком перформансе себя.

Не разыскав свою идентичность, находясь на зыбком перепутье, яркая представительница инфантильного, потерянного поколения уничтожает себя. Когда мания величия окончательно разрушает личность, смерть духовная ведёт к смерти физической: погибает не только душа, но и тело. Вот так буднично мы теряем себя.

👁 Для кого?
Для тех, кто чувствует распад.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 6.7, IMDB — 7.2

#фильм @voices_fest
К черту контент-план. У «Наследников» 27 НОМИНАЦИЙ на «Эмми»!

Почему я все еще не сделала полноценную рецензию на лучший сериал на свете после финала? Потому что смотрю все сезоны заново. Да, я та, кто полюбила Succession в 2018-м, когда никто не верил, что этот поначалу неприметный проект станет главным сериалом современности, и теперь вспоминаю первые сезоны.

Кстати, к посту прикреплен кадр с празднующим Томом: помните из какой он серии и чем примечателен? В 6 серии 3 сезона Шив и Том радостно открывают бутылку из собственного виноградника в Германии, но вино им не особо нравится, поэтому в 7 эпизоде 4 сезона, на вечеринке накануне выборов, Том просит официантов не говорить, что он предлагает гостям немецкое вино.

#детали
Каким-то чудом успела посмотреть большую часть фильмов, представленных на Фестивале молодого кино VOICES в Вологде, и собрала список лучших в материале для журнала «Эгоист». Многие картины из подборки показали в России впервые.

В статье рассказываю чем хороши «Скарлет» Пьетро Марчелло, «Сказка» Александра Сокурова, «Я болею» («Тошнит от себя») Кристоффера Боргли, «Блажь» Ильи Поволоцкого, «Анатомия падения» Жюстин Трие, «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой, «Жанна Дюбарри» Майвенн.

❗️Ознакомиться с материалом можно на сайте журнала «Эгоист».

#медиа
Завершаю фестивальную серию постов рассказом о том, что в один день (честно!) со мной связались сразу несколько молодых режиссёр, ищущих куда пристроить свои короткие метры. Как вариант — международный фестиваль короткометражного кино shnit Worldwide Shortfilmfestival.

Национальный конкурс Made in Russia в этом году впервые пройдет в формате публичного смотра — он запланирован на октябрь в Москве, а победители Международного конкурса будут выбраны международным жюри и объявлены в конце октября на церемонии закрытия в Амстердаме.

Заявку на участие в Национальном и Международном конкурсах можно подать до 20 июля. К участию принимаются фильмы любого жанра, продолжительностью до 40 минут. Работа над ними должна быть завершена после 1 июля 2021 года.

Подробности на сайте.

#кудасходить
Друзья из издательства Individuum, которые стабильно снабжают меня чудесными книгами (на фото мемуары Херцога из последней посылки и мой почти завершившийся ремонт на фоне), в субботу проведут книжный фестиваль «Однажды в Индивидууме: дети, жабы и рабы», приуроченный к юбилею импринта.

В программе — встречи с авторами издательства, серия тематических воркшопов, большая книжная распродажа и концерт. Полная программа — на сайте. Я особенно жду прямой эфир с Элизабет Шимпфёссль, которая написала книгу «Безумно богатые русские». Однажды мне удалось самой задать ей вопросы.

Минус один — мероприятие пройдет в Москве, а я в Петербурге. Зато сегодня у нас на территории Большого Гостиного Двора открывается летний кинотеатр «Кинодвор гостинки by KION». Все лето будут проводить бесплатные кинопоказы: вечером вот покажут сериал (!) «Там, где цветет полынь», который основан на чудесном романе Ольги Птицевой. Расписание сеансов — здесь.

#кудасходить
28 дней. Столько длится сюжет «Донни Дарко». Столько заняли съемки фильма. Столько Ричард Келли писал сценарий. А до спецпоказа, который я проведу в петербургском кинотеатре «Родина», осталось два дня!

16 июля в 19:00 обсудим, почему «Донни Дарко» уже более двадцати лет остаётся одним из самых загадочных и странных фильмов, с какими сложностями столкнулся Ричард Келли при поиске прокатчика, из-за чего режиссуру пришлось вырезать около 30 минут хронометража, как фильму помог Кристофер Нолан, и другие интересности.

❗️В широком российском прокате «Донни Дарко» будут показывать с 20 июля, а билеты на спецпоказ, который я проведу 16 июля, можно приобрести вот тут.

@inoekino #кудасходить #киноклубштоэтобыло
Forwarded from Artcoin
Собрали для вас цитаты из нового выпуска подкаста с журналистом, кинокритиком, автором Telegram-канала «Што это было» Ксенией Балюк.
А если захотите послушать выпуск целиком, не останавливайте себя и переходите по ссылке - https://artcoin.mave.digital/ep-68
#арткойн_цитаты
Когда в США началась забастовка сценаристов, меня глубоко тронула печальная история в New Yorker о том, как Алекс О’Киф, один из сценаристов сериала «Медведь», отправился на вручение премии «Эмми» с отрицательным балансом на карте и взятой напрокат бабочкой.

Так родилась фраза, которую Artcoin вынес в отдельную карточку с цитатами из нашего подкаста. Уверена, ее запросто можно применить к кинокритикам в России, если не заниматься другими проектами. Тут, кажется, надо написать что-то про «кинокритики, давайте бастовать», но, увы, подобных механизмов у нас нет.

И, кстати, если вы пропустили, то к забастовке сценаристов присоединилась актерская гильдия, которая насчитывает 160 тысяч членов, а это вместе со сценаристами 180 тысяч бастующих. Режиссеры к коллегам не присоединились: они заключили «историческое» соглашение.

#медиа
Когда @kinocowboy спросил меня о лучшем фильме июня, я не задумываясь назвала «Кто убил BlackBerry». Вынесу сюда свой отзыв из общего материала (полная версия с мнениями других кинокритиков по этой ссылке).

«Кто убил BlackBerry» (BlackBerry), 2023 — нетипично об американской мечте.

Что происходит, если в стартап врывается корпоративная акула, а потом, когда компания сама становится корпорацией и забирается на бизнес-вершину, ее убивает рыбка покрупнее? Ответ в жизни. История превращения Research in Motion, основатели которой решают объединить телефон и компьютер, ведет к рождению первого в мире смартфона BlackBerry. Через 10 лет придет Apple, и вы итак знаете чем все закончится.

Офисный байопик Мэтта Джонсона — это не классический фильм о стремлении на вершину. Это внутрянка жизненного цикла успешной компании, вынужденной мириться с законами бизнеса. Ее создатели — обычные люди, их задача — остаться собой. Думали ли они что станут частью новейшей истории капитализма — едва ли, стали ли они ею — безусловно.

Одна из лучших трагикомедий в современном кинематографе, которая, увы, не была достаточно оценена, уже доступна онлайн.

👁 Для кого?
Для тех, кто любит копаться в корпоративных ценностях.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 7.4, IMDB — 7.4

#фильм
Я, как ярый фанат «Черного зеркала», четыре года ждала шестой сезон и посмотрела новые серии разом в день их выхода. Думала, спустя месяц эмоции поутихнут, но нет.

«Черное зеркало» (Black Mirror), шестой сезон — бледная тень культового сериала.

Технологии управляют нашей жизнью, и это факт, с которым мы сжились. Так, существование в XXI веке сложно представить без черного экрана гаджетов, отражающих эго владельцев. Прелесть «Черного зеркала» в том, что оно попадало в нерв времени и давило на самое больное, но в новых эпизодах тревоги, вызванные технологиями, заменились ужасами в духе V/H/S. Ради справедливости обозначу, что нежно люблю франшизу V/H/S и даже делала пост об истории ее создания (вот он), но от “Black Mirror” ждешь иного — злободневного высказывания, переосмысливающего зависимость от смартфонов и соцсетей, а также злорадства над тотальной слежкой и корпорациями.

Чарли Брукер всегда говорил, что его проект о том, «как нас коррумпировали гаджеты, как нелепо современное общество, каким опасным может быть ближайшее будущее», но теперь он будто намеренно бежит от технологий, когда уводит своих персонажей в глушь без мобильной связи и выдает им кассетные камеры (эпизод «Лох Генри»). Такое резкое расхождение с концептом пугает: классическое «Черное зеркало» можно с натяжкой разглядеть лишь в двух сериях («Джоан ужасна», «За морем»), остальные же («Демон 79», «Лох Генри»), пожалуй, кроме крайне неудачной «Мэйзи Дэй», были бы органичной частью антологии «З/Л/О».

В итоге, когда под брендом «Чёрного зеркало» выдают совершенно иной продукт, чувствуешь себя обманутым. Это больше не сериал про технологии и их влияние на социум, это, как я уже сказала, очередная часть V/H/S, причём не самая лучшая.

👁 Для кого?
Для тех, кому нравятся хоррор-антологии.

🎖Моя оценка сезону — 6/10
🏅@kinopoisk — 8.5, IMDB — 8.7

#сериал
⬆️ Это мы оплакиваем «Чёрное зеркало».

В продолжение разговора о провальном шестом сезоне “Black Mirror” процитирую Регину, начинающую сценаристку и автора канала «Бегущий по кинотеатрам», которая тоже считает что «сезон ушел в далёкое плавание от изначального концепта проекта», а большинство эпизодов — «это инфантильная ностальгия по прошлому».

Я не стала подробно разбирать каждую серию “Black Mirror”, зато Регина сделала большой гайд, куда включила обзоры всех эпизодов шестого сезона (советую ознакомиться после просмотра сериала, чтобы не словить спойлеры).

Большую часть постов на @begushchij занимают рецензии, но ещё встречаются анонсы, подборки и новости из мира кино. Вот, к примеру, удобная подборка номинантов 75-ой «Эмми», классный мемчик про забастовку сценаристов и актёров или фильмы с запахом лета. Канал, действительно, приятный, загляните.