Александр В. Щипков
1.89K subscribers
25 photos
10 videos
1 file
1.03K links
Щипков Александр Владимирович

РПЦ МП
加入频道
Идет война. Идет война за суверенитет России — не только за физическое выживание и ресурсы, но, в первую очередь, за культурно-исторические смыслы. Наш народ теперь сам определяет свои национальные цели. Это исторически поворотный момент.

С ростом суверенитета многократно усилился запрос на национальную идеологию. Чем более размыты идеологические ориентиры, тем менее прочно положение России в ходе войны. Чтобы сохранить субъектность и победить, нам необходимо ясно увидеть и сформулировать наши исторические цели и образ национального будущего, то есть отрефлексировать основы российской идеологии.

И тут возникает главный вопрос: кто же в России имеет право (и должен) озвучивать идеологию? Власть? Религиозные лидеры? Экспертное сообщество? Деятели культуры?

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/politics/subekty-i-obekty-rossiyskoy-ideologii.html Субъекты и объекты российской идеологии - Парламентская газета
https://www.pnp.ru/politics/subekty-i-obekty-rossiyskoy-ideologii.html
Читайте Патриарха
О новой книге Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»


В издательстве Российского православного университета св. Иоанна Богослова вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира». В книге собраны статьи, написанные Святейшим Патриархом на основе его устных выступлений на Соборных съездах Всемирного русского народного собора. Хронологические рамки книги охватывают период с 2009 по 2023 годы. Эти выступления отражают логику тех изменений в общественном сознании России, которые произошли за это время. Они показывают, как в переломные моменты истории Церковь предвосхищала тенденции ближайшего будущего, способствовала становлению суверенного национального самосознания, инициировала общественный диалог о фундаментальных ценностях русской традиции. Статьи выстроены в хронологическом порядке, что позволяет проследить развитие идей Патриарха Кирилла и соотнести высказываемые мысли с текущими общественно-церковными реалиями.
Ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова Александр Щипков делится своими впечатлениями от нового труда Патриарха Кирилла.

https://rg.ru/2024/12/12/chitajte-patriarha.html
Поговорили с Анной Шафран. Ключевые словосочетания: Путин и Патриарх Кирилл, идеология и мировоззрение, "отцы не раздражайте детей", либерально-буржуазная идеология в обмен на суверенитет, гностицизм и развал русского общества, радикальный патриотизм и либерализм и проч. http://shchipkov.ru/119210
Шесть принципов Путина
(читая Валдайскую речь ВВП от 7.11.2024)

Первый принцип – открытость к взаимодействию между странами.
Второй принцип – многообразие мира для его устойчивости, в том числе и многообразие форм права: в каждой культуре свое понимание прав человека и нельзя навязывать англосаксонское понимание всему остальному миру.
Третий принцип – максимальная представительность: нельзя принимать решения в области международных отношений без учёта особенностей каждого народа.
Четвертый принцип – неделимая безопасность для всех без исключения, констатация того, что блоковый принцип устарел, а НАТО – «это откровенный анахронизм».
Пятый принцип – справедливость для всех.
Шестой принцип – устойчивое международное устройство может базироваться только на принципах суверенного равенства. Без этого принципа невозможна реализация всех предыдущих.

http://shchipkov.ru/119310
Рассказ о том, почему молодым людям полезно поучиться в Российском православном университете святого Иоанна Богослова.

http://shchipkov.ru/119410
Юлианский календарь и российский суверенитет
О религиозных и политических аспектах «старого стиля»

Подлинный суверенитет, а именно суверенитет является и нашей целью и нашей идеологией, невозможен без национального календаря, который мы вынужденно называем «старым стилем». Он не старый, он – наш, вполне живой, поскольку им пользуются десятки миллионов верующих. Чем раньше мы к нему вернемся, тем прочнее будет Россия, которая сегодня возвращает свою цивилизационную субъектность. Для этого важно иметь собственную версию истории, которая включает в себя и традиционное времяисчисление, связанное с Юлианским календарем.
Календарь – один из важнейших языков культуры. Отказ от исторического календаря разрушает культуру народа, стирает его идентичность. Ленин вполне осознанно перевел Россию на католический календарь. Его цели ясны, не будем на них останавливаться.
Последним оплотом нашего национального календаря остается Русская Православная Церковь, которая сохраняет традицию русского времяисчисления и для своей паствы, и для общества в целом.
Те, кому такое упорство кажется бессмысленным, не ощущают глубины, присущей символизму времени, не понимают, что суверенитет – это не только оружие и деньги, но и национальный взгляд на историю и культуру.
Календарь – одна из осей культуры. Она соединяет время повседневности с временем земной истории, героическими делами предков, и временем сакральным, надмирным – для нас это библейский контекст. Например, празднуя Воскресение Христа, Его победу над смертью, мы говорим: ««Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» <…>
Возвращение русского исторического календаря – решение, безусловно, политическое, но без него мы при всем желании не достигнем полного суверенитета, не вернем России её историческую субъектность. Это решение должно быть быстрым: оно сейчас гораздо важнее, чем переименование улиц или захоронение Ленина.
России необходимо избавиться от категорий чужой культуры, чтобы защитить собственную, победив колониальную смердяковщину.

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ: https://www.ng.ru/kartblansh/2025-01-21/3_9175_kb.html
В «Парламентской газете» вышла статья Александра Щипкова «Патриотизм абстрактный и патриотизм предметный».

Главный вектор патриотизма сегодня связан с СВО. Но война ведется не только ракетами и дронами, но и на уровне идей. Нужно хорошо представлять, против кого и против чего мы воюем. Нужна вера в святость наших и целей и задач.
И в этой ситуации уместно лишний раз поставить вопрос: что же такое патриотизм?
Только ли уважение к государству и национальной культуре? Нет.
И даже словосочетание «любовь к родине» ничего не объясняет, — это штамп. Он звучит предельно абстрактно.
Это патриотизм правильных слов. Этого совершенно не достаточно. Такой патриотизм превращается в набор фраз, потому что у него нет предметной основы.
Школьные и вузовские администрации часто понимают под патриотизмом одно: исполнять гимн и поднимать флаг. Подобное оформление патриотизма не позволяет понять юношеству, каково его истинное содержание.
Не дает национальной семантики.
Такая семантика – то есть, предметный образ Родины - это то, что для нас священно, без чего нас нет, что дороже жизни. То, что мы готовы любой ценой сохранить для детей и внуков. <…>
Воспитательная работа в России по-прежнему ведётся в советской парадигме на секулярной основе, без понимания самого предмета идентичности. Делается много хорошего, но с таким подходом мы не достигнем главной цели. Наши усилия пропадут втуне.
Ведь говорить об идентичности без религиозной традиции нельзя. С религией связаны этика народа и коллективный стиль мышления.
Патриот – это человек с глубоким чувством сакрального, на котором и строится понимание идентичности.
Для него запуск ракеты «Ангара» - не просто информация из мира технологий. Для него данное событие - торжество русского инженерного гения. Оно наполняет гордостью за свой народ. Русский и советский научно-технический романтизм всегда находился на стыке науки и религии.
Религиозна в своей основе и мечта о «справедливом обществе», о «царстве правды». Ведь их прототип – апостольское справедливое общежитие.
Все эти элементы нашей «гражданской религии» уходят корнями в религию традиционную, в Символ Веры.
И они не абстрактны, но предметны, прежде всего, в духовном смысле.
Образовательная система призвана видеть в молодом человеке личность, связанную невидимыми нитями с традицией своего народа, а не «трудовой резерв» или «человеческий капитал». Тогда мы воспитаем такого гражданина и патриота, которому и в голову не придет убегать в Черногорию или Канаду.
Скажу, может быть резко, но критическая ситуация позволяет это сделать: без сакральной основы образовательная система будет выращивать не патриотов, а потенциальных предателей.

Полностью читать здесь:
https://www.pnp.ru/politics/patriotizm-abstraktnyy-i-patriotizm-predmetnyy.html
Журнал «Международная жизнь» (МИД РФ) опубликовал рецензию профессора Вардана Багдасаряна на монографию Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса».
Щипков В.А. Генеалогия секулярного дискурса: монография. М.: МГИМО-Университет, 2024. 755 с.
Книга Василия Александровича Щипкова, доктора философских наук, доцента МГИМО, «Генеалогия секулярного дискурса» открывается рассмотрением генезиса понятия «секуляризм». Этимологический анализ не всегда раскрывает в должной мере существо явления2. Слово «секулярный» (буквально - «век», «мир сей», «время», «поколение») тоже, казалось бы, не имеет прямого отношения к рассматриваемой проблеме. В действительности век, как время преходящее, было противоположно вечному, мирское - трансцедентному. Это были разные уровни единой системы, где секулярное являлось онтологическим низом. Автор показывает, что исходно секулярный уровень входил в теологическую систему. Отделение секулярного от религиозного означало разграничение верхних и нижних уровней системы.
Практически это приводило к купированию духовной жизни из повседневного бытия. Секулярная сфера, как показано в книге В.А. Щипкова, не другое по отношению к теологической сфере пространство, а нижний уровень теологической иерархии. <…>
Василий Щипков выделяет два альтернативных направления в христологических спорах, обусловивших дальнейшее развитие секуляризма. С одной стороны, это монофизитство, приводящее к отрицанию связи Божественного с человеческим. Мир человеческий в монофизитской логике оказывался миром секулярным. С другой стороны, на становление секуляризма оказывало влияние несторианство. <…>
Секуляризм в этом отношении был следствием еретического оппонирования базовым положениям христианского учения.
В.А. Щипков показывает, что Римско-католическая церковь порождала секуляризм прельстившихся претензиями на мирскую власть, приняв догмат о филиокве и подменив тем самым идею единства ипостасей вопросом об их отношениях друг с другом. Показывается в книге особое значение для подготовки секулярного перехода философии номинализма.
Русская мысль, как убедительно показано в рецензируемой книге, не вела, в отличие от западной, в сторону секуляризма. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского демонстрировало неприятие на православной Руси секулярного дискурса. Стремление к целостности, как ментальная установка русского сознания, может быть определена как одна из цивилизационных характеристик России.
Блестящей находкой автора явилось параллельное рассмотрение трех христианских дискурсов - протестантского (Реформация), католического (Контрреформация) и православного - как реакции на вызов Ренессанса. Культура Ренессанса вернула античные языческие образы, привнесла плотское измерение, сделала ставку на индивидуализм. Как реагировать на это, протестанты, католики и православные решали по-разному. <…>
Книга Василия Александровича Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса» важна прежде всего потенциальными последствиями, которые она порождает. Переход от научных выводов к социальным последствиям имеет фундаментальное значение в плане выхода из современного кризиса.

Полностью читать рецензию здесь: https://interaffairs.ru/jauthor/material/3148
Круг ответственности Церкви – традиция и мировоззрение. Что не равно идеологии. А идеология входит в зону ответственности государства. Сегодня наша идеология умещается в одно слово – СУВЕРЕНИТЕТ. Это – главная цель. Идеология – это всегда цель. И только цель. Скоро она поменяется.
Об этом идет речь в программе «Церковь и идеология».
http://shchipkov.ru/120310
Forwarded from ТАСС_Аналитика
В повестку диалога с США надо включить культурно-религиозные вопросы, защиту Русского мира и русского православия – ректор РПУ

Заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова Александр Щипков специально для Аналитического центра ТАСС.

Трамп – несомненно, яркая политическая фигура, которая взошла на мировой сцене. Первый срок был хоть и шумным, но провальным, сейчас же Трамп вышел во всей мощи. У нас в России есть своего рода очарование восходящей звездой, тем более он согласен на переговоры, в нем проявляется человеческое, что выгодно отличается от механистического Байдена.

Однако, очарование очарованием, но мы с американцами абсолютно не говорим о культурно-религиозной составляющей, к сожалению, эта тема пока никак не звучит на переговорах. Заметьте, никто из команды Трампа не заявил, что политика отмены русской культуры неприемлема, что они отказались от нее. Трамписты в США проводят пересмотр всего и вся, а этот момент не трогают.

▪️Вместе с тем Трамп – человек религиозный, причем его религиозность заметно экзальтирована. Он протестант и глава огромной протестантской империи, какой является США. Да, в Штатах существуют разные конфессии, католики, мусульмане, множество сект, но в целом США как государство опираются на своё протестантское мировоззрение.

Одна из составляющих этого мировоззрения – мессианизм, они считают себя новым Израилем. Они считают себя тем коллективным мессией, которому суждено спасти весь мир.

Необходимо учитывать, что именно Трамп в первый президентский срок занимался расколом православия на Украине. Пресловутый томос, подписанный патриархом Константинопольским Варфоломеем в 2019 году и переданный Порошенко – это дело рук не столько украинцев и Фанара, сколько Вашингтона.

Фанар не мог бы пойти на такое без американцев, потому что основная его паства находится в Штатах. Фанар полностью зависит от Турции и действует под прикрытием США. Трамп, как убежденный протестант, занимался и продолжает заниматься разрушением православия, и он видит своей задачей борьбу с вселенским православием, конкретно – с Русской Православной Церковью.

▪️Сегодня Русская Церковь – самая мощная из всех православных церквей, и по размерам территории, и по количеству паствы. Но важнее другое - по факту наша Церковь оказалась хранительницей догматической и канонической чистоты веры, тогда как некоторые поместные церкви под протестантским и католическим давлением стали отступать от канонов – перешли на новый календарь, одобряют однополые союзы и проч.

Русская Православная Церковь – кость в горле у США как протестантской империи. Одна из задач Трампа – борьба с РПЦ и православным Русским миром. 


А значит, как мне представляется, в российско-американский переговорный процесс правильно было бы включить культурно-религиозную составляющую.

▪️США должны отказаться от политики отмены русской культуры, признать права русского языка на Украине, не нарушать каноническую территорию РПЦ, не провоцировать расколы, не создавать псевдоцерковные структуры, вернуть все отобранные храмы и святыни, не пытаться протестантизировать православную богословскую традицию.

Почему это важно сделать именно в рамках больших переговоров? Дело в том, что в основе переговоров между странами, тем более цивилизациями, всегда лежит та или иная философско-богословская концепция. Переговоры – это выработка новой стратегии цивилизаций, в данном случае российской и североамериканской. Стратегия может базироваться только на сакральном содержании, на глубинной идентичности, в которой первостепенна религиозная составляющая.

Те политики, которые понимают значение религиозного, «работают» с ним как с базой, основой всего остального – экономики, геополитики и проч. Американцы это понимают и будут продвигать своё религиозное мировидение, свою философию.

С этой точки зрения включение в переговорный процесс со стороны России вопросов защиты православия создадут необходимое равновесие в выработке стратегии на годы вперёд.

#Трамп #ценности #РПЦ #Украина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM