СТЕПЕННАЯ КНИГА ЦАРСКОГО РОДОСЛОВИЯ (1550-е гг.)
ИЗ ЖИТИЯ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНОЙ
О молитвѣ блаженныя Олги и о пророчествѣ, ея иже о крещении Руския земли
И тако всегда Богу моляшеся и крестом огражашеся и во всем помощницу имѣя Пречистую Богородицу и вся святыя; и всегда в молитву призывая и просвѣтившаго ея святѣйшаго патриарха Фотия, и по вся дни и нощи прилежаше к Богу о своем спасении и о обращении к Богу сына своего, и чад его, и о всем руском роде. Аще и невѣрнии тогда бяху, но обаче не престааше блаженная уча их и со слезами Бога моляше о них, да быша познали истиннаго Бога. И пророчески любомудроствоваше и плачющи глаголаше к себѣ: «Богъ милосердый по своей ему милости, якоже вѣсть, сам един своим благоволением и щедротами мощен есть помиловати рода моего и вся люди сия русския. И якоже хощет Богъ и обратит сердца их к разумѣнию благочестия и во время благопотребно сподобит и просвѣщенным быти и совершенным в вѣре, якоже и о моем недостоинствѣ Божественный его промыслъ благосодѣйствова». Велик подвиг бяше блаженныя Олги о сих, подражаше бо житию христолюбивыя царицы Елены, иже съ сыном своим Костянтином царем многи земли приведоша во святое крещение. Святая бо Елена крестъ Господен обрѣте во Иерусалимѣ и сама обхожаше по святым мѣстом, идѣже сам Христос Богъ нашь своими пречистыми ногами походи, и тамо христолюбивая Елена постави святыя церкви. Тако сия блаженная Олга, новая Елена, обходящи грады и веси во всей Русстей земли всѣм людем благочестие проповѣдая и учаше их вѣре Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница апостоломъ, дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающе, и на кумирнискихъ мѣстех кресты Христовы поставляющи. И от тѣх крестов многа знамения и чюдеса содѣвахуся и до сего дни.
Иллюстрация: Святая равноапостольная княгиня Ольга. Фреска. Архангельский собор Московского Кремля. XVI в.
ИЗ ЖИТИЯ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНОЙ
О молитвѣ блаженныя Олги и о пророчествѣ, ея иже о крещении Руския земли
И тако всегда Богу моляшеся и крестом огражашеся и во всем помощницу имѣя Пречистую Богородицу и вся святыя; и всегда в молитву призывая и просвѣтившаго ея святѣйшаго патриарха Фотия, и по вся дни и нощи прилежаше к Богу о своем спасении и о обращении к Богу сына своего, и чад его, и о всем руском роде. Аще и невѣрнии тогда бяху, но обаче не престааше блаженная уча их и со слезами Бога моляше о них, да быша познали истиннаго Бога. И пророчески любомудроствоваше и плачющи глаголаше к себѣ: «Богъ милосердый по своей ему милости, якоже вѣсть, сам един своим благоволением и щедротами мощен есть помиловати рода моего и вся люди сия русския. И якоже хощет Богъ и обратит сердца их к разумѣнию благочестия и во время благопотребно сподобит и просвѣщенным быти и совершенным в вѣре, якоже и о моем недостоинствѣ Божественный его промыслъ благосодѣйствова». Велик подвиг бяше блаженныя Олги о сих, подражаше бо житию христолюбивыя царицы Елены, иже съ сыном своим Костянтином царем многи земли приведоша во святое крещение. Святая бо Елена крестъ Господен обрѣте во Иерусалимѣ и сама обхожаше по святым мѣстом, идѣже сам Христос Богъ нашь своими пречистыми ногами походи, и тамо христолюбивая Елена постави святыя церкви. Тако сия блаженная Олга, новая Елена, обходящи грады и веси во всей Русстей земли всѣм людем благочестие проповѣдая и учаше их вѣре Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница апостоломъ, дани и оброки легки уставляющи, и кумиры сокрушающе, и на кумирнискихъ мѣстех кресты Христовы поставляющи. И от тѣх крестов многа знамения и чюдеса содѣвахуся и до сего дни.
Иллюстрация: Святая равноапостольная княгиня Ольга. Фреска. Архангельский собор Московского Кремля. XVI в.
July 24, 2024
ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, ЦЕРКОВНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВАХ. 20 января (2 февраля) 1918 г.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5212. Л. 1–5.
Подлинник. Машинописный текст, правка – автографы В.И. Ленина и Н.П. Горбунова, подписи – автографы В.И. Ленина, Н.И. Подвойского, В.А. Алгасова, В.Е. Трутовского, А.Г. Шлихтера, П.П. Прошьяна, В.Р. Менжинского, А.Г. Шляпникова, Г.И. Петровского, В.Д. Бонч-Бруевича, Н.П. Горбунова.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5212. Л. 1–5.
Подлинник. Машинописный текст, правка – автографы В.И. Ленина и Н.П. Горбунова, подписи – автографы В.И. Ленина, Н.И. Подвойского, В.А. Алгасова, В.Е. Трутовского, А.Г. Шлихтера, П.П. Прошьяна, В.Р. Менжинского, А.Г. Шляпникова, Г.И. Петровского, В.Д. Бонч-Бруевича, Н.П. Горбунова.
July 24, 2024
ИЗ ДОКЛАДА НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ТРУДОВЫХ КАЗАКОВ 1 МАРТА 1920 Г.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 40. Декабрь 1919 – апрель 1920. М., 1974. С. 166–187.
«…Международное положение Советской республики никогда не было таким благоприятным и победоносным, как теперь. Если вдуматься в условия того, как сложилось за два года неслыханных трудностей и неимоверного количества жертв наше международное положение, если вдуматься в причины этого явления, то перед каждым рассуждающим человеком откроются основные силы и пружины и основное соотношение сил во всей начавшейся всемирной революции. Когда мы, больше чем два года назад, еще в начале русской революции, говорили об этой надвигающейся международной всемирной революции, – это было предвидение и до известной степени предсказание, и громадное большинство не живущих в крупных городах, не прошедших партийной школы трудящихся масс к этим речам о международной надвигающейся революции относилось либо недоверчиво, либо равнодушно и во всяком случае с недостаточным пониманием. Да и нельзя было и противоестественно было бы ждать, чтобы громадные массы трудящегося населения, особенно крестьянского, земледельческого, разбросанные на необъятно далеких расстояниях, могли бы заранее составить сколько-нибудь правильное представление о том, почему международная революция надвигается, и о том, что она действительно международная…
А мы никогда не скрывали, что наша революция только начало, что она приведет к победоносному концу только тогда, когда мы весь свет зажжем таким же огнем революции…
Мы одержали победу, которая является завоеванием не только нашей страны, но всех стран, всего человечества. Такого положения в истории еще никогда не было, чтобы военные могущественнейшие государства не смогли идти против бессильной в военном отношении Советской республики. Почему же это чудо свершилось? Потому, что мы, большевики, ведя русский народ на революцию, прекрасно знали, что эта революция будет мучительной, знали, что мы понесем миллионы жертв, но мы знали, что трудящиеся массы всех стран будут за нас и что наша правда, разоблачив всю ложь, будет все больше и больше побеждать…»
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 40. Декабрь 1919 – апрель 1920. М., 1974. С. 166–187.
«…Международное положение Советской республики никогда не было таким благоприятным и победоносным, как теперь. Если вдуматься в условия того, как сложилось за два года неслыханных трудностей и неимоверного количества жертв наше международное положение, если вдуматься в причины этого явления, то перед каждым рассуждающим человеком откроются основные силы и пружины и основное соотношение сил во всей начавшейся всемирной революции. Когда мы, больше чем два года назад, еще в начале русской революции, говорили об этой надвигающейся международной всемирной революции, – это было предвидение и до известной степени предсказание, и громадное большинство не живущих в крупных городах, не прошедших партийной школы трудящихся масс к этим речам о международной надвигающейся революции относилось либо недоверчиво, либо равнодушно и во всяком случае с недостаточным пониманием. Да и нельзя было и противоестественно было бы ждать, чтобы громадные массы трудящегося населения, особенно крестьянского, земледельческого, разбросанные на необъятно далеких расстояниях, могли бы заранее составить сколько-нибудь правильное представление о том, почему международная революция надвигается, и о том, что она действительно международная…
А мы никогда не скрывали, что наша революция только начало, что она приведет к победоносному концу только тогда, когда мы весь свет зажжем таким же огнем революции…
Мы одержали победу, которая является завоеванием не только нашей страны, но всех стран, всего человечества. Такого положения в истории еще никогда не было, чтобы военные могущественнейшие государства не смогли идти против бессильной в военном отношении Советской республики. Почему же это чудо свершилось? Потому, что мы, большевики, ведя русский народ на революцию, прекрасно знали, что эта революция будет мучительной, знали, что мы понесем миллионы жертв, но мы знали, что трудящиеся массы всех стран будут за нас и что наша правда, разоблачив всю ложь, будет все больше и больше побеждать…»
July 24, 2024
ТЕЛЕГРАММА В.И. ЛЕНИНА И.В. СТАЛИНУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПООЩРЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ИТАЛИИ И СОВЕТИЗАЦИИ ВЕНГРИИ, ЧЕХИИ И РУМЫНИИ. 23 июля 1920 г.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 2. Д. 348. Л. 1. Подлинник. Автограф.
«23.VII. 1920 г.
Шифром
Харьков. Сталину
Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Мое личное мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а может быть также Чехию и Румынию. Надо подумать внимательно. Сообщите Ваше подробное заключение. Немецкие коммунисты думают, что Германия способна выставить триста тысяч войска из люмпенов против нас.
Ленин».
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 2. Д. 348. Л. 1. Подлинник. Автограф.
«23.VII. 1920 г.
Шифром
Харьков. Сталину
Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Мое личное мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а может быть также Чехию и Румынию. Надо подумать внимательно. Сообщите Ваше подробное заключение. Немецкие коммунисты думают, что Германия способна выставить триста тысяч войска из люмпенов против нас.
Ленин».
July 24, 2024
ЗАПИСКА В.И. ЛЕНИНА В.М. МОЛОТОВУ О НЕОБХОДИМОСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ [С.А.] ЛОЗОВСКОГО О ПЕРЕДАЧЕ 200 000 РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМ БАСТУЮЩИМ АНГЛИЙСКИМ ШАХТЕРАМ (С РЕЗОЛЮЦИЕЙ В.И. ЛЕНИНА И В.М. МОЛОТОВА). 15 июня 1921 г.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 2. Д. 678. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст, подпись – автограф Г.В. Чичерина, резолюции – автографы В.И. Ленина и В.М. Молотова.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 2. Оп. 2. Д. 678. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст, подпись – автограф Г.В. Чичерина, резолюции – автографы В.И. Ленина и В.М. Молотова.
July 24, 2024
Forwarded from Русское Общество МГУ
Как устроено РО МГУ?
⭕️Пришло время рассказать подробнее о нашей организации, её структуре, принципах её работы. Хотя это есть в уставе, наша редакция решила вкратце суммировать информацию о внутреннем устройстве Русского Общества.
🛗Деятельность Русского общества контролируется Администрацией, состоящей из Председателя, Заместителя Председателя, Пресс-секретаря, руководителей отделов Секретариата. Секретариат - это коллегиальный орган управления, объединяющий в себе наиболее активных членов Общества.
📔Секретариат РО МГУ включает в себя следующие отделы:
1. Отдел мероприятий
2. Контент-отдел
3. Пресс-служба
4. Финансовый отдел
5. Волонтёрский отдел
6. Служба Психологической помощи
⭕️Каждый отдел занимается исключительно выполнением своих задач. Задача Отдела мероприятий - организация всех мероприятий Общества, а также помощь партнёрским организациям в проведении совместных мероприятий. Задача Пресс-службы - реклама и освещение деятельности Общества в СМИ. Задача Контент-отдела - ведение всех медиаресурсов Общества и их продвижение. Финансовый отдел заведует бюджетом Русского Общества МГУ. Волонтёрский отдел - проведением сборов гуманитарной и финансовой помощи, благотворительных мероприятий и акций. Служба психологической помощи РО МГУ занимается оказанием психологической помощи через горячую линию (в особых случаях - через очные консультации), а также публикацией теоретических материалов по психологии и с практическими советами людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
❗️Далее мы расскажем подробнее о каждом отделе и нюансах внутренней работы Общества.
РУССКОЕ ОБЩЕСТВО МГУ
⭕️Пришло время рассказать подробнее о нашей организации, её структуре, принципах её работы. Хотя это есть в уставе, наша редакция решила вкратце суммировать информацию о внутреннем устройстве Русского Общества.
🛗Деятельность Русского общества контролируется Администрацией, состоящей из Председателя, Заместителя Председателя, Пресс-секретаря, руководителей отделов Секретариата. Секретариат - это коллегиальный орган управления, объединяющий в себе наиболее активных членов Общества.
📔Секретариат РО МГУ включает в себя следующие отделы:
1. Отдел мероприятий
2. Контент-отдел
3. Пресс-служба
4. Финансовый отдел
5. Волонтёрский отдел
6. Служба Психологической помощи
⭕️Каждый отдел занимается исключительно выполнением своих задач. Задача Отдела мероприятий - организация всех мероприятий Общества, а также помощь партнёрским организациям в проведении совместных мероприятий. Задача Пресс-службы - реклама и освещение деятельности Общества в СМИ. Задача Контент-отдела - ведение всех медиаресурсов Общества и их продвижение. Финансовый отдел заведует бюджетом Русского Общества МГУ. Волонтёрский отдел - проведением сборов гуманитарной и финансовой помощи, благотворительных мероприятий и акций. Служба психологической помощи РО МГУ занимается оказанием психологической помощи через горячую линию (в особых случаях - через очные консультации), а также публикацией теоретических материалов по психологии и с практическими советами людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
❗️Далее мы расскажем подробнее о каждом отделе и нюансах внутренней работы Общества.
РУССКОЕ ОБЩЕСТВО МГУ
July 25, 2024
ИДЕИ «ПРАВДЫ» И «СПРАВЕДЛИВОСТИ» В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ XVIII В.
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
Идея правды в идейно-политическом дискурсе XVIII в.
В современной историографии выделяется несколько основных направлений в отечественной социально-политической мысли XVIII в.: государственническое, консервативно-просветительское, радикально-просветительское и традиционалистско-православное. Мыслители, принадлежавшие к тому или иному направлению, по-разному осмысливали понятие «правда».
В ходе подготовке этой статьи было выявлено и проанализировано 511 текстов, созданных в XVIII столетии, в которых наличествует слово «правда». В большинстве текстов слово «правда» используется как устоявшийся фразеологизм или вводное слово, и не имеет какого-либо специфического идейно-политического содержания. В свою очередь в 64 текстах выявлено социально-политическое содержание понятия «правда», из них 34 представляют собой поэтические произведения, 30 — прозаические сочинения духовного содержания, созданные православными духовными и светскими мыслителями. При этом в рассуждениях о «правде» русских поэтов, духовных и светских мыслителей нашла продолжение прямая преемственность русской духовной традиции XI–XVII вв.: «правда» понимается как воплощении Божьей воли в мире, а единственной фигурой, способной установить «правду» в государстве признается самодержавный государь.
К примеру, очень часто понятие «правда» встречается в поэтических сочинениях В. К. Тредиаковского. Главный источник «правды», по Тредиаковскому, — Господь Бог: «Что ж есть праведен наш Бог, то есть что пристойно / Самому в Нем естеству (как то Он достойно / Мудр, и благосерден, и правдив, и всех творец, / И хранитель равно и пекущийся Отец), / Праведным чтоб быть ему; то нам изъявляет…»; «Праведен Бог посему есть и всеконечно; / Праведны судьбы Его, в Нем и правда вечно!». По мнению поэта, Господь «правдой» управляет людьми, помогает им избежать греха и обрести истинную веру: «Бог над человеки праведно имеет власть, / Им мы сотворенны, не дает он нам пропасть…»; «Тем то нужно стало, чтоб безгрешна самого / В нас грехом соделать, да мы правдой чрез него / Божиею будем все а сего безгрешна, / К оправданию всех нас бывша толь успешна, / Объявляет быти Слово Божие Христа, / Примиривши Богу человеков со креста, / Сына Божия того и превечна Бога. / О! небесная любовь, коль ты к нам премнога!». В своей «Оде вымышлена в славу правды, побеждающия ложь и всегда торжествующия над нею» В. К. Тредиаковский дает характеристику основных черт «правды»: «Но правда является мила / И доброт с нею многа сила; / Честь, купно хвально постоянство, / Красота и светлость безмрачна; / Следует кротость доброзрачна, / И добродетелей убранство». А в заключение делает основной вывод: «Правда торжествует известно, / Торжество всюду стало вестно; / И торжествовать той нет дива… / Толь торжество славно и красно, / Радостно ныне правде пети». О божественном источнике «правды» писали и другие поэты того времени: А. Д. Кантемир, Ф. П. Ключарев, Н. П. Николев, И. И. Мартынов, М. М. Вышеславцев и др.
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
Идея правды в идейно-политическом дискурсе XVIII в.
В современной историографии выделяется несколько основных направлений в отечественной социально-политической мысли XVIII в.: государственническое, консервативно-просветительское, радикально-просветительское и традиционалистско-православное. Мыслители, принадлежавшие к тому или иному направлению, по-разному осмысливали понятие «правда».
В ходе подготовке этой статьи было выявлено и проанализировано 511 текстов, созданных в XVIII столетии, в которых наличествует слово «правда». В большинстве текстов слово «правда» используется как устоявшийся фразеологизм или вводное слово, и не имеет какого-либо специфического идейно-политического содержания. В свою очередь в 64 текстах выявлено социально-политическое содержание понятия «правда», из них 34 представляют собой поэтические произведения, 30 — прозаические сочинения духовного содержания, созданные православными духовными и светскими мыслителями. При этом в рассуждениях о «правде» русских поэтов, духовных и светских мыслителей нашла продолжение прямая преемственность русской духовной традиции XI–XVII вв.: «правда» понимается как воплощении Божьей воли в мире, а единственной фигурой, способной установить «правду» в государстве признается самодержавный государь.
К примеру, очень часто понятие «правда» встречается в поэтических сочинениях В. К. Тредиаковского. Главный источник «правды», по Тредиаковскому, — Господь Бог: «Что ж есть праведен наш Бог, то есть что пристойно / Самому в Нем естеству (как то Он достойно / Мудр, и благосерден, и правдив, и всех творец, / И хранитель равно и пекущийся Отец), / Праведным чтоб быть ему; то нам изъявляет…»; «Праведен Бог посему есть и всеконечно; / Праведны судьбы Его, в Нем и правда вечно!». По мнению поэта, Господь «правдой» управляет людьми, помогает им избежать греха и обрести истинную веру: «Бог над человеки праведно имеет власть, / Им мы сотворенны, не дает он нам пропасть…»; «Тем то нужно стало, чтоб безгрешна самого / В нас грехом соделать, да мы правдой чрез него / Божиею будем все а сего безгрешна, / К оправданию всех нас бывша толь успешна, / Объявляет быти Слово Божие Христа, / Примиривши Богу человеков со креста, / Сына Божия того и превечна Бога. / О! небесная любовь, коль ты к нам премнога!». В своей «Оде вымышлена в славу правды, побеждающия ложь и всегда торжествующия над нею» В. К. Тредиаковский дает характеристику основных черт «правды»: «Но правда является мила / И доброт с нею многа сила; / Честь, купно хвально постоянство, / Красота и светлость безмрачна; / Следует кротость доброзрачна, / И добродетелей убранство». А в заключение делает основной вывод: «Правда торжествует известно, / Торжество всюду стало вестно; / И торжествовать той нет дива… / Толь торжество славно и красно, / Радостно ныне правде пети». О божественном источнике «правды» писали и другие поэты того времени: А. Д. Кантемир, Ф. П. Ключарев, Н. П. Николев, И. И. Мартынов, М. М. Вышеславцев и др.
July 25, 2024
ИДЕИ «ПРАВДЫ» И «СПРАВЕДЛИВОСТИ» В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ XVIII В.
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
(Продолжение)
Для русских поэтов XVIII в., также как и для русских мыслителей XI–XVII вв., «правда» — важнейшее качество русского государя, ведь смысл правления русского православного государя и заключается в воплощении Божией правды на земле. «Любовь к народу, правда, суд / И кроткий дух в Елисавете / С хвалой во всем гласятся свете», — утверждал в 1756 г. профессор Московского университета Н. Н. Поповский. «В ней бодрость, кротость, правда, вера / Я Сам в лице ее предстал…» — говорит от имени Самого Господа о Елизавете Петровне М. В. Ломоносов в 1757 г. А спустя шесть лет, в 1763 г. в оде, обращенной уже к новой императрице, Екатерине Алексеевне Ломоносов восклицал: «Ликуйте: Правда на престоле…». Годом раньше о том же, обращаясь к императрице Екатерине II, писал И. Ф. Богданович: «К тебе путь правда отверзает…» «На троне правда с ним явилась…» — пишет Н. М. Карамзин уже о Павле I. И. И. Варакин, поэт и при этом крепостной крестьянин князей Голицыных, ободренный, как ему показалось, антидворянской политикой Павла I, написал большое стихотворение «Русская правда в царствование императора Павла», которое начинается со слов: «Правду ныне на престоле / Видит север из-за гор. / Работая мужик в поле, / К ней возводит весел взор. / «Царствуй, истина святая! — / Он всем сердцем вопиет: — / Царствуй, нам себя являя, / Царствуй тысящи ты лет!... / Усмирели хлебоеды, / Перестали нас зорить / И на пышные обеды / Душ по тысяще валить. / Не до зайцев, не до балов, / Не до карточной игры; / Гонят наших объедалов / Под военные шатры».
В свою очередь, отсутствие «правды» — верный признак неистинного правителя, силой и обманом захватившего престол. Неслучайно в трагедии «Димитрий Самозванец» А. П. Сумароков устами царевны Ксении Годуновой утверждает: «Увяла правда вся, тирану весь закон — / Едино только то, чего желает он, / А праведных царей для их бессмертной славы / На счастье подданных основаны уставы». О том же пишет и М. М. Херасков, восклицая от имени А. Ф. Адашева: «Что пользы подданным, что есть у них цари, / Коль страждет весь народ, попранны алтари, / Злодейство бодрствует, а правда угнетенна; / Не царь порфирою, порфира им почтенна!».
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
(Продолжение)
Для русских поэтов XVIII в., также как и для русских мыслителей XI–XVII вв., «правда» — важнейшее качество русского государя, ведь смысл правления русского православного государя и заключается в воплощении Божией правды на земле. «Любовь к народу, правда, суд / И кроткий дух в Елисавете / С хвалой во всем гласятся свете», — утверждал в 1756 г. профессор Московского университета Н. Н. Поповский. «В ней бодрость, кротость, правда, вера / Я Сам в лице ее предстал…» — говорит от имени Самого Господа о Елизавете Петровне М. В. Ломоносов в 1757 г. А спустя шесть лет, в 1763 г. в оде, обращенной уже к новой императрице, Екатерине Алексеевне Ломоносов восклицал: «Ликуйте: Правда на престоле…». Годом раньше о том же, обращаясь к императрице Екатерине II, писал И. Ф. Богданович: «К тебе путь правда отверзает…» «На троне правда с ним явилась…» — пишет Н. М. Карамзин уже о Павле I. И. И. Варакин, поэт и при этом крепостной крестьянин князей Голицыных, ободренный, как ему показалось, антидворянской политикой Павла I, написал большое стихотворение «Русская правда в царствование императора Павла», которое начинается со слов: «Правду ныне на престоле / Видит север из-за гор. / Работая мужик в поле, / К ней возводит весел взор. / «Царствуй, истина святая! — / Он всем сердцем вопиет: — / Царствуй, нам себя являя, / Царствуй тысящи ты лет!... / Усмирели хлебоеды, / Перестали нас зорить / И на пышные обеды / Душ по тысяще валить. / Не до зайцев, не до балов, / Не до карточной игры; / Гонят наших объедалов / Под военные шатры».
В свою очередь, отсутствие «правды» — верный признак неистинного правителя, силой и обманом захватившего престол. Неслучайно в трагедии «Димитрий Самозванец» А. П. Сумароков устами царевны Ксении Годуновой утверждает: «Увяла правда вся, тирану весь закон — / Едино только то, чего желает он, / А праведных царей для их бессмертной славы / На счастье подданных основаны уставы». О том же пишет и М. М. Херасков, восклицая от имени А. Ф. Адашева: «Что пользы подданным, что есть у них цари, / Коль страждет весь народ, попранны алтари, / Злодейство бодрствует, а правда угнетенна; / Не царь порфирою, порфира им почтенна!».
July 25, 2024
ИДЕИ «ПРАВДЫ» И «СПРАВЕДЛИВОСТИ» В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ XVIII В.
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
(Продолжение)
Естественно, о Господе, как источнике «правды» постоянно рассуждали православные мыслители. «Многая имать Бог наш свойства, от нихже и имена себе употребляет: но ни единым сице именоватися не хощет, якоже сим, милосердый. Имать сия свойства, якоже исчисляют богословы: всемогущество, премудрость, правда, и милосердие, от нихже сицевыя себе вземлет имена: всесильный, премудрый, праведный и милосердый», — писал о сути Божией правды митрополит Стефан Яворский. О «правде» постоянно размышлял в своих проповедях и других сочинениях митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин): «Бог есть самая правда»; «правда и святость Христова, есть моя правда пред Богом». В своем сочинении «Православное учение или сокращенная христианская богословия» митрополит Платон писал: «Правда Божия есть растворение благости Его: а растворение сие бывает посредством Божия премудрости. Для изъяснения примечать надобно следующее. Бог по благости своей всем человекам хощет быть вечнаго благополучия причастным: но правда Божия сие удерживает; ибо с премудростию Божиею ни мало невместительно, праведника и ожесточеннаго беззаконника почитать за одно. Почему когда такой грешник благополучия вечнаго лишается: сие дело есть правды Божия. По сему и о прочем разсуждать надобно. Слово Божие сильнейшим образом Божию правду проповедует».
Из светских социально-политический мыслителей XVIII в. в том же духе о «правде» писал И. Т. Посошков. Главным трудом жизни И. Т. Посошкова по праву считается «Книга о скудости и богатстве», в ней он изложил свои взгляды на должное государственное устройство. И. Т. Посошков ставил перед собой две цели, разрабатывая систему преобразований: во-первых, объяснить «отчего содевается напрасная скудость и отчего умножитися может изобильное богатство» и «…како бы насадити прямую правду и во всякых делех изсправление и како бы водрузити любовь и безпечное житие народное». Более того, И. Т. Посошков ставит «правду» выше богатства, обозначенного даже в названии книги, и, подобно И. С. Пересветову, приравнивает «правду» к Богу, к Богу Отцу, а не к Христу, различие в данном случае незначительное. Особенно интересно, что «правда» понимается И. Т. Посошковым в традиционном для духовно-политической мысли России XVI в. значении — как жизни людей, выстроенной угодным Богу образом. При этом «правда» не сводится к «юридической» справедливости, она должна охватывать все сферы жизнедеятельности людей, организовывая их в соответствии с христианским вероучением. В дополнение к тому, что «правда» угодна Богу, И. Т. Посошков добавляет, что она позволяет народу и государству обогащаться. «Праведными» он считает и экономически эффективные, по его мнению, меры, не принося в жертву эффективности справедливость. Даже цену товара он предлагает мерять «самою правдою», что также подтверждает верховенство «правды» в его взглядах.
В духе традиций XVI в., И. Т. Посошков считает, что только царь способен установить «правду»: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть и по его царской власти надлежит всякой вещи быть постоянной и похвалной…», — самодержавный правитель, помазанник Божий должен обладать полнотой всей власти, чтобы установить «правду», чтобы царство жило по Божьей воле и процветало в богатстве.
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи» (М., 2024)
(Продолжение)
Естественно, о Господе, как источнике «правды» постоянно рассуждали православные мыслители. «Многая имать Бог наш свойства, от нихже и имена себе употребляет: но ни единым сице именоватися не хощет, якоже сим, милосердый. Имать сия свойства, якоже исчисляют богословы: всемогущество, премудрость, правда, и милосердие, от нихже сицевыя себе вземлет имена: всесильный, премудрый, праведный и милосердый», — писал о сути Божией правды митрополит Стефан Яворский. О «правде» постоянно размышлял в своих проповедях и других сочинениях митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин): «Бог есть самая правда»; «правда и святость Христова, есть моя правда пред Богом». В своем сочинении «Православное учение или сокращенная христианская богословия» митрополит Платон писал: «Правда Божия есть растворение благости Его: а растворение сие бывает посредством Божия премудрости. Для изъяснения примечать надобно следующее. Бог по благости своей всем человекам хощет быть вечнаго благополучия причастным: но правда Божия сие удерживает; ибо с премудростию Божиею ни мало невместительно, праведника и ожесточеннаго беззаконника почитать за одно. Почему когда такой грешник благополучия вечнаго лишается: сие дело есть правды Божия. По сему и о прочем разсуждать надобно. Слово Божие сильнейшим образом Божию правду проповедует».
Из светских социально-политический мыслителей XVIII в. в том же духе о «правде» писал И. Т. Посошков. Главным трудом жизни И. Т. Посошкова по праву считается «Книга о скудости и богатстве», в ней он изложил свои взгляды на должное государственное устройство. И. Т. Посошков ставил перед собой две цели, разрабатывая систему преобразований: во-первых, объяснить «отчего содевается напрасная скудость и отчего умножитися может изобильное богатство» и «…како бы насадити прямую правду и во всякых делех изсправление и како бы водрузити любовь и безпечное житие народное». Более того, И. Т. Посошков ставит «правду» выше богатства, обозначенного даже в названии книги, и, подобно И. С. Пересветову, приравнивает «правду» к Богу, к Богу Отцу, а не к Христу, различие в данном случае незначительное. Особенно интересно, что «правда» понимается И. Т. Посошковым в традиционном для духовно-политической мысли России XVI в. значении — как жизни людей, выстроенной угодным Богу образом. При этом «правда» не сводится к «юридической» справедливости, она должна охватывать все сферы жизнедеятельности людей, организовывая их в соответствии с христианским вероучением. В дополнение к тому, что «правда» угодна Богу, И. Т. Посошков добавляет, что она позволяет народу и государству обогащаться. «Праведными» он считает и экономически эффективные, по его мнению, меры, не принося в жертву эффективности справедливость. Даже цену товара он предлагает мерять «самою правдою», что также подтверждает верховенство «правды» в его взглядах.
В духе традиций XVI в., И. Т. Посошков считает, что только царь способен установить «правду»: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть и по его царской власти надлежит всякой вещи быть постоянной и похвалной…», — самодержавный правитель, помазанник Божий должен обладать полнотой всей власти, чтобы установить «правду», чтобы царство жило по Божьей воле и процветало в богатстве.
July 25, 2024
СОБСТВЕННОРУЧНЫЙ РИСУНОК ПЕТРА I С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТРЕХПОЛОСНОГО ФЛАГА И УКАЗАНИЕМ ЦВЕТОВ. [1699 Г.]
Перо, чернила. Названия цветов вписаны внутри рисунка.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 142. Оп. 2. Кн. 1. Л. 38.
В октябре 1699 года Пётр I на обороте листа с инструкциями, направленными находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву, нарисовал эскиз трёхполосного бело-сине-красного флага. Этот флаг уже использовался раньше – в июне 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде стоял купленный Россией 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже Петр назвал корабль «Святое пророчество»).
Помимо бело-сине-красного флага на рисунке Петра I был изображен и бело-сине-красный флаг с косым Андреевским крестом. Это был первый рисунок с изображением Андреевского креста на флаге, появившийся вслед за учреждением в марте того же года Ордена св. Андрея Первозванного. Только в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрел тот вид, который сохранился до настоящего времени: «Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение».
Источник: https://projects.rusarchives.ru/statehood/06-02-flag-petr-i.shtml
Перо, чернила. Названия цветов вписаны внутри рисунка.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 142. Оп. 2. Кн. 1. Л. 38.
В октябре 1699 года Пётр I на обороте листа с инструкциями, направленными находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву, нарисовал эскиз трёхполосного бело-сине-красного флага. Этот флаг уже использовался раньше – в июне 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде стоял купленный Россией 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже Петр назвал корабль «Святое пророчество»).
Помимо бело-сине-красного флага на рисунке Петра I был изображен и бело-сине-красный флаг с косым Андреевским крестом. Это был первый рисунок с изображением Андреевского креста на флаге, появившийся вслед за учреждением в марте того же года Ордена св. Андрея Первозванного. Только в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрел тот вид, который сохранился до настоящего времени: «Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение».
Источник: https://projects.rusarchives.ru/statehood/06-02-flag-petr-i.shtml
July 25, 2024
Forwarded from Историк Дюков (Александр Дюков (р))
Поддерживаю предложения ув. Матвеева, десять из десяти.
Мне уже приходилось писать, что "диаспоры" в современном их виде - это изобретение Горбачева и Ко.
Неожиданно столкнувшись с межнациональными конфликтами, эти гениальные люди рассудили, что решать проблему нужно как при дедушке - когда были не только нацреспублики, нацавтономии, нацокруга и нацколхозы.
Но поскольку за прошедшие после дедушки шестьдесят с гаком лет народишко перемешался, систему решили дополнить национальными ассоциациями - теми самыми "диаспорами", которые мы сейчас наблюдаем. Эти ассоциации должны были защищать права нетитульных на "чужой" территории и мыслились как полугосударственный элемент системы власти.
Процитирую секретаря ЦК КПСС Г.И. Усманова: "Представляется плодотворной идея национальных ассоциаций, создаваемых на общественно-государственной основе, имеющих органы управления на правах национальных министерств культуры и образования, делегирующих своих представителей в высшие органы республики" (Бюллетень Отдела национальных отношений ЦК КПСС "Национальные отношения в СССР: опыт и проблемы", № 1 за 1990 год, с. 44).
Так что изначально по задумке горбачевских мудрецов "диаспоры" - это полугосударственные органы управления. К чему приводит такая задумка на практике даже при частичной ревлизации, мы видим сейчас.
Прождение горбачевского сна разума должно быть ревизовано и предложения Матвеева - абсолютно правильные и необходимые.
Мне уже приходилось писать, что "диаспоры" в современном их виде - это изобретение Горбачева и Ко.
Неожиданно столкнувшись с межнациональными конфликтами, эти гениальные люди рассудили, что решать проблему нужно как при дедушке - когда были не только нацреспублики, нацавтономии, нацокруга и нацколхозы.
Но поскольку за прошедшие после дедушки шестьдесят с гаком лет народишко перемешался, систему решили дополнить национальными ассоциациями - теми самыми "диаспорами", которые мы сейчас наблюдаем. Эти ассоциации должны были защищать права нетитульных на "чужой" территории и мыслились как полугосударственный элемент системы власти.
Процитирую секретаря ЦК КПСС Г.И. Усманова: "Представляется плодотворной идея национальных ассоциаций, создаваемых на общественно-государственной основе, имеющих органы управления на правах национальных министерств культуры и образования, делегирующих своих представителей в высшие органы республики" (Бюллетень Отдела национальных отношений ЦК КПСС "Национальные отношения в СССР: опыт и проблемы", № 1 за 1990 год, с. 44).
Так что изначально по задумке горбачевских мудрецов "диаспоры" - это полугосударственные органы управления. К чему приводит такая задумка на практике даже при частичной ревлизации, мы видим сейчас.
Прождение горбачевского сна разума должно быть ревизовано и предложения Матвеева - абсолютно правильные и необходимые.
Telegram
Михаил Матвеев коммент
Внёс сегодня в Госдуму анонсированный мной ещё в мае важный законопроект об изменениях в закон о "национально-культурных автономиях". Именно эту форму используют диаспоры для продвижения своих интересов в нашей стране и влияния на органы государственной…
July 25, 2024
ОБРАЩЕНИЕ «КО ВСЕМ ТРУДЯЩИМСЯ МУСУЛЬМАНАМ»
14 июня 1918 г.
В феврале 1917 г. рабочие и переодетые в серую солдатскую шинель крестьяне сбросили в бурный поток истории трон кровавого царизма, а в великие, незабвенные Октябрьские дни они мощным проявлением революционной энергии сокрушили силу русских капиталистов и создали Рабоче-крестьянское правительство, на долю коего выпала тяжелая и ответственная миссия быть первозванным знаменосцем социальной революции. Пролетарское правительство передало землю крестьянам, приступило к планомерному удовлетворению нужд рабочего класса и в разряд неотложных задач внесло скорейшее осуществление многовековых чаяний, заветных, неугасимых нужд и стремлений угнетенных наций.
Раздробленная мятежными волнами революции буржуазия пыталась путем внесения разлада в ряды отважных бойцов ослабить силу Рабоче-крестьянского правительства, но каждый раз несла позорное поражение. Потеряв надежду найти у себя на Руси силу, которая бы смогла бы восстановить попранную власть капиталистов, русская буржуазия обратилась за помощью к иностранным биржевикам. И последние не заставили себя долго ждать. Разорена Украина, закован кандалами рабства вольнолюбивый финляндский пролетариат и грозит величайшая опасность всем завоеваниям трудового мусульманства.
Контрреволюционные русские и союзные офицеры и прислужники капитала стремятся использовать одураченных чехословаков для низвержения власти Советов и восстановления в России монархии.
Но этому не бывать!
Берегитесь, враги трудового народа. Пощады вам не будет.
Знайте, что с каждым часом растет, крепнет и становится непобедимой Рабоче-крестьянская Красная армия.
Помните, что еще живы бессмертные герои революции - моряки, еще не заглохла социалистическая совесть в груди революционных, на подвиг и на смерть готовых рабочих.
Товарищи, братья, трудящиеся мусульмане!
Часы грозных испытаний переживает Российская Социалистическая Федерация наций. Русские черносотенцы, поддерживаемые обманутыми чехословаками, пытаются удушить вольности народов России, в борьбе за которые пало столько мужественных и благородных бойцов. Контрреволюционные банды вторгаются на территорию Татаро-Башкирской советской социалистической республики, неся за собою голод, разорение, насилие и кандалы времен кровавого царизма.
Дорогие товарищи, если вы хотите быть вольными гражданами в муках рождающейся Татаро-Башкирской советской республики, если надежды вашего сердца идут заодно с сокровеннейшими надеждами миллионов угнетенных и забитых, то спешите под красные знамена мусульманской социалистической армии. Пусть же, пусть со всех концов России огненной лавой несутся победоносные революционные воины-мусульмане на защиту власти рабочих и беднейших крестьян. И верим мы, глубоко верим, что проснувшийся к новым великим судьбам мусульманский пролетариат внесет в историю революционного движения славные героические страницы.
Слава исполненному революционного духа мусульманскому пролетариату!
Да здравствует творец новой мировой правды – международный пролетариат!
Да здравствует власть рабочих и беднейших крестьян!
Смерть врагам революции!
Председатель Совета народных комиссаров…………………. В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по военным и морским делам
Председатель Центрального
мусульманского комиссариата Мулла-Нур Вахитов
Заместитель народного комиссара
по делам национальностей Фр. Розин (Азис)
РГАСПИ. Ф. 2. On. 1.Д. 6300. Л. 1-2. Копия. Машинописный текст.
Опубликовано: Правда. 1918. 15 июня.
Декреты советской власти. М., 1959. Т. II. С. 435-436.
14 июня 1918 г.
В феврале 1917 г. рабочие и переодетые в серую солдатскую шинель крестьяне сбросили в бурный поток истории трон кровавого царизма, а в великие, незабвенные Октябрьские дни они мощным проявлением революционной энергии сокрушили силу русских капиталистов и создали Рабоче-крестьянское правительство, на долю коего выпала тяжелая и ответственная миссия быть первозванным знаменосцем социальной революции. Пролетарское правительство передало землю крестьянам, приступило к планомерному удовлетворению нужд рабочего класса и в разряд неотложных задач внесло скорейшее осуществление многовековых чаяний, заветных, неугасимых нужд и стремлений угнетенных наций.
Раздробленная мятежными волнами революции буржуазия пыталась путем внесения разлада в ряды отважных бойцов ослабить силу Рабоче-крестьянского правительства, но каждый раз несла позорное поражение. Потеряв надежду найти у себя на Руси силу, которая бы смогла бы восстановить попранную власть капиталистов, русская буржуазия обратилась за помощью к иностранным биржевикам. И последние не заставили себя долго ждать. Разорена Украина, закован кандалами рабства вольнолюбивый финляндский пролетариат и грозит величайшая опасность всем завоеваниям трудового мусульманства.
Контрреволюционные русские и союзные офицеры и прислужники капитала стремятся использовать одураченных чехословаков для низвержения власти Советов и восстановления в России монархии.
Но этому не бывать!
Берегитесь, враги трудового народа. Пощады вам не будет.
Знайте, что с каждым часом растет, крепнет и становится непобедимой Рабоче-крестьянская Красная армия.
Помните, что еще живы бессмертные герои революции - моряки, еще не заглохла социалистическая совесть в груди революционных, на подвиг и на смерть готовых рабочих.
Товарищи, братья, трудящиеся мусульмане!
Часы грозных испытаний переживает Российская Социалистическая Федерация наций. Русские черносотенцы, поддерживаемые обманутыми чехословаками, пытаются удушить вольности народов России, в борьбе за которые пало столько мужественных и благородных бойцов. Контрреволюционные банды вторгаются на территорию Татаро-Башкирской советской социалистической республики, неся за собою голод, разорение, насилие и кандалы времен кровавого царизма.
Дорогие товарищи, если вы хотите быть вольными гражданами в муках рождающейся Татаро-Башкирской советской республики, если надежды вашего сердца идут заодно с сокровеннейшими надеждами миллионов угнетенных и забитых, то спешите под красные знамена мусульманской социалистической армии. Пусть же, пусть со всех концов России огненной лавой несутся победоносные революционные воины-мусульмане на защиту власти рабочих и беднейших крестьян. И верим мы, глубоко верим, что проснувшийся к новым великим судьбам мусульманский пролетариат внесет в историю революционного движения славные героические страницы.
Слава исполненному революционного духа мусульманскому пролетариату!
Да здравствует творец новой мировой правды – международный пролетариат!
Да здравствует власть рабочих и беднейших крестьян!
Смерть врагам революции!
Председатель Совета народных комиссаров…………………. В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по военным и морским делам
Председатель Центрального
мусульманского комиссариата Мулла-Нур Вахитов
Заместитель народного комиссара
по делам национальностей Фр. Розин (Азис)
РГАСПИ. Ф. 2. On. 1.Д. 6300. Л. 1-2. Копия. Машинописный текст.
Опубликовано: Правда. 1918. 15 июня.
Декреты советской власти. М., 1959. Т. II. С. 435-436.
July 25, 2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ ИМУЩЕСТВ ОБИХОДНОГО ХАРАКТЕРА»
г. Москва. Кремль 19 сентября 1923 г.
В развитие постановления ВЦИК от 27 декабря 1921 г., опубликованного в Соб[рании] узаконений] 1922 г. № 19. Ст. 215, СНК РСФСР постановляет:
1. Предоставить Губэкосо, а также ЭКОСО автономных республик и областей право производить реализацию ц[ерковных] имуществ обиходного характера (мебели, колоколов и т. д.), поступающих в распоряжение местных государственных] органов вследствие ликвидации монастырей, церквей, мечетей, синагог и т. д., а также по каким-либо другим причинам.
2. Суммы, вырученные от реализации указанного имущества, за исключением расходов по реализации, поступают в доход государства.
Заместитель] председателя] СНК Рыков
Упр[являющий] делами СНК Смольянинов
Секретарь СНК Гляссер
СУ. 1923. № 79. Cm. 762.
Опубликовано: Бюллетень НКВД РСФСР. 1923. № 30. С. 1.
г. Москва. Кремль 19 сентября 1923 г.
В развитие постановления ВЦИК от 27 декабря 1921 г., опубликованного в Соб[рании] узаконений] 1922 г. № 19. Ст. 215, СНК РСФСР постановляет:
1. Предоставить Губэкосо, а также ЭКОСО автономных республик и областей право производить реализацию ц[ерковных] имуществ обиходного характера (мебели, колоколов и т. д.), поступающих в распоряжение местных государственных] органов вследствие ликвидации монастырей, церквей, мечетей, синагог и т. д., а также по каким-либо другим причинам.
2. Суммы, вырученные от реализации указанного имущества, за исключением расходов по реализации, поступают в доход государства.
Заместитель] председателя] СНК Рыков
Упр[являющий] делами СНК Смольянинов
Секретарь СНК Гляссер
СУ. 1923. № 79. Cm. 762.
Опубликовано: Бюллетень НКВД РСФСР. 1923. № 30. С. 1.
July 25, 2024
Срочно
Совершенно] секретно
Шифром
Постановление
Совет народных комиссаров в заседании от 12 ноября с.г. постановил: Назначить т. Троцкого ответственным за объединение и ускорение работ по учету, сосредоточению и реализации драгоценностей всех видов (драгоценные] камни, митры и пр.), имеющихся в РСФСР, с тем чтобы 5 % с реализуемых сумм за эти ценности поступают в РВСР на усиление обороны Республики.
Доклад о формах объединения и ускорения означенных работ назначить за т. Троцким через 2 недели.
Секретарь Совета народных комиссаров Л. Фотиева
Верно: Минина
Копия с копии верна: Соболев
ГА РФ. Ф. Р 1235. On. 140. Д. 68. Л. 18. Заверенная копия.
Машинописный текст. Подпись Соболева - автограф.
Совершенно] секретно
Шифром
Постановление
Совет народных комиссаров в заседании от 12 ноября с.г. постановил: Назначить т. Троцкого ответственным за объединение и ускорение работ по учету, сосредоточению и реализации драгоценностей всех видов (драгоценные] камни, митры и пр.), имеющихся в РСФСР, с тем чтобы 5 % с реализуемых сумм за эти ценности поступают в РВСР на усиление обороны Республики.
Доклад о формах объединения и ускорения означенных работ назначить за т. Троцким через 2 недели.
Секретарь Совета народных комиссаров Л. Фотиева
Верно: Минина
Копия с копии верна: Соболев
ГА РФ. Ф. Р 1235. On. 140. Д. 68. Л. 18. Заверенная копия.
Машинописный текст. Подпись Соболева - автограф.
July 25, 2024
ЗАПИСКА Л. Д. ТРОЦКОГО В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(Б) О ДОПУЩЕНИИ •«„СОВЕТСКОЙ" ЧАСТИ ДУХОВЕНСТВА В ОРГАНЫ ПОМГОЛА». 12 марта 1922 г.
с. секретно.
в[есьма] срочно
В ПОЛИТБЮРО
Прилагаю при сем копию телеграммы т. Приворотского, уполномоченного по изъятию ценностей в Петрограде. Я считаю, что можно и должно допустить представителей «советской» части духовенства в органы Помгола. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в помгол, тем более что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих.
Прошу срочного разрешения вопроса и сообщения ответа т. Сапронову, председателю комиссии по всесторонней подготовке изъятия ценностей из церквей московской губернии.
Л. Троцкий
12 марта 1922 г.
Приложение: т[елеграм]ма т. Приворотского
РЦХИДНИ, ф. 5, on. 2, д. 48, л. 10. Машинописный подлинник, подпись — факсимиле. Вверху запись об ознакомлении, автограф: «В. Молотов. 12/Ш». Рукописная помета о принадлежности к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 111, п. 33 от 13 марта 1922 г. (№ 23~5). Штамп «Архив т. Ленина» с рукописными датой «25.IV.22» и входящим номером. Формула срочности рукой секретаря Л. Д. Троцкого М. С. Глазмана.
с. секретно.
в[есьма] срочно
В ПОЛИТБЮРО
Прилагаю при сем копию телеграммы т. Приворотского, уполномоченного по изъятию ценностей в Петрограде. Я считаю, что можно и должно допустить представителей «советской» части духовенства в органы Помгола. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в помгол, тем более что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих.
Прошу срочного разрешения вопроса и сообщения ответа т. Сапронову, председателю комиссии по всесторонней подготовке изъятия ценностей из церквей московской губернии.
Л. Троцкий
12 марта 1922 г.
Приложение: т[елеграм]ма т. Приворотского
РЦХИДНИ, ф. 5, on. 2, д. 48, л. 10. Машинописный подлинник, подпись — факсимиле. Вверху запись об ознакомлении, автограф: «В. Молотов. 12/Ш». Рукописная помета о принадлежности к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 111, п. 33 от 13 марта 1922 г. (№ 23~5). Штамп «Архив т. Ленина» с рукописными датой «25.IV.22» и входящим номером. Формула срочности рукой секретаря Л. Д. Троцкого М. С. Глазмана.
July 25, 2024
Иванов С.Н. Статья.pdf
157.8 KB
В связи с публикацией на этом канале письма В.И. Ленина В.М. Молотову по поводу Шуйских событий 1922 г., вызванных изъятием большевиками церковных ценностей (https://yangx.top/serp1380/5073), некоторые уважаемые подписчики задали в комментариях вопрос: как были использованы изъятые большевиками в 1922–1925 гг. церковные ценности? Ответ на этот вопрос можно найти в фундаментальной статье С. Н. Иванова, полный текст которой прилагаю к этому посту: Иванов С. Н. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 36–60.
А в самом посте предлагаю основной вывод этого исследования:
«Борьба с голодом не значилась первой из важнейших задач, стоявших перед советской властью в 1922 г. Золотовалютные ресурсы, необходимые для помощи голодающим, у правительства имелись, но тратить их в этом направлении власти не стали. Отказались они, за исключением демонстративного аванса в 1 млн золотых руб., и от использования церковных ценностей в деле закупки хлеба для голодающих за границей — вопреки обещаниям советской пропаганды. Изъятие ценностей затянулось сверх всяких ожиданий, а их сосредоточение в Москве заняло несколько лет. Борьба с голодом и его последствиями осуществлялась из имевшихся в государственной казне советских, быстро обесценивающихся дензнаков. При этом объем переданных помгольцам денежных средств при покупке Наркомфином церковных ценностей был намного меньше установленной в Гохране для внутреннего пользования их стоимости. Отказ НКФ платить твердой валютой за ценности Помгола привел к резкому сокращению без того незначительных хлебных поставок в голодающие губернии.
Настоящая реализация церковных ценностей была связана с экономическими нуждами государства, управляемого богоборческой властью, и являлась вместе с самим их изъятием оскорблением православных святынь, которыми дорожил верующий народ. Новые архивные данные помогают восстановить общий контекст их реализации, необходимый историческому сообществу для правильного понимания данного периода в истории церковно-государственных отношений, в том числе позиции Святейшего Патриарха Тихона и поддержавшего его духовенства. Добавим в заключение, что в ее свете выглядит обоснованным взгляд на необходимость восстановления ко всем сохранившимся в государственных музеях евхаристическим сосудам определенного в канонах отношения как к церковным святыням».
А в самом посте предлагаю основной вывод этого исследования:
«Борьба с голодом не значилась первой из важнейших задач, стоявших перед советской властью в 1922 г. Золотовалютные ресурсы, необходимые для помощи голодающим, у правительства имелись, но тратить их в этом направлении власти не стали. Отказались они, за исключением демонстративного аванса в 1 млн золотых руб., и от использования церковных ценностей в деле закупки хлеба для голодающих за границей — вопреки обещаниям советской пропаганды. Изъятие ценностей затянулось сверх всяких ожиданий, а их сосредоточение в Москве заняло несколько лет. Борьба с голодом и его последствиями осуществлялась из имевшихся в государственной казне советских, быстро обесценивающихся дензнаков. При этом объем переданных помгольцам денежных средств при покупке Наркомфином церковных ценностей был намного меньше установленной в Гохране для внутреннего пользования их стоимости. Отказ НКФ платить твердой валютой за ценности Помгола привел к резкому сокращению без того незначительных хлебных поставок в голодающие губернии.
Настоящая реализация церковных ценностей была связана с экономическими нуждами государства, управляемого богоборческой властью, и являлась вместе с самим их изъятием оскорблением православных святынь, которыми дорожил верующий народ. Новые архивные данные помогают восстановить общий контекст их реализации, необходимый историческому сообществу для правильного понимания данного периода в истории церковно-государственных отношений, в том числе позиции Святейшего Патриарха Тихона и поддержавшего его духовенства. Добавим в заключение, что в ее свете выглядит обоснованным взгляд на необходимость восстановления ко всем сохранившимся в государственных музеях евхаристическим сосудам определенного в канонах отношения как к церковным святыням».
July 25, 2024