Священное и мирское
2.33K subscribers
127 photos
6 videos
2 files
507 links
Религиоведение, искусство и политика.
Об авторе и его работе: http://exodos.tilda.ws
Автор в ютубе: https://tinyurl.com/tanxn27

Связь: @filellen
加入频道
​​Кирилл Ведерников. Матерь мира. Выставка «После иконы» в Анненкирхе (СПб).
В связи с тем, что некоторая часть православной общественности обеспокоилась (не переживайте, никакой энтеовщины) работами поп-артщиков в ГУМ-е, в коих было усмотрено нечто кощунственное, решил, что лучшим способом поговорить об этом будет рассказать о том _каким_ может быть настоящее современное искусстиво, затрагивающее христианские темы и образность.

https://tsargrad.tv/articles/post-ikona-v-mire-vmestoiskusstva_201594

Весьма характерно, что в те самые дни, когда звёзды позировали, покупатели сновали мимо избыточно дорогой площадки в ГУМе, а православные активисты возмущались поп-ересью Острецова, в Санкт-Петербурге в Анненкирхе (ул. Кирочная, 8 в) без всякой шумихи и помпы проходит уже во второй раз выставка «После иконы». Христианские современные художники (преимущественно православные) взяли смыслы и узнаваемые элементы иконы и поместили их в новую, непредсказуемую художественную технику и среду. И получилось нечто неожиданное и повергающее в трепет душу.

Это, в большинстве своем, не иконы, хотя иконы более-менее классического письма, канонические, тоже есть. Например, они включены в композицию работ Сергея Малютина «Киоты», где современные арт-объекты оказываются киотами для икон византийского письма. Но чаще всего перед нами попытка своего рода остранения и переосмысления иконических элементов. Например «руки» Кэти Меладзе – одна благословляющая, другая распятая и пронзённая гвоздями. Сами по себе эти работы, конечно, не иконы, но возводят нас к тому смыслу, который за иконой и стоит.

Проект «После иконы» придумал несколько лет назад Антон Беликов – фигура яркая, провокационная, спорная. Настоящий бунтарь – и прекрасный знаток иконографии, человек, полный вселенского духа, по зову сердца отправившийся со словом и творчеством поддерживать русских Донбасса, а с другой стороны – не давший омрачить Москву пропаганде «АТО» (его протестная акция на бандеровской выставке в здании Сахаровского музея прибавила ему славы).

В «После иконы» объединяются самые разные техники – традиционная живопись и графика, мозаика и стрит-арт, инсталляция и скульптура. Берутся сюжеты традиционной православной иконографии и западной христианской живописи или, напротив, христианскому содержанию находится место в далёких от него канонах, например, советского авангардистского плаката. Или, к примеру, две переносные фигуры Благовещения, выполненные самим Беликовым в абсолютно традиционной православной металлографии. Вдруг понимаешь, что Архангел Гавриил и Дева Мария могут, не теряя своей святости, «зажить» на абсолютно любом фоне. И каждая такая выставка дарит настоящему искусству несколько несомненных шедевров.

Труднее всего «открывается» Москва. Лишь буквально на пару дней «Иконе после иконы» удалось зайти под своды Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, и снова в столице никому не до того. В Городе на Неве рады православной по своей символике и энергетике выставке в основном лютеране в Анненкирхе. Но всё-таки нельзя сказать, что православное общество к расширению рамок церковного искусства глухо – есть отклики, интерес, споры, поддержка.

А вот где полная и абсолютная немота, настоящий заговор молчания, так это как раз в арт-среде, для которой такого рода искусства попросту не существует. Почему? Потому что это действительно искусство. Не «Тищенко». Потому что оно по-настоящему серьёзно. Для него святыня – если не ответ, то значимый вопрос, а не игровая бирюлька. Потому что оно не является функцией «арт-рынка» (хотя, наверное, многие из этих работ продаются, и они уж точно гораздо более понятное вложение на длительную перспективу – их несомненная художественная ценность лет через двести будет очевидна, чего о большей части поп-арта не скажешь).

И поэтому совершенно невозможно, увы, пока что представить выставку типа «После иконы» в ГУМе, хотя фасад этих почтенных торговых рядов и украшают восстановленные более полутора десятилетий назад иконы.
Нерегулярная рубрика "Лонгриды о братьях наших меньших"

Жизнь в Нигерии — бесконечный парад насилия, политики, магии и политического насилия с применением магии. Страна разделена на богатый христианский нефтяной юг и бедный исламский север, живущий по шариату. Если верить статистике правозащитной организации Open Doors, радикалы из легендарной уже группировки Боко Харам («Образование — Грех») и кочевые племена народности фулани только за последние десять лет сожгли 13 000 церквей, истребили и похитили огромное количество христиан (и своих недостаточно идейных единоверцев).

Но одной лишь этноконфессиональной резни для ада постколониальной Африки мало — поэтому и нигерийские христиане, и нигерийские мусульмане сохраняют племенную идентичность и истово верят в колдовство. Магией пропитан каждый день обыденной жизни. Пока европейцы улучшают свою жизнь по методике Мари Кондо, нигерийцы организуют свой быт и добиваются душевного равновесия другими способами. Парень умер после секс-марафона с подружкой? Во всем виновато проклятие отца, наложенное на причинное место девушки. Нужна удача в ограблении? Ваш выбор — расчленить соседей по району и провести ритуал джу-джу с их еще теплыми внутренними органами.

Магическая, политическая и криминальная жизнь страны (иногда это неотличимые друг от друга вещи) вращается вокруг тайных братств и культов, многие из которых зародились… нет, не в диких деревнях нищего севера, как можно было бы подумать, а в европеизированных университетах богатого и относительно развитого юга.

Самый ад тут:

https://disgustingmen.com/history/bizarre-nigerian-cults/
​​Анатолий Комелин. Вознесение Господне.
​​С Пятидесятницей!
​​Кирилл Ведерников. Сотворение Евы. 2019.
​​«Гуманитарно-интеллигентская культура до такой степени фетишизирует продукты творчества, что начинает создавать из них идолов. Гремящие в мировых пространствах имена суть не личные имена, а наименования научных, художественных, моральных, политических и прочих „систем“.

И только имена святых, будучи известны за подвиги конкретной личности, остаются именами в собственном смысле, а не номенклатурами художественных стилей, философских мировоззрений, научных доктрин и технических изобретений».

Николай #Тарабукин

Собор всех святых. Ростов, 16 век
Крестоносцы все сделали правильно. Религиозная традиция, которую они защищали, в конечном счете создала высшее образование на Западе, протестантскую трудовую этику, которая привела к созданию капитализма и росту благосостояния, она создала само просвещение, науки и искусства, и да, даже те самые универсалистские идеи, которым следуют нынешние левые. И чем мы отплатили людям, которые сражались за это? Нагадили на их могилы, а потом привезли на эти земли халифат, от которого они защищались потом, кровью и слезами, оправдываясь тем, что зато мы не “исламофобы”. Это грустно и жалко. Это отвратительно.

Раз пошла такая пьянка — вспоминаем текст Лорен Созерн о крестоносцах и исламе. В моем посильном переводе

https://telegra.ph/ISLAMOFOBIYA-KAK-ZDRAVYJ-SMYSL-06-25
Оу, спасибо, читатели и коллеги!
Мальцовскую галерею смотрит 16 тысяч подписчиков - не у каждого музея столько посетителей!
По этому поводу особенная благодарность тем, кто помог нам прославить Telegram-коллекцию имени Сергея Ивановича Мальцова.
Подписывайтесь, репостите и смотрите картинки – у нас на всех хватит, и еще останется!

Авиадиспетчер
Baronova
Бахчисарайские гвоздики
Блохэй для богатых
EkVinokurova
Victorpuzo
Galview
Gossluga
Город Н
ГЕЙ НА ПЕРЕДЕРЖКЕ
Давыдов.Культура
Даша Дафна
дегенеративное искусство
Zakuliska
Записки из красного дома
Караульный
Kononenkohome
Кот ХП
CULTRAS
ElenaKotova
Lasombra
Леся Рябцева
Минутка транспортного искусства
Марина Юденич
Невротик
НЕДЕЛЯ МОДЫ
Ortega
Основной аэродром
popCrim
Поколение Y
Полный П
Республика Фиуме
NIC STAVROGIN
Саралидзе
Священное и мирское
Тина Канделаки
Толстые люди в просторных футболках
Fire Walks with me
И, конечно же -
Fuck`you That`s Why
Stay tuned, будет весело!
Икона Св Ювеналия. описывает непростую историю покорения русскими Аляски
иоанн богослов в молчании, ок. 1550-1600, из троицкой церкви свияжска. собрание гмии татарстана
На фото - портрет святого князя Владимира, нарисованный итальянским художником Дарио Гамбарином трактором на огромном пшеничном поле по случаю приезда в Италию и Ватикан президента России. За основу уникального портрета (его длина около 200 метров) был взят новый памятник Владимиру-Крестителю на Боровицком холме, причём подпись была сделана на русском. На всё про всё ушло 11 часов. Гамбарин подчеркнул, что в ходе работы ему нельзя ошибаться: "если промахнешься на метр, переделать не удастся".

"На первой встрече с папой Франциском в 2013 году Путин подарил ему икону Владимирской Богоматери. И я хотел сделать ответную любезность, и в качестве ответного подарка посвятил ему изображение Владимира, одного из наиболее почитаемых в России святых", - пояснил художник в интервью РИА Новости.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... За шесть дней Господь сотворил мир, в седьмой день Он почил, в восьмой же день грядет Судия Грозный.

8 дней, 8 холстов, 8 художников + 1 каллиграф. Новое толкование на книгу Бытия и Апокалипсис.

18.00 — открытие выставки.
19.00 — Бах+джаз, концерт для органа и саксофона.
Forwarded from обо всякое
«8 дней» от проекта «После иконы».

выставка, в которой помимо очень крутых работ, отыскиваетесь ещё и ответ на вопрос, могут ли гармонировать друг с другом искусство и религия.

и ответ этот - ещё как могут, причём с самыми благоприятными последствиями и для того, и для другого.

как сообщающиеся сосуды.

могут не всегда - всё-таки они отвечают на разные вопросы, по-разному к ним подходят, берут начало в разных человеческих потребностях и имеют разный статус в культурной иерархии.

то есть совсем сносить эту общепринятую и общепонятную границу всё-таки не стоит.

но и намертво отгородиться уже не получится - а чем могут обернуться попытки, можно видеть на примере истории с директором екатеринбургского музея святости.

по сравнению с которым борьба с ветряными мельницами будет образцом эффективного менеджмента.

выход, как обычно, отыскивается где-то посередине: можно создать независимое и нейтральное пространство для диалога.

так сказать, свободную смысловую зону - где искусство и религия одинаково правосубъектны и ценимы всеми участниками процесса.

и тогда неожиданно выяснится, что значение имеют только две вещи - уместно ли, и хорошо ли.

а для всего остального....а со всем остальным мы как-нибудь разберёмся.
«Политика Сократа — это „забота о душе“ (ψυχής επιμέλεια). Каждый, кто заботится о душе, тем самым заботится о „самом полисе“».

Это утверждение Йегера следовало бы брать за аксиому каждому, кто берется за платоновскую философию. А за упоминание «теории идей» на первых же лекциях о Платоне я бы увольнял из университетов. Но у меня, слава богу, даже диплома о высшем образовании нет.
Новая выставка проекта "После иконы" - "8 дней" в соборе свв. Петра и Павла в Старосадском переулке. Семь дней творения и апокалипсис представлены в восьми работах, рассматривая которые, мы движемся от входа в храм к алтарю и затем обратно к входу/выходу, к которому нас провожают "Всадники апокалипсиса" Кирилла Ведерникова. Куратор выставки Антон Беликов разместил произведения одновременно и максимально просто и максимально действенно с символической точки зрения, так как перед зрителем в процессе передвижения по храму раскрывается начало и конец истории этого мира, а серединой (и символически и буквально - по своему расположению в храмовом, выставочном пространстве) становится сам зритель, сотворенный Богом человек. Иными словами, пытаясь определить тему экспозиции, приходишь к выводу, что она о каждом вошедшем, о каждом, кто считает себя христианином/христианкой, и без присутствия которого в данном пространстве, в пространстве "между", выставка не является законченной и действующей (именно поэтому смотреть фото с "8 дней" не то что недостаточно, но отчасти даже бессмысленно, и обязательно нужно оказаться там физически и увидеть своими глазами). Что касается художественного языка, то перед нами продолжение осуществляемого участниками проекта "После иконы" поиска тех выразительных средств в современном христианском искусстве, которые позволяли бы не идти проторенными тропами, не копировать выдающиеся образцы прошлого (как литургического, так и светского религиозного ис-ва), но находить свои визуальные пути к восприятию и отзывчивости современного зрителя. При этом традиция не отвергается - авторы вдохновляются как православной иконописью (Кэти Меладзе, Елизавета Червякова, Александр Цыпков, Антон Беликов) и европейским готическим искусством (Кирилл Ведерников) так и каллиграфией (Antagonist) и направлениями искусства XX века (Евгения Колесникова). Настоятельно рекомендую посетить. Выставка открыта до 9 августа (вход свободный). Время работы: с 9 до 20:00. Четверг и пятница с 9 до 19:00. Суббота с 9 до 14:00. Воскресенье - с 14 до 17.
​​Максим Демин. Смертию смерть поправ // Untitled Saints