Forwarded from Странная История с Акимовым
В бане читал А.К. Толстого. История государства российского. Поэма сатирическая, но поднимает для русской историософии один из ключевых вопросов. О соотношении правды и порядка. Русская тяга к справедливости - это такой штамп. А когда наше сознание встречается с чем-то, что воспринимает как штамп, то оно отключается и не желает продолжать мыслительный процесс. В лучшем случае, начинаются шутки. Вот у графа Алексея Константиновича получилась забавная и талантливая шутка.
Но мне было не до шуток. И я лежал в парилке и думал о том, а что такое русская справедливость?
Если каждый человек, в первую очередь, сотворец реальности, а реальность в каждом конкретном случае какая очень особенная, каждый раз разная, то и порядок, а значит и право не может быть универсальным. Вот тут и кроется русская поливариативность справедливой экзистенции.
После четвертого пара родилась формулировка.
Справедливость - это бытование правды. А правда - это творческая интерпретация порядка.
А вам немного Толстого:
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам!»
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
Но мне было не до шуток. И я лежал в парилке и думал о том, а что такое русская справедливость?
Если каждый человек, в первую очередь, сотворец реальности, а реальность в каждом конкретном случае какая очень особенная, каждый раз разная, то и порядок, а значит и право не может быть универсальным. Вот тут и кроется русская поливариативность справедливой экзистенции.
После четвертого пара родилась формулировка.
Справедливость - это бытование правды. А правда - это творческая интерпретация порядка.
А вам немного Толстого:
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам!»
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
Почему в будущем не будет мегаполисов. Подкаст 2062. Разговор с архитектором Александром Ложкиным.
Мы постоянно возвращаемся к тому, как будут жить граждане России будущего. Система расселения по Земле не будет напоминать ту, в которой мы живем сейчас. В русской исторической урбанистике есть примеры того, как могло бы альтернативно развиваться градостроение.
Мегаполис – это уродство цивилизации, оно должно быть преодолено. Но и деревня в классическом виде –тоже что-то из прошлого.
Для обсуждения принципов расселения мы позвали редкого человека: он архитектор, но свободен от профессиональных клише. Например, это он сказал: "Поиск нового города после промышленной революции к 80-м годам ХХ века завершился полным провалом. Нам надо вернуться к городу традиционному, тысячелетия существовавшему". Как вам, а?
Итак, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин.
Часть 1
https://radiosputnik.ria.ru/20230312/1857316234.html
Часть 2
https://radiosputnik.ria.ru/20230312/1857319984.html
Мы постоянно возвращаемся к тому, как будут жить граждане России будущего. Система расселения по Земле не будет напоминать ту, в которой мы живем сейчас. В русской исторической урбанистике есть примеры того, как могло бы альтернативно развиваться градостроение.
Мегаполис – это уродство цивилизации, оно должно быть преодолено. Но и деревня в классическом виде –тоже что-то из прошлого.
Для обсуждения принципов расселения мы позвали редкого человека: он архитектор, но свободен от профессиональных клише. Например, это он сказал: "Поиск нового города после промышленной революции к 80-м годам ХХ века завершился полным провалом. Нам надо вернуться к городу традиционному, тысячелетия существовавшему". Как вам, а?
Итак, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин.
Часть 1
https://radiosputnik.ria.ru/20230312/1857316234.html
Часть 2
https://radiosputnik.ria.ru/20230312/1857319984.html
Беседа огонь вышла. Француз Франсуа Модеме о том, как он стал русским. Офицером и оперным певцом.
Forwarded from Франсуа Модеме — Официальный 🎶💥
Длииная программа скоро выходит на эфир радиопроекта Россия 2062 — Большая земля. Онтологические вопросы с ответами: Почему я решил остаться жить на Руси, к чему мы стремимся как нация, и почему наш образ жизни обязательно станет примером для всех народов и стран мира.
А теперь наш подкаст 2062 можно слушать и в Яндекс Музыке. Мелочь, а для будущего приятно.
https://music.yandex.ru/album/25222548?dir=desc&activeTab=track-list
https://music.yandex.ru/album/25222548?dir=desc&activeTab=track-list
Яндекс Музыка
Подкаст Россия 2062. Слушать все выпуски онлайн бесплатно на Яндекс Музыке
Слушайте на Яндекс Музыке
Вчера писали подкаст 2062 с философом Александром Секацким. Одним из основателей группы Петербургского фундаментализма. В наше время толерантной диктатуры питерские фундаменталисты исповедуют право на непредвзятое мнение и право называть вещи своими именами.
У нас каждый герой книги и сериала России 2062 - это пример того, что по воли всего одного человека меняется мир вокруг него. В чистом поле возникают школы, возрождаются деревни и меняется жизнь целого района - и всегда в центре воля одного.
С Александром говорили и об этом, в том числе. Александр так сформулировал это явление: «Волевое усилие на микроуровне меняет реальность в макромасштабах».
Сумма же таких проявлений воли меняет и ход человеческой истории.
Кант по этому поводу писал: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».
Для 2062 это экзистенциальный лозунг.
Разговор с философом Секацким скоро в подкастах 2062.
У нас каждый герой книги и сериала России 2062 - это пример того, что по воли всего одного человека меняется мир вокруг него. В чистом поле возникают школы, возрождаются деревни и меняется жизнь целого района - и всегда в центре воля одного.
С Александром говорили и об этом, в том числе. Александр так сформулировал это явление: «Волевое усилие на микроуровне меняет реальность в макромасштабах».
Сумма же таких проявлений воли меняет и ход человеческой истории.
Кант по этому поводу писал: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».
Для 2062 это экзистенциальный лозунг.
Разговор с философом Секацким скоро в подкастах 2062.
Forwarded from Странная История с Акимовым
Необустроенность как дар
Наша книжка называется "Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет". В подзаголовке слово "обустроить" для нас для всех выглядит как вполне законная цель для каждого приличного человека. Ну что же делать нам с Россией - если не обустраивать?
Между тем, вот тут мы натолкнулись на размышления Владимира Мартынова об экзистенциальной философской роли необходимости и возможности обустройства страны. Мартынов вспоминает хрестоматийную работу Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию" и одновременно "Повесть временных лет", которая начинается со знаменитых "земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". Между этими двумя высказываниями больше 1000 лет, а лейтмотив один - необходимость обустройства страны.
Послушайте Мартынова - он очень любопытно рассуждает о том, что вот эта необходимость "обустройства" помимо понятных неудобств несет в себе и сам "русский дух", постоянная перестройка создает собственную сложно устроенную ткань русской жизни. В этом смысле необходимость постоянного "обустройства" это экзистенциальное преимущество, в нем одна из сущностей "русскости". А многовековая история этой самой необходимости обустройства говорит, что это не какая-то случайность. А корневая особенность русского пространства.
Мартынова обязательно позовем на подкаст 2062. А сейчас родилась дополнительная к его рассуждениям мысль. Она о том, что перманентная необходимость обустройства создает благодатную почву для раскрытия человеком его "человечности", творческого потенциала человека, проявлению с его стороны заботы по отношению к стране. А проявление заботы - как говорит Оксана Осинина и мы вслед за ней - это прямой путь ощутить себя дома.
При таком повороте мы можем интерпретировать русскую "необустроенность" как дар, который дает нам свозь века, снова и снова, приложить серьезные усилия заботы и ощутить себя по-настоящему дома.
Наша книжка называется "Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет". В подзаголовке слово "обустроить" для нас для всех выглядит как вполне законная цель для каждого приличного человека. Ну что же делать нам с Россией - если не обустраивать?
Между тем, вот тут мы натолкнулись на размышления Владимира Мартынова об экзистенциальной философской роли необходимости и возможности обустройства страны. Мартынов вспоминает хрестоматийную работу Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию" и одновременно "Повесть временных лет", которая начинается со знаменитых "земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". Между этими двумя высказываниями больше 1000 лет, а лейтмотив один - необходимость обустройства страны.
Послушайте Мартынова - он очень любопытно рассуждает о том, что вот эта необходимость "обустройства" помимо понятных неудобств несет в себе и сам "русский дух", постоянная перестройка создает собственную сложно устроенную ткань русской жизни. В этом смысле необходимость постоянного "обустройства" это экзистенциальное преимущество, в нем одна из сущностей "русскости". А многовековая история этой самой необходимости обустройства говорит, что это не какая-то случайность. А корневая особенность русского пространства.
Мартынова обязательно позовем на подкаст 2062. А сейчас родилась дополнительная к его рассуждениям мысль. Она о том, что перманентная необходимость обустройства создает благодатную почву для раскрытия человеком его "человечности", творческого потенциала человека, проявлению с его стороны заботы по отношению к стране. А проявление заботы - как говорит Оксана Осинина и мы вслед за ней - это прямой путь ощутить себя дома.
При таком повороте мы можем интерпретировать русскую "необустроенность" как дар, который дает нам свозь века, снова и снова, приложить серьезные усилия заботы и ощутить себя по-настоящему дома.
Россия 2062 как философия будущего. Есть такая красивая теория, что время течёт не из прошлого, а из будущего. Истинным драйвером современности являются почти не заметные пока явления, которые на самом деле и есть будущее, проявляющееся здесь и сейчас. Будущее, которое оказывается определяющим для настоящего. И в этом смысле только философия является профессией будущего - только она способна поймать эти проявления будущности. Об этом и в разговоре Акимова и декана Козырева:
Forwarded from Странная История с Акимовым
А вот попал в авторскую программу декана философского факультета МГУ Алексея Козырева.
Помню, когда каким-то странным усилием воли защитил кандидатскую по философии в 2004 году, папа мой был доволен.
Пригодится, - сказал тогда папа.
Мне тогда казалось, что точно не пригодится. Разве этому миру нужна философия?
А папа оказался прав. Прошло почти 20 лет и оказалось, что философия - вот истинная профессия будущего.
Об этом, о России 2062, о счастье и не только - говорим с деканом философского факультета.
https://radiovera.ru/filosofija-schastja.html
Помню, когда каким-то странным усилием воли защитил кандидатскую по философии в 2004 году, папа мой был доволен.
Пригодится, - сказал тогда папа.
Мне тогда казалось, что точно не пригодится. Разве этому миру нужна философия?
А папа оказался прав. Прошло почти 20 лет и оказалось, что философия - вот истинная профессия будущего.
Об этом, о России 2062, о счастье и не только - говорим с деканом философского факультета.
https://radiovera.ru/filosofija-schastja.html
Радио ВЕРА
«Философия счастья» - Радио ВЕРА
Гость программы — Борис Акимов, кандидат философских наук, журналист, социальный предприниматель, фермер, один из сооснователей платформы «Россия
Медиа будущего. Как победить фейк? Подкаст 2062. Слушайте теперь не только на Спутнике, но и подкастах Яндекс. Музыка.
Мы живем в мире ожившего постмодерна. Мы помним, как в 90-х все эти философские конструкции постмодернистов казались ловкой игрой ума, но точно были далеки от нашего бытования. Жан Бодрийяр написал «Войны в заливе не было» в 91 году. И имел в виду, что первое вторжение США в Ирак показывали в прямом эфире CNN и что эта картинка важнее, чем сами военные действия. Потом был фильм «Хвост виляет собакой», где войны действительно не было – ее только разыграли по ТВ. И это казалось тогда смешным. Но сейчас мы оказались в ситуации, когда это все наша реальность. Как говорили постмодернисты «означающее» окончательно оторвалось от «означаемого». И теперь мы живем в цивилизации фейка.
Можно ли кривду победить и оказаться в мире правды?
Об этом говорим с профессионалом мира медиа – с заместителем главного редактора журнала «Эксперт» Петром Скоробогатым.
Слушать тут.
Или тут.
Мы живем в мире ожившего постмодерна. Мы помним, как в 90-х все эти философские конструкции постмодернистов казались ловкой игрой ума, но точно были далеки от нашего бытования. Жан Бодрийяр написал «Войны в заливе не было» в 91 году. И имел в виду, что первое вторжение США в Ирак показывали в прямом эфире CNN и что эта картинка важнее, чем сами военные действия. Потом был фильм «Хвост виляет собакой», где войны действительно не было – ее только разыграли по ТВ. И это казалось тогда смешным. Но сейчас мы оказались в ситуации, когда это все наша реальность. Как говорили постмодернисты «означающее» окончательно оторвалось от «означаемого». И теперь мы живем в цивилизации фейка.
Можно ли кривду победить и оказаться в мире правды?
Об этом говорим с профессионалом мира медиа – с заместителем главного редактора журнала «Эксперт» Петром Скоробогатым.
Слушать тут.
Или тут.
Загогулины истории рассказывают нам о том, что мы (Акимов и Степанов) когда-то и довольно долго профессионально занимались тем, что называется ритейлом. Степанов был генеральным директором книжной сети "Лабиринт". Акимов - один из создателей фермерской сети магазинов и кафе LavkaLavka.
И все это привело нас когда-то в клуб Redis Business Class, который объединяет владельцев и топ-менеджеров российских розничных компаний. И вот хоть мы уже давно переключились на другие задачи - но о клубе не без благодарностей вспоминаем до сих пор. И вот на днях позвали нас представить участникам клуба нашу книжку ""Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет".
Показали бывшим коллегам, что после ритейла только все начинается. 😉 Ну и про бизнес и экономику будущего тоже поговорили.
⬇️
И все это привело нас когда-то в клуб Redis Business Class, который объединяет владельцев и топ-менеджеров российских розничных компаний. И вот хоть мы уже давно переключились на другие задачи - но о клубе не без благодарностей вспоминаем до сих пор. И вот на днях позвали нас представить участникам клуба нашу книжку ""Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет".
Показали бывшим коллегам, что после ритейла только все начинается. 😉 Ну и про бизнес и экономику будущего тоже поговорили.
⬇️
⬆️
Акимов: Хочется, чтобы в будущем победила новая экономика – как мы ее назвали в проекте «Россия-2062», экономика заботы. Как по-твоему, почему на место экономики потребления должна прийти экономика заботы и в чем ее суть?
Степанов: Не бывает экономики отдельно, социальной сферы отдельно, экологии отдельно, все это вплетено в ткань человеческой жизни. Поэтому какова культура, такова и экономика, какова экономика, такова и культура. Культура общества потребления, возникшая в Европе в конце XIX века после окончательной победы промышленной революции, сформировала наши представления о мире. И, соответственно, по этой модели мы в этом мире все и устраиваем. И в конце концов, разрушилось очень многое из того, что было, а осталось только представление о том, что нужно все больше производить товаров и услуг, для того чтобы все больше потреблять. Отсюда экологические проблемы, потому что когда ты много потребляешь, ты потребляешь товары короткого срока пользования, соответственно, их нужно потом как-то утилизировать. Отсюда проблемы в социальной сфере, которая не является частью экономики и находится за бортом экономической модели, например, социальная справедливость, как говорят в западном дискурсе, справедливое распределение, инклюзивность. Очень хорошо сформулировала наша героиня Оксана Осинина в еще одном интервью в нашем документальном сериале «Россия. Ближнее Будущее»: «Что такое экономика - накопление, а не потребление. Но у одних людей экономика, накопление, а у других - только потребление». Правильно - накапливать можно только какую-то ценность, а не товар, который ты потребляешь. Конечно, быть сытым, одетым и иметь возможность перемещаться из точки А в точку Б является ценностью, и потребление никто не отменит. Но есть и другие ценности, не имеющие прямого отношения к экономике, например, гармония окружающей среды. Мы стремимся купить дом в красивом месте, на берегу реки. Мы хотим, чтобы по реке можно было ходить на лодке и чтобы ловилась рыба, а в лесу - собирать грибы и ягоды. Но поскольку все это не является экономической ценностью, то финансируется по остаточному принципу совершенно недейственными механизмами. А в экономике заботы ценностью является окружающая среда, как в природном, так и в социальном смысле. Мы заботимся о гармонии человеческих отношений, о гармонии окружающей среды, и эта деятельность должна оплачиваться, должна стать полноправной частью экономики.
Из книги "Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет".
Акимов: Хочется, чтобы в будущем победила новая экономика – как мы ее назвали в проекте «Россия-2062», экономика заботы. Как по-твоему, почему на место экономики потребления должна прийти экономика заботы и в чем ее суть?
Степанов: Не бывает экономики отдельно, социальной сферы отдельно, экологии отдельно, все это вплетено в ткань человеческой жизни. Поэтому какова культура, такова и экономика, какова экономика, такова и культура. Культура общества потребления, возникшая в Европе в конце XIX века после окончательной победы промышленной революции, сформировала наши представления о мире. И, соответственно, по этой модели мы в этом мире все и устраиваем. И в конце концов, разрушилось очень многое из того, что было, а осталось только представление о том, что нужно все больше производить товаров и услуг, для того чтобы все больше потреблять. Отсюда экологические проблемы, потому что когда ты много потребляешь, ты потребляешь товары короткого срока пользования, соответственно, их нужно потом как-то утилизировать. Отсюда проблемы в социальной сфере, которая не является частью экономики и находится за бортом экономической модели, например, социальная справедливость, как говорят в западном дискурсе, справедливое распределение, инклюзивность. Очень хорошо сформулировала наша героиня Оксана Осинина в еще одном интервью в нашем документальном сериале «Россия. Ближнее Будущее»: «Что такое экономика - накопление, а не потребление. Но у одних людей экономика, накопление, а у других - только потребление». Правильно - накапливать можно только какую-то ценность, а не товар, который ты потребляешь. Конечно, быть сытым, одетым и иметь возможность перемещаться из точки А в точку Б является ценностью, и потребление никто не отменит. Но есть и другие ценности, не имеющие прямого отношения к экономике, например, гармония окружающей среды. Мы стремимся купить дом в красивом месте, на берегу реки. Мы хотим, чтобы по реке можно было ходить на лодке и чтобы ловилась рыба, а в лесу - собирать грибы и ягоды. Но поскольку все это не является экономической ценностью, то финансируется по остаточному принципу совершенно недейственными механизмами. А в экономике заботы ценностью является окружающая среда, как в природном, так и в социальном смысле. Мы заботимся о гармонии человеческих отношений, о гармонии окружающей среды, и эта деятельность должна оплачиваться, должна стать полноправной частью экономики.
Из книги "Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет".
Олег Степанов: В нашей книге "Россия 2062" написал такое: "если мы будем бездумно применять шаблоны западной урбанистики - это будет иметь катастрофические последствия". Глядя на "радостные пляски" наших урбанистов, думал, что моё тотальное неприятие безмозглой урбанистики одиноко. Однако был удивлен - нашел себе пару в лице Рема Колхаса)). Он изощрённо измывается над всем, что свято для современных урбанистов, буквально хлещет их по щекам в каждой фразе.
О священной корове урбанистики - парках и озеленении, пишет, что город теперь цементируется не общественной жизнью и культурой, которых он изгнал, а зеленью - "фиговым листочком" и главным носителем новой идентичности, которую называет "триумфом маникюра и девственности", "синтезом политики и ландшафта", "органическим в своей высочайшей неорганичности".
Колхас припечатывает буквально все святые "драйверы развития" современного города: библиотеки, аэропорты, университеты, общественные пространства, реновацию промышленных зон, реставрацию памятников архитектуры и саму архитектуру постмодерна.
Особенно мне приятно, как он обласкал туризм:☝️"Исчезновение прошлого никак не сказывается на количестве туристов, оно только растет, это напоминает ажиотаж перед закрытием магазина. Туризм сегодня стал независим от своего объекта"
И резюме Колхаса, что останется от торжества современной урбанистики потомкам: Археология города - это "история исчезновения и испарения". Гений этой археологии - "человек с пустыми руками, археолог без находок и даже без места для раскопок"
На прощание несколько цитат⬇️⬇️
О священной корове урбанистики - парках и озеленении, пишет, что город теперь цементируется не общественной жизнью и культурой, которых он изгнал, а зеленью - "фиговым листочком" и главным носителем новой идентичности, которую называет "триумфом маникюра и девственности", "синтезом политики и ландшафта", "органическим в своей высочайшей неорганичности".
Колхас припечатывает буквально все святые "драйверы развития" современного города: библиотеки, аэропорты, университеты, общественные пространства, реновацию промышленных зон, реставрацию памятников архитектуры и саму архитектуру постмодерна.
Особенно мне приятно, как он обласкал туризм:☝️"Исчезновение прошлого никак не сказывается на количестве туристов, оно только растет, это напоминает ажиотаж перед закрытием магазина. Туризм сегодня стал независим от своего объекта"
И резюме Колхаса, что останется от торжества современной урбанистики потомкам: Археология города - это "история исчезновения и испарения". Гений этой археологии - "человек с пустыми руками, археолог без находок и даже без места для раскопок"
На прощание несколько цитат⬇️⬇️
"Город-дженерик (город-копия города - прим моё) существует сейчас в Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Решительный и повсеместный переход от деревенского сельскохозяйственного уклада к городскому - это переход не к тому городу, который мы любим (средневековый малый город - прим моё), это переход к городу-дженерику, который стал настолько пронырливым и всепоглощающим, что заполнил собой деревню"
"Город-дженерик - это субстанция, оставшаяся после того, как существенные сектора городской жизни ушли в киберпространство. Город стал местом слабых и растянутых ощущений ...освещенный одинокой прикроватной лампой"
"Все города-дженерики вырастают на tabula rasa. Если раньше в каком-то месте ничего не было, они просто занимают это место, если же там что-то было, то они полностью заменяют его собой"
"...мусор, затоптанный ногами. Облегчение... Города больше нет. Мы можем покинуть спектакль"
"Город-дженерик - это субстанция, оставшаяся после того, как существенные сектора городской жизни ушли в киберпространство. Город стал местом слабых и растянутых ощущений ...освещенный одинокой прикроватной лампой"
"Все города-дженерики вырастают на tabula rasa. Если раньше в каком-то месте ничего не было, они просто занимают это место, если же там что-то было, то они полностью заменяют его собой"
"...мусор, затоптанный ногами. Облегчение... Города больше нет. Мы можем покинуть спектакль"