131 subscribers
17 photos
1 video
9 links
Сев.-Вост. и Моск. Русь, старо- и новообрядчество, народные секты, великорусское, общерусское, тюркское и финно-угорское, империи, нации, три большие идеологии (либерализм, социализм и консерватизм), РИ и СССР, богословие, постсекуляризм
加入频道
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
явленския детки

за святым столом

сидели,

они пили,

они ели,

наслаждались,

живым богом,

духом утешались,

прикасались за книги,

за евангельския
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Мертво-обрядовый китаизм" старообрядцев-поповцев

Это слова историка Афанасия Щапова, пусть и в негативном тоне, но достаточно точно передают дух "поповщины".

Я, к сожалению, не могу вспомнить кто именно, но кажется кто-то из народников писал, что он чтобы войти в доверие к старообрядцам выучил их "китайские церемонии".

По своему опыту могу сказать, что в этом есть доля истины. Но это не обязательно плохо.

Для старообрядца-поповца важно выполнить богослужение правильно по церковным книгам и уставу.

Длительное вычитывание, пение и слушание повторяющихся текстов, совершение поклонов волей или неволей заставляет, если не понять, то уловить какие-то смыслы и настроение.

Душа как бы подтягивается за телом.

Ты не ждешь настроения и понимания.

Ты сначала делаешь - молишься, независимо от твоего настроения и веры в то, что делаешь.

А потом эти слова и напевы запоминаются и становятся частью тебя.

Это еще на самом деле с одной стороны очень дисциплинирует, а с другой - дает свободу. Ведь мы должны сделать по форме правильно хотя бы в церкви, а что ты лично понимаешь и как относишься и что будешь делать дома - это твое личное дело и твоя ответственность.

То есть дома и в личной жизни сохраняется свобода, которая на практике в деревне скорее регулируется народными обычаями, здравым смыслом и общечеловеческой моралью, чем религиозными и церковными правилами.

Только сегодня мой тесть, крестьянин, который думаю кроме церковных книг других не открывал, спросил меня о том, видел ли я в каких-то книгах, что до отдания богоявления (целых 8 дней) нельзя пользоваться водой для мытья тела, вещей и дома, как общепринято считать в деревне.

К сожалению, не могу передать его великорусский говор. Я сказал, что не видел.

Он ответил, что тоже, что ни в какой церковной книге, в т.ч в праздничных минеях, он ничего про это не встречал и сказал, что три дня после крещения наверное правда не стоит мыться и убираться, но хотя бы руки и лицо надо мыть как-то. И поэтому он уже до отдания истопил баню. Сошлись с ним на том, что запрет 8 дней пользоваться водой просто народная традиция.

То есть произошло столкновение здравого практического смысла ("руки то невозможно 8 дней не мыть") и народной традиции, но понимание авторитетности письменного источника заставляет обратиться к нему и если там на это нет указаний, то вопрос решается компромиссно.

Достаточно часто поэтому можно услышать в спорах вопрос: "А где написано?".

При этом обсуждаются не богословские вопросы. Они как бы считаются решенными и о них особо не думают. Обсуждения касаются обрядов, правильного произнесения церковнославянских слов и разных правил, которые на практике могут и не соблюдаться.

Как-то в Москве, гуляя со старообрядческой молодежью из разных мест России, ночью, мы обсуждали, в какое именно время наступает пост со вторника на среду, например.

Может показаться, что это что-то бессмысленное, но на самом деле это заставляет смотреть разные книги, приводить аргументы и это очень похоже на юридический стиль мышления, который тоже полезен и важен.

Можно назвать относительной проблемой отстутствие обсуждения абстрактных теологических вопросов, но особенность великорусской религиозности, как я писал раньше, скорее в интуитивном понимании Бога, духовном настрое, без попыток его понять логически.

Вера в Бога - это что-то интимное и таинственное о чем говорить как бы не принято.

Судя по старообрядческой апологетической и полемической литературе, абстрактная теология привлекается скорее для обоснования сложившейся ритуальной практики.

Но вот ритуальная практика в случае спорных вопросов сама по себе может подвергаться научному анализу, сопоставляться с другими практиками, книгами, чужим опытом и мнением, здравым смыслом.
"Русские диалекты в свете языковой политики"

Так называется раздел главы в монографии "Русские" из серии "Народы и культуры" Института этнологии и антропологии РАН.

Оказывается, что в первые годы советской власти в школах поощрялось использование диалектов и ставилась задача усвоения книжного и письменного литературного языка, но не исправление живой диалектной речи.

Такая практика исправления живой народной речи категорически порицается в объяснительной записке к школьным программам 1918 года.

Там призывается сохранять диалектное разнообразие, которое также поощрялось в литературе

Но постепенно, начиная с 20-х и особенно с 30-х годов вместе с урбанизацией и коллективизацией начинается борьба с диалектами в речи школьников, рабочих и других групп. Это продолжается, как минимум, вплоть до 70-х годов прошлого века.

Диалектная речь осуждается как неправильная, безкультурная и неграмотная. Максим Горький активно участвует в борьбе с диалектами и в литературе. Все это происходит одновременно с пропагандой отсталости крестьянства и деревни.

В итоге это приводит к вымиранию диалектов и говоров, а потом и к обеднению литературного языка, как пишут авторы, призывая поддерживать диалекты и приводя примеры их богатства.

Как в одной из частных бесед со мной один филолог сказал, что русские проделали колоссальную мыслительную работу, научившись думать и говорить на книжном языке

И получается, что это для большинства русских произошло только окола ста лет назад.

Но я думаю, что многим реально было трудно его усвоить и до сих пор многие его не усвоили.

Народ потерял диалекты, но хороший русский литературный язык не приобрел, что и приводит к "косноязычию" многих русских.

То есть, чтобы красиво говорить нужно или говорить на диалекте, что, к счастью, еще встречается или очень глубоко погрузиться в русский литературный язык и академическую культуру для чего не у всех есть возможность.

При этом в любом случае, как еще писал Овсянико-Куликовский, русский литературный язык без наречий и диалектов не может качественно развиваться и будет обедняться, как пишет автор главы этой монографии.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Аутентичное современное старообрядчество

Старообрядчество - это не только и не столько религия, а скорее социально-культурный феномен продолжения развития допетровской старорусской культуры Московской Руси 16-17 века, которая специфически отличалась и от предшествующей древнерусской и последующей петровской российской.

Дониконовская церковная ритуальность только часть этой культуры, которая значительно шире.

Развитие этой культуры происходило в крестьянской, мещанской и купеческой среде, которая не во всем и не всегда следовала строгим религиозным предписаниям.

Впрочем и в Московской Руси была своя светская жизнь, которая была взаимосвязана с религиозной, но и противоречила в чем-то ей.

Старообрядческая культура в тех местах, где традиция не прерывалась, органично соединяется с современной западной и светской культурой, как на видео этой бразильской старообрядки. При этом религиозная сфера отделяется от светской и есть понимание этих границ.
Южноамериканские старообрядцы

Видно, что они не религиозные фундаменталисты (о чем пишет и собравший эти фото гид общавшийся с ними), а носители живой современной этнической великорусской культуры.

Так возможно могли бы сегодня выглядеть русские парни и девушки из Центральной России, если бы у нас не было абсолютно антинародной и насильственной вестернизации/модернизации, которые сами по себе не являются проблемой, если происходят гармонично и постепенно на базе самобытных традиций.

Больше фото здесь: https://ru-ar.ru/starovery