О древней и новой Россіи
5.79K subscribers
3.27K photos
6 videos
2 files
1.53K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
"Февральскую и Октябрьскую революции нужно рассматривать как крушение России с ее культурой и вообще великорусской национальности".

Из выступления доктора истории, профессора С. Ф. Платонова на собрании университетского "Кружка молодых историков" в 1919 г. (Архив ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области. П-65245. Т. 5. Л. 18.)

Ко вчерашней годовщине...

#революции
#философия_истории
Русь

Старая Ладога, памятник князьям Рюрику и Олегу.

Автор фото - И. Литвяк.

#фото
#искусство
#Древняя_Русь
"Одна француженка допрашивала Александра Сергѣевича о томъ, кто были его предки. Разговоръ происходилъ по-французски.

— Кстати, господинъ Пушкинъ, вы и сестра ваша имѣете въ жилахъ кровь негра?

— Разумѣется, — отвѣтилъ поэтъ.

— Это вашъ дѣдъ былъ негромъ?

— Нѣтъ, онъ уже имъ не былъ.

— Значитъ, это былъ вашъ прадѣдъ?

— Да, мой прадѣдъ.

— Такъ это онъ былъ негромъ… да… да.. Но, въ такомъ случаѣ, кто же былъ его отецъ?

— Обезьяна, сударыня, — отрѣзалъ наконецъ Александръ Сергѣевичъ."

#персоналии
#юмор
Сформирован Совет по реализации проекта воссоздания Музыкального вокзала в Павловске

Сопредседателями Совета избраны министр культуры РФ Ольга Любимова и глава РЖД Олег Белозёров.

В состав вошли видные деятели культуры и представители органов власти.

Первое заседание Совета прошло вчера в Санкт-Петербурге с участием губернатора Александра Беглова. На нем рассмотрели концепцию воссоздания уникального памятника истории и архитектуры – Музыкального вокзала в Павловске.

🏫 Вокзал был построен в 1838 году. Он являлся не только конечной станцией первой железной дороги России, но и важным культурным центром, первым постоянным концертным учреждением в нашей стране, где выступали симфонические оркестры.

Здание станции, названное «Воксал» (от английского Vauxhall), стало нарицательным и легло в основу появления в русском языке слова вокзал.

Вокзал был разрушен во время Второй Мировой войны.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
​​"Никакой русскій не можетъ быть равнодушенъ къ исторіи своего племени, въ какомъ бы видѣ не представлялась эта исторія."

"Надо возрождать впечатленіе великихъ событій въ нашемъ интеллигентномъ обществѣ, забывшемъ и оплевавшемъ нашу исторію."

Съ днемъ рожденія, θедоръ Михайловичъ!

Философія исторіи Достоевскаго.

#искусство
#персоналии
В Калуге проходит ежегодный исторический фестиваль, посвященный Великому стоянию на реке Угре.

#военная_история
Братия Чулышманского монастыря, начало XX в., Алтай.

Монастырь основан на Телецком озере с миссионерской целью в 1864. Несколько раз сгорал, из-за подтопления переносился. Основательное строительство монастырских зданий началось с 1879. Окончательное место монастырю найдено в 1899, на правом берегу реки Чулышман.

По условиям жизни монастырь был одним из самых суровых в России.

В 1920-х закрыт, все строения утрачены. В наше время на месте монастыря установлен памятный крест.

#Российская_империя
#религия
#фото
Беггровъ Карлъ Петровичъ. Адмиралтейская верфь. XIX вѣкъ.

Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!

#Российская_империя
#искусство
#наука_и_техника
​​"Что намъ теперь дѣлать? Да просто стать твердо на ноги, очнуться отъ дремоты, отряхнуться отъ праздномыслія и дѣлать то, что у каждаго подъ руками. Со вчерашняго ли дня началось существованіе Россіи? Русская держава есть созданіе тысячелѣтнѣй исторіи. Россія не вопросъ, Россія не мнѣніе, не идея, не отвлеченная формула; это самая реальная реальность, многосложная и громадная. Россія есть до безконечности организованная индивидуальность, своеобразная и сама себѣ равная. Если она существуетъ, то, стало быть, есть основы и законы ея существованія. Вотъ та твердая почва, на которой мы должны очутиться, чтобы выйти благополучно изъ кризиса; вотъ на чемъ слѣдуетъ стать твердо."

13 (1) ноября 1818 года, 205 лет назад, в Москве родился Михаил Никифорович Катков — выдающийся русский публицист, издатель, литературный критик, основоположник русской политической журналистики.

Ко юбилею "телохранителя единства России", как называл Михаила Никифоровича Ф. И. Тютчев, - статья д.и.н., проф. А. В. Лубкова "Время Каткова: когда культура и образование едины".

#Российская_империя
#персоналии
#философия_истории
​​Боривой

В 1870 году граф А. К. Толстой написал стихотворение "Боривой", посвященное противостоянию южнобалтийских славяноязычных народов (в то время - язычников) немецкой колонизации в XII веке.

Главный герой произведения А.К.Толстого - ободритский князь Боривой - продукт поэтического вымысла. Возможно, его неким прообразом послужил Никлот (ок. 1105 — 1160) - последний независимый король ободритов (союз племен балтийских славян, проживавших между Лабой (Эльбой), Травой и Одером), родоначальник Мекленбургской правящей династии (имевшей в будущем тесные связи с Россией), противостоявший средневековому немецкому "Drang nach Osten".

Историческая основа произведения - крестовый поход (нем. Wendenkreuzzug) на ободритов, предпринятый в 1147 г. немецкими и датскими королями с благословения папы римского Евгения III, окончившийся неудачей для крестоносцев.

"Боривой" написан, по-видимому, на основе данных из "Истории Дании" Ф.Дальмана, с которой Толстой был хорошо знаком. Некоторые сведения Толстой подчерпнул, вероятно, из русских источников; вкратце они изложены Н.М. Карамзиным, а более подробно - в "Истории балтийских славян" А.Гильфердинга, которые, в свою очередь, опирались на средневековые немецкие хроники.

К примеру, хронист XII в. Гельмольд так описывает события:
"Между тем всю Саксонню и Вестфалию облетел слух о том, что славяне (ободриты под руководством Никлота - прим.) совершили вылазку и, таким образом, первыми начали войну. Тогда все войско, носящее знак креста, поторопилось спуститься в землю славян, чтобы покарать их за недоброжелательность. Разделившись, они осадили две крепости — Дубин и Димин... Пришло также и войско данов и присоединилось к тем, которые осаждали Дубин... В один из этих дней находившиеся в осаде заметили, что войско данов действует вяло, ибо те, которые дома настроены воинственно, вне его обычно трусят; и, совершив внезапную вылазку, они убили многих данов и удобрили землю их трупами. Оказать им помощь было невозможно, так как между ними лежало море. Поэтому исполненное гнева войско тем упорнее продолжало осаду. И говорили между собой вассалы герцога нашего и маркграфа Адальберта: «Разве земля, которую мы разоряем, не наша земля, и народ, с которым мы воюем, не ваш народ? Почему же мы оказываемся врагами самим себе и сами уничтожаем доходы свои?...». И начали они с этого дня чинить всякие волнения в войске и облегчать осаду частыми перемириями... В конце концов... был заключен такой договор, что славяне принимают христианскую веру и отпускают данов, которые находились у них в плену. И тогда многие притворно приняли крещение... Таким образом, этот великий поход закончился умеренным успехом (по оценке немецкого хрониста - прим.)."

Примечательно, что союзниками ободритов в то время были руги-русы с о.Рюген, действовавшие на море против данов. Хронист Саксон Грамматик (XII в.) повествует:
"...ругияне решили помочь осаждённым (в Дубине - прим.) и уничтожить вражеский флот. Вскоре они напали на сканийцев (часть данов - прим.), которые располагались к ним ближе всех прочих, и перебили почти всех из них... Часть из сканийцев погибла от меча, часть - ускорила свою смерть, прыгая в волны. Обнаружив, что многие корабли из-за их больших размеров захватить будет слишком трудно, ругияне решили напугать находившихся на них людей, показав им, как якобы много у них воинов. Удвоив свой флот с помощью кораблей с телами павших, они, желая представить дело так, что те на самом деле полны гребцов, покрыли эти суда сверху навесами из ткани, скрыв, таким образом, под их сенью свою собственную слабость. Для того, чтобы скрыть размеры своего флота, они использовали также и другую, отнюдь не менее изощрённую хитрость. Ночью они скрытно выходили в открытое море, а на рассвете возвращались, делая вид, что это новый флот, из-за чего создавалось впечатление, что на выручку осаждённым прибыли свежие силы". Именно сей эпизод и нашел отражение в стихе.

Подробнее о событиях, которые легли в основу произведения А.К.Толстого, можно почитать здесь.

И, собственно, сам "Боривой".

#прародина
#искусство
#военная_история
#русы
А.К. Толстой

Боривой

К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду (1) слово
И поход на бодричаны (2)
Проповедует крестовый:

«Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру, —
Отпускаю вам грехи я.

Генрик-Лев на бой великий
Уж поднялся, мною званый,
Он идет от Брунзовика
Грянуть с тылу в бодричаны.

Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет —
Будут в царствии небесном!»

И лишь зов проникнул в дони (3),
Первый встал епископ Эрик,
С ним монахи, вздевши брони,
Собираются на берег.

Дале Свен пришел, сын Нилса,
В шишаке своем крылатом,
С ним же вместе ополчился
Викинг Кнут, сверкая златом;

Оба царственного рода,
За престол тягались оба,
Но для славного похода
Прервана меж ними злоба.

И, как птиц приморских стая,
Много панцирного люду,
И грохоча и блистая,
К ним примкнулось отовсюду.

Все струги, построясь рядом,
Покидают вместе берег,
И, окинув силу взглядом,
Говорит епископ Эрик:

«С нами Бог! Склонил к нам папа
Преподобного Егорья,
Разгромим теперь с нахрапа
Все славянское поморье!»

Свен же молвит: «В бранном споре
Не боюся никого я,
Лишь бы только в синем море
Нам не встретить Боривоя!»

Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
Боривой теперь далёко
Бьется с немцем у Арконы! (4)»

И в веселии все трое,
С ними грозная дружина,
Все плывут в могучем строе
К башням города Волына.

Вдруг, поднявшись над кормою,
Говорит им Свен, сын Нилса:
«Мне сдалось: над той скалою
Словно лес зашевелился!»

Кнут, вглядевшись, отвечает:
«Нет, не лес то шевелится, —
Щёгол множество кивает,
О косицу бьет косица».

Встал епископ торопливо,
С удивлением во взоре:
«Что мне чудится за диво:
Кони ржут на синем море!»

Но епископу в смятенье
Отвечает бледный инок:
«То не ржанье — то гуденье
Боривоевых волынок!

И внезапно, где играют
Всплески белые прибоя,
Из-за мыса выбегают
Волнорезы Боривоя.

Расписными парусами
Море синее покрыто,
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита (5);

Плещут весла, блещут брони,
Топоры звенят стальные,
И, как бешеные кони,
Ржут волынки боевые.

И, начальным правя дубом,
Сам в чешуйчатой рубахе,
Боривой кивает чубом:
«Добрый день, отцы монахи!

Я вернулся из Арконы,
Где поля от крови рдеют,
Но немецкие знамена
Под стенами уж не веют!

В клочья ту порвавши лопать,
Заплатили долг мы немцам
И пришли теперь отхлопать
Вас по бритым по гуменцам!»

И под всеми парусами
Он ударил им навстречу,
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями,
И пошла меж ними сеча.

То взлетая над волнами,
То спускаяся в пучины,
Бок о бок сцепясь баграми,
С криком режутся дружины;

Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом,
До заката битва длится, —
Не сдаются Свен со Кнутом.

Но напрасны их усилья:
От ударов тяжкой стали
Позолоченные крылья
С шлема Свена уж упали;

Пронзена в жестоком споре
Кнута крепкая кольчуга,
И бросается он в море
С опрокинутого струга

А епископ Эрик, в схватке
Над собой погибель чуя,
Перепрыгнул без оглядки
Из своей ладьи в чужую;

Голосит: «Не пожалею
На икону ничего я,
Лишь в Роскильду поскорее
Мне б уйти от Боривоя!»

И гребцы во страхе тоже,
Силу рук своих удвоя,
Голосят: «Спаси нас, Боже,
Защити от Боривоя!»

«Утекай, клобучье племя! —
Боривой кричит вдогоню. —
Вам вздохнуть не давши время,
Скоро сам я буду в дони!

К вам средь моря иль средь суши
Проложу себе дорогу
И заране ваши души
Обрекаю Чернобогу!»

Худо доням вышло, худо
В этой битве знаменитой;
В этот день морские чуда
Нажрались их трупов сыто,

И ладей в своем просторе
Опрокинутых немало
Почервоневшее море
Вверх полозьями качало.

Генрик-Лев, идущий смело
На Волын к потехе ратной,
Услыхав про это дело
В Брунзовик пошел обратно.

И от бодричей до Ретры,
От Осны до Дубовика —
Всюду весть разносят ветры
О победе той великой;

Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой божницы
Хороводным ходят колом
Дев поморских вереницы;

А в Роскильдовском соборе
Собираются монахи,
Восклицают: «Горе, горе!»
И молебны служат в страхе;

И епископ с клирной силой,
На коленях в церкви стоя,
Молит: «Боже, нас помилуй!
Защити от Боривоя!»

#прародина
#искусство
Боривой. Примечания:

1. Датский город, с X в. резиденция королей и епископов.
2. Бодричане - ободриты.
3. Даны.
4. Аркона - столица ругов/русов/руян на о. Рюген.
5. Святовит - языческий бог (возможно, наиболее почитаемый) южнобалтийских народов, идол которого стоял в храме в Арконе.
​​Генрихъ Бухгольцъ. Аллегорія побѣды надъ турками (1777 годъ)

Картина посвящена виктории Российской империи над Османской в войне 1768-1774 годов. Противостояние ознаменовалось славными победами русского оружия в масштабной морской битве при Чесме, где были разгромлены основные силы турецкого флота, в одном из крупнейших сухопутных сражений XVIII века при Кагуле, в битве при Козлудже, где во всей силе проявился военный гений А.В.Суворова... По итогам войны к Российской империи перешли город Керчь и близлежащая крепость Ени-Кале, город Азов, степные земли между Южным Бугом и Днепром, включая крепость Кинбурн; признана независимость Крыма. Русским кораблям разрешался свободный проход по Босфору и Дарданеллам, а также по реке Дунай.

На полотне Бухгольца представлен вид на Неву, Адмиралтейство и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. Изображены корабли на стапелях Адмиралтейства по обеим сторонам от коробовской башни со шпилем, украшенным флагами; площадь с Исаакиевским собором (по нереализованному проекту А. Ринальди) и Медный всадник, размещенный лицом к Сенату. Очевидно, автор писал не современный ему город, а его планируемый в то время облик.
В левом углу изображен восседающий в облаках Пётр Первый в мундире Преображенского полка с Андреевской лентой. Его левая рука указующим жестом обращена к фигуре Хроноса — старика с седой бородой и распростёртыми крыльями, сжимающего в левой руке песочные часы. Хронос, в свою очередь, одной рукой указывает на алегорическую фигуру Славы (Фамы) в небесах, другой — на Неву и триумфальное шествие по мосту, следующее под бело-желто-черным знаменем гербовых цветов Российской империи. Слава в одной руке держит трубу, в другой - портрет императрицы Екатерины II.

#Российская_империя
#военная_история
#искусство
Ко дню Каспийской флотилии - наш материал "Русы на Каспии".

С праздником всех причастных! Работайте, братья!

#армия_и_флот
16 (3 ст.ст.) ноября 1916 года на участке между станцией Боярская и перегоном Амбарный встретились две партии железнодорожных укладчиков, шедших навстречу друг другу с севера и юга, и состоялась торжественная церемония забивки последнего «золотого костыля» Мурманской железной дороги - самого северного в мире железнодорожного пути, построенного Российской империей во время тяжелейшей Первой мировой войны менее, чем за 2 года.

О постройке Мурманской железной дороги можно почитать здесь: Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием её района. Петроград, 1916.

Что еще было создано в России за время Великой войны кратко описано здесь.

#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото