О древней и новой Россіи
6.27K subscribers
3.64K photos
8 videos
3 files
1.7K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
Стили русской народной росписи
"Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быти в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку, для береженья от огня и от всякого воровства..."

30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал "Наказ о Градском благочинии", согласно которому впервые в России вводилось круглосуточное дежурство дозоров в Москве, контролировавших, в том числе, соблюдение правил пожарной безопасности.

С праздником, огнеборцы!

#Московская_Русь
Восстановленное здание Вятской пожарной дружины (Ярославская губерния).

Надпись на нем гласит: "Богу хвала. Царю слава. Ближнему помощь."

#города_и_веси
#фото
Производство боеприпасовъ въ Тамбовскихъ вагоноремонтныхъ мастерскихъ. 1915–1916 годы.

Всѣмъ хорошей трудовой недѣли!

#Российская_империя
#фото
​​СОЛДАТЫ ДУХОВНОЙ ИМПЕРИИ

У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты бессрочную службу несут.

Впереди, в темноте, — злое воинство чёрной материи,
В полумгле пограничной — шпионы, иуды, ворьё…
Умываются потом кровавым Солдаты Империи,
Шаг за шагом в боях расширяя границы её.

Хуторские народцы путь жизненный сытостью меряют;
Жаждет славы позёр; торгашу — лишь в процентах резон…
Эти страсти скудны для Солдата Духовной Империи:
Тесен хутор ему; мир барыг и позёров смешон!

Деньги, слава и власть добровольцу отнюдь не критерии,
Страх — не стимул ему, а чины — не мерило ему,
Но святая награда Солдату Духовной Империи -
- Поступь Божьих побед — дивный свет, прожигающий тьму.

Ни опричникам грозным — дзержинским, скуратовым, бериям,
Ни царям, ни генсекам, ни лидерам скотских эпох
Не даётся никак власть над сердцем Солдата Империи,
У солдатского сердца один государь — только Бог.

Строй бойцов невелик, но зато не редеет с потерями -
- Все у Господа живы!
И каждый, кто в Вечность уйдёт,
Остаётся и там Вечным Воином Вечной Империи,
Путь к победам земным освящая с Небесных Высот.

А на грешной земле, твёрдо в принцип имперский уверовав,
В строй становятся те, чьи сердца — драгоценный кристалл.
И не знают порой добровольцы - Солдаты Империи,
Что на ратную службу их сам Вседержитель призвал.

Строго спросится с них — ведь избранники Божьи теперь они!
Будет сила дана им — прямая Небесная связь!
И простится им многое — честным Солдатам Империи -
- И войны неизбежная кровь, и окопная грязь…

Вадим Витальевич Негатуров (05.12.1959 - 02.05.2014)

#искусство
Война в истории России

Чтобы лучше понимать Россию и русскую историю:

"С XIV века, с которого можно считать начало возрождения русского государства, и до наших дней, в течение 525 лет (1368 – 1893) Россия провела в войнах 353 года, т.е. две трети всей жизни, в том числе внешней войны 305 лет (считая войну на Кавказе – 329 лет, считая же годы междоусобных войн – 353 года)."


(Ген. Н. Н. Сухотин. Война в истории русского мира. СПб., 1898. С. 30-31, 33.)

#военная_история
#Российская_империя
Кира и Мария Востряковы (дочь и супруга купца Бориса Вострякова) с домашним львом в усадьбе Солнцево (Московская губ.), 1910-е.

Русские подмосковные купцы не менее суровы, чем архангелогородцы и сибиряки.

#Российская_империя
#быт
#фото
"Победить не трудно: до сих пор все хотели избегать борьбы и обманывали покойного Государя, Вас, самих себя, всех и все на свете, потому что то были не люди разума, силы и сердца, а дряблые евнухи и фокусники".

Из письма Победоносцева Александру III после убийства Александра II.

Отсюда
​​Афанасий Никитин как антрополог

Любопытное свидетельство знаменитого русского путешественника XV века о племени обезьян, жившем в стране Индийской:

"А обезьяны, то тѣ живут по лѣсу. А у них есть князь обезьяньскый, да ходит ратию своею. Да кто замает, и они ся жалуют князю своему, и онъ посылаеть на того свою рать, и оны, пришед на град, дворы разваляют и людей побьют. А рати их, сказывают, велми много, а язык у них есть свой. А детей родят много; да которой родится ни в отца, ни в матерь, ини тѣх мечют по дорогам. Ины гундустаньцы тѣх имают, да учат ихъ всякому рукодѣлию, а иных продают ночи, чтобы взад не знали бежать, а иных учат базы миканет."

("А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детенышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремеслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат людей забавлять").


Складывается ощущение, что при применении современной терминологии описанное племя назвали бы отнюдь не обезьянами.

#Московская_Русь
#экспедиции
#антропология
#юмор
​​О преодолении "снарядного голода"

"...В результате работ Химического Комитета под руководством ген.-л. акад. В.Н. Ипатьева с февраля по октябрь 1915 г. производительность казенных заводов, производивших взрывчатку, увеличилась более чем в 2 раза, частных – более чем в 50 раз. В кратчайшие сроки производство взрывчатых веществ в России выросло в 33 раза, со 100 до 3300 тонн в месяц. К осени 1916 г. в распоряжении Комитета работало около 200 заводов, производивших не только различные виды взрывчатки, но и отравляющие Вещества – хлор, фосген, хлорпикрин, причем не только для газобаллонных атак, но и для снарядов.

Значительные усилия Химического комитета и Главного Артиллерийского управления под руководством ген-л. А.А. Маниковского привели к тому, что к весне 1916 г. «снарядный голод» был в целом преодолен. Если за первые пять месяцев 1915 года армия тратила по 311 тыс. снарядов, а за тот же период 1916 года по 2 229 тыс., то при учете значительного расхода снарядов в осенне-летних боях, русская полевая артиллерия все же смогла вступить в 1917 год с запасом в 3 тыс. снарядов на трехдюймовое полевое и в 3,5 тыс. снарядов на горное орудие того же калибра. Их запас к концу 1916 года составил 16,3 млн., а производство - до 3,5 млн. в месяц. Его даже начали постепенно сокращать, так как оно с лихвой перекрывало потребности фронта - до 2,4 млн. снарядов в месяц. Но разгон был велик и к апрелю 1917 года боезапас составил уже 4 тыс. снарядов на трехдюймовое орудие.

Большой прогресс был и в снабжении фронта тяжелыми снарядами. Если в 1916 год армия вступила с запасом 275 тыс. снарядов к 48-линейным гаубицам и 100 тыс. снарядов к 42-линейным пушкам и 6-дюймовым гаубицам, то в течение года на фронт было подано 2,15 млн. снарядов к 48-линейным гаубицам и 750 тыс. снарядов к 42-линейным пушкам и 6-дюймовым гаубицам. Количество тяжелых орудий к началу 1917 года выросло в 2,5 раза по отношению к показателям начала войны. Тем не менее запас снарядов к тяжелым орудиям всех калибров достигло 2, 574 млн., то есть более чем в пять раз больше запаса, с которым русская армия начинала войну."

(Из статьи д.и.н. А. В. Ганина).

#Российская_империя
#военная_история
#армия_и_флот
#наука_и_техника
Forwarded from Словографика
Сегодня день рождения русского гидрографа, полярного исследователя, старшего лейтенанта Георгия Яковлевича Седова
Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота (капитан; 1911), действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.
Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней. Умер во время неудачной экспедиции к Северному полюсу, навсегда вписав своё имя в историю русских исследователей Севера. Похоронен на острове Рудольфа
Летчики 17-го корпуснаго авіаціоннаго отряда въ автомобилѣ марки Benz. За рулемъ - штабсъ-капитанъ И.И. Кравцевичъ. За нимъ медвѣжонокъ — талисманъ этой части. 1915 годъ.

#Российская_империя
#армия_и_флот
#фото
Из юридического быта Русского царства (7 ноября 1686 года)
Смех смехом, а ведь многое говорит о правосознании. Подготавливал одну заметку; она не пошла в издание, поэтому опубликую свои размышления в своём дневнике.

7 (17) ноября 1686 года в городе Кунгур, важной русской крепости на Урале, начался суд по одному очень запутанному делу, из которого можно сделать серьёзные и глубокие выводы. Но перед тем, как изложить его суть, прошу особ несовершеннолетних и ханжей эту запись закрыть, а если не закрыли, так вас предупреждали.
14 (27) октября 1686 года стрелецкая жена Офимья Ивановна (здесь и далее имена будут приводиться по нынешним нормам) пришла в гости в дом стрельца Григория Щёткина, видимо, к его жене, своей подруге Марфе. Бывший там же крестьянин Григорий Семёнович от избытка чувств «тайно́й свой уд в рот сулил и ис портков трясл». Налицо статья 133 УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера, лишение свободы на один год. Но в те времена УК РФ ещё не было, и Офимья Ивановна подаёт челобитную на имя всех правящих на тот момент царей — Софьи Алексеевны и её двух младших братьев Ивана и Петра.
Дело рассматривает воевода. Григорий Семёнович отвечает, что ничего не сулил и из штанов ничего не доставал. На стороне обесчещенной истицы четыре свидетеля, на стороне озорного крестьянина никого. Но чудо! Офимья Ивановна подаёт бумагу, в которой сообщает — она с Григорием Семёновичем помирилась, поруганная честь обошлась ответчику в четверик ржи (тот явно был не в восторге: «загрозили судом: что ты де будешь виноват, что де бранил»). Оцените изящество слога: «Сыскав меж себя в сердцах правду, до вершения того судного дела помирились». Тем всё и закончилось. «Руку приложил», «пошлины взято». Дело закрыто.
Несмотря на кажущуюся смехотворность повода, это дело очень важно для понимания русского правосознания. Представим контекст. Вокруг Кунгура неспокойно (до превращения в купеческий рай ещё лет сто). Но вместо того, чтобы в условиях постоянной боеготовности забыть про дурака или пожаловаться мужу, чтобы тот накостылял неудачному шутнику (впрочем, мы не можем говорить наверняка, что этого не произошло), стрелецкая жена обращается за судом, и суд происходит. О чём нам это говорит?
Суду доверяли. Была ли это личная заслуга воеводы Дмитрия Артемьевича Гладышева или общая тенденция, неизвестно, но точно ясно, что потерпевший мог рассчитывать на справедливость, а совершивший проступок понимал, что наказание неотвратимо.
Свои права знали. Откроем десятую главу Соборного уложения, колоссального свода законов «на все случаи жизни», принятого в 1649 году: «А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестие чинити указ… А будет кто ни буди обесчестит непригожим словом чью жену, или дочь девку, или сына неверстаного, какова чину ни буди, и женам и дочерем девкам и сыновьям неверстаным по суду и по сыску правити за их бесчестья: жене против мужня окладу вдвое; дочери девке против отцова окладу вчетверо; сыну неверстаному против отцова окладу вполы». По этой норме, кстати сказать, Григорий Семёнович должен был бы отдать Офимье Ивановне 6 рублей — цена трёх коров — и 24 четверика ржи.
Государство защищало право человека на честь и достоинство. Это было связано в первую очередь с религиозным мировоззрением русского человека, будь он царём или крестьянином. Человек создан по образу и подобию Божьему, а значит, оскорбляя человека, ты совершаешь богохульство. В случае с царём, помазанником Божьим, представление о котором к тому времени уже поменялось (ещё при Иване IV Васильевиче Грозном царь считался рабом Божьим, а в XVII веке утверждается мысль о царе как наместнике Божьем), — богохульство кратное.
И вот судебный процесс по такому смешному с первого взгляда поводу разворачивается в драгоценный документ, доказывающий, что правовой нигилизм не является коренной чертой русского народа, а самоуважение и знание своих прав — является. Оставил же нам Рим великую систему права — ну а разве Россия не Третий Рим?