Артиллерійское конструкторское бюро Санктъ-Петербургскаго металлическаго завода, начало XX вѣка.
КБ было создано в 1888 году. Специализировалось на проектировании 12-дм барбетных гидравлических установок («Чесма», «Синоп», «Император Александр II», «Император Николай I», 12-дм башенных установок (броненосцы «Три Святителя», «Сысой Великий», «Полтава», «Гангут», «Севастополь»), 12-дм электрических установок («Андрей Первозванный», «Иоанн Златоуст» и др.).
С днем проектировщика всех причастных!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
КБ было создано в 1888 году. Специализировалось на проектировании 12-дм барбетных гидравлических установок («Чесма», «Синоп», «Император Александр II», «Император Николай I», 12-дм башенных установок (броненосцы «Три Святителя», «Сысой Великий», «Полтава», «Гангут», «Севастополь»), 12-дм электрических установок («Андрей Первозванный», «Иоанн Златоуст» и др.).
С днем проектировщика всех причастных!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Ф.М. Достоевский о вековом стремлении русской истории
"Да, Золотой Рог и Константинополь — всё это будет наше… И, во-первых, это случится само собою, именно потому, что время пришло... Это выход естественный, это, так сказать, слово самой природы.
...
Итак, во имя чего же, во имя какого нравственного права, могла бы искать Россия Константинополя? Опираясь на какие высшие цели? А вот именно - как предводительница православия, как покровительница и охранительница его, - роль, предназначенная ей еще с Ивана III,... но обозначившаяся уже несомненно лишь после Петра Великого, когда Россия сознала в себе силу исполнить свое назначение.
...
Он (Царьград - прим.) должен быть наш не с одной точки зрения знаменитого порта, пролива, "средоточия вселенной", "пупа земли", не с точки зрения давно сознанной необходимости такому огромному великану, как Россия, выйти наконец из запертой своей комнаты, в которой он уже дорос до потолка, на простор, дохнуть вольным воздухом морей и океанов. Я хочу поставить на вид лишь одно соображение, тоже самой первой важности, по которому Константинополь не может миновать России.
...
Тут вдруг кричат, что случись умереть туркам как государству, то Константинополь должен возродиться не иначе, как городом «международным», то есть каким-то... общим... Ошибочнее мысли нельзя было и придумать.
Такой великолепной точке земного шара просто не дадут стать международной, то есть ничьей; непременно и сейчас же явятся хоть бы англичане со своим флотом, в качестве друзей, и именно охранять и оберегать эту самую «международность», а в сущности чтобы овладеть Константинополем в свою пользу... Мало того: греки, славяне и мусульмане Царьграда призовут их сами, ухватятся за них обеими руками и не выпустят их от себя, а причина тому — всё та же Россия: «Защитят, дескать, они нас от России, нашей освободительницы»... А мы-то думаем, что они нас обожают.
...
У них (освобожденных от турецкого владычества славян и греков - прим.) пойдут всякие распри, и прежде всего примут характер церковных смут.
...
Ясно, что всё это может быть избегнуто лишь заблаговременною стойкостью России в Восточном вопросе и неуклонным следованием всё тем же великим преданиям нашей древней вековой русской политики. Никакой Европе не должны мы уступать ничего в этом деле ни для каких соображений, потому что дело это наша жизнь и смерть. Константинополь должен быть наш, рано ли, поздно ли, хотя бы именно во избежание тяжелых и неприятных церковных смут, которые столь легко могут возродиться между молодыми и не жившими народами Востока...
...
Н. Я. Данилевский решает, что Константинополь должен, когда-нибудь, стать общим городом всех восточных народностей. Все народы будут-де владеть им на равных основаниях, вместе с русскими... Такое решение, по-моему, удивительно. Какое тут может быть сравнение между русскими и славянами? Как может Россия участвовать во владении Константинополем на равных основаниях с славянами, если Россия им неравна во всех отношениях — и каждому народцу порознь и всем им вместе взятым? Великан Гулливер мог бы, если б захотел, уверять лилипутов, что он им во всех отношениях равен, но ведь это было бы очевидно нелепо...
Константинополь должен быть наш, завоеван нами, русскими, у турок и остаться нашим навеки. Одним нам он должен принадлежать... Россия будет владеть Константинополем и его необходимым округом, равно Босфором и проливами, будет содержать в нем войско, укрепления и флот, и так должно быть еще долго, долго... Спасение именно в том, если Россия займет Константинополь одна, для себя, за свой счет. Россия может сказать тогда восточным народам, что она потому берет себе Константинополь — «что ни единый из вас, ни все вы вместе не доросли до него, а что она, Россия, доросла». И доросла. Именно теперь наступает этот новый фазис жизни России. Константинополь есть центр восточного мира, а духовный центр восточного мира и глава его есть Россия."
Илл.: русский солдат у стен Константинополя, 1878 г.
#философия_истории
"Да, Золотой Рог и Константинополь — всё это будет наше… И, во-первых, это случится само собою, именно потому, что время пришло... Это выход естественный, это, так сказать, слово самой природы.
...
Итак, во имя чего же, во имя какого нравственного права, могла бы искать Россия Константинополя? Опираясь на какие высшие цели? А вот именно - как предводительница православия, как покровительница и охранительница его, - роль, предназначенная ей еще с Ивана III,... но обозначившаяся уже несомненно лишь после Петра Великого, когда Россия сознала в себе силу исполнить свое назначение.
...
Он (Царьград - прим.) должен быть наш не с одной точки зрения знаменитого порта, пролива, "средоточия вселенной", "пупа земли", не с точки зрения давно сознанной необходимости такому огромному великану, как Россия, выйти наконец из запертой своей комнаты, в которой он уже дорос до потолка, на простор, дохнуть вольным воздухом морей и океанов. Я хочу поставить на вид лишь одно соображение, тоже самой первой важности, по которому Константинополь не может миновать России.
...
Тут вдруг кричат, что случись умереть туркам как государству, то Константинополь должен возродиться не иначе, как городом «международным», то есть каким-то... общим... Ошибочнее мысли нельзя было и придумать.
Такой великолепной точке земного шара просто не дадут стать международной, то есть ничьей; непременно и сейчас же явятся хоть бы англичане со своим флотом, в качестве друзей, и именно охранять и оберегать эту самую «международность», а в сущности чтобы овладеть Константинополем в свою пользу... Мало того: греки, славяне и мусульмане Царьграда призовут их сами, ухватятся за них обеими руками и не выпустят их от себя, а причина тому — всё та же Россия: «Защитят, дескать, они нас от России, нашей освободительницы»... А мы-то думаем, что они нас обожают.
...
У них (освобожденных от турецкого владычества славян и греков - прим.) пойдут всякие распри, и прежде всего примут характер церковных смут.
...
Ясно, что всё это может быть избегнуто лишь заблаговременною стойкостью России в Восточном вопросе и неуклонным следованием всё тем же великим преданиям нашей древней вековой русской политики. Никакой Европе не должны мы уступать ничего в этом деле ни для каких соображений, потому что дело это наша жизнь и смерть. Константинополь должен быть наш, рано ли, поздно ли, хотя бы именно во избежание тяжелых и неприятных церковных смут, которые столь легко могут возродиться между молодыми и не жившими народами Востока...
...
Н. Я. Данилевский решает, что Константинополь должен, когда-нибудь, стать общим городом всех восточных народностей. Все народы будут-де владеть им на равных основаниях, вместе с русскими... Такое решение, по-моему, удивительно. Какое тут может быть сравнение между русскими и славянами? Как может Россия участвовать во владении Константинополем на равных основаниях с славянами, если Россия им неравна во всех отношениях — и каждому народцу порознь и всем им вместе взятым? Великан Гулливер мог бы, если б захотел, уверять лилипутов, что он им во всех отношениях равен, но ведь это было бы очевидно нелепо...
Константинополь должен быть наш, завоеван нами, русскими, у турок и остаться нашим навеки. Одним нам он должен принадлежать... Россия будет владеть Константинополем и его необходимым округом, равно Босфором и проливами, будет содержать в нем войско, укрепления и флот, и так должно быть еще долго, долго... Спасение именно в том, если Россия займет Константинополь одна, для себя, за свой счет. Россия может сказать тогда восточным народам, что она потому берет себе Константинополь — «что ни единый из вас, ни все вы вместе не доросли до него, а что она, Россия, доросла». И доросла. Именно теперь наступает этот новый фазис жизни России. Константинополь есть центр восточного мира, а духовный центр восточного мира и глава его есть Россия."
Илл.: русский солдат у стен Константинополя, 1878 г.
#философия_истории
Важно отметить, что судьбы сыновей имама Шамиля, вместе с отцом присягнувших России, довольно показательны и характерны.
Гази-Мухаммад еще до пленения успел покомандовать горскими отрядами, воюя с русской армией на Кавказе. Как оказалось в дальнейшем, понятие "честь" не было знакомо ему, и данную вместе с Шамилем присягу на верность России он с легкостью нарушил, предав тем самым не только русского императора, сохранившего ему жизнь и обеспечившего всем необходимым, но и память отца.
Когда перед смертью Шамиль совершил с разрешения русского правительства хадж и умер в Медине, сопровождавший его Гази-Мухаммед принял решение навсегда остаться в Турции. Но прежде он ненадолго посетил Россию, где под предлогом необходимости содержания оставшейся в Турции семьи Шамиля выпросил у Александра II щедрую денежную субсидию. Отплыв из России, он назад уже не вернулся и, вопреки своей присяге русскому императору, поступил на службу османскому султану. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Гази-Мухаммед в чине генерала командовал в османской армии бригадой, сформированной из эмигрировавших в Турцию кавказских горцев. В частности, он принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему письма с предложением о капитуляции.
В отличие от старшего брата, Мухаммад-Шапи до конца своей жизни служил России. Закончив кадетский корпус, он поступил на службу в Кавказский эскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В 1877 году Мухаммад-Шапи, будучи в чине полковника, просился на театр русско-турецкой войны, но император отказал ему, очевидно, все же опасаясь измены. В 1885 году русский генерал-майор Мухаммад-Шапи Шамиль вышел в почётную отставку.
Думается, приведенные исторические факты весьма поучительны и представляют из себя, в том числе, неплохой материал для политической аналитики.
#Российская_империя
#персоналии
Гази-Мухаммад еще до пленения успел покомандовать горскими отрядами, воюя с русской армией на Кавказе. Как оказалось в дальнейшем, понятие "честь" не было знакомо ему, и данную вместе с Шамилем присягу на верность России он с легкостью нарушил, предав тем самым не только русского императора, сохранившего ему жизнь и обеспечившего всем необходимым, но и память отца.
Когда перед смертью Шамиль совершил с разрешения русского правительства хадж и умер в Медине, сопровождавший его Гази-Мухаммед принял решение навсегда остаться в Турции. Но прежде он ненадолго посетил Россию, где под предлогом необходимости содержания оставшейся в Турции семьи Шамиля выпросил у Александра II щедрую денежную субсидию. Отплыв из России, он назад уже не вернулся и, вопреки своей присяге русскому императору, поступил на службу османскому султану. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Гази-Мухаммед в чине генерала командовал в османской армии бригадой, сформированной из эмигрировавших в Турцию кавказских горцев. В частности, он принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему письма с предложением о капитуляции.
В отличие от старшего брата, Мухаммад-Шапи до конца своей жизни служил России. Закончив кадетский корпус, он поступил на службу в Кавказский эскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В 1877 году Мухаммад-Шапи, будучи в чине полковника, просился на театр русско-турецкой войны, но император отказал ему, очевидно, все же опасаясь измены. В 1885 году русский генерал-майор Мухаммад-Шапи Шамиль вышел в почётную отставку.
Думается, приведенные исторические факты весьма поучительны и представляют из себя, в том числе, неплохой материал для политической аналитики.
#Российская_империя
#персоналии
Telegram
Наталия Таньшина
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.
Илл. О. Федорова.
#Древняя_Русь
#археология
#персоналии
Илл. О. Федорова.
#Древняя_Русь
#археология
#персоналии
"Онъ былъ первымъ нашимъ университетомъ"
(А.С. Пушкин)
Ко дню рождения русского гения - Михаила Васильевича Ломоносова:
Статья д.и.н., проф. В.В. Фомина "Исторический гений Ломоносова".
Статья к.и.н. В.И. Меркулова "Ломоносов и сбережение нации".
Статья д.полит.н. А. Н. Савельева "Ломоносов: человек- университет, человек- эпоха".
"Аэродромическая" машина М.В. Ломоносова.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#персоналии
(А.С. Пушкин)
Ко дню рождения русского гения - Михаила Васильевича Ломоносова:
Статья д.и.н., проф. В.В. Фомина "Исторический гений Ломоносова".
Статья к.и.н. В.И. Меркулова "Ломоносов и сбережение нации".
Статья д.полит.н. А. Н. Савельева "Ломоносов: человек- университет, человек- эпоха".
"Аэродромическая" машина М.В. Ломоносова.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#персоналии
"Граждане... тюфяки пущающе на нихъ, а иные самострелы напинающе пущаху, и пороки пущаху, а инiи великiи пушки пущаху"
В августе 1382 года при защите Москвы от полчищ золотоордынского хана Тохтамыша состоялось первое зафиксированное письменными источниками применение русским войском "огненной стрельбы". Судя по всему, в тот момент на стенах осаждённого города стояли первые русские пушки.
Подробнее - в статье д.и.н., проф. В. В. Мавродина "О появлении огнестрельного оружия на Руси".
С днем ракетных войск и артиллерии всех причастных!
Еще материалы по теме:
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска, около 1891 г.
Статья А. Трофимова "Королева поля боя. История русской трехдюймовки".
#военная_история
#армия_и_флот
#оружие
В августе 1382 года при защите Москвы от полчищ золотоордынского хана Тохтамыша состоялось первое зафиксированное письменными источниками применение русским войском "огненной стрельбы". Судя по всему, в тот момент на стенах осаждённого города стояли первые русские пушки.
Подробнее - в статье д.и.н., проф. В. В. Мавродина "О появлении огнестрельного оружия на Руси".
С днем ракетных войск и артиллерии всех причастных!
Еще материалы по теме:
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска, около 1891 г.
Статья А. Трофимова "Королева поля боя. История русской трехдюймовки".
#военная_история
#армия_и_флот
#оружие
"Какихъ гнусныхъ пакостѣй не наколобродитъ въ россійскихъ древностяхъ допущенная въ нихъ скотина!"
Сия фраза, весьма актуальная и ныне, содержалась в отзыве Михаила Васильевича Ломоносова на полную фальсификаций, ошибок и подтасовок работу по русской грамматике и истории одного из основателей "норманизма" А. Л. Шлецера. Что интересно, с аргументами и оценкой Ломоносова полностью согласился и академик Герард Фридрих Миллер, первоначально бывший сторонником "норманской теории", но со временем отказавшийся от её основных постулатов.
#персоналии
#наука_и_техника
Сия фраза, весьма актуальная и ныне, содержалась в отзыве Михаила Васильевича Ломоносова на полную фальсификаций, ошибок и подтасовок работу по русской грамматике и истории одного из основателей "норманизма" А. Л. Шлецера. Что интересно, с аргументами и оценкой Ломоносова полностью согласился и академик Герард Фридрих Миллер, первоначально бывший сторонником "норманской теории", но со временем отказавшийся от её основных постулатов.
#персоналии
#наука_и_техника
М.В. Ломоносовъ. Вечернѣе размышленіе о Божіемъ величествѣ
Лицѣ свое скрываетъ день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тѣнь;
Лучи отъ насъ склонились прочь;
Открылась бездна, звѣздъ полна;
Звѣздамъ числа нѣтъ, бездне дна.
Песчинка какъ въ морскихъ волнахъ,
Какъ мала искра въ вѣчномъ льдѣ,
Какъ въ сильномъ вихрѣ тонкой прахъ,
Въ свирѣпомъ какъ перо огнѣ,
Такъ я, въ сей безднѣ углубленъ,
Теряюсь, мысльми утомленъ!
Уста премудрыхъ намъ гласятъ:
Тамъ разныхъ множество свѣтовъ;
Несчетны солнца тамъ горятъ,
Народы тамъ и кругъ вѣковъ:
Для общей славы Божества
Тамъ равна сила естества.
Но гдѣ жъ, натура, твой законъ?
Съ полночныхъ странъ встаетъ заря!
Не солнце ль ставитъ тамъ свой тронъ?
Не льдисты ль мещутъ огнь моря?
Се хладный пламень насъ покрылъ!
Се въ ночь на землю день вступилъ!
О вы, которыхъ быстрый зракъ
Пронзаетъ въ книгу вѣчныхъ правъ,
Которымъ малый вещи знакъ
Являетъ естества уставъ,
Вы знаетѣ пути планетъ;
Скажите, что нашъ умъ мятетъ?
Что зыблетъ ясный ночью лучъ?
Что тонкій пламень въ твердь разитъ?
Какъ молнія безъ грозныхъ тучъ
Стремится отъ земли въ зенитъ?
Какъ можетъ быть, чтобъ мерзлый паръ
Среди зимы рождалъ пожаръ?
Тамъ споритъ жирна мгла съ водой;
Иль солнечны лучи блестятъ,
Склонясь сквозь воздухъ къ намъ густой;
Иль тучныхъ горъ верхи горятъ;
Иль въ морѣ дуть престалъ зефиръ,
И гладки волны бьютъ въ эѳиръ.
Сомнѣній полонъ вашъ отвѣтъ
О томъ, что окрестъ ближнихъ мѣстъ.
Скажите жъ, коль пространенъ свѣтъ?
И что малѣйшихъ дале звѣздъ?
Несвѣдомъ тварей вамъ конецъ?
Кто жъ знаетъ, коль великъ Творецъ?
1743 годъ.
Космос издревле занимал умы и манил русских. Это неудивительно, ведь мы - неотъемлемая часть (индо)европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца. Высокая в небе звезда тысячелетиями звала нас в путь.
#искусство
#наука_и_техника
Лицѣ свое скрываетъ день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тѣнь;
Лучи отъ насъ склонились прочь;
Открылась бездна, звѣздъ полна;
Звѣздамъ числа нѣтъ, бездне дна.
Песчинка какъ въ морскихъ волнахъ,
Какъ мала искра въ вѣчномъ льдѣ,
Какъ въ сильномъ вихрѣ тонкой прахъ,
Въ свирѣпомъ какъ перо огнѣ,
Такъ я, въ сей безднѣ углубленъ,
Теряюсь, мысльми утомленъ!
Уста премудрыхъ намъ гласятъ:
Тамъ разныхъ множество свѣтовъ;
Несчетны солнца тамъ горятъ,
Народы тамъ и кругъ вѣковъ:
Для общей славы Божества
Тамъ равна сила естества.
Но гдѣ жъ, натура, твой законъ?
Съ полночныхъ странъ встаетъ заря!
Не солнце ль ставитъ тамъ свой тронъ?
Не льдисты ль мещутъ огнь моря?
Се хладный пламень насъ покрылъ!
Се въ ночь на землю день вступилъ!
О вы, которыхъ быстрый зракъ
Пронзаетъ въ книгу вѣчныхъ правъ,
Которымъ малый вещи знакъ
Являетъ естества уставъ,
Вы знаетѣ пути планетъ;
Скажите, что нашъ умъ мятетъ?
Что зыблетъ ясный ночью лучъ?
Что тонкій пламень въ твердь разитъ?
Какъ молнія безъ грозныхъ тучъ
Стремится отъ земли въ зенитъ?
Какъ можетъ быть, чтобъ мерзлый паръ
Среди зимы рождалъ пожаръ?
Тамъ споритъ жирна мгла съ водой;
Иль солнечны лучи блестятъ,
Склонясь сквозь воздухъ къ намъ густой;
Иль тучныхъ горъ верхи горятъ;
Иль въ морѣ дуть престалъ зефиръ,
И гладки волны бьютъ въ эѳиръ.
Сомнѣній полонъ вашъ отвѣтъ
О томъ, что окрестъ ближнихъ мѣстъ.
Скажите жъ, коль пространенъ свѣтъ?
И что малѣйшихъ дале звѣздъ?
Несвѣдомъ тварей вамъ конецъ?
Кто жъ знаетъ, коль великъ Творецъ?
1743 годъ.
Космос издревле занимал умы и манил русских. Это неудивительно, ведь мы - неотъемлемая часть (индо)европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца. Высокая в небе звезда тысячелетиями звала нас в путь.
#искусство
#наука_и_техника
Угра: "избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых"
20 (11 ст.ст.) ноября 1480 года монголо-татары под предводительством хана Ахмата отступили от реки Угры. Таким образом, знаменитое "стояние на Угре" завершилось успехом для русского войска. По словам летописца, "тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых."
Несмотря на то, что на самой Угре масштабных военных действий практически не было (хотя напряженные бои велись), в целом события до и во время "стояния" развивались довольно динамично, прекрасно продемонстрировав государственный и военный гений Ивана III. Заключив антиордынский союз с крымским ханом Менгли I Гераем, русский князь убедил его напасть на южные земли Великого княжества Литовского, что сковало войска польско-литовского короля Казимира IV, не позволив последнему выполнить свои союзнические обязательства перед Ахматом и усилить армию Орды в противостоянии с Русью. А уже во время "стояния" Иван III, узнав, что хан Ахмат максимально мобилизовал свои силы для похода и практически не оставил резервов в тылу, отправил небольшой отряд под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского в рейд на Новый Сарай - столицу Большой Орды. Русская дружина, спустившись на челнах по Оке и Волге до её низовий, без больших потерь захватила и разгромила вотчину хана. Всё это, безусловно, сыграло существенную роль в противостоянии, лишив ордынского хана решимости и позволив Ивану III добиться стратегической инициативы.
Конечно, фактически Русь сбросила с себя бремя монголо-татарского ига еще до событий на "Поясе Богородицы", как стали называть реку Угру, а поход хана Ахмата 1480 года был лишь тщетной попыткой восстановить хоть какую-то часть былого влияния Орды на Русь и вынудить Ивана III снова платить дань. Но, безусловно, стояние на Угре имело важнейшее психологическое и политическое значение. По меткому выражению Н.М. Карамзина, Иван III, "без кровопролития" одержав победу, "утвердил венец на главе своей и независимость Государства".
С днем Победы, господа!
NB: С летописной повестью о стоянии на Угре можно ознакомиться здесь.
#Московская_Русь
#военная_история
#иго
20 (11 ст.ст.) ноября 1480 года монголо-татары под предводительством хана Ахмата отступили от реки Угры. Таким образом, знаменитое "стояние на Угре" завершилось успехом для русского войска. По словам летописца, "тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых."
Несмотря на то, что на самой Угре масштабных военных действий практически не было (хотя напряженные бои велись), в целом события до и во время "стояния" развивались довольно динамично, прекрасно продемонстрировав государственный и военный гений Ивана III. Заключив антиордынский союз с крымским ханом Менгли I Гераем, русский князь убедил его напасть на южные земли Великого княжества Литовского, что сковало войска польско-литовского короля Казимира IV, не позволив последнему выполнить свои союзнические обязательства перед Ахматом и усилить армию Орды в противостоянии с Русью. А уже во время "стояния" Иван III, узнав, что хан Ахмат максимально мобилизовал свои силы для похода и практически не оставил резервов в тылу, отправил небольшой отряд под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского в рейд на Новый Сарай - столицу Большой Орды. Русская дружина, спустившись на челнах по Оке и Волге до её низовий, без больших потерь захватила и разгромила вотчину хана. Всё это, безусловно, сыграло существенную роль в противостоянии, лишив ордынского хана решимости и позволив Ивану III добиться стратегической инициативы.
Конечно, фактически Русь сбросила с себя бремя монголо-татарского ига еще до событий на "Поясе Богородицы", как стали называть реку Угру, а поход хана Ахмата 1480 года был лишь тщетной попыткой восстановить хоть какую-то часть былого влияния Орды на Русь и вынудить Ивана III снова платить дань. Но, безусловно, стояние на Угре имело важнейшее психологическое и политическое значение. По меткому выражению Н.М. Карамзина, Иван III, "без кровопролития" одержав победу, "утвердил венец на главе своей и независимость Государства".
С днем Победы, господа!
NB: С летописной повестью о стоянии на Угре можно ознакомиться здесь.
#Московская_Русь
#военная_история
#иго
Диорама замечательного русского живописца Павла Викторовича Рыженко "Великое Стояние на Угре".
Картина находится во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, возможно, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.
“Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа-победителя” - сказал о своем произведении художник. Диорама стала последней работой Павла Рыженко...
Картина в хорошем качестве - здесь.
#военная_история
#искусство
Картина находится во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, возможно, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.
“Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа-победителя” - сказал о своем произведении художник. Диорама стала последней работой Павла Рыженко...
Картина в хорошем качестве - здесь.
#военная_история
#искусство