О древней и новой Россіи
5.8K subscribers
3.25K photos
6 videos
2 files
1.52K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
​​"Итако, сия с полдвенадцати часов начавшаяся и невступно до семи часов продолжавшаяся жестокая и кровопролитная баталия благословением Божием и щастием Вашего Величества с совершенным разбитием и прогнанием неприятеля кончилась."

Так главнокомандующий русской армии граф Пётр Семёнович Салтыков докладывал императрице Елизавете Петровне о безоговорочной виктории над прусскими войсками Фридриха II в сражении при Кунерсдорфе, которое состоялось 265 лет назад, 12 (1 ст. ст.) августа 1759 года во время Семилетней войны.

"Я счастлив, что еще жив… из армии в 48 тыс. человек у меня не останется и трех тысяч... У меня больше нет никаких средств, и, сказать по правде, я считаю все потерянным... Гибели моего Отечества я не переживу...", "Всё потеряно, спасайте двор и архивы!" - писал Фридрих Великий после баталии.

Победа при Кунерсдорфе прогремела на всю Европу и стала одной из самых славных в русской истории. Салтыков получил фельдмаршальский жезл. Захваченные при Кунерсдорфе прусские знамена и штандарты под барабанный бой были торжественно внесены в тронный зал. В честь виктории императрица Елизавета приказала выбить медаль с надписью "Победителю над пруссаками", которой награждались участники сражения.

#Российская_империя
#военная_история
​​Гдѣ разъ поднятъ русскій флагъ, тамъ онъ спускаться не долженъ

13 (1 ст. ст.) августа 1850 г. участниками Амурской экспедиции под руководством капитана 1 ранга Геннадия Ивановича Невельского над новооснованным Николаевским постом (ныне город Николаевск-на-Амуре) на мысе Куегда в устье Амура был торжественно поднят русский военный флаг и объявлено о состоявшемся присоединении Амурского края и Сахалина к Российской империи. Одновременно, в целях предупреждения каких-либо шагов со стороны иностранцев, Невельским было сделано следующее объявление:
"Отъ имени Россійскаго Правительства симъ объявляется всѣмъ иностраннымъ судамъ, плавающимъ въ Татарскомъ заливѣ, что т. к. прибрежье этого залива и весь Пріамурскій край до Корейской границы съ островомъ Сахалинъ составляютъ Россійскія владѣнія, то никакія здѣсь самовольныя распоряженія, а равно обиды обитающимъ инородцамъ не могутъ быть допускаемы. Для этого нынѣ поставлены россійскіе военные посты въ заливѣ Искай и на устьѣ р. Амура. Въ случаѣ какихъ-либо нуждъ или столкновеній съ инородцами предлагается обращаться къ начальникамъ постовъ".

Несмотря на некоторое самоуправство Невельского, император Николай I назвал его поступок "молодецкимъ, благороднымъ и патріотическимъ" и наградил руководителя экспедиции орденом Св. Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию:
"Гдѣ разъ поднятъ русскій флагъ, тамъ онъ спускаться не долженъ!".

Об Амурской экспедиции можно почитать здесь.

Илл.: Николаевск в 1859 г. Гравюра Е. Мейера.

#Российская_империя
#колонизация
#экспедиции
​​"Нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ..."

"Мы восхотѣли чрезъ сіе объявить во всей Нашей Имперіи къ общему извѣстію Нашимъ всѣмъ вѣрноподданнымъ, что Сѣчь Запорожская въ конецъ уже разрушена, со истребленіемъ на будущее время и самаго названія Запорожскихъ Козаковъ… сочли Мы себя нынѣ обязянными предъ Богомъ, предъ Имперіею Нашею и предъ самымъ вообще человѣчествомъ разрушить Сѣчу Запорожскую и имя Козаковъ, отъ оной заимствованное. Въ слѣдствіе того 4 Іюня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія…
нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ, слѣдовательно же и Козаковъ сего имен
и…"
— Данъ въ Москвѣ, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня, а Государствованія Нашего четвертагонадесять лѣта.

14 (3) августа 1775 года российская императрица Екатерина II подписала манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии".

Неспокойное военно-административное образование на территории Российской империи официально перестало существовать.

#Российская_империя
#внутренняя_политика
Русский флаг над Пекином
 
14 (1 ст.ст.) августа 1900 г. союзные силы европейских держав и Японии взяли штурмом Пекин, что стало кульминационным событием восстания ихэтуаней и Китайской войны 1900-1901 г.г. Важную роль в успехе кампании сыграли русские войска. 
 
Восстание ихэтуаней, направленное против иностранцев, вспыхнуло в 1899 г.  на северо-востоке Китая. Китайское правительство первоначально пыталось подавить мятеж, но позднее выразило ему поддержку. Весной 1900 г. начались нападения на европейцев на севере Китая, в ответ на которые Россия усилила военное присутствие в Манчжурии. В июне ихэтуани вошли в Пекин и вместе с правительственными войсками стали избивать иностранцев и китайцев-христиан и взяли в осаду Посольский квартал, где укрылось около 900 европейцев и японцев. Ответом на это стало создание "Альянса восьми держав", имевших собственные сферы влияния в Китае, в который вошли Россия, США, Германская империя, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия. Империя Цин незамедлительно объявила войну странам Альянса.  
 
Тем временем, ихэтуани не унимались и продолжали осаждать европейские концессии, пытались атаковать КВЖД и даже захватить Харбин, успешно оборонявшийся русскими войсками. Начались обстрелы китайской артиллерией из-за Амура российской территории и вторжения на неё. Ответом стали массовые депортации и убийства китайцев. В июле на китайский берег в районе Благовещенска был высажен русский десант, разгромивший китайские отряды. 
 
Достаточно быстро войска Альянса начали теснить противника и захватывать один за другим китайские города. В конце июля союзные войска в составе 18 600 человек (4300 русских под командованием генерала Н.П.Линевича, 8000 японцев, 3000 британцев, 2500 американцев и 800 французов) начали наступление на Пекин. Им противостояли около 70 тысяч солдат китайской армии и от 50 до 100 тысяч ихэтуаней. 
 
Штурм Пекина начался в ночь на 14 (1ст.ст.) августа. Русский авангард под командованием начальника штаба 1-го Сибирского армейского корпуса генерал-майора Н.А.Василевского достиг башни восточной крепостной стены, где переколол часовых и, пробив ворота артиллерийским огнем, вошёл в Пекин. Но это была стена «Китайского города», осаждённый же Посольский квартал лежал внутри «Маньчжурского города», то есть нужно было преодолеть ещё одну крепостную стену. Китайские войска попытались выбить русских из занятой ими башни Китайского города, атакуя прямо по крепостной стене. Схватка продолжалась до 7 утра, пока не подошли основные силы под командованием Линевича.  
 
Тем временем японский отряд начал штурм располагавшегося севернее участка крепости, однако оборонявшие его китайцы оказали упорное сопротивление и нанесли японцам большой урон. Американцы подошли к Пекину около 11 часов утра, вскарабкались на стену южнее русских позиций и установили на ней американский флаг. Англичанам удалось практически без сопротивления войти в южные ворота восточной крепостной стены и, проникнув по руслу водоотводного канала во внутренний город, около 2 часов дня достичь Посольского квартала. В 4 часа туда же прибыл генерал Линевич со своим отрядом. 55-дневная осада Посольского квартала закончилась. Всего при штурме Пекина русские потеряли убитыми 28 человек, японцы – 30, у англичан и американцев были только раненые. Отряды других наций при штурме Пекина не присутствовали. В составе русского отряда был французский контингент, но он подошёл к Пекину уже после штурма. 
 
15 (2 ст.ст.) августа войска Альянса преодолели сопротивление оставшихся сил противника и вошли в Императорский город. В тот же день императрица Цы Си вместе со своим двором, переодевшись в крестьянскую одежду, бежала из города. Позднее в Пекине состоялся парад взявших город войск, к которым присоединились прибывшие позже немецкие, итальянские и австро-венгерские части. 
 
Подробнее о событиях можно почитать в интереснейшей книге участника событий Д.Г.Янчевецкого "У стен недвижного Китая..."

Иллюстрации и фото

#Российская_империя 
#военная_история 
#колонизация
Русский флаг над Пекином

1 – солдаты Альянса 8-ми держав: Великобритания, США, Россия, Британская Индия, Германия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония
2 – план наступления русских войск на Пекин
3 – генерал Н.П. Линевич
4 – русская артиллерия пробивает ворота Пекина
5 – Генерал Василевский с отрядом входит в Китайский город
6 – русское знамя над восточной стеной Пекина
7 – русские на пекинской стене
8 – русские войска в Пекине
9 - карикатура "Раздел Китая иностранными державами"

Читать о событиях...

#Российская_империя
#военная_история
#колонизация
#фото
Forwarded from Исторический Ефремоff (Ефремов Александр)
С началом Успенского поста! Весь он озарён золотым, солнечным светом близкого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сегодня в храмах освящают мёд нового урожая: традиция, «Медовый Спас».

И сегодня же - праздник воинский: «Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице», в честь давней, но важной победы. В августе 1164 года св. князь Андрей Боголюбский разбил войска волжских булгар. В поход на них князь пошёл, защищая восточные границы Руси: булгары регулярно совершали набеги, захватывая людей в рабство. «Просвещённая» Волжская Булгария промышляла работорговлей.

Битва с булгарами была тяжёлой, в огромном войске врага были отборные отряды наёмников из Хорезма. Но русичи победили. В память об этом князь установил новый праздник в честь Спаса и Богородицы - в поход с собой русские воины взяли чудотворную икону Божией Матери. Были с ними и другие святыни: перед войском священники несли Честной Крест Христов.

И главный праздник сегодня - в честь Животворящего Креста Господня. ☦️

#вера
@aefremoff80
14 августа 1914 года Донской казак Козьма Фирсович Крючков стал первым награжденным Георгиевским крестом в Первую мировую войну. Двумя днями ранее казак совершил подвиг, вскоре ставший символом всей сражающейся в войне России.

В ночь на 12 августа 1914 года разъезд донского казака Козьмы Крючкова атаковал из засады пару германских кавалерийских дозоров общей численностью 27 человек. Лишь трем германцам удалось ускакать к своим, 11 были уничтожены лично Козьмой Крючковым, получившим при этом 16 колотых ран от пик и сабель. Все донцы, а их было четверо, участвовавшие с Крючковым в этом бою были также награждены Георгиевскими крестами.

После этого случая, массово освещенного почти во всей тогдашней российской прессе, немцы и австрийцы перестали брать в плен казаков, а убивали их на месте. Казаков узнавали по лампасам на шароварах, поэтому они стали носить обычную пехотную форму.
"Когда-то,.. ещё перед войной, велись в Новгороде раскопки. Ребятам-археологам захотелось праздника, пришли они к руководителю экспедиции Арциховскому и говорят: «Сегодня большой праздник, надо бы отметить». — «А какой?» — «Да день рождения Буцефала, коня Александра Македонского!» Ну и отметили, как полагается. А потом повод забылся, и стал День рождения Буцефала Днём археолога".
(Из интервью академика В. Л. Янина).

С днем археолога всех причастных!

#наука_и_техника
#археология
#юмор
16 (6 ст.ст.) августа 1693 года во время похода Петра I в Белое море с отрядом военных кораблей на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые был поднят «флаг царя Московского» — сшитое из флагдука полотнище размером 4,6 × 4,9 метра, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого флага находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

"ФЛАГЪ Его ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО,
paздѣленъ на трое, верхняя полоса бѣлая, средняя сіняя, ніжняя красная. На сінеi полосѣ золотоi съ царскою каруною вѣнчанъ двоеглавоi орелъ, iмѣющеi въ сердцѣ красное клеімо, съ серебрянымъ святымъ Георгіемъ бeзъ змія".

(Матеріалы ѵ Книга о флагахъ. Сочиненіе Карла Алярда изданная въ Амстердамѣ въ 1705 г. и въ Москвѣ въ 1709 г./С-Петербургъ, Сенатская типографія 1911. — С. 53 — 54)

#геральдика
Forwarded from Чтение для вкуса, разума и чувствований (Микитко сын Алексеев)
Берестяные грамоты и иные находки Х–ХІІ вв. под угрозой! Снова нужны добровольцы

На известном ХѴІІ-м Троицком раскопе в Великом Новгороде осенью начнут строительство — значит, культурный слой, если останется, уничтожат.

Силами тех, кто уже копает, до материка докопать точно не успеть. Тем более ныне уже такой сезон, что люди начинают более уезжать, нежели приезжать.

А ведь остаются как раз ХІІ в. (самый «грамотоносный»), ХІ в. (в котором найдена, положим, Новгородская псалтырь) и Х в. (начала Новгорода и Руси вообще).

Именно этот раскоп необычайно ценен: только в этом году там уже откопали более 5000 находок, среди которых 35 берестяных грамот.

Сколько ещё будет? Зависит от вас! Было бы здорово призвать около 100 человек, кто бы смог покопать хотя бы несколько дней. Сезон — до начала холодов.

Подробнее о положении дел можно прочесть здесь. А чтобы записаться на раскопки, писать М. Ю.
​​Стольный град русской прародины

Часть 1

"На море на Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь…"

Сей весьма распространенный в русском фольклоре словооборот, нашедший отражение, помимо прочего, в знаменитой сказке А. С. Пушкина, вполне вероятно является свидетельством сохранившихся в народной памяти воспоминаний о предполагаемой русской прародине - острове Рюген/Руян (см. #прародина).

Его северная оконечность выдаётся далеко в море и завершается мысом с отвесными белыми меловыми скалами, который ещё в древности получил название Аркона. Здесь располагался одноименный город и святилище народа ругиев/русов/руян (руяне - одна из форм ославяненного названия народа ругиев), знаменитый в средневековье, как минимум, на всю северную Европу и бывший крупнейшим политическим, религиозным и торговым цетром циркумбалтийского региона. В Арконе находился величественный храм с идолом Свентовитом (см. примечание), которому приносили дары правители Рюгена и соседних государств, а также жертвовали часть товаров купцы.

Так описывали Аркону средневековые хронисты:

"Главный город этой земли (земли ругиев/русов/руян - остров Рюген и близлежащие земли - прим.) называется Аркона.
...
Они гордятся одним только именем св. Вита (Свентовита - прим.), которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами. Сюда обращаются из всех славянских земель за ответами и ежегодно доставляют средства для жертвоприношений... Жреца своего они почитают не меньше, чем короля
."
(Гельмольд из Босау. Славянская хроника. XII век).

"Этот город расположен на вершине очень высокой горы, при этом с востока, юга и севера он защищён возведёнными не рукой человека, а самой природой, (внушительными) укреплениями, которые по своим размерам превосходят самые высокие стены, так что выпущенная из арбалета стрела не способна достичь их вершины. С этих (трёх) сторон он окружён ещё и морем, тогда как с запада (его пределы) ограничивает вал высотой в пятьдесят локтей, нижняя половина которого грунтовая, а верхняя - состоит из брёвен, (пространство) между которыми заполнено землёй. С северной его стороны бьёт родник, к которому ведёт укреплённая тропинка, по которой к нему и ходят горожане.
...
Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, почитаемый не только благодаря великолепию своего зодчества, но и благодаря величию бога, которому здесь был воздвигнут идол. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но (впрочем) грубо раскрашенными.
...
Внутрь можно было попасть лишь через одни единственные ворота. Сам же храм замыкался двумя рядами ограды, из которых внешняя, вплотную примыкавшая к стенам, была покрыта пурпурной кровлей, а внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен имела роскошные завесы.
В храме удивлённому взору представал громадный идол, своей величиной превышавший размеры тела любого из людей, с четырьмя головами на стольких же шеях, из них две были обращены лицом к груди и столько же - к спине. При этом одна из расположенных как спереди, так и сзади (голов) смотрела направо, другая - налево. Они были изображены с подстриженными волосами и бородами, так что можно было подумать, будто искусство мастера подражало тому, как ухаживают за своими головами сами ругияне."


Продолжение...

#русы
#прародина
#города_и_веси
​​Стольный град русской прародины

Часть 2 (начало)

"В правой руке идол держал рог, тщательно выполненный из разного рода металлов, который посвящённый в таинство жрец ежегодно наполнял чистым вином, пытаясь по свойствам жидкости предсказать, каким будет урожай в следующем году. Своей согнутой в локте, наподобие лука, левой
рукой он упирался в бок. Рубаха его была сделана спускавшейся до голеней, которые были изготовлены из другого сорта дерева и переходили в коленный сустав настолько незаметно, что место соединения можно было различить только при самом внимательном разглядывании. Ступни, казалось, касались земли, а их опоры были скрыты под землёй. Неподалёку можно было увидеть принадлежавшие идолу уздечку и седло, равно как и множество (других) отличительных знаков божества. Наиболее удивительным из них был внушительной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо великолепного резного узора, снаружи украшала ещё и блестящая серебряная отделка.
...
На содержание идола каждый мужчина и женщина ежегодно в качестве подарка вносил одну монету. Кроме того, ему полагалась третья часть из захваченного на войне, поскольку (считалось, что) всё это было добыто и с его помощью. Также этому богу принадлежало три сотни коней и столько же сражавшихся на них воинов, при этом вся их добыча... поступала под охрану жреца. На полученные от продажи этих вещей деньги он изготавливал разного рода священные инсигнии и прочие украшения для храма... Также в них (сундуках, хранившихся в храме - прим.) можно было обнаружить и большое количество подношений, сделанных как от имени отдельных людей, так и целых народов, обильными жертвами старавшихся снискать себе милость (божества). Этому почитавшемуся и получавшему подношения со всей Склавии истукану присылали свои дары даже короли соседних держав, оказывая ему почести, несмотря на то что этим они совершали кощунство. Среди прочих был также и король данов Свено, который, желая заслужить расположение божества, почтил его чашей великолепной работы, показав этим, что чтит чужую веру выше исповедания своей страны.
...
Кроме того, у идола был собственный конь белого цвета, и выдернуть волос из его гривы или хвоста считалось нечестивым поступком. Правом пасти его и ездить на нём обладал только
жрец... В Ругии считали, что Свантовит (так звали идола) верхом на этом коне сражается с врагами своего святилища. Лучшим доказательством этому было то, что нередко, проведя всю ночь в стойле, на утро конь оказывался так сильно покрыт потом и грязью, словно на самом деле был в пути и за это время проскакал большое расстояние
(подробнее о коне Святовита и почитании коня - см. здесь).
...
Защиту... башни (ругиане - прим.) решили предоставить одним лишь своим символам - орлам (соколам? - прим.) и знамёнам. Один из стягов, отличавшийся от прочих как своими размерами, так и цветом, они называли Станиция. Он пользовался у ругиян почти таким же уважением, какое они испытывали к могуществу всех прочих своих богов. Когда они несли его перед собой, им казалось, что можно воевать и с людьми, и с богами, а также что нет ничего..., чего они не могли бы себе позволить...; в своём суеверии они считали, что им позволено так много, что казалось, будто власть этого небольшого клочка материи над ними куда больше, чем власть королей".
(Саксон Грамматик. Деяния данов. XII век).

В 1168 году Аркона была разрушена датчанами под предводительством короля Вальдемара I, победившими рюгенского князя Яромара. Спустя почти пару десятилетий, в 1185 году, при возведении церкви в Альтенкирхене на полуострове Виттов использовались камни из Арконы. Среди прочих там до сих пор находится "камень Свантевита" с предполагаемым изображением верховного бога ругиев.

А в XV веке на острове Рюген умерла последняя жительница, говорившая по-славянски; ее звали Голицына...

Примечание:
Название города Аркона может быть связано с именем Перуна. При этом стоявший в Арконе идол, называвшийся Свентовитом, многие исследователи считают не отдельным божеством, а изображением Перуна.

Илл.: остатки крепостных валов Арконы.

#русы
#прародина
#города_и_веси