О древней и новой Россіи
5.8K subscribers
3.25K photos
6 videos
2 files
1.52K links
"Клянусь честью, что ни за что на свѣтѣ я не хотѣлъ бы перемѣнить Отечество или имѣть другую исторію, кромѣ исторіи нашихъ предковъ, такой, какой намъ Богъ ее далъ" (А.С. Пушкинъ)

Бот для связи с админами: @Rus_historia_bot
加入频道
​​​​"Исторія Россіи есть исторія муки и борьбы: отъ печенѣговъ и хазаръ — до великой войны двадцатаго вѣка. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные — мы вѣками оставались приманкой для осѣдлаго запада и вожделѣнной добычѣй для кочеваго востока и юга. Намъ какъ будто на роду было написано — всю жизнь ждать къ себѣ лихихъ гостей, всю жизнь видѣть разгромъ, горѣ и разочарованіе; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить въ неувѣренности; жить въ вѣчной опасности; расти въ страданіяхъ и зрѣть въ бѣдѣ. Вѣка тревоги, вѣка браннаго напряженія, вѣка неудачи, ухода, собиранія силъ, и новаго, непрекращающагося ратнаго напряженія — вотъ наша исторія. Погибла въ разореніи, едва расцвѣтши, дивная кіевская Русь — и уже ушла Россія на сѣверъ, уже строитъ Суздаль, Москву. Но не сложилась еще сѣверная земля въ своей чудной лѣсной строгости и созерцательной простотѣ, а уже огонь и мечъ татарина испепелили Россію… Мало было уйти въ лѣса , надо было еще уйти въ себя, — въ глушь сосредоточеннаго, скорбнаго молчанія, въ глубь молитвы, въ нѣмое, осторожное собираніе перегорающѣй и выжидающѣй силы. 350 лѣтъ колобродили монголы на Руси; жгли и грабили; возвращались, свергнутые; и вламывались, изгнанные. Но не одолѣли Руси; сами изжились и выродились, изсякли и захирѣли, но не истощили утробу нашего духа.
350 лѣтъ учились мы въ горѣ и униженіи. И научились. Чему?
Мы научились хоронить нашу національную святыню въ недосягаемости . Мы постигли тайну уходящаго Китежа, столь недоступнаго врагу и столь близкаго намъ, неразрушимаго и всеосвящающаго; мы научились внимать его сверхчувственному, сокровенному благовѣсту; въ дремучѣй душевной чащѣ нашли мы таинственное духовное озеро, вѣчно огражденное, навѣки неизсякающѣе, — боговидческое око русской земли, око откровенія . И отъ него мы получили наше умудреніе; и отъ него мы повели наше собираніе силъ и нашу борьбу, — наше національное Воскресеніе… И отъ него мы поведемъ впредь наше освобожденіе и національное возстановленіе, — все равно, какіе бы хищники ни завладѣли бы временно нашей Россіей и какіе народы не вторглись бы еще въ наши пространства…
Вотъ откуда наша русская способность — незримо возрождаться въ зримомъ умираніи, да славится въ насъ Воскресеніе Христово!
Вотъ откуда наше русское умѣніе — таить въ глубинѣ неизсякаемыя, неисчерпаемыя духовныя силы, силы поддоннаго Кремля, укрытаго и укрывающаго «я». Вотъ откуда наше русское искусство — побѣждать отступая, не гибнуть въ огнѣ земныхъ пожаровъ и не распадаться въ вещественной разрухѣ, все равно, горитъ ли Москва отъ Девлетъ-Гирея, или отъ дванадесяти языковъ; панъ ли Жолкевскій заселъ подъ Иваномъ Великимъ, или Бонапартъ взрываетъ Кремль, покидая его, или же коммунистическіе святотатцы вьютъ свое поганое гнѣздо надъ Царь-Пушкою…
Мукою четырнадцати поколѣній научились мы — духовно отстаиваться въ бѣдѣ и въ смутѣ; въ распаденіи не теряться; въ страданіи трезвѣть и молиться; въ несчастіи собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти послѣ пораженія; жить въ крайней скудости, незримо богатея духомъ; не изсякать въ истощеніи; не опустошаться въ запустѣніи; но возрождаться изъ пепла и на костяхъ; все вновь начинать «ни съ чего»; изъ ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвѣта…
Читайте же, маловѣрные, скрижали нашего прошлаго; читайте и умудряйтесь; но стойте и боритесь до конца; и не ропщите въ ожиданіи грядущаго. Не мѣняетъ народъ въ пятнадцать лѣтъ смуты своего тысячелѣтняго уклада. Не избыть, не исчерпать коммунистамъ русской силы.
...
Судьбы народа сокрыты въ его исторіи. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловѣрные, мы должны научиться читать и разумѣть молчаливые глаголы нашего прошлаго; разумѣть сокровенныя судьбы и явные дары, и таинственное призваніе нашего народа, нашего русскаго величія: увѣренно разумѣть и увѣренно провидеть глядущѣе всенародное воскресеніе Россіи."


9 апрѣля 1883 года родился выдающійся русскій филосовъ и писатель Иванъ Александровичъ Ильинъ.

Съ днемъ рожденія, Иванъ Александровичъ!

#персоналии
#философия_истории
РУТЕНЫ-РУГИ-РУСЫ – КТО ОНИ?
Два недавних моих публичных выступления по поводу рождения Русского государства (https://yangx.top/serp1380/4089) и различных теорий происхождения правящей на Руси династии т.н. Рюриковичей (https://yangx.top/serp1380/4152), как выяснилось, вызвали бурный интерес не только у моих уважаемых подписчиков, но и у гораздо более широкой аудитории наших соотечественников, интересующихся отечественной историей. К примеру, нашу с Анной Шафран беседу о норманнской теории на разных интернет-ресурсах за эти три дня посмотрели более 30 тыс. человек. Почти 24 тысячи человек прочли мою небольшую заметку в этом тг-канале по поводу фальсификации некоторых сведений о происхождении русской правящей династии (https://yangx.top/serp1380/4090). Интерес к теме подтверждают и десятки, а в некоторых случаях более сотни читательских комментариев под этими публикациями. Значит, тезис одного из уважаемых подписчиков о том, что сегодня совершенно неважно кто и как основал Русское государство, неверен. Важно.
Поэтому, продолжая начатый разговор, хотел бы рекомендовать всем интересующимся этой темой, дзен-канал «Археология+» (https://dzen.ru/arheologiaplus). Его ведет доктор исторических наук Алексей Владимирович Богачев, один из авторов той самой монографии о ругах-рутенах, о которой я рассказывал в беседе с Анной Шафран: Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Рутены – руги – русь: века, дороги, судьбы» Самара, 2019. 336 с. В частности, сегодня на этом канале опубликована статья «РУТЕНЫ – РУГИ – РУСЬ. ЧАСТЬ 1. СТАРАЯ ГИПОТЕЗА В СВЕТЕ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ» (https://dzen.ru/a/ZhOF1BGXBhYrXj4t), своеобразный адаптированный пересказ одной из глав названной монографии.
Ну, и не могу не порекомендовать собственную небольшую историческую повесть «Русь древнейшая». Повесть была написана почти тридцать лет назад для детской серии «История России» издательства «Белый город», и издана под названием «Древняя Русь. I–IX вв.». В электронном варианте ее можно прочесть в моем дзен-канале «Чашка кофе с молоком», где она опубликована несколькими главами-частями. Начало – здесь: https://dzen.ru/a/YIh4oOrDLhxtne5g. Обращу особое внимание, что это историко-художественное повествование для детей, целенаправленно написанное как своеобразный русский «рыцарский роман».
И последнее, но не менее важное. В основе как моей повести, так и работы самарских историков и археологов лежит концепция происхождения ругов-русов, предложенная еще в 1970–1980-е гг. моим учителем, выдающимся русским историком Аполлоном Григорьевичем Кузьминым (1928–2004). И если я всего лишь представил некий художественный вариант этой концепции (но основанный на реальных источниках), то наши самарские коллеги фактически доказали верность этой концепции на археологическом, топонимическом и т.д. материале. Чему я лично очень рад.
21 марта 2024 года городу Луганску официально возвращен исторический герб времен Российской империи.

В своем решении горсовет сослался на имперский закон №22834а от 22 апреля 1903 года об утверждении герба города Луганска Высочайшим решением Его Императорского Величества Николая II.

По-своему беспрецедентное явление для Российской Федерации, гласно и негласно ведущей свою историю от октября 1917 года.
​​Имперскій фундаментъ русской космонавтики

1897 год. Иван Всеволодович Мещерский (будущий профессор и директор Санкт-Петербургского политехнического института) защищает диссертацию на тему «Динамика точки переменной массы», в которой, в том числе, обосновывается уравнение движения материальной точки переменной массы («уравнение Мещерского»).  Позднее видный советский ученый А.А. Космодемьянский напишет: «По существу диссертация Мещерского заложила основы небесной механики тел переменной массы (к которым относятся и ракеты – прим.)… В диссертации Мещерского 1897 г. впервые было рассмотрено корректное уравнение вертикального подъема ракеты… В уравнениях Мещерского было все необходимое для создания законченной динамики ракет… В блестящих успехах советского ракетостроения, замечательных конструкциях наших спутников и космических кораблей нашли материальное воплощение фундаментальные идеи научного наследства И.В. Мещерского... Все расчёты траекторий, скоростей, ускорений, вычисления сил по наблюдаемым свойствам реальных движений ракет и реактивных самолётов производятся на основе уравнений Мещерского».

1903 год. Константин Эдуардович Циолковский публикует работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая по праву считается одной из основополагающих для развития космонавтики.

1918-1919 года. Александр Игнатьевич Шаргей (псевдоним – Ю.В. Кондратюк)  обосновывает оптимальную траекторию полета к Луне, которая впоследствии была использована NASA в лунной программе «Аполлон» и стала известна как «трасса Кондратюка».

Сергей Павлович Королев - «отец» советской и российской космонавтики - был учеником специалистов, получивших образование в Российской империи.

Сегодняшний успешный пуск был бы невозможен без имперского фундамента.

#Российская_империя
#наука_и_техника
​​​С праздником!

В мировой истории, на самом деле, не так много действительно прорывных и определяющих событий. Приручение коня, изобретение колеса, освоение железа... Уверены, первый полет человека в космос находится в этом ряду. И имя Юрия Гагарина навсегда останется в памяти человечества. Будут подзабыты и Маркс с Энгельсом, и Ленин со Сталиным, и Гитлер, и Буш, и Клинтон с Моникой, и Горбачев, и Ельцин. А Гагарина будут помнить. И будут помнить, что первым в космосе был русский человек. Не советский, а русский. Именно таким был Юра.

«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много.»

(Выступление Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Текст хранится в Российском Государственном архиве социально-политической истории, фонд № 1, опись 2, часть 2, единица хранения 471.)

#персоналии
​​М.В. Ломоносовъ. Вечернѣе размышленіе о Божіемъ величествѣ

Лицѣ свое скрываетъ день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тѣнь;
Лучи отъ насъ склонились прочь;
Открылась бездна, звѣздъ полна;
Звѣздамъ числа нѣтъ, бездне дна.

Песчинка какъ въ морскихъ волнахъ,
Какъ мала искра въ вѣчномъ льдѣ,
Какъ въ сильномъ вихрѣ тонкой прахъ,
Въ свирѣпомъ какъ перо огнѣ,
Такъ я, въ сей безднѣ углубленъ,
Теряюсь, мысльми утомленъ!

Уста премудрыхъ намъ гласятъ:
Тамъ разныхъ множество свѣтовъ;
Несчетны солнца тамъ горятъ,
Народы тамъ и кругъ вѣковъ:
Для общей славы Божества
Тамъ равна сила естества.

Но гдѣ жъ, натура, твой законъ?
Съ полночныхъ странъ встаетъ заря!
Не солнце ль ставитъ тамъ свой тронъ?
Не льдисты ль мещутъ огнь моря?
Се хладный пламень насъ покрылъ!
Се въ ночь на землю день вступилъ!

О вы, которыхъ быстрый зракъ
Пронзаетъ въ книгу вѣчныхъ правъ,
Которымъ малый вещи знакъ
Являетъ естества уставъ,
Вы знаетѣ пути планетъ;
Скажите, что нашъ умъ мятетъ?

Что зыблетъ ясный ночью лучъ?
Что тонкій пламень въ твердь разитъ?
Какъ молнія безъ грозныхъ тучъ
Стремится отъ земли въ зенитъ?
Какъ можетъ быть, чтобъ мерзлый паръ
Среди зимы рождалъ пожаръ?

Тамъ споритъ жирна мгла съ водой;
Иль солнечны лучи блестятъ,
Склонясь сквозь воздухъ къ намъ густой;
Иль тучныхъ горъ верхи горятъ;
Иль въ морѣ дуть престалъ зефиръ,
И гладки волны бьютъ въ эѳиръ.

Сомнѣній полонъ вашъ отвѣтъ
О томъ, что окрестъ ближнихъ мѣстъ.
Скажите жъ, коль пространенъ свѣтъ?
И что малѣйшихъ дале звѣздъ?
Несвѣдомъ тварей вамъ конецъ?
Кто жъ знаетъ, коль великъ Творецъ?

1743 годъ.

Космос издревле занимал умы и манил русских. Это неудивительно, ведь мы - неотъемлемая часть (индо)европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца. Высокая в небе звезда тысячелетиями звала нас в путь.

#искусство
#наука_и_техника
​​​"Самый ужасный, самый тяжелый день для Портъ-Артура! Самый ужасный день для нашего флота! Сегодня погибъ адмиралъ Макаровъ. Въ его лицѣ мы потеряли не менѣе чѣмъ половину всей нашей морской силы. Потеря невозместимая!" (П. Ларенко. Страдные дни Порт-Артура).

13 апреля (31 марта ст.ст.) 1904 года, 120 лет назад, на рейде Порт-Артура в ходе атаки на японскую эскадру подорвался на мине и затонул русский эскадренный броненосец "Петропавловск".

Вместе с кораблем погибли: видный русский флотоводец, ученый, океанограф, полярный исследователь, изобретатель и кораблестроитель, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, на капитанском мостике броненосца ведший в бой русскую эскадру; знаменитый живописец-баталист Василий Васильевич Верещагин; почти 700 офицеров и матросов.

Это была поистине невосполнимая потеря для русского флота, кораблестроения, науки и искусства...

Илл.: П. Рыженко. За веру, царя и Отечество.

#Российская_империя
#военная_история
#персоналии
Японская гравюра, посвященная гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" и адмирала С. О. Макарова в 1904 году.

Примечательно, что японский адмирал Хэйхатиро Того в день гибели "Петропавловска" приказал приспустить флаги на японских кораблях и объявил по эскадре траур в знак уважения и памяти о погибшем русском адмирале.

#Российская_империя
#военная_история
#персоналии
#искусство
Любопытный факт из жизни С. О. Макарова:

В 1880—1881 годах под командованием генерала-лейтенанта Михаила Дмитриевича Скобелева проходила военная операция Русской армии по усмирению и покорению племён текинцев, вошедшая в историю под названием Ахал-текинской экспедиции. Макаров в рамках данной кампании успешно занимался организацией снабжения войск водным путём из Астрахани в Красноводск.

По окончании экспедиции Скобелев, весьма довольный работой Макарова, обменялся со Степаном Осиповичем Георгиевскими крестами. Считается, что данный обычай являлся своеобразным вариантом побратимства у георгиевских кавалеров.

#Российская_империя
#персоналии
​​​​​​Послѣдній часовой русской государственности

"Верховная власть является хранительницей идеи русскаго государства, она олицетворяетъ собой ея силу и цѣльность, и если быть Россіи, то лишь при усиліи всѣхъ сыновъ ея охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россію и оберегающую ее отъ распада. Самодержавіе московскихъ Царей не походитъ на самодержавіе Петра, точно такъ же, какъ и самодержавіе Петра не походитъ на самодержавіе Екатерины Второй и Царя-Освободителя. Вѣдь русское государство росло, развивалось изъ своихъ собственныхъ русскихъ корней, и вмѣстѣ съ нимъ, конечно, видоизмѣнялась и развивалась и Верховная Царская Власть. Нельзя къ нашимъ русскимъ корнямъ, къ нашему русскому стволу прикрѣплять какой-то чужой, чужестранный цвѣтокъ. Пусть расцвѣтетъ нашъ родной русскій цвѣтъ... "

"Родина требуетъ себѣ служенія настолько жертвенно чистаго, что малѣйшая мысль о личной выгодѣ омрачаетъ душу и парализуетъ работу."

"Люди соединились въ семьи, семьи - въ племена, племена - въ народы для того, чтобы осуществить свою мировую задачу, для того, чтобы двигать человѣчество впередъ. Народы забываютъ иногда о своихъ національныхъ задачахъ, но такіе народы гибнутъ, господа, они превращаются въ наземъ, въ удобреніе, на которомъ вырастаютъ и крѣпнутъ другіе, болѣе сильные народы".


14 (2 ст.ст.) апрѣля 1862 года родился выдающійся русскій государственный дѣятель Петръ Аркадьевичъ Столыпинъ.

Предлагаем вниманию уважаемых читателей лекцию историка С.Э. Цветкова "Последний часовой русской государственности".

#Российская_империя
#персоналии
​​Василий Буслаев и Адамова голова

Одна из картин прекрасного русского художника Константина Васильева иллюстрирует эпизод, представленный в ряде былин о новгородском разудалом и буйнонравном богатыре Василие Буслаеве ("Как Василий Буслаевич в Ерусалим ездил", "Смерть Василия Буслаевича" и т.п.).

По сюжету богатырь со своей дружиной отправляется в Святую Землю, якобы для того, чтобы искупить свои грехи, окунувшись в Иордан (однако, исходя из текста большинства былин, покаяние и смирение Василия - мнимые, и на самом деле его цель - разбой и богатая добыча). Во время странствий Буслаев оказывается возле высокой горы, на вершине которой в некоторых версиях былины находится крест. Гора именуется Сорочинской, Спасской, Сион-горой, Фараон-горой (т. е. Фаворской горой), камнем Латырем, что, очевидно, указывает на ее священный характер. У подножия горы Василий находит человеческий череп, который, как выясняется, принадлежал первому богатырю, более великому и могущественному, чем сам Буслаев. Но Василий, всегда презиравший авторитеты, пинает его ногой. В ответ на это череп предвещает Буслаеву гибель, что и сбывается.

Несложно догадаться, что прообразом былинной горы является Голгофа, а череп, очевидно, - это Адамова голова. Так в русских былинах нашли отражение весьма важные христианские образы.

#искусство
#религия
#традиция
Та страна, что могла быть раемъ,
Стала логовищемъ огня,
Мы четвёртый день наступаемъ,
Мы не ѣли четыре дня.

Но не надо яства земного
Въ этотъ страшный и свѣтлый часъ,
Оттого что Господне слово
Лучше хлѣба питаетъ насъ.

И залитые кровью недѣли
Ослѣпительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птицъ быстрѣй взлетаютъ клинки.

Я кричу, и мой голосъ дикій,
Это мѣдь ударяетъ въ мѣдь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или воды гнѣвныхъ морей,
Золотое сердце Россіи
Мѣрно бьётся въ груди моей.

И такъ сладко рядить Побѣду,
Словно дѣвушку, въ жемчуга,
Проходя по дымному слѣду
Отступающаго врага.


15 (3 ст.ст.) апреля 1886 года в городе Кронштадт родился русский поэт и офицер, Георгиевский кавалер Николай Степанович Гумилев.

Илл.: А. Ромасюков. Николай Гумилёв. Перо, стремя и меч

#Российская_империя
#персоналии
#искусство
Я поставилъ палатку на каменномъ склонѣ
Абиссинскихъ, сбѣгающихъ къ западу горъ
И недѣли смотрѣлъ, какъ пылаютъ закаты
Надъ зеленою крышей далекихъ лѣсовъ...


1913 годъ. Николай Степановичъ Гумилёвъ въ Африкѣ во время экспедиціи въ Абиссинію.

#Российская_империя
#персоналии
#экспедиции
#фото