Forwarded from Сергей Перевезенцев
НОВОГОДНЕЕ: О НАШЕМ ВРЕМЕНИ
Сейчас любят искать разные аналогии нашему времени, в Смуте начала XVII в. или где-то еще. Но думается мне, что событиям, которые мы переживаем, нет аналогии. Знаете почему? Потому что на протяжении долгих веков, пока наша страна была православной страной и, соответственно, ей руководили православные государи, и пока это было православное государство, любые кризисы, которые постигали страну в том её варианте, они решались в рамках все того же православного миропонимания. Ответы искались как в прошлом, ведь мышление было традиционалистское, так и в современных на тот момент идеологических, политических и прочих учениях, но все это было в контексте единого религиозного-культурного, духовного и политического сознания. Затем наступил XX век, когда в нашей стране опять разразился кризис в виде небезызвестных революций начала двадцатого столетия, и новая страна начала создаваться на совершенно новых на тот момент идейных основаниях, но идеи эти были взяты из современных тогдашних западноевропейских учений, тот же марксизм, и на основе марксистской методологии начинает создаваться первое в мире социалистическое государство Советский Союз. В конце XX-го века у нас опять серьёзный кризис, который приводит к изменению социально-политической системы, но для осуществления этих изменений берутся либеральные учения, вновь заимствованные с Запада. И выстраивается новая-старая система, в которой мы с вами до сих пор существуем, и которая сейчас очередной кризис испытывает уже во всем мире, а не только в России.
Таким образом, на протяжении веков наши с вами предки для ответа на то, как преодолеть кризис, пользовались идеями и концептами, включенными в православную традицию. На протяжении XX века — идеями и концептами марксистскими и либеральными, имеющими единый корень в гуманистических учениях. Но сегодня мы не можем опираться на современные нам иностранные теории и концепты, потому что все эти теории и концепты заводят мир в тартарары. Поэтому мы с вами и заговорили о возрождении традиционного миропонимания о том, что мы — страна-цивилизация. То есть мы говорим о том, что мы должны вернуться в традиционное наше миропонимание, никак несвязанное с гуманизмом. Но если мы не опираемся на современные западные учения, это означает, что мы должны обратиться к нашему опыту, к российскому опыту. Опираться на те традиции, благодаря котором возникла и существовала на протяжении столетий наша страна. В нашем историческом опыте последних ста лет такого не было вообще.
Но почему мы не можем сравнить сегодняшнюю кризисную ситуацию с кризисами более ранних столетий? А потому что сейчас, если говорить честно, мы далеко не православная страна на все 100%. Сейчас для очень многих наших соотечественников очень далеки те ценности, которые, как кажется, могут стать основой спасения нашей страны и созидания Русского мира в будущем. Может быть, эти ценности воспринимаются на культурном уровне, в разговорах о ценностях, но соблюдение, поддержание этих ценностей в собственной жизни не происходит. В этом отношении мы живем в совершенно другой стране, другом мире, и совершенно другом историческом моменте, нежели двести или триста лет назад. И потому сейчас… очень творческое время, когда, с одной стороны, нужно опираться на свое прошлое, на свои традиции, но с другой стороны на основе этого прошлого творить настоящее и будущее. Необходимо заново осмысливать исторический путь России и те наиболее важные вехи, идеи и традиции, благодаря которым наша цивилизация возникла и существовала на протяжении стольких веков. Положить их в основу, но заново осмыслить и создавать, по сути дела, новую страну, но на традиционных началах. Именно поэтому, с моей точки зрения, такого еще никогда не было в русской истории, это очень тяжелое и очень ответственное время. Что из этого получится, будет во многом зависеть от нас. Получится ли? Большой вопрос. Надеюсь, что получится, нужно только много работать.
Сейчас любят искать разные аналогии нашему времени, в Смуте начала XVII в. или где-то еще. Но думается мне, что событиям, которые мы переживаем, нет аналогии. Знаете почему? Потому что на протяжении долгих веков, пока наша страна была православной страной и, соответственно, ей руководили православные государи, и пока это было православное государство, любые кризисы, которые постигали страну в том её варианте, они решались в рамках все того же православного миропонимания. Ответы искались как в прошлом, ведь мышление было традиционалистское, так и в современных на тот момент идеологических, политических и прочих учениях, но все это было в контексте единого религиозного-культурного, духовного и политического сознания. Затем наступил XX век, когда в нашей стране опять разразился кризис в виде небезызвестных революций начала двадцатого столетия, и новая страна начала создаваться на совершенно новых на тот момент идейных основаниях, но идеи эти были взяты из современных тогдашних западноевропейских учений, тот же марксизм, и на основе марксистской методологии начинает создаваться первое в мире социалистическое государство Советский Союз. В конце XX-го века у нас опять серьёзный кризис, который приводит к изменению социально-политической системы, но для осуществления этих изменений берутся либеральные учения, вновь заимствованные с Запада. И выстраивается новая-старая система, в которой мы с вами до сих пор существуем, и которая сейчас очередной кризис испытывает уже во всем мире, а не только в России.
Таким образом, на протяжении веков наши с вами предки для ответа на то, как преодолеть кризис, пользовались идеями и концептами, включенными в православную традицию. На протяжении XX века — идеями и концептами марксистскими и либеральными, имеющими единый корень в гуманистических учениях. Но сегодня мы не можем опираться на современные нам иностранные теории и концепты, потому что все эти теории и концепты заводят мир в тартарары. Поэтому мы с вами и заговорили о возрождении традиционного миропонимания о том, что мы — страна-цивилизация. То есть мы говорим о том, что мы должны вернуться в традиционное наше миропонимание, никак несвязанное с гуманизмом. Но если мы не опираемся на современные западные учения, это означает, что мы должны обратиться к нашему опыту, к российскому опыту. Опираться на те традиции, благодаря котором возникла и существовала на протяжении столетий наша страна. В нашем историческом опыте последних ста лет такого не было вообще.
Но почему мы не можем сравнить сегодняшнюю кризисную ситуацию с кризисами более ранних столетий? А потому что сейчас, если говорить честно, мы далеко не православная страна на все 100%. Сейчас для очень многих наших соотечественников очень далеки те ценности, которые, как кажется, могут стать основой спасения нашей страны и созидания Русского мира в будущем. Может быть, эти ценности воспринимаются на культурном уровне, в разговорах о ценностях, но соблюдение, поддержание этих ценностей в собственной жизни не происходит. В этом отношении мы живем в совершенно другой стране, другом мире, и совершенно другом историческом моменте, нежели двести или триста лет назад. И потому сейчас… очень творческое время, когда, с одной стороны, нужно опираться на свое прошлое, на свои традиции, но с другой стороны на основе этого прошлого творить настоящее и будущее. Необходимо заново осмысливать исторический путь России и те наиболее важные вехи, идеи и традиции, благодаря которым наша цивилизация возникла и существовала на протяжении стольких веков. Положить их в основу, но заново осмыслить и создавать, по сути дела, новую страну, но на традиционных началах. Именно поэтому, с моей точки зрения, такого еще никогда не было в русской истории, это очень тяжелое и очень ответственное время. Что из этого получится, будет во многом зависеть от нас. Получится ли? Большой вопрос. Надеюсь, что получится, нужно только много работать.
Тмутараканский камень — мраморная плита предположительно XI века с древнерусской надписью, в которой сообщается об измерении в 1068 году при князе Глебе Святославиче расстояния между двумя городами — Тмутараканью и Корчевом (Керчью). Камень был найден на Таманском полуострове в 1792 г. казаками и солдатами Таврического егерского полка, которые приспособили удобную ровную плиту в качестве приступки в казарму. Там ее обнаружил флотский капитан П. В. Пустошкин, сразу осознавший ценность находки. В настоящее время плита хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Текст надписи на камне гласит: "В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо<ре> по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже<нъ>"
("В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен (24 км)").
Перед началом текста изображены православный крест, а также любопытный четырехугольник с эллипсом и точкой в центре.
На боковой поверхности камня нанесено нечеткое граффити, представляющее из себя, судя по всему, карту очертаний берегов Керченского пролива.
Примечательно, что указанное на камне расстояние практически точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).
Доныне остается исторической загадкой, каким образом Глебу Святославичу удалось провести столь точные измерения. Геодезист А.С. Тиньков обоснованно предположил, что расстояние между городами было вычислено математически (!), для чего древнерусские топографы составили карту берегов с ориентирами (вершины гор (холмов) Митридат, Ада, Зеленского и Лисья), а также фигуру-триангуляцию (!) между ними, которая изображена на камне в виде вышеупомянутого четырёхугольника. Интересно, что предполагаемый метод определения расстояния несильно отличается от современных.
Таким образом, Тмутараканский камень является не только археологическим и письменным памятником, но и древнейшим свидетельством высокого уровня геодезических и картографических работ в Древней Руси.
#Древняя_Русь
#археология
#наука_и_техника
Текст надписи на камне гласит: "В лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо<ре> по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже<нъ>"
("В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен (24 км)").
Перед началом текста изображены православный крест, а также любопытный четырехугольник с эллипсом и точкой в центре.
На боковой поверхности камня нанесено нечеткое граффити, представляющее из себя, судя по всему, карту очертаний берегов Керченского пролива.
Примечательно, что указанное на камне расстояние практически точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи).
Доныне остается исторической загадкой, каким образом Глебу Святославичу удалось провести столь точные измерения. Геодезист А.С. Тиньков обоснованно предположил, что расстояние между городами было вычислено математически (!), для чего древнерусские топографы составили карту берегов с ориентирами (вершины гор (холмов) Митридат, Ада, Зеленского и Лисья), а также фигуру-триангуляцию (!) между ними, которая изображена на камне в виде вышеупомянутого четырёхугольника. Интересно, что предполагаемый метод определения расстояния несильно отличается от современных.
Таким образом, Тмутараканский камень является не только археологическим и письменным памятником, но и древнейшим свидетельством высокого уровня геодезических и картографических работ в Древней Руси.
#Древняя_Русь
#археология
#наука_и_техника
Русские XIX века
"К моему великому удивлению, офицер полиции, совсем молодой человек, обращался к каждому пассажиру на его родном языке и отвечал англичанину по-английски, немцу по-немецки и так далее, ни разу не перепутав национальности. Когда настал мой черед, он отдал мне паспорт и сказал с самым чистым парижским произношением: «Вас уже давно ждут в Санкт-Петербурге».
...
Манеры русских вежливые, спокойные, совершенно городские. Я удивился, что здесь были в курсе всех мельчайших подробностей нашей литературной жизни. Русские много читают, и какого-нибудь малоизвестного во Франции автора здешние читатели прекрасно знают.
Женщины очень развиты. С легкостью, вообще характерной для славян, они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне, и, если их знакомят с писателем, они умеют удачно выбранной цитатой показать, что читали его произведения и помнят об этом.
Что касается туалетов, то русские женщины очень элегантны и еще большие модницы, чем сама мода.
...
Подражая французской кухне, русские остаются верны некоторым национальным блюдам, и, положа руку на сердце, именно они-то и нравятся им более всего. То же самое происходит и с их характерами. Сообразуясь с последними изощрениями западной цивилизации, они продолжают хранить в себе некоторые первородные инстинкты, и немного нужно даже самому элегантному завсегдатаю светских развлечений, чтобы он взял и уехал к себе в имение, находящееся где-нибудь в деревенской глуши, в степи."
"До чего приятно для глаз смотреть на тройку, несущуюся по Невскому проспекту. Эти три благородные лошади напоминают античных коней, везущих на триумфальных арках бронзовые колесницы, тяжести которых они не чувствуют...
Для тройки нужен безупречно ловкий кучер.
Как испанские погонщики мулов, русские кучера то нахваливают, то ругают лошадь. То они с очаровательной нежностью перебирают уменьшительные эпитеты, то ругаются последними словами, да так живописно-чудовищно, что, послушный современному чувству меры, я не решаюсь здесь переводить их речи."
Из книги "Путешествие в Россию" французского писателя, поэта и журналиста Теофиля Готье (1811-1872), побывавшего в Москве и Петербурге зимой 1858-1859 годов.
#Российская_империя
#быт
"К моему великому удивлению, офицер полиции, совсем молодой человек, обращался к каждому пассажиру на его родном языке и отвечал англичанину по-английски, немцу по-немецки и так далее, ни разу не перепутав национальности. Когда настал мой черед, он отдал мне паспорт и сказал с самым чистым парижским произношением: «Вас уже давно ждут в Санкт-Петербурге».
...
Манеры русских вежливые, спокойные, совершенно городские. Я удивился, что здесь были в курсе всех мельчайших подробностей нашей литературной жизни. Русские много читают, и какого-нибудь малоизвестного во Франции автора здешние читатели прекрасно знают.
Женщины очень развиты. С легкостью, вообще характерной для славян, они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне, и, если их знакомят с писателем, они умеют удачно выбранной цитатой показать, что читали его произведения и помнят об этом.
Что касается туалетов, то русские женщины очень элегантны и еще большие модницы, чем сама мода.
...
Подражая французской кухне, русские остаются верны некоторым национальным блюдам, и, положа руку на сердце, именно они-то и нравятся им более всего. То же самое происходит и с их характерами. Сообразуясь с последними изощрениями западной цивилизации, они продолжают хранить в себе некоторые первородные инстинкты, и немного нужно даже самому элегантному завсегдатаю светских развлечений, чтобы он взял и уехал к себе в имение, находящееся где-нибудь в деревенской глуши, в степи."
"До чего приятно для глаз смотреть на тройку, несущуюся по Невскому проспекту. Эти три благородные лошади напоминают античных коней, везущих на триумфальных арках бронзовые колесницы, тяжести которых они не чувствуют...
Для тройки нужен безупречно ловкий кучер.
Как испанские погонщики мулов, русские кучера то нахваливают, то ругают лошадь. То они с очаровательной нежностью перебирают уменьшительные эпитеты, то ругаются последними словами, да так живописно-чудовищно, что, послушный современному чувству меры, я не решаюсь здесь переводить их речи."
Из книги "Путешествие в Россию" французского писателя, поэта и журналиста Теофиля Готье (1811-1872), побывавшего в Москве и Петербурге зимой 1858-1859 годов.
#Российская_империя
#быт
Год дракона, говорите?
Со змиями-драконами на Руси всегда успешно боролись с помощью копья и крестного знамения:
1 - Георгий Победоносец (Ездец) - старинный русский герб.
2 - Изгнание прп. Исаакием Печерским (XI в.) с помощью крестного знамения бесов в образе змей, диких зверей и тварей (миниатюра Радзивиловской летописи, XV в.).
#геральдика
#юмор
Со змиями-драконами на Руси всегда успешно боролись с помощью копья и крестного знамения:
1 - Георгий Победоносец (Ездец) - старинный русский герб.
2 - Изгнание прп. Исаакием Печерским (XI в.) с помощью крестного знамения бесов в образе змей, диких зверей и тварей (миниатюра Радзивиловской летописи, XV в.).
#геральдика
#юмор
190 лет назад, 12 января 1834 года (31 декабря 1833 г.), композиция "Боже, царя храни" была официально утверждена в качестве русского гимна. Авторами музыки и слов были композитор Алексей Федорович Львов и поэт Василий Андреевич Жуковский.
"Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!"
#Российская_империя
"Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!"
#Российская_империя
YouTube
Национальный гимн России - «Боже, Царя храни» , 1915 г.
Нацiональный гимнъ Россiи - «Боже, Царя храни!» 1915 г.
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Forwarded from Отдел газет РНБ
125 лет назад, 12 января 1899 года (31 декабря 1898 года) была открыта первая в России междугородняя телефонная линия, соединившая Санкт-Петербург и Москву
«Плата за пользование телефонным сообщением установлена за каждый отдельный разговор, при чем за единицу времени для телефонных переговоров приняты 3 минуты, не считая времени, необходимого для вызова, соединения корреспондентов и вообще служебных переговоров. Обыкновенные переговоры могут продолжаться 9 минут; биржевые разговоры дольше 6 минут не допускаются.
Разговоры могут быть срочные, вне очереди, и обыкновенные. Плата за обыкновенный разговор назначена в 1 руб. 50 коп. и за срочный — 4 руб. 50 коп. За обыкновенный разговор из биржевой переговорной станции плата определена за 3 минуты в 2 руб. Если нужно будет позвать кого-либо к телефону, то за вызов назначена плата в 50 коп.
Желающие узнать, явится-ли к переговорам вызванное лицо, уплачивают еще 50 коп. Для того, чтобы иметь время на передачу и доставку поручения адресату, а равно для представлений ему возможности своевременно прибыть на переговорную станцию, поручения о вызове необходимо подавать заблаговременно.
Для предоставления возможности абонентам местных городских сетей сноситься по международной линии непосредственно из занимаемых ими квартир, устроены специальные соединительные проводники между центральными телефонными станциями городских сетей компании Белла и правительственного международного сообщения. За пользование этими проводами будет взиматься с абонентов этих Обществ дополнительная плата в размере 10 коп. за каждый разговор»
«Петербургский листок», 1(13) января 1899 года.
«Плата за пользование телефонным сообщением установлена за каждый отдельный разговор, при чем за единицу времени для телефонных переговоров приняты 3 минуты, не считая времени, необходимого для вызова, соединения корреспондентов и вообще служебных переговоров. Обыкновенные переговоры могут продолжаться 9 минут; биржевые разговоры дольше 6 минут не допускаются.
Разговоры могут быть срочные, вне очереди, и обыкновенные. Плата за обыкновенный разговор назначена в 1 руб. 50 коп. и за срочный — 4 руб. 50 коп. За обыкновенный разговор из биржевой переговорной станции плата определена за 3 минуты в 2 руб. Если нужно будет позвать кого-либо к телефону, то за вызов назначена плата в 50 коп.
Желающие узнать, явится-ли к переговорам вызванное лицо, уплачивают еще 50 коп. Для того, чтобы иметь время на передачу и доставку поручения адресату, а равно для представлений ему возможности своевременно прибыть на переговорную станцию, поручения о вызове необходимо подавать заблаговременно.
Для предоставления возможности абонентам местных городских сетей сноситься по международной линии непосредственно из занимаемых ими квартир, устроены специальные соединительные проводники между центральными телефонными станциями городских сетей компании Белла и правительственного международного сообщения. За пользование этими проводами будет взиматься с абонентов этих Обществ дополнительная плата в размере 10 коп. за каждый разговор»
«Петербургский листок», 1(13) января 1899 года.
Русь
Серпухов. Памятник князьям Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму.
Скульптор: Илья Дюков.
#фото
#искусство
#Древняя_Русь
Серпухов. Памятник князьям Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму.
Скульптор: Илья Дюков.
#фото
#искусство
#Древняя_Русь
Forwarded from Журнал "Родина"
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Между прочим, весьма точно подмечено: инженерные сооружения обладают уникальной эстетикой. Возможно ли не любоваться красотой конструкций старинных мостов и промышленных предприятий, сложного оборудования и летательных аппаратов, да даже, казалось бы простых, дорожных катков? Не случайно ведь инженерию называют искусством, а любое высокотехнологичное сооружение обладает своей особой красотой и гармонией.
И, безусловно, чувство прекрасного всегда было не чуждо инженерам. Настоящим инженерам, инженерам от Бога, истинным творцам. Сие подмечал не только великий Гюстав Эйфель, но и, к примеру, Владимир Григорьевич Шухов:
"Техническая мысль неотделима от искусства, литературы и музыки. Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего... Инженер должен мыслить симфонически."
Нельзя не вспомнить и фразу русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты".
Посему лишь симфония естественных наук и чувства прекрасного, прививаемого, в том числе, истинной культурой, позволяет создавать шедевры инженерного искусства.
И, кстати, совершенно не случайно в технических ВУЗах Российской империи большое внимание уделялось преподаванию гуманитарных дисциплин; их значимость для будущих инженеров осознавалась в полной мере.
#наука_и_техника
#искусство
И, безусловно, чувство прекрасного всегда было не чуждо инженерам. Настоящим инженерам, инженерам от Бога, истинным творцам. Сие подмечал не только великий Гюстав Эйфель, но и, к примеру, Владимир Григорьевич Шухов:
"Техническая мысль неотделима от искусства, литературы и музыки. Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего... Инженер должен мыслить симфонически."
Нельзя не вспомнить и фразу русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты".
Посему лишь симфония естественных наук и чувства прекрасного, прививаемого, в том числе, истинной культурой, позволяет создавать шедевры инженерного искусства.
И, кстати, совершенно не случайно в технических ВУЗах Российской империи большое внимание уделялось преподаванию гуманитарных дисциплин; их значимость для будущих инженеров осознавалась в полной мере.
#наука_и_техника
#искусство
Telegram
Шпилька архитекторки
Установка Александровской колонны.
Санктъ-Петербургъ, 1832 годъ.
Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!
#Российская_империя
#искусство
#наука_и_техника
Санктъ-Петербургъ, 1832 годъ.
Всѣмъ успѣшной трудовой недѣли!
#Российская_империя
#искусство
#наука_и_техника
А.Ф. Кошко - русский Шерлок Холмс
Ч. I
В 1913 году на Международном съезде криминалистов в Швейцарии Московская сыскная полиция была признана лучшей по раскрываемости неочевидных уголовных дел. Её руководителя в отечественной и зарубежной прессе окрестили «русским Шерлоком Холмсом». Это была вполне заслуженная оценка деятельности главы московского сыска – Аркадия Францевича Кошко.
Родился будущий выдающийся сыщик в 1867г. в дворянской семье. Корни рода Кошко восходят к боярину Федору Кошке – сыну выходца из прусских земель Андрея Ивановича Кобылы, считающегося также родоначальником дома Романовых. В 1380 году великий князь Дмитрий Иванович, отправляясь в поход против Мамая, назначил Федора Кошку «блюсти» Москву. Таким образом, Аркадий Францевич принадлежал к древнему и знатному русскому роду, представители которого прославились служением России.
Как дворянину, А.Ф. Кошко по сложившейся традиции была уготована военная карьера. После успешного окончания в 1887 году Казанского пехотного юнкерского училища он прибыл для прохождения службы в 5-й пехотный Калужский полк. Однако, армейская карьера не интересовала Аркадия Францевича, с раннего возраста увлекавшегося детективными романами и криминалистикой. Поэтому он подает в отставку, в 1894 году переезжает в Ригу и поступает на должность помощника участкового пристава, начиная тем самым службу в полиции с самых низов.
С энтузиазмом взявшись за новые обязанности, А.Ф.Кошко проявляет недюжинную находчивость. Переодеваясь и гримируясь, он внедряется в криминальную среду, вербует агентов, добывает информацию, начинает создавать подробную картотеку преступников. Успехи Аркадия Францевича в раскрытии непростых дел отмечаются начальством, и в 1900 году он уже возглавляет сыскную часть города.
В 1905г. Кошко покидает Ригу. Это был вынужденный шаг – появилась опасность мести со стороны уголовников, распоясавшихся благодаря возникшей в том числе с их помощью «революционной обстановке». Аркадий Францевич становится заместителем начальника полиции Царского Села, затем помощником начальника Петербургского сыскного отделения.
А.Ф.Кошко прекрасно проявляет себя на столь ответственных должностях, что служит поводом для назначения его в 1908г. начальником сыскной полиции Москвы, на чем настоял сам Премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин.
Московский преступный мир с его обширностью, подобием традиций и влиянием на жизнь города был настоящим вызовом для талантливого сыщика. А.Ф.Кошко принял его, энергично приступив к плодотворной деятельности. В полиции была введена жесткая дисциплина, организована систематизация всех данных и повышена оперативность реагирования. Кошко удалось успешно совместить методы сыска и криминалистики, применяя новейшие разработки и технологии. Именно благодаря Аркадию Францевичу московской полицией начали применяться такие методы идентификации личности, как дактилоскопия, антропометрия, криминалистическая фотография, современные технологии судебной экспертизы и проч. Была создана подробная и точнейшая картотека преступного мира. Не ограничиваясь обязанностями руководителя, Кошко принимал активное участие и в практической деятельности. Не будет преувеличением сказать, что на должности начальника московской сыскной полиции профессиональные и организаторские качества Аркадия Францевича раскрылись в полной мере, обеспечив впечатляющие успехи. Удавалось добиваться неслыханных ранее результатов. Так, обычно большие праздники в Москве сопровождались разгулом преступности, но на Пасху 1912 г. благодаря эффективной деятельности полиции во главе с А.Ф.Кошко не было зарегистрировано ни одной крупной кражи. Заслуги Аркадия Францевича в борьбе с криминальным миром были отмечены самим императором.
Помимо службы, главный сыщик Москвы находит время для научной и педагогической работы. А.Ф.Кошко читает лекции студентам Московского университета; его исследования и наработки в области дактилоскопии используются в том числе Скотланд-Ярдом.
Часть II
#персоналии
#Российская_империя
Ч. I
В 1913 году на Международном съезде криминалистов в Швейцарии Московская сыскная полиция была признана лучшей по раскрываемости неочевидных уголовных дел. Её руководителя в отечественной и зарубежной прессе окрестили «русским Шерлоком Холмсом». Это была вполне заслуженная оценка деятельности главы московского сыска – Аркадия Францевича Кошко.
Родился будущий выдающийся сыщик в 1867г. в дворянской семье. Корни рода Кошко восходят к боярину Федору Кошке – сыну выходца из прусских земель Андрея Ивановича Кобылы, считающегося также родоначальником дома Романовых. В 1380 году великий князь Дмитрий Иванович, отправляясь в поход против Мамая, назначил Федора Кошку «блюсти» Москву. Таким образом, Аркадий Францевич принадлежал к древнему и знатному русскому роду, представители которого прославились служением России.
Как дворянину, А.Ф. Кошко по сложившейся традиции была уготована военная карьера. После успешного окончания в 1887 году Казанского пехотного юнкерского училища он прибыл для прохождения службы в 5-й пехотный Калужский полк. Однако, армейская карьера не интересовала Аркадия Францевича, с раннего возраста увлекавшегося детективными романами и криминалистикой. Поэтому он подает в отставку, в 1894 году переезжает в Ригу и поступает на должность помощника участкового пристава, начиная тем самым службу в полиции с самых низов.
С энтузиазмом взявшись за новые обязанности, А.Ф.Кошко проявляет недюжинную находчивость. Переодеваясь и гримируясь, он внедряется в криминальную среду, вербует агентов, добывает информацию, начинает создавать подробную картотеку преступников. Успехи Аркадия Францевича в раскрытии непростых дел отмечаются начальством, и в 1900 году он уже возглавляет сыскную часть города.
В 1905г. Кошко покидает Ригу. Это был вынужденный шаг – появилась опасность мести со стороны уголовников, распоясавшихся благодаря возникшей в том числе с их помощью «революционной обстановке». Аркадий Францевич становится заместителем начальника полиции Царского Села, затем помощником начальника Петербургского сыскного отделения.
А.Ф.Кошко прекрасно проявляет себя на столь ответственных должностях, что служит поводом для назначения его в 1908г. начальником сыскной полиции Москвы, на чем настоял сам Премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин.
Московский преступный мир с его обширностью, подобием традиций и влиянием на жизнь города был настоящим вызовом для талантливого сыщика. А.Ф.Кошко принял его, энергично приступив к плодотворной деятельности. В полиции была введена жесткая дисциплина, организована систематизация всех данных и повышена оперативность реагирования. Кошко удалось успешно совместить методы сыска и криминалистики, применяя новейшие разработки и технологии. Именно благодаря Аркадию Францевичу московской полицией начали применяться такие методы идентификации личности, как дактилоскопия, антропометрия, криминалистическая фотография, современные технологии судебной экспертизы и проч. Была создана подробная и точнейшая картотека преступного мира. Не ограничиваясь обязанностями руководителя, Кошко принимал активное участие и в практической деятельности. Не будет преувеличением сказать, что на должности начальника московской сыскной полиции профессиональные и организаторские качества Аркадия Францевича раскрылись в полной мере, обеспечив впечатляющие успехи. Удавалось добиваться неслыханных ранее результатов. Так, обычно большие праздники в Москве сопровождались разгулом преступности, но на Пасху 1912 г. благодаря эффективной деятельности полиции во главе с А.Ф.Кошко не было зарегистрировано ни одной крупной кражи. Заслуги Аркадия Францевича в борьбе с криминальным миром были отмечены самим императором.
Помимо службы, главный сыщик Москвы находит время для научной и педагогической работы. А.Ф.Кошко читает лекции студентам Московского университета; его исследования и наработки в области дактилоскопии используются в том числе Скотланд-Ярдом.
Часть II
#персоналии
#Российская_империя
А.Ф. Кошко - русский Шерлок Холмс
Ч. II
(Часть I)
Перед Первой мировой войной Аркадий Францевич переезжает в Петербург и вступает в должность главы уголовного розыска Российской империи. На этом посту А.Ф.Кошко также добивается впечатляющих результатов. Под его руководством были разработаны мероприятия, позволившие раскрыть крупнейшее преступление – кражу ценных бумаг на сумму 2,5млн. рублей из банка Харьковского общества взаимного кредита.
В 1917 году Аркадий Францевич получает чин статского советника, что соответствует генеральскому званию.
Революционные события прерывают служебную карьеру А.Ф.Кошко, вынуждают его покинуть столицу и уехать в Киев, а затем на юг. Он не принимает власть большевиков по вполне очевидным причинам: в «верхах» вдруг оказались люди из его картотеки криминального мира, которым Аркадий Францевич успешно противостоял по долгу службы Отечеству. Многие видные революционеры, в числе которых Бронштейн-Троцкий, в свое время арестовывались при деятельном участии А.Ф.Кошко.
Последним местом службы на территории России для великого сыщика стала Симферопольская уголовная полиция. В 1920г. А.Ф.Кошко с семьей навсегда покидает Россию, эмигрировав в Константинополь. Позднее чета Кошко из-за угрозы выдачи советским властям переселяется во Францию. Англичане предлагают Аркадию Францевичу пост в Скотланд-Ярде в обмен на принятие британского подданства. Но, несмотря на тяжелейшие условия жизни, он отказывается, надеясь, что в России еще все образуется.
Скончался Аркадий Францевич Кошко 24 декабря 1928 года в Париже, где и был похоронен.
В наследство потомкам великий сыщик оставил любопытнейшие воспоминания, по увлекательности сюжетов не уступающие произведениям Конан-Дойля. Впечатляет изящество и остроумие разработанных А.Ф.Кошко оперативных комбинаций и действенное применение им как классических, так и новейших методов сыска и криминалистики. Предисловие мемуаров приоткрывает нам внутренний мир Аркадия Францевича – талантливого человека, неутомимого героя борьбы со злом, пламенного патриота.
«Перебирая по этапам пройденный жизненный путь, я говорю себе, что жизнь прожита недаром... Мне грезится Россия, мне слышится великопостный перезвон колоколов московских, и, под флером протекших лет в изгнании, минувшее мне представляется отрадным, светлым сном…»
А.Ф.Кошко. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции.
#персоналии
#Российская_империя
Ч. II
(Часть I)
Перед Первой мировой войной Аркадий Францевич переезжает в Петербург и вступает в должность главы уголовного розыска Российской империи. На этом посту А.Ф.Кошко также добивается впечатляющих результатов. Под его руководством были разработаны мероприятия, позволившие раскрыть крупнейшее преступление – кражу ценных бумаг на сумму 2,5млн. рублей из банка Харьковского общества взаимного кредита.
В 1917 году Аркадий Францевич получает чин статского советника, что соответствует генеральскому званию.
Революционные события прерывают служебную карьеру А.Ф.Кошко, вынуждают его покинуть столицу и уехать в Киев, а затем на юг. Он не принимает власть большевиков по вполне очевидным причинам: в «верхах» вдруг оказались люди из его картотеки криминального мира, которым Аркадий Францевич успешно противостоял по долгу службы Отечеству. Многие видные революционеры, в числе которых Бронштейн-Троцкий, в свое время арестовывались при деятельном участии А.Ф.Кошко.
Последним местом службы на территории России для великого сыщика стала Симферопольская уголовная полиция. В 1920г. А.Ф.Кошко с семьей навсегда покидает Россию, эмигрировав в Константинополь. Позднее чета Кошко из-за угрозы выдачи советским властям переселяется во Францию. Англичане предлагают Аркадию Францевичу пост в Скотланд-Ярде в обмен на принятие британского подданства. Но, несмотря на тяжелейшие условия жизни, он отказывается, надеясь, что в России еще все образуется.
Скончался Аркадий Францевич Кошко 24 декабря 1928 года в Париже, где и был похоронен.
В наследство потомкам великий сыщик оставил любопытнейшие воспоминания, по увлекательности сюжетов не уступающие произведениям Конан-Дойля. Впечатляет изящество и остроумие разработанных А.Ф.Кошко оперативных комбинаций и действенное применение им как классических, так и новейших методов сыска и криминалистики. Предисловие мемуаров приоткрывает нам внутренний мир Аркадия Францевича – талантливого человека, неутомимого героя борьбы со злом, пламенного патриота.
«Перебирая по этапам пройденный жизненный путь, я говорю себе, что жизнь прожита недаром... Мне грезится Россия, мне слышится великопостный перезвон колоколов московских, и, под флером протекших лет в изгнании, минувшее мне представляется отрадным, светлым сном…»
А.Ф.Кошко. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции.
#персоналии
#Российская_империя