Фома Данилов и преемственность героизма
176 лет назад в селе Кирсановка Самарской губернии появился на свет Фома Данилов. В 1869 году он был призван на военную службу. В ноябре 1875 года Данилов был захвачен в плен отрядом Пулат-хана - одного из руководителей Кокандского восстания в Туркестане.
В газете «Русский инвалид» 1876 года приведено подробное описание дальнейших событий:
"По приказанию Пулат-хана его приспешник двукратно предлагал Фоме Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Он отверг эти предложения, и сказал «В какой вере родился, в такой и умру, а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду». Когда к нему подошли в третий раз с тем же, Фома произнёс: «Напрасно вы надрываетесь, ничего с меня не возьмёте, а хотите убить, так убейте». Его привязали к доске. Фома перекрестился, и 25 сипаев дали по нему залп, стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. 29-летний герой жил ещё около часу. Пощады он не просил. Смерть воина Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер, как батыр»."
Спустя время русские солдаты нашли могилу Фомы и перезахоронили его по православному обряду. Император Александр II восхитился силой духа солдата и повелел назначить вдове пожизненную пенсию.
121 год спустя подвиг Фомы Данилова повторил другой русский солдат - Евгений Родионов. 23.05.1996 года, в день своего девятнадцатилетия, он принял мученическую смерть, не отказавшись от веры и не сняв крест перед угрозой гибели.
Нетленным памятником двум русским героям, а также всем безымянным воинам, сложившим головы за верность Отечеству и вере, служат слова Ф.М.Достоевского:
“Ведь это - эмблема России, подлинный образ ее... Народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но всё же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам. Но я осмелюсь высказать одну, так сказать, аксиому: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом. Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский. (О, он для многих еще совсем неприметен!) Может быть, не прочь был погулять, выпить, может быть, даже не очень молился, хотя, конечно, Бога всегда помнил. И вот велят ему переменить веру, а не то - мученическая смерть. При этом надо вспомнить, что такое бывают эти муки, эти азиатские муки! Но несмотря на всё, что его ожидает, этот неприметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив истязателей. Знаете что, господа, ведь из нас никто бы этого не сделал. Пострадать на виду иногда даже и красиво, но ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу; никто-то не смотрел на него; да и сам Фома не мог думать, что его подвиг огласится по всей земле Русской. Я думаю, что иные великомученики, даже и первых веков христианских, отчасти всё же были утешены, принимая свои муки, тем убеждением, что смерть их послужит примером для колеблющихся и еще больших привлечет к Христу. Для Фомы даже и этого великого утешения быть не могло: кто узнает, он был один среди мучителей. Был он молод, там где-то у него молодая жена и дочь, никогда-то он их теперь не увидит, но пусть: "Где бы я ни был, против совести моей не поступлю и мучения приму", - подлинно уж правда для правды, а не для красы! И никакой кривды, никакого софизма с совестью: "Приму-де ислам для виду, никто ведь не увидит, потом отмолюсь, в церковь пожертвую, добрых дел наделаю". Ничего этого не было, честность изумительная, первоначальная, стихийная. Нет, господа, вряд ли мы так поступили бы!”
#персоналии
#военная_история
176 лет назад в селе Кирсановка Самарской губернии появился на свет Фома Данилов. В 1869 году он был призван на военную службу. В ноябре 1875 года Данилов был захвачен в плен отрядом Пулат-хана - одного из руководителей Кокандского восстания в Туркестане.
В газете «Русский инвалид» 1876 года приведено подробное описание дальнейших событий:
"По приказанию Пулат-хана его приспешник двукратно предлагал Фоме Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Он отверг эти предложения, и сказал «В какой вере родился, в такой и умру, а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду». Когда к нему подошли в третий раз с тем же, Фома произнёс: «Напрасно вы надрываетесь, ничего с меня не возьмёте, а хотите убить, так убейте». Его привязали к доске. Фома перекрестился, и 25 сипаев дали по нему залп, стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. 29-летний герой жил ещё около часу. Пощады он не просил. Смерть воина Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер, как батыр»."
Спустя время русские солдаты нашли могилу Фомы и перезахоронили его по православному обряду. Император Александр II восхитился силой духа солдата и повелел назначить вдове пожизненную пенсию.
121 год спустя подвиг Фомы Данилова повторил другой русский солдат - Евгений Родионов. 23.05.1996 года, в день своего девятнадцатилетия, он принял мученическую смерть, не отказавшись от веры и не сняв крест перед угрозой гибели.
Нетленным памятником двум русским героям, а также всем безымянным воинам, сложившим головы за верность Отечеству и вере, служат слова Ф.М.Достоевского:
“Ведь это - эмблема России, подлинный образ ее... Народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но всё же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам. Но я осмелюсь высказать одну, так сказать, аксиому: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом. Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский. (О, он для многих еще совсем неприметен!) Может быть, не прочь был погулять, выпить, может быть, даже не очень молился, хотя, конечно, Бога всегда помнил. И вот велят ему переменить веру, а не то - мученическая смерть. При этом надо вспомнить, что такое бывают эти муки, эти азиатские муки! Но несмотря на всё, что его ожидает, этот неприметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив истязателей. Знаете что, господа, ведь из нас никто бы этого не сделал. Пострадать на виду иногда даже и красиво, но ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу; никто-то не смотрел на него; да и сам Фома не мог думать, что его подвиг огласится по всей земле Русской. Я думаю, что иные великомученики, даже и первых веков христианских, отчасти всё же были утешены, принимая свои муки, тем убеждением, что смерть их послужит примером для колеблющихся и еще больших привлечет к Христу. Для Фомы даже и этого великого утешения быть не могло: кто узнает, он был один среди мучителей. Был он молод, там где-то у него молодая жена и дочь, никогда-то он их теперь не увидит, но пусть: "Где бы я ни был, против совести моей не поступлю и мучения приму", - подлинно уж правда для правды, а не для красы! И никакой кривды, никакого софизма с совестью: "Приму-де ислам для виду, никто ведь не увидит, потом отмолюсь, в церковь пожертвую, добрых дел наделаю". Ничего этого не было, честность изумительная, первоначальная, стихийная. Нет, господа, вряд ли мы так поступили бы!”
#персоналии
#военная_история
Тоннель Яблонова хребта (Яблоновского перевала) близ Читы - самая высокая точка Транссибирской магистрали (1040 метров над уровнем моря).
1900-е годы.
#Российская_империя
#архитектура
#наука_и_техника
#фото
1900-е годы.
#Российская_империя
#архитектура
#наука_и_техника
#фото
Forwarded from Афанасьев Z
Зачастую мы сами не отдаем себе отчет в том, что воспроизводим опыт предыдущих поколений. Да, декорации меняются, внешне все может выглядеть иначе. Но вдруг в череде рутинных дней, похожих друг на друга, происходит Событие - например, то, что сейчас мы видим на Юго-западе Руси.
И мы четко понимаем, что время нелинейно, его стрела скручивается в кольцо, и откуда-то из Вечности проступают образы, о которых мы слышали в устном и письменном предании, житиях святых. Это и есть архетипы-первообразы нашей культуры - отважные воины, мудрые священники, купцы, отдающие последнее ради спасения Отечества, простые люди, водночасье ставшие великими героями. Это не прошлое, это настоящее. Нет никаких "они" и "мы"."Мы" - это и есть "они" и наоборот.Новый виток, новая внешняя оболочка, а по сути все то же самое.
У каждого поколения свой экзамен - билеты не менялись тысячелетиями, и мы - просто очередной поток учеников, которые должны изучить предмет и ответить строгому экзаменатору - Истории.
Источник фото.
И мы четко понимаем, что время нелинейно, его стрела скручивается в кольцо, и откуда-то из Вечности проступают образы, о которых мы слышали в устном и письменном предании, житиях святых. Это и есть архетипы-первообразы нашей культуры - отважные воины, мудрые священники, купцы, отдающие последнее ради спасения Отечества, простые люди, водночасье ставшие великими героями. Это не прошлое, это настоящее. Нет никаких "они" и "мы"."Мы" - это и есть "они" и наоборот.Новый виток, новая внешняя оболочка, а по сути все то же самое.
У каждого поколения свой экзамен - билеты не менялись тысячелетиями, и мы - просто очередной поток учеников, которые должны изучить предмет и ответить строгому экзаменатору - Истории.
Источник фото.
Село (ныне - город) Кимры, известное с XVI века, прославилось в XVIII-XIX столетиях как крупный центр обувного производства. Местные ремесленники даже снабжали Русскую императорскую армию. В наше время Кимры - настоящая столица русского деревянного модерна, правда, увы, угасающая...
На фото - дом кимрянина Ивана Васильевича Рыбкина - владельца одного из трех крупнейших кожевенных заводов в Кимрах конца XIX - начала XX века. Дом построен в 1912 году. Он одноэтажный, с мансардой в высокой теремной кровле. "Башенка" с окнами под острыми щипцами кажется позаимствованными из древнерусской архитектуры, но ниже стилистика резко меняется: огромное круглое окно с мелкой расстекловкой — прием вызывающей новизны. Крыльцо левой части здания походит на граненую беседку под фигурным шпилем.
#Российская_империя
#города_и_веси
#архитектура
#фото
На фото - дом кимрянина Ивана Васильевича Рыбкина - владельца одного из трех крупнейших кожевенных заводов в Кимрах конца XIX - начала XX века. Дом построен в 1912 году. Он одноэтажный, с мансардой в высокой теремной кровле. "Башенка" с окнами под острыми щипцами кажется позаимствованными из древнерусской архитектуры, но ниже стилистика резко меняется: огромное круглое окно с мелкой расстекловкой — прием вызывающей новизны. Крыльцо левой части здания походит на граненую беседку под фигурным шпилем.
#Российская_империя
#города_и_веси
#архитектура
#фото
Forwarded from О древней и новой Россіи
Константин Васильев:
- Парад 41-го.
- Прощание славянки.
- Маршал Жуков.
Василий Нестеренко:
- Сестра милосердия
- Непокоренный.
С днем Победы! Слава России!
- Парад 41-го.
- Прощание славянки.
- Маршал Жуков.
Василий Нестеренко:
- Сестра милосердия
- Непокоренный.
С днем Победы! Слава России!
Forwarded from О древней и новой Россіи
Наследие Российской империи в Великой Отечественной войне
Статья Д. Половинкина:
Применительно к Первой мировой, или Великой (как ее называли современники) войне мы привыкли отдавать должное мужеству, проявленному в боях с врагом русским солдатом. Однако что касается технического оснащения русской армии, то здесь стереотипом является представление, будто бы оно было скудным и отсталым. В качестве типичного клише на эту тему достаточно будет указать на фразу, приписываемую Уинстону Черчиллю, но которую он никогда не произносил: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой".
Между тем такой взгляд, сформировавшийся в результате ряда причин скорее политического и идеологического свойства, совершенно неверен. Русская армия в Первую мировую не только имела вполне современное вооружение, но и более того: созданная во время войны военная промышленность продолжала оставаться значимым фактором даже на протяжении всей Второй мировой и внесла весомый вклад в Победу.
Читать полностью...
#Российская_империя
#наука_и_техника
#военная_история
Статья Д. Половинкина:
Применительно к Первой мировой, или Великой (как ее называли современники) войне мы привыкли отдавать должное мужеству, проявленному в боях с врагом русским солдатом. Однако что касается технического оснащения русской армии, то здесь стереотипом является представление, будто бы оно было скудным и отсталым. В качестве типичного клише на эту тему достаточно будет указать на фразу, приписываемую Уинстону Черчиллю, но которую он никогда не произносил: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой".
Между тем такой взгляд, сформировавшийся в результате ряда причин скорее политического и идеологического свойства, совершенно неверен. Русская армия в Первую мировую не только имела вполне современное вооружение, но и более того: созданная во время войны военная промышленность продолжала оставаться значимым фактором даже на протяжении всей Второй мировой и внесла весомый вклад в Победу.
Читать полностью...
#Российская_империя
#наука_и_техника
#военная_история
Телеканал Царьград
Наследие Российской империи в Великой Отечественной войне
Красная армия с успехом использовала вооружение, оставшееся еще с царских времен
В продолжение темы кимрского деревянного модерна - знаменитый дом купцов Лужиных 1909 года постройки, прозванный местными "Теремок".
#Российская_империя
#архитектура
#фото
#Российская_империя
#архитектура
#фото
Крестъ на Св. Софiю!
Ниже - иллюстрация за авторством Г. И. Нарбута из рождественского выпуска литературно-художественного журнала "Лукоморье", 1914 год.
Под иллюстрацией напечатан стих:
"Сказал таинственный астролог:
«Узнай, султан, свой вещий рок, —
Не вечен будет и не долог
Здесь мусульманской власти срок.
Придет от севера воитель
С священным именем Христа —
Покрыть Софийскую обитель
Изображением креста»."
Первая мировая война ознаменовалась последней попыткой России достигнуть своей вековой цели - овладеть Константинополем и черноморскими проливами. В 1915 году между союзниками по Антанте было заключено соглашение, предусматривавшее будущий раздел побежденной Турции с включением проливов и столицы Османского государства в состав Российской империи. Но революционное землетрясение сорвало победный триумф и не позволило России достигнуть поставленных целей, а пришедшие к власти большевики отказались от «царских» притязаний на Константинополь. Город так и не стал русским.
#Российская_империя
#внешняя_политика
Ниже - иллюстрация за авторством Г. И. Нарбута из рождественского выпуска литературно-художественного журнала "Лукоморье", 1914 год.
Под иллюстрацией напечатан стих:
"Сказал таинственный астролог:
«Узнай, султан, свой вещий рок, —
Не вечен будет и не долог
Здесь мусульманской власти срок.
Придет от севера воитель
С священным именем Христа —
Покрыть Софийскую обитель
Изображением креста»."
Первая мировая война ознаменовалась последней попыткой России достигнуть своей вековой цели - овладеть Константинополем и черноморскими проливами. В 1915 году между союзниками по Антанте было заключено соглашение, предусматривавшее будущий раздел побежденной Турции с включением проливов и столицы Османского государства в состав Российской империи. Но революционное землетрясение сорвало победный триумф и не позволило России достигнуть поставленных целей, а пришедшие к власти большевики отказались от «царских» притязаний на Константинополь. Город так и не стал русским.
#Российская_империя
#внешняя_политика