Forwarded from Старая детская книга
📣 Въ 2021 году мы озвучили для васъ 20 русскихъ народныхъ сказокъ съ прекрасными иллюстраціями выдающихся дореволюціонныхъ художниковъ. Безъ исключеній упоминаній Бога и молитвъ въ текстахъ, какъ это было принято въ СССР.
Баба-Яга
Бѣлая уточка
Василиса Прекрасная
Горе
Горшеня
Гуси-лебеди
Журавль и цапля
Змѣй и цыганъ
Коза-Дереза
Конекъ-горбунокъ
Марья Моревна
Колобокъ
Крошечка-Хаврошечка
Морозко
Жаръ-птица
Рѣпка
Сивка-Бурка
Снѣгурочка
Царевна лягушка
Царская жемчужина
Въ 2022 году мы порадуемъ васъ новыми сокровищами. И намъ нужна помощь.
Для монтажа дореволюціонныхъ дѣтскихъ изданій намъ нуженъ компьютеръ. Сейчасъ мы собрали 27% отъ стоимости оптимальной комплектаціи.
Будемъ признательны за помощь и репостъ, друзья.
Баба-Яга
Бѣлая уточка
Василиса Прекрасная
Горе
Горшеня
Гуси-лебеди
Журавль и цапля
Змѣй и цыганъ
Коза-Дереза
Конекъ-горбунокъ
Марья Моревна
Колобокъ
Крошечка-Хаврошечка
Морозко
Жаръ-птица
Рѣпка
Сивка-Бурка
Снѣгурочка
Царевна лягушка
Царская жемчужина
Въ 2022 году мы порадуемъ васъ новыми сокровищами. И намъ нужна помощь.
Для монтажа дореволюціонныхъ дѣтскихъ изданій намъ нуженъ компьютеръ. Сейчасъ мы собрали 27% отъ стоимости оптимальной комплектаціи.
Будемъ признательны за помощь и репостъ, друзья.
Черная сотня
21 (8 ст.ст.) ноября 1905 года, в день Собора Архистратига Михаила, был создан Главный Совет Союза русского народа. Председателем стал врач Александр Иванович Дубровин, заместителями его - художник Аполлон Аполлонович Майков и инженер Александр Иосифович Тришатный.
Основной целью организации согласно Устава стало "развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой." Программа и деятельность Союза русского народа, который называли также "черной сотней", базировались на монархической идее и опирались на православное христианство.
Уже в декабре 1905 г. депутацию Союза русского народа принял император Николай II, который благоволил деятельности организации. Черносотенцы преподнесли царю и наследнику икону Архистратига Михаила, в день празднования которого был организован Совет Союза, а также почетные знаки члена Союза русского народа.
Помимо Дубровина, Майкова и Тришатного, в соста Союза русского народа входили: святой Иоанн Кронштадский, будущий патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие церковные деятели, академики А. И. Соболевский и Н. П. Кондаков, видный историк проф. Д.И. Иловайский, крупнейший медик проф. Е. С. Боткин и еще целый ряд ученых, живописцы К. Е. Маковский и Н. К. Рерих, поэт М. А. Кузмин, командир крейсера "Варяг" В. Ф. Руднев, выдающийся книгоиздатель И.Д. Сытин и многие другие видные подданные Российской империи. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии был выполнен иконописцем В. П. Гурьяновым и художником В. М. Васнецовым. Поддерживал организацию и знаменитый Д. И. Менделеев.
Увы, несмотря на благие цели, внушительный состав и патриотическую идеологию, организация так и не смогла оказать существенного противодействия революционному движению в России...
До сих пор вокруг Союза русского народа вьются различные мифы и инсинуации. У многих "Черная сотня" ассоциируется со сборищем малограмотных погромщиков. Но было ли это на самом деле так? Ответ - в статье историка С. Э. Цветкова.
#Российская_империя
#внутренняя_политика
21 (8 ст.ст.) ноября 1905 года, в день Собора Архистратига Михаила, был создан Главный Совет Союза русского народа. Председателем стал врач Александр Иванович Дубровин, заместителями его - художник Аполлон Аполлонович Майков и инженер Александр Иосифович Тришатный.
Основной целью организации согласно Устава стало "развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой." Программа и деятельность Союза русского народа, который называли также "черной сотней", базировались на монархической идее и опирались на православное христианство.
Уже в декабре 1905 г. депутацию Союза русского народа принял император Николай II, который благоволил деятельности организации. Черносотенцы преподнесли царю и наследнику икону Архистратига Михаила, в день празднования которого был организован Совет Союза, а также почетные знаки члена Союза русского народа.
Помимо Дубровина, Майкова и Тришатного, в соста Союза русского народа входили: святой Иоанн Кронштадский, будущий патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие церковные деятели, академики А. И. Соболевский и Н. П. Кондаков, видный историк проф. Д.И. Иловайский, крупнейший медик проф. Е. С. Боткин и еще целый ряд ученых, живописцы К. Е. Маковский и Н. К. Рерих, поэт М. А. Кузмин, командир крейсера "Варяг" В. Ф. Руднев, выдающийся книгоиздатель И.Д. Сытин и многие другие видные подданные Российской империи. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии был выполнен иконописцем В. П. Гурьяновым и художником В. М. Васнецовым. Поддерживал организацию и знаменитый Д. И. Менделеев.
Увы, несмотря на благие цели, внушительный состав и патриотическую идеологию, организация так и не смогла оказать существенного противодействия революционному движению в России...
До сих пор вокруг Союза русского народа вьются различные мифы и инсинуации. У многих "Черная сотня" ассоциируется со сборищем малограмотных погромщиков. Но было ли это на самом деле так? Ответ - в статье историка С. Э. Цветкова.
#Российская_империя
#внутренняя_политика
К 220-летию Владимира Ивановича Даля
«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
"Я думаю по-русски". Этюды о В.И.Дале.
Собрание сочинений В.И.Даля в прижизненных публикациях
#персоналии
#Российская_империя
«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
"Я думаю по-русски". Этюды о В.И.Дале.
Собрание сочинений В.И.Даля в прижизненных публикациях
#персоналии
#Российская_империя
Владимир Даль в Большой игре между Российской и Британской империями
"Только когда все умрут — кончится Большая игра!"
Интересная статья Вадима Нестерова:
Если кто и может похвастаться тесной связью литературы и шпионажа, так это старая добрая Англия. Безусловно, другие страны тоже могут напомнить о связи со спецслужбами, например, автора «Севильского цирюльника», но смотрится это мелковато. Если по-честному — никто не может предъявить такое созвездие штатных сотрудников спецслужб, снискавших всемирную славу именно на писательском поприще: Даниэль Дефо, Грэм Грин, Джон Ле Карре, Сомерсет Моэм, Ян Флеминг…
Нет, мы тоже, конечно, можем вспомнить всесоюзно известную детскую писательницу Зою Воскресенскую с совокупными тиражами в десятки миллионов экземпляров, в биографии которой нашлось место многолетней работе за рубежом в качестве разведчика под личным кураторством генерала Судоплатова, репутации одного из лучших аналитиков советской внешней разведки, званию полковника и так далее. Но если не врать самим себе, то всех наших шпионов, волею судеб ставших профессиональными литераторами, сегодня помнят разве что литературоведы; места в русской литературе они себе как-то не нашли.
Однако был в нашей истории эпизод, когда российский литератор самого что ни на есть первого ряда принимал активное участие в довольно жесткой схватке разведывательных спецслужб двух крупнейших империй мира — Британской и Российской. В этой истории есть все атрибуты шпионского романа: агенты и экзотические страны, дерзкие рейды и дипломатическое прикрытие, предательство и джентльменство, умопомрачительные карьеры и негодование сильных мира сего, смерть загадочная и смерть страшная и многое, многое другое. И все это — на фоне какого-то даже неправдоподобного присутствия Ее Величества Литературы. Практически все задействованные в этой операции разведчики имели прямое отношение к мировой литературе.
История эта началась в 1833 году, когда в славный город Оренбург прибыл новый губернатор — Василий Алексеевич Перовский...
Читать полностью...
#Российская_империя
#персоналии
#внешняя_политика
"Только когда все умрут — кончится Большая игра!"
Интересная статья Вадима Нестерова:
Если кто и может похвастаться тесной связью литературы и шпионажа, так это старая добрая Англия. Безусловно, другие страны тоже могут напомнить о связи со спецслужбами, например, автора «Севильского цирюльника», но смотрится это мелковато. Если по-честному — никто не может предъявить такое созвездие штатных сотрудников спецслужб, снискавших всемирную славу именно на писательском поприще: Даниэль Дефо, Грэм Грин, Джон Ле Карре, Сомерсет Моэм, Ян Флеминг…
Нет, мы тоже, конечно, можем вспомнить всесоюзно известную детскую писательницу Зою Воскресенскую с совокупными тиражами в десятки миллионов экземпляров, в биографии которой нашлось место многолетней работе за рубежом в качестве разведчика под личным кураторством генерала Судоплатова, репутации одного из лучших аналитиков советской внешней разведки, званию полковника и так далее. Но если не врать самим себе, то всех наших шпионов, волею судеб ставших профессиональными литераторами, сегодня помнят разве что литературоведы; места в русской литературе они себе как-то не нашли.
Однако был в нашей истории эпизод, когда российский литератор самого что ни на есть первого ряда принимал активное участие в довольно жесткой схватке разведывательных спецслужб двух крупнейших империй мира — Британской и Российской. В этой истории есть все атрибуты шпионского романа: агенты и экзотические страны, дерзкие рейды и дипломатическое прикрытие, предательство и джентльменство, умопомрачительные карьеры и негодование сильных мира сего, смерть загадочная и смерть страшная и многое, многое другое. И все это — на фоне какого-то даже неправдоподобного присутствия Ее Величества Литературы. Практически все задействованные в этой операции разведчики имели прямое отношение к мировой литературе.
История эта началась в 1833 году, когда в славный город Оренбург прибыл новый губернатор — Василий Алексеевич Перовский...
Читать полностью...
#Российская_империя
#персоналии
#внешняя_политика
Культура варягов и их соседей по берегам Балтики
Фундаментальная статья немецкого историка А. Пауля:
В работах, посвящённых истории и археологии северной Руси VIII-Х вв., то есть периода, тесно связанного с летописным призванием варягов, нередко можно встретить утверждения о неком огромном присутствии здесь в это время скандинавов. Зачастую заявляется, что следы пребывания в это время норманнов на Руси неоспоримы и составляют значительный пласт ранней истории таких важных северорусских городов, как Рюриково городище или Старая Ладога. Более того, приверженцы норманистских идей, кажется, необычайно горды этим обстоятельством, используя его в качестве одного из основных своих аргументов и делая эмоциональные заявления в духе: «невозможно вычеркнуть скандинавское присутствие из археологии северной Руси» или о том, что «все/большинство археологов России являются норманистами». Последнее, увы, похоже на правду. Более того, между обоими постулируемыми заявлениями есть и прямая связь. Правда, заключается она не в том, как намекают скандинавофилы, что детальное знакомство с археологическим материалом неизбежно приводит людей на позиции норманизма.
Связь здесь как раз обратная – «огромное присутствие скандинавов» в русских городах, как и «неоспоримость» т.н. скандинавских находок, являются прямым следствием норманистских взглядов большинства археологов. Иначе крайне трудно будет объяснить, почему общебалтийские вещи, производство и распространение которых хорошо известно на юге Балтики во многих случаях до сих пор выдавались за «исключительно скандинавские». Более того, этим вещам нередко пытаются придать вид «этнического маркера», отличающего северного германца от славянина. Присутствие же балтийских славян в северной Руси в ранний период зачастую ставится под сомнение, вопреки всем фактам.
«Сомнения» в прямых торговых контактах славян южной Балтики по морю с северной Русью и Восточной Европой не имеют под собой никакой почвы – они подтверждаются как сообщениями независимых источников, так и обширными следами в археологии. В то же время, ряд причин – особенности дославянской культуры, тесное многовековое соседство с данами и сложение южнобалтийского торгового пути – способствовали возникновению на юге Балтики несколько отличной от других континентальных славянских регионов культуры. Оказавшись теснее связанными с Балтикой, чем с континентальными землями, балтийские славяне приняли участие в сложении циркумбалтийской материальной культуры, во многом общей как для славян, так и для скандинавов. Невнимание к этим факторам при интерпретации археологических находок может ввести исследователей в заблуждение, а потому, насколько это возможно в рамках обзорной статьи, укажем на категории находок общебалтийской культуры в северо-западной Руси, до настоящего времени принимаемых или намеренно выставляемых за исключительно скандинавские.
Стоит сразу обговорить, под указаниями на циркумбалтийскую культуру я подразумеваю типы находок, обрядов или традиций, для которых имеются подтверждение независимого от Скандинавии производства и распространения их на юге Балтики. Изначальное происхождение мотива, орнаментики или обряда в период, предшествующий IX веку, из Скандинавии или других регионов германской культуры, степень возможного заимствования его славянами или независимого происхождения их общих индоевропейских корней при этом не будет играть значения. Это совершенно отдельный вопрос, хоть и крайне интересный, но в виду экономии места здесь не рассматриваемый. Для поисков возможных следов балтийских славян в северо-западной Руси не играет никакой роли, в каком конкретно регионе впервые появились те или иные традиции, а важно лишь то, что уже носилось, было популярно и практиковалось балтийскими славянами, независимо от возможного изначального происхождения из других регионов.
Читать полностью...
См. также данную заметку.
#варяжский_вопрос
#прародина
#археология
Фундаментальная статья немецкого историка А. Пауля:
В работах, посвящённых истории и археологии северной Руси VIII-Х вв., то есть периода, тесно связанного с летописным призванием варягов, нередко можно встретить утверждения о неком огромном присутствии здесь в это время скандинавов. Зачастую заявляется, что следы пребывания в это время норманнов на Руси неоспоримы и составляют значительный пласт ранней истории таких важных северорусских городов, как Рюриково городище или Старая Ладога. Более того, приверженцы норманистских идей, кажется, необычайно горды этим обстоятельством, используя его в качестве одного из основных своих аргументов и делая эмоциональные заявления в духе: «невозможно вычеркнуть скандинавское присутствие из археологии северной Руси» или о том, что «все/большинство археологов России являются норманистами». Последнее, увы, похоже на правду. Более того, между обоими постулируемыми заявлениями есть и прямая связь. Правда, заключается она не в том, как намекают скандинавофилы, что детальное знакомство с археологическим материалом неизбежно приводит людей на позиции норманизма.
Связь здесь как раз обратная – «огромное присутствие скандинавов» в русских городах, как и «неоспоримость» т.н. скандинавских находок, являются прямым следствием норманистских взглядов большинства археологов. Иначе крайне трудно будет объяснить, почему общебалтийские вещи, производство и распространение которых хорошо известно на юге Балтики во многих случаях до сих пор выдавались за «исключительно скандинавские». Более того, этим вещам нередко пытаются придать вид «этнического маркера», отличающего северного германца от славянина. Присутствие же балтийских славян в северной Руси в ранний период зачастую ставится под сомнение, вопреки всем фактам.
«Сомнения» в прямых торговых контактах славян южной Балтики по морю с северной Русью и Восточной Европой не имеют под собой никакой почвы – они подтверждаются как сообщениями независимых источников, так и обширными следами в археологии. В то же время, ряд причин – особенности дославянской культуры, тесное многовековое соседство с данами и сложение южнобалтийского торгового пути – способствовали возникновению на юге Балтики несколько отличной от других континентальных славянских регионов культуры. Оказавшись теснее связанными с Балтикой, чем с континентальными землями, балтийские славяне приняли участие в сложении циркумбалтийской материальной культуры, во многом общей как для славян, так и для скандинавов. Невнимание к этим факторам при интерпретации археологических находок может ввести исследователей в заблуждение, а потому, насколько это возможно в рамках обзорной статьи, укажем на категории находок общебалтийской культуры в северо-западной Руси, до настоящего времени принимаемых или намеренно выставляемых за исключительно скандинавские.
Стоит сразу обговорить, под указаниями на циркумбалтийскую культуру я подразумеваю типы находок, обрядов или традиций, для которых имеются подтверждение независимого от Скандинавии производства и распространения их на юге Балтики. Изначальное происхождение мотива, орнаментики или обряда в период, предшествующий IX веку, из Скандинавии или других регионов германской культуры, степень возможного заимствования его славянами или независимого происхождения их общих индоевропейских корней при этом не будет играть значения. Это совершенно отдельный вопрос, хоть и крайне интересный, но в виду экономии места здесь не рассматриваемый. Для поисков возможных следов балтийских славян в северо-западной Руси не играет никакой роли, в каком конкретно регионе впервые появились те или иные традиции, а важно лишь то, что уже носилось, было популярно и практиковалось балтийскими славянами, независимо от возможного изначального происхождения из других регионов.
Читать полностью...
См. также данную заметку.
#варяжский_вопрос
#прародина
#археология
Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию.
Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем.
Ты – русский; ты знаешь трех сестер: Веру, Любовь и Надежду. С ними слава и победа; с ними Бог… Возьми себе в образец Героя древних времен; наблюдай его; иди за ним вслед; поравняйся, обгони, слава тебе. Я выбрал Кесаря. Альпийские горы за нами; Бог перед нами: ура! орлы Русские облетели орлов Римских!
Молись Богу — от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит.
С днем рождения, Александр Васильевич!
#персоналии
#Российская_империя
Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем.
Ты – русский; ты знаешь трех сестер: Веру, Любовь и Надежду. С ними слава и победа; с ними Бог… Возьми себе в образец Героя древних времен; наблюдай его; иди за ним вслед; поравняйся, обгони, слава тебе. Я выбрал Кесаря. Альпийские горы за нами; Бог перед нами: ура! орлы Русские облетели орлов Римских!
Молись Богу — от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит.
С днем рождения, Александр Васильевич!
#персоналии
#Российская_империя
Нет, это не банда "острых козырьков".
Это знаменитый русский физиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 года, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Петрович Павлов со своей городечной командой. Он был большим любителем народной игры в городки, являлся бессменным капитаном сборной Института экспериментальной медицины и даже носил почетное звание "президент городечной академии".
Ученый говорил: «Во время игры в городки происходит сложная координация мышечных движений, что, в свою очередь, благотворно отражается на всех других функциях организма».
#Российская_империя
#персоналии
#быт
#фото
Это знаменитый русский физиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 года, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Петрович Павлов со своей городечной командой. Он был большим любителем народной игры в городки, являлся бессменным капитаном сборной Института экспериментальной медицины и даже носил почетное звание "президент городечной академии".
Ученый говорил: «Во время игры в городки происходит сложная координация мышечных движений, что, в свою очередь, благотворно отражается на всех других функциях организма».
#Российская_империя
#персоналии
#быт
#фото
В кружке приятелей и близких людей Пушкин не отказывался читать вслух свои стихи. Читал он превосходно, и чтение его в противоположность обычному для поэтов вычурному «пению», отличалось, напротив, полною простотою.
Однажды вечером, перед тем как собравшимся надо было разъезжаться, его попросили прочитать стихотворение «Демон», оканчивающееся словами:
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Только что окончив чтение, Пушкин замечает, что одна из слушательниц, молодая барыня по имени Варвара Алексеевна, зевнула. Пушкин мгновенно произнес еще четыре стиха:
Но укротился пламень гневный
Свирепых демоновских сил,
И он Варвары Алексеевны
Зевоту вдруг благословил.
#искусство
#юмор
Однажды вечером, перед тем как собравшимся надо было разъезжаться, его попросили прочитать стихотворение «Демон», оканчивающееся словами:
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Только что окончив чтение, Пушкин замечает, что одна из слушательниц, молодая барыня по имени Варвара Алексеевна, зевнула. Пушкин мгновенно произнес еще четыре стиха:
Но укротился пламень гневный
Свирепых демоновских сил,
И он Варвары Алексеевны
Зевоту вдруг благословил.
#искусство
#юмор
Forwarded from Журнал "Родина"
110 лет назад. Крым.
В Ливадийском дворце в присутствии Николая II состоялась премьера ленты режиссеров Василия Гончарова и Александра Ханжонкова "Оборона Севастополя".
Это был первый русский полнометражный фильм.
В Ливадийском дворце в присутствии Николая II состоялась премьера ленты режиссеров Василия Гончарова и Александра Ханжонкова "Оборона Севастополя".
Это был первый русский полнометражный фильм.
Быт рабочих Российской империи
1,2,3. Рабочий городок Товарищества по борьбе с жилищной нуждой. Фотоателье К. Буллы, 1906 г.
4. Гаванский рабочий городок. Эллиптический выступ среднего корпуса вмещал общественный центр: чайную — столовую, библиотеку и зал для общественных собраний с эстрадой и киноаппаратурой. 1906 г.
5. Дом для рабочих Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 1914-1915 гг. постройки.
6. Дом отдыха для рабочих.
7. Ясли для детей рабочих товарищества "Проводник".
Продолжение...
#Российская_империя
#быт
#архитектура
#фото
1,2,3. Рабочий городок Товарищества по борьбе с жилищной нуждой. Фотоателье К. Буллы, 1906 г.
4. Гаванский рабочий городок. Эллиптический выступ среднего корпуса вмещал общественный центр: чайную — столовую, библиотеку и зал для общественных собраний с эстрадой и киноаппаратурой. 1906 г.
5. Дом для рабочих Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, 1914-1915 гг. постройки.
6. Дом отдыха для рабочих.
7. Ясли для детей рабочих товарищества "Проводник".
Продолжение...
#Российская_империя
#быт
#архитектура
#фото