Forwarded from Терем-теремок
К обмену мнениями насчет "Кровавого воскресенья", о том, как устраивались революционные провокации. Вот, что писал Лев Тихомиров по горячим следам первой русской революции:
"Наши так называемые забастовки 1904-1905 годов - совсем не те, которые доселе известны в рабочем движении. У нас под этим названием развилось самое недопустимое анархическое насилие...
Дозволение стачек и забастовок основано на принципе свободы труда. Подобно тому как один человек может торговаться в цене за свой труд, так и группа людей может не соглашаться на условия хозяина коллективно и объявить забастовку. Но при этом такая группа не имеет никакого права посягать на чужую свободу труда. Оставляя работу сама, она не может принуждать к тому же других, которые хотят работать...
Так понимается право стачек и забастовок в культурных странах...
Не то видим у нас!
У нас происходят такие явления. Работает фабрика. Рабочие нанимались порознь и между собою не составляли никакого общества, обязавшегося действовать совместно. Они не предъявили никаких требований хозяину, который спокойно принимает заказ с неустойкой, в полной уверенности, что обеспечен рабочими. И вдруг ему неожиданно заявляют, что не будут больше работать, не выждав срока договора и даже не будучи ничем не довольны, а только потому, что на каких-то других фабриках какой-то «стачечный комитет», неизвестный толком и самим рабочим, приказал объявить «всеобщую забастовку». Рабочие при этом иногда сами жалуются, что хотели бы работать, но боятся забастовщиков. Да и вправду, если они начнут работать - является толпа, иногда даже приезжая, и начинает громить фабрику или порознь нападает на рабочих и производит над ними насилия...
Подобное явление у нас называют забастовкой только по негражданственности, по непониманию права и свободы, по неуважению к воле самих рабочих...
В цивилизованной стране сами рабочие не позволили бы над собой насилия «комитета», не получившего их полномочий, сверх того, и гражданской властью насильники были бы немедленно разогнаны и потерпели бы серьезную кару суда. У нас же все это совершается безнаказанно. Это, конечно, составляет серьезную вину властей - административной и судебной, - которые не защищают свободы личности граждан и неприкосновенности их имущества. Но несомненно, что тут виновата также и политическая неразвитость самого народа и общества, вследствие которой над ними можно проделывать что угодно.
Разве невозможен у нас такой случай? Петербургские революционеры, желая произвести смуту в Москве, посылают туда 500 человек, которые, при наших нравах, могут «снять» в Москве десятки фабрик в течение дня - стоит только приезжим гурьбой навалиться на одну фабрику, насилиями «снять» с нее рабочих, объявить «забастовку», затем приказать рабочим идти с собой «снимать» другие фабрики. Мы видели, что рабочие покорно слушаются, и вот вместо 500 окажется уже 1000 насильников. На следующей фабрике та же история и так далее. В день-два только что благополучно работавший город оказывается «забастовавшим»!
Три четверти рабочих, может быть девять десятых, недовольны, плачут по уходящему заработку. Но все подчиняются..."
"Наши так называемые забастовки 1904-1905 годов - совсем не те, которые доселе известны в рабочем движении. У нас под этим названием развилось самое недопустимое анархическое насилие...
Дозволение стачек и забастовок основано на принципе свободы труда. Подобно тому как один человек может торговаться в цене за свой труд, так и группа людей может не соглашаться на условия хозяина коллективно и объявить забастовку. Но при этом такая группа не имеет никакого права посягать на чужую свободу труда. Оставляя работу сама, она не может принуждать к тому же других, которые хотят работать...
Так понимается право стачек и забастовок в культурных странах...
Не то видим у нас!
У нас происходят такие явления. Работает фабрика. Рабочие нанимались порознь и между собою не составляли никакого общества, обязавшегося действовать совместно. Они не предъявили никаких требований хозяину, который спокойно принимает заказ с неустойкой, в полной уверенности, что обеспечен рабочими. И вдруг ему неожиданно заявляют, что не будут больше работать, не выждав срока договора и даже не будучи ничем не довольны, а только потому, что на каких-то других фабриках какой-то «стачечный комитет», неизвестный толком и самим рабочим, приказал объявить «всеобщую забастовку». Рабочие при этом иногда сами жалуются, что хотели бы работать, но боятся забастовщиков. Да и вправду, если они начнут работать - является толпа, иногда даже приезжая, и начинает громить фабрику или порознь нападает на рабочих и производит над ними насилия...
Подобное явление у нас называют забастовкой только по негражданственности, по непониманию права и свободы, по неуважению к воле самих рабочих...
В цивилизованной стране сами рабочие не позволили бы над собой насилия «комитета», не получившего их полномочий, сверх того, и гражданской властью насильники были бы немедленно разогнаны и потерпели бы серьезную кару суда. У нас же все это совершается безнаказанно. Это, конечно, составляет серьезную вину властей - административной и судебной, - которые не защищают свободы личности граждан и неприкосновенности их имущества. Но несомненно, что тут виновата также и политическая неразвитость самого народа и общества, вследствие которой над ними можно проделывать что угодно.
Разве невозможен у нас такой случай? Петербургские революционеры, желая произвести смуту в Москве, посылают туда 500 человек, которые, при наших нравах, могут «снять» в Москве десятки фабрик в течение дня - стоит только приезжим гурьбой навалиться на одну фабрику, насилиями «снять» с нее рабочих, объявить «забастовку», затем приказать рабочим идти с собой «снимать» другие фабрики. Мы видели, что рабочие покорно слушаются, и вот вместо 500 окажется уже 1000 насильников. На следующей фабрике та же история и так далее. В день-два только что благополучно работавший город оказывается «забастовавшим»!
Три четверти рабочих, может быть девять десятых, недовольны, плачут по уходящему заработку. Но все подчиняются..."
Мигранты-гастарбайтеры времен Российской империи
Искусниковъ со всѣхъ мы кличемъ странъ.
Упомнишь ли ихъ всѣхъ, моя ты Муза?
Хотимъ ли ѣсть?— Дай повара француза,
Британца дай намъ школить лошадей;
Женился ли, и Богъ даетъ дѣтей?
Имъ въ нянюшки мы ищемъ англичанку;
Для оперы поставь намъ итальянку;
Джонсонъ — обуй, Дюфо — всчеши намъ лобъ;
Умремъ, и тутъ — дай нѣмца сдѣлать гробъ.
(И.А. Крыловъ. Посланіе о пользѣ страстей. 1808 годъ)
#юмор
Искусниковъ со всѣхъ мы кличемъ странъ.
Упомнишь ли ихъ всѣхъ, моя ты Муза?
Хотимъ ли ѣсть?— Дай повара француза,
Британца дай намъ школить лошадей;
Женился ли, и Богъ даетъ дѣтей?
Имъ въ нянюшки мы ищемъ англичанку;
Для оперы поставь намъ итальянку;
Джонсонъ — обуй, Дюфо — всчеши намъ лобъ;
Умремъ, и тутъ — дай нѣмца сдѣлать гробъ.
(И.А. Крыловъ. Посланіе о пользѣ страстей. 1808 годъ)
#юмор
Forwarded from пока мы лиц не обрели
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Терем-теремок
Сегодня день рождения у Сурикова. А это его картина "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем".
По сути, Ермак - русский Кортес, а на картине - наши конкистадоры. Цивилизационно один в один - белый христианский народ колонизирует доступное окружающее пространство. Сказано же: "Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Китайцам и японцам не пришло в голову переться в Сибирь и на Дальний Восток, хотя всё под рукой. Главная причина - не "холодно". Просто нет у них этого в крови. А у русских есть. И поэтому они прошли пешком тысячи километров по девственной тайге и ледяной пустоши, покоряя встречающиеся племена и устанавливая повсюду русский порядок. То же самое здесь было несколько тысячелетий назад - пращуры русских с теми же самыми гаплогруппами проходили тысячи километров в разные стороны, подчиняя себе материк. Ну вот такая человеческая порода. Вся история нашей расы - эпоха непрекращающейся внешней экспансии и внутренней конкуренции. Война на войне. Все против всех. Лучшие воины. Сильнейшие армии. Помните, как византийцы описывали франков и прочих "светловолосых": считают трусами всех, кроме себя. Вот это одна из фундаментальных и отличительных расовых характеристик. И сегодня передовые (европейские) государства живут тем же духом, что и варварские племена, из которых они выросли. Оцените иронию: доросли до того, что объявили начало эры просвещения и гуманизма - и устроили две мировые бойни. Наверняка азиаты смотрят на нас, как на полоумных. В принципе, так и есть, но зато нам доверили Миссию № 1. Никто другой до края земли не дошел бы.
По сути, Ермак - русский Кортес, а на картине - наши конкистадоры. Цивилизационно один в один - белый христианский народ колонизирует доступное окружающее пространство. Сказано же: "Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Китайцам и японцам не пришло в голову переться в Сибирь и на Дальний Восток, хотя всё под рукой. Главная причина - не "холодно". Просто нет у них этого в крови. А у русских есть. И поэтому они прошли пешком тысячи километров по девственной тайге и ледяной пустоши, покоряя встречающиеся племена и устанавливая повсюду русский порядок. То же самое здесь было несколько тысячелетий назад - пращуры русских с теми же самыми гаплогруппами проходили тысячи километров в разные стороны, подчиняя себе материк. Ну вот такая человеческая порода. Вся история нашей расы - эпоха непрекращающейся внешней экспансии и внутренней конкуренции. Война на войне. Все против всех. Лучшие воины. Сильнейшие армии. Помните, как византийцы описывали франков и прочих "светловолосых": считают трусами всех, кроме себя. Вот это одна из фундаментальных и отличительных расовых характеристик. И сегодня передовые (европейские) государства живут тем же духом, что и варварские племена, из которых они выросли. Оцените иронию: доросли до того, что объявили начало эры просвещения и гуманизма - и устроили две мировые бойни. Наверняка азиаты смотрят на нас, как на полоумных. В принципе, так и есть, но зато нам доверили Миссию № 1. Никто другой до края земли не дошел бы.
270 лет назад, 12 (23) января 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы русская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Ивановича Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета.
5 (16) апреля 1791 года митрополит Платон освятил первую домовую университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы, размещённую в правом крыле главного корпуса Московского университета на Моховой.
"Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается" - произнес митрополит в торжественной проповеди во время освящения храма.
Вместе с другими зданиями университета, церковь эта сгорела во время московского пожара 1812 г.
12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет в присутствии министра просвещения С. С. Уварова освятил домовую церковь, расположенную во флигеле нового здания университета (бывшая усадьба Пашковых на Моховой). Строка из проповеди святителя Филарета — "Приступите к Нему и просветитеся" — была выложена на иконостасе над Царскими вратами. Эту же надпись разместили на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу.
Неразрывная связь московского университета со святой Татианой сделало ее покровительницей всего российского студенчества, а Татьянин день стал народным студенческим праздником, отмечавшимся с широким размахом. Начиналось всё с праздничного богослужения, торжественных заседаний в актовом зале, академических обедов, чествования профессоров, а заканчивалось, конечно, студенческими пирушками, иногда с элементами задорного хулиганства. Впрочем, преподавательский состав зачастую тоже участвовал в веселье.
Московские заведения готовились к Татьянину дню весьма серьезно. Так, в ресторации Люсьена Оливье "Эрмитаж" по приказу хозяина дорогостоящая посуда и столовые приборы уступали место более дешевым аналогам, со стен снимались старинные зеркала, убиралась позолоченная мебель, а полы застилались соломой и опилками. Сам ресторатор, тем не менее, говорил: "Я считаю за большую честь, что в “Эрмитаже” празднуют студенты Московского университета Татьянин день, пусть даже и забывают платить. Они заплатят, когда будут докторами и адвокатами".
А вот что вспоминал о Татьянином дне 1885 года непосредственный участник празднования А. П. Чехов: "В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи, благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла."
Всех Татьян - с днем ангела, Московский Университет - с юбилеем, российских студентов - с праздником!
Помните, что науки юношей питают, и дерзайте!
#Российская_империя
#быт
5 (16) апреля 1791 года митрополит Платон освятил первую домовую университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы, размещённую в правом крыле главного корпуса Московского университета на Моховой.
"Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается" - произнес митрополит в торжественной проповеди во время освящения храма.
Вместе с другими зданиями университета, церковь эта сгорела во время московского пожара 1812 г.
12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет в присутствии министра просвещения С. С. Уварова освятил домовую церковь, расположенную во флигеле нового здания университета (бывшая усадьба Пашковых на Моховой). Строка из проповеди святителя Филарета — "Приступите к Нему и просветитеся" — была выложена на иконостасе над Царскими вратами. Эту же надпись разместили на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу.
Неразрывная связь московского университета со святой Татианой сделало ее покровительницей всего российского студенчества, а Татьянин день стал народным студенческим праздником, отмечавшимся с широким размахом. Начиналось всё с праздничного богослужения, торжественных заседаний в актовом зале, академических обедов, чествования профессоров, а заканчивалось, конечно, студенческими пирушками, иногда с элементами задорного хулиганства. Впрочем, преподавательский состав зачастую тоже участвовал в веселье.
Московские заведения готовились к Татьянину дню весьма серьезно. Так, в ресторации Люсьена Оливье "Эрмитаж" по приказу хозяина дорогостоящая посуда и столовые приборы уступали место более дешевым аналогам, со стен снимались старинные зеркала, убиралась позолоченная мебель, а полы застилались соломой и опилками. Сам ресторатор, тем не менее, говорил: "Я считаю за большую честь, что в “Эрмитаже” празднуют студенты Московского университета Татьянин день, пусть даже и забывают платить. Они заплатят, когда будут докторами и адвокатами".
А вот что вспоминал о Татьянином дне 1885 года непосредственный участник празднования А. П. Чехов: "В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи, благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла."
Всех Татьян - с днем ангела, Московский Университет - с юбилеем, российских студентов - с праздником!
Помните, что науки юношей питают, и дерзайте!
#Российская_империя
#быт
Forwarded from Хроники заката цивилизации
Чтение на выходные
На Бусти в свободном доступе опубликован рассказ о такой малоизвестной странице нашей истории, как участие русских в Крестовых походах. Советская историография этот факт вообще старательно замалчивала.
На Бусти в свободном доступе опубликован рассказ о такой малоизвестной странице нашей истории, как участие русских в Крестовых походах. Советская историография этот факт вообще старательно замалчивала.
boosty.to
Русские крестоносцы - Хроники заката цивилизации
В 1096 году начался Первый Крестовый поход. Христианский мир впервые объединился, чтобы ополчиться против мусульманских завоевателей. Что особенно интересно, мероприятие это было не только католическое (да и раскол церквей тогда еще не состоялся), а происходило…
В дополнение к очерку Михаила Юрьевича Диунова - наш материал:
Русские крестоносцы
Успешное наступление Руси на степь при Святополке Изяславиче и Владимире Мономахе, во время которого произошла, в том числе, победная битва на реке Салница, совпало по времени с началом крестовых походов европейских рыцарей в Святую землю. И не случайно русские князья, судя по всему, придавали кампаниям против враждебных кочевников характер крестовых походов против "поганых".
Как отмечал В. О. Ключевский, "...почти двухвековая борьба Руси с половцами имеет своё значение в европейской истории. В то время, как Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на азиатский восток, когда и на Пиренейском полуострове началось такое же движение против мавров, Русь своей степной борьбой прикрывала левый фланг европейского наступления".
Таким образом, можно утверждать, что в XI-XII веках европейские государства, включая Русь, единым фронтом вели борьбу с "неверными".
Интересно, что существуют данные, позволяющие говорить и об участии русских воинов в крестовых походах на Ближний Восток, в Святую землю. На это обращали внимание некоторые ученые, в том числе академик М.Н.Тихомиров, указавший на ряд источников по данному вопросу. В частности, в «Житии и хождении Даниила, русской земли игумена» имеются свидетельства о политической миссии Даниила, пребывавшего в Палестине с дружиной и представлявшего там киевских князей в XII в. В «Истории о Иерусалиме и Антиохи» (XIII в.) русские перечисляются среди народов, сражавшихся в Палестине против Солимана и решивших исход битвы за Никею во время первого крестового похода 1096-1099г.г. (1).
Подтверждают участие русов в крестовых походах и данные топонимики. К югу от Антиохии (совр. Антакья), ставшей в 1098г. столицей созданного крестоносцами княжества, недалеко от стратегически важного моста Jisr-esh Shoghr через реку Оронт, располагалась крепость Rugia (Ругия) (2), вероятно, основанная при участии русских из числа крестоносцев. Источникам данный город известен также под названиями Rossa, Russa, Roiia, Rursia, Rusa (3). Современные карты знают в указанной местности населенный пункт Roudj, расположенный в сирийской провинции Идлиб. Возможно, имелась в виду и крепость "Chastel Rouge".
Весьма примечательно, что названия данной крепости Rugia/Russa повторяют многие известные источникам и топонимике варианты имени "русь", подтверждая связь "руси" с этнонимом "руги". И это неудивительно: еще д.и.н., проф. А.Г. Кузьмин справедливо отмечал, что "тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт, прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать" (4).
Любопытно, что русские крестоносцы предположительно действовали именно в том регионе, где совсем недавно российская армия и знаменитые "вагнера" боролись с террористами. И вполне может быть, что в числе освобожденных поселений находился и город, основанный почти тысячу лет назад русскими крестоносцами.
См. также статью историка С.Э. Цветкова "Русь и крестовые походы".
1. М.Н.Тихомиров. Древняя Русь. - М., 1975. - С.35.
2. Smail, R. C. Crusading Warfare 1097-1193. - New York, 1995. - P.141.
3. М.Н.Тихомиров. Указ. соч., с.36.
4. А.Г. Кузьмин. Одоакр и Теодорих. В кн.: Страницы минувшего. М., 1991. С. 517
#военная_история
#Русы
#топонимика
Русские крестоносцы
Успешное наступление Руси на степь при Святополке Изяславиче и Владимире Мономахе, во время которого произошла, в том числе, победная битва на реке Салница, совпало по времени с началом крестовых походов европейских рыцарей в Святую землю. И не случайно русские князья, судя по всему, придавали кампаниям против враждебных кочевников характер крестовых походов против "поганых".
Как отмечал В. О. Ключевский, "...почти двухвековая борьба Руси с половцами имеет своё значение в европейской истории. В то время, как Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на азиатский восток, когда и на Пиренейском полуострове началось такое же движение против мавров, Русь своей степной борьбой прикрывала левый фланг европейского наступления".
Таким образом, можно утверждать, что в XI-XII веках европейские государства, включая Русь, единым фронтом вели борьбу с "неверными".
Интересно, что существуют данные, позволяющие говорить и об участии русских воинов в крестовых походах на Ближний Восток, в Святую землю. На это обращали внимание некоторые ученые, в том числе академик М.Н.Тихомиров, указавший на ряд источников по данному вопросу. В частности, в «Житии и хождении Даниила, русской земли игумена» имеются свидетельства о политической миссии Даниила, пребывавшего в Палестине с дружиной и представлявшего там киевских князей в XII в. В «Истории о Иерусалиме и Антиохи» (XIII в.) русские перечисляются среди народов, сражавшихся в Палестине против Солимана и решивших исход битвы за Никею во время первого крестового похода 1096-1099г.г. (1).
Подтверждают участие русов в крестовых походах и данные топонимики. К югу от Антиохии (совр. Антакья), ставшей в 1098г. столицей созданного крестоносцами княжества, недалеко от стратегически важного моста Jisr-esh Shoghr через реку Оронт, располагалась крепость Rugia (Ругия) (2), вероятно, основанная при участии русских из числа крестоносцев. Источникам данный город известен также под названиями Rossa, Russa, Roiia, Rursia, Rusa (3). Современные карты знают в указанной местности населенный пункт Roudj, расположенный в сирийской провинции Идлиб. Возможно, имелась в виду и крепость "Chastel Rouge".
Весьма примечательно, что названия данной крепости Rugia/Russa повторяют многие известные источникам и топонимике варианты имени "русь", подтверждая связь "руси" с этнонимом "руги". И это неудивительно: еще д.и.н., проф. А.Г. Кузьмин справедливо отмечал, что "тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт, прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать" (4).
Любопытно, что русские крестоносцы предположительно действовали именно в том регионе, где совсем недавно российская армия и знаменитые "вагнера" боролись с террористами. И вполне может быть, что в числе освобожденных поселений находился и город, основанный почти тысячу лет назад русскими крестоносцами.
См. также статью историка С.Э. Цветкова "Русь и крестовые походы".
1. М.Н.Тихомиров. Древняя Русь. - М., 1975. - С.35.
2. Smail, R. C. Crusading Warfare 1097-1193. - New York, 1995. - P.141.
3. М.Н.Тихомиров. Указ. соч., с.36.
4. А.Г. Кузьмин. Одоакр и Теодорих. В кн.: Страницы минувшего. М., 1991. С. 517
#военная_история
#Русы
#топонимика
Все же, многонациональность здорового человека - это когда в России увековечат память касимовского татарина, генерала русской службы Алексея Ивановича Тевкелева.
Сей выдающийся русский исторический деятель несомненно заслуживает установки памятников и популяризации его жизнеописания. И за разведывательную деятельность в Персии и Индии по приказу Петра I, и за участие в присоединении южноуральских земель, и за приведение к русской присяге правителей Младшего Жуза, и за основание крепостей, ставших впоследствии городами (Челябинск, Орск, Красноуфимск), и за решительное подавление башкирского восстания.
#Российская_империя
#персоналии
Сей выдающийся русский исторический деятель несомненно заслуживает установки памятников и популяризации его жизнеописания. И за разведывательную деятельность в Персии и Индии по приказу Петра I, и за участие в присоединении южноуральских земель, и за приведение к русской присяге правителей Младшего Жуза, и за основание крепостей, ставших впоследствии городами (Челябинск, Орск, Красноуфимск), и за решительное подавление башкирского восстания.
#Российская_империя
#персоналии
Forwarded from Белые рубашки. Русский Туркестан
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
День рождения русского царства
"Лета 7055-го...
Тоя же зимы генваря в 16 день, в неделю венчан бысть на царьство Руское благоверный великий князь Иван Васильевич всеа Русии пресвещенным Макарием, митропалитом всеа Русии, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и всем свещенным собором руския митрополия, прародителя его венчаньем, царя великого Манамаха животворящим крестом и венцем царьским, и диядимою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царьским, и диядимою венчан бысть на царьство Руское прародитель его князь велики Владимер, наречен в царьской перфире Манамах от святейшаго митропалита ефескаго кир Неофита и по благословению патриарха цареградцкаго и по велению греческого царя Констянтина Манамаха."
26 (16 ст. ст.) января 1547 года, в воскресный день, был венчан на русское царствование Великий князь московский и всея Руси Иван IV Васильевич. Торжественная церемония состоялась в Успенском соборе московского Кремля.
Из Поучения митрополичьего к великому князю по Чину венчания на царство Ивана Васильевича:
"О святем Дусе господий и възлюбленный сын святыя церкви и нашего смирениа, князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодржець! Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдръжати скипетро великого царства Росийскаго, и венчан еси сим царскым венцем, по благодати святаго Духа, и по милости пресвятыя Богородица, и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Русии, и всех святых молитвами, и по благословению приснопомнимаго святаго отца твоего великого князя Василья Ивановича, всеа Русии самодержца…
и ты, господине и сыну, боговенчанный православный царь князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодержец, имей страх Божий в сердци, и съхрани веpy христианскую, Греческого закона, чисту и непоколебиму, и съблюди царство свое чисто и непорочно, якоже ныне приал еси от Бога, и люби правду, и милость, и суд правый и к послушным милостивное; к святой же съборней церкви и к всяким святым церквам имей веру и страх Божий…"
Став первым венчанным русским царем, Иван IV официально заявил о стремлении нашей державы к высокому положению в иерархии европейских государств и мира в целом, ведь титул "царь" применялся на Руси для правителей высочайшего императорского уровня. Не случайно в Соборном постановлении 1561 года Иван IV был назван "государем всех христиан от Востока до Запада" - венчание на царство окончательно утверждало Русь как преемника Византийской империи, а русского монарха - как вселенского царя православных стран и хранителя истинной веры.
Конечно, фактически Россия приобрела имперский статус еще при Иване III. При нем царьградский двуглавый орел, покинув разоренное гнездо Византийской империи, поселился на Руси. Москва, унаследовав от Византии статус, политико-культурную миссию и духовную традицию, стала Третьим Римом. Иван III обоснованно именовал себя в дипломатической переписке "царем", и это не было пустым самовосхвалением - тот же датский король называл русского правителя не иначе, как императором. Однако, подлинным днем рождения царской власти в России можно считать именно 26 (16) января 1547 года.
#Московская_Русь
#правители
#титулы
"Лета 7055-го...
Тоя же зимы генваря в 16 день, в неделю венчан бысть на царьство Руское благоверный великий князь Иван Васильевич всеа Русии пресвещенным Макарием, митропалитом всеа Русии, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и всем свещенным собором руския митрополия, прародителя его венчаньем, царя великого Манамаха животворящим крестом и венцем царьским, и диядимою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царьским, и диядимою венчан бысть на царьство Руское прародитель его князь велики Владимер, наречен в царьской перфире Манамах от святейшаго митропалита ефескаго кир Неофита и по благословению патриарха цареградцкаго и по велению греческого царя Констянтина Манамаха."
26 (16 ст. ст.) января 1547 года, в воскресный день, был венчан на русское царствование Великий князь московский и всея Руси Иван IV Васильевич. Торжественная церемония состоялась в Успенском соборе московского Кремля.
Из Поучения митрополичьего к великому князю по Чину венчания на царство Ивана Васильевича:
"О святем Дусе господий и възлюбленный сын святыя церкви и нашего смирениа, князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодржець! Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдръжати скипетро великого царства Росийскаго, и венчан еси сим царскым венцем, по благодати святаго Духа, и по милости пресвятыя Богородица, и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Русии, и всех святых молитвами, и по благословению приснопомнимаго святаго отца твоего великого князя Василья Ивановича, всеа Русии самодержца…
и ты, господине и сыну, боговенчанный православный царь князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодержец, имей страх Божий в сердци, и съхрани веpy христианскую, Греческого закона, чисту и непоколебиму, и съблюди царство свое чисто и непорочно, якоже ныне приал еси от Бога, и люби правду, и милость, и суд правый и к послушным милостивное; к святой же съборней церкви и к всяким святым церквам имей веру и страх Божий…"
Став первым венчанным русским царем, Иван IV официально заявил о стремлении нашей державы к высокому положению в иерархии европейских государств и мира в целом, ведь титул "царь" применялся на Руси для правителей высочайшего императорского уровня. Не случайно в Соборном постановлении 1561 года Иван IV был назван "государем всех христиан от Востока до Запада" - венчание на царство окончательно утверждало Русь как преемника Византийской империи, а русского монарха - как вселенского царя православных стран и хранителя истинной веры.
Конечно, фактически Россия приобрела имперский статус еще при Иване III. При нем царьградский двуглавый орел, покинув разоренное гнездо Византийской империи, поселился на Руси. Москва, унаследовав от Византии статус, политико-культурную миссию и духовную традицию, стала Третьим Римом. Иван III обоснованно именовал себя в дипломатической переписке "царем", и это не было пустым самовосхвалением - тот же датский король называл русского правителя не иначе, как императором. Однако, подлинным днем рождения царской власти в России можно считать именно 26 (16) января 1547 года.
#Московская_Русь
#правители
#титулы
"И велелъ митрополит... принести с налоя на златом блюде Крестъ Животворящаго Древа, на нем же распятъ был Господь нашъ Исус Христос, что прислалъ тот Крестъ греческий царь Костантинъ Маномахъ на поставление великимъ княземъ роускимъ и з бормами и с шапкою... И митрополитъ снем Животворящий Крестъ с блюда злата, да положилъ на великого князя Ивана Василиевича…"
(Лицевой летописный свод, XVIв.)
На фото тот самый крест, который был возложен на Ивана IV во время венчания на царство и затем применялся при возведении на престол всех последующих русских государей.
Деревянный крест находится в золотой оправе, на оборотной стороне которой написано, что он сделан из "Древа Честнаго и Животворящаго Креста", на котором был распят Спаситель. В начале XVIIв. для креста была создана икона-ковчег с изображениями Св. Константина и Елены. Согласно надписи на ковчеге, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митр. Эфесским в составе даров императора Константина Мономаха.
#Московская_Русь
#религия
#правители
(Лицевой летописный свод, XVIв.)
На фото тот самый крест, который был возложен на Ивана IV во время венчания на царство и затем применялся при возведении на престол всех последующих русских государей.
Деревянный крест находится в золотой оправе, на оборотной стороне которой написано, что он сделан из "Древа Честнаго и Животворящаго Креста", на котором был распят Спаситель. В начале XVIIв. для креста была создана икона-ковчег с изображениями Св. Константина и Елены. Согласно надписи на ковчеге, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митр. Эфесским в составе даров императора Константина Мономаха.
#Московская_Русь
#религия
#правители
Forwarded from Белые рубашки. Русский Туркестан
Подборка всех эпизодов из серии на тему ахалтекинских походов в 1877-1881 гг. для удобного чтения и перепоста.
1. Поход 1879 г.
2. Ахалтекинский анабасис Ломакина
3. Скобелев готовится к походу
4. Ярость артиллерии
5. Гибель генерала Петрусевича
6. Ночная вахта
7. Крепость перед штурмом
8. Победить или умереть!
9. Итоги и медаль "За взятие штурмом Геок-Тепе"
Картина Франца Рубо "Штурм Геок-Тепе 12 января 1881 года". 1898 г.
🦄 Белые рубашки. Русский Туркестан.
#закаспий
#скобелев
#героитуркестана
1. Поход 1879 г.
2. Ахалтекинский анабасис Ломакина
3. Скобелев готовится к походу
4. Ярость артиллерии
5. Гибель генерала Петрусевича
6. Ночная вахта
7. Крепость перед штурмом
8. Победить или умереть!
9. Итоги и медаль "За взятие штурмом Геок-Тепе"
Картина Франца Рубо "Штурм Геок-Тепе 12 января 1881 года". 1898 г.
#закаспий
#скобелев
#героитуркестана
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Бороды долой!
27 (16 ст.ст.) января 1705 года царь Петр I подписал указ "О бритіи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятіи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ:
На Москве и во всѣхъ городахъ, Царедворцамъ и дворовымъ и городовымъ и приказнымъ всякихъ чиновъ служивымъ людямъ, и Гостямъ и гостиной сотни и черныхъ слободъ посадскимъ людямъ всѣмъ сказать: чтобъ впредь съ сего Его Великаго Государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бородъ и усовъ брить не похотятъ, а похотятъ ходить съ бородами и съ усами, и съ тѣхъ имать, съ Царедворцовъ и съ дворовыхъ и съ городовыхъ и всякихъ чиновъ служилыхъ и приказныхъ людей, по 60 рублей съ человека; съ Гостей и съ гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей съ человека; средней и меншей статьи, которые платятъ десятыя деньги меньше 100 рублей, съ торговыхъ и посадскихъ людей по 60 рублей, третья статья, съ посадскихъ же и съ Боярскихъ людей и съ яшциковъ и съ извозчиковъ и съ церковныхъ причетниковъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, и всякихъ чиновъ съ Московскихъ жителей по 30 рублей съ человѣка на годъ. И давать имъ изъ приказа Земскихъ дѣлъ знаки; а для тѣхъ знаковъ и для записки приходить имъ въ приказъ Земскихъ дѣлъ безъ мотчанія, а въ городахъ въ Приказныя Избы, а тѣ знаки носить имъ на ceбѣ; и въ приказѣ Земскихъ дѣлъ и въ городахъ въ приказныхъ Избахъ учинить тому записныя и приходныя книги; а съ крестьянъ имать вездѣ по воротамъ пошлину, по 2 деньги съ бороды, по вся дни, какъ ни пойдутъ въ городъ и за городъ; а безъ пошлинъ крестьянъ въ воротахъ, въ городъ и за городъ, отнюдь не пропускать. И о томъ для вѣдома по воротамъ съ сего Велнкаго Государя указу прибить письма, а въ города къ Воеводамъ послать Его Великаго Государя грамоты, а къ Бурмистрамъ памяти, а въ Розрядъ о посылкъ послушныхъ грамотъ, а въ Ратушу къ Бурмистрамъ о посылкѣ жъ послушныхъ указовъ послать памяти, съ подкрепленіемъ: буде они Воеводы и Бурмистры, станутъ въ томъ чинить кому поноровку и имъ Воеводамъ за то быть въ опалѣ, а Бурмистрамъ въ наказаніяхъ и въ раззореніи безъ всякой пощады. А буде кто изъ Царедворцовъ и изъ градскихъ жителей и изъ приказныхъ и изъ посадскихъ людей похочетъ ходить съ бородою, и ему бъ для взятья знака ѣхать къ Москвѣ а явиться въ приказѣ Земскихъ дѣлъ; а въ Сибирские и въ Поморскіе городы знаки послать съ Москвы."
Вопрос времени выпуска первого указа "о брадобритии" до сих пор остается дискуссионным - некоторые ученые полагают, что такое распоряжение было подписано царем еще в 1698 г. Однако, в Полном собрании законов Российской империи первым опубликованным актом, регламентирующим бритье бород, является именно указ 1705 года.
На иллюстрации ниже - упоминаемый в законе "бородовой знак", выдававшийся тем, кто не желал бриться и уплачивал соответствующую пошлину.
#Московская_Русь
#быт
27 (16 ст.ст.) января 1705 года царь Петр I подписал указ "О бритіи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятіи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ:
На Москве и во всѣхъ городахъ, Царедворцамъ и дворовымъ и городовымъ и приказнымъ всякихъ чиновъ служивымъ людямъ, и Гостямъ и гостиной сотни и черныхъ слободъ посадскимъ людямъ всѣмъ сказать: чтобъ впредь съ сего Его Великаго Государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бородъ и усовъ брить не похотятъ, а похотятъ ходить съ бородами и съ усами, и съ тѣхъ имать, съ Царедворцовъ и съ дворовыхъ и съ городовыхъ и всякихъ чиновъ служилыхъ и приказныхъ людей, по 60 рублей съ человека; съ Гостей и съ гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей съ человека; средней и меншей статьи, которые платятъ десятыя деньги меньше 100 рублей, съ торговыхъ и посадскихъ людей по 60 рублей, третья статья, съ посадскихъ же и съ Боярскихъ людей и съ яшциковъ и съ извозчиковъ и съ церковныхъ причетниковъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, и всякихъ чиновъ съ Московскихъ жителей по 30 рублей съ человѣка на годъ. И давать имъ изъ приказа Земскихъ дѣлъ знаки; а для тѣхъ знаковъ и для записки приходить имъ въ приказъ Земскихъ дѣлъ безъ мотчанія, а въ городахъ въ Приказныя Избы, а тѣ знаки носить имъ на ceбѣ; и въ приказѣ Земскихъ дѣлъ и въ городахъ въ приказныхъ Избахъ учинить тому записныя и приходныя книги; а съ крестьянъ имать вездѣ по воротамъ пошлину, по 2 деньги съ бороды, по вся дни, какъ ни пойдутъ въ городъ и за городъ; а безъ пошлинъ крестьянъ въ воротахъ, въ городъ и за городъ, отнюдь не пропускать. И о томъ для вѣдома по воротамъ съ сего Велнкаго Государя указу прибить письма, а въ города къ Воеводамъ послать Его Великаго Государя грамоты, а къ Бурмистрамъ памяти, а въ Розрядъ о посылкъ послушныхъ грамотъ, а въ Ратушу къ Бурмистрамъ о посылкѣ жъ послушныхъ указовъ послать памяти, съ подкрепленіемъ: буде они Воеводы и Бурмистры, станутъ въ томъ чинить кому поноровку и имъ Воеводамъ за то быть въ опалѣ, а Бурмистрамъ въ наказаніяхъ и въ раззореніи безъ всякой пощады. А буде кто изъ Царедворцовъ и изъ градскихъ жителей и изъ приказныхъ и изъ посадскихъ людей похочетъ ходить съ бородою, и ему бъ для взятья знака ѣхать къ Москвѣ а явиться въ приказѣ Земскихъ дѣлъ; а въ Сибирские и въ Поморскіе городы знаки послать съ Москвы."
Вопрос времени выпуска первого указа "о брадобритии" до сих пор остается дискуссионным - некоторые ученые полагают, что такое распоряжение было подписано царем еще в 1698 г. Однако, в Полном собрании законов Российской империи первым опубликованным актом, регламентирующим бритье бород, является именно указ 1705 года.
На иллюстрации ниже - упоминаемый в законе "бородовой знак", выдававшийся тем, кто не желал бриться и уплачивал соответствующую пошлину.
#Московская_Русь
#быт
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
Сегодня мне исполняется 31 год. В этот год жизни сбудется то, о чем я мечтал с самого детства.
Я наконец возьму в руки собственную книгу.
Я работал над книгами и до этого, но только в качестве составителя и редактора. Моя имя ещё никогда не значилось на обложке.
Мой литературный первенец — «Здесь был Достоевский». Это сборник текстов о родном человеке, о моем любимом писателе. От коротких заметок, сделанных во время поездок в метро, до длинных академических статей.
Я публиковал эти тексты на разных площадках в течение последних шести лет. Теперь они будут собраны под одной обложкой.
Если все сложится, «Здесь был Достоевский» выйдет в марте. На книгу можно оформить предзаказ по сниженной цене в 600 рублей.
Если хотите поздравить с днем рождения, то предзаказ — лучший подарок.
Подробнее о замысле книги можно прочесть в тексте главреда издательства Ruinaissance, по инициативе которого она и появится на свет.
P. S. Авторам дружественных каналов буду крайне признателен за репост.
Я наконец возьму в руки собственную книгу.
Я работал над книгами и до этого, но только в качестве составителя и редактора. Моя имя ещё никогда не значилось на обложке.
Мой литературный первенец — «Здесь был Достоевский». Это сборник текстов о родном человеке, о моем любимом писателе. От коротких заметок, сделанных во время поездок в метро, до длинных академических статей.
Я публиковал эти тексты на разных площадках в течение последних шести лет. Теперь они будут собраны под одной обложкой.
Если все сложится, «Здесь был Достоевский» выйдет в марте. На книгу можно оформить предзаказ по сниженной цене в 600 рублей.
Если хотите поздравить с днем рождения, то предзаказ — лучший подарок.
Подробнее о замысле книги можно прочесть в тексте главреда издательства Ruinaissance, по инициативе которого она и появится на свет.
P. S. Авторам дружественных каналов буду крайне признателен за репост.
Forwarded from Севастопольский Историк
26 января 1878 г на Батумском рейде русскими моряками была потоплена самодвижущимися минами-торпедами турецкая канонерская лодка «Интибах».
Первую в мире торпедную атаку провели минные катера «Чесма» и «Синоп», спущенные с вооружённого парохода ЧФ «Великий князь Константин», а командовал операцией тогда молодой капитан-лейтенант, а в будущем знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров.
Этот подвиг сделал Макарова знаменитым на всю Россию, он стал флигель-адъютантом и капитаном 1 ранга. Идея Макарова состояла в том, что бы разместить на быстроходном пароходе минные катера, которые несли мины и торпеды. Для максимально быстрого введения их в бой он придумал питание котлов катеров от паровой системы парохода-носителя. Минно-торпедная угроза фактически парализовала мошный броненосный флот Турции, которая прекратила активные действия. Пароход-минный траспорт мог действовать в любой точке моря. Это было выдающееся тактическое и техническое решение С.О. Макарова и первая в мире топедная атака.
Первую в мире торпедную атаку провели минные катера «Чесма» и «Синоп», спущенные с вооружённого парохода ЧФ «Великий князь Константин», а командовал операцией тогда молодой капитан-лейтенант, а в будущем знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров.
Этот подвиг сделал Макарова знаменитым на всю Россию, он стал флигель-адъютантом и капитаном 1 ранга. Идея Макарова состояла в том, что бы разместить на быстроходном пароходе минные катера, которые несли мины и торпеды. Для максимально быстрого введения их в бой он придумал питание котлов катеров от паровой системы парохода-носителя. Минно-торпедная угроза фактически парализовала мошный броненосный флот Турции, которая прекратила активные действия. Пароход-минный траспорт мог действовать в любой точке моря. Это было выдающееся тактическое и техническое решение С.О. Макарова и первая в мире топедная атака.
"...такъ или иначе, чрезъ мечъ и огонь, или отъ рома и ябеды, или средствами болѣе нравственными, но дикость должна исчезнуть при приближеніи цивилизаціи. Таковъ неизбѣжный законъ."
(А.С. Пушкин. Джон Теннер. 1836 год).
Сие умозаключение Александра Сергеевича, приведенное им в контексте рассуждений о взаимоотношениях европейских колонизаторов и североамериканских аборигенов, являет собой меткую формулировку одного из непреложных законов человеческой истории и природы.
При этом очевидно, что данная мысль родилась у Пушкина не только и не столько на основе изучения колонизации Северной Америки, сколько в результате осмысления им русской истории, в том числе процесса покорения Кавказа, который Александр Сергеевич наблюдал лично во время своих путешествий.
Иллюстрация от канала theVSЁ.
#философия_истории
#колонизация
(А.С. Пушкин. Джон Теннер. 1836 год).
Сие умозаключение Александра Сергеевича, приведенное им в контексте рассуждений о взаимоотношениях европейских колонизаторов и североамериканских аборигенов, являет собой меткую формулировку одного из непреложных законов человеческой истории и природы.
При этом очевидно, что данная мысль родилась у Пушкина не только и не столько на основе изучения колонизации Северной Америки, сколько в результате осмысления им русской истории, в том числе процесса покорения Кавказа, который Александр Сергеевич наблюдал лично во время своих путешествий.
Иллюстрация от канала theVSЁ.
#философия_истории
#колонизация