"Прошло то время, когда идеализировали и мечтали о разнаго рода правленіяхъ, и умные люди, обольщенные формами, бывшими у другихъ народовъ, горячо проповѣдывали: одни – совершенную демократію, другіе – монархію, третьи – аристократію, четвертые – смѣсь всего вмѣстѣ, пятые – потребность двухъ борющихся силъ въ государствѣ… Наступило время, когда всякій болѣе или менѣе чувствуетъ, что правленьѣ не есть вещь, которая сочиняется въ головѣ нѣкоторыхъ, что она образуется нечувствительно, сама собой, изъ духа и свойствъ самого народа, изъ мѣстности – земли, на которой живетъ народъ, изъ исторіи самого народа, которая показываетъ человѣку глубокомысленному, когда и въ какихъ случаяхъ успѣвалъ народъ и дѣйствовалъ хорошо и умно, и требуетъ – внимательно всё это обсудить и взвесить.
Исторія государства Россіи начинается добровольнымъ приглашеньемъ верховной власти. «Земля наша велика и обильна, а порядка въ ней нѣтъ: придите княжить и владѣть нами», — слова эти были произнесены людьми вольныхъ городовъ. Добровольнымъ разумнымъ сознаньемъ вольныхъ людей установленъ монархъ въ Россіи. Всѣ сословія, дружно требуя защиты отъ самихъ себя, а не отъ сосѣднихъ враговъ, утвердили надъ собою высшую власть съ тѣмъ, чтобы разсудить самихъ себя — потребность чисто понятная среди такого народа, въ которомъ никто не хочетъ уступить одинъ другому и гдѣ только въ минуты величайшѣй опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется въ одинъ человѣкъ и дѣлается однимъ тѣломъ. Симъ опредѣлена высокая законность монарха-самодержца."
Николай Васильевичъ Гоголь. О сословіяхъ въ государствѣ). 1836 годъ.
(За наводку - спасибо каналу "Гоголь. Лайфстайл")
#философия_истории
Исторія государства Россіи начинается добровольнымъ приглашеньемъ верховной власти. «Земля наша велика и обильна, а порядка въ ней нѣтъ: придите княжить и владѣть нами», — слова эти были произнесены людьми вольныхъ городовъ. Добровольнымъ разумнымъ сознаньемъ вольныхъ людей установленъ монархъ въ Россіи. Всѣ сословія, дружно требуя защиты отъ самихъ себя, а не отъ сосѣднихъ враговъ, утвердили надъ собою высшую власть съ тѣмъ, чтобы разсудить самихъ себя — потребность чисто понятная среди такого народа, въ которомъ никто не хочетъ уступить одинъ другому и гдѣ только въ минуты величайшѣй опасности, когда приходится спасать родную землю, всё соединяется въ одинъ человѣкъ и дѣлается однимъ тѣломъ. Симъ опредѣлена высокая законность монарха-самодержца."
Николай Васильевичъ Гоголь. О сословіяхъ въ государствѣ). 1836 годъ.
(За наводку - спасибо каналу "Гоголь. Лайфстайл")
#философия_истории
Имперский герб
Сегодня годовщина возвращения в Россию двуглавого орла - исторического герба, ставшего наравне с "Ездецом" символом нашей державы при Великом князе Иване III.
Надо сказать, что геральдическое и культовое изображение хищной птицы с двумя головами, смотрящими в разные стороны, уходит своей историей в глубь времен и, вполне вероятно, имеет индоевропейские корни. Так, подобные символы обнаружены на украшениях Микенской цивилизации и датированы XVII-XVI веками до н.э.; как минимум с XIII в. до н.э. птицы о двух головах присутствовали на печатях и в декоре Хеттского царства; в первом тысячелетии нашей эры изображения двуглавой птицы (вероятно, сокола Варагна - воплощения бога войны Вертрагны и символа царской власти (1), который, однако, чаще изображался с одной головой) встречаются в искусстве персов Сасанидского Ирана; с глубокой древности данный образ под именем Гандаберунда бытовал в Индии.
Интересно, что на Руси символ в виде двухголовой хищной птицы был известен задолго до брака Ивана III и Софьи Палеолог - как минимум, с Х века. Изображение это присутствовало на подвесках Х в. из Киева, Белгорода, Гнездово, булавке XIII в. из Новгорода Великого и т.д., а также на изделиях из Самбии, из земель т.наз. Неманской Руси (к примеру, на наконечнике ножен меча, обнаруженном в ржевском могильнике Х в.).
Примечательно, что д.и.н. В. И. Кулаков считал сей символ характерным для дружинной культуры циркумбалтийского региона. Ученый писал:
"В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречены в дружинном декоративном искусстве Балтийского субрегиона... Самый ранний предмет этой серии, имевший несомненно северно- или восточноевропейское происхождение, - это подвеска из Гнездовского клада 1867 г. (клад, обнаруженный в Смоленской губернии в 1867 г. - прим.), датируемого ... в рамках 950-1000 г.г." (В.И. Кулаков. Предшественники эмблемы Византии // Гербовед. - 1994. - № 1-2 (5-6). - С. 5-11).
Интересно, что на некоторых подвесках с символами Рюриковичей, вероятно, также изображались двуглавые птицы.
Таким образом, двуглавый орел, покинув в XV веке разоренное гнездо Византийской империи и поселившись на Руси Ивана III, возможно, вернулся в земли, где его могли знать с древних времен.
____
1 - Примечательно, между прочим, что персидский сокол Варагн как символ власти находит удивительную аналогию в соколе русском - символе Рюриковичей.
#геральдика
#русы
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
Сегодня годовщина возвращения в Россию двуглавого орла - исторического герба, ставшего наравне с "Ездецом" символом нашей державы при Великом князе Иване III.
Надо сказать, что геральдическое и культовое изображение хищной птицы с двумя головами, смотрящими в разные стороны, уходит своей историей в глубь времен и, вполне вероятно, имеет индоевропейские корни. Так, подобные символы обнаружены на украшениях Микенской цивилизации и датированы XVII-XVI веками до н.э.; как минимум с XIII в. до н.э. птицы о двух головах присутствовали на печатях и в декоре Хеттского царства; в первом тысячелетии нашей эры изображения двуглавой птицы (вероятно, сокола Варагна - воплощения бога войны Вертрагны и символа царской власти (1), который, однако, чаще изображался с одной головой) встречаются в искусстве персов Сасанидского Ирана; с глубокой древности данный образ под именем Гандаберунда бытовал в Индии.
Интересно, что на Руси символ в виде двухголовой хищной птицы был известен задолго до брака Ивана III и Софьи Палеолог - как минимум, с Х века. Изображение это присутствовало на подвесках Х в. из Киева, Белгорода, Гнездово, булавке XIII в. из Новгорода Великого и т.д., а также на изделиях из Самбии, из земель т.наз. Неманской Руси (к примеру, на наконечнике ножен меча, обнаруженном в ржевском могильнике Х в.).
Примечательно, что д.и.н. В. И. Кулаков считал сей символ характерным для дружинной культуры циркумбалтийского региона. Ученый писал:
"В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречены в дружинном декоративном искусстве Балтийского субрегиона... Самый ранний предмет этой серии, имевший несомненно северно- или восточноевропейское происхождение, - это подвеска из Гнездовского клада 1867 г. (клад, обнаруженный в Смоленской губернии в 1867 г. - прим.), датируемого ... в рамках 950-1000 г.г." (В.И. Кулаков. Предшественники эмблемы Византии // Гербовед. - 1994. - № 1-2 (5-6). - С. 5-11).
Интересно, что на некоторых подвесках с символами Рюриковичей, вероятно, также изображались двуглавые птицы.
Таким образом, двуглавый орел, покинув в XV веке разоренное гнездо Византийской империи и поселившись на Руси Ивана III, возможно, вернулся в земли, где его могли знать с древних времен.
____
1 - Примечательно, между прочим, что персидский сокол Варагн как символ власти находит удивительную аналогию в соколе русском - символе Рюриковичей.
#геральдика
#русы
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
"THE MASSACRE OF SINOPE.
The odious and treacherous butchery committed by the Russians at Sinope..."
("Синопская резня.
Одиозная коварная бойня, учиненная русскими в Синопе...")
Такими словами начинались статьи британской прессы, посвященные победе русской эскадры под командованием Павла Степановича Нахимова над отрядом турецкого флота Осман-паши, состоявшейся 30 (18 ст.ст.) ноября 1853 года.
Надо отметить, это была не просто славная победа русского оружия, это был традиционный для русско-турецких противостояний сокрушительный разгром противника. И столь выразительные эпитеты от наших заклятых родственничков с Туманного Альбиона не могут не звучать приятственно для русского уха.
С днем победы, господа!
#Российская_империя
#военная_история
#искусство
The odious and treacherous butchery committed by the Russians at Sinope..."
("Синопская резня.
Одиозная коварная бойня, учиненная русскими в Синопе...")
Такими словами начинались статьи британской прессы, посвященные победе русской эскадры под командованием Павла Степановича Нахимова над отрядом турецкого флота Осман-паши, состоявшейся 30 (18 ст.ст.) ноября 1853 года.
Надо отметить, это была не просто славная победа русского оружия, это был традиционный для русско-турецких противостояний сокрушительный разгром противника. И столь выразительные эпитеты от наших заклятых родственничков с Туманного Альбиона не могут не звучать приятственно для русского уха.
С днем победы, господа!
#Российская_империя
#военная_история
#искусство
Палаш командующего турецкой эскадрой при Синопе вице-адмирала Осман-паши, сдавшегося в плен. Был передан им победителям.
Ныне хранится в севастопольском музее Черноморского флота России.
#Российская_империя
#военная_история
Ныне хранится в севастопольском музее Черноморского флота России.
#Российская_империя
#военная_история
"Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет" - древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике, хронологии и пасхалистике, написанное в 1136 г. монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком.
"Учение о числах", как кратко именуют работу, представляет из себя математико-астрономический трактат, в котором приведены система пасхального вычисления и основы календарного счёта, а также подробный расчёт даты сотворения мира. В "Учении", помимо прочего, представлен пример геометрической прогрессии, возникающей от деления суток на всё более мелкие доли, а при расчётах фигурируют числа до десятков миллионов.
Работа Кирика Новгородца является важным источником по истории русской математики, а также научных представлений древнерусских книжников.
Показательно, между прочим, что первым известным русским математиком был монах.
На илл. - страницы "Учения" из списка XVII в.
С днем математика всех причастных!
#Древняя_Русь
#наука_и_техника
"Учение о числах", как кратко именуют работу, представляет из себя математико-астрономический трактат, в котором приведены система пасхального вычисления и основы календарного счёта, а также подробный расчёт даты сотворения мира. В "Учении", помимо прочего, представлен пример геометрической прогрессии, возникающей от деления суток на всё более мелкие доли, а при расчётах фигурируют числа до десятков миллионов.
Работа Кирика Новгородца является важным источником по истории русской математики, а также научных представлений древнерусских книжников.
Показательно, между прочим, что первым известным русским математиком был монах.
На илл. - страницы "Учения" из списка XVII в.
С днем математика всех причастных!
#Древняя_Русь
#наука_и_техника
1914 г. Письмо с фронта.
Фотография С.А. Лобовикова.
Фото, в том числе, хорошо демонстрирует развитие грамотности в Российской империи, которое шло в конце XIX - начале XX века впечатляющими темпами. Представленное на фото старшее поколение, очевидно, читать не умело. Но солдат, написавший письмо, и читающие его дети - уже обучены грамоте.
См., также, статью "Образовательный потенциал Российской Империи".
#Российская_империя
#фото
Фотография С.А. Лобовикова.
Фото, в том числе, хорошо демонстрирует развитие грамотности в Российской империи, которое шло в конце XIX - начале XX века впечатляющими темпами. Представленное на фото старшее поколение, очевидно, читать не умело. Но солдат, написавший письмо, и читающие его дети - уже обучены грамоте.
См., также, статью "Образовательный потенциал Российской Империи".
#Российская_империя
#фото
"Надъ нимъ не было ничего уже, кромѣ неба, - высокаго неба, не яснаго, но все-таки неизмѣримо высокаго, съ тихо ползущими по немъ сѣрыми облаками. "Какъ тихо, спокойно и торжественно, совсѣмъ не такъ, какъ я бѣжалъ, - подумалъ князь Андрей, - не такъ, какъ мы бѣжали, кричали и дрались, совсѣмъ не такъ, какъ съ озлобленными и испуганными лицами тащили другъ у друга банникъ французъ и артиллеристъ, - совсѣмъ не такъ ползутъ облака по этому высокому безконечному небу. Какъ же я не видалъ прежде этого высокаго неба? И какъ я счастливъ, что узналъ его наконецъ. Да! Все пустое, все обманъ, кромѣ этого безконечнаго неба. Ничего, ничего нѣтъ, кромѣ его. Но и того даже нѣтъ, ничего нѣтъ, кромѣ тишины, успокоенія. И слава Богу!"
...Ему жгло голову; онъ чувствовалъ, что онъ исходитъ кровью, и онъ видѣлъ надъ собою далекое, высокое и вѣчное небо. Онъ зналъ, что это былъ Наполеонъ — его герой, но въ эту минуту Наполеонъ казался ему столь маленькимъ, ничтожнымъ человѣкомъ въ сравненіи съ тѣмъ, что происходило теперь между его душой и этимъ высокимъ, безконечнымъ небомъ съ бѣгущими по немъ облаками..."
2 декабря (20 ноября) 1805 года при Аустерлице состоялась "битва трех императоров" - решающее сражение войны Третьей коалиции, в котором армия Наполеона I Бонапарта одержала победу над союзными войсками Российской и Австрийской империй.
Весьма примечательно, что на создание одного из ярчайших и пронзительнейших эпизодов в мировой литературе великого русского писателя побудил не триумф русской армии, а ее поражение. Думается, подобное возможно лишь в рамках европейской христианской цивилизации и культуры.
#Российская_империя
#военная_история
#искусство
...Ему жгло голову; онъ чувствовалъ, что онъ исходитъ кровью, и онъ видѣлъ надъ собою далекое, высокое и вѣчное небо. Онъ зналъ, что это былъ Наполеонъ — его герой, но въ эту минуту Наполеонъ казался ему столь маленькимъ, ничтожнымъ человѣкомъ въ сравненіи съ тѣмъ, что происходило теперь между его душой и этимъ высокимъ, безконечнымъ небомъ съ бѣгущими по немъ облаками..."
2 декабря (20 ноября) 1805 года при Аустерлице состоялась "битва трех императоров" - решающее сражение войны Третьей коалиции, в котором армия Наполеона I Бонапарта одержала победу над союзными войсками Российской и Австрийской империй.
Весьма примечательно, что на создание одного из ярчайших и пронзительнейших эпизодов в мировой литературе великого русского писателя побудил не триумф русской армии, а ее поражение. Думается, подобное возможно лишь в рамках европейской христианской цивилизации и культуры.
#Российская_империя
#военная_история
#искусство
Ко дню памяти Святителя Филарета (Дроздова) - один забавный случай из его жизни, связанный с радостным праздником Воскресения Христова:
Как-то во время пасхальных праздников к московскому митрополиту Филарету пришли великосветские дамы, и одна из них спросила владыку:
— Почему Спаситель по воскресении Своем явился сперва женам-мироносицам?
Святитель ответил:
— Потому что женский пол очень болтлив, а надо было, чтобы это событие стало известно всем как можно скорее...
#персоналии
#юмор
Как-то во время пасхальных праздников к московскому митрополиту Филарету пришли великосветские дамы, и одна из них спросила владыку:
— Почему Спаситель по воскресении Своем явился сперва женам-мироносицам?
Святитель ответил:
— Потому что женский пол очень болтлив, а надо было, чтобы это событие стало известно всем как можно скорее...
#персоналии
#юмор
За взятіе при Аустерлицѣ непріятельскаго знамя
Единственным трофеем русской армии в "битве трех императоров" стало знамя батальона 4-го линейного полка французской пехоты, героически добытое чинами Лейб-гвардии Конного полка. В честь сего подвига полку был пожалован штандарт с памятной надписью, засвидетельствовавшей отвагу конногвардейцев при Аустерлице.
#Российская_империя
#военная_история
#геральдика
Единственным трофеем русской армии в "битве трех императоров" стало знамя батальона 4-го линейного полка французской пехоты, героически добытое чинами Лейб-гвардии Конного полка. В честь сего подвига полку был пожалован штандарт с памятной надписью, засвидетельствовавшей отвагу конногвардейцев при Аустерлице.
#Российская_империя
#военная_история
#геральдика
Forwarded from История. Исторические факты.
Памятники Москвы, которые видели наши предки, а мы нет..
Собрал в этой подборке одни из главных утрат города:
1) Стены Китай-города XVI века. Здесь участок у Никольской улицы.
2) Храм Успения на Покровке XVII века. На месте пустырь
3) Историческое расположение памятника Пушкину и сочетание памятника и Страстного монастыря
4) Застройка Тверской улицы вплоть до Исторического музея. Пустыря не было на Манежной площади
5) Застройка Охотного ряда с храмом Параскевы Пятницы XVII века
6) Здания страхового общества России, перестроенные в здания органов гос.безопасности
7) Площадь Арбатских ворот, ставшая дорогой
8) Красные ворота XVIII века
9) Оригинальная Триумфальная арка у Белорусского вокзала
10) Здание ресторана Яр на Петербургском шоссе в стиле модерн
Большая часть утрат произошла в 1930-е годы
История. Исторические факты
Собрал в этой подборке одни из главных утрат города:
1) Стены Китай-города XVI века. Здесь участок у Никольской улицы.
2) Храм Успения на Покровке XVII века. На месте пустырь
3) Историческое расположение памятника Пушкину и сочетание памятника и Страстного монастыря
4) Застройка Тверской улицы вплоть до Исторического музея. Пустыря не было на Манежной площади
5) Застройка Охотного ряда с храмом Параскевы Пятницы XVII века
6) Здания страхового общества России, перестроенные в здания органов гос.безопасности
7) Площадь Арбатских ворот, ставшая дорогой
8) Красные ворота XVIII века
9) Оригинальная Триумфальная арка у Белорусского вокзала
10) Здание ресторана Яр на Петербургском шоссе в стиле модерн
Большая часть утрат произошла в 1930-е годы
История. Исторические факты