Forwarded from Сергей Цветков. Истории от историка (TelepostBot)
Честертон о "русской азиатчине"
"Нет ничего особенно татарского в русских делах, за исключением того факта, что Россия сбросила иго татар. Восточный завоеватель оккупировал и крушил эту страну много лет; но то же самое можно сказать о Греции, или об Испании, или даже об Австрии.
Если Россия пострадала от Востока, то она пострадала во время сопротивления Востоку, и мне трудно понять, почему ее чудесное спасение должно было сделать её происхождение загадкой.
Иона мог быть или не быть в ките на протяжении трех дней, но нахождение в ките не сделало его русалкой.
Меднокожие люди, пришедшие из Африки, на столетия подмяли религию и патриотизм испанцев. Однако я никогда не слышал, что Дон Кихот был африканской басней, основанной на «Дядюшке Римусе». Я никогда не слышал, что густой черный цвет на картинах Веласкеса объясняется его негритянским наследием. В случае с испанцами, которые нам близки, мы можем признать воскрешение христианской и культурной нации после веков рабства.
Во всех остальных случаях с европейскими нациями, спасшимися от чудовищного плена, мы признаем чистоту и непрерывность их европейства. Мы считаем, что старая восточная система власти - это рана, а не пятно...
Судьба обрекла многие наиболее цивилизованные государства христианского мира на временное подчинение затопившим их волнам дикарей; довольно нелепо утверждать, что Россия, сражавшаяся с ними яростнее других, затем исцелилась менее других.
Истинная история на самом деле совершенно противоположна дешевой пословице, направленной против московитов. Это просто неверно говорить: «Поскребите русского, и вы найдете татарина». Даже в самый темный час варварского владычества куда уместнее было бы сказать: «Поскребите татарина, и вы найдете русского». Эта цивилизация выжила под гнетом варварства. Эта жизненная романтика России, её революция против Азии, может быть подтверждена точными фактами: не только о почти сверхчеловеческих усилиях России в борьбе, но и то встречается гораздо реже в человеческой истории - о ее крайне последовательном поведении.
Она — единственная великая нация, которая изгнала монголов из своей страны и продолжила препятствовать их присутствию на ее континенте. Зная, что они сделали в России, она понимала, что они могут сделать в Европе. И она следовала этой логике, продолжая отказывать в симпатии энергиям и религиям Востока.
Известно, что любая другая страна оказывалась в роли союзника турок, то есть монголов и мусульман. Французы использовали их как средство против Австрии, англичане нежно поддерживали их в годы Пальмерстона, даже юные итальянцы ради них отправили свои войска в Крым, о немцах и их вассалах австрийцах в наши дни и говорить незачем. Как бы ни относиться к этому факту, но надо признать — Россия единственная из европейских держав никогда не поддерживала Полумесяц против Креста.
Следует отметить еще одно существенное отличие между Россией и Пруссией, и сделать это для тех из нас, кто использует против них обычные либеральные аргументы. Россия следует своей политике, и, если вы хотите, вы можете считать ее смесью добра и зла; но она по крайней мере делает добро так же, как и зло.
Допустим, эта политика угнетает финнов и поляков — хотя поляки в России угнетены куда меньше, чем поляки в Пруссии. Но вот простой исторический факт: даже если Россия и является деспотом для некоторых малых народов, то для других малых народов она освободитель. Она освободила или по крайней мере помогала освобождению сербов и черногорцев. Кого же освободила Пруссия — хоть бы и случайно?"
(Г. К. Честертон, "Варварство Берлина", 1914 г.)
#Россия_глазами_иностранцев
"Нет ничего особенно татарского в русских делах, за исключением того факта, что Россия сбросила иго татар. Восточный завоеватель оккупировал и крушил эту страну много лет; но то же самое можно сказать о Греции, или об Испании, или даже об Австрии.
Если Россия пострадала от Востока, то она пострадала во время сопротивления Востоку, и мне трудно понять, почему ее чудесное спасение должно было сделать её происхождение загадкой.
Иона мог быть или не быть в ките на протяжении трех дней, но нахождение в ките не сделало его русалкой.
Меднокожие люди, пришедшие из Африки, на столетия подмяли религию и патриотизм испанцев. Однако я никогда не слышал, что Дон Кихот был африканской басней, основанной на «Дядюшке Римусе». Я никогда не слышал, что густой черный цвет на картинах Веласкеса объясняется его негритянским наследием. В случае с испанцами, которые нам близки, мы можем признать воскрешение христианской и культурной нации после веков рабства.
Во всех остальных случаях с европейскими нациями, спасшимися от чудовищного плена, мы признаем чистоту и непрерывность их европейства. Мы считаем, что старая восточная система власти - это рана, а не пятно...
Судьба обрекла многие наиболее цивилизованные государства христианского мира на временное подчинение затопившим их волнам дикарей; довольно нелепо утверждать, что Россия, сражавшаяся с ними яростнее других, затем исцелилась менее других.
Истинная история на самом деле совершенно противоположна дешевой пословице, направленной против московитов. Это просто неверно говорить: «Поскребите русского, и вы найдете татарина». Даже в самый темный час варварского владычества куда уместнее было бы сказать: «Поскребите татарина, и вы найдете русского». Эта цивилизация выжила под гнетом варварства. Эта жизненная романтика России, её революция против Азии, может быть подтверждена точными фактами: не только о почти сверхчеловеческих усилиях России в борьбе, но и то встречается гораздо реже в человеческой истории - о ее крайне последовательном поведении.
Она — единственная великая нация, которая изгнала монголов из своей страны и продолжила препятствовать их присутствию на ее континенте. Зная, что они сделали в России, она понимала, что они могут сделать в Европе. И она следовала этой логике, продолжая отказывать в симпатии энергиям и религиям Востока.
Известно, что любая другая страна оказывалась в роли союзника турок, то есть монголов и мусульман. Французы использовали их как средство против Австрии, англичане нежно поддерживали их в годы Пальмерстона, даже юные итальянцы ради них отправили свои войска в Крым, о немцах и их вассалах австрийцах в наши дни и говорить незачем. Как бы ни относиться к этому факту, но надо признать — Россия единственная из европейских держав никогда не поддерживала Полумесяц против Креста.
Следует отметить еще одно существенное отличие между Россией и Пруссией, и сделать это для тех из нас, кто использует против них обычные либеральные аргументы. Россия следует своей политике, и, если вы хотите, вы можете считать ее смесью добра и зла; но она по крайней мере делает добро так же, как и зло.
Допустим, эта политика угнетает финнов и поляков — хотя поляки в России угнетены куда меньше, чем поляки в Пруссии. Но вот простой исторический факт: даже если Россия и является деспотом для некоторых малых народов, то для других малых народов она освободитель. Она освободила или по крайней мере помогала освобождению сербов и черногорцев. Кого же освободила Пруссия — хоть бы и случайно?"
(Г. К. Честертон, "Варварство Берлина", 1914 г.)
#Россия_глазами_иностранцев
"Россия единственная из европейских держав никогда не поддерживала Полумесяц против Креста".
Г. К. Честертон, "Варварство Берлина", 1914 г.
Источник.
#философия_истории
Г. К. Честертон, "Варварство Берлина", 1914 г.
Источник.
#философия_истории
За вѣру и вѣрность
Парадный шлемъ нижнихъ чиновъ Лейбъ-гвардіи Кавалергардскаго, Коннаго и Кирасирскаго полковъ.
Россійская имперія, XIX - начало XX вѣка.
#Российская_империя
#армия_и_флот
Парадный шлемъ нижнихъ чиновъ Лейбъ-гвардіи Кавалергардскаго, Коннаго и Кирасирскаго полковъ.
Россійская имперія, XIX - начало XX вѣка.
#Российская_империя
#армия_и_флот
Forwarded from ВЕДОМОСТИ
230 лет назад родился Константин Тон, ставший одним из основоположников нового направления в храмовой архитектуре – русско-византийского стиля.
🟧 В первую очередь он вошел в историю как создатель храма Христа Спасителя в Москве. Проект собора в честь победы над Наполеоном, где одновременно могут находиться 10 000 человек, в 1832 году утвердил император Николай I. Он же выбрал место для него неподалеку от Кремля.
🟧 В числе других значимых творений архитектора – Большой Кремлевский дворец, ставший еще одним символом России. Поручая создать его, Николай I просил воплотить «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Также Тон спроектировал вокзалы-близнецы в Москве и Петербурге.
Подробнее о его лучших работах – в галерее на нашем сайте.
📰 Подпишитесь на «Ведомости»
Подробнее о его лучших работах – в галерее на нашем сайте.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Февральскую и Октябрьскую революции нужно рассматривать как крушение России с ее культурой и вообще великорусской национальности".
Из выступления доктора истории, профессора С. Ф. Платонова на собрании университетского "Кружка молодых историков" в 1919 г. (Архив ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области. П-65245. Т. 5. Л. 18.)
#революции
#философия_истории
Из выступления доктора истории, профессора С. Ф. Платонова на собрании университетского "Кружка молодых историков" в 1919 г. (Архив ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области. П-65245. Т. 5. Л. 18.)
#революции
#философия_истории
Дональд Трамп - Рюрикович?!
Новоизбранный президент США – Дональд Джон Трамп (род. 14.06.1946) – является потомком основателя российской государственности – Рюрика Варяжского (ум. 879) сразу по нескольким женским линиям. В этом факте нет ничего сенсационного, так как многие президенты США состоят в родстве с европейскими королевскими и аристократическими родами, а те в свою очередь породнены с Рюриковичами через браки по женским линиям.
Родственные связи Трампа и Рюрика основаны на нескольких женских линиях. Речь идёт не о прямом родстве по мужской или женской линиям, а о смешанном. Тем не менее, Рюрик – действительно предок Трампа в 36-м поколении, о чём свидетельствует нижеприведённая генеалогическая схема:
Ryurik, Grand Duke of NOVGOROD (830-879)
→ Igor, Grand Duke of KIEV (877-945)
→ Svyatoslav I, Grand Duke of KIEV (-973)
→ Vladimir I, KIEV (-1015)
→ Yaroslav I of KIEV (980-1054)
→ Anna Agnesa Yaroslavna of KIEV (1036-1089)
...
→ Malcolm (Calum) MacLeod
→ Mary Anne Trump (MacLeod)
→ Donald Trump, 45th President-elect of the United States
Как видно из схемы, родство с Рюриком у Трампа идёт от дочери Ярослава Мудрого – Анны Ярославны (ок. 1032/1036 – 1075/1089), которая в 1051 году была выдана замуж за французского короля Генриха I (1008 – 1060), став матерью будущего короля Франции – Филиппа I (1052 – 1108). Через потомство Филиппа I и прослеживается родственная связь между династией Рюриковичей и династией Капетингов, приводя по генеалогической цепочке к 45-му (и 47-му - прим.) президенту США – Дональду Трампу.
...
Проследив три женские линии родства Дональда Трампа с Рюриком Варяжским, было выявлено, что Трамп через свою маму Мэри Энн Трамп (в девичестве – Маклауд) (1912 – 2000) доводится Рюрику потомком сразу в 36-м, 37-м и 38-м коленах.
Источник.
#правители
Новоизбранный президент США – Дональд Джон Трамп (род. 14.06.1946) – является потомком основателя российской государственности – Рюрика Варяжского (ум. 879) сразу по нескольким женским линиям. В этом факте нет ничего сенсационного, так как многие президенты США состоят в родстве с европейскими королевскими и аристократическими родами, а те в свою очередь породнены с Рюриковичами через браки по женским линиям.
Родственные связи Трампа и Рюрика основаны на нескольких женских линиях. Речь идёт не о прямом родстве по мужской или женской линиям, а о смешанном. Тем не менее, Рюрик – действительно предок Трампа в 36-м поколении, о чём свидетельствует нижеприведённая генеалогическая схема:
Ryurik, Grand Duke of NOVGOROD (830-879)
→ Igor, Grand Duke of KIEV (877-945)
→ Svyatoslav I, Grand Duke of KIEV (-973)
→ Vladimir I, KIEV (-1015)
→ Yaroslav I of KIEV (980-1054)
→ Anna Agnesa Yaroslavna of KIEV (1036-1089)
...
→ Malcolm (Calum) MacLeod
→ Mary Anne Trump (MacLeod)
→ Donald Trump, 45th President-elect of the United States
Как видно из схемы, родство с Рюриком у Трампа идёт от дочери Ярослава Мудрого – Анны Ярославны (ок. 1032/1036 – 1075/1089), которая в 1051 году была выдана замуж за французского короля Генриха I (1008 – 1060), став матерью будущего короля Франции – Филиппа I (1052 – 1108). Через потомство Филиппа I и прослеживается родственная связь между династией Рюриковичей и династией Капетингов, приводя по генеалогической цепочке к 45-му (и 47-му - прим.) президенту США – Дональду Трампу.
...
Проследив три женские линии родства Дональда Трампа с Рюриком Варяжским, было выявлено, что Трамп через свою маму Мэри Энн Трамп (в девичестве – Маклауд) (1912 – 2000) доводится Рюрику потомком сразу в 36-м, 37-м и 38-м коленах.
Источник.
#правители
Forwarded from Терем-теремок
"Кроме aнгличaн, история вообще знaет только две нaции, которым достaлось сопостaвимое нaционaльное чувство собственного достоинствa, схожее провиденциaльное осознaние собственной силы: это римляне и, по крaйней мере, нa протяжении определенного времени, ведущие клaссы русской нaции. Русские и aнгличaне привыкли идентифицировaть дело рaзвития человечествa с собственным нaционaльным положением. Им свойственно убеждение, что осуществление их естественных плaнов и рaботa во блaго своего нaродa нaилучшим обрaзом служит человечеству и мировой культуре вообще".
Пaуль Рорбaх - влиятельный немецкий публицист-консерватор первой трети XX века. Рорбах из остзейских немцев, т.е. о русских имел весьма хорошее представление.
Пaуль Рорбaх - влиятельный немецкий публицист-консерватор первой трети XX века. Рорбах из остзейских немцев, т.е. о русских имел весьма хорошее представление.
Forwarded from Эдвард Чесноков
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"На утрии же вси воинстии людие молитву сотворше ко всещедрому Богу и Пресвятей Его Матери и поидошя ко граду к Сибири без боязни... Воинстии же людие на Бога уповаша [и] [поидоша во град]. Приидоша во град [Сибирь] Ермак с товарыши в лето 7089 году октября в 26 день, на память святаго великомученика Дмитрея Селунскаго. Прославиша же Бога, давшаго им победу на окаянных идолопоклонник и агарян, и радостию радующеся. Достойно воистинну воспоминати сию победу и впредь идущ[и]я роды, яко немногими вои таково царство взяша Божиею помошию."
5 ноября (26 октября ст.ст.) 1582 года, вскоре после разгрома превосходящего по численности войска сибирских татар хана Кучума в решающем сражении у Чувашева мыса на реке Иртыш, русские "воинстии людие" под руководством атамана Ермака Тимофеевича захватили столицу Сибирского ханства - город Искер/Кашлык (летописная Сибирь).
Славная победа у Чувашева мыса и взятие Искера стали событиями, фактически положившими начало русскому покорению Сибири.
В память о них по распоряжению императора Александра III в Российской империи с 1881 года стали праздновать день Сибири, отмечавшийся 26 октября (8 ноября по новому стилю), в день взятия Искера. Традиция прервалась в период СССР, но была возрождена в современной России.
С днем русской Сибири, господа!
#колонизация
#Московская_Русь
#военная_история
5 ноября (26 октября ст.ст.) 1582 года, вскоре после разгрома превосходящего по численности войска сибирских татар хана Кучума в решающем сражении у Чувашева мыса на реке Иртыш, русские "воинстии людие" под руководством атамана Ермака Тимофеевича захватили столицу Сибирского ханства - город Искер/Кашлык (летописная Сибирь).
Славная победа у Чувашева мыса и взятие Искера стали событиями, фактически положившими начало русскому покорению Сибири.
В память о них по распоряжению императора Александра III в Российской империи с 1881 года стали праздновать день Сибири, отмечавшийся 26 октября (8 ноября по новому стилю), в день взятия Искера. Традиция прервалась в период СССР, но была возрождена в современной России.
С днем русской Сибири, господа!
#колонизация
#Московская_Русь
#военная_история
Forwarded from Now&Then Russia. Россия тогда и сейчас
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Небольшой сюжет про один из самых любимых камерных городков в России🇷🇺 Вообще, это сейчас деревня)
Forwarded from Журнал "Родина"
"Москалей нельзя побить!" Так кричали поляки, когда узнали, что на них идет Суворов
230 лет назад наше войско под командованием Александра Суворова вошло в Варшаву и окончательно разгромило польское восстание. Оно началось весной того же года, когда шляхта, недовольная тем, что Польша постепенно утратила часть своих территорий, которые отошли Пруссии, Австрии и России, решила вернуть былую славу Речи Посполитой.
Поляки в Варшаве восстали еще 17 апреля 1794 года. Они набросились на русских с криками "убивайте москалей!" и "до брони!", то есть "к оружию!". Мятеж начался утром в великий четверг, накануне Пасхи. Поэтому около пятисот безоружных солдат Киевского гренадерского полка, бывших в церкви у заутрени, истребили сразу...
230 лет назад наше войско под командованием Александра Суворова вошло в Варшаву и окончательно разгромило польское восстание. Оно началось весной того же года, когда шляхта, недовольная тем, что Польша постепенно утратила часть своих территорий, которые отошли Пруссии, Австрии и России, решила вернуть былую славу Речи Посполитой.
Поляки в Варшаве восстали еще 17 апреля 1794 года. Они набросились на русских с криками "убивайте москалей!" и "до брони!", то есть "к оружию!". Мятеж начался утром в великий четверг, накануне Пасхи. Поэтому около пятисот безоружных солдат Киевского гренадерского полка, бывших в церкви у заутрени, истребили сразу...
Forwarded from Архитектурные излишества (Pavel G)
1909 год, жилые дома заводчан, село Ковжа
Делегация сборной Российской империи на открытии Олимпийских игр 1912 года
«Русский витязь» — первый в мире четырёхмоторный самолёт
Машинный зал Гиндукушской ГЭС
Росскийский павильон на Всемирной выставке 1900 года в Париже
Крестьяне села Самарово, сельский сход, начало XX века
Я помню.
Я горжусь.
Делегация сборной Российской империи на открытии Олимпийских игр 1912 года
«Русский витязь» — первый в мире четырёхмоторный самолёт
Машинный зал Гиндукушской ГЭС
Росскийский павильон на Всемирной выставке 1900 года в Париже
Крестьяне села Самарово, сельский сход, начало XX века
Я помню.
Я горжусь.
Рождение русской идеи
Статья историка С.Э. Цветкова:
В 1034 или, по другим данным, в 1036 году умер князь Мстислав — один из двух соправителей Русской земли. Наследников у него не было. Поэтому по смерти Мстислава «перея власть [волость] его всю Ярослав и бысть самовластець Русьстей земли». Наметившаяся трещина на государственном фасаде Руси снова была благополучно замазана. После длительной эпохи смуты и династических передряг все ресурсы страны, наконец, оказались в руках единственного носителя верховной власти. Политический, военный и нравственный авторитет Ярослава к тому времени был чрезвычайно высок. Вступившего в пору зрелости «самовластца» знали как опытного полководца и дипломата, и не менее того — как ревнителя христианского благочестия и страстного книгочея: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил по велику, излиха же [сверх обычного, особенно] черноризцев, и книгам прилежал, читая их часто днем и по ночам».
...
Интеллектуализм был, пожалуй, самой замечательной чертой двора Ярослава. В то время ни одна европейская столица, включая Константинополь, не жила такой напряженной умственной жизнью, как Киев второй половины 30-х – начала 50-х годов XI века. Будучи человеком высокой культуры и широкого кругозора, Ярослав окружил себя людьми просвещенными. Это были, преимущественно, лица духовного звания — священники и монахи, находившиеся при князе на положении «княжих попов».
...
Особенным доверием Ярослава пользовался инок Иларион, «русин» по происхождению, в то время — пресвитер берестовской церкви Святых Апостолов, «муж благ, книжен и постник», по словам летописи.
...
Начитанный и образованный, княжий любимец и сам прекрасно владел пером. Вероятно, при его участии на Берестове составился целый кружок переводчиков с греческого. За несколько лет была проделана огромная культурная работа: «И собра [Ярослав] писцы многы, и прекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы».
...
В конце 1037 или в начале 1038 года Иларион преподнес князю свое сочинение «Слово о законе и благодати». Непосредственным поводом к его написанию послужило завершение строительства «города Ярослава». Киев праздновал свое «обновление» во образе Божьего Града, и при дворе Ярослава это событие осмыслили самым ответственным образом, выработав оригинальное историософское воззрение на судьбы Русской земли.
«Слово о законе и благодати» насыщено библейским материалом и цитатами из Священного Писания. Но это совсем не богословский трактат. Илариона занимает, по преимуществу, философско-историческая проблематика, хотя и в религиозном ее преломлении. Есть ли в историческом развитии человечества какая-то закономерность? Является ли вселенская история, по сути, историей только одного, «избранного» народа, через который вершится Божий замысел о мире, или же благодать Господня изливается на разные народы и страны? Кто такие русские люди: свободные и полноправные творцы христианской истории, или вся их историческая роль сводится лишь к тому, чтобы пассивно воспринимать миссионерскую проповедь со стороны более «старых» христианских народов? В каком отношении стоит христианское настоящее Русской земли к ее языческому прошлому? В самой постановке этих вопросов сказывается ум, воспитанный в кирилло-мефодиевской традиции.
...
Историософские воззрения Илариона по справедливости можно считать первой в истории отечественной мысли «русской идеей», содержавшей в себе доктрину национальной независимости и исторического оптимизма. Обращаясь к прошлому, «Слово» имело в виду живую современность, провозглашало неотъемлемое право Руси и Русской Церкви на самостоятельное историческое бытие. И в этом голос Илариона был настолько созвучен общей тональности Ярославова княжения, что сегодня «Слово» кажется чуть ли не программой деятельности «самовластца», который, продолжая дело своего великого отца, положил жизнь на укрепление государственного, церковного и духовного суверенитета Русской земли.
Статья полностью
#Древняя_Русь
#философия_истории
Статья историка С.Э. Цветкова:
В 1034 или, по другим данным, в 1036 году умер князь Мстислав — один из двух соправителей Русской земли. Наследников у него не было. Поэтому по смерти Мстислава «перея власть [волость] его всю Ярослав и бысть самовластець Русьстей земли». Наметившаяся трещина на государственном фасаде Руси снова была благополучно замазана. После длительной эпохи смуты и династических передряг все ресурсы страны, наконец, оказались в руках единственного носителя верховной власти. Политический, военный и нравственный авторитет Ярослава к тому времени был чрезвычайно высок. Вступившего в пору зрелости «самовластца» знали как опытного полководца и дипломата, и не менее того — как ревнителя христианского благочестия и страстного книгочея: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил по велику, излиха же [сверх обычного, особенно] черноризцев, и книгам прилежал, читая их часто днем и по ночам».
...
Интеллектуализм был, пожалуй, самой замечательной чертой двора Ярослава. В то время ни одна европейская столица, включая Константинополь, не жила такой напряженной умственной жизнью, как Киев второй половины 30-х – начала 50-х годов XI века. Будучи человеком высокой культуры и широкого кругозора, Ярослав окружил себя людьми просвещенными. Это были, преимущественно, лица духовного звания — священники и монахи, находившиеся при князе на положении «княжих попов».
...
Особенным доверием Ярослава пользовался инок Иларион, «русин» по происхождению, в то время — пресвитер берестовской церкви Святых Апостолов, «муж благ, книжен и постник», по словам летописи.
...
Начитанный и образованный, княжий любимец и сам прекрасно владел пером. Вероятно, при его участии на Берестове составился целый кружок переводчиков с греческого. За несколько лет была проделана огромная культурная работа: «И собра [Ярослав] писцы многы, и прекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы».
...
В конце 1037 или в начале 1038 года Иларион преподнес князю свое сочинение «Слово о законе и благодати». Непосредственным поводом к его написанию послужило завершение строительства «города Ярослава». Киев праздновал свое «обновление» во образе Божьего Града, и при дворе Ярослава это событие осмыслили самым ответственным образом, выработав оригинальное историософское воззрение на судьбы Русской земли.
«Слово о законе и благодати» насыщено библейским материалом и цитатами из Священного Писания. Но это совсем не богословский трактат. Илариона занимает, по преимуществу, философско-историческая проблематика, хотя и в религиозном ее преломлении. Есть ли в историческом развитии человечества какая-то закономерность? Является ли вселенская история, по сути, историей только одного, «избранного» народа, через который вершится Божий замысел о мире, или же благодать Господня изливается на разные народы и страны? Кто такие русские люди: свободные и полноправные творцы христианской истории, или вся их историческая роль сводится лишь к тому, чтобы пассивно воспринимать миссионерскую проповедь со стороны более «старых» христианских народов? В каком отношении стоит христианское настоящее Русской земли к ее языческому прошлому? В самой постановке этих вопросов сказывается ум, воспитанный в кирилло-мефодиевской традиции.
...
Историософские воззрения Илариона по справедливости можно считать первой в истории отечественной мысли «русской идеей», содержавшей в себе доктрину национальной независимости и исторического оптимизма. Обращаясь к прошлому, «Слово» имело в виду живую современность, провозглашало неотъемлемое право Руси и Русской Церкви на самостоятельное историческое бытие. И в этом голос Илариона был настолько созвучен общей тональности Ярославова княжения, что сегодня «Слово» кажется чуть ли не программой деятельности «самовластца», который, продолжая дело своего великого отца, положил жизнь на укрепление государственного, церковного и духовного суверенитета Русской земли.
Статья полностью
#Древняя_Русь
#философия_истории