Forwarded from Музеи Московского Кремля
Историки спорят о происхождении символа власти, которого больше ни в одной стране не было – царских барм в виде широкого вышитого оплечья. Его прообраз часто ищут в Византии.
Бармы, в исторических источниках называемые также «диадима», – широкий круглый накладной воротник-оплечье, атрибут великокняжеского и царского сана. Во время церемонии венчания на царство их возлагали на плечи самодержца поверх одежды
Небольшие размеры представленных на фото барм дают основание предположить, что они были изготовлены для юного царя Петра Алексеевича, взошедшего на престол в возрасте десяти лет вместе со своим братом Иваном Алексеевичем. В Кроильной книге платья царя Петра Алексеевича 1682 года есть следующая запись: «Июня 7-го скроена под низанье диадима, атлас таусинен». Таусинным в старину называли фиолетовый или темно-синий цвет. В Описи царского наряда 1689 года отмечена уже «диадима низана жемчугом кафимским по алтасу таусинному. Без запан и без каменья…»
Бармы. Москва, мастерские Кремля, 1682. Ткань - Италия, XVII в.
© Музеи Московского Кремля
Бармы, в исторических источниках называемые также «диадима», – широкий круглый накладной воротник-оплечье, атрибут великокняжеского и царского сана. Во время церемонии венчания на царство их возлагали на плечи самодержца поверх одежды
Небольшие размеры представленных на фото барм дают основание предположить, что они были изготовлены для юного царя Петра Алексеевича, взошедшего на престол в возрасте десяти лет вместе со своим братом Иваном Алексеевичем. В Кроильной книге платья царя Петра Алексеевича 1682 года есть следующая запись: «Июня 7-го скроена под низанье диадима, атлас таусинен». Таусинным в старину называли фиолетовый или темно-синий цвет. В Описи царского наряда 1689 года отмечена уже «диадима низана жемчугом кафимским по алтасу таусинному. Без запан и без каменья…»
Бармы. Москва, мастерские Кремля, 1682. Ткань - Италия, XVII в.
© Музеи Московского Кремля
Имперский шаг Екатерины II
Ниже - английская карикатура XVIII века, на которой русская императрица делает широкий шаг из России в Константинополь.
Идея этой карикатуры, вероятно, возникла из остроты 1791-го года в журнале The Bon Ton Magazine: "Говорят, императрица России вознамерилась одной ногой стоять в Петербурге, а другой - в Константинополе. Какое наслаждение этот имперский шаг доставит, должно быть, любопытным обитателям промежуточных стран". Соответственно, на карикатуре изображены властители Европы с соттветствующими репликами:
Венецианский дож: "Как далеко может быть распространена Власть".
Папа Римский: "Никогда этого не забуду..."
Король Испании: "Клянусь святым Иаковом, я лишу ее меха!"
Король Франции Людовик XVI: "Никогда не видел ничего подобного".
Король Англии Георг III: "Что-что-что?! Какая чудовищная экспансия!"
Император Австрии Леопольд II: "Прекрасное возвышение..."
Султан Селим III: "Вся турецкая армия не сможет остановить ее..."
Несмотря на сатирический характер изображения и сопутствующие остроты, "Греческий проект" Екатерины II, как и в целом вековое русское сремление к Константинополю и черноморским проливам, вызывал в Британии отнюдь не шуточные опасения.
#Российская_империя
#внешняя_политика
#искусство
Ниже - английская карикатура XVIII века, на которой русская императрица делает широкий шаг из России в Константинополь.
Идея этой карикатуры, вероятно, возникла из остроты 1791-го года в журнале The Bon Ton Magazine: "Говорят, императрица России вознамерилась одной ногой стоять в Петербурге, а другой - в Константинополе. Какое наслаждение этот имперский шаг доставит, должно быть, любопытным обитателям промежуточных стран". Соответственно, на карикатуре изображены властители Европы с соттветствующими репликами:
Венецианский дож: "Как далеко может быть распространена Власть".
Папа Римский: "Никогда этого не забуду..."
Король Испании: "Клянусь святым Иаковом, я лишу ее меха!"
Король Франции Людовик XVI: "Никогда не видел ничего подобного".
Король Англии Георг III: "Что-что-что?! Какая чудовищная экспансия!"
Император Австрии Леопольд II: "Прекрасное возвышение..."
Султан Селим III: "Вся турецкая армия не сможет остановить ее..."
Несмотря на сатирический характер изображения и сопутствующие остроты, "Греческий проект" Екатерины II, как и в целом вековое русское сремление к Константинополю и черноморским проливам, вызывал в Британии отнюдь не шуточные опасения.
#Российская_империя
#внешняя_политика
#искусство
Храмы Русскаго Сѣвера. XVII - XVIII вв.
Свѣтопись начала XX вѣка.
(В продолжение темы, начало здесь)
#религия
#Русский_север
#фото
#архитектура
Свѣтопись начала XX вѣка.
(В продолжение темы, начало здесь)
#религия
#Русский_север
#фото
#архитектура
Сегодня в Российской Федерации отмечается 105-летие войск связи. Подразумевается, что они появились лишь в 1919 году. Это одна из множества памятных дат, ограничивающих глубину отечественной истории 1917 годом.
Между тем, первый прообраз военной связи появился в России еще при Петре I - в конце XVII века по его указу была создана полевая почта, обеспечивавшая связь между столичными городами и действующей армией. Для её осуществления в штаты полков и соединений действующей армии были введены военные почтальоны. Окончательно создание в России военной связи было закреплено в 1716 году Воинским уставом Петра I, в котором находился раздел "О чине полевой почты".
Что же касается использования в войсках технических средств связи, то здесь Россия была в числе пионеров. Впервые военный электрический телеграф в Русской императорской армии был применен в 1855 году в ходе обороны Севастополя (это, в том числе, к вопросу "технической отсталости" России во времена Крымской войны). В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов телеграф в русской армии применялся уже весьма широко, что вывело управление войсками на качественно новый уровень.
Как мы видим, история российской военной связи началась отнюдь не в 1919 году.
Тем не менее, с праздником всех причастных!
#армия_и_флот
#наука_и_техника
Между тем, первый прообраз военной связи появился в России еще при Петре I - в конце XVII века по его указу была создана полевая почта, обеспечивавшая связь между столичными городами и действующей армией. Для её осуществления в штаты полков и соединений действующей армии были введены военные почтальоны. Окончательно создание в России военной связи было закреплено в 1716 году Воинским уставом Петра I, в котором находился раздел "О чине полевой почты".
Что же касается использования в войсках технических средств связи, то здесь Россия была в числе пионеров. Впервые военный электрический телеграф в Русской императорской армии был применен в 1855 году в ходе обороны Севастополя (это, в том числе, к вопросу "технической отсталости" России во времена Крымской войны). В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов телеграф в русской армии применялся уже весьма широко, что вывело управление войсками на качественно новый уровень.
Как мы видим, история российской военной связи началась отнюдь не в 1919 году.
Тем не менее, с праздником всех причастных!
#армия_и_флот
#наука_и_техника
Любопытный очерк Д.Л. Каптаря, посвященный реабилитации генерала А. М. Стесселя, руководившего обороной Порт-Артура во время русско-японской войны:
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI.
Добавим к статье примечательный факт: командовавший взятием Порт-Артура японский генерал Ноги, осознавая, что его победа ввиду огромных потерь солдат и времени является "пирровой", после войны просил у японского императора разрешения совершить ритуальное самоубийство - сэппуку, - чтобы искупить свою вину, но получил отказ. Однако, после смерти императора Ноги все-таки покончил с собой, очевидно, так и не смирившись с крайне неудачной кампанией по взятию Порт-Артура.
#Российская_империя
#военная_история
#персоналии
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI.
Добавим к статье примечательный факт: командовавший взятием Порт-Артура японский генерал Ноги, осознавая, что его победа ввиду огромных потерь солдат и времени является "пирровой", после войны просил у японского императора разрешения совершить ритуальное самоубийство - сэппуку, - чтобы искупить свою вину, но получил отказ. Однако, после смерти императора Ноги все-таки покончил с собой, очевидно, так и не смирившись с крайне неудачной кампанией по взятию Порт-Артура.
#Российская_империя
#военная_история
#персоналии
Ко дню подразделений специального назначения России:
Статья О. Хорошиловой "Как воевал Отряд Особой важности атамана Пунина"
Материал нашего канала "Имперские штурмовики"
С праздником всех причастных!
#военная_история
Статья О. Хорошиловой "Как воевал Отряд Особой важности атамана Пунина"
Материал нашего канала "Имперские штурмовики"
С праздником всех причастных!
#военная_история